Ст 260

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

а) группой лиц;

б) утратил силу;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 260 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

Отношения по поводу использования и охраны лесных и иных насаждений регулируются Законом об охране окружающей среды, ЛК, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством.

2. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.

Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» ), и землях иных категорий. К последним следует отнести земли транспорта, населенных пунктов (поселений), земли водного фонда и др. Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

В соответствии со ст. 5 ЛК лес рассматривается как экологическая система и как природный ресурс. С учетом этого не являются предметом преступления деревья и кустарники (фруктовые, ягодные и др.), произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную рубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, которые выросли сами по себе, а также высаженных человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов. Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Хищением является рубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку в этих случаях деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, заготавливаются для продажи и выполняют экономическую, а не экологическую функции.

Рубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях обороны, транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная рубка лесных насаждений.

Исходя из природоохранного, экономического, экологического и социального значения леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся по целевому назначению на защитные, эксплуатационные, резервные (ст. 10 ЛК). Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным. Особенности охраны, использования, воспроизводства лесов указанных категорий и содержание категорий лесов изложены в ст. ст. 102 — 109 ЛК.

3. С объективной стороны преступление состоит в незаконной рубке, а равно повреждении лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым.

Рубками лесных насаждений ЛК признает «процессы их спиливания, срубания» (ст. 16). Однако по смыслу комментируемой статьи рубкой следует считать и любой иной способ отделения дерева, кустарника, лианы от земли (корчевание, выпалывание, выдергивание и др.). Виды рубок, виды допустимых к порубке насаждений определяются ст. ст. 16, 17 ЛК.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 2 ст. 16 ЛК).

Юридические лица и граждане могут заготовить древесину на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. ст. 71 — 80 ЛК. Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов РФ.

Рубка насаждений не в соответствии с изложенными требованиями является незаконной.

Незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного документа, но с нарушением указанных в нем условий: произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в документе, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Преступным повреждением лесных насаждений и не отнесенных к таковым деревьев, кустарников и лиан считается повреждение до степени прекращения их роста, т.е. приводящее к гибели.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере (5000 руб.).

Из примеч. к комментируемой статье следует, что размер порубки отождествляется с ущербом, причиненным лесным насаждениям и не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам. Для ч. 1 ст. 260 УК — это значительный размер, а следовательно, состав сформулирован как материальный.

При определении размера рубки или повреждения следует иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства» (в ред. от 26.11.2007) утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушения лесного законодательства заготовка древесины которых допускается (приложение N 1), и Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (приложение N 2), а также Методика исчисления размеров вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 3), и Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (приложение N 4). При расчете ущерба, причиненного незаконной рубкой или повреждением деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, теперь следует руководствоваться только централизованно утвержденными таксами, без учета региональных норм, поскольку в приложении N 2 названного Постановления они изложены применительно к каждому субъекту РФ. Полагаем, что при определении размера незаконной рубки так же, как и при определении ущерба вследствие незаконной добычи водных животных и растений и незаконной охоты, следует учитывать не только экономический ущерб, но и ущерб экологического характера .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437; N 49. Ст. 6167.

См.: Жевлаков Э.Н. Об исчислении размера ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и кустарников // Законность. 2002. N 10.

Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером ущерба.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее рубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен ущерб в значительном размере, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.

6. Квалифицирующие признаки в ч. 2 комментируемой статьи:

— группа лиц (п. «а») (см. коммент. к ст. 35);

— лицо, использующее свое служебное положение (п. «в»). Под ним понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы;

— крупный размер (п. «г») (50 тыс. руб.).

Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная рубка лесных насаждений при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи. Квалификации по ст. ст. 201 и 285 УК по совокупности не требуется.

7. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены особо квалифицирующие признаки:

— особо крупный размер (150 тыс. руб.);

— группа лиц по предварительному сговору или организованная группа (см. коммент. к ст. 35).

8. Незаконную рубку лесных насаждений следует отграничивать от административных проступков, предусмотренных ст. ст. 8.25, 8.28, 11.21 КоАП.

Различие проступков, предусмотренных ст. 8.25 КоАП, и преступления состоит в том, что предусмотренные в ней виды лесопользования, включая проведение рубок, осуществляются на основе законно полученных разрешительных документов, но с нарушением указанных в них условий. Комментируемая статья предполагает незаконную рубку лесных и иных насаждений при наличии указанных в ней признаков состава.

Статья 8.28 КоАП применяется, если указанные в ней деяния не содержат признаков преступления: значительный размер, группой лиц и т.д. Правонарушения, указанные в ст. 11.21 КоАП, от рассмотренных выше отличаются по месту их совершения, а от преступной незаконной рубки (ст. 260 УК) по тем же признакам состава, что и деяния, указанные в ст. 8.28 КоАП.

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ

НАСАЖДЕНИЙ

С.А. Юрков, канд. юрид. наук, доцент А.М. Мельникова, магистрант Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)

Аннотация. В настоящее время наблюдается рост экологических преступлений, в том числе и незаконной рубки лесных насаждений. В статье проведен анализ элементов состава преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, с выявлением некоторых проблем квалификации преступления. Предложены пути совершенствования уголовного законодательства в сфере охраны лесных и нелесных насаждений.

Ключевые слова: незаконная рубка лесных насаждений, проблемы квалификации, состав преступления.

Существующая нестабильность экономического развития Российской Федерации в сочетании с повышенным спросом в мировом сообществе на природные ресурсы, в определенной степени предопределила рост экологических преступлений, в том числе и незаконной рубки лесных насаждений. Особенно большой масштаб незаконных рубок лесных насаждений можно наблюдать в регионах, где сосредоточены эти ресурсы и ведется их заготовка .

Анализ следственной практики показывает, что в ходе расследования уголовных дел о незаконной рубке лесных насаждений возникают сложности при возбуждении уголовного дела, квалификации содеянного, определении круга подлежащих установлению обстоятельств, выборе производстве следственных действий и т. д. Около 50 % уголовных дел указанной категории оканчиваются с превышением двухмесячного срока расследования. При этом судами рассматривается небольшое количество дел данной категории. Кроме того, предпринимаемые преступниками действия по сокрытию следов незаконной рубки лесных насаждений позволяют отнести данные преступления к латентным: он составляет более 75 %.

Объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и

воспроизводством древесно-

кустарниковой растительности в лесах, экологическое равновесие и жизнеспособность древесно-кустарниковой растительности.

Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия — незаконной руке либо незаконном повреждении до степени роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Субъективная сторона составов преступления характеризуется в форме умысла или неосторожности .

Субъектом преступного посягательства считается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, в том числе и должностное, по распоряжению, разрешению которого произведена незаконная рубка (повреждение) до степени прекращения роста деревьев (кустарников, лиан). В квалифицированном составе преступления (ч. 2 и 3 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации) под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных под-

разделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы. Использование лицом своего служебного положения предполагает реализацию этим лицом для облегчения совершения преступления предоставленных по службе полномочий, а равно использование своего профессионального статуса. При этом необходимо учитывать, что в данном случае дополнительной квалификации по ст.ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») или 201 («Злоупотребление полномочиями») не требуется, т.е. достаточно применения п. «в» ч.2 ст.260 УК РФ.

Наибольшую опасность представляют деяния, которые носят организованный характер, совершаются с применением дорогостоящей специализированной лесозаготовительной техники, доступной субъектам, обладающим значительными финансовыми ресурсами.

При квалификации незаконной рубки, совершенной группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, надлежит выяснять, осуществлена ли рубка насаждений соучастниками (соисполнителями) совместно, то есть выполнил ли каждый из них объективную сторону преступления (полностью или частично). Под предварительным сговором на совершение незаконной рубки лесных насаждений необходимо понимать соглашение двух или более соисполнителей о совместном участии в ней, состоявшееся до начала совершения хотя бы одним из них умышленных действий, непосредственно направленных на незаконную рубку лесных насаждений. Для этого необходимо устанавливать содержание рубки как действия или совокупности действий. Поскольку уголовный закон не содержит понятия рубки, то для его уяснения следует обращаться к законодательству в области охраны леса и лесопользования . Из практики: мировым судьей судебного участка №21 Куменского района Кировской области от 11.03.2011 рассмотрено дело в отношении Ч. и С. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а», «г» ч. 2 ст.

260 УК РФ. Однако в ходе судебного заседания действия Ч. были переквалифицированы на п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ, а действия С. — на ч. 5 ст. 33 и п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ. Как следует из приговора, С. непосредственного участия в незаконной рубке лесных насаждений не принимал, однако по договоренности с Ч., осознавая незаконный характер своих действий и действий Ч., привозил его на тракторе к месту незаконной рубки, а затем вывозил на тракторе незаконно срубленные Ч. деревья и подвозил их к пилораме.

По мнению Д. Чуракова, статья 260 УК РФ сконструирована таким образом, что для квалификации незаконной рубки по ее части 2 не требуется значительного ущерба, а нужно лишь совершить деяния либо группой лиц, либо в крупном размере, или лицом с использованием своего служебного положения. То есть, преступлением будет любая рубка, независимо от причиненного ущерба, лишь бы она была совершена лицом с использованием служебного положения или группой лиц .

В практике имеется проблема квалификации деяния, содержащего одновременно несколько квалифицирующих признаков, установленных различными частями статьи 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений, совершенная лицом с использованием служебного положения, в значительном размере и т.п.), что обусловлено неудачной конструкцией статьи 260 УК РФ. По смыслу закона части 1 и 2 данной нормы устанавливают уголовную ответственность за самостоятельные (не пересекающиеся друг с другом) деяния.

Так, незаконная рубка лесных насаждений подлежит квалификации по части 1 статьи 260 УК РФ, если она совершена в значительном размере. По части 2 статьи 260 УК РФ будет квалифицироваться рубка лесных насаждений, совершенная в крупном размере либо лицом с использованием служебного положения или группой лиц — независимо от размера. В связи с этим возможна квалификация деяния, содержащего одновременно несколько квалифицирую-

щих признаков, предусмотренных различными частями статьи 260 УК РФ, по части устанавливающей более строгое наказание, без указания квалифицирующих признаков, присущих иным частям указанной статьи .

Такой подход не является правильным и деяния должны квалифицироваться по той части статьи 260 УК РФ, которая устанавливает более строгое наказание, но с указанием всех квалифицирующих признаков (к примеру, незаконная рубка лесных насаждений, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, в значительном размере, должна быть квалифицирована по пункту «в» части 2 статьи 260 УК РФ как незаконная рубка лесных насаждений, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, в значительном размере). В случае, если квалифицирующий признак, предусматривающий более строгое наказание, не нашел своего подтверждения в суде, а квалифицирующий признак, устанавливающий менее строгое наказание, не был вменен органами предварительного следствия, то виновное лицо по существу избегает ответственности за содеянное.

В практической деятельности встречается квалификация незаконной рубки лесных насаждений по совокупности ст. 260 УК РФ со ст. 158 УК РФ. Так Л.А. и Л.М. было предъявлено обвинение по совокупности ч.3 ст. 260 УК РФ и ч.3 ст.30 п «а» ч.2 ст. 158 УК РФ, т.е. за незаконную рубку деревьев и покушение на их кражу. По мнению следствия, подсудимые пытались похитить срубленную ими древесину, чем покушались причинить Урульгинскому участковому лесничеству ущерб. Однако суд квалификацию по ч.3 ст.30 п «а» ч.2 ст.158

вывоз незаконной спиленной древесины относится в данном случае к способу совершения преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ, поскольку умысел подсудимых был направлен на незаконную рубку лесных насаждений .

В постановлении Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» содержится однозначное решение этого вопроса. Согласно п.21 действия лица, совершившего незаконную рубку насаждений, а затем распорядившегося древесиной по своему усмотрению, не требуют дополнительной квалификации по статьям об ответственности за хищение чужого имущества .

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установил, что природные ресурсы, в том числе и лес, имеют потребительскую ценность. Вне зависимости от того, в каком состоянии находятся конкретные деревья, они обладают определенной стоимостью.

На мой взгляд, целью незаконных рубок является не нанесение экологического ущерба как такового, а, прежде всего, хищение древесины как товара. Именно ее полезные потребительские свойства, представляют интерес для браконьеров. Таким образом, незаконная заготовка древесины образует идеальную совокупность двух преступлений и соответственно квалифицировать такого рода деяния необходимо по двум статьям Уголовного кодекса — 158 и 260. И такая практика существовала, в Амурской, Архангельской и некоторых других областях.

УК РФ признал излишней, пояснив, что

Библиографический список

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. От 19.02.2018)

2. Официальный сайт Всемирного фонда дикой природы России // URL: what_we_do/forests/curbing-illegal-logging

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Семенов С.Н. Применение уголовного закона об ответственности за незаконную рубку леса: анализ законодательства и судебная практика.// Российское правосудие. — 2010. — №1.

5. Чураков Д. Новеллы в регулировании лесопользования / Д. Чураков.// Законность № 8 2009 // СПС «КонсультантПлюс: комментарии законодательства».

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // БВС РФ. 2012. №12.

PROBLEMS OF QUALIFICATION OF ILLICITABLE FOREST FOREST

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 303-КГ17-6805 по делу N А73-10107/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов об оставлении без движения апелляционной жалобы на решение суда по делу о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как к апелляционной жалобе не были приложены доказательства уплаты государственной пошлины в установленном законом порядке и размере.

Как усматривается из судебных актов, одним из оснований для оставления апелляционной жалобы войсковой части без движения послужило нарушение заявителем требований пункта 2 части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: к апелляционной жалобе не были приложены доказательства уплаты государственной пошлины в установленном законом порядке и размере.

Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2017 N 301-КГ16-20523 по делу N А79-3536/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов о возвращении апелляционной жалобы на судебный акт по делу о признании недействительным требования пенсионного органа, взыскании компенсации морального вреда. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как в установленный срок не были устранены недостатки, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.

При рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству Первый арбитражный апелляционный суд установил, что жалоба Викторова Е.В. не соответствует пункту 4 части 2 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и к ней не приложены документы, подтверждающие направление или вручение копии апелляционной жалобы Управлению, в связи с чем определением от 23.06.2016 оставил апелляционную жалобу без движения и предложил Викторову Е.В. в срок до 21.07.2016 представить в канцелярию суда необходимые документы.

Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 306-ЭС16-19393(2) по делу N А57-1588/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о банкротстве. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, возвращая апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данная жалоба определением была оставлена без движения, так как обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, заявителем устранены не были.

Возвращая апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данная жалоба определением от 03.11.2016 была оставлена без движения. Заявителю в срок до 02.12.2016 было предложено представить суду документы, подтверждающие уплату государственной пошлины или право на получение льгот по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины. Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, заявителем устранены не были, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 260, пункта 5 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вернул апелляционную жалобу конкурсному управляющему, с чем впоследствии согласился суд округа.

Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 N 307-ЭС16-17420 по делу N А56-85969/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании ущерба по ходатайству о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства и возвращая кассационную жалобу, суд кассационной инстанции исходил из того, что предприниматель принимал участие в судебном заседании суда первой инстанции, а также обладал сведениями о принятом судом решении и информацией о содержании обжалуемого судебного акта, в связи с чем имел реальную возможность для его обжалования в установленный законом процессуальный срок.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 восстановлен срок подачи апелляционной жалобы и апелляционная жалоба оставлена без движения в связи с нарушением требований части 3 и пунктов 2, 3 части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2017 N 303-АД16-10714 по делу N А59-5481/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, апелляционная жалоба на определение о прекращении производства по делу возвращена правомерно, так как не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения.

Возвращая кассационную жалобу заявителя на определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 264 АПК РФ, исходил из того, что заявителем не устранены обстоятельства, послужившие основанием в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 260 названного Кодекса для оставления жалобы без движения, в срок, установленный определением суда от 12.02.2016.

Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2017 N 309-ЭС16-19552 по делу N А60-19496/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о взыскании долга по договору аренды, неустойки и по встречному иску о признании договора аренды специальной техники недействительным. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, возвращая апелляционную жалобу, суд пришел к выводу, что заявитель не является лицом, имеющим право на обжалование судебного акта.

Возвращая апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 16, 42, 257, 260, 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», пришел к выводу, что заявитель не является лицом, имеющим право на обжалование судебного акта.

Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 303-ЭС16-16033 по делу N А51-1538/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании денежных средств. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, апелляционная жалоба оставлена без движения, поскольку к жалобе не приложены доказательства уплаты государственной пошлины в установленном законом порядке.

Оставляя апелляционную жалобу учреждения без движения, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 260, 263 АПК РФ, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», и исходил из того, что в рассматриваемом случае спор возник из гражданско-правовых отношений по договору поставки.

Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2016 N 308-ЭС16-15668 по делу N А32-31107/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий по проведению аукциона. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд округа указал, что у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для возвращения апелляционной жалобы управления, которое при обращении в арбитражный суд за защитой государственных, общественных интересов освобождалось от уплаты государственной пошлины.

Определением суда апелляционной инстанции от 23.06.2016 апелляционная жалоба управления, Дорошенко А.Ф. и Мануйлова Н.В. на решение от 15.04.2016 оставлена без движения до 14.07.2016 в связи с нарушением требований статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (к жалобе не приложены доказательства уплаты государственной пошлины и не заявлено ходатайств об отсрочке, рассрочке либо уменьшении ее размера).

Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 307-ЭС16-15195 по делу N А56-932/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по государственному контракту. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, апелляционная жалоба возвращена правомерно в связи с неустранением в установленный судом срок обстоятельств, послуживших основанием для оставления ее без движения.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.07.2016, апелляционная жалоба учреждения оставлена без движения в связи с несоблюдением ее подателем требований части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителю предложено в установленный срок устранить нарушение: представить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины, и надлежащие доказательства, подтверждающие направление копии апелляционной жалобы заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес общества.

Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2016 N 303-ЭС16-16479 по делу N А04-10477/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неустойки по государственному контракту на выполнение работ. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, апелляционная жалоба оставлена без движения правомерно в связи с допущенными при ее подаче нарушениями требований арбитражного процессуального законодательства.

Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.08.2016, апелляционная жалоба оставлена без движения в связи с допущенными при ее подаче нарушениями требований пункта 2 части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушения закона в сфере лесопромышленного комплекса представляют серьезную проблему для экологии и экономики Саратовской области. Незаконные рубки лесных насаждений с каждым годом приобретают все большее распространение, и ущерб, который причиняется в результате их совершения, крайне велик.

По этой причине государством уделяется особое внимание этой сфере. Незаконная рубка лесных насаждений является одним из наиболее распространенных преступлений в сфере лесопользования, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 260 Уголовного кодекса РФ. Доля незаконных рубок лесных насаждений составляет 21% в структуре всех экологических преступлений, зарегистрированных на территории области.

Уголовно-наказуемой признается незаконная рубка, как деревьев, так и кустарников, и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая те, которые выросли сами по себе, так и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов.

Под рубкой лесных насаждений понимается их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной и муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, за которую предусмотрена административная ответственность, является размер ущерба, причиненного посягательством. Уголовная ответственность наступает в случаях причинения ущерба в значительном, крупном, особо крупном размерах.

В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляемый по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий 5000 рублей, крупным размером – 50000 рублей, особо крупным размером – 150000 рублей.

В последние годы уголовная ответственность за данный вид преступлений усилена.

Так, размер наказания в виде штрафа, применяемого за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ, увеличен до пятисот тысяч рублей, ч. 2 ст. 260 УК РФ – до одного миллиона пятисот тысяч рублей, ч. 3 ст. 260 – до трех миллионов рублей.

Санкцией статьи, предусматривающей ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, среди иных видов наказаний установлено и лишение свободы. Так, по ч. 1 ст. 260 УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы до двух лет. В случае совершения данного преступления группой лиц, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо если ущерб причинен в крупном размере, ч. 2 ст. 260 УК РФ предусмотрено более строгое наказание, которое может быть назначено виновному вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет. При наличии квалифицирующих признаков совершения данного преступления в особо крупном размере, либо организованной группой лиц уголовная ответственность наступает по ч. 3 ст. 260 УК РФ, согласно которой лишение свободы возможно на срок до 7 лет. Действующей редакцией данной статьи УК РФ предусмотрено, что при назначении наказаний в виде лишения свободы осужденным необходимо рассматривать вопрос о назначении дополнительного наказания в виде штрафа.

Кроме того, правоохранительными органами области стала более активно применяться введенная в Уголовный кодекс РФ в целях борьбы с незаконной заготовкой древесины, её последующей переработкой и сбытым, статья 191.1 УК РФ. Данная статья предусматривает ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере (часть первая), группой лиц по предварительному сговору (часть вторая), в особо крупном размере или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения (часть третья).

Максимальная мера ответственности за совершение данного преступления предусмотрена в виде штрафа до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Р.О. Дмитриев

Новая редакция Ст. 260 УК РФ

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

а) группой лиц;

б) утратил силу;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Статье 260 УК РФ

1. Общественная опасность незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) заключается в неконтролируемом уничтожении древесно-кустарниковой растительности, в подрыве этим экологической безопасности общества.

Часть 1 коммент. статьи определяет основной, ч. 2 — квалифицированный и ч. 3 — особо квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1 — 2) и средней (ч. 3) тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах; экологическое равновесие и жизнеспособность древесно-кустарниковой растительности.

3. Предметом посягательства признается сырорастущая древесно-кустарниковая растительность в своем естественном состоянии (на корню). Пленум ВС РФ в п. 11 Постановления от 05.11.1998 N 14 подчеркивает: «Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий». Не могут являться предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.д., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Следует иметь в виду и то, что предмет посягательства является разграничителем ответственности за незаконную рубку (а равно повреждение) деревьев, кустарников, лиан в уголовно-правовой (ст. 260 УК) и административно-правовой (ст. 8.28 КоАП) сферах.

4. Лес — охраняемый законом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности, произрастающей на землях лесного фонда и землях иных категорий, а также населяющих его животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

5. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на: а) защитные; б) эксплуатационные; в) резервные. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: а) обороны и безопасности, на которых расположены леса; б) поселений, на которых расположены городские леса; в) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (см. ст. 10, 23 ЛК).

5.1. К защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Можно выделить следующие категории защитных лесов: а) расположенные на особо охраняемых природных территориях; б) расположенные в водоохранных зонах; в) выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов); г) ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры) (см. ст. 12, 102 ЛК).

5.2. К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (см. ст. 12, 108 ЛК).

5.3. В защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов, к которым относятся: а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; в) постоянные лесосеменные участки; г) заповедные лесные участки; д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; ж) другие особо защитные участки лесов (см. ст. 102 ЛК).

5.4. К резервным относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование таких лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам (см. ст. 109 ЛК).

6. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия — незаконной рубке либо незаконном повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

6.1. Рубка — отделение сырорастущего ствола от земли, например, срубкой, спиливанием, корчеванием и тому подобными способами. Как правило, незаконная рубка производится при лесозаготовках, прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и других работах.

6.3. Повреждение (до степени прекращения роста) — это потеря деревом, кустарником или лианой своих естественных функций (регенерации, размножения и пр.) и в дальнейшем их высыхание. Повреждение может возникнуть в результате уничтожения кроны или корневой системы растения, расщепления, раздробления древа и т.д.

7. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, т.е. для определения преступности деяния и надлежащей его квалификации отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, регламентирующим отношение человека к использованию деревьев, кустарников и лиан, входящих и не входящих в лесной фонд, например таким, как ЛК; Санитарные правила в лесах Российской Федерации, утв. Приказом МПР России от 27.12.2005 N 350 (в ред. от 05.04.2006) <1>; Положение об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.12.1997 N 1601 (в ред. от 21.04.2003) <2>; Положение об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.10.2005 N 600 (в ред. от 15.11.2006) <3>; Основные положения по продаже древесины на корню на торгах (аукционах) в Российской Федерации, одобренные Научно-техническим советом Федеральной службы лесного хозяйства России, протокол от 27.07.1993 N 2.
———————————
<1> БНА. 2006. N 13, N 19.

<2> СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 121; 2003. N 17. Ст. 1613.

<3> СЗ РФ. 2005. N 42. Ст. 4279; 2006. N 47. Ст. 4919.

8. Обязательным признаком при квалификации деяния как преступления может стать один из способов его совершения: а) повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников или лиан; б) их рубка. Эти способы в любом случае предполагают активное преступное поведение виновного лица.

9. По законодательной конструкции состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи, является материальным. Преступление окончено (составом) в момент причинения незаконной рубкой или незаконным повреждением до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) ущерба в значительном размере независимо от того, была ли срубленная древесина использована виновным или нет.

10. Преступление, раскрываемое в ч. 2 коммент. статьи, окончено (составом) при незаконной рубке или незаконном повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) в лесах всех групп или насаждений, не входящих в лесной фонд, осуществленной (или осуществленному) группой лиц либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно повлекшей (повлекшему) ущерб в крупном размере.

10.1. О группе лиц см. п. 2 коммент. к ст. 35.

10.2. Неоднократность (в широком смысле слова) как форма множественности преступлений исключена из ч. 2 коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

10.3. Использование лицом своего служебного положения предполагает реализацию этим лицом для облегчения совершения преступления предоставленных по службе полномочий, а равно использование своего профессионального статуса.

10.4. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, при незаконной рубке (повреждении) лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) не требуют дополнительной квалификации по ст. 285 или 201. Здесь достаточно применения п. «в» ч. 2 ст. 260 (см. п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). При этом следует учесть, что должностное лицо (лесник, мастер леса, лесничий и т.п.) является субъектом преступного посягательства, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, только в том случае, если оно совершает соответствующее общественно опасное деяние на территории (участка, обхода, квартала и т.п.), в пределах которой могут быть реализованы его служебные полномочия.

11. Преступление, описанное в ч. 3 коммент. статьи, окончено (составом) в момент совершения деяния, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, не в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо совершения деяния, предусмотренного ч. 1 или 2 коммент. статьи, в особо крупном размере, а равно группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой в значительном (ч. 1) или в крупном (ч. 2) размере.

11.1. О группе лиц по предварительному сговору см. п. 3 — 3.2 коммент. к ст. 35.

11.2. Об организованной группе см. п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 35.

12. Примечание к коммент. статье определяет значительный, крупный и особо крупный размер ущерба, причиненного незаконной рубкой (повреждением) лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям (кустарникам, лианам).

12.2. При определении размера ущерба следует исходить из стоимости, экологической ценности количества порубленных или поврежденных лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, размера вреда, нанесенного незаконной порубкой иному растительному и животному миру, а также из фактических затрат на компенсацию нанесенного ущерба.

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При умышленной форме вины лицо осознает, что производит (отдает приказ для этого) незаконную рубку (повреждение) лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате этого ущерба природной среде в значительном (крупном или особо крупном) размере (в том числе уничтожая, повреждая особо охраняемые породы деревьев) и желает либо сознательно допускает наступление данного вреда (в некоторых случаях относится к его наступлению безразлично). При неосторожной форме вины лицо предвидит незаконность рубки (повреждения) лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, возможность наступления в результате материальных общественно опасных последствий, но без достаточного к тому основания самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности наступления данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия. Неосторожное повреждение древесно-кустарниковой растительности можно наблюдать, например, при лесозаготовках — валке или вывозе леса.

13.1. Психическое отношение виновного к незаконной рубке (повреждению) лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан может характеризоваться двумя формами вины (сложной виной), например, когда виновное лицо заведомо незаконно производит лесорубочные действия, предвидит ущерб в значительном размере, но ущерб в крупном или особо крупном размере наступает вопреки его воле. В целом такое преступление признается умышленным (ст. 27). Если же виновный заведомо незаконно осуществляет рубку или повреждение лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, но к причинению вреда в значительном размере относится неосторожно, то следует вести речь о смешении вины в административном правонарушении (ст. 8.28 КоАП) и преступлении (ст. 260 УК) (т.е. смешанной вине).

13.2. Умысел виновного должен быть направлен на рубку (повреждение) древесно-кустарниковой растительности на корню. Если лицо завладевает деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, его деяние следует квалифицировать как хищение чужого имущества (см. абз. 4 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). В случае же порубки и сбора буреломного и ветроповального леса, пней, валежника, причинивших существенный вред леспромхозу, лесничеству или другим подобным организациям, вопрос об УО виновного может рассматриваться в соответствии со ст. 330 (самоуправство).

14. Субъектом преступного посягательства считается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, в том числе и должностное, по распоряжению, разрешению которого произведена незаконная рубка (повреждение) до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан. Ненадлежащее исполнение должностными лицами служебных обязанностей по управлению лесным хозяйством, государственному контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов РФ, причинившее крупный ущерб (ущерб, сумма которого превышает 100 тыс. руб.), должно влечь УО в соответствии со ст. 293.

Другой комментарий к Ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Не являются предметом преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.

2. Объективная сторона выражается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

3. Под незаконной рубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

4. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

5. Обязательным признаком является размер совершенного деяния. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5 тыс. рублей.

admin