Ст 12.21 КоАП РФ

Ряд положений ст. 12.21.1 КоАП РФ об ответственности за незаконную перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов признаны не соответствующими Конституции РФ: каковы практические последствия?

Проблема весового контроля на автодорогах уже долгое время является одной из самых острых для перевозчиков грузов в России. Штрафы в десятки и сотни тысяч рублей по статье 12.21.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за «перегруз» и «негабарит», всегда являлись одним из основных рисков водителей и перевозчиков. После введения административной ответственности за превышение массы при погрузке по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ со штрафами на суммы 250 000 – 400 000 рублей, весовой контроль стал также головной болью многих поставщиков и других отправителей.

В 2017 году ко всем бедам участников перевозки добавились так называемые «рамки» весового контроля: средства автоматической фиксации административных правонарушений. То же самое, что и с контролем скорости, только весовой (автоматический пункт весового контроля). По идее, автоматизация должна была снизить коррупционную составляющую и исключить возможность «ездить с перегрузом». Однако, например, после установки одной из таких «рамок» в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, владельцам транспортных средств начали приходить штрафы по 150 – 300 000 рублей за малейшие превышения общей массы (минимально допустимая погрешность 2%, а дальше – штраф 150 000 рублей по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ). В результате, Усть-Лабинский районный суд оказался буквально завален жалобами владельцев грузового автотранспорта.

Благодаря тому, что планы перекрыть все дороги «рамками» по каким-то причинам пока не осуществились, а имеющиеся рамки перевозчики стараются благоразумно объезжать (пока есть где), острота проблемы несколько снизилась, и новостей на данном фронте достаточно давно не было. И вот, положения статьи 12.21.1 КоАП РФ были рассмотрены Конституционным судом Российской Федерации.

Суть дела

В Постановлении от 18 января 2019 г. №5-П Конституционный суд РФ признал противоречащими Конституции РФ ряд положений КоАП РФ, регулирующих вопросы ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства. Предметом проверки были части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 и ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ. Заявители ставили под сомнение соответствие Конституции России данных норм в части, относящейся к ответственности собственников транспортных средств при выявлении правонарушений с помощью средств автоматической фиксации.

Штрафы для собственников (владельцев) автотранспорта признаны завышенными

Так, согласно названному Постановлению, части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции РФ, в той мере, в какой они устанавливают административный штраф для собственников (владельцев) транспортных средств в случае фиксации совершенных ими административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами в размере, равном максимальному пределу штрафа для юридических лиц и предпринимателей, предусмотренного соответствующей частью той же статьи.
Как следует из мотивировочной части Постановления №5-П от 18 января 2019 года, возложение ответственности за незаконный негабарит или перегруз именно на собственников (владельцев) транспортных средств обусловлено особенностями фиксации соответствующих правонарушений, при которой устанавливается, что правонарушение совершено с использованием конкретного транспортного средства, а на основе данных регистрационного учета транспортных средств может быть определен его собственник (владелец). Такой способ фиксации нарушений предусмотренных правил сам по себе не противоречит Конституции РФ, и может быть введен по усмотрению законодателя (пункт 3.1, абзацы 4 и 5 мотивировочной части Постановления №5-П).

Однако, в рассматриваемых нормах частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ штраф установлен в твердом размере, равном максимальному пределу штрафа для привлекаемых в общем (не автоматическом) порядке юридических лиц и предпринимателей без какой-либо дифференциации. Поскольку при рассмотрении дел об административных правонарушениях с помощью автоматической фиксации возможности индивидуализации наказания снижены, Конституционный суд РФ посчитал, что штраф во всяком случае не должен достигать размера штрафа, установленного для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 3.2 мотивировочной части Постановления №5-П).

В связи с этим, суд, до внесения соответствующих поправок в законодательство, предписал назначать собственникам (владельцам) транспортных средств штраф в размере минимально установленного для юридических лиц и предпринимателей по соответствующей части статьи 12.21.1 КоАП РФ, то есть, фактически, снизил максимальный штраф на 50 (ч.ч. 1 – 3) — 100 000 (ч. 6) руб.

Владельцы-физические лица (не предприниматели) теперь могут радикально снизить размер штрафа

Но, и это еще не все. Один из заявителей пожаловался, что он был привлечен к административной ответственности как собственник транспортного средства по «ставкам», объективно рассчитанным на предпринимателей и организации, однако де-факто, как утверждал заявитель, он перевозил на личном грузовике личный груз. В связи с этим, заявитель считал штраф неоправданно высоким, и полагал справедливым привлекать к ответственности таких собственников (не предпринимателей) как водителей, т.е. порядком более низким «ставкам» штрафов.

Конституционный суд, по существу, поддержал эту позицию. Судьи пришли к выводу, что «ставки» штрафов на собственников (владельцев) транспортных средств предполагают коммерческое назначение грузовых транспортных средств, и, соответственно, их коммерческое использование. То есть, по мнению суда, имеется презумпция того, что перевозка такими транспортными средствами осуществляется в рамках предпринимательской деятельности. Однако, как указали судьи, презумпция эта должна быть опровержимой, то есть, собственник (владелец) должен иметь возможность доказать, что перевозил личный груз в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью (пункты 2 и 4 резолютивной части Постановления №5-П).

Соответственно, названные части статьи 12.21.1 КоАП РФ были признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они, исключают для гражданина-не предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, возможность доказать при рассмотрении его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд. В случае, если ему это удастся, штраф должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи (пункты 3 и 4 резолютивной части Постановления №5-П).

О том, насколько высокий стандарт доказывания будет установлен судами для таких собственников-физических лиц, пока сказать сложно. Однако, зная общие подходы судов по делам об административных правонарушениях, можно предположить, что доказать личный характер перевозки будет очень не просто.
Таким образом, фактически статья 12.21.1 КоАП РФ была пересмотрена в сторону, улучшающую положения собственников (владельцев) транспортных средств, что, с учетом колоссальных размеров штрафов, не может не радовать. Для наглядности изменения приведены в таблице.

Таблица:

Изменения в административной ответственности собственника (владельца) транспортного средства по ст. 12.21.1 КоАП РФ до и после принятия Постановления КС РФ №5-П от 18.01.2019 г. при выявлении правонарушения с помощью средств автоматической фиксации

Часть ст. 12.21.1 КоАП РФ Превышения общей массы и осевых нагрузок

Размер санкции (на собственника или владельца ТС)

До Постановления КС РФ №5-П от 18.01.2019 г.

После Постановления КС РФ №5-П от 18.01.2019 г.

По общему правилу

Для собственника-физлица, который доказал факт перевозки для личных нужд
1

превышение габаритов до 10 см, допустимой массы или нагрузки на ось от 2 до 10%

150 000 100 000 (минимальный штраф для юридических лиц по данной части) 1 000 (минимальньый штраф как на водителя по данной части)
2 превышение габаритов от 10 до 20 см., допустимой массы или нагрузки на ось от 10 до 20% 300 000 250 000 (минимальный штраф для юридических лиц по данной части) 3 000 (минимальный штраф как на водителя по данной части)
3 превышение габаритов от 20 до 50 см., допустимой массы или нагрузки на ось от 20 до 50% 400 000 350 000 (минимальный штраф для юридических лиц по данной части) 5 000 (минимальный штраф как на водителя по данной части)
6 превышение габаритов более 50 см, допустимой массы или нагрузки на ось более 50% 500 000 400 000 (минимальный штраф для юридических лиц по данной части) 7 000 (минимальный штраф как на водителя по данной части)

За работника по прежнему отвечает работодатель

Наконец, немаловажные, хотя и не утешительные для владельцев грузового автотранспорта, выводы сделал Конституционный суд РФ по вопросу ответственности собственника (владельца) транспортного средства за своего работника-водителя. Один из заявителей просил суд признать противоречащей Конституции РФ часть 2 ст. 2.6.1. КоАП РФ, которая по придаваемому ей смыслу, не препятствует привлечению собственника (владельца) к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ когда за рулем находился не непосредственно владелец, а его водитель, работающий по трудовому договору. Ведь это все-таки другое лицо, считал заявитель.

Однако, Конституционный суд РФ решил, что здесь противоречия Конституции РФ не имеется, поскольку работодатель несет ответственность за своего работника и обязан контролировать его действия. «Такой подход объясняется тем, что на собственнике (владельце) транспортного средства лежит основная обязанность по соблюдению правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Так, именно он должен обеспечить получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (статья 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункт 3 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов)» (абзац 2 пункта 3.4 мотивировочной части Постановления №5-П). Причем, Конституционный суд РФ не исключил ответственность работодателя даже тогда, когда работник использовал транспортное средство в обход работодателя.

Тем самым Конституционный суд Российской Федерации поддержал давно действующее правило о том, что работник владельцем транспортного средства не является, а значит, освободить собственника (владельца) от ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ в связи с рассмотренными обстоятельствами нельзя.

Выводы

Что можно сказать в качестве вывода? С одной стороны, снижение размеров штрафов в данном случае, хоть и не радикальное, но вполне ощутимое, стоит приветствовать. С другой стороны, указание на возможность снизить ответственность для владельцев-физических лиц – не предпринимателей и привлекать их по «ставкам» штрафов водителей, хотя и справедливое по содержанию решение, объективно создает еще одну лазейку для «серых» перевозчиков, которые и так оформляют транспорт на физические лица и, благодаря отсутствию документов, освобождаются от ответственности пользуясь той самой частью 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ (со ссылкой на то, что автомобиль был передан в аренду другому лицу) Перевозчики и владельцы грузовиков, работающие официально, такой возможностью пользоваться не могут, поскольку невозможно регистрировать свой собственный транспорт на различных физических лиц, оставаясь при этом полностью «белым». Однако, борьба с перегрузами, разумеется, не есть задача Конституционного суда Российской Федерации: она по-прежнему лежит тяжким бременем на совести законодателя, правоприменителя, и на плечах (и кошельках) грузоперевозчиков и других участников российского рынка автомобильных перевозок грузов.

Как видно из судебной практики названного суда на сайте Судакт.ру, больше всего пострадали перевозчики, работающие «в белую». Доводы организаций, которые ссылались на данные грузоотправителя (и прилагали доказательства поверки весов) полностью отклонялись судами. В лучшем случае, суды шли на снижение размера административного штрафа, но чаще – оставляли постановления ГИБДД на 150 – 350 тысячные штрафы без изменения. «Выигрывали» только те заявители, у кого транспорт был оформлен на физических лиц не предпринимателей, а управлял им другое физическое лицо. То есть, имеющие признаки представителей «серого» сегмента рынка автоперевозок.

См. например понятие владельца в ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

См., например, Решения Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края № 12-350/2018 от 27 февраля 2018 г. по делу № 12-350/2018, № 12-318/2018 от 26 февраля 2018 г. по делу № 12-318/2018

Статья 12.21.1 КОАП РФ. Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства

1. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.

2. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.

3. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

4. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.

5. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

6. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов —

влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.

7. Нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

8. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 1, 2 или 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

9. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 3, 5 или 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

10. Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, —

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

11. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

См. все связанные документы >>>

1. Объектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.

2. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения выражаются в нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

3. По ч. 1 комментируемой статьи ответственность наступает в случае перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения, а также при отклонении от указанного в специальном разрешении маршрута движения. Соответствующие требования предусмотрены Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России 27 мая 1996 г. (с изм. и доп.).

4. По ч. 2 статьи ответственность наступает за перевозку крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров.

5. По ч. 3 статьи ответственность наступает за перевозку тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15%.

6. По ч. 4 статьи ответственность наступает в случае нарушений требований перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, содержащихся в п. п. 23.1 — 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.). В частности, предусмотрено, что масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства. Пунктом 23.2 Правил дорожного движения на водителя возлагается обязанность контролировать размещение, крепление и состояние груза перед началом и во время движения. В случаях, когда состояние и размещение груза не отвечают установленным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение.

7. В соответствии со ст. 27.13 Кодекса совершение правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, может повлечь задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, в порядке, установленном Правительством РФ. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

8. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.

9. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи рассматриваются судьями в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

admin