Сроки прохождения курсов повышения квалификации педагогов

Согласно ФЗ № 273 и поясняющему его 76-ю статью приказу Минобрнауки № 499, после окончания программы повышения квалификации слушателю выдается удостоверение (не диплом – его получают те, кто прошел профпереподготовку). Но законодательство все-таки допускает свободу выбора вида документов о получении дополнительного профобразования (ДПО), в то же время устанавливая некоторые ограничения, касающиеся и удостоверений о повышении квалификации.

Удостоверение – свидетельство – сертификат

По закону программа ДПО, к которому относится и повышение квалификации, может (но не должна) завершаться итоговой аттестацией – неважно, в каком формате она пройдет, учебное заведение вправе выбирать его самостоятельно, но главное – чтобы она вообще была. Только в этом случае слушателю курсов выдадут удостоверение о повышении квалификации.

Если программа не предусматривает итоговой аттестации, то учебное заведение может выдавать какие угодно документы собственного образца – свидетельства, сертификаты, да хоть почетные грамоты или памятные дипломы участника, но никак не удостоверения о повышении квалификации. В случае если выпускник курсов не справился с итоговой аттестацией или частично освоил программу и его отчислили, он может претендовать только на справку об обучении. В ней укажут промежуток времени, в течение которого слушатель посещал занятия. Факультативно перечислят изученные модули – это по желанию образовательной организации.

Пример бланка справки об обучении на курсах повышения квалификации, рекомендуемый Минобрнауки

Официально свидетельства, сертификаты – это документы об обучении, а удостоверение – это документ об образовании и квалификации. Из этой формулировки вытекает законодательно установленная разница в юридической силе сертификатов и удостоверений:

  • Удостоверения, будучи документами о квалификации, констатируют повышение или присвоение квалификации по итогам полученного ДПО.
  • Свидетельства и сертификаты, имея статус документов об обучении, удостоверяют факт присвоения категории, разряда, класса как результат пройденного профобучения (например, это свидетельства о профессии рабочего или о должности служащего) или полученного допобразования (это свидетельства о повышении квалификации, которые могут выдавать учреждения ДПО, если курс по длительности меньше допустимого минимума в 16 часов или он не заканчивается итоговой аттестацией).

Фактически оба типа документов – удостоверение и свидетельство – дают право заниматься соответствующей оконченной программе профессиональной деятельностью, но:

  • с удостоверением можно работать на должностях (например, госслужащих), для которых установлены четкие требования к уровню квалификации и образования (высшее, среднее, а после них – дополнительное профессиональное);
  • со свидетельством допустят к выполнению трудовых функций, если для их исполнения нужна квалификация, полученная после изучения программ ДПО или профессионального обучения.

Проще говоря, статус удостоверения выше, чем значимость сертификата или свидетельства, поскольку их можно получить, окончив школу или 9 классов со справкой, а не аттестатом и отучившись на курсах подготовки рабочих или младших служащих. Работодатель вправе сам решать, достаточно ли при приеме в число сотрудников наличия у кандидата свидетельства об окончании курсов ДПО, или он хочет видеть у себя в штате специалиста с удостоверением о повышении квалификации, для получения которого обязательно наличие полноценного профессионального базового образования – среднего или высшего.

Примерные (рекомендованные, но не обязательные) образцы бланков удостоверений и их заполнения содержатся в письме Минобрнауки № АК 608/06.

Бланки

Единой формы удостоверений о повышении квалификации нет – все учебные заведения основного и дополнительного профобразования вправе разрабатывать ее по своему усмотрению: соответственно, документ может иметь какой угодно вид – жестких стандартов в отношении размера, формы и цвета нет.

По ФЗ № 273 в круг полномочий образовательных организаций входит приобретение готовых или заказ выпуска изготовленных по собственным образцам бланков документов, которые выдаются после окончания учебы. При этом закон не обязывает делать удостоверения или свидетельства о повышении квалификации исключительно защищенными от подделок.

Тем не менее федеральные и региональные органы власти имеют право требовать от подведомственных или находящихся на территории субъектов РФ образовательных организаций соблюдения определенных стандартов бланков удостоверений о повышении квалификации. Минобрнауки рекомендует местным органам, контролирующим ДПО, настаивать на выдаче документов, выписанных на защищенных бланках, так как благодаря этому:

  • проще в случае необходимости подтвердить оригинальность документа и указанную в нем квалификацию;
  • легче проконтролировать подлинность бланка, так как предприятия, изготавливающие защищенную полиграфическими методами продукцию, ведут строгую отчетность – их сначала лицензирует, а затем курирует ФНС.

Перечень предприятий, которые могут изготавливать защищенные полиграфическими способами бланки документов о ДПО, есть на сайте ФНС. Все образовательные учреждения имеют право на свое усмотрение выбрать изготовителя, которому поручить выпуск удостоверений. По эскизам заказчика типографии могут печатать стандартизованные бланки с дополнительными отличительными защитными знаками.

Заполнение

Удостоверения выписываются на русском языке, допускается использование иностранного, если это определено внутренним регламентом учебного заведения. Заполнять документ от руки не рекомендуется – предпочтительнее отпечатать на принтере, шрифт должен быть черным.

В удостоверении (свидетельстве или сертификате) о повышении квалификации указываются:

  • полное официальное название учебного заведения, закрепленное в его уставе – обязательно в именительном падеже;
  • номер, под которым документ внесен во внутреннюю книгу регистрации;
  • месторасположение образовательной организации (населенный пункт);
  • дата выдачи;
  • Ф. И. О. выпускника курсов (полностью, по паспорту, тоже в именительном падеже);
  • название и объем программы в академических часах;
  • период обучения.

Возможно указание полученной квалификации и темы выпускной работы.

Документ подписывает должностное лицо образовательной организации (директор, его зам по учебной части и другие ответственные сотрудники) – от руки черной, синей или фиолетовой пастой, тушью или чернилами. Использовать факсимиле запрещено. Заверяются удостоверения, свидетельства или сертификаты о повышении квалификации печатью учебного заведения.

Учет

С 1 сентября 2013 года информация о выданных удостоверениях о повышении квалификации вносится в ФИС – Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Оператор этой системы – Рособрнадзор, он рассылает учебным заведениям рекомендации о том, как и какие данные вносить в эту общегосударственную базу. По утвержденному сейчас порядку в ФИС фиксируются:

  • название документа;
  • номер и серия его бланка;
  • Ф. И. О. владельца удостоверения;
  • название организации, которая его выдала;
  • полные наименования программы и присвоенной квалификации;
  • срок обучения.

За своевременность внесения сведений в информационную систему и их достоверность несет ответственность образовательная организация.

Номер защищенного бланка удостоверения о повышении квалификации – 12-значный. Первые две цифры – это код региона, в котором находится учебное заведение; следующие две – номер лицензии предприятия-изготовителя (однозначные дополняются слева нулем); с пятого до двенадцатого символа – 8-значный учетный номер изготовителя.

В учебной организации факт выдачи удостоверений о повышении квалификации фиксируется в книге регистрации. В записи указываются:

  • название документа и номер его бланка;
  • номер регистрации;
  • дата выдачи;
  • Ф. И. О. выпускника курсов;
  • дата заседания и номер протокола аттестационной комиссии;
  • если документ выдан лично в руки выпускнику – его подпись, если отправлен по почте – номер и дата отправления;
  • подпись сотрудника, который выдал документ.

Также Минобрнауки рекомендует регистрировать сведения о названии программы, присвоенной квалификации, сроке обучения – для того, чтобы совпадали данные, внесенные в ФИС и имеющиеся в образовательной организации.

Удостоверение о курсах повышения квалификации может быть выдано:

  • лично выпускнику;
  • по нотариально заверенной доверенности;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении (для этого надо написать заявление, в котором указать адрес, на который отправлять документ).

Доверенности и уведомления о вручении хранятся месте с ведомостью выдачи удостоверений о повышении квалификации.

Срок действия

Удостоверение о повышении квалификации действительно максимум 5 лет, но это негласное правило – ни в одном из федеральных нормативных актов, регулирующих получение дополнительного профессионального образования, таких ограничений нет. Они естественным образом вытекают из установленной законами периодичности повышения квалификации. Для большинства профессий – это как раз 5 лет.

Если специалист обязан проходить повышение квалификации каждый год (например, аудитор) или каждые три года (как педагоги), то его документ о предыдущем дополнительном профобразовании фактически будет иметь силу соответственно 1 или 3 года. Поэтому срок действия удостоверения о повышении квалификации не указывается в документе, а определяется отраслевыми нормативами.

При желании специалист может по собственной инициативе проходить программы повышения квалификации ежегодно, даже если профстандартом или ведомственными приказами установлена другая периодичность, к примеру, раз в пять лет. В этом случае он получит по итогам каждого курса новый документ, но старый у него не отберут, и он останется действительным. Удостоверение, свидетельство или сертификат о повышении квалификации – персональные, именные документы, распоряжаться которыми могут только их обладатели.

1. Вправе ли организация дополнительного профессионального образования принимать на обучение по дополнительным профессиональным программам лиц, имеющих начальное профессиональное образование, полученное до вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным новым Федеральным законом. Начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Следовательно, лица, успешно закончившие учреждения начального профессионального образования и получившие соответствующие дипломы о начальном профессиональном образовании, считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и могут обучаться по дополнительным профессиональным программам по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Раздел комментариев:
Дополнительное профессиональное образование
Статьи 273-ФЗ: Статья 76, Статья 108

2. Педагогические работники согласно п. 2 части 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обладают правом на повышение квалификации или профессиональную переподготовку не реже чем один раз в три года. Распространяется ли это право на руководящих работников образовательных организаций?

Исходя из части 2 ст. 46, статей 47, 48, 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководители образовательных организаций не относятся к категории должностей, занимаемых педагогическими работниками. Это правило подтверждается номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ, отдельные права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников, а именно:

право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;

право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения – для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Как видно из приведенных положений, в перечень трудовых прав и социальных гарантий руководителей не входит право на дополнительное профессиональное образование, предусмотренное для педагогических работников.

Вместе с тем отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ законодательство об образовании включает в себя как нормативные правовые акты Российской Федерации, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Права и обязанности руководителей организаций в области трудовых отношений также определяются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 274 Трудового кодекса РФ).

В трудовых отношениях с органами, осуществляющими функции учредителей образовательных организаций, руководитель является работником, следовательно, имеет право на дополнительное профессиональное образование согласно ст. 197 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ). Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Следует отметить, что согласно пп. 62 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в том числе, организация дополнительного профессионального образования работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая руководителей таких учреждений. Аналогичная норма в отношении работников муниципальных учреждений содержится в п. 8.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, организация дополнительного профессионального образования для руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется их учредителями.

Раздел комментариев:
Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Дополнительное профессиональное образование
Статьи 273-ФЗ:
Статья 4
Статья 46
Статья 47
Статья 48
Статья 51

3. Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования?

Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.

Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).

Раздел комментариев:
Дополнительное профессиональное образование
Статьи 273-ФЗ:
Статья 73
Статья 76

4. Подскажите, пожалуйста, я прошла курсы профессиональной переподготовки дистанционно. Будет ли действителен мой диплом при приеме на работу, или мне необходимо пройти еще очные курсы переподготовки?

Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.*(11) Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Пункт 12 приказа

5. После прохождения обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки я получу диплом государственного образца?

Использование бланков документов о квалификации, утвержденных и изготовленных в соответствии с нормативными правовыми документами, действовавшими до 1 сентября 2013 г., вид, форма которых, используемая символика на бланке документа не соответствует действующему законодательству об образовании, в частности бланков документов государственного образца, не допускается.

Обращаем вниманием, что согласно пункту 17 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленной сфере деятельности.

Письмо Минобрнауки России от 12.03.2015 N АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»)

6. На базе какого образования можно обучиться на курсах профессиональной переподготовки?
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. В этом случае Вам необходимо предоставить справку из ВУЗа или организации среднего профессионального образования, о том, что Вы являетесь студентом, датированную текущим учебным годом. После окончания курса в нашей организации Вам будет выдана соответствующая справка, а после предоставления диплома из ВУЗа (организации СПО) – диплом о профессиональной переподготовке нашего института.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

7. У меня высшее экономическое образование, могу ли я пройти обучение по программе переподготовки, чтобы работать в сфере дошкольного образования? Или требуется дополнительное высшее педагогическое образование?
В соответствии с федеральным законом «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. Фз-273, ст. 76 и требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом минтруда и социальной защиты РФ от 18.10 2013 г. № 544 для того чтобы получить квалификацию «воспитатель детского сада» достаточно пройти программу профессиональной переподготовки.

8. Я имею высшее педагогическое образование, но по семейным обстоятельствам долгое время не работала в школе. В настоящее время меня принимают на работу в школу, но требуют, чтобы я прошла профессиональною переподготовку по профилю педагогической деятельности. Правомерны ли требования директора школы?
В соответствии с частью первой статьи 331 трудового кодекса российской к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством российской федерации в сфере образования.

Так, на основании части 1 статьи 46 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Квалификационные требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденном приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №544н содержат требования к образованию и обучению лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее или среднее профессионально образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. В вашем случае, прохождение обучения программе профессиональной переподготовки является избыточным.

9. Я являюсь студентом вуза. Могу ли я пройти обучение по программе переподготовки одновременно с обучением по основной образовательной программе высшего образования? Какой документ я смогу получить после обучения?

На основании части 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Исходя из этого положения – вы можете пройти обучение одновременно с обучением по основным образовательным программам высшего образования. Сразу после завершения обучения вам будет выдана справка об обучении установленного образца.

Частью 16, ст. 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. Справка после завершения обучения будет заменена на соответствующий документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовки.

10. Где я могу ознакомиться с информацией о предлагаемых услугах по обучению по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки?

Информация о программах профессиональной переподготовки, включая их аннотации, размещена на сайте ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (http://ipk74.ru/) в разделе «Повышение квалификация и переподготовка».

11. Я хотела бы опубликовать у вас в научном журнале статью ВАК, какова стоимость публикации в журнале?

Плата за публикацию не взимается, информацию о порядке публикации можно получить здесь:
https://ipk74.ru/study/jornal/pravila-napravleniya-retsenzirovaniya-i-opublikovaniya-nauchnykh-statey/pravila-predstavleniya-nauchno-teoreticheskikh-rabot/

12. Подскажите, где я могу ознакомиться со стоимостью образовательных услуг, предоставляемых ващим институтом?

Со стоимостью платных образовательных услуг Вы можете ознакомиться на данной странице официального сайта Института:
https://ipk74.ru/institute/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizacii/platnye-obrazovatelnye-uslugi/poryadok-okazaniya-platnyh-obrazovatelnyh-uslug/

13. Как мне узнать результат ОГЭ/ЕГЭ на вашем сайте?

По данному вопросу Вам необходимо обратиться в Региональный центр оценки качества и информатизации образования:
https://rcokio.ru/

14. Когда в вашем институте начинается учебный год?

Планирование курсов в нашем институте осуществляется на календарный год.
Посмотреть годовой календарный учебный график Вы можете тут:
https://ipk74.ru/qualification/grafik-kursovoj-podgotovki/

15. Не могу найти входную диагностику. Где она находится?

Страница диагностики:
https://ipk74.ru/qualification/diagnostika/

16. Не удается зарегистрироваться для дистанционного обучения (все поля анкеты заполнены, но письмо для подтверждения регистрации на e-mail не пришло)

Письмо для подтверждения регистрации в системе дистанционного обучения не приходит, если отдельные поля в анкете необходимо откорректировать. При этом, после попытки «Сохранить» сведения в анкете, такое поле выделяется красной рамкой и появляется соответствующий комментарий. Самые распространённые случаи:

  1. Если выделено поле для ввода логина или пароля, то в большинстве случаев комбинация логина и пароля уже зарегистрирована в системе, и необходимо немного изменить логин или пароль. Или пользователь пытается использовать кириллицу или служебные символы, что также недопустимо при составлении логина и пароля.
  2. Если выделено поле для ввода e-mail, то допущена ошибка в написании электронного адреса или его повтора.
  3. Если выделено пустое поле, то его необходимо заполнить.

После корректировки полей надо опять
«Сохранить» заполненную анкету. Если всё корректно, на экране появится сообщение «На Ваш электронный адрес отправлено письмо с дальнейшими инструкциями». Если и в этом случае письмо не пришло, свяжитесь со специалистом центра ИКТ (телефоны указаны на сайте дистанционного обучения).

17. Регистрация на сайте дистанционного обучения прошла успешно, но доступ к курсу закрыт.

При успешной регистрации на сайте, доступ к курсам слушателям открывается в соответствии с приказом о зачислении в учебную группу, в течении 1 рабочего дня с момента регистрации. Если этого не произошло, то необходимо связаться со специалистом центра ИКТ (телефоны указаны на сайте дистанционного обучения).

18. Где можно узнать, по каким программам есть курсы повышения квалификации в институте?

Познакомиться с перечнем программ и сроках проведения курсов повышения квалификации можно на официальном сайте института (ipk74.ru) На главной странице вкладка «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка» раздел «Годовой календарный учебный график»

19. Какие документы выдаются по окончании обучения на курс повышения квалификации?

По окончании обучения на курсах повышения квалификации выдается документ установленного образца – удостоверение, по окончании обучения на модульном курсе – сертификат . В документе прописываются сроки обучения и количество часов по освоенной программе.

20. Какое надо иметь образование для того, чтобы проходить курсы повышения квалификации в вашем институте?

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

21. Что надо для того, чтобы пройти курсы повышения квалификации, если я работаю в учреждении образования?

Институт осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об обучении слушателя, заключаемого с образовательной организацией.

22. Как можно попасть на курсы повышения квалификации, если я не работаю в школе?

Если Вы не работаете в образовательной организации, Вы будете обучаться на договорной основе .Для зачисления на обучение Вам необходимо обратиться в учебный отдел для заключения договора по адресу ул Красноармейская,88 каб № 206.

Получить консультацию по заключению договора можно по телефону 263-97-46, 264-05-31

23. Можно ли пройти курсы повышения квалификации по модульно-накопительной системе?

Да можно Для прохождения курсов повышения квалификации в институте применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается институтом.

24. Какое минимальное количество часов предполагается в курсах повышения квалификации?

Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

25. Какие виды учебных занятий и учебных работ предусмотрены в образовательных программах института?

В учебных программах институт предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

26. Если я не прошла итоговую аттестацию ,какой документ мне выдадут?

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лица освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Настоящие профессионалы учатся всю жизнь. Технологии развиваются очень быстро, и практически в любой сфере деятельности постоянно появляются новые методы. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, необходимо регулярно проходить курсы повышения квалификации. Расскажем о доступных формах обучения, программах и стоимости курсов, а также об особенностях выбора центра дополнительного профессионального образования.

Кому и зачем повышать квалификацию

Прежде всего, стоит упомянуть о том, что курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка — это разные вещи, хотя многие путают данные понятия. Профессиональная переподготовка предполагает освоение новой профессии, зачастую — смежной с основной. Такие курсы обычно долгосрочные (до 6 месяцев и более) и завершаются выдачей диплома государственного образца.

В отличие от переподготовки курсы повышения квалификации проходят не для приобретения новой профессии, а для расширения и совершенствования имеющихся знаний и умений. Повышение квалификации занимает меньше времени, чем переподготовка (от нескольких дней), и после прохождения курса выдается не диплом, а свидетельство или удостоверение.

В большинстве случаев курсы повышения квалификации — дело добровольное. Они повышают ценность работников на рынке труда, позволяют осваивать современные методики и работать эффективнее, поэтому многие работодатели отправляют сотрудников на подобные курсы — это идет на пользу и работнику, и компании.

Однако следует помнить, что в некоторых сферах повышение квалификации является обязательной мерой, которая прописана в законодательстве РФ. Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.

Необязательно, но желательно проходить такие курсы и после длительного перерыва в работе, а также в тех случаях, когда работник хочет повысить категорию или разряд, занять должность рангом выше, освоить новую технологию или обучиться работе с самым современным оборудованием.

Очевидно, что дополнительные курсы повышения квалификации открывают перед работником прекрасные карьерные перспективы — они дают возможность расширить и углубить свои знания, повышают шансы на быстрое продвижение по служебной лестнице и позволяют претендовать на более высокую зарплату.

Формы обучения

Поскольку курсы повышения квалификации рассчитаны на трудоустроенных людей, как правило, они проводятся без отрыва от работы. Хотя в некоторых случаях работодатель может направить сотрудника на обучение в рабочее время — разумеется, с сохранением заработной платы на весь срок учебного процесса.

Однако чаще всего курсы повышения квалификации проводятся в выходные дни, в вечернее время или даже дистанционно.

Очные курсы повышения квалификации — вариант, требующий времени. Очные курсы позволяют напрямую взаимодействовать с преподавателями и уточнять все сложные моменты, заводить новые профессиональные знакомства и обмениваться опытом. Кроме того, очное обучение предполагает более систематический подход к повышению квалификации. Однако очные курсы стоят дорого и требуют четкого планирования своего расписания. Для достижения наилучших результатов их желательно не сочетать с профессиональной деятельностью, иначе может пострадать либо работа, либо учеба.

Очно-заочная форма предполагает комбинацию самостоятельных занятий и обучения под руководством эксперта. Вы также будете встречаться с преподавателями и коллегами, хотя и реже, чем при обучении в очной форме. Стоимость таких курсов, как правило, немного ниже очных и они станут неплохим вариантом для тех, кто хочет пройти обучение без значительного отрыва от рабочего процесса.

Дистанционное обучение на очной и очно-заочной, заочной форме требует максимальной ответственности и организованности, поскольку учиться вы будете преимущественно по индивидуальному учебному плану. После оплаты курса вы получите доступ в личный кабинет на сайте организации и все необходимые материалы в электронном виде. Однако это же означает и определенный уровень комфорта. Удобство дистанционного обучения в том, что вы сами сможете регулировать интенсивность занятий и выбирать комфортный для себя график. Дистанционное обучение можно применять при любой форме прохождения курсов, в том числе и очной, когда видеоконференция обеспечивает прямое взаимодействие слушателя и преподавателя. В этом тоже его большое преимущество. Из недостатков можно отметить необходимость держать выбранный темп, что требует высокого уровня самодисциплины. Тем не менее для занятых людей, умеющих планировать свое время, дистанционные курсы повышения квалификации будут очень удобны.

Важно!
Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у организации, которая проводит курсы, соответствующая лицензия. Без нее образовательная организация не имеет права выдавать сертификаты, свидетельства и удостоверения.

Программы курсов повышения квалификации

Существует три основных вида программ курсов повышения квалификации — краткосрочные программы, долгосрочные программы и тематические семинары.

Краткосрочные программы. Продолжительность таких курсов обычно составляет 72 часа, по итогам слушатели получают удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

Долгосрочные программы. Их продолжительность — 100–500 часов, после курса слушатели получают свидетельство о долгосрочном повышении квалификации.

Тематические семинары. Обычно они посвящены какой-то конкретной узкой теме. Продолжительность семинаров — 72–100 часов, по итогам выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

По итогам любых курсов повышения квалификации проводится аттестация — это может быть как письменный, так и устный экзамен или тест. Долгосрочные курсы также предполагают промежуточную аттестацию — например, тесты по итогам каждого учебного блока.

Выбирая курсы повышения квалификации, нужно точно представлять, для чего они вам нужны, какие навыки и знания вы рассчитываете получить в итоге, сколько времени и денег готовы на них потратить.

Ясная и конкретная цель позволит вам выбрать курс с определенными дисциплинами и не тратить время на изучение того, что вам не потребуется. Не менее важны трезвые представления о форме и продолжительности курса, это позволит грамотно распланировать свое время и не допустить конфликта между работой и обучением. И, наконец, имеет значение цена вопроса: не стоит доверять организациям, которые предлагают курсы повышения квалификации очень дешево. Труд опытных профессионалов и преподавателей стоит немало. И если стоимость ниже средней по рынку — это признак того, что курсы проводят люди, готовые работать за очень небольшие деньги. Подумайте сами, стоит ли доверять их компетенции.

Курсы повышения квалификации — это выгодные инвестиции в свою карьеру и в потенциал компании. Главное в этом деле — правильно выбрать центр, который предоставляет действительно качественные образовательные услуги.

Как выбирать центр переподготовки и повышения квалификации?

«Определить сразу уровень образовательных услуг, который предлагает тот или иной центр повышения квалификации, бывает сложно, — говорит ректор современной научно-технической академии АНО ДПО СНТА. — Остается лишь обращать внимание на ключевые признаки, которые говорят об организации лучше любых хвалебных речей. Первое и самое главное — наличие лицензии, которая дает центру право вести учебную деятельность. Этот документ часто подделывают, поэтому проверьте номер лицензии на официальном сайте Рособрнадзора. Только действующая лицензия разрешает выдачу документов государственного образца. Мы все свои лицензии публикуем на нашем сайте. Вы можете ознакомиться с ними в любое время — это открытая информация.

Сайт вообще может многое сказать об уровне центра. Не стоит доверять организациям, которые предоставляют слишком мало информации о программах, порой ограничиваясь лишь их названиями и предлагая все уточнять по телефону или электронной почте. В чем смысл такого трюка? С большой долей вероятности вас будут «обрабатывать» в ходе телефонного разговора. Поэтому мы сделали наш сайт максимально информативным, чтобы человек сам мог решить, какие ему курсы нужны и зачем. На нашем сайте вы можете узнать о программах все — их продолжительность, краткое описание, полный учебный план. Вы также можете сразу ознакомиться с образцами документов, которые получите в итоге.

Еще одной причиной минимализма в информационном плане может быть тот факт, что вы попали на сайт мошенников — это в наше время не редкость. Проверьте сайт при помощи сервиса Whois — так вы сможете наверняка узнать дату создания домена и название организации, которой он принадлежит.

Конечно, и репутация центра очень важна. Не поленитесь найти отзывы о курсах, информацию о специалистах данного учебного заведения (например, с нами работают ведущие преподаватели МГУ им. Ломоносова и признанные эксперты из самых разных областей), срок работы на рынке, а также список компаний, сотрудничающих с ним».

P.S. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Современная научно-технологическая академия» — одна из крупнейших московских организаций, занимающихся дистанционной профессиональной переподготовкой и повышением квалификации.

Лицензия № 034268 от 23 октября 2013 года на осуществление образовательной деятельности выдана Департамента образования города Москвы.

admin