Ст 40 ФЗ об ООО

Новая редакция Ст. 91 ГК РФ

Утратила силу с 1 сентября 2014 г.

Комментарий к Ст. 91 ГК РФ

Гражданским кодексом предусмотрена лишь общая структура органов ООО. Более подробно структура органов, а также их компетенция определены Законом.

Как Кодекс, так и Закон определяют, что высшим органом управления является общее собрание участников общества. Общее собрание может быть очередным (т.е. проводится в сроки, предусмотренные уставом) и внеочередным (проводится в форме совместного присутствия участников и опросным путем (заочное голосование)).

Уставом общества может быть предусмотрено образование в ООО совета директоров (наблюдательного совета). При этом Закон не содержит каких-либо норм, предусматривающих обязательное образование совета директоров (сравните с акционерными обществами).

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется исполнительными органами. При этом в отличие от текста Кодекса Закон предусматривает только две модели функционирования исполнительных органов:

1) единоличный исполнительный орган;

2) единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. В обществе, имеющем более пятнадцати участников, обязательно создание ревизионной комиссии (ревизора), функции которой заключаются в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Наличие ревизионной комиссии не исключает возможность привлечения внешнего аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также проверки состояния его текущих дел.

По общему правилу ООО не обязано публиковать отчетность о своей деятельности. Тем не менее в некоторых случаях, например при размещении облигаций, иных эмиссионных ценных бумаг, обязанность публиковать годовые отчеты, бухгалтерские балансы, раскрывать информацию о деятельности общества может быть предусмотрена законом.

Судебная практика.

В соответствии со ст. 43 Закона решение общего собрания участников общества, принятое с нарушением требований законодательства или устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества, не принимавшего участие в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения.

Пунктом 1 ст. 43 Закона для обжалования решения общего собрания участников общества установлен двухмесячный срок, который исчисляется со дня, когда участник узнал или должен был узнать о принятом решении, а если он принимал участие в собрании, то со дня принятия такого решения.

В исключительных случаях, когда суд признает причину пропуска указанного срока участником общества — физическим лицом уважительной по обстоятельствам, связанным с его личностью (тяжелая болезнь и др.), этот срок может быть восстановлен судом (ст. 205 ГК РФ). При рассмотрении иска о признании решения общего собрания участников общества недействительным по существу суд вправе с учетом всех обстоятельств оставить в силе обжалуемое решение, если голосование участника, подавшего заявление, не могло повлиять на результаты голосования, допущенное нарушение не является существенным и решение не повлекло причинение убытков данному участнику общества (п. 2 ст. 43 Закона).

Если решение общего собрания участников общества обжалуется по мотивам нарушения установленного Законом порядка созыва собрания (несвоевременного направления информации участникам, нарушения порядка и сроков формирования повестки дня собрания и т.п.), следует учитывать, что такое собрание может быть признано правомочным, если в нем участвовали все участники общества (п. 5 ст. 36 Закона).

В случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания участников общества, однако судом установлено, что данное решение принято с существенными нарушениями закона или иных правовых актов (с нарушением компетенции этого органа, при отсутствии кворума и т.д.), суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из участников общества или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14).

Другой комментарий к Ст. 91 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Правовой формой выражения участниками ООО своей воли по управлению обществом является их общее собрание. Кодекс определяет общее собрание участников в качестве органа управления обществом, причем называет его высшим органом управления. Закон об ООО (п. 1 ст. 32) вслед за ГК указывает, что общее собрание участников является высшим органом, упуская, однако, указание на то, что это орган управления. Подобное терминологическое различие не представляет какой-либо существенной концептуальной разницы, поскольку в любом случае общее собрание участников ООО рассматривается в качестве главенствующего органа, формирующего волю ООО по наиболее важным вопросам его существования и деятельности.

Каждый участник ООО имеет на общем собрании участников число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООО. При этом уставом ООО при учреждении общества или путем внесения в устав изменений по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников ООО (например, один участник — один голос либо непропорциональное распределение голосов, асимметричное размерам долей, в том числе осуществляемое в порядке наделения отдельных участников дополнительными правами в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона об ООО); изменение и исключение положений устава ООО, устанавливающих указанный порядок, осуществляются по решению общего собрания, принятому всеми участниками общества единогласно (п. 1 ст. 32 Закона об ООО). Общее собрание участников ООО может быть очередным или внеочередным, а все участники имеют право присутствовать на нем, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Любые положения учредительных документов ООО или решения органов общества, ограничивающие указанные права, ничтожны.

Поскольку ООО является корпоративным образованием, а не персональным союзом лиц, для него, как и для прочих хозяйственных обществ, характерно отделение распорядительных функций от собственности: в ООО текущие распорядительные действия осуществляются специально образуемым исполнительным органом, который может избираться из физических лиц, даже не связанных с участниками общества.

В п. 1 комментируемой статьи предусматривается создание исполнительного органа, осуществляющего текущее руководство деятельностью ООО и подотчетного общему собранию участников общества. При конструировании структуры исполнительного органа ООО Кодекс в п. 1 ст. 91 допускает наличие трех вариантов такого органа: единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган и сочетание обоих этих органов (коллегиальный исполнительный орган во главе с единоличным). Несмотря на явное противоречие ГК, подвергавшееся критике в юридической литературе, в Законе об ООО сужен перечень допустимых вариантов исполнительного органа ООО и предусмотрены лишь две конструкции исполнительного органа: единоличный и единоличный вместе с коллегиальным, а возможность создания в ООО одного лишь коллегиального органа исключена (п. 4 ст. 32 Закона). Представляется, что решение, содержащееся в Законе, в полной мере соответствует духу п. 1 ст. 53 ГК, поскольку, если допустить возможность существования у ООО только коллегиального исполнительного органа, прочие участники оборота каждый раз будут находиться в неопределенном положении при установлении полномочий членов этого органа. Соответственно, при любой конструкции исполнительного органа ООО лицом, которое вправе действовать от имени общества без доверенности и осуществлять соответствующие полномочия исполнительного органа, может быть признан только единоличный исполнительный орган (глава коллегиального исполнительного органа). В случае создания наряду с единоличным исполнительным органом также коллегиального устав общества должен содержать положения о его составе (порядке формирования) и компетенции, порядке принятия им решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 2 ст. 12 Закона об ООО).

Кодекс умалчивает о возможности создания в ООО совета директоров (наблюдательного совета), между тем он и не исключает подобной возможности. При подобном положении Закон об ООО предусматривает возможность создания совета директоров. Так, согласно п. 2 ст. 32 Закона уставом ООО может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом члены коллегиального исполнительного органа ООО не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета), а лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Ничего не говорится в ГК также о возможности передачи полномочий исполнительного органа ООО иному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (управляющей организации или управляющему), хотя для АО подобная возможность прямо предусмотрена п. 3 ст. 103 ГК. Однако Закон об ООО исправил данный недочет, предусмотрев в ст. 42 право ООО передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. Однако формулировка ст. 42 также порождает ряд вопросов, поскольку исходя из буквального содержания указанной нормы управляющему могут быть переданы полномочия лишь единоличного исполнительного органа, а как указывалось выше, названный Закон допускает создание в ООО наряду с единоличным также и коллегиального исполнительного органа, полномочия которого при буквальном толковании Закона ни при каких условиях не могут быть переданы управляющему. Сложно найти обоснование, ratio legis подобного подхода, однако до внесения соответствующих изменений в Закон об ООО запрет на передачу полномочий коллегиального исполнительного органа ООО управляющему не может быть обойден ни иными нормативными правовыми актами, ни решением участников ООО. Для предотвращения возможных трудностей обществу, имеющему два исполнительных органа, при принятии решения о передаче полномочий по управлению обществом управляющему следует внести изменения в учредительные документы и устранить коллегиальный исполнительный орган.

Все органы, создаваемые в ООО помимо общего собрания его участников, являются в известном смысле производными от общего собрания, а потому полностью ему подотчетны и обязаны осуществлять свою деятельность в интересах общества и его участников (п. 3 ст. 53 ГК РФ).

2. Согласно п. 2 ст. 91 компетенция органов управления ООО, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются помимо Кодекса также Законом об ООО и уставом общества. Соответственно, п. 2 ст. 91 задает иерархию норм, посвященных указанным вопросам: положения устава по данным вопросам не могут противоречить нормам Закона об ООО, которые, в свою очередь, должны развивать нормы Кодекса, не вступая в противоречие с ним.

Полномочия общего собрания участников определяются п. 3 комментируемой статьи, а также ст. 33 Закона об ООО.

В случае если уставом общества предусматривается создание совета директоров (наблюдательного совета), то устав общества, помимо прочего, должен предусматривать компетенцию совета директоров, однако каких-либо правил на сей счет Кодекс не предусматривает, поскольку нормам ГК, посвященным ООО, вообще неизвестна фигура совета директоров ООО. Соответствующие положения можно обнаружить в Законе об ООО, согласно п. 2 ст. 32 которого допускается отнесение уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) следующих вопросов:

образование исполнительных органов ООО, досрочное прекращение их полномочий;

решение вопросов о совершении крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50% стоимости имущества ООО (п. 4 ст. 46 Закона об 000);

решение вопросов о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность, если сумма оплаты по сделке или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, не превышает 2% стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 7 ст. 45 Закона);

решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников ООО, а также решение иных вопросов, предусмотренных Законом об ООО.

Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) ООО, а также порядок прекращения полномочий его членов, компетенция председателя совета директоров ООО не регулируются каким-либо образом в Законе об ООО, эти вопросы могут определяться уставом общества.

Компетенция исполнительного органа ООО (коллегиального и единоличного) строится по остаточному принципу; как правило, полномочия, предоставляемые исполнительному органу, направлены на реализацию текущей хозяйственной деятельности, а потому носят текущий распорядительный характер. В частности, единоличный исполнительный орган ООО вправе осуществлять следующие полномочия и действия фактического порядка:

1) без доверенности действовать от имени ООО, в том числе представлять его интересы и совершать сделки;

2) выдавать доверенности на право представительства от имени ООО, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издавать приказы о назначении на должности работников ООО, об их переводе и увольнении, применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания;

4) осуществлять иные полномочия, не отнесенные Законом об ООО или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа ООО (п. 3 ст. 40 Закона).

Порядок формирования исполнительного органа общества определяется уставом общества (п. 4 ст. 40, ст. 41 Закона об ООО), уставом определяется и компетенция коллегиального исполнительного органа в случае передачи полномочий исполнительного органа управляющему (управляющей организации), когда такая возможность прямо предусмотрена уставом общества (ст. 42 Закона об ООО), к последним переходят полномочия единоличного исполнительного органа, иными словами, управляющий заступает на место единоличного исполнительного органа ООО. Договор с управляющим подписывается от имени ООО лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим или соответствующим участником ООО, уполномоченным решением общего собрания участников.

При решении вопросов соотношения компетенции и полномочий различных органов ООО следует исходить из того, что исключительная компетенция общего собрания участников ООО определяется исчерпывающим образом в законе (п. 3 ст. 91 ГК, п. 2 ст. 33 Закона об ООО), между тем как компетенция общего собрания участников не ограничивается вопросами исключительной компетенции, а потому оно может решать также иные вопросы, если они отнесены к его компетенции уставом общества. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета), напротив, может включать в себя лишь те вопросы, которые определены уставом общества в соответствии с Законом об ООО (п. 2 ст. 32 Закона об ООО). Наконец, компетенция исполнительного органа ООО носит остаточный характер, а потому покрывает лишь те вопросы, которые не отнесены к компетенции иных органов. Таким образом, ни совет директоров, ни исполнительный орган ООО не могут вторгаться в компетенцию общего собрания участников, а оно по общему правилу не может передавать иным органам ООО решение вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции; исключения из указанного правила допускаются лишь в силу прямого указания Закона об ООО (п. 2 ст. 33).

3. Норма п. 3 комментируемой статьи посвящена определению исключительной компетенции общего собрания участников, при этом Кодекс предусматривает лишь наиболее принципиальные вопросы, которые должно решать общее собрание участников, оговариваясь при этом, что Законом об ООО к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено также решение иных вопросов. Соответственно, Закон об ООО существенно расширяет перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников, предусматривая в п. 2 ст. 33 следующие вопросы исключительной компетенции общего собрания участников ООО:

1) определение основных направлений деятельности ООО, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

2) изменение устава ООО, в том числе изменение размера уставного капитала ООО;

3) внесение изменений в учредительный договор;

4) образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, если решение данного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

5) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) ООО;

6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ООО;

7) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками;

8) утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО (внутренних документов ООО);

9) принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

10) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

11) принятие решения о реорганизации или ликвидации ООО;

12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

13) решение иных вопросов, предусмотренных Законом об ООО.

Указанные выше вопросы не могут быть переданы на решение исполнительных органов ООО ни в коем случае (п. 3 ст. 91 ГК РФ), а на решение совета директоров (наблюдательного совета) они могут быть переданы лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом об ООО (п. 2 ст. 33), к примеру, если уставом общества предусматривается создание совета директоров и его право формировать исполнительные органы общества.

Решения по вопросам, указанным выше в пп. 2 (изменение устава ООО, в том числе изменение размера уставного капитала ООО), а также по иным вопросам, определенным уставом ООО, принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена Законом об ООО (например, решение об увеличении уставного капитала за счет вкладов третьих лиц (п. 2 ст. 19 Закона об ООО) принимается всеми участниками единогласно) или уставом общества. Решения по вопросам, указанным выше в пп. 3 и 11 (изменение учредительного договора, принятие решения о реорганизации или ликвидации ООО), принимаются всеми участниками общества единогласно. Остальные решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена Законом об ООО или уставом общества. При этом следует помнить, что в ООО по общему правилу квалифицированное большинство или единогласие определяется не от количества голосов участников, принимающих участие в общем собрании, а от общего количества голосов всех участников.

Порядок созыва, подготовки к проведению и проведения общего собрания участников регламентируется ст. ст. 34 — 38 Закона об ООО.

4. Как указывалось выше (см. комментарий к п. 1 ст. 91), ООО не только является корпоративным образованием, для подобной организационно-правовой формы типично отделение распорядительных функций от собственности, поскольку в ООО текущие распорядительные действия осуществляются специально образуемым исполнительным органом. Между тем делегирование части полномочий специально образованному органу порождает дополнительные издержки для участников, так как исполнительный орган может осуществлять управление обществом вразрез с интересами участников. Подобная проблема в зарубежной литературе корпоративного права и в экономической теории получила наименование проблемы издержек, связанных с делегированием полномочий (agency problem). Для решения этой проблемы законодатель предусматривает ряд правовых механизмов, призванных обеспечить надзор за деятельностью органов общества лицами, интересы которых не коррелируют интересам поднадзорных органов или менеджеров. При этом принято различать внешний и внутренний контроль (или надзор). Внутренние надзорные функции осуществляются отчасти самими участниками ООО, а также специально создаваемыми контрольными органами — ревизионной комиссией или ревизором (ст. 47 Закона об ООО).

Внешний финансовый контроль за деятельностью ООО осуществляется при помощи профессионального аудитора, привлечение которого по общему правилу не является обязанностью ООО. Согласно п. 4 ст. 91 аудиторская проверка ООО может проводиться ежегодно, а проверка годовой финансовой отчетности ООО может быть осуществлена по требованию любого участника общества.

Норма п. 4 ст. 91 развивается в ст. 48 Закона об ООО, предусматривающей, что привлечение профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с ООО, членами его совета директоров (наблюдательного совета), лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества, возможно по решению общего собрания участников для проверки подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО, а также для проверки состояния текущих дел общества.

По требованию любого участника ООО аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать указанным требованиям независимости от общества и его участников или органов, при этом в случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится; расходы участника ООО на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников за счет средств общества.

Привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ, в частности п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности. К ним относятся случаи, когда: ООО является кредитной организацией, страховой организацией; объем выручки ООО от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ МРОТ.

Порядок проведения аудиторских проверок в настоящее время регламентируется названным Законом.

5. Поскольку ООО не является публичной корпорацией, на него по общему правилу не должны возлагаться обязанности по публичному раскрытию информации, в том числе публикации отчетности. Случаи, о которых идет речь в п. 5 комментируемой статьи, связаны с размещением ООО эмиссионных ценных бумаг, главным образом это размещение облигаций — в этом случае на данные общества распространяется специальное законодательство, посвященное регулированию рынка ценных бумаг, в том числе специфические требования по раскрытию информации и публикации отчетности. В настоящее время основания и порядок осуществления обязанности по раскрытию информации, в том числе в форме проспекта ценных бумаг, закрепляются ст. ст. 23, 30 Закона о рынке ценных бумаг.

ООО (общество с ограниченной ответственностью) не выпускает акций, соответственно, в данном случае мы говорим об участниках ООО, имеющих доли в 40 и 60% уставного капитала (УК) общества. При этом участник, имеющий долю в 40% УК общества, является генеральным директором.

Генеральный директор в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» является единоличным исполнительным органом общества. В соответствии с п. 3 ст. 40 указанного закона единоличный исполнительный орган общества:

без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Одновременно с этим в соответствии с п. 3.1 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» на совершение определенных сделок директору может потребоваться согласие общего собрания участников общества либо одобрение такой сделки общим собранием участников. Например, согласие требуется при совершении крупных для общества сделок.

Пунктом 4 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что порядок деятельности генерального директора и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и генеральным директором.

Таким образом, полномочия генерального директора общества определяются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом общества, договором между обществом и генеральным директором.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью

Статья 3. Ответственность общества

Статья 4. Фирменное наименование общества и его место нахождения

Статья 5. Филиалы и представительства общества

Статья 6. Дочерние и зависимые общества

Статья 7. Участники общества

Статья 8. Права участников общества

Статья 9. Обязанности участников общества

Статья 10. Исключение участника общества из общества

Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Статья 11. Порядок учреждения общества

Статья 12. Устав общества

Статья 13. Государственная регистрация общества

Глава III. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА. ИМУЩЕСТВО ОБЩЕСТВА

Статья 14. Уставный капитал общества. Доли в уставном капитале общества

Статья 15. Оплата долей в уставном капитале общества

Статья 16. Порядок оплаты долей в уставном капитале общества при его учреждении

Статья 17. Увеличение уставного капитала общества

Статья 18. Увеличение уставного капитала общества за счет его имущества

Статья 19. Увеличение уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество

Статья 20. Уменьшение уставного капитала общества

Статья 21. Переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества и третьим лицам

Статья 22. Залог долей в уставном капитале общества

Статья 23. Приобретение обществом доли или части доли в уставном капитале общества

Статья 24. Доли, принадлежащие обществу

Статья 25. Обращение взыскания на долю или часть доли участника общества в уставном капитале общества

Статья 26. Выход участника общества из общества

Статья 27. Вклады в имущество общества

Статья 28. Распределение прибыли общества между участниками общества

Статья 29. Ограничения распределения прибыли общества между участниками общества. Ограничения выплаты прибыли общества участникам общества

Статья 30. Фонды и чистые активы общества

Статья 31. Размещение обществом облигаций

Глава III.1. ВЕДЕНИЕ СПИСКА УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА

Статья 31.1. Ведение списка участников общества

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Статья 32. Органы общества

Статья 33. Компетенция общего собрания участников общества

Статья 34. Очередное общее собрание участников общества

Статья 35. Внеочередное общее собрание участников общества

Статья 36. Порядок созыва общего собрания участников общества

Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества

Статья 38. Решение общего собрания участников общества, принимаемое путем проведения заочного голосования (опросным путем)

Статья 39. Принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, единственным участником общества

Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества

Статья 41. Коллегиальный исполнительный орган общества

Статья 42. Передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему

Статья 43. Обжалование решений органов управления обществом

Статья 44. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и управляющего

Статья 45. Заинтересованность в совершении обществом сделки

Статья 46. Крупные сделки

Статья 47. Ревизионная комиссия (ревизор) общества

Статья 48. Аудиторская проверка общества

Статья 49. Публичная отчетность общества

Статья 50. Хранение документов общества и предоставление обществом информации

Статья 50.1. Освобождение от обязанности раскрывать и (или) предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность

Глава V. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Статья 51. Реорганизация общества

Статья 52. Слияние обществ

Статья 53. Присоединение общества

Статья 54. Разделение общества

Статья 55. Выделение общества

Статья 56. Преобразование общества

Статья 57. Ликвидация общества

Статья 58. Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 59. Введение в действие настоящего Федерального закона

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ООО) РФ — N 175-ФЗ — определяет (на основании Гражданского Кодекса нашей страны) правовое положение ООО, а также полномочия и обязанности его участников, регламент создания, реорганизации и ликвидации такого типа компаний. Описывает особенности уставного капитала и доли в уставном капитале ООО. Рассказывает про ответственность и гос. регистрацию данного вида компаний.

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» 2015 года № 175-ФЗ был принят 14.01.1998 г.

Комментарий к статье 40

Комментируемая статья определяет порядок избрания и особенности деятельности единоличного исполнительного органа общества. Этот орган общества осуществляет руководство текущей финансово-хозяйственной деятельностью. Данный орган является обязательной структурой управления в ООО в силу нормативного предписания п. 4 ст. 32 ФЗ об ООО.

Пункт 1комментируемой статьи регламентирует порядок избрания единоличного исполнительного органа общества, а также порядок документального оформления отношений с ним.

Комментарий к также содержащейся в п. 1 норме, определяющей круг лиц, из числа которых возможно избрание единоличного исполнительного органа общества, включен в текст комментария к п. 2 ст. 40.

С 1 июля 2009 г. избрание единоличного исполнительного органа общества может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

См. коммент. к п. п. 2 — 2.1 ст. 32 и приложение 1.

Исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью может называться генеральным директором, президентом, а также иметь другие наименования.

Единственный участник ООО может самостоятельно принять решение о назначении директора. Такое толкование не противоречит комментируемой статье, в которой не предусмотрен запрет на образование исполнительных органов общества его единственным участником.

Возложение единоличным учредителем общества на себя функций исполнительного органа этого же общества также не является нарушением действующего законодательства <1>. В таком случае на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового <2>.

———————————

<1> См., напр., Постановления ФАС:

ЗСО от 05.04.2007 N Ф04-1702/2007(33105-А45-6) по делу N А45-13485/2006-16/356;

ПО от 02.09.2008 по делу N А65-266/08;

СЗО от 29.12.2008 по делу N А21-3046/2008;

УО от 24.04.2008 N Ф09-2751/08-С1 по делу N А76-19273/07;

ЦО от 08.08.2005 по делу N А-09-17861/04-9.

<2> Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 августа 2006 г. N 1222-6-1.

Единоличный исполнительный орган юридического лица подпадает под понятие «руководитель организации», содержащееся в статье 273 ТК РФ, а также, на основании п. 1 ст. 27 НК РФ, признается законным представителем ООО как налогоплательщика.

Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений <1>. Полномочия руководителя ООО возникают и прекращаются с момента избрания его на эту должность общим собранием участников общества <2>. Таким образом, полномочия директора общества должны быть подтверждены именно решением общего собрания участников общества, а не выпиской из реестра <3>.

———————————

<2> См., напр., Постановления ФАС:

ВВО от 12.03.2008 по делу N А43-36411/2006-2-711;

ЗСО от 13.03.2006 N Ф04-1010/2006(20520-А27-15) по делу N А27-21096/05-6;

ПО от 05.02.2008 по делу N А12-7647/07-С64;

СЗО от 26.04.2007 по делу N А13-7663/2006-28;

СКО от 18.07.2008 N Ф08-4033/2008 по делу N А32-14723/2007-20/444;

УО от 26.03.2008 N Ф09-1941/08-С4 по делу N А50-8294/2007-Г-1.

<3> См., напр.: Постановление ФАС УО от 04.09.2008 N Ф09-5597/08-С1 по делу N А34-25/08.

ФЗ об ООО не предусмотрено и избрание (или назначение) временно исполняющего обязанности директора ООО <1>. Уставом ООО такая возможность может быть предусмотрена, но такое лицо, в отличие от руководителя ООО, не вправе действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы и совершать сделки без соответствующей доверенности.

———————————

<1> См., напр.: Постановление ФАС ЗСО от 21.12.2006 N Ф04-8490/2006(29535-А03-16) по делу N А03-5846/06-6.

См. п. 3 ст. 40 и ком. к нему.

ФЗ об ООО предписывает регламентировать в уставе ООО возможный срок деятельности единоличного исполнительного органа ООО. По истечении этого срока не требуется отдельного решения общего собрания участников общества о прекращении его полномочий <1>.

———————————

<1> См., напр.: Постановление ФАС ВСО от 17.01.2007 N А78-7959/04-С1-6/234-Ф02-7203/06-С2 по делу N А78-7959/04-С1-6/234.

См. также коммент. к п. 2 ст. 33.

Каких-либо иных определенных юридических последствий, связанных с истечением срока полномочий руководителя, ФЗ об ООО не содержит. Нет в нем и нормы, предписывающей обязательное прекращение полномочий данного лица в момент истечения предусмотренного уставом срока, на который оно было избрано.

Следовательно, избранный единоличный исполнительный орган ООО обязан выполнять свои функции до момента избрания нового руководителя, и это обусловлено необходимостью функционирования хозяйствующего субъекта в обычном режиме <1>. Если участники ООО на общих собраниях не могут прийти к согласию и принять решение об избрании нового исполнительного органа, это также не является основанием для прекращения полномочий прежнего руководителя ООО <2>.

———————————

<1> См., напр., Постановления ФАС:

СЗО от 27.02.2008 по делу N А66-1370/2007, от 29.10.2007 по делу N А13-2333/2007, от 21.03.2007 по делу N А05-10293/2006;

ЦО от 08.12.2008 по делу N А14-955/2008/21/9;

ВВО от 24.10.2007 по делу N А31-1629/2007-21.

<2> См., напр.: Постановление ФАС СЗО от 29.10.2007 по делу N А13-2333/2007.

Следует учесть, что некоторые суды <1> придерживаются иного мнения и считают, что за пределами установленного срока избрания осуществление руководителем ООО его полномочий незаконно, во всяком случае, если такая возможность прямо не предусмотрена в уставе ООО.

———————————

<1> См., напр., Постановления ФАС:

МО от 23.10.2006, 30.10.2006 N КГ-А41/8950-06 по делу N А41-К1-9510/05;

ЗСО от 10.01.2006 N Ф04-8581/2005(17404-А27-8).

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» возлагает на общество обязанность сообщить в регистрирующий орган о смене единоличного исполнительного органа. На основании п. 5 ст. 5 этого Федерального закона ООО обязано сообщить об этом в течение трех дней с момента соответствующего решения в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Лицом, имеющим право подписать и представить в налоговый орган соответствующее заявление от имени ООО, является вновь избранный руководитель общества.

Правовые отношения общества и директора регламентирует договор между ними, под которым подразумевается трудовой договор <1>, а трудовые отношения, которые возникают в результате избрания или назначения на должность, характеризуются как «трудовые отношения на основании трудового договора». Решение об изменении условий такого трудового договора также должно приниматься общим собранием участников общества <2>.

———————————

<1> См., напр., Постановления:

ФАС ВВО от 24.10.2007 по делу N А31-1629/2007-21;

Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 N 07АП-2861/08 по делу N А45-580/2008-15/6.

<2> Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 августа 2006 г. N 1222-6-1.

Как было отмечено в одном из Определений ВС РФ от 29.02.2008 <1>, использование в ФЗ об ООО термина «избрание» не означает во всех случаях придание ему того значения, которое можно было бы приравнять к процедуре, предшествующей заключению трудового договора с руководителем организации по смыслу ст. 275 Трудового кодекса РФ. Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью не содержит в себе определения механизмов избрания (выборов), которые можно было бы признать соответствующими требованиям статей 17 и 275 Трудового кодекса РФ. Следовательно, образование единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, предусмотренное ст. 40 ФЗ об ООО, не может рассматриваться во всех случаях и без учета конкретного механизма образования единоличного исполнительного органа общества, как избрание на должность в том значении этого термина, которое предусмотрено в ст. 275 Трудового кодекса РФ. Вопрос о том, произведено ли образование единоличного исполнительного органа общества в форме избрания на должность или в другой форме должен разрешаться с учетом состава участников общества и процедуры этого образования, установленной в учредительных документах общества.

———————————

<1> Определение Верховного Суда РФ от 29.02.2008 N 31-В07-19.

Между тем решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества относится к компетенции его высшего органа управления — общего собрания участников, которое выступает в отношении руководителя общества в роли работодателя. Более того, помимо такого органа управления никакие другие лица или органы не вправе решить вопрос о замещении должности единоличного исполнительного органа общества, поскольку это вступило бы в прямое противоречие с законодательством общества с ограниченной ответственностью и уставом соответствующего юридического лица. Следовательно, решение о неизбрании на должность в данном случае принимает сам работодатель, действующий в лице своего уполномоченного органа управления. Это решение принимается на основе сформированной коллективной воли участников общего собрания и не может рассматриваться как обстоятельство, не зависящее от воли сторон, а это, в свою очередь, исключает в данном конкретном случае возможность применения п. 3 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

По сравнению со сроком, предусмотренным в уставе ООО, возможно и досрочное переизбрание руководителя ООО. Решение общего собрания о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью является с точки зрения содержания норм трудового законодательства надлежащим основанием для прекращения трудового договора с руководителем общества, выполнявшим функции его единоличного исполнительного органа (п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ) <1>.

———————————

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 514-О-О.

Трудовой договор с руководителем ООО в этом случае прекращается на основании п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ в связи с принятием уполномоченным органом общества в лице собственников имущества организации, решения о прекращении трудового договора.

Введение такого основания для прекращения трудового договора с руководителем юридического лица, в том числе выполнявшим функции его единоличного исполнительного органа, как принятие соответствующего решения собственником имущества, по мнению Конституционного Суда РФ <1>, обусловлено местом и ролью руководителя в механизме управления организацией, спецификой осуществляемой им трудовой деятельности, выражающейся в совершении от имени организации юридически значимых действий, а также в реализации прав и обязанностей юридического лица как участника гражданского оборота, включая правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации (ст. 273 Трудового кодекса РФ, п. 1 ст. 53 ГК РФ).

———————————

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 514-О-О.

От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий наличие доверительности в отношениях между ним и собственником имущества. Утрата доверительности, равно как и любые другие обстоятельства, побуждающие собственника имущества прийти к выводу о необходимости расторжения трудового договора с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, позволяют ему расторгнуть трудовой договор, не указывая конкретные мотивы и не обосновывая необходимость этого решения. Такое правомочие собственника направлено на реализацию и защиту его прав по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, в том числе права определять способы управления имуществом единолично или совместно с другими лицами, свободно использовать его для осуществления предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности, и, следовательно, установлено законодателем в конституционно значимых целях.

Вместе с тем, принимая решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем организации, собственник (участники ООО) не обладает неограниченной свободой усмотрения, поскольку он обязан действовать правомерно, не нарушая целей предоставления ему указанного правомочия, а также законных интересов как организации, так и ее руководителя. Руководитель организации, в свою очередь, не лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола (злоупотребления правом) со стороны собственника.

Пункт 2статьи определяет требования, предъявляемые к единоличному исполнительному органу общества.

В данном качестве может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда на основании ст. 42 ФЗ об ООО полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.

См. ст. 42 и коммент. к ней.

В контексте данного пункта уместнее смотрелось бы и размещенное законодателем в тексте п. 1 ст. 40 ФЗ об ООО предписание, о круге лиц, из числа которых возможно избрание единоличного исполнительного органа общества. Этот вопрос фактически оставлен ФЗ об ООО на усмотрение участников общества. Закон допускает возможность избрания единоличного исполнительного органа общества из числа лиц, не являющихся участниками ООО, но это не запрещает участникам ООО внести в устав положение об избрании единоличного исполнительного органа исключительно из числа участников общества <1>.

———————————

<1> См., напр.: Постановление ФАС УО от 31.03.2009 N Ф09-1611/09-С4 по делу N А71-3038/2008-Г7.

Во внутренних документах общества могут быть предусмотрены и иные требования к лицу, претендующему на избрание в качестве единоличного исполнительного органа общества. К примеру, в положении о директоре общества может быть определен предельный возраст для нахождения на данной должности. Такое ограничение не влечет безусловного нарушения прав лица, являющегося единоличным исполнительным органом общества, установленных трудовым законодательством и Конституцией Российской Федерации <1>.

———————————

<1> См., напр.: Постановление ФАС УО от 26.03.2009 N Ф09-1474/09-С4 по делу N А60-20259/2008-С2.

Пункт 3статьи определяет компетенцию единоличного исполнительного органа общества. Включенный в данный пункт перечень не является исчерпывающим.

Включенное в состав рассматриваемого пункта нормативное положение о возможности единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др.), осуществляющего руководство текущей деятельностью общества, связанной с извлечением прибыли, действовать от его имени без доверенности направлено в том числе на обеспечение бесперебойной и эффективной работы общества и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав <1>.

———————————

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 450-О.

См. также:

— о принципах деятельности и ответственности единоличного исполнительного органа ООО — ст. 44 и коммент. к ней;

— порядок обжалования решений — п. 3 ст. 43 ФЗ об ООО.

Пункт 4статьи определяет состав документов, в которых может быть регламентирован порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества.

admin