Ст 11 водного кодекса РФ

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

  • 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

  • 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • 2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
  • 3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
  • 4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;
  • 5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
  • 6) разведки и добычи полезных ископаемых;
  • 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
  • 8) подъема затонувших судов;
  • 9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
  • 10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
  • 11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
  • 12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

  • 1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
  • 2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
  • 3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
  • 4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • 5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
  • 6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
  • 7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;
  • 8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
  • 9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
  • 10) рыболовства, охоты;
  • 11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • 12) санитарного, карантинного и другого контроля;
  • 13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
  • 14) научных, учебных целей;
  • 15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
  • 16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
  • 17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;
  • 18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
  • 19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса.

Статья 11. Водного кодекса РФПредоставление водных объектовв пользование на основании договораводопользования или решения о предоставленииводного объекта в пользование



1. На основании договоров водопользования, если иное непредусмотреночастями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты,находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектовРоссийской Федерации, собственности муниципальных образований,предоставляютсяв пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водныхобъектов;

2) использования акватории водныхобъектов, в том числе длярекреационныхцелей;

3) использования водных объектов беззабора (изъятия) водныхресурсовдля целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов впользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящейстатьи,водные объекты, находящиеся в федеральной собственности,собственности субъектов Российской Федерации, собственностимуниципальныхобразований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны ибезопасности государства;

2) сброса сточных вод и (или) дренажныхвод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтныхсооружений(в ред. Федерального закона от 14 июля2008 г. N 118-ФЗ

-Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст.3418);

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ,искусственныхостровов на землях, покрытых поверхностными водами (вред. Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418;Федеральногозакона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 30, ст. 4594);

5) строительства гидротехническихсооружений, мостов, а такжеподводныхи подземных переходов, трубопроводов, подводных линийсвязи,других линейных объектов, если такое строительство связано сизменениемдна и берегов водных объектов (в ред. Федеральногозакона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2008, N 29, ст. 3418);

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и другихработ,связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и сприменением кошелей (в ред.Федеральногозакона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279);

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земельсельскохозяйственногоназначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованногоотдыхаветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

12) забора (изъятия) водных ресурсовиз поверхностных водныхобъектов и ихсброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства)

(пункт12 введен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст.3440,вступает в силу с 1 января 2014 года).

3. Не требуется заключение договора водопользования илипринятие решения о предоставлении водного объекта в пользование вслучае,если водный объект используется для:

1) судоходства (в томчисле морского судоходства), плаваниямаломерныхсудов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушныхсудов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водныхресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезныеископаемые и (или) являющихся природнымилечебными ресурсами, атакжетермальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспеченияпожарнойбезопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуацийиликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных,экологическихи (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судамив целях обеспеченияработысудовых механизмов, устройств и технических средств;

7) воспроизводства и акклиматизации водных биологическихресурсов(в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

-Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст.32);

8) проведения государственного мониторинга водных объектов идругихприродных ресурсов;

9) проведения геологическогоизучения, а также геофизических,геодезических,картографических, топографических, гидрографических,водолазныхработ;

10) рыболовства, товарного рыбоводства, охоты (в ред.Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 1, ст. 32);

11) осуществления традиционного природопользования в местахтрадиционногопроживания коренных малочисленных народов Севера,Сибирии Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другогоконтроля;

13) охраны окружающей среды, в том числеводных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительстватрубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, заисключением болот, отнесенных к водно-болотнымугодьям, а такжеболот,расположенных в поймах рек (в ред. Федерального закона от 14июля 2008 г. N 118-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2008, N 29, ст. 3418);

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков,веденияличного подсобного хозяйства, а такжеводопоя, проведенияработпо уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нуждгражданв соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акваторииморскогоили речного порта, а также работ посодержанию внутреннихводныхпутей Российской Федерации (пункт 18 введен Федеральнымзаконом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2008, N 29, ст. 3418);

19) создания искусственных земельныхучастков (пункт 19 введенФедеральнымзаконом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418; в ред.Федеральногозакона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 30, ст. 4594).

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральнойсобственности, собственности субъектов Российской Федерации,собственностимуниципальных образований, иличастей таких водныхобъектов в пользование на основании договоров водопользования илирешений о предоставлении водных объектов в пользованиеосуществляется соответственно исполнительными органамигосударственной власти и органами местного самоуправления впределахих полномочий в соответствии со статьями 24 — 27настоящегоКодекса.

Водный кодекс (ВК РФ)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
    • Статья 2 Водное законодательство
    • Статья 3. Основные принципы водного законодательства
    • Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством
    • Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
    • Статья 6. Водные объекты общего пользования
    • Статья 7. Участники водных отношений
    • Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов
  • Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты (ст.ст. 8 — 10)
    • Статья 8. Право собственности на водные объекты
    • Статья 9. Право пользования водными объектами
    • Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами
  • Глава 3. Основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями (ст.ст. 11 — 23)
    • Статья 11. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями
    • Статья 12. Договор водопользования
    • Статья 13. Содержание договора водопользования
    • Статья 14. Срок договора водопользования
    • Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок
    • Статья 16. Случаи и порядок заключения договора водопользования по результатам аукциона или без проведения аукциона
    • Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования
    • Статья 18. Ответственность сторон договора водопользования
    • Статья 19. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
    • Статья 20. Плата за пользование водным объектом
    • Статья 21. Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование
    • Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование
    • Статья 23. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование
  • Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов (ст.ст. 24 — 36)
    • Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений
    • Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений
    • Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений
    • Статья 28. Бассейновые округа
    • Статья 29. Бассейновые советы
    • Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов
    • Статья 31. Государственный водный реестр
    • Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации
    • Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
    • Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
    • Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах
    • Статья 36. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
  • Глава 5. Водопользование (ст.ст. 37 — 54)
    • Статья 37. Общие положения о водопользовании
    • Статья 38. Виды водопользования
    • Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
    • Статья 40. Защита конкуренции в области использования водных объектов
    • Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования
    • Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов
    • Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
    • Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод
    • Статья 45. Использование водохранилищ
    • Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии
    • Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта
    • Статья 48. Использование водных объектов для сплава древесины
    • Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей
    • Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
    • Статья 51. Использование водных объектов для целей охоты
    • Статья 51.1. Использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)
    • Статья 51.2. Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов
    • Статья 52. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых
    • Статья 52.1. Использование водных объектов для проведения строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ
    • Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности
    • Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
  • Глава 6. Охрана водных объектов (ст.ст. 55 — 67.1)
    • Статья 55. Основные требования к охране водных объектов
    • Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
    • Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения
    • Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения
    • Статья 59. Охрана подземных водных объектов
    • Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем
    • Статья 61 Охрана водных объектов при проведении работ
    • Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии
    • Статья 63. Охрана водных объектов при освоении лесов
    • Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами
    • Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
    • Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
    • Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах
    • Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
  • Глава 7. Ответственность за нарушение водного законодательства (ст.ст. 68 — 69)
    • Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства
    • Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 2006 г., 19 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 24 июля, 27 декабря 2009 г., 28 декабря 2010 г., 11, 18, 19, 21 июля, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая, 2 июля, 21 октября, 28 декабря 2013 г., 28 июня, 14, 22 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 13 июля, 28 ноября 2015 г., 31 октября 2016 г., 26, 29 июля 2017 г., 3 августа, 25, 27 декабря 2018 г., 6 июня, 2 августа 2019 г.

>Комментарий к водному кодексу российской федерации

(Постатейный)

С.А. Боголюбов, н.В. Кичигин, м.В. Пономарев

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Боголюбов Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП при Правительстве РФ) — предисловие, главы 6 и 7 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ;

Кичигин Николай Валерьевич, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ, доцент кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству — главы 1, 2 и 3 Кодекса;

Пономарев Михаил Вячеславович, научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ, старший преподаватель кафедры гражданского права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, старший преподаватель кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству — главы 4 и 5 Кодекса.

Предисловие

Первый Водный кодекс РСФСР был принят 30 июня 1972 г.: он олицетворял прогресс российского водного права на том этапе. В его содержании почти все было новым по тому времени: понятие «водный объект» и юридическая категория «воды», классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса 1972 г., вписалась в общую систему экологических правоотношений в Российской Федерации.

Спустя 20 лет обстановка существенно изменилась во многих сферах жизни, особенно в политике, экономике и управлении. Однако задачи рационального использования и охраны вод не только не были сняты с повестки дня, но и стали еще более актуальными и сложными. Возникла необходимость приведения водного законодательства в соответствие с изменившимися условиями, а заодно и потребность в совершенствовании некоторых его положений. Практически это привело к необходимости издания нового Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (далее — ВК РФ 1995 г.).

В нем были предусмотрены право собственности на водные объекты, более детальное регулирование разрешительного порядка водопользования, сочетание административных и договорных способов правового воздействия на водные отношения, узаконение практики их организации по основным бассейнам поверхностных вод с помощью соответствующих соглашений, комплекс правил по экономическому стимулированию использования, восстановления и охраны водных объектов.

В регулировании отношений собственности на воды примечательным являлся осторожный подход к внедрению многообразия ее форм и видов. Как бы ни давила на общество эйфория рыночных отношений, воды оставались такой вещью, которая вряд ли в основной своей части без ущерба для страны могла быть полностью обращена в частную собственность. Законодатель тогда проявил больше осторожности, чем можно было ожидать, и уважения к исторической традиции преемственности в праве, записав, что все не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц водные объекты принадлежали государству.

Шагом в сторону рыночной психологии являлись указания о том, что право собственности на водные объекты определяется общими правилами гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено в Водном кодексе.

Разрешительный порядок водопользования применялся и прежде. В Водном кодексе 1995 г. этот порядок был представлен во всех деталях и сложностях. Уже тогда оставался один вопрос: не перестарались ли составители Кодекса, не образовалась ли сверхбюрократия в процедурах приобретения права пользования водными объектами. Эта мысль особенно давила на сознание, когда авторы первого и единственного развернутого Комментария к Водному кодексу 1995 г. читали и комментировали статьи о сочетании лицензии и договора (см.: Колбасов О.С., Емельянова В.Г., Жариков Ю.Г., Панкратов И.Ф. и др. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 1997).

Углубление рыночных отношений и дальнейшее развитие реформ обусловили разработку в XXI в. нового Водного кодекса РФ, проект которого неоднократно обсуждался в Министерстве экономического развития и торговли РФ и Аппарате Правительства РФ, в комиссиях Администрации Президента РФ и в Государственной Думе РФ. 3 июня 2006 г. Водный кодекс РФ (далее — ВК РФ) был подписан Президентом РФ и, опубликованный 8 июня в «Российской газете», вступил в силу с 1 января 2007 г.

Подробный анализ нового ВК РФ — дело будущего. Здесь пока можно констатировать, что им сделан новый шаг в сторону развития предпринимательства в водных отношениях, передачи основных функций и ответственности в области управления водными ресурсами их собственникам, снижения роли государства в предоставлении прав водопользования и контроля за ним, расширения договорных начал в охране и использовании вод, уменьшения декларативности и административно-командных начал.

Сохранение конкретности предписаний и норм о роли государственного управления, разграничении полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в области водных отношений позволяет рассчитывать на найденную оптимальную форму их правового регулирования. Сохраняет значение сентенция о том, что закон живет и действует лишь тогда, когда он исполняется. Добавим, применяется неуклонно, не взирая на лица, и повсеместно.

В юридической теории и практике существует (в виде доброго обычая) презумпция качественного превосходства нового закона над старым. Иначе говоря, предполагается, что каждый новый закон должен быть лучше замененного. Хочется надеяться, что третий Водный кодекс РФ оправдает эту презумпцию!

Представленный Комментарий является научно-практическим освещением нового российского Водного кодекса. Комментарий — постатейный и правовой: это означает, что он составлен не по институтам и проблемам водного права, а последовательно — по статьям и нормам ВК РФ. Несмотря на то, что он содержит немало физико-географических и иных естественнонаучных понятий и определений, а также деклараций и пожеланий, Комментарий носит преимущественно (а зачастую — и исключительно) правовой, юридический характер, что определяется потребностями практики, правоприменения, правоохраны.

Правовая направленность Комментария определяется также попытками разъяснить нормы ВК РФ с позиций: теории — науки водного, природоресурсного, экологического и иных отраслей права; системы российского законодательства, в том числе принятых в развитие водного законодательства подзаконных, нормативных, правовых актов; практики, в частности актов индивидуального значения, правоприменения. Это помогает лучше понять смысл ВК РФ, проблемы и пути его применения.

Не все комментарии к статьям получились равноценными как по количеству, объему написанного, так и по качеству в силу того, что одни статьи ВК РФ содержат больше нормативного материала, оснований для разъяснений, использования и толкования подзаконных актов, а другие меньше, нуждаются в апробировании практикой, в разъяснениях со стороны законодателей, правоприменительных органов.

Авторы старались также не повторяться там, где можно, во избежание дублирования отсылать читателя к уже сказанному, к приводимой литературе. Кое-где не обходится без рассуждений и размышлений, призванных помочь уяснению текста ВК РФ и Комментария. Данный текст может быть понят полностью в контексте изучения комментариев к большинству статей ВК РФ в совокупности.

В ряде случаев авторы пытались дать самостоятельное разъяснение предписаний и толкование терминов, встречающихся в ВК РФ: основой этого служат положения ст. 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» и др. Однако в Комментарии использовались и иные, не имеющие обязательного характера терминологические разработки — Терминология по природным ресурсам земли, 1975; Указатель терминов и сокращений по охране окружающей среды на русском и английском языках, 1982; 2-е изд. 1986; Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы (Н.Ф. Реймерс, А.В. Яблоков), 1982; Справочник по охране природы, 1980; 1986; Природопользование. Словарь-справочник (Н.Ф. Реймерс), 1990; энциклопедические словари; ГОСТ и технические регламенты; юридические словари и энциклопедии; Галиновская Е.А., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л., Панкратов и др. Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000; работы В.И. Данилова-Данильяна, Н.Е. Михеева и др.; диссертации по водному праву — кандидатская 2003 г. Д.О. Сивакова и докторская 2004 г. Л.А. Тимофеева и т.п.

В силу того, что некоторые положения ВК РФ оказались достаточно новыми, а в ряде случаев — противоречивыми и неясными, порой мало теоретически, как и практически, исследованными, в Комментарии даны авторские разработки и рекомендации: часть из них была апробирована в законопроектной работе, при чтении лекций, в научных обсуждениях — можно надеяться, что они представят интерес для широкого читателя и принесут пользу. Напоминаем, что Комментарий не имеет обязательной силы, а носит лишь рекомендательный характер, зависящий от авторитета составителей и мотивированности, убедительности доводов.

При этом составители старались не столько критиковать новый ВК РФ, сколько помочь его понять, осознать замысел законодателя, оказать содействие правоприменителю. Мы хотим, чтобы Россия на деле стала демократическим правовым социальным государством, и для этого необходимо обеспечение режима неуклонной законности и правопорядка, соблюдение прав всех граждан на чистую воду и благоприятную окружающую, в том числе водную, среду.

В большинстве случаев в Комментарии называются нормы Конституции РФ, акты, имеющие отношение к теме, обозначаются места их опубликования, что должно помочь читателю разобраться, отыскать документ, использовать его при применении ВК РФ. Порой в Комментарии излагается основное содержание подзаконного акта, однако делать это повсеместно не представляется возможным ввиду множественности статей ВК РФ и обилия развивающих его актов. Расчет делается на вдумчивого читателя, для которого Научно-практический комментарий станет подспорьем для поисков, размышлений, дальнейшей углубленной работы.

3 июня 2006 года N 74-ФЗ

Объекты и термины

Водопользование – это, конечно, пользование водой. Только объектом взаимоотношений, регулируемых данным кодексом, является специфическая деятельность по использованию воды, находящейся в природных водоёмах. К природным приравнены и водоёмы, созданные человеком, но функционирующие в качестве естественных саморегулирующихся объектов. Например, водными объектами являются подземные и поверхностные реки, моря, океаны, озёра, пруды, водохранилища.

В то же время вода, текущая из крана в квартире, находящаяся в вёдрах, ванной, бочках и батареях отопления объектов уже не является объектом взаимоотношений, регулируемых ВК России. Такая вода обычно является объектом нормирования санитарно-гигиенического характера.

Весь перечень объектов водного законодательства сосредоточен в статье 5 ВК РФ. Если его обобщить, то в сфере действия Водного кодекса окажутся все очерченные береговыми линиями поверхностные водоёмы, снежники, ледники, болота (по границам залежей торфа), подземные воды, их выходы на поверхность суши, водоносные горизонты. Для определения границ подземных вод применяется отсылочная норма. Поскольку подземная вода является ещё и полезным ископаемым, то её месторасположения определяется по нормам статьи 7 ФЗ № 2395-1.

Объектами отношений, регулируемых Водным кодексом, не могут быть признаны временные водоёмы, образовавшиеся в результате обильных осадков или таяния снега. Временный характер водоёма определяется его существованием на протяжении одного сезона. Такие объекты не вносятся в государственный водный реестр, что не позволяет контролировать их состояние в рамках нормативов Водного кодекса (ст. 31).

Регламентация пользования водоёмами

Понятие водопользования выходит за пределы процесса потребления воды для бытовых и промышленных нужд. Это любое использование водоёма, в той или иной степени изменяющее его состояние. Водопользование – это использование воды, находящейся в водоёме, для целей (ст. 37):

  • забора воды;
  • производства электроэнергии;
  • сброса стоков;
  • передвижения транспорта;
  • рекреации.

Пользование водоёмами, находящимися в юрисдикции данного кодекса, может осуществляться с изъятием воды или без него (ст. 38 ВК). Последний вариант так же делится на забор с возвратом или без него.

Кроме того, пользование водоёмами может быть обособленным или совместным. Последний вариант распространяется на объекты, которые находятся в свободном пользовании нескольких физических и юридических лиц. Обособленное пользование производится на фактически закрытом объекте, находящемся в собственности физических и юридических лиц, а так же государства и муниципалитетов. Обособленность водопользования чаще всего продиктована особой необходимостью, исключающей иные виды эксплуатации.

Правовой режим

Использование водных объектов производится на основании решений органов управления субъектами федерации или муниципалитетов. Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут использоваться по решению Правительства РФ (ст. 21).

Собственники водных объектов могут пользоваться ресурсом без заключения договоров и специальных разрешений. Однако их деятельность ограничивается необходимостью (ст. 39):

  • соблюдения природоохранного законодательства;
  • содержания в исправности сооружений водопользования;
  • своевременного информирования о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление профилактики возникновения аварий и других ЧС на водоёмах;
  • проведения учёта забора воды или спуска сточных вод;
  • осуществления мониторинга.

Право целевого пользования водоёмами, находящимися в собственности государства и муниципалитетов приобретается на основании договора (ст. 11). При заключении договора лицо приобретает и право аренды водоёма в части разрешённого использования (ст. 12). Это означает, что за реализацию своего права пользователь должен платить сумму, оговоренную в договоре.

Управление

В сфере пользования данной категорией ресурсов управление осуществляется по принципу иерархии полномочий, разделённых между государственными и муниципальными органами власти (глава 4). Кроме того, для целей осуществления мониторинга, сохранения ресурсов в оптимальном состоянии и контроля водопользования вся территория страны разделена на бассейновые округа (ст. 28). В настоящий момент существует 21 округ. В основе выделения округов лежат водосборные бассейны крупных или совокупности мелких и средних рек в их связи с морями. При этом в состав бассейна входят не только наземные, но и подземные воды.

Поскольку границы округов не совпадают с административными границами страны, для управления этими территориями создаются бассейновые советы (ст. 29). В их состав входят представители всех органов власти, общественных организаций, водопользователей, общин коренных народов данной территории. Советы участвуют в разработке схем развития территорий и охраны водных объектов.

Охрана и ответственность

Несмотря на сложные процессы перемещения воды на планете, водные ресурсы считаются исчерпаемыми. Дело в том, что водоёмы могут быть наполнены водой, которую невозможно использовать из-за её низкого потребительского качества.

Охрана водных объектов возложена на их собственников, то есть на физических и юридических лиц, государство и органы местного самоуправления (ст. 55 ВК РФ). Собственники принимают меры по недопущению истощения, засорения и загрязнения водоёмов, а так же по их восстановлению после чрезвычайных ситуаций.

За нарушение водного законодательства предусмотрены три вида наказаний – административная, уголовная и материальная. В зависимости от масштабов содеянного виновные лица не только подлежат наказанию в соответствии с требованиями уголовного и административного кодексов. На них возлагается обязанность возместить ущерб, и устранить последствия правонарушения (ст. 68).

Таким образом, Водный кодекс России построен по принципу создания оптимальных условий эксплуатации одного из самых ключевых ресурсов планеты. Оптимальность заключается не только в обеспечении доступа граждан к данному ресурсу, но и в создании системы, призванной поддерживать допустимый уровень состояния водоёмов.

admin