Ст 6 земельного кодекса

Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

11 Июля 2017

Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:
Чем вызвана необходимость изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет. Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример — Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток. Изъятие земельных участков для государственных нужд – процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

— для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

— для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

— для выполнения международного договора;

— для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

— после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).
С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).
Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд ? В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» — со дня опубликования решения об изъятии). Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).
Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ). При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда. В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене. Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.
Цена земельного участка, изъятого для государственных и муниципальных нужд Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ). Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Размер возмещения определяется не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. В размер возмещения включаются:

• рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием;

• убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);

• упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации. Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).
Государственная регистрация и кадастровый учет земельных участков, изъятых для государственных и муниципальных нужд Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.

>Земельныйэксперт>Решение об изъятии 2311

Требования к принимаемому решению по изъятию земли

Согласно ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земель в пользу муниципалитета или государства принимается относительно одного участка или сразу нескольких, включая те из них, которые будут образованы.

Отчуждение земель выполняется принудительно в отношении сразу нескольких территорий, располагающихся в пределах границ будущего федерального объекта.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Частные постройки, расположенные на изъятом участке, подлежат отчуждению, кроме тех зданий, которые не соответствуют цели изъятия.

Образец решения об изъятии земельного участка

Документ обязательно оформляется в письменном виде и подписывается должностным лицом (посмотреть и скачать можно здесь: ). В акте обязательно указываются:

  • сведения об отчуждаемых участках, в том числе подлежащих образованию;
  • объекты недвижимости, которые также будут изъяты;
  • цель проведения процедуры;
  • реквизиты документов, ставших основанием для принятия решения об изъятии;
  • если акт составляется на основании ходатайства (посмотреть и скачать можно здесь: ), то в решении указывается лицо, подавшее ходатайство;
  • обозначаются сервитуты, которые в дальнейшем сохранятся, а также те здания и сооружения, которые изъятию не подлежат.

К решению обязательно прилагается схема расположения участка, если его предстоит образовать, а межевой проект земельного массива отсутствует. Схема должна быть утверждена. Следует отметить, что администрация, принявшая решение об отчуждении земли может утвердить новый вариант схематического расположения участка земли, после определения собственника и переговоров с ним.

Решение суда по изъятию земельного участка для государственных нужд выносится в том случае, если относительно проведения процедуры, возникают какие-либо споры. Тогда встает вопрос о компенсации нанесенного ущерба в виде стоимости земли по рыночной цене.

Отказ в принятии решения об изъятии земли

При наличии определенных обстоятельств в принятии решения может быть отказано. Изъятие земельного участка не может быть осуществлено в случаях:

  1. если надел является выморочным и частные постройки, находящиеся во временном распоряжении других лиц, на земле отсутствуют;
  2. земли состоят в госсобственности или не относятся к городским владениям, не обремененным правами других граждан, и на этих землях нет частной застройки;
  3. если территории находятся в собственности государства или муниципалитета, не имеют обременений со стороны третьих лиц и на них располагаются выморочные или бесхозные постройки.

Существует ряд нюансов, не являющихся препятствием для изъятия земельного участка:

  • Если в ЕГРП отсутствуют данные о собственниках земли или частных построек, находящихся на ней.
  • Когда в ГКН нет данных о координатах границ участков, пересечениях.
  • По причине отсутствия информации о наличии правовых споров относительно массива или присутствующих строений.

Если права на землю или постройку, подлежащую отчуждению, перешли третьим лицам, новое решение не требуется. Также нет необходимости вносить изменения в ранее оформленный акт.

Порядок действий после принятия решения об изъятии

С апреля 2015 года в действие вступил Федеральный закон №499-ФЗ от 31.12.2014 года, согласно которому устанавливается новый порядок действий в связи с принятием решения.

После того, как решение об изъятии земли было принято, уполномоченный орган не позже десяти дней после оформления акта обязан выполнить следующие действия:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Разместить решение об изъятии земли на официальном интернет-ресурсе.
  2. Опубликовать сведения об изъятии в порядке, установленном местными нормативами.
  3. Направить копию решения собственнику территории или частных построек по имеющимся адресам. Если такие данные отсутствуют, то решение не отсылается.
  4. Копия акта передается в орган, осуществляющий регистрацию права собственности.
  5. Решение об изъятии земельного участка, сведения о лицах, подавших заявление об учете их прав направляются заявителям, передавшим ходатайство об изъятии земли, а также гражданам, распоряжающимся землей по праву постоянного бессрочного пользования земельным участком.

По общему правилу уведомленным правообладатель считается с того момента, как он получил копию решения об изъятии или со дня возврата документа отправителю.

Когда любые адреса отсутствуют, гражданин или предприятие считается оповещенным после того, как решение публикуется в стандартном порядке. После такого уведомления, правообладатель может направить органу, опубликовавшему акт, свой адрес постоянного проживания для передачи копии решения.

Принятый акт действителен не меньше трех лет с момента публикации и может быть оспорен в судебном порядке.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Принудительно допускается изъятие сразу нескольких территорий, если они располагаются в пределах одного строения или будут участвовать в образовании земель.
  2. Объекты недвижимости, находящиеся на территории, тоже подлежат отчуждению.
  3. В решении об изъятии обязательно обозначаются все необходимые сведения и данные, включая цель изъятия и основания для совершения таких действий.
  4. Акт не принимается, если существуют основания для отказа, обозначенные в законодательстве.
  5. Порядок принятия решения и уведомления землепользователей также регламентированы законом.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по выявлению лиц, земля которых подлежит изъятию

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Василий и несколько лет назад я приобрел участок с целью строительства дома. Чтобы заработать денег на постройку дома, я уехал на Север и два года работал там вахтовым методом. Вернувшись, я узнал, что мой земельный участок изъят для будущей застройки муниципалитетом. Как оказалось меня уведомляли в письменном виде, но в связи с тем, что я отсутствовал, письмо вернулось отправителю.

Подскажите, имею ли я право оспорить акт об изъятии и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте, Василий. Согласно ст.56.6 ЗК РФ, гражданин, владеющий землей, считается оповещенным в том случае, когда он получил копию решения, отправленную по почте или в том случае, когда документ вернулся назад.

Дополнительно правообладатель уведомляется путем опубликования соответствующей информации на официальном электронном ресурсе ведомства, в вашем случае администрации, либо в газете.

Вы, конечно же, вправе подать иск в суд и попытаться оспорить вынесенное решение, однако в рамках оповещения нарушений не было и во время судебного процесса необходимо будет предъявить иные доказательства несоблюдения ваших прав и существования незаконных действий со стороны муниципалитета.

Маловероятно, что вам удастся вернуть участок обратно, тем более, если он уже застроен. Но вы можете потребовать возмещения рыночной стоимости изъятой территории — это ваше законное право в соответствии с п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ.

Список законов

  • Статья 56.5 ЗК РФ
  • Статья 56.6 ЗК РФ
  • Федеральный закон №499 ФЗ от 31.12.2014 года

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Ходатайство об изъятии земельных участков
  2. Порядок выявления лиц, земля которых подлежит изъятию
  3. Соглашение об изъятии недвижимости
  4. Возмещение в связи с изъятием земельного участка

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

  • >+7 (800) 550-38-47 — Россиия
  • >+7 (499) 553-09-05 — Москва
  • >+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Комментарий к Статье 6 ЗК РФ

Статья 6 посвящена объектам земельных отношений, которыми могут выступать земля как природный объект и природный ресурс, а также земельные участки или их части.

Это обусловлено двояким подходом к оценке объектов земельных отношений. С одной стороны, объект земельных отношений — это земля в качестве природного объекта и природного ресурса, и в этом смысле она выступает объектом регулирования нормами земельного права, содержащимися, например, в главе II ЗК «Охрана земель».

Так, в ст. 12 ЗК РФ читаем: «Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности». В данной статье объектом правового регулирования выступает земля в качестве природного объекта и природного ресурса. Нельзя не обратить внимание на то, что для обозначения объекта земельных отношений в качестве важнейшей составной части природы законодатель использует не термин «земля», а термин «земли» (во множественном числе).

С другой стороны, земля как недвижимое имущество и объект права собственности и иных прав на землю выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков.

Земельный участок определяется как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК России).

Часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается в ЗК в ст. 35. В ней объектом земельных отношений является часть земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования: «При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник».

Объектом права собственности могут быть только земельные участки, но не их части (статья 15 ЗК РФ). Только земельный участок является объектом, подлежащим государственной регистрации.

В правоприменительной практике комментируемая статья 6 ЗК РФ используется, прежде всего, для определения объекта спора. Судебная практика исходит из того, что не сформированный надлежащим образом земельный участок не создает объекта земельных отношений (например, Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2013 N Ф09-1347/13 по делу N А60-26222/12; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2013 по делу N А15-1548/2012; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А19-8935/2012 и т.д.).

Другой комментарий к Ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации

В данной статье приводится перечень объектов земельных отношений. Эти объекты подразделяются на две группы: общие объекты и непосредственные объекты земельных отношений. Общим объектом земельных отношений является земля как определенная часть земной поверхности, рассматриваемая в качестве природного объекта и природного ресурса. Это определенная территория, являющаяся пространственной сферой деятельности лица, использующего ее. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля может также использоваться как средство производства для растениеводства, выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и т.п.

Непосредственным объектом земельных отношений является земельный участок либо его часть. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Кроме того, объектом земельных отношений могут быть определенная категория земель, их часть. Например, объектами земельных отношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривают право общего лесопользования (ст. 11 ЛК РФ) и право общего водопользования (ст. 6 ВдК РФ). Законодательство предусматривает право граждан свободно пребывать в лесах, пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей. Поэтому земли этих категорий по общему правилу могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.

Статья 6. Объекты земельных отношений

Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2017 N 305-КГ17-582 по делу N А41-51959/2013 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными постановлений, о признании недействительными договоров аренды земельных участков. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о невозможности установления факта наложения границ земельных участков истцов с границами спорных земельных участков.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение эксперта, придя к выводу о невозможности установления факта наложения границ земельных участков истцов с границами спорных земельных участков, суд, руководствуясь статьями 6, 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требований отказал.

Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2017 N 307-КГ17-658 по делу N А52-4423/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным пункта приказа уполномоченного органа о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как заявитель не представил доказательств наличия у него права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.

Суд при вынесении решения руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и исходил из того, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кооператив не представил надлежащие доказательства наличия у него права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.

Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 310-АД16-21238 по делу N А68-8647/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Тульской области, проанализировав положения статей 1, 6, 7, 40, 42, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что земельный участок не может использоваться иначе как в соответствии с видом разрешенного использования, учтенным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, А23-5138/2014 Требование: Об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане. Решение: Требование удовлетворено в части установления границ участка в соответствии с результатами судебной экспертизы, так как отсутствуют доказательства перевода лесного участка из земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, в силу ст. 8 ЗК РФ и ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении всего спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда.

Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2017 N 310-ЭС16-20020 по делу N А14-15602/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании отсутствующим права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу об избрании ненадлежащего способа защиты права.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе межевое дело и заключение судебной экспертизы от 04.04.2016, приняв во внимание постановление администрации Воронежской области от 30.12.2005 N 1239 «Об утверждении показателей отнесения автомобильных дорог общего пользования к собственности Воронежской области» (далее — Постановление N 1239) и Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью Воронежской области (далее — Перечень), руководствуясь статьями 6, 87, 90, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», разъяснениями, приведенными в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.

Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 305-КГ16-17645 по делу N А40-203844/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения об отказе принять документы для оказания государственной услуги. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что согласно кадастровому паспорту земельного участка его границы не были установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, вид разрешенного использования участка не соответствует его фактическому использованию.

Апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 08.07.2015 N 77/501/15-756029, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 6, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 «О землепользовании в городе Москве», Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП «Об утверждении перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве», пунктами 2.4.1.1, 2.8.1.3 и 3.2.3 Административного регламента, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа Департамента незаконным.

«Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ объектом земельных правоотношений является, в том числе часть земельного участка.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о кадастре объектом кадастрового учета могут быть земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2016 N 305-ЭС16-12580 по делу N А40-132960/2015 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании незаконными действий государственного органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку избранный заявителем способ защиты не позволяет восстановить его права и интересы, которые он считает нарушенными.

Суды не применили нормы статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации, статей 209, 606 — 609, 611 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 35 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 15.09.2016 N 308-ЭС16-11076 по делу N А53-22508/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о признании незаконным межевого плана земельного участка, по встречному иску о перераспределении площади земельных участков. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как граница участка предпринимателя пересекала принадлежащие обществу объекты недвижимости, и предприниматель не доказал наличие у него прав на соответствующую часть участка общества.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы, оценив представленные доказательства по правилам статей 71, 86 АПК РФ, в том числе заключение судебной экспертизы, руководствуясь статьями 12, 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 36, 64 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», разъяснениями, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество», пришли к выводам о наличии оснований для частичного удовлетворения иска Общества иска и о необоснованности заявленных предпринимателем встречных требований.

Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 N 305-КГ16-9206 по делу N А40-124571/2013 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, направляя дело на новое рассмотрение, суд округа указал, что судам следует установить вид разрешенного использования спорного земельного участка согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства, определить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок, какой вид разрешенного использования в ней предусмотрен и для чего предназначены расположенные на ней объекты.

Отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6, пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что судами не исследован вопрос о том, не противоречит ли требованиям действующего законодательства предоставление земельного участка «с разрешенным использованием — эксплуатации некапитального объекта» в порядке оказания государственной услуги «предоставление участка собственникам «зданий, строений, сооружений — объектов недвижимости», не дана надлежащая оценка доводам департамента о том, что граница земельного участка с кадастровым номером 77:06:0007005:5 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и что спорный участок был предоставлен только для размещения временного павильона, а также из того, что государственная регистрация права собственности на здание, расположенное на спорном земельном участке, сама по себе не может считаться единственным доказательством наличия исключительного права на предоставление земельного участка в долгосрочную аренду, занятого этим зданием.

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Комментарий к Ст. 6 ЗК РФ

1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 1 Кодекса, земельное законодательство исходит из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Соответственно, и как объект земельных отношений земля выступает в этих двух качествах: в первом случае — это земля как природный объект и природный ресурс, и в этом качестве она выступает объектом регулирования, например, норм главы II Кодекса (при этом используется также термин «земли»); во втором случае — это земля как имущество и объект прав, и в этом качестве она выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков.

Земельный участок — одна из основных категорий, которыми оперируют земельное право и земельное законодательство. Его точное определение содержится в п. 2 комментируемой статьи 6 ЗК РФ. Что же касается части земельного участка, то правовая природа этого понятия нередко является предметом дискуссий, поскольку часть земельного участка, пока она не выделена в установленном порядке в отдельный участок, не может быть самостоятельным объектом имущественных прав и сделок. В ЗК часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается только в ст. 35 в контексте части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.

В земельном законодательстве объектом прав выступают также земельные доли (см. комментарий к гл. XIV Кодекса). Комментируемая статья не рассматривает их в качестве отдельного объекта земельных отношений, поскольку земельная доля по существу представляет собой долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, т.е. объектом выступает опять же земельный участок. Однако отношения по поводу таких долей обладают существенной спецификой и являются предметом регулирования нескольких статей ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2. ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 15.02.2008 согласно ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ) определял земельный участок как часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Земельный участок — недвижимая вещь, а вещи согласно ст. 133 ГК могут быть делимыми и неделимыми. Земельные участки бывают как делимыми, так и неделимыми — это зависит от их размера, конфигурации, целевого назначения и разрешенного использования. В отдельных случаях запрет раздела земельного участка установлен законом — например, в отношении земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Комментируемая статья 6 Земельного кодекса РФ конкретизирует и развивает применительно к земельным участкам норму ст. 133 ГК, согласно которой признается неделимой вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Делимость земельного участка имеет принципиальное значение в случае, когда предполагается его раздел — например, между собственниками, если участок находится в общей собственности. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами ст. ст. 252, 258 ГК.

Пункты 3, 4 ст. 36 ЗК РФ подробно регламентируют случаи, когда на неделимом земельном участке находится здание, которое принадлежит на праве собственности или на иных вещных правах нескольким разным лицам.

admin