Ст 171 РФ

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Москва

04 мая 2016 года

Нагатинский районный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи И.В. Китаевой,

при секретаре Ю.В. Титовой

с участием государственного обвинителя, старшего помощника Нагатинской межрайонной прокуратуры города Москвы О.С. Лапшовой,

подсудимого Р.В.о. Гусейнова,

защитника — адвоката М.М. Степанова,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-354/16 по обвинению

Гусейнова Ризвана Вагир оглы, данные изъяты, ранее не судимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УК РФ, суд

УСТАНОВИЛ:

Гусейнов Ризван Вагир оглы совершил незаконное предпринимательство, то есть

осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере.

Так, Гусейнов Р.В.о., имеющий ИНН *** с целью осуществления предпринимательской деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», прошел в Межрайонной инспекции ФНС № *** по городу *** государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 05.06.2012 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным № ***. Гусейнов Р.В.о. 15 декабря 2013 года заключил с ФГУП «***» (в настоящее время именуется АО «»***») договор аренды № ***, согласно которому принял во временное владение и пользование движимое имущество, расположенное по адресу: Москва, улица ***, проектируемый проезд ***, а именно: контейнер, навес и два вагона-бытовки. В дальнейшем, 31 июля 2015 года Гусейновым Р.В.о. с АО «»Центр управления федеральной собственностью» заключено дополнительное соглашение № *** к договору аренды от *** года № ***, согласно которому договор аренды № *** от ***расторгнут с 31.07.2015 года. На арендуемой территории по адресу: *** Гусейнов Р.В.о. с целью осуществления предпринимательской деятельности организовал автосервис по ремонту автомашин, а также с целью осуществления незаконного предпринимательства, сопряженного с систематическим извлечением дохода (получением прибыли) в крупном размере от продажи товаров, в нарушение п.34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 года № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов», утвердившего положение «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов», устанавливающих необходимость получения для такого вида деятельности лицензию, не получив в установленном порядке в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Правительства Москвы лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в точно неустановленное следствием время в период с 02.02.2015 года по 28.07.2015 года, находясь по адресу: ***, осуществил деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, от которой, согласно заключению эксперта ЭКЦ УТ МВД России по ЦФО от ***№ ***получил доход на сумму 1 890 096 рублей, что является крупным размером.

Подсудимый Гусейнов Р.В.о. согласился с предъявленным обвинением, вину признал полностью, в содеянном чистосердечно раскаялся, подтвердил изложенные в обвинительном заключении обстоятельства, и подержал свое ходатайство о постановлении приговора в отношении него в особом порядке принятия судебного решения, без проведения судебного разбирательства, заявил, что ходатайство заявлено им добровольно, после консультации с защитником, он осознает характер и последствия заявленного ходатайства.

Возражений против позиции подсудимого участниками процесса не заявлено, требования ст.ст.314–316 УПК РФ соблюдены, наказание за преступление, в котором обвиняется Гусейнов Р.В.о., не превышают 10 лет лишения свободы, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения данного уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.

Суд считает, что обвинение, с которым согласился Гусейнов Р.В.о., обосновано и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, в ходе производства предварительного расследования.

Таким образом, действия подсудимого Гусейнова Р.В.о. суд квалифицирует по ч. 1 ст. 171 УК РФ, так как он совершил незаконное предпринимательство, то есть осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление Гусейнова Р.В.о. и на условия жизни его семьи.

Признание Гусейновым Р.В.о. своей вины, раскаяние в содеянном, совершение преступления небольшой тяжести впервые, положительная характеристика, наличие иждивенцев, суд признает обстоятельствами, смягчающими наказание.

Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не усматривает.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, конкретных обстоятельств дела, личность подсудимого, суд не находит оснований для применения при назначении Гусейнову Р.В.о. наказания правил, предусмотренных ст.ст.64, 73 УК РФ, а также ч. 6 ст. 15 УК РФ, и полагает, что исправление Гусейнова Р.В.о. возможно без изоляции его от общества, и наказание должно быть назначено в виде штрафа.

На основании ст. 81 УПК РФ, решить вопрос о судьбе вещественных доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-309, 316 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ

признать Гусейнова Ризвана Вагир оглы виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УК РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч рублей) рублей.

Меру пресечения Гусейнову Р.В.о. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить после вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства:

— черновые записи на 33 листах; копия свидетельства о государственной регистрации; копия свидетельства о постановке на учет; копия уведомления о постановке на учет; копия расписки в получении документов; копия заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения; копия договора аренды с приложениями; копия дополнительного соглашения; компакт-диск CD-R – приобщенные к материалам данного уголовного дела – хранить в материалах данного уголовного дела.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение десяти суток со дня провозглашения с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ. Осужденному разъяснено право указать в апелляционной жалобе о желании участвовать в суде апелляционной инстанции.

Судья:

И.В. Китаева

Новая редакция Ст. 171 УК РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) утратил силу, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание. Утратило силу.

Комментарий к Статье 171 УК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает УО только в том случае, если речь идет о предпринимательской деятельности, которая в принципе может быть зарегистрирована. По разъяснению п. 1 Постановления Пленума ВС РФ N 23, при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171, судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в п. 1 ст. 2 ГК признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

1.1. В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет УО за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК России (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

Если же лицо занимается запрещенными видами деятельности, УО наступает непосредственно за эти преступные деяния, например за торговлю людьми, незаконное изготовление оружия, незаконное производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и т.п. При этом в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по коммент. статье не требует (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

2. Объективная сторона составов преступления заключается в незаконном предпринимательстве, т.е. в занятии инициативной самостоятельной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, самовольно, не на законных основаниях.

3. Незаконное предпринимательство может выражаться в следующих самостоятельных формах: 1) в осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации; 2) в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации; 3) в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения; 4) в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно; 5) в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

4. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место: 1) когда лицо занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или создает коммерческую организацию без обращения за регистрацией в федеральные органы исполнительной власти; 2) когда лицо подало документы на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и занимается ею, не дожидаясь принятия решения по его вопросу; 3) когда лицо получило отказ (законный или незаконный) в государственной регистрации, но тем не менее продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность. В любом случае, по разъяснению ВС РФ, для наличия этой формы незаконного предпринимательства необходимо установление факта отсутствия в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей записи о создании юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо, наоборот, присутствия записи о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

5. Пленум ВС РФ полагает, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам) (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

6. Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

6.1. В число документов входят, например, протоколы (договоры) о создании юридического лица, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины, решение о реорганизации юридического лица, договор о слиянии или присоединении, передаточный акт или разделительный баланс, основные документы лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, и др.

Сведения, которые содержатся в этих документах, должны быть ложными, т.е. не соответствовать действительности. Виновное лицо обязательно должно осознавать факт ложности сведений.

7. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВС РФ N 23 при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется ФЗ, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК).

7.1. Осуществление предпринимательства без лицензии имеет место, когда: 1) лицо занимается деятельностью, требующей лицензирования, не обращаясь в лицензирующие органы за соответствующей лицензией; 2) деятельность осуществляется после подачи заявления о предоставлении лицензии, но до принятия решения о нем, или 3) после получения решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии, или 4) после приостановления лицензирующим органом действия лицензии, или 5) после аннулирования лицензии лицензирующим органом или решением суда на основании заявления лицензирующего органа, или 6) по истечении срока действия лицензии; 7) производится сразу несколько видов деятельности, близких по характеру и содержанию, при том, что лицензия имеется только на один из них; 8) деятельность осуществляется по лицензии, принадлежащей другому лицу или организации.

7.2. Пленум ВС РФ разъяснил также, что если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ N 23). Следует заметить, что приведенное решение небесспорно и не безупречно, поскольку, помимо вины лица, безусловно, осуществляющего свою деятельность в нарушение положений закона — без лицензии, имеется и вина федеральных органов — государства, которые были обязаны нормативно регламентировать условия лицензирования и не сделали этого. ВС РФ возлагает всю вину целиком и полностью на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.

7.3. В Постановлении Пленума ВС РФ N 23 содержится и еще одно положение, которое имеет отношение к анализируемой форме незаконного предпринимательства: если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный коммент. статьей (п. 17).

8. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. К лицензионным требованиям и условиям относятся: 1) квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату; 2) требования о соответствии объекта, в котором или с помощью которого осуществляется вид деятельности, специальным условиям его осуществления; 3) иные требования и условия, предусмотренные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Нарушение хотя бы одного из названных лицензионных требований и условий, при наличии других признаков состава преступления, подпадает под коммент. статью 171 УК РФ.

8.1. На практике возникают ситуации, когда субъект РФ принял нормативный правовой акт по вопросам, вытекающим из отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности, в нарушение своей компетенции либо с нарушением ФЗ или когда такое правовое регулирование относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 76 Конституции РФ). В этом случае лицо, осуществляющее свою деятельность без лицензии, или получившее лицензию в соответствии с указанным нормативным актом, но допускающее отступления от ее условий и (или) требований, не может быть привлечено к ответственности по ст. 171. В соответствии с Конституцией в данной ситуации применяется ФЗ (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

9. Преступление окончено в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, или с момента извлечения виновным дохода в крупном размере. Понятия крупного ущерба и дохода в крупном размере дано в примечании к статье 169 УК РФ; он превышает 250 тыс. руб. В п. 12 Постановления Пленума ВС РФ N 23 говорится: «Под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности».

10. Субъективная сторона незаконного предпринимательства характеризуется умышленной формой вины.

11. Субъект преступного посягательства — лицо, достигшее 16 лет.

11.1. В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 23 при осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по ст. 171 подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации.

11.2. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного коммент. статьей (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

12. Квалифицирующими признаками незаконного предпринимательства (ч. 2 коммент. статьи) являются: а) организованная группа; б) извлечение дохода в особо крупном размере.

13. Понятие дохода в особо крупном размере дается в примеч. к ст. 169. Его сумма превышает 1 млн. руб.

14. Пленум ВС РФ в Постановлении N 23 решил несколько проблем по квалификации незаконного предпринимательства по совокупности с некоторыми другими статьями УК РФ.

14.1. Если при занятии незаконной предпринимательской деятельностью лицо незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходные с ними обозначения для однородных товаров и при наличии иных признаков преступления, предусмотренного ст. 180 УК, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 180 (п. 14).

14.2. Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 171.1 Уголовного кодекса.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающими требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 238 УК.

Если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с несанкционированными изготовлением, сбытом или использованием, а равно подделкой государственного пробирного клейма, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 171, а также по ст. 181 как совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (п. 15).

14.3. Принципиально иначе, нежели раньше, и верно, решил Пленум ВС РФ спорный вопрос о необходимости дополнительной квалификации незаконного предпринимательства по статьям о налоговых преступлениях. В п. 16 Постановления N 23 ныне записано: «Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с пунктами 2 и 2.1 части 1 статьи 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и в силу пункта 4 части 3 статьи 81 УПК подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения».

15. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона характеризуется двумя формами преступной деятельности.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, т.е. когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. Не требует государственной регистрации: а) занятие запрещенной законом экономической деятельностью (например, незаконный оборот наркотических средств); б) заключение разовых сделок гражданско-правового характера (например, производство от случая к случаю мелких работ по договору подряда). Не является предпринимательством выполнение обязанностей по трудовому договору (репетиторы, домашняя прислуга и т.п.), деятельность членов коллегии адвокатов, частнопрактикующих нотариусов.

3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, конкретизирует, какие из них лицензируются на федеральном уровне, какие — органами исполнительной власти субъектов федерации, а также перечисляет виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с другими законами и нормативными правовыми актами.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Если лицо по истечении срока действия лицензии или ее приостановления продолжает заниматься предпринимательской деятельностью, такую деятельность следует рассматривать как осуществляемую без специального разрешения (лицензии).

4. Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо совершаемое деяние должно быть сопряжено с извлечением крупного дохода (см. примечание к ст. 169 УК РФ).

Если крупный ущерб от осуществления предпринимательской деятельности без регистрации образуется за счет неуплаты налогов, то ответственность за такую деятельность наступает только по ст. 171 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. ст. 198, 199 УК РФ не требуется.

Причинение вреда здоровью любой тяжести при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности не охватывается ст. 171 УК РФ и требует квалификации по совокупности преступлений.

5. Под доходом понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

• во-вторых, она является своеобразным катализатором перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации;

• в-третьих, она стимулирует конкуренцию на рынке рабочей силы, способствуя тем самым качественному изменению этой силы в соответствии с потребностями общества;

• в-четвертых, большинство видов миграционного движения обусловлено экономической необходимостью получения средств к существованию и в той или иной мере связано с рынком труда;

• в-пятых, несмотря на всю противоречивость явления, миграция населения является объективным процессом, требующим постоянного внимания со стороны органов управления. Миграцию нужно направлять в русло, благоприятное для развития отдельных регионов и России в целом. Для этого необходимо ведение продуманной взвешенной социальной политики, увеличение затрат в расходной части бюджета на социальные проекты, укрепление законности и усиление защиты общественного правопорядка.

К вопросу о совершенствовании диспозиции части 1 статьи 171 УК РФ

«Незаконное предпринимательство»

Репнев Г.А.

В результате изменений, внесенных в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменено лицензирование значительного числа видов экономической деятельности (разработка, производство, ремонт, а также испытания авиационной техники; эксплуатация взры-вопожароопасных и химически опасных производственных объектов; производство и техническое обслуживание медицинской техники; проектирование зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений и др.).

Отмена лицензирования ряда видов деятельности обусловлена принятием технических регламентов1 либо возложением функций по установлению стандартов и правил определенных видов деятельности и контролю за их соблюдением на саморегулируемые организации.

Изменение порядка регулирования указанных видов предпринимательской деятельности не уменьшает обществен-

ную опасность от его нарушения, но выводит из-под юрисдикции уголовного законодательства. В настоящее время назрела необходимость изменения диспозиции статьи 171 УК РФ (незаконное предпринимательство).

В качестве примера рассмотрим деятельность по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений; инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений2.

Статистические данные ГИАЦ МВД России о работе подразделений криминальной милиции по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности показывают, что из общего количества выявляемых фактов незаконного предпринимательства преступления в сфере строительства составляют почти 20 %.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в статье 4 определяет, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых мо-

Старший оперуполномоченный по особо важным делам ДЭБ МВД России.

жет повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Очевидно, что строительная деятельность в полной мере соответствует подобному определению. Известны многочисленные факты обрушения зданий вследствие ошибок при проектировании или технологических нарушений при строительстве, которые приводили к человеческим жертвам и наносили крупный материальный ущерб, утрачено большое количество зданий, имеющих культурно-историческое значение из-за неправильно проводимой реконструкции.

Под предлогом либерализации экономического пространства в Российской Федерации, уменьшения участия государства в регулировании предпринимательской деятельности с 1 января 2010 г. отменяется лицензирование строительной деятельности, а с 1 января 2009 г. прекращена выдача соответствующих лицензий.

По замыслу законодателя функции по регулированию строительной деятельности должны осуществляться посредством саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» определяет, что под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо, объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемая организация осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным, однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» ввел правовые основы функционирования саморегулируемых организаций в сфере строительства.

Проведем сравнительный анализ положений Градостроительного Кодекса РФ и других нормативных актов, регулирующих строительную деятельность после отмены лицензирования с нормативными актами, ранее регулировавшими деятельность строительных организаций в рамках института лицензирования.

Статья 55.1. Градостроительного Кодекса РФ декларирует, что основными целями саморегулируемых организаций являются — предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.

Данным положением законодатель дает понять, что недобросовестная строительная деятельность обладает высокой степенью общественной опасности. Перечень возможного вреда в основном соответствует признакам лицензируемых видов деятельности, изложенным в процитированной выше статье 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

о> о о

сч •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о о.

с[ со

О

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

о *

о

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

о о о

со

н о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о я с о т ф VO >s о

о ш

У S

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

Статья 55.5. Градостроительного Кодекса РФ предписывает, что саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства — документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:

а) требование о наличии образования определенных уровня и профиля;

б) требование к повышению квалификации, профессиональной переподготовке;

в) требование о наличии определенного стажа работы;

2) требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Требования к выдаче свидетельств о допуске могут содержать:

1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ. При этом не может указываться субъективное право, которым лицо может воспользоваться;

2) требование о достижении положительных результатов проводимой в порядке, установленном указанными требованиями, проверки квалификации индивидуальных предпринимателей, работников индивидуальных предпринимателей, работников юридических лиц.

Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются: 1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения опре-

деленных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее, чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников — среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее, чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее, чем пять лет — для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее, чем пять лет;

3) требование к повышению не реже, чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем. Фактически законодатель повторяет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

содержание лицензионных требований и условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 г. № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства», которым были утверждены положения о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, а также по инженерным изысканиям для строительства.

В соответствии со статьей 52. Градостроительного Кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Данное предписание дублируется статьей 55.8. Градостроительного Кодекса РФ, которая гласит, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

На основе проведенного анализа нормативных актов можно сделать следующие выводы:

1. Законодатель считает, что строительная деятельность обладает высокой степенью общественной опасности и к ее осуществлению могут быть допущены субъекты предпринимательской деятельности, удовлетворяющие установленным требованиям.

2. Вместо лицензии, выдававшейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в качестве разрешительного документа на осуществление строительной деятельности вводится выдаваемое саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

3. Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, повторяют ранее действовавшие лицензионные требования и условия.

Теперь рассмотрим, как повлияли изменения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в сфере строительства, на вопросы уголовно-правовой квалификации фактов незаконного предпринимательства.

Предположим, что индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица осуществляют строительную деятельность, зарегистрировавшись в установленном законом порядке, но, не оформив членство в саморегулируемой организации и не имея свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В результате подобной деятельности причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде или объектам культурного наследия народов Российской Федерации или извлечен до-

ход в крупном размере. Могут ли указанные лица быть привлечены к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ за незаконное предпринимательство?

Ответ на данный вопрос дает Пленум Верховного суда РФ в пункте 17 Постановления № 23 от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»:

• если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный статьей 171 УК РФ.

Действительно, в качестве признаков объективной стороны преступления, квалифицируемого как незаконное предпринимательство, отмечены:

• деятельность без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;

• осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно — отсутствие специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно или с нарушением лицензионных требований и условий. Деяние является преступным, если

причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

В нашем примере нарушений правил регистрации предприниматели не совершали, нарушить лицензионные требования и условия, в связи с их отменой тоже не могли.

Возникает практический вопрос — можно ли для целей применения статьи 171 УК РФ квалифицировать отсутствие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность

о> о о

сч •

о о о о.

с[ со

О

о я с о т ф ю

О *

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У

о *

о

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

о о о

со

н о

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

о *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

объектов капитального строительства, как отсутствие специального разрешения?

Рассмотрим формулировки статьи 171 УК РФ с точки зрения правил русской орфографии и пунктуации, а также юридической лингвистики.

В соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации в скобки заключаются слова или сочетания слов, содержащие дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, то есть разъясняющие, толкующие основную часть высказывания3.

В свою очередь Е.А. Крюкова полагает, что в языке законодательных актов скобки также выполняют и функции, несколько отличные от установленных правилами пунктуации. Достаточно распространен прием использования скобок для введения понятий в тексты законодательных актов или обозначения терминов — синонимов или антонимов, иногда скобки используются вместо союза «или».

По мнению данного автора, с которым нельзя не согласиться, опасность универсального использования скобок в различных юридических и речевых конструкциях заключается в том, что неоднозначное понимание значения скобок и, следовательно, выделенных с их помощью слов, словосочетаний или предложений может привести к неточному толкованию норм права в спорных случаях и в дальнейшем — к ошибке правопримене-

ния

Если юридическая лингвистика допускает, что в нормативных актах скобки могут выполнять функцию союза «или», возможно ли прочтение сочетания «специального разрешения (лицензии)», как «специального разрешения или лицензии»? Полагаем, что нет.

Статья 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит следующее понятие:

«Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю».

То есть, с точки зрения законодательства о лицензировании, лицензия — это и есть специальное разрешение.

Таким образом, бланкетный характер статьи 171 УК РФ не позволяет трактовать понятие «специальное разрешение

(лицензия)» иначе, чем в законодательстве о лицензировании, а именно, как уточнение термина.

Следовательно, признаки объективной стороны незаконного предпринимательства, изложенные в диспозиции статьи 171 УК РФ не позволяют квалифицировать как преступную строительную деятельность без оформления членства в саморегулируемой организации и без свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, разработанных саморегулируемой организацией, а также с нарушением требований данного допуска. Законодатель, сохранив формальное содержание требований к субъекту градостроительной деятельности, придал им правовой статус, который исключил данный важнейший элемент обеспечения безопасности объектов капитального строительства из-под уголовно-правовой охраны.

Можно констатировать, что в сложившихся условиях правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере строительства статья 171 УК РФ не выполняет функцию уголовно-правовой защиты установленного законодательством порядка ведения предпринимательской деятельности. По мнению автора, имеет место пробел в системе правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере строительства.

Анализ статистических данных о выявляемых преступлениях экономической направленности показывает, что строительная отрасль является одной из самых криминогенных. Законодатель необоснованно декриминализировал особо опасные нарушения установленного порядка осуществления предпринимательской деятельности в такой сфере деятельности, как строительство, в которой возможно причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, объектам культурного наследия народов Российской Федерации и т.д.

Для устранения образовавшегося пробела в законодательстве предлагается внести изменения в диспозицию части 1 статьи 171 УК РФ. В частности, необходимо добавить запрет на осуществление предпринимательской деятельности без свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией.

В то же время, добавление в качестве признака объективной стороны незаконного предпринимательства нарушения требований допуска к работам, выданного саморегулируемой организацией, не будет правомерным, так как в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обязана разработать и утвердить саморегулируемая организация.

В связи с тем, что Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, места жительства, а также других обстоятельств, то, как справедливо отмечали в своих работах, посвященных вопросам квалификации незаконной предпринимательской деятельности М. Нафиков, Я.Г. Мадатов5, уголовная ответственность за незаконное предпринимательство наступает лишь за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности (регистрации, лицензирования и др.), установленных федеральным законодательством. В случае нарушения правил осуществления предпринимательской деятельности, установленных иными субъектами нор-мотворческой деятельности (в том числе и саморегулируемыми организациями), уголовная ответственность не наступает.

В данном случае целесообразно включить в качестве альтернативного признака

объективной стороны незаконного предпринимательства — нарушение требований технических регламентов.

На основании изложенного предлагается следующая редакция диспозиции части 1 статьи 171 УК РФ:

«Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или без свидетельства о допуске к работам выданного саморегулируемой организацией, в случаях, когда такое разрешение (лицензия) или свидетельство обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий или с нарушением требований технических регламентов, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятие вышеуказанных изменений в статью 171 УК РФ позволит правоохранительным органам успешно решать задачи по декриминализации сферы экономической деятельности и пресекать несущие повышенную общественную опасность нарушения установленного порядка осуществления предпринимательской деятельности.

Литература и примечания

1. Технический регламнет — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании», статья 2.

2. Далее по тексту — строительная деятельность.

3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2006. , С. 268.

4. Крюкова Е.А. Особенности и универсальность использования скобок как средства достижения точности выражения норм права // Юрислингвистика—3: проблемы юрислингвистической экспертизы; издательство Алтайского государственного университета. 2002. С. 158.

О) О

о

сч •

о о о о.

с[ со

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 21.07.2004 N 73-ФЗ.

Комментарий к статье 171

1. Порядок регистрации предпринимательской деятельности граждан определен в ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок регистрации предпринимательской деятельности юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, определен в ст. 51 указанного Кодекса. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. Согласно ст. 49 Гражданского кодекса отдельные виды деятельности, перечень которых установлен законом, могут осуществляться только на основе специального разрешения (лицензии). Основной перечень видов деятельности, для занятия которыми требуется специальное разрешение, содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (СЗ РФ, 1995, N 1, ст. 69). Дополнительно к этому виды деятельности, подлежащей лицензированию, могут устанавливаться в отдельных федеральных законах и нормативных указах Президента Российской Федерации.

3. Состав преступления, предусмотренного ст. 171 настоящего Кодекса, будет налицо в случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, либо при отсутствии требуемой по закону лицензии, либо при осуществлении такой деятельности за пределами срока действия лицензии или с нарушением условий лицензирования. Уголовная ответственность за указанные действия может иметь место, если они причинили крупный ущерб либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере, определение которого дается в примечании к настоящей статье.

4. Данное преступление совершается умышленно, т. е. виновный осознает незаконный, противоправный характер своей деятельности.

5. Квалифицирующими признаками данного преступления являются: совершение его организованной группой, т. е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; извлечение в результате этого преступления дохода в особо крупном размере (определение такого дохода дается в примечании к данной статье); совершение его лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство.

6. В случае, если незаконное предпринимательство проявляется в противоправной деятельности, выражающейся в совершении преступлений, ответственность за которые предусмотрена соответствующими статьями настоящего Кодекса (незаконное изготовление или ремонт оружия, незаконный оборот наркотических средств и др.), ответственность наступает по указанным статьям настоящего Кодекса и дополнительная квалификация содеянного по ст. 171 не требуется.

Научно-практический комментарий:
1. Целью установления уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является предупреждение перехода предпринимательской деятельности в сферу теневой экономики, выхода ее из-под контроля государства, что влечет нарушение финансовых интересов государства, правил конкуренции на рынке товаров и услуг, способствует распространению поддельных товаров и некачественных услуг, иного обмана потребителей и контрагентов.
2. Большое значение в уяснении содержания признаков уголовно наказуемого незаконного предпринимательства и некоторых сложных вопросов квалификации имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» <1>.
———————————
<1> БВС РФ. 2005. N 1.
3. Объективная сторона незаконного предпринимательства может быть выражена различными действиями: 1) осуществление предпринимательской деятельности гражданином, коммерческой или некоммерческой организацией без государственной регистрации; 2) осуществление предпринимательской деятельности субъектами предпринимательства, прошедшими государственную регистрацию с нарушением установленных правил (порядка); 3) осуществление предпринимательской деятельности зарегистрированными субъектами предпринимательства, но при их государственной регистрации в регистрирующий орган были представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения; 4) осуществление предпринимательской деятельности зарегистрированными субъектами, но на соответствующий вид деятельности, лицензирование которого обязательно, не было получено специальное разрешение (лицензия) или срок действия этого разрешения истек (лицензия была аннулирована); 5) осуществление предпринимательской деятельности зарегистрированными субъектами и имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением лицензионных требований и условий.
Во всех этих случаях объектом преступления будет порядок осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающий нормальное развитие экономики.
Незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации или лицензии, а также с нарушением лицензионных требований и условий лицензирования, либо в случаях, когда регистрация была проведена с нарушением установленного порядка или на основе представленных в регистрирующий орган подложных документов, способна причинить ущерб гражданам и организациям, интересам общественной нравственности, обороны страны и безопасности государства.
4. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации соответствующего юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23). Закон не требует государственной регистрации в качестве предпринимателя для заключения разовых сделок гражданско-правового характера (например, продажа личных вещей, производство от случая к случаю различных мелких работ по договору подряда или поручений за плату и т.п.). Не является предпринимательской деятельностью выполнение обязанностей по трудовому контракту (договору).
В соответствии с законодательством не рассматриваются как предпринимательство некоторые виды профессиональной (частной) практики. Так, не признаются предпринимателями частнопрактикующие нотариусы (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1 <1>), члены коллегий адвокатов (ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <2>).
———————————
<1> Ведомости РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
<2> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
5. Правила (порядок) государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Они касаются сроков и места государственной регистрации, документов, представление которых необходимо при государственной регистрации, и требований по их оформлению, порядка представления этих документов. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Нарушение правил регистрации должно быть существенным, дающим основание для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была проведена вопреки имеющимся запретам).
6. Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при создании юридического лица, определен в ст. ст. 12 и 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, содержится в ст. 22.1 названного Федерального закона. В федеральных законах, устанавливающих специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (например, банков и других кредитных организаций), указаны и иные документы, представляемые при государственной регистрации. Заведомо ложные сведения могут содержаться в любом из этих документов. Важно установить, что заведомо ложная информация, содержащаяся в представленных документах, повлекла за собой необоснованную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).
7. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходима лицензия, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными нормативными актами (ст. 49 ГК РФ). Лицензия должна быть получена отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <1> предусмотрены основания и порядок приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии (ст. 13). Продолжение предпринимательской деятельности в таких случаях следует рассматривать как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 18.11.2004 N 23 определил свою позицию по одному из дискуссионных вопросов: «Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)» (п. 9).
8. Лицензионные требования и условия — это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Соответствие соискателя лицензии подобным лицензионным требованиям и условиям устанавливается при решении вопроса о предоставлении лицензии, а затем контролируется при осуществлении лицензиатом предпринимательской деятельности.
9. Условием уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение в результате незаконного предпринимательства дохода в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 169 УК, крупный размер ущерба и крупный доход по ст. 171 УК определяются суммой, превышающей 250 тыс. руб., а особо крупный доход (ч. 2 ст. 171) — в сумме, превышающей 1 млн. руб.
Умышленное или неосторожное причинение вреда здоровью, имевшее место при осуществлении незаконного предпринимательства, не охватывается составом этого преступления и требует квалификации по совокупности преступлений.
В случаях осуществления предпринимательской деятельности без регистрации причиняемый материальный ущерб чаще всего связан с уклонением от уплаты налогов. В названном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, вопреки позиции, которую он ранее занимал, правильно указал, что действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 171 (п. 16). При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, признаются вещественными доказательствами и подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения. Последняя рекомендация является дискуссионной.
10. Под доходом в ст. 171 следует понимать всю выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).
11. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. В случаях, когда криминообразующим признаком незаконного предпринимательства является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, виновный предвидит это последствие и желает его наступления или, что, вероятно, чаще, сознательно допускает или безразлично относится к его наступлению. Другой криминообразующий признак — извлечение дохода в крупном размере также осознается виновным и, как правило, желается. Мотив преступления в большинстве случаев корыстный, хотя в законе не оговорен.
12. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, которое непосредственно осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или руководит организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью, на нем лежит обязанность пройти регистрацию с соблюдением установленных правил, получить необходимую лицензию и соблюдать лицензионные требования и условия, если лицензия получена. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при осуществлении организацией незаконной предпринимательской деятельности ответственности по ст. 171 УК подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).
13. О понятии организованной группы см. ч. 3 ст. 35 УК и комментарий к этой статье.
14. Если незаконное предпринимательство выражалось в деятельности, запрещенной уголовным законом (например, незаконное изготовление или ремонт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых средств или взрывных устройств — ст. 223 УК; организация и содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ — ст. 232 УК; незаконное распространение порнографических материалов или предметов — ст. 242 УК и др.), то ответственность наступает по этим специальным уголовным законам.
15. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», если лицо осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность путем изготовления и реализации фальсифицированных товаров, например спиртосодержащих напитков, лекарств под видом подлинных, обманывая потребителей данной продукции относительно качества и иных характеристик товара, влияющих на его стоимость, содеянное образует состав мошенничества и дополнительной квалификации по ст. 171 УК не требует (п. 9).

admin