Ст 58 положения о службе

17. Прекращение службы и основания для увольнения из уголовно-исполнительной системы 17.1. Прекращение службы в уголовно-исполнительной системе оформляется приказом. При этом увольнение сотрудников производится соответствующими начальниками в пределах компетенции, установленной статьей 60 Положения: 1) увольнение сотрудников, состоящих на должностях номенклатуры Президента Российской Федерации и Министра юстиции Российской Федерации, а также имеющих специальное звание полковник внутренней службы, — приказом за подписью Министра юстиции Российской Федерации; 2) увольнение лиц старшего и среднего начальствующего состава, имеющих специальные звания до подполковника внутренней службы включительно, производится приказами за подписью директора ФСИН России, начальников учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, образовательных учреждений ФСИН России и научно-исследовательских учреждений уголовно-исполнительной системы в соответствии с номенклатурой должностей; 3) увольнение лиц рядового и младшего начальствующего состава — приказами за подписью должностных лиц, перечисленных в подпункте 1 настоящего пункта, а также начальников исправительных учреждений, следственных изоляторов и иных учреждений уголовно-исполнительной системы, которым такое право предоставлено руководителями, перечисленными в подпункте 1 настоящего пункта. 17.2. Основания для увольнения сотрудников предусмотрены частью первой статьи 58 Положения. 17.3. Увольнение по болезни либо ограниченному состоянию здоровья (пункты «ж», «з» статьи 58 Положения) производится при наличии заключения ВВК о негодности или ограниченной годности сотрудника к службе. 17.4. Если увольнение в связи с нарушением условий контракта (пункт «д» статьи 58 Положения) осуществляется по инициативе сотрудника, то начальник учреждения или органа уголовно-исполнительной системы обязан в двухнедельный срок провести проверку сведений о нарушении и в пределах предоставленных полномочий принять одно из следующих решений: разработать меры по устранению нарушений условий контракта, предложить сотруднику написать рапорт о его согласии с принятыми мерами и продолжении службы в уголовно-исполнительной системе с отзывом предыдущего рапорта; уволить сотрудника со службы с его согласия в связи с нарушением по вине начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы условий контракта, которые не могут быть им устранены. Если решение вопроса об увольнении выходит за пределы компетенции начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, то он обязан незамедлительно направить рапорт и материалы проверки вышестоящему начальнику, имеющему такое право. В приказе об увольнении сотрудника после ссылки на пункт «д» статьи 58 Положения указывается, какой стороной было допущено нарушение условий контракта. 17.5. Увольнение по сокращению штатов (пункт «е» статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность. 17.6. В случае увольнения сотрудника по служебному несоответствию в аттестационном порядке (пункт «и» статьи 58 Положения) составленная на него аттестация должна содержать объективное и всестороннее обоснование его профессиональной непригодности. Такой вывод должен вытекать из результатов служебной деятельности, отношения к делу данного сотрудника, практики соблюдения им дисциплины и норм законодательства Российской Федерации, анализа его личных качеств, поведения, степени профессиональной подготовленности. 17.7. При увольнении сотрудника за грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины (пункт «к» статьи 58 Положения) необходимо исходить из требований статьи 34 Положения. При этом в аттестации подробно отражаются сущность и характер совершенных сотрудником нарушений, а также несоблюдение им требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок и условия выполнения возложенных на него обязанностей. 17.8. Увольнение сотрудника в этом случае осуществляется, как правило, в порядке реализации приказа о дисциплинарном взыскании и с учетом требований статей 17 и 39 Положения. 17.9. Увольнение сотрудника в связи с нарушением им условий контракта, а также по пунктам «к», «м» статьи 58 Положения влечет имущественные последствия, предусмотренные статьей 61 Положения. 17.10. Решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков (приложение 20). Списки сотрудников, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта. Они составляются раздельно для сотрудников, которым срок службы продлевается впервые и повторно, на основании их рапортов и ходатайств непосредственных начальников. В ходатайствах излагаются выводы последней аттестации, краткая характеристика деловых и нравственных качеств сотрудника, иные сведения и обстоятельства, которые могут иметь значение для принятия решения, а также указывается, до какого времени (месяц, год) предлагается оставить сотрудника на службе в уголовно-исполнительной системе. ВВК дается оценка состояния здоровья сотрудника, свидетельствующая об отсутствии у него медицинских противопоказаний для службы в замещаемой должности. Принятые решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста или отказе в этом объявляются сотрудникам лично непосредственными начальниками. Утвержденные персональные списки направляются в кадровые подразделения по месту службы сотрудников и хранятся в установленном порядке. На основании поступивших документов в личных делах сотрудников, оставленных на службе, в раздел 10 послужного списка вносится соответствующая запись. Ходатайства и рапорта приобщаются к личным делам сотрудников. 17.11. Перед представлением сотрудников к увольнению уточняются данные о прохождении ими службы, подтверждаются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении и отдельно в льготном исчислении. Согласно законодательству исчисляется выслуга лет для назначения пенсии, которая объявляется сотруднику. 17.12. О предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением (приложение 21), вручаемым сотруднику под расписку с соблюдением сроков, установленных Положением. В случае отказа сотрудника от получения уведомления кадровым подразделением составляется об этом в установленном порядке соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из уголовно-исполнительной системы направляется заказным письмом. Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы. К участию в беседах с увольняемыми по их просьбе могут быть приглашены представители кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений. Если в ходе беседы с увольняемыми сотрудниками ставятся вопросы, которые не могут быть разрешены соответствующими учреждениями или органами уголовно-исполнительной системы, руководители, проводящие беседы, докладывают эти вопросы на решение вышестоящего прямого начальника. 17.13. До представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на ВВК с целью установления степени годности к военной службе. Заключения ВВК учитываются при определении основания увольнения. Сотрудники, увольняемые по пунктам «к», «м» статьи 58 Положения (если они не осуждены к лишению свободы), могут по их просьбе направляться кадровыми подразделениями для медицинского освидетельствования на ВВК после увольнения со службы. На ВВК могут не направляться сотрудники, увольняемые по пункту «б» статьи 58 Положения, а также по другим основаниям, в случае их отказа от освидетельствования на ВВК, оформленного рапортом на имя начальника, имеющего право увольнения этих сотрудников. Сотрудники, не имеющие права на пенсию по выслуге срока службы, но признанные ВВК негодными к службе, направляются на освидетельствование на медико-социальную экспертную комиссию (далее — МСЭК). Лица, имеющие другие формулировки заключения ВВК о степени годности к службе, по их просьбе направляются для освидетельствования на МСЭК. В таком же порядке направляются для медицинского освидетельствования сотрудники, имеющие право на пенсию по выслуге установленного срока службы и признанные ВВК негодными к службе. В случае уклонения увольняемого сотрудника от освидетельствования ВВК об этом делается отметка в представлении на увольнение и составляется соответствующее заключение, которое подписывается сотрудниками кадрового подразделения. Заключение хранится в личном деле сотрудника и служит основанием для отказа в выдаче направления на освидетельствование ВВК в последующем. 17.14. На сотрудников, подлежащих увольнению, соответствующими прямыми начальниками на имя начальника, имеющего право их увольнения, направляются представления к увольнению из уголовно-исполнительной системы (приложение 22). К представлению прилагаются: рапорт сотрудника; заключение ВВК; заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта (на сотрудников, представляемых к увольнению по пункту «д» статьи 58 Положения); заключение по материалам служебных проверок (на сотрудников, представляемых к увольнению по пункту «к» статьи 58 Положения); аттестация (на сотрудников, представляемых к увольнению по пунктам «и», «к» статьи 58 Положения); копии приговоров судов (на сотрудников, представляемых к увольнению по пункту «м» части первой статьи 58 Положения); решение суда чести (в случае рассмотрения проступка увольняемого судом чести); иные документы, имеющие существенное значение для принятия решения об увольнении сотрудника. 17.15. При определении основания для увольнения сотрудника учитываются его возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга лет для назначения пенсии, отношение к службе, а также льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые в зависимости от оснований увольнения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением. Если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, с его согласия указывается та из них, которая дает право на получение наибольших гарантий и компенсаций. Начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и кадровых подразделений несут ответственность за правильное определение оснований увольнения сотрудников. 17.16. Приказ об увольнении сотрудника уголовно-исполнительной системы объявляется ему под роспись. Копия приказа об увольнении сотрудника вручается вместе с предписанием о постановке на воинский учет в двухнедельный срок. Не допускается увольнение сотрудников в период нахождения их в отпусках или в период болезни, находящихся в качестве заложника, безвестного отсутствия (до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим). Увольнение со службы беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда сотрудники подлежат увольнению со службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «е», «ж», «з», «к», «л» и «м» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть уволены, за исключением случая ликвидации данного учреждения и органа уголовно-исполнительной системы, в котором они проходили службу, и их отказа от продолжения службы в другом учреждении, органе уголовно-исполнительной системы. Трудовые книжки уволенным сотрудникам выдаются кадровым подразделением в день увольнения. Если в этот день не представляется возможным выдать трудовую книжку в связи с отсутствием уволенного сотрудника либо его отказом от получения трудовой книжки, кадровые подразделения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы направляют бывшему сотруднику уведомление о необходимости получения трудовой книжки либо согласия на отправление ее по почте. Со дня направления уведомления учреждения и органы уголовно-исполнительной системы освобождаются от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. 17.17. Уволенные сотрудники снимаются со специального учета уголовно-исполнительной системы и передаются кадровыми подразделениями на воинский учет в военные комиссариаты по месту жительства для зачисления в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, если они не достигли предельного возраста, установленного Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <*> для граждан, пребывающих в запасе и имеющих соответствующие воинские звания, и по состоянию здоровья годных к военной службе, либо в отставку, если они достигли предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации или признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья либо для призыва на военную службу. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, N 7, ст. 621, N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631, N 21, ст. 1919, N 26, ст. 2521, N 30, ст. 3029, N 30, ст. 3030, N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1, N 8, ст. 709, N 27 (ч. I), ст. 2700, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600, N 17, ст. 1587, N 18, ст. 1687, N 25, ст. 2484, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; «Российская газета», 2005, N 68. 17.18. Исключение из списков личного состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы сотрудников, умерших (погибших), признанных судом безвестно отсутствующими, а также лишенных специальных званий по приговору суда, в звании от полковника внутренней службы и выше производится приказами Министерства юстиции Российской Федерации по представлению начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а сотрудников в звании до подполковника внутренней службы -приказами за подписью соответствующих начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих право увольнения этих лиц. В приказе об исключении увольняемых лиц из списков личного состава указывается соответствующий акт, дающий на это основание (например, решение о признании сотрудника безвестно отсутствующим или лишении специального звания, свидетельство о смерти, документ, удостоверяющий прекращение гражданства Российской Федерации). 17.19. После издания приказов об увольнении сотрудников основания такого увольнения изменению не подлежат, если при этом не были допущены нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и не вскрыты новые обстоятельства, связанные с увольнением. 17.20. Гражданин, уволенный из уголовно-исполнительной системы, имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суде (статья 62 Положения), а также право до направления жалобы в суд обратиться в вышестоящее учреждение или орган уголовно-исполнительной системы за разъяснением или решением вопроса о восстановлении на службе в порядке, установленном статьей 66 Положения. 17.21. Архивные личные дела бывших сотрудников, находящиеся на хранении в учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, уволившем сотрудника, или находящиеся на хранении в архиве соответствующего учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, высылаются незамедлительно по запросам других учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

2. Увольнение сотрудника органов внутренних дел с работы по основанию, не предусмотренному Законом РСФСР «О милиции», признано неправильным (И з в л е ч е н и е) Приказом Министра внутренних дел Удмуртской Республики от 15 июля 1996 г. Щенин уволен из органов внутренних дел на основании п. «л» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел. Щенин обратился в суд с иском об отмене приказа об увольнении из органов внутренних дел, восстановлении его на службе в должности дежурного дежурной части отдела внутренних дел Глазовского района, считая, что таких проступков он не совершал. Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики Щенину в иске отказано. В кассационной жалобе Щенин просил об отмене решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 9 апреля 1998 г. решение суда отменила, указав следующее. Перечень оснований, по которым сотрудник милиции может быть уволен со службы, приведен в ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями). Возможность увольнения за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, названная норма Закона не предусматривает. Данное основание (по которому уволен истец) установлено п. «л» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I. Между тем в силу ст. 19 Закона РСФСР «О милиции» другие основания увольнения, не перечисленные в этой статье, должны быть предусмотрены законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1978 года (в редакции, действовавшей на период принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел) под законом понимался закон, принятый с соблюдением предусмотренных для этого правил и процедур. Согласно ст.ст. 111, 117 названной Конституции закон Российской Федерации считался принятым, если в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации за него проголосовало большинство членов палат; закон Российской Федерации подписывался и обнародовался в течение 14 дней Президентом Российской Федерации, который вправе был вернуть его до истечения указанного срока для повторного рассмотрения. В отличие от закона, постановления принимались одной из палат, при необходимости передавались в другую палату и при одобрении ею приобретали силу постановления Верховного Совета Российской Федерации (ст. 112 упомянутой Конституции). Таким образом, постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, исходя из формы и процедуры его принятия, не может рассматриваться в качестве закона. В связи с этим нельзя признать, что указанное в п. «л» ст. 58 Положения, утвержденного этим постановлением, дополнительное основание увольнения сотрудника милиции установлено законом, как того требует ст. 19 Закона РСФСР «О милиции». Предусмотренное ст. 20 Закона РСФСР «О милиции» правило о том, что порядок и иные условия службы в милиции регулируются Положением о службе в органах внутренних дел, утверждаемым Верховным Советом РСФСР, не означает возможности установления данным Положением дополнительных оснований для увольнения сотрудников милиции. Упомянутая специальная норма допускает такую возможность только на основании закона. Следовательно, Щенин уволен из органов внутренних дел по основанию, не предусмотренному законом. Поэтому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отмене приказа об увольнении истца и восстановлении его в прежней должности без передачи дела в этой части на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства, имеющие значение по этим требованиям, установлены на основании имеющихся в деле материалов. _____________

admin