США федерация или конфедерация

Политические союзы и альянсы создаются для реализации конкретных задач, главная из которых – защита участников от внешних и внутренних угроз. Федерации и конфедерации – суть разные уровни интеграции стран.

США — это федерация? Какое государственное устройство в США?

Они существенно отличаются от унитарных государств, но понять разницу между ними порой бывает сложно. К примеру, к какому виду лучше отнести Евросоюз? Чем данные государственные образования отличаются друг от друга и какая форма является более устойчивой и надёжной?

Федерация – государственное устройство, при котором страна состоит из самостоятельных субъектов, обладающих определёнными полномочиями. В США и Индии это штаты, в Германии – земли, в Японии – префектуры, в Канаде – провинции и территории. Субъекты федерации могут издавать собственные нормативные правовые акты, проводить референдумы, принимать местные конституции. Система власти страны состоит из двух уровней: региональный (на уровне административной единицы) и верховный (представители всех субъектов).

Конфедерации – это союз суверенных государств, созданный для решения определенных задач, касающихся войны и мира, внешней политики, экологических проблем. Все субъекты данного образования сохраняют суверенитет и независимость. Важнейшее отличие конфедерации – неустойчивость: после решение поставленных задач она либо расформировывается, либо становится федерацией. Союзные органы, как правило, представляют собой лишь совещательные единицы и не обладают реальными полномочиями.

Сравнение

Таким образом, важнейшее различие между двумя понятиями – суверенитет территориальных единиц. У конфедерации он есть, у федерации – нет. Соответственно, будет различаться и возможность выхода из состава. Покинуть федерацию практически нереально, сама попытка приравняется к мятежу, и на практике такое происходит крайне редко. Прекращение конфедерации – логичный этап завершения её деятельности.

Федерация считается устойчивым государственным образованием, возраст отдельных представителей исчисляется столетиями. Конфедерация распадается либо после того, как цели её создания достигнуты, либо вследствие внутренних противоречий. Одна и та же административная единица может входить в состав лишь одной федерации. Одно и то же государство может быть членом нескольких конфедераций – это не запрещено.

Выводы TheDifference.ru

  1. Суверенитет. Субъекты федерации передают свою независимость центральным органам управления и в определённой степени подчиняются им. Участники конфедерации полностью сохраняют суверенитет.
  2. Органы государственного управления. Федерация имеет два уровня управления: региональный и общегосударственный. Участники конфедерации полностью сохраняют свою внутреннюю структуру управления.
  3. Территория. Территория федерации состоит из её административных единиц, а конфедерации – из независимых государств.
  4. Распад. Участники конфедерации могут в любой момент покинуть союз, субъекты федерации – нет.
  5. Полномочия союзных органов. Как местные, так и высшие органы управления федерации наделены широким кругом компетенций. Полномочия органов конфедерации невелики, все решения вырабатываются совместно.
  6. Гибкость. Федерация является более устойчивым образованием, нежели конфедерация.
  7. Членство. Одно государство может одновременно входить в состав нескольких конфедераций, одна территориальная единица – лишь в одну федерацию.

Создание конфедерации США. Статьи конфедерации от 01.03.1781 г.

В войне за независимость стала очевидной необходимость консолидации штатов, и в 1781 г. конгрессом из представителей штатов были утверждены "Статьи о конфедерации".

Согласно данному документу штаты вступали в "вечный союз" — конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость и все права, за исключением тех, которые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда. Для ведения общих дел Соединенных Штатов формировался Конгресс, состоящий из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате числом 2-7 человек. Конгрессу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать назначения командного состава армии. Большинство решений по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами. При решении вопросов в Конгрессе каждый штат имел один голос. Предусматривались свобода слова и прений в Конгрессе, а также неприкосновенность депутатов.

Учреждение конфедерации содействовало объединению сил страны войне за независимость и обеспечило ее победоносное завершение.

Причина перехода от конфедерации к федерации США.

Создание конфедерации – прогрессивный момент, но она препятствовала развитию экономики и внешней торговли. После окончания войны с Англией конфедерация утратила значение. Развал вечного союза, чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны.

Создание конституции США 1782.

Весной 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, состоявший из 55 делегатов от 12 штатов, единственной целью которого было пересмотреть "Статьи конфедерации". Конституция состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. Содержит основы устройства государства: федерализм, республику. Одним из основополагающих принципов, положенных в основу конституции, был принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную через систему "сдержек и противовесов", призванных не допустить узурпации власти одной из них.

Законодательную власть по конституции осуществлял конгресс, состоящий из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов.

Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней. В случае отклонения его президентом, законопроект мог стать законом, если набирал на повторном голосовании не менее 2/3 голосов в обеих палатах.

Депутаты палаты представителей избираются сроком на 2 года непосредственно народом (избирателями). Сенат избирается из выборных легислатурами (законодательными собраниями) штатов. Срок полномочия сената — 6 лет, каждые 2 года 1/3 сенаторов должна переизбираться.

Исполнительную власть осуществляет президент, который наделяется полномочиями главы правительства. Как глава государства он является главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето. Как глава правительства президент осуществляет текущее управление через подчиненный ему государственный аппарат, имеет право издания административных распоряжений.

Президент избирается на 2 года коллегией выборщиков, которая формируется населением штатов.

Средством воздействия конгресса на президента была возможность привлечь президента к ответственности в порядке импичмента.

Верховный суд. Члены Верховного суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно. Со временем за Верховным судом закрепилось право конституционного надзора, что стало важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента.

Верховный суд США. Система сдержек и противовесов в конституции США.

Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената.

По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды — таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д.

Правовое положение президента США по конституции 1787г и изменение его правового статуса в Х1Х-ХХ вв.

Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства.

Первоначально президент избирался косвенным путем — коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые. Как глава государства и правительства президент:

• имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом;

• направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу;

• разрабатывает проект бюджета;

• является верховным главнокомандующим вооруженными силами;

• заключает международные договоры и исполнительные соглашения (соглашения — без согласия и одобрения парламента);

• принимает решение о начале фактических военных действий;

• руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения;

• назначает на высшие должности;

• имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.

Правовое положение конгресса США по конституции 1787 г.

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту — Конгрессу, который состоит из двух палат:

• сената — избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов — легислатурами;

• палаты представителей — избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером.

Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие:

• первоочередная — принятие законов и утверждение бюджета;

• регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами;

• осуществление внешней и внутренней политики — он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.

Билль о правах 1791 г.

В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Конституции 1787г.:

• первая поправка — о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;

• вторая поправка — о праве народа хранить и носить оружие;

• третья поправка — о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

• четвертая поправка — о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

• пятая поправка — о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности;

• шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей.

СССР — конфедерация, федерация или унитарное государство?

Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

• девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Десятая поправка не касалась гражданских прав. Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.



Конфедерация как межгосударственный союз

Причина перехода от конфедерации к федерации

Конфедерация со слабым правительством не отвечали потребностям развития капитализма, нуждавшегося в сильной центральной власти, способной преодолеть политическую и экономическую разобщенность отдельных штатов, осуществить централизованное руководство внешней торговлей и торговлей между штатами, проведение единой таможенной политики, необходимостью повышения международного авторитета нового государства.

В 1787 г. в Филадельфии собрался конвент, которому было поручено внести поправки и необходимые изменения в «Статьи конфедерации». Конвент разработал и принял Конституцию, основной идеей которой являлось создание сильной центральной власти.

О причинах перехода к федерации наиболее отчетливо говорится в преамбуле:

  • создание более совершенного союза народом США;
  • обеспечение внутреннего спокойствия;
  • установление справедливости;
  • организация совместной обороны,
  • гарантирование общего благосостояния;
  • обеспечение нам и нашему потомству благ свободы.

На конвенте особо выделялись две группы людей с различными представлениями о переустройстве государства:

  • федералисты;
  • антифедералисты.

Федералисты — бизнесмены, крупные торговцы, отстаивали идею сильного федерального правительства, имели четкий план построения политической системы. Наиболее известный федералист – второй президент США – Джон Адамс. Он отстаивал финансовую самостоятельность федерального правительства, но не соглашался с экономической программой Александра Гамильтона, которая возлагала долги всех штатов, накопленные в течение войны, на федеральный центр. Для погашения появившегося национального долга Гамильтон предлагал создать национальный банк.

11. Конституция США: общая характеристика.

Ныне действующая Конституция США была разработана филадельфийским Конвентом и принята в 1787 г.

Что такое конфедерация: примеры стран с признаками конфедеративного строя

Ее целью было создание системы органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная – Президенту США, судебная – Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства – федерацией. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы.

Конституция США относится к числу жестких, так как она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса (обычно так и бывает), либо Конвентом, созываемым по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Поправки и дополнения вступают в силу после того, как будут ратифицированы 3/4 законодательных собраний штатов (обычно применяется этот порядок), либо 3/4 конвентов, специально созываемых с этой целью в штатах. Конгресс обычно устанавливает сроки для ратификации; поправка, не ратифицированная в течение этого срока, считается отклоненной (такие случаи встречались). За 200 с лишним лет, прошедших со времени принятия Конституции, Конгрессу было предложено несколько тысяч поправок, но приняты и вошли в силу только 27. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Приспособление столь старого конституционного текста к меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией “живой конституции”.

В Конституции отсутствует какое-либо указание на капиталистический или иной характер общественного строя. Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется из свободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совершающих любые не запрещенные законом действия. Совокупность этих прав и деятельности как раз и образует общественный строй, любая конституционная характеристика которого означала бы идеологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы их свободу.

Структура Конституции достаточно проста. Она состоит из преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, ст. II (четыре раздела) – исполнительной, ст. III (три раздела) – судебной, ст. IV (четыре раздела) – основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции.

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 1313 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Образование конфедерации

Читайте также:

  1. A) государственное ценообразование
  2. IV. Заочная форма обучения (среднепрофессиональное образование)
  3. V. Grammatik. Wiederholen Sie die Grammatik zum Thema « Словообразование. Значение суффиксов »
  4. VI этап – Образование молекул
  5. XVIII Преобразование те карст в созерцанием
  6. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  7. Билинейное Z – преобразование.
  8. Витилиго (син. песь, лейкопатия, пегая кожа) – дерматоз, обусловленный нарушением процесса пигментации кожи с образованием депигментированных пятен.
  9. Внедрение мультимедиа технологий в образование
  10. Военное поражение Германии. Революция в Германии. Образование III Интернационала. VIII съезд партии.
  11. Война за независимость североамериканских колоний и образование США.
  12. Вопрос 30. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями специального образования

В 1781 году конгресс из представи­телей штатов принял первый конституционный документ, получив­ший название «Статьи конфедерации». Согласно этому документу штаты объединялись в конфедерацию (Соединенные Штаты Амери­ки), но каждый штат сохранял свою независимость и все права, кро­ме тех, которые передавались конфедерации. Представители штатов учредили Конгресс, предназначенный для ведения общих дел.

Конфедерация

Каж­дый штат при решении вопросов в Конгрессе имел один голос. В период между сессиями Конгресса его полномочия были возложены на Комитет штатов, в который вошли по одному делегату от каждого штата. Таким образом, был создан союз государств – конфедера­ция, а не единое государство. В 1783 году Англия признала независи­мость США. Экономические и другие обстоятельства (захват новых земель, усиление военной мощи государства, необходимой для обо­роны, необходимость внутреннего спокойного развития штатов) спо­собствовали изменению умонастроения правящих кругов относитель­но будущего государственного устройства США и понимания необ­ходимости создания единого государства.

Конституция 1787 года. В 1787 году в Филадельфии 55 делегатов из 12 штатов в течение 4-х месяцев разработали Конституцию, которая в главных своих положениях функционирует и в настоящее время. Те­оретической основой для Конституции явилась теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. По этой теории, которая наиболее полно изложена и обоснована французс­ким ученым Ш. Монтескье, следует, что разделение властей может предотвратить узурпацию государственной властипутем учреждения относительно самостоятельных, уравновеши­вающих и взаимоконтролирующих друг от друга государственных властей. Конг­ресс США осуществлял законодательную власть. Президент возглав­лял исполнительную власть. Верховный суд США и судебная систе­ма страны представляли судебную власть. В то же время для предотвращения возможной узурпации законодательной власти был введен двухпалатный парламент (Сенат и Палата представителей). Палата представителей избиралась на 2 года, сенаторы – на 6 лет, чтобы исключить возможность временного безвластия. Президент получал полномочия на 4 года. Должность члена Верховного суда была объявлена пожизненной. По Конституции, устанавливалось федеративное устройство государства и провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Билль о правах 1791 года.ВКонституции ничего не говорилось о неотъемлемых правах человека, о праве граждан на защиту от преступных посягательств со стороны третьих лиц. Боль­шинство американцев желали закрепления своих прав на конституционном уровне. Данное требование было реализовано в 1791 году, когда в силу вступил Билль о правах США.

Этот правовой акт представляет собой первый цикл поправок к Конституции США, содержащий перечень буржуазно-демократических свобод. Основная идея первых 10 поправок состоит в признании естественных и политических прав граждан (права на жизнь, безопасность, обращение к правитель­ству с просьбой о прекращении злоупотреблений и др.), а также недопу­стимости принятия законов, нарушающих эти права и свободы. Признава­лась недопустимость привлечения граждан к уголовной ответственности и назначения им уголовного наказания без решения суда. Вводился суд присяжных и подсудимому предоставлялись широкие процессуаль­ные права на защиту от обвинения. Таким образом, был создан опти­мальный вариант государственного строя США.

Государство США в конце XVIII – начале XX века.Под руководством первого Президента США Дж. Вашингтона были созданы первые департаменты (министерства): военный, фи­нансовый, иностранных дел. В каждом штате имелось свое законо­дательное собрание и губернатор.

Судебная система США состояла из двух параллельно функциони­рующих структур: федерации и отдельных штатов. По Конституции США, каждый штат имел право устанавливать свою судебную систе­му, которая состояла из: 1) местных судов, в компетенцию которых входило рассмотрение мелких гражданских и малозначительных уго­ловных дел; 2) судов первой инстанции, которые рассматривали бо­лее серьезные уголовные и гражданские дела в границах зако­нов штата; 3) верховного суда штата как апелляционной инстанции на решения и приговоры судов первой инстанции этого штата.

Об­щефедеральная судебная система состояла из: 1) окружного суда по гражданским и уголовным делам, рассмотрение которых проис­ходило на основе федеральных законов (государственная измена, контрабанда, шпионаж, гражданские споры, сторонами которых явля­ются граждане разных штатов и т.д.); 2) апелляционного суда (одно­го на несколько окружных судов) по решениям и приговорам окруж­ных судов; 3) Верховного суда США – высшего судебного органа страны. Последний одновременно выступает как суд первой инстанции в отношении ряда дел (например, о преступлениях высших дол­жностных лиц) и является высшей апелляционной инстанцией по отношению к другим федеральным судам. Но Верховный суд США не имел полномочий пересматривать дела, рассмотренные судами штатов, за исключением тех дел, которые затрагивают принци­пиальные вопросы по федеральному законодательству. В начале XIX века после судебного прецедента Верховный суд США приобрел право проверки законов и указов на их соответствие Конституции, что по существу означало наделение этого органа правом конституционно­го надзора и толкования законов.

Увеличение числа штатов.Ордонанс 1787 года определил поря­док создания новых штатов. Конгресс США объявлял автономной территорию, когда ее население достигало определенной численно­сти. В дальнейшем автономия получала право на преобразование в штат при условии республиканской формы правления. К началу XX века число штатов составило 48.

Создание партий.В 1828 году в США создается партия, получив­шая название демократической. Она опиралась на разнородные соци­альные силы. В середине XIX века рабовладельцы-южане стали задавать тон в партии. В 1854 году возникла республиканская партия, также нео­днородная в социальном плане, но тяготевшая к северянам. В респуб­ликанской партии образовалось два направления: правое (крупная го­родская и сельская буржуазия) и либерально-демократическое (мел­кие предприниматели, фермеры и радикальная часть промышленной буржуазии). К 50-м годам XIX века почти во всех штатах вводится всеоб­щее мужское избирательное право, во всех штатах отменяется зна­чительная часть имущественных цензов для занятия должностей.

Гражданская война и ее последствия.К середине XIX века про­изошло обострение отношений между северными и южными штата­ми. В 1860 году президентом США стал представитель либерально-демократического крыла республиканской партии А. Линкольн, вы­ступавший за отмену рабства. В ответ рабовладельцы южных штатов объявили об отделении южных штатов и образовании независимого го­сударства – Конфедерации южных штатов. Начались военные дей­ствия. На первых порах успех сопутствовал южанам. Президент Лин­кольн подписал закон, согласно которому каждый желающий мог получить земельный участок в 160 акров (1 акр – 4047 м2), и ликвидировал рабство. Эти меры и личные усилия президента привели в конечном счете к успеху армии северян, и к весне 1865 года войска южан были разгромлены.

После окончания гражданской войны негры были объявлены лично свободными, но не получали земли и политических прав. Мятежными штатами Юга руководила администрация, которая ру­ководствовалась 14-й поправкой к Конституции (1868 года) о равенстве перед законом всех граждан США, за исключением индейцев и вре­менно ограниченных в правах участников мятежа. В 1870 году согласно 15-й поправки в Конституцию предоставлялись избирательные права всем лицам мужского пола вне зависимости от цвета кожи. Военное управление отменялось в южном штате лишь после принятия им 15-й поправки. Положение негров было значительно улучшено, но быв­шие рабовладельцы, лишившиеся государственной власти, сохрани­ли большую часть земли, и, следовательно, экономическую власть, широко использовали внесудебную расправу (суды Линча). Большин­ство негров вынуждены были превратиться в арендаторов-издоль­щиков. В дальнейшем в южных штатах были приняты законы о ра­совой сегрегации. Например, вводилось раздельное обучение «белых» и «черных», и применялись другие формы расовой дискриминации. Вер­ховный суд США признал эти законы соответствующими Конститу­ции. Победа Севера над Югом оказала мощное стимулирующее воз­действие на хозяйственную активность страны. К 1890 г. США ста­новятся первой промышленной державой мира.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

План
Введение
1 Политическая история
1.1 Возникновение
1.2 Прекращение существования

2 Социально-экономическое положение
2.1 Географическое положение
2.2 Экономическое состояние
2.3 Правительство и государственные символы
2.4 Вооружённые силы
2.5 Внешнеполитический статус

Список литературы

Введение

Конфедерати́вные Шта́ты Аме́рики, известные также как Конфедерати́вные Шта́ты, КША, Конфедера́ция (англ. The Confederate States of America, CSA, The Confederacy) — де-факто независимое государство (хотя и не признанное ни одной страной), существовавшее в период с 1861 по 1865 годы в Северной Америке, на большей части территории современных юго-восточных штатов США. Образовались в результате выхода (сецессии) 11 южных рабовладельческих штатов из состава Соединенных Штатов Америки. Конфедеративные Штаты были противником Соединенных Штатов во время Гражданской войны в США. Потерпев поражение в войне, Конфедерация прекратила своё существование; штаты, её составлявшие, были захвачены войсками северян и реинтегрированы в США во время длительного процесса Реконструкции Юга.

1. Политическая история

1.1. Возникновение

Первое совещание сторонников сецессии состоялось 22 ноября 1860 года в городе Эббивилл (Южная Каролина). Конфедеративные Штаты Америки были образованы 4 февраля 1861 года шестью южными штатами (Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия и Луизиана) после того, как были утверждены результаты выборов президента США, победителем которых был объявлен Авраам Линкольн.

Эти шесть штатов и присоединившийся к ним 2 марта Техас объявили о своём выходе из состава США и возвращении властям штатов полномочий, делегированных по Конституции 1787 года федеральному правительству. Среди прочего эти полномочия включали в себя контроль над военными укреплениями (фортами), портами и таможнями, расположенными на территории штатов и сбор налогов и пошлин.

Месяц спустя после образования КША, 4 марта, принял присягу 16-й президент Соединенных Штатов Америки Авраам Линкольн. В своей инаугурационной речи он назвал сецессию «юридически ничтожной», и объявил, что США не собираются вторгаться на территорию южных штатов, но готовы применить силу для сохранения своего контроля над федеральной собственностью и сбором налогов.

12 апреля 1861 войска штата Южная Каролина под командованием генерала Пьера Г. Т. Борегара разбомбили стоявший в Чарльстонской гавани федеральный форт Самтер, принудив его гарнизон к капитуляции. Сражение за форт Самтер, практически бескровное столкновение (погибло только два человека), положило начало Гражданской войне.

После бомбардировки Самтера Линкольн призвал штаты, оставшиеся в Союзе, предоставить ему солдат для силового восстановления контроля над Самтером и остальными южными фортами, защиты федеральной столицы и сохранения Союза. В ответ на президентское обращение ещё четыре южных штата (Виргиния, Арканзас, Теннесси и Северная Каролина) объявили о выходе из США и присоединении к Конфедерации. Штаты Кентукки и Миссури остались «пограничными штатами» в составе США, но какое-то время имели по два правительства, одно из которых поддерживало Союз, другое — Конфедерацию. Проконфедеративные правительства этих штатов включили подконтрольные им территории в состав Конфедерации, и это позволяет считать членами КША 13 штатов. Из территорий, не имевших прав штатов, прошение о вступлении в КША подали Аризона и Нью-Мексико. Также Конфедеративные Штаты были поддержаны пятью «цивилизованными» племенами с Индейской территории — чероки, чокто, чикасо, криков, семинолов.

Не все американские рабовладельческие штаты присоединились к Конфедерации. Штат Мэриленд был удержан в составе Союза силой, благодаря введению на его территории военного положения. Штат Делавэр сохранил нейтралитет, не поддержав ни Союз, ни Конфедерацию.

1.2. Прекращение существования

После четырёх лет сопротивления превосходящим силам противника командующий Армией Северной Виргинии генерал Роберт Ли 9 апреля 1865 в местечке Аппоматтокс, Виргиния, капитулировал перед главнокомандующим армией Союза генералом Улиссом С. Грантом. За несколько дней до этого правительство КША покинуло Ричмонд и перебралось в городок Данвилль, Виргиния. Но 10 апреля члены правительства были вынуждены покинуть и его. Фактически в этот день Конфедеративные Штаты Америки прекратили своё существование. По иронии судьбы, последнее заседание кабинета министров Джефферсона Дэвиса, датированное 2 мая 1865 года, прошло там же, где состоялось первое совещание сторонников сецессии — в Эббивилле (Южная Каролина). Бывший президент Конфедерации Джефферсон Дэвис был задержан 10 мая и более года без суда и следствия провёл в тюрьме. (Позже он был обвинен в государственной измене, но вина так и не была доказана.) С апреля по июнь капитулировали остальные армии Конфедерации. Последним, 6 ноября 1865, спустил флаг корабль «Шенандоа» («Shenandoah»).

Южные штаты ждал долгий и тяжелый период «Реконструкции» и возвращения в состав США. Условием возвращения было принятие абсолютно новых конституций штатов, запрещающих рабство, и ратификация соответствующей поправки к Конституции США. Первым обратно был принят Теннесси (24 июня 1866), а последним — Джорджия (15 июля 1870).

2. Социально-экономическое положение

2.1. Географическое положение

20 долларов КША, 1864

Карта Конфедеративных Штатов Америки

Северная граница Конфедеративных Штатов Америки проходила по северным границам Виргинии, Кентукки (фактически — Теннесси), Миссури (фактически — Арканзаса), Индейской Территории, Территории Нью-Мексико, западная — по западной границе Нью-Мексико и Аризоны. Южной границей была бывшая граница Соединенных Штатов с Мексикой. На востоке Конфедерацию ограничивали Мексиканский залив и Атлантический океан.

Страна имела общую площадь (без учёта Кентукки и Миссури) 1 995 392 км² и береговую линию продолжительностью 4698 километров.

Основная часть территории Конфедеративных штатов Америки лежала в области влажного субтропического климата с умеренной зимой и долгим, жарким, дождливым летом.

Население штатов Конфедерации в 1860 составляло 9 103 332 человек (включая 3 миллиона рабов) и в основном проживало в сельской местности. Из южных городов только луизианский Новый Орлеан с населением в 168 675 человек (данные переписи 1860) входил в десятку крупнейших городов США.

В мирное время речная система южных штатов была большим преимуществом, предоставляя дешёвые и простые транспортные пути для сельскохозяйственной продукции. Сеть железных дорог была построена как вспомогательное средство, связывающее удалённые плантации с речными и морскими портами. Эта особенность транспортной системы Юга сыграет злую шутку с Конфедерацией — когда все крупные судоходные реки окажутся под контролем Союза, а железные дороги будут приведены в негодность, перемещение войск Конфедерации станет сильно затруднено.

2.2. Экономическое состояние

100 долларов КША «с паровозом», 1862. Односторонние

Экономика южных штатов имела сельскохозяйственную направленность, и опиралась на крупные рабовладельческие плантации. Основными продуктами, производимыми на Юге, были хлопок, рис, табак, сахарный тростник и зерно.

Объём промышленных товаров, выпускаемых южными штатами, составлял всего 10 % от всего промышленного производства США, а товаров военного назначения — всего 3 %.

В 1860 штаты будущей Конфедерации произвели продукции на 155 миллионов долларов США. Если бы они на этот момент были независимым государством, то по богатству заняли бы четвёртое место в мире.

В экспорте США доля южных штатов составляла 70 %. Ведущим экспортным товаром был хлопок. Позже Конфедерация попытается использовать своё почти монополистическое положение на рынке хлопка в качестве инструмента давления на европейские государства (особенно — Великобританию и Францию) в вопросе признания своей независимости.

Так например, в 1860 году основная часть хлопка, импортируемого для нужд английского текстильного производства — флагмана промышленной революции, поступала в страну через порт Ливерпуля. Более 80 % сырья прибывало из южных американских штатов. Руководители Конфедерации, с целью давления на Великобританию, установили запрет на экспорт хлопка. Цены сразу же подскочили более чем в 4 раза — с 6 1/4 до 27 1/4 пенса за фунт хлопка. При этом также резко сократился импорт — если в 1860 в страну ввезли 2 600 000 кип хлопка, то в 1862-м — менее 72 тысяч:109.

К концу 1862 года ткачи в Англии уволили примерно половину своих работников, и четверть населения графства выживала исключительно благодаря пособиям по бедности. Безработица, недоедание и бунты захлестнули север Англии:110.

На этом фоне были выпущены так называемые «хлопковые облигации». Главное, что привлекало внимание в этих фунтовых облигациях с 7-процентным купоном и сроком погашения 20 лет, — возможность их обмена на хлопок по довоенной цене 6 пенсов за фунт. Несмотря на череду неудач армии южан, облигации сохраняли высокий курс почти до самого окончания конфликта: возрастающая потребность экономики в хлопке в годы войны привела к его подорожанию.

Разница между федерацией и конфедерацией

Войска Конфедерации проигрывали битвы при Геттисберге и Виксбурге, но хлопок шёл вверх, а за ним устремлялись и облигации: с декабря 1863-го по сентябрь 1864-го их цена увеличилась вдвое. Перед соблазном не могла устоять даже политическая элита страны: среди покупателей были будущий премьер-министр Уильям Юарт Гладстон и главный редактор газеты «TIMES» Джон Делейн:110.

Потеря Нового Орлеана в конце апреля 1862 года стала ударом по экономической системе Конфедерации. Главный порт южан оказался в руках врага, и теперь ради положенного ему хлопка инвестор должен был прорвать морскую блокаду, причём дважды — по пути туда и обратно. Это привело к уменьшению потока иностранных займов:110—112.

admin