Ст 218 ФЗ

В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержится вся информация о характеристиках конкретных объектов недвижимого имущества и зарегистрированных правах и обременениях прав на эти объекты. В нём, как и в любом другом информационном ресурсе, могут содержаться ошибки.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН. Перевод сведений из двух источников в один мог привести к техническим ошибкам, что на практике и произошло.

Несмотря на то, что ЕГРН гарантирует защиту прав собственников недвижимости, порой, в его сведения закрадываются ошибки, наличие которых может в будущем привести к некоторым отрицательным последствиям.

Даже при условии точного соблюдения указанного документа возможность ошибки в информации Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) невозможно исключить. В каких данных могут они возникнуть? В состав сведений реестра ЕГРН входит следующая информация: описание объекта недвижимого имущества – кадастровый номер, технические характеристики, адрес; личные данные правообладателя; дата и основание возникновения права собственности; информация о зарегистрированных обременениях на недвижимость. Соответственно, в этих сведениях могут содержаться ошибки, имеющие технический характер. Обнаружить ошибку в сведениях ЕГРН могут специалисты органа регистрации прав, филиала Кадастровой палаты, иное лицо. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Информацию об объекте недвижимости, содержащуюся в ЕГРН, можно просматривать бесплатно в режиме онлайн на официальном сайте Росреестра, на котором размещена «Публичная кадастровая карта Росреестра». В этом случае выписку из ЕГРН запрашивать не обязательно.

Ошибочно внесенные в ЕГРН сведения влекут за собой различные последствия, одним из которых может оказаться возможное увеличение налоговой нагрузки. Это касается и правоустанавливающих документов, если их данные расходятся со сведениями ЕГРН.

Порядок исправления технической ошибки установлен п.1 ст.61 Закона о регистрации. Исправить ошибку возможно как при обнаружении опечатки (описки) специалистами Росреестра, так и после заявления заинтересованных лиц, которыми могут быть правообладатель, его законный представитель.

Для исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН необходимо представить в орган регистрации прав соответствующее заявление –посредством личного обращения через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) либо – почтового отправления.

В случае если ошибку обнаружил специалист Росреестра, он самостоятельно в течение трех рабочих дней со дня её обнаружения в записях исправляет неточности и в течение 3-х последующих дней уведомляет об этом соответствующих лиц, собственников недвижимого имущества, их представителей. Решение об исправлении ошибки в записях ЕГРН принимается государственным регистратором.

Если ошибку обнаружил собственник недвижимости, то ему (его представителю) нужно подать заявление об исправлении технической ошибки. Заявитель самостоятельно выбирает получателя документов, в какой форме их представить. Приложение к заявлению каких либо документов не обязательно.

За исправление технической ошибки плата не предусмотрена.

В случае если исправление ошибки влечет за собой вред или несоблюдение законных интересов лиц, полагавшихся на точность данных ЕГРН, правообладатель получает отказ на такое исправление в письменном виде. В этом случае он имеет право на обращение в суд.

В судебном порядке могут решаться вопросы в случае, если задеты права и законные интересы собственников, при этом данные случаи не должны влечь за собой возникновение, прекращение, переход зарегистрированного права. К исковому заявлению необходимо приложить отказ об исправлении технической ошибки в письменном виде, а также необходимые документы, подтверждающие исковые требования. Если суд примет решение в пользу собственника недвижимости, то Росреестр обязан внести соответствующие изменения в ЕГРН.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения
Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости
Статья 6. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости
Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости
Статья 7. Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости
Статья 8. Кадастр недвижимости
Статья 9. Реестр прав на недвижимость
Статья 10. Реестр границ
Статья 11. Реестровые дела
Статья 12. Кадастровые карты
Статья 13. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 15. Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав
Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 17. Государственная пошлина за осуществление государственной регистрации прав
Статья 18. Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов
Статья 19. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 20. Правила информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав
Статья 21. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 22. Требования к межевому плану
Статья 23. Требования к акту обследования
Статья 24. Требования к техническому плану
Статья 25. Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения
Статья 26. Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав
Статья 27. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 28. Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 29. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 30. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке
Статья 31. Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 32. Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 33. Правила внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица
Статья 34. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке
Статья 35. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости
Статья 36. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя
Статья 37. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии правопритязаний, прав требований в отношении зарегистрированного права
Статья 38. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости
Статья 39. Правила представления сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке, а также правила уведомления правообладателя о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 6. Особенности осуществления государственного кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
Статья 41. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости
Статья 42. Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество
Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков
Статья 44. Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости
Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
Статья 46. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса
Статья 47. Особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 48.Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства
Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
Статья 50. Особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него
Статья 51. Особенности осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества, найма жилого помещения, безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия
Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута
Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки
Статья 54. Особенности осуществления государственной регистрации прав при доверительном управлении и опеке, связанных с недвижимым имуществом
Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Статья 56. Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
Статья 57. Особенности осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при регистрации перехода прав на него
Статья 58. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда
Статья 59. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа
Статья 60. Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 63. Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 9. Государственный регистратор прав
Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей
Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав
Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из единого государственного реестра недвижимости
Статья 66. Ответственность органа регистрации прав
Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав
Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 11. Заключительные и переходные положения
Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях
Статья 71. Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства
Статья 72. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Тюменская Кадастровая палата ведет целенаправленную работу по повышению качества документов, предоставляемых на кадастровый учет объектов недвижимости. Одна из задач такой работы, проводимой с различными категориями населения, – наполнение Единого государственного реестра недвижимости достоверными сведениями об объектах недвижимого имущества. При этом кадастровый учет проводится на основании предоставленных заявителем документов, в которых может содержаться реестровая ошибка.

О том, кто допускает такие ошибки и как их исправить, рассказывает ведущий юрисконсульт тюменской Кадастровой палаты Мария ЧЕРКАСОВА.

— Мария Александровна, что же такое «реестровая ошибка»?

— В соответствии с действующим законодательством, реестровой ошибкой признается ошибка, перенесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) из документов, представленных в орган регистрации прав. Это такие документы, как межевой план, технический план, карта-план территории или акт обследования. Могут быть и иные документы, поступившие а орган регистрации прав, в том числе – в порядке межведомственного взаимодействия от органов власти1.

— То есть, реестровые ошибки появляются в процессе подготовки документов, и допускают их кадастровые инженеры…

— Не только. Действительно, кадастровые работы и работы по изготовлению межевого и технического планов, карты-плана территории и акта обследования выполняются кадастровыми инженерами, в соответствии с требованиями действующего российского законодательства. Документы, поступающие в орган регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия, готовятся органами государственной власти или органами местного самоуправления. В них тоже встречаются реестровые ошибки, но реже, чем у кадастровых инженеров.

— А кадастровые инженеры несут какую-то ответственность за допущенные при подготовке документов ошибки?

— Ошибка ошибке – рознь, и ответственность наступает соразмерная. В частности, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность кадастровых инженеров за внесение заведомо ложных сведений в межевой или технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка, либо карту-план территории. Такая ответственность предусмотрена и за подлог документов, на основании которых были подготовлены вышеназванные документы2.

Если злого умысла в действиях кадастрового инженера не было, и реестровая ошибка возникла из-за недостаточной квалификации специалиста или невнимательного отношения к деталям при подготовке документов, меры дисциплинарного воздействия к кадастровому инженеру применяются со стороны саморегулируемой организации (СРО), в которой он состоит. Вплоть до лишения права заниматься профессиональной деятельностью.

Стоит отметить, что СРО кадастровых инженеров, действующих на территории региона, активно взаимодействуют с тюменской Кадастровой палатой в деле повышения качества подготовки документов, подаваемых на кадастровый учет.

— Кто может выявить в сведениях ЕГРН реестровую ошибку?

— Кадастровый инженер. Реестровая ошибка выявляется в процессе подготовки межевого или технического плана по заказу правообладателей объектов недвижимости. Например, земельный участок долгое время использовался без уточнения границ. Перед его продажей выяснилось, что первоначально в сведения о земельном участке с определенным кадастровым номером, скажем, были внесены неверные сведения о смежной границе с соседом. В этом случае должен быть подготовлен межевой план, в котором будет указано, что он подготовлен именно в связи с исправлением ошибки.3

Кадастровый инженер обосновывает факт обнаружения реестровой ошибки, в чем она заключается. В состав межевого либо технического плана включаются разделы, содержащие сведения, позволяющие устранить такую ошибку в соответствии с требованиями действующего законодательства.

После этого данный межевой или технический план должен быть представлен в орган регистрации прав для исправления реестровой ошибки в порядке учета изменений основных характеристик объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН.

— Куда следует обращаться для исправления реестровой ошибки?

— С целью исправления реестровой ошибки для подготовки документов, содержащих верные сведения об объекте недвижимости, необходимо обратиться либо к кадастровому инженеру, либо в органы государственной власти (органы местного самоуправления) или иному лицу, которое допустило ошибку в документах. Если исправить реестровую ошибку указанными способами не представляется возможным – нужно обратиться в суд.

После необходимо подать заявлением в орган регистрации прав и приложить к нему соответствующие исправленные документы.

— Кто может обратиться с таким заявлением?

— Правообладатель недвижимости – земельного участка или объекта капитального строительства, в сведениях о котором допущена ошибка.

— Расскажите подробнее о порядке исправления реестровой ошибки…

— Реестровая ошибка подлежит исправлению на основании заявления правообладателей объектов недвижимости и документов, подтверждающих наличие ошибки и содержащих сведения, необходимые для ее исправления, либо на основании решения суда, вступившего в законную силу. Принимает решение о внесении изменений в ЕГРН государственный регистратор.

В Тюменской области заявление и необходимые документы представляются в территориальный орган Росреестра через офисы Многофункционального центра «Мои документы».

При поступлении вышеуказанных документов орган регистрации прав проверяет их на наличие или отсутствие оснований для приостановления либо отказа в кадастровом учете изменений объекта недвижимости, предусмотренных статьями 26 и 27 Федерального закона № 218-ФЗ, и принимает соответствующее решение.

Таким образом, реестровая ошибка исправляется государственным регистратором прав только в том случае, если поступят документы, свидетельствующие о ее наличии и содержащие сведения, необходимые для ее исправления. Либо на основании решения суда, вступившего в законную силу.

— А есть какие-то исключения из правил, когда правообладателю недвижимости не нужно обращаться куда-либо для исправления ошибки?

— Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрена такая возможность, когда орган регистрации прав при соблюдении определенных условий может исправить реестровую ошибку самостоятельно. В частности, это возможно при выявлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, если изменение сведений о местонахождении этого участка и его площади составит не более пяти процентов от исходного размера.

В этом случае орган регистрации прав принимает решение о необходимости устранения реестровой ошибки (с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указанием, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки) и направляет его заинтересованным лицам (органам) не позднее следующего рабочего дня.

Если после получения такого решения правообладатель не представляет в орган регистрации прав необходимые для исправления реестровой ошибки документы (либо в случае отказа в кадастровом учете изменений при их представлении), по истечении трех месяцев с даты направления указанного решения орган регистрации вправе внести изменения в ЕГРН без согласия правообладателя земельного участка. При этом изменения могут быть внесены в ЕГРН в том случае, если после этого площадь земельного участка не будет отличаться от его площади, указанной в ЕГРН, более чем на пять процентов.4

При исправлении реестровых ошибок орган регистрации прав также вносит в ЕГРН сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков, а также сведения о площади земельных участков. В этом случае межевой или технический план на соответствующий объект недвижимости готовить не нужно5.

— Обязательно исправлять реестровую ошибку? Процедура не мешает проводить кадастровый учет?

— Внесение сведений в ЕГРН, в том числе в результате исправления реестровых ошибок, о местоположении границ земельного участка, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на участке не препятствует проведению кадастрового учета объекта недвижимости на основании документов, которые представил собственник после внесения органом регистрации прав таких сведений в ЕГРН.6

Вместе с тем, если существуют основания полагать, что исправление такой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.7

— А что делать, если владелец смежного участка не собирается ничего исправлять?

— На практике, действительно, часто бывает, что до подачи искового заявления в суд правообладатель сталкивается с проблемой, когда смежный землепользователь не намерен исправлять выявленную кадастровым инженером реестровую ошибку. Хлопотно. Ведь, в установленном законом порядке, он должен самостоятельно обратиться в орган регистрации прав с межевым планом, подготовленным в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка.8

В таком случае правообладатель обращается в суд с требованиями о признании факта наличия реестровой ошибки и установлении в судебном порядке местоположения такой смежной границы, либо об обязании «смежника» исправить реестровую ошибку.

То есть (при установлении факта наличия реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ и площади земельного участка), суд может обязать правообладателя смежного земельного участка подготовить и представить в орган регистрации прав документы (межевой план) для исправления реестровой ошибки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 218-ФЗ. Кроме того, суд может обязать кадастрового инженера подготовить межевой план с целью устранения реестровой ошибки.

— В какие сроки исправляется реестровая ошибка?

— В течение пяти рабочих дней со дня поступления в орган регистрации прав документов, которые свидетельствуют о наличии ошибки и содержат верные сведения, либо решения суда, вступившего в законную силу9.

При этом уведомление об исправлении реестровой ошибки направляется заинтересованным лицам (органам) в течение трех рабочих дней после исправления такой ошибки на основании заявления правообладателей объектов недвижимости и представленных ими соответствующих документов. Либо в течение пяти рабочих дней, если орган регистрации прав исправлял выявленную реестровую ошибку самостоятельно.

— Как собственник участка узнает о том, что реестровая ошибка исправлена?

— По общему правилу уведомление правообладателю недвижимости направляют по адресу электронной почты, содержащемуся в ЕГРН, в виде ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Росреестра. Либо по почте в виде бумажного документа на адрес, содержащийся в реестре недвижимости (при отсутствии в ЕГРН сведений об адресе электронной почты правообладателя).10

За подробными разъяснениями по конкретным случаям, связанным с исправлением реестровых ошибок, можно обратиться к специалистам тюменской Кадастровой палаты, записавшись на консультацию по телефону (3452) 259-000.

1Ч. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (Закон № 218-ФЗ);

2Ч. 4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 170.2. Уголовного кодекса Российской Федерации;

3П. 27 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», п. 24 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953″Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений»;

4Ч.ч. 6, 6.1, 7, 8 ст. 61 Закона № 218-ФЗ;

5Ч. 7.1 ст. 61 Закона № 218-ФЗ;

6Ч. 7.2 ст. 61 Закона № 218-ФЗ;

7Ч. 4 ст. 61 Закона № 218-ФЗ;

8Приказ № 921″Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»;

9Ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ;

10П. 4 Порядка направления уведомлений, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов».

admin