Ст 19 3 КоАП

Особенности состава

Отметим, что ст. 19.3 – довольно объемная, имеет несколько частей. Но автомобилистов должна интересовать именно ч. 1, потому что в ней идет речь о неисполнении законных требований сотрудников полиции, коими являются инспекторы ГИБДД. Очень условно можно говорить о том, что водитель может нарушить и ч. 6 указанной статьи, где речь идет о повторном неповиновении во время проведения митинга, собрания – его участником и организатором. Но подобных мероприятий в стране проводится не так много, тем более, с участием автомобилистов. Все же лучше рассмотреть ситуацию, когда инспектор останавливает на дороге водителя, предъявляет какие-то требования к нему, а автомобилист наотрез отказывается предпринимать какие-либо меры. Другой пример: ГАИшник поднимает жезл, а водитель продолжает движение в рамках выбранного маршрута, не останавливаясь. Но это все описание конкретных ситуаций, которые могут произойти. Перейдем к составу:

  1. Правонарушение направлено не против сотрудника ГИБДД, как можно ошибочно подумать, а против порядка управления. Водитель своими незаконными действиями не дает должностному лицу, работающему на государство, следить за безопасностью дорожного движения;
  2. Чтобы быть признанным виновным по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, необходимо неповиноваться распоряжению или требованию сотрудника ГИБДД. Внимание: речь идет именно о законных требованиях. То есть, например, если полицейский просит съездить в магазин за лимонадом – условно, а водитель отказывается это делать, то состава правонарушения не будет. Не имеет права инспектор ГИБДД отправлять водителя в магазин, как и, впрочем, нельзя без причин и понятых настаивать на открытии багажника. Другое дело – предъявление документов, перечень которых установлен ПДД. Если водитель отказывается показывать водительское удостоверение, то он, явно, не подчиняется представителю власти;
  3. Виновным в правонарушении может стать лицо, достигшее возраста 16 лет. Можно справедливо заметить: права в РФ выдают с 18 лет. Да, это действительно так, но ситуации бывают разные. Пример: подросток вытаскивает ключи из кармана одежды отца, берет родительскую машину и уезжает кататься. Экипаж ГИБДД, замечает, что водитель автомобиля выглядит слишком молодо, начинает преследование, но подросток не останавливает машину. Требование прекратить движение – законно. Водитель, не имеющий прав на управление авто, достиг возраста 16 лет, авто не остановил. Следовательно, его можно привлечь к ответственности;
  4. Правонарушение может считаться совершенным, если оно было умышленным. То есть, водитель намеренно отказывается делать то, чего требует инспектор. Может получиться и так: сотрудник ГИБДД дает какое-то законное распоряжение, водитель думает, что оно не соответствует закону, не исполняет его. Правонарушение будет иметь место, несмотря на то, что автомобилист заблуждался относительно незаконности распоряжения. Тут уж: незнание правовых положений не освобождает.

Не должны привлекать к ответственности водителя, который действовал неумышленно. Пример привести непросто, но попробуем: инспектор ГИБДД задумал остановить некий автомобиль, водитель в это время осуществлял перестроение и не видел поднятого жезла. Соответственно, состава правонарушения нет, потому что нет умысла. Правда, если дело дойдет до суда, то орган правосудия, скорее всего, встанет на сторону полицейских. Водителю будет сложно доказать, что он, действительно не видел инспектора ГИБДД на дороге.

Активно по ч. 1 ст. 19.3 КоАП привлекают тех, кто любит тонировать переднюю полусферу стекол авто и терпеть не может снимать пленку. Полицейские действуют по следующей схеме:

  1. Выдают водителю, который не растонировался, предписание о необходимости снятия пленки;
  2. Дают время на устранение недостатка;
  3. Если ничего не изменилось, спустя определенный период, нарушителя привлекают к ответственности.

Как понять, законно ли требование инспектора?

Во-первых, нужно ориентироваться на:

  • Конституцию РФ;
  • Закон «О полиции»;
  • КоАП.

Во-вторых, в 2017 году был принят новый Административный регламент (Приказ № 664), в котором подробно разъясняется:

  • как и в каких случаях имеет право действовать сотрудник ГИБДД;
  • какие у него есть обязанности;
  • как должен вести себя водитель, если его остановили.

Зачем все это нужно знать: чтобы не стать жертвой «разводов», которые практикуются в разных регионах страны. Типичный пример: инспектор ГИБДД останавливает водителя где-то на трассе, просит автомобилиста выйти из машины. Согласно вышеуказанному Административному регламенту, как и документу, предшествующему ему (Приказ № 155), водитель не обязан покидать свой автомобиль по требованию полицейского. Есть из общего правила исключения, но их число минимально.

Сотрудник ГИБДД, столкнувшись с отказом водителя выйти, начинает угрожать привлечением к ответственности по 19.3 КоАП. Если автомобилист не знает, что, в его случае, никакого нарушения нет, то он, скорее всего, выйдет из машины, и у инспектора появится возможность реализовать какую-нибудь схему «развода». Например, дальше он может настоять на открытии багажника без понятых. В багажнике может обнаружиться что-то противозаконное и т. д. В общем, что касается ст. 19.3 КоАП, то здесь нужно запомнить следующее:

  1. Наказывается только неисполнение законного требования полицейских;
  2. Чтобы узнать, какие из «просьб» являются правомерными, нужно, как минимум, ознакомиться с текстом Приказа № 664.

Поделиться «Пояснения Статьи 19.3 КоАП РФ»

К субъектам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, относятся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений лица, в отношении которых осуществляются процессуальные действия, предусмотренные УПК, а также подсудимые (обвиняемые, по уголовным делам которых назначено судебное разбирательство), находящиеся в следственных изоляторах (СИЗО) УИС Минюста России.

Не относятся к субъектам данного административного правонарушения:

— подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, и не содержащиеся под стражей в учреждениях УИС (см. п. 4 комментария к ст. 19.12);

— осужденные (обвиняемые, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры).

Подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденные Приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. N 148. Правилами, в частности, предусмотрено осуществление следующих принудительных действий в отношении указанных лиц: проведение личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых (п. 25 — 34), изъятие у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию (п. 35 — 41). Согласно п. 26, 27 Правил личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу.

К запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также те, которые не включены в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (см. приложение 2 к указанным Правилам).

Подозреваемые и обвиняемые, противодействующие распоряжениям или требованиям сотрудника СИЗО, осуществляющего личный обыск, дактилоскопирование, досмотр вещей, изъятие вещей, предметов и иные принудительные действия, осуществляемые в отношении подозреваемых и обвиняемых в соответствии с вышеуказанными Правилами, совершают административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи.

5. Права и обязанности сотрудников УИС при осуществлении надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях УИС Минюста России, определены Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной Приказом Минюста России от 7 марта 2000 г. N 83.

6. Административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц органов Госнаркоконтроля России установлены ст. 23.63 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Законные распоряжения или требования должностных лиц указанных органов обусловлены их полномочиями, определенными федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) должностные лица органов Госнаркоконтроля России вправе:

— производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

— проверять соответствие процессов производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установленным правилам, при необходимости изымать образцы для сравнительного исследования;

— опечатывать помещения в целях воспрепятствования доступу к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам;

— требовать представления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений и документов;

— давать юридическим лицам — владельцам лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

— осуществлять иные меры контроля.

К иным властным полномочиям органов Госнаркоконтроля России (их должностных лиц), осуществляемым при проведении контроля за исполнением требований Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», относятся:

а) направление лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, на медицинское освидетельствование в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

б) отстранение лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, от любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (согласно п. 2 ст. 45 указанного Федерального закона);

в) вынесение представления, обязывающего юридическое лицо устранить нарушение Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (см. п. 5 ст. 46 указанного Федерального закона);

г) обращение в суд с требованием о прекращении деятельности юридического лица — нарушителя (см. п. 6 ст. 46, п. 2 ст. 51, п. 2 ст. 52 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»);

д) проведение личного досмотра граждан, досмотра транспортных средств, почтовых и багажных отправлений, иных имущественных объектов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконное хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (см. п. 3 ст. 48 указанного Федерального закона).

Применительно к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должностные лица органов Госнаркоконтроля России осуществляют доставление (п. 12 ч. 1 ст. 27.2 КоАП) и административное задержание (п. 8 ч. 1 ст. 27.3 КоАП). В соответствии с п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП указанные должностные лица составляют протоколы по делам об административных правонарушениях.

Властные полномочия должностных лиц органов Госнаркоконтроля России при проведении дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к подследственности указанных органов, установлены УПК (см. п. 5 ч. 2, п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ). Административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц органов Госнаркоконтроля России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности определены ч. 4 ст. 6, п. 9 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ; см. абз. 3 п. 1 комментария к ст. 20.23 КоАП).

Неповиновение законным распоряжениям или требованиям должностных лиц органов Госнаркоконтроля России, обусловленным полномочиями, установленными федеральным законом, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей квалифицируются по ч. 3 комментируемой статьи.

7. В отличие от КоАП, в УК содержится обобщающая дефиниция «представитель власти», охватывающая, в частности, работников милиции и военнослужащих; согласно примечанию к ст. 318 УК под представителем власти понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

8. Если в признаках правонарушения будут выявлены факты применения физического противодействия или оскорбления представителя власти при исполнении им его служебных обязанностей, то деяние следует квалифицировать как преступление, предусмотренное соответственно ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 (оскорбление представителя власти) УК. При выявлении состава преступления не имеет значения, было ли насилие опасным для жизни и здоровья или нет, — любой факт физического воздействия в отношении представителя власти представляет собой признак преступления, а не административного проступка. Противодействие представителю власти может быть не только физическим, но и моральным: например, циничные высказывания либо нецензурная брань, адресованные потерпевшему, а также угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких выявляют общественно опасные последствия, свойственные преступлению (ст. 318, 319 УК).

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 комментируемой статьи, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

Комментарий к статье 19.3 КОАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

Главная>Комментарии к кодексам РФ>Комментарии к КоАП>Комментарий к ст. 19.3 КОАП РФ

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения органами исполнительной власти общественного порядка и общественной безопасности. Под общественным порядком следует понимать определенный предусмотренный правом порядок поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, то есть местах скопления физических лиц.

2. Объективную сторону части 1 статьи 19.3 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Требования либо распоряжения, исходящие от сотрудников вышеперечисленных органов, должны быть законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами. Кроме того, они должны иметь в качестве цели охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей сотрудников милиции, военнослужащих или сотрудников уголовно-исполнительной системы.

3. Объективная сторона части 2 статьи 19.3 выражается в неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Целью распоряжений или требований, неповиновение которым образует состав данного правонарушения, должно быть обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима.

4. Объективная сторона части 3 статьи 19.3 состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

5. Субъектом административного правонарушения выступают граждане.

6. Данное правонарушение совершается умышленно.

7. В том случае, если в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности происходит посягательство на жизнь данных сотрудников, это образует состав преступления, предусмотренный ст. 317 УК РФ .

8. Административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 19.3, рассматриваются мировыми судьями. Административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 19.3, рассматривают начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

9. Протоколы об административных правонарушениях по статье 19.3 уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, протокол может составляться также должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, по делам, предусмотренным частью 3 статьи 19.3, протокол может составляться должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Сажают ли в России за сопротивление полиции?

Каролина Б. 224 2 года назад Студент — юрист

Наказание совершенно точно будет.

Ст.19.3 КоАП РФ — Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции <…> в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

+ в ряде статей УК РФ сопротивление сотруднику полиции при задержании является квалифицирующим признаком и усугубляет наказание для лица, совершившего преступное деяние (например, статья 213 УК РФ: Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет).

+ имеется самостоятельная статья УК РФ — статья 318 Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примеры: tvoi54.ru , www.prokuror-tula.ru . По административным наказаниям судебных решений еще больше, можно посмотреть судебную практику с того же Росправосудия — rospravosudie.com .

Права полицейского

Безусловно, для того чтобы можно было наказать лицо, не подчинившееся полицейскому, нужно убедиться, что последний действовал в рамках своих полномочий.

Круг полномочий сотрудника правоохранительных органов довольно обширен. Данные права предоставляются полицейским в соответствии с законом «О полиции». Там указано, что во время исполнения своих обязанностей, сотрудник полиции имеет право:

  1. Требовать предоставить удостоверение личности у граждан, которые проходят по подозрению на совершение того или иного правонарушения.
  2. Настаивать на прекращении нарушителем противоправных действий.
  3. Просить проехать в полицейский участок граждан, участвующих в уголовном разбирательстве, или же принудительно доставлять их туда.
  4. Требовать у физических лиц и организаций документы, необходимые следствию.
  5. Проводить допросы, обыски, досмотры в рамках административного и уголовно-процессуального законодательства.
  6. Доставлять граждан в алкогольном или наркотическом опьянении в медицинские учреждения.
  7. В целях самозащиты прибегать к использованию огнестрельного оружия или физической силы.
  8. А также осуществлять прочие действия, которые предписываются ему по закону.

Соответственно, при попытке помешать полицейскому в осуществлении его прав и обязанностей, лицо, совершившее такую попытку, будет наказано за неповиновение сотруднику полиции. Существует статья КОАП РФ, которая подробно описывает, что грозит гражданину за подобные действия.

Статья 19.3 КоАП

По данной статье, прописанной в КОАП РФ, лицо, не подчинившееся полиции, будет привлечено к административной ответственности.

Стоит отметить, что статья 19.3 КОАП РФ говорит не только о сотрудниках полиции, но и о других службах, проводящих охранную и контрольную деятельность: ФСБ, нацгвардии, государственной охране, военнослужащих и т.д.

Статья содержит две части, посвященные полиции, в первой из которых говорится наступлении ответственности в случае, когда гражданин своим неподчинением мешает сотруднику правоохранительных органов в исполнении его обязанностей по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Следующая часть содержит наказание за неподчинение полицейскому, который несет службу по поддержанию порядка в исправительных учреждениях.

Отдельный подпункт регулирует неповиновение сотруднику полиции, осуществляющему миграционный контроль.

Стороны конфликта и состав правонарушения

Данная статья рассматривает сотрудников полиции в качестве представителей власти, а значит лицо, проходящее по данной статье, может быть обвинено и в преступлениях против власти.

Ответственность по данной статье, как правило, наступает во время проведения другой операции по установлению правопорядка. Например, во время профилактики или пресечения тех или иных правонарушений, а также других действий, направленных на поддержание общественного порядка.

Объектом правонарушения в данном случае будет неповиновение распоряжению сотрудника полиции. Полицейским считается лицо, которое осуществляет государственную службу в органах внутренних дел и имеет присвоенное звание (от рядового до генерала). К полицейским также могут приравниваться следующие категории лиц:

  1. Курсанты и научные работники, участвующие в образовательном процессе в рамках учебного учреждения, принадлежащего к системе органов МВД.
  2. Граждане, которые были прикомандированы к государственным органам и к организациям в установленном Президентом РФ порядке.
  3. Лица, которые являются сотрудниками федеральной службы, относимой к системе внутренних дел, или к другой организации, также находящимся в ведении МВД.

Соответственно, сопротивление тем же сотрудникам ГИБДД обернется для нарушителя административной ответственностью, так как ГАИ относится к системе органов МВД,

Что касается объективной стороны преступления, то она имеет сложную структуру. Главным составляющим является неповиновение вышеуказанным лицам, которое может проявляться как в действии, так и в бездействии. Наличие каких-либо последствий не является значимым.

Кроме того, как уже отмечалось, требования полицейских должны быть законными. И наконец, лицо, вступившее в противоречие с полицейским, может понести наказание только в случае, если сотрудник полиции в данный момент находился при исполнении.

Субъектом правонарушения может выступать физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективную сторону будет составлять умысел в отказе подчиняться сотрудникам правоохранительных органов, которые осуществляют деятельность по несению службы и охране общественных отношений и общественного порядка.

Общественный порядок в данном случае подразумевает набор установленных в конкретном обществе правил поведения, а также моральные нормы, традиции и обычаи данного социума. Соответственно, охрана общественного порядка заключается в обеспечении возможности граждан осуществлять свои законные права, путем противодействия полицейскими возникновению всех видов правонарушений и преступлений.

Обеспечение общественной безопасности состоит в поддержании необходимого уровня безопасности граждан и государства от всякого рода конфликтов и злодеяний, а также во время чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Какие действия могут привести к ответственности

Отказ выполнять распоряжения сотрудника полиции может быть выражен в разных формах:

  1. Игнорирование просьб и замечаний полицейского.
  2. Прямой отказ выполнить распоряжение сотрудника полиции.
  3. Создание каких-либо условий, мешающих полицейскому исполнять свои должностные обязанности.
  4. Использование оскорблений или применение физической силы в отношении сотрудника правоохранительных органов.

В данном вопросе стоит четко разграничивать понятия неповиновения и сопротивления полиции.

Неповиновение законному распоряжению заключается в отказе исполнять требования сотрудника полиции, то есть такое действие (бездействие) носит пассивный характер.

Например, в случае, если водитель отказывается предоставить водительское удостоверение, или гражданин, подозреваемый в совершении преступления, отказывается проехать в отдел полиции для дальнейших разбирательств.

Сопротивление же состоит в применении каких-либо активных действий, направленных на то, чтобы помешать сотруднику МВД нести службу. Примером может послужить использование физической силы или же угроз в адрес полицейского.

Дело в том, что сопротивление сотруднику полиции уже будет рассматриваться как уголовное преступление и регулироваться в соответствии со статьей 318 УК РФ, которая предполагает гораздо более суровое наказание.

В любом случае, лучше всего не игнорировать просьбы сотрудников полиции, а тем более не пытаться оказать какого-либо рода сопротивление. Ведь если гражданин уверен, что он не совершал противоправных действий и требования полиции безосновательны, это вскоре прояснится, и обе стороны мирно разойдутся.

Всегда ли законны требования полицейского

Зачастую встречаются ситуации, когда сотрудники полиции не вполне правомерно действуют в отношении лица, к которому потом предъявляется обвинение в неповиновении.

Самым ярким примером может послужить просьба предоставить документы без разъяснения причин. А на вопрос гражданина, почему его документы требуют проверки, полицейские отвечают доставкой последнего в отделение и наложением административной ответственности.

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы предъявление вопросов к гражданину со стороны полицейского считалось законным? Сотрудник полиции должен:

  1. Быть одет в соответствующую форму.
  2. Представиться и предоставить остановленному гражданину удостоверение сотрудника правоохранительных органов.
  3. Объяснить цель проверки документов или выполнения гражданином других требований.

Целью подобной остановки может быть:

  • cходство с нарушителем, разыскиваемым полицией;
  • cовершение гражданином противоправных действий;
  • отказ последовать в специализированное медицинское учреждение;
  • пресечение попытки самоубийства;
  • наличие явного психического расстройства у гражданина;
  • поиск лица, совершившего побег из психиатрической клиники.

Таким образом, если полицейский отказывается давать какие-либо комментарии задержанному гражданину, он действует незаконно. А значит при обнаружении этого факта, лицу, обвиненному в неповиновении полиции, возможно, удастся избежать наказания.

В заключение стоит отметить, что подобные дела чаще всего решаются именно в пользу сотрудника правоохранительных органов. Однако порядочному гражданину не сложно избежать возникновения подобной ситуации. Необходимо адекватно ответить на просьбу полицейского и не провоцировать дальнейшее разбирательство.

admin