Сроки повышения квалификации

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации — один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абз. 4 — 7 п. 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба. Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»).

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277).

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно Письму Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности;
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации, в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т.п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя.

Образец плана обучения

Закрытое акционерное общество

«Приморские отопительные системы»

Утверждаю

Медведев (И.А. Медведев)

13 января 2010 г.

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора. Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в Приказах Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (Письмо Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах — один остается у работника, другой — в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору. К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно ч. 2 ст. 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения. Образец соглашения приведен ниже.

Образец соглашения

Документы об образовании

Согласно п. 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

Это следует из п. 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29.

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено п. п. 1 — 3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных Приложением N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 и п. 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, — в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах. В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

Образец акта

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в разд. V «Повышение квалификации» личной карточки работника (форма N Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в п. 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма N Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма N Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. — для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.

Напомним, что повышение квалификации с отрывом от работы в табеле учета рабочего времени обозначается буквенным кодом ПК или цифровым кодом 07. Это следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Бухучет расходов на повышение квалификации

Расходы, связанные с оплатой дополнительного профессионального образования сотрудника в интересах организации, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Данные расходы учитываются в размере фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Если расходы на повышение квалификации работника относятся к нескольким отчетным периодам, то они учитываются на счете 97 и списываются в порядке, установленном в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому относятся. Об этом говорится в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Подтвердить факт оказания образовательных услуг для целей бухучета можно соответствующим актом и копией документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.).

Суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время повышения квалификации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности как расходы на оплату труда (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 70.

Расходы на командировку, связанную с повышением квалификации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 71. Выдача денежных средств командированному работнику отражается проводкой:

Дебет 71 Кредит 50.

Налоги и взносы с расходов на повышение квалификации

Порядок налогообложения расходов на обучение будет зависеть, в частности, от наличия подтверждающих документов, выполнения условий для признания таких затрат, а также от того, по чьей инициативе оно проводится.

Налог на прибыль

Расходы на обучение. Согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса расходы на повышение квалификации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77). Если используется метод начисления, то к учету данные расходы принимают в момент представления акта об оказании образовательных услуг, а при кассовом методе — в день оплаты на основании соответствующих документов (платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и т.п.) (пп. 3 п. 7 ст. 272 и п. 3 ст. 273 НК РФ).

Условия для признания расходов. Затраты на повышение квалификации учитываются при исчислении налога на прибыль, если:

  • российское образовательное учреждение имеет лицензию, а иностранное учреждение — соответствующий статус (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ и Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84). Статус иностранного образовательного учреждения могут подтвердить лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики его деятельности, а также от требований законодательства иностранного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения (Письмо Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163). Поэтому к первичным документам следует приложить копию соответствующего документа;
  • между организацией и образовательным учреждением заключен договор на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • повышающий квалификацию сотрудник работает в организации на основании трудового договора (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • сотрудник обучается в интересах работодателя (пп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 29 ст. 270 НК РФ и Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312). Документом, подтверждающим этот факт, может быть приказ руководителя, в котором будет указано, что сотрудник направлен на обучение по инициативе организации и в связи с производственной необходимостью.

Если эти условия не соблюдены, расходы на повышение квалификации не признаются в налоговом учете. По окончании налогового периода их следует исключить из состава расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, и отнести к внереализационным доходам.

Кроме того, нельзя учитывать расходы на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • не подтвержденные оправдательными документами;
  • связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг;
  • связанные с оплатой дополнительных услуг, предоставляемых образовательным учреждением на время обучения, если они не связаны с производственной необходимостью (например, оплата питания или культурно-развлекательной программы, если их стоимость выделена в документах отдельной строкой);
  • произведенные не в интересах организации, например, если полученные работником новые знания не будут использоваться им в процессе производства (Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312).

Оправдательные документы. Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на повышение квалификации документальным подтверждением затрат могут служить договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. Об этом говорится в Письме Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77. Эти же документы нужны и для признания расходов на обучение за границей (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Напомним, что работодатель, оплачивающий обучение, обязан хранить связанные с этим документы не менее четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 и пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Командировочные расходы. Если с целью повышения квалификации работник был направлен в другую местность, то в состав командировочных расходов организация вправе включить стоимость проезда к месту обучения и обратно, а также стоимость проживания и суточные. Данные затраты учитываются в полной сумме в составе прочих расходов на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137). Датой признания расходов является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ и Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Средний заработок. Если работник повышает квалификацию с отрывом от производства, то суммы среднего заработка, выплачиваемые ему на период учебы, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 Налогового кодекса.

НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма

Оплата обучения. Сумма оплаты повышения квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, если учреждение, где обучается сотрудник, имеет лицензию на образовательную деятельность (или соответствующий статус — для иностранного образовательного учреждения). Такой вывод следует из п. 21 ст. 217 Налогового кодекса и п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).

Это касается также случая, если работник обучается у специалиста, который обладает соответствующей квалификацией (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-02/50). Такая квалификация должна быть подтверждена особым документом — квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом и т.п. (п. 3 ст. 21 Закона РФ N 3266-1).

На суммы оплаты обучения работника, направленного работодателем на курсы повышения квалификации, не нужно начислять взносы на случай травматизма, поскольку они не являются платой за труд (доходом) работника. Это следует из п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее — Правила).

Командировочные расходы. В доход работника, направленного на повышение квалификации в другую местность, не включаются суточные, если они не превышают 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ (2500 руб. — на территории иностранного государства), а также документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы, как и взносы на случай травматизма, на сумму расходов на командировку не начисляются (ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, и Письмо ФСС РФ от 18.03.2009 N 02-18/07-2165).

Средний заработок. Сумма среднего заработка, выплачиваемого сотруднику на период повышения квалификации с отрывом от работы, облагается налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

НДС по образовательным услугам

Сумма платы за обучение сотрудника, направленного на повышение квалификации, может включать или не включать налог на добавленную стоимость.

Облагаются НДС образовательные услуги, которые оказывают коммерческие образовательные учреждения или соответствующие специалисты (п. 1 ст. 143 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В бухгалтерском учете заказчика образовательных услуг выделенная в расчетных документах сумма налога отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Кроме того, облагаются НДС:

  • дополнительные услуги, оказываемые образовательной организацией, в частности обеспечение учащихся питанием и проживанием, так как они не связаны с производственной необходимостью (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2003 N 24-11/05512);
  • услуги по проведению разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации (Письмо Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-07/81).

Не облагаются НДС услуги:

  • некоммерческих образовательных организаций в сфере образования, расположенных на территории РФ, по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса, за исключением консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такая льгота распространяется только на те образовательные услуги, которые поименованы в лицензии учебного заведения (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.05.2005 N 19-11/32602);
  • оказанные за пределами территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

«Входной» НДС, уплаченный коммерческому образовательному учреждению или специалисту, имеющему соответствующую квалификацию, можно принять к вычету при расчете суммы налога на добавленную стоимость, если в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса:

  • стороны подписали акт об оказании образовательных услуг;
  • у организации есть счет-фактура с указанием суммы налога на добавленную стоимость.

В бухучете принятие к учету налога по расходам на повышение квалификации отражается проводкой:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19.

Пример. Руководитель ЗАО «Приморские отопительные системы» решил направить слесаря-монтажника приборного оборудования В.Л. Кабанчикова на курсы повышения квалификации с 1 по 13 ноября 2010 г. Для этого организация заключила договор с Владивостокским производственно-учебным комбинатом. Обучение должно проходить с отрывом от производства. Его стоимость составляет 10 000 руб., которые были перечислены комбинату 28 октября.

Учебное заведение является некоммерческим и имеет государственную лицензию на образовательную деятельность. По окончании курсов работник получил сертификат. Какие проводки в этом случае нужно сделать?

Решение. На основании договора между организацией и образовательным учреждением в учете были сделаны следующие проводки.

28 октября

Дебет 76 Кредит 51

— 10 000 руб. — перечислены средства за обучение работника учебному комбинату.

13 ноября (дата подписания акта об оказании услуг)

Дебет 20 Кредит 76

— 10 000 руб. — отражены расходы на повышение квалификации работника.

Поскольку обучение проводится в той же местности, где расположена организация-работодатель, работнику выплачивается только средний заработок за время учебы (ст. 187 ТК РФ). На него следует начислить НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

Расходы на выплату среднего заработка работнику, направленному на повышение квалификации, признаются в составе расходов на оплату труда в месяце начисления (п. 6 ст. 255 и п. 4 ст. 272 НК РФ). Сумма начисленных на него страховых взносов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260). Взносы на случай травматизма также учитываются в составе прочих расходов на дату их начисления (пп. 45 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, в ноябре бухгалтер уменьшил налог на прибыль на суммы оплаты повышения квалификации, среднего заработка, выплаченного работнику за период обучения, и начисленных на него страховых взносов.

О.В.Негребецкая Научный редактор журнала «Зарплата» / «Зарплата», 2010, N 10

Повышение уровня квалификации работников в организации

Повышение квалификации рабочих — это профессионально-техническое обучение рабочих, что позволяет расширять и углублять полученные знания, умения и навыки на уровне требований производства или сферы услуг . Особенностью процесса повышения квалификации является то, что в этом случае преподаватели ведут занятия с рабочими, а не с учениками, же в профтехучилище или при первичной подготовки кадров в организации. Слушатели системы повышения квалификации имеют определенные знания, умения и практические навыки по выбранной профессии, поэтому они критически относятся к организации и содержания учебного процесса, пытаются прежде всего получить те новые знания, которые им нужны на рабочем месте.

Повышение квалификации имеет определенные преимущества перед первичной подготовкой и переподготовкой персонала. Повышение квалификации происходит в более короткие сроки по сравнению с первичной подготовкой или переподготовкой, что значительно удобнее для работников организации и стоит дешевле для работодателя. В 2013 г.. В Украине среди тех, кто прошел обучение на производстве, удельный вес лиц, повысили свою квалификацию, составила 83,8%. Дальнейшее повышение требований к качеству рабочей силы приведет более высокие темпы роста численности работников, повышать свою квалификацию, по сравнению с теми, кто будет проходить обучение по новым профессиям.

Планированию повышения уровня квалификации работников на предприятии должно предшествовать работа службы персонала по анализу эффективности использования рабочей силы в структурных подразделениях по профессиям и уровням квалификации, причин снижения среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ, возникновения брака продукции по вине рабочих и нерационального использования фонда рабочего времени и т.

Повышение квалификации рабочих в организации осуществляется по формам, приведенным на рис. 10.3.

Рис. 10.3. Формы повышения квалификации рабочих в организации

Производственно-технические курсы проводят с целью повышения уровня квалификации, углубление и расширение знаний, навыков и умений работников по имеющейся у них профессии до уровня, отвечающего требованиям производства. Успешное окончание курсов является необходимым условием для присвоения рабочим высшего квалификационного разряда (класса, категории) и профессионального роста. Это должно обеспечить материальное стимулирование работников к повышению квалификации, дифференциацию уровня заработной платы в зависимости от квалификации работников.

Комплектование учебной группы осуществляется с рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации и примерно одинакового общеобразовательного уровня на основе заявлений работников и рекомендаций руководителя структурного подразделения. Занятия на курсах проводятся с группами рабочих численностью от 5 до 30 человек или индивидуально. Рабочие, которые направляются на производственно-технические курсы, должны иметь стаж работы по профессии в организации не менее одного года.

Продолжительность обучения на производственно-технических курсах определяется учебными планами и программами и не должна превышать одного года. Формы и метода организации и проведения теоретического и производственного обучения, формы итогового контроля аналогичные тем, что применяются в процессе подготовки и переподготовки рабочих кадров.

По профессиям, связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологий, предприятия сверх указанных сроки повышения квалификации на производственно-технических курсах могут организовывать стажировку работников. Стажировка происходит на рабочих местах под руководством бригадира, мастера или другого высококвалифицированного рабочего.

Курсы целевого назначения организуются для изучения рабочими нового оборудования, изделий, товаров, материалов, услуг, современных технологических процессов и информационных технологий, средств механизации и автоматизации, используемых на производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, эффективных методов организации труда, вопросам экономики, законодательных и нормативно-правовых актов и тому подобное.

Основными учебно-методическими документами по планированию курсов целевого назначения на производстве является учебная программа, график (расписание) проведения занятий.

Учебная программа курсов целевого назначения разрабатывается предприятием в соответствии со стратегией управления организацией, стратегии развития персонала, цели и задач повышения квалификации рабочих, может предусматривать теоретическое и практическое обучение. Учебная программа определяет перечень тем с указанием количества часов, отведенных на их изучение, содержание учебного материала. Программа курсов целевого назначения утверждается руководителем подразделения, в полномочия которого принадлежат функции профессионального развития персонала предприятия.

Комплектование учебных групп рабочими осуществляется в соответствии с тематической направленности курсов целевого назначения. Занятия на курсах проводятся в группах слушателей численностью от 5 до 30 человек или индивидуально. Продолжительность обучения на курсах целевого назначения для рабочих устанавливается в объеме не менее 8 учебных часов.

Обучение на курсах целевого назначения заканчивается итоговым занятием, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами. Рабочим после окончания курса обучения выдается удостоверение.

Поддерживающее обучение рабочих организации является разновидностью повышения квалификации персонала в контексте подтверждения уровня компетентности работника, обеспечивает постоянное приведение в соответствие уровня его знаний, умений и практических навыков требованиям рабочего места, постоянно меняются в условиях экономики знаний. Этот вид обучения распространен среди рабочих тех предприятий, где предъявляются высокие требования к качеству продукции или услуг, на работах с повышенной опасностью.

Специальное обучение — это ежегодное изучение работниками, привлеченными к выполнению работ с повышенной опасностью или там, где есть потребность в профессиональном отборе, требований соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда.

Повышение квалификации работников по вопросам охраны труда осуществляется по учебному плану и программе по предмету «охрана труда». Работники, привлеченные к выполнению работ с повышенной опасностью, теоретическую часть этого предмета во время повышения квалификации изучают объемом не менее 15 часов, а те, работа которых не связана с повышенной опасностью — не менее 8:00.

Продолжительность и содержание повышения квалификации работников определяются рабочими учебными планами и программами. При этом периодичность обучения рабочих на долгосрочных курсах повышения квалификации (72 часа и более) устанавливается обычно не реже одного раза в пять лет.

Периодичность краткосрочного повышения квалификации рабочих (менее 72 часов) устанавливается организацией в зависимости от производственной необходимости. Но желательно, чтобы эта периодичность была не реже одного раза в год. Достижение такого состояния на предприятии свидетельствует о том, что оно трансформировалось в организацию, учится.

По 1985-1999 pp. в Украине в 8,9 раза сократилась численность рабочих, повышали свой уровень квалификации. Это негативно сказалось на уровне конкурентоспособности отечественных предприятий на национальном и мировых рынках.

Оживление начиная с 2000г. В Украине способствовало стабилизации и незначительному увеличению объемов повышения квалификации работников по видам экономической деятельности в 2000-2007 pp. Однако экономический кризис 2008-2009 pp. прервала эту положительную динамику и вызвала заметное снижение рассматриваемого показателя. В 2009 г.. Численность тех, кто повысил квалификацию, уменьшилась по сравнению с 2007г. На 180,8 тыс. Человек, или на 16,9% (табл. 10.3).

Таблица 10.3

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В УКРАИНЕ (2000-2013 pp.) *

показатель

Всего работников, тыс. Человек

856,3

856,3

994,5

1071,2

1022,7

890,4

943,9

978,4

1016,5

1020,9

В том числе рабочих, тыс. Человек

402,7

402,7

422,7

437,1

406,0

333,0

346,4

359,1

355,8

340,0

% От общего количества тех, кто повысил квалификацию

47,0

43,0

42,5

40,8

39,7

37,4

36,7

36,7

35,0

33,3

* Рассчитано по данным статистических сборников «Работа Украины» за 2000-2013 pp.

Некоторое увеличение этого показателя произошло в 2010-2013 pp. в связи с началом выхода экономики Украины из экономического кризиса и ростом ВВП. В то же время удельный вес рабочих, повысивших свою квалификацию, в общей численности тех, кто повысил квалификацию, имеет выраженную тенденцию к снижению. В частности, рабочие в 1995г. Составляли большую часть среди тех, кто повысил свою квалификацию, а в 2013 этот показатель был равен лишь 33,3%.

Указанное обусловлено тем, что работодатели, решая вопрос о том, кого направить на повышение квалификации, предпочитают не рабочий, а руководителям, профессионалам и специалистам. Такой подход не способствует повышению уровня профессионального мастерства рабочих.

Повышение квалификации персонала на предприятиях ранее преимущественно осуществлялось непосредственно на производстве, а не в учебных заведениях. Однако ситуация со временем постепенно менялась. Повышение квалификации работников предприятий в Украине по месту учебы характеризуется тенденцией к росту удельного веса работников, проходивших повышение квалификации в учебных заведениях, в общей учетной количества работников. Так, данный показатель увеличился с 42,0% в 2002 гг. До 54,3% в 2013 При этом доля работников, прошедших повышение квалификации в учебных заведениях, в общей учетной количества работников росла даже в период кризиса 2008-2009 гг .

Работодатели в условиях усиления конкуренции на рынке все больше предпочитают повышению квалификации персонала в учебных заведениях, несмотря на более высокую в них стоимость обучения квалификации работников. Это свидетельствует о том, что именно такая форма повышения квалификации обеспечивает высокое качество обучения, а значит, и более высокий уровень конкурентоспособности рабочей силы.

В странах с развитой рыночной экономикой периодичность повышения квалификации персонала составляет один раз в три-пять лет и является одним из решающих условий выживания компании в жесткой конкурентной борьбе. В этом показательно опыт США в профессиональном обучении рабочих. В этой стране в нерабочее время учится 26-43% рабочих в зависимости от квалификационного уровня. Частные компании США, прежде всего крупные корпорации, все чаще рассматривают расходы на образовательные программы как непременную часть своей долгосрочной экономической стратегии .

В Украине только отдельные предприятия придерживаются таких правил. Так, все работники ОАО «НКМЗ» не менее одного раза в три года в обязательном порядке проходят обучение на производственно-технических курсах по основной профессии, а в отдельных случаях и чаще , в то время как на многих отечественных предприятиях периодичность повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах составляет один раз в 20-25 лет.

Обучение рабочих вторым ( смежным ) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации . Оно направлено на повышение конкурентоспособности рабочей силы.

Если исходить из сущности повышения квалификации, когда повышается разряд рабочего (или профессиональное мастерство в пределах разряда) по имеющейся у него профессии, то освоение смежных профессий, кажется, не имеет ничего общего с повышением квалификации. Но здесь важно, что это за профессии и с какой целью человек овладевает их .

Если рабочий изучает смежные профессии, тесно связанные с основной, то есть они касаются комплекса взаимосвязанных работ, на выполнении которых начинает специализироваться работник, то это можно рассматривать как повышение квалификации кадров. Если изучаются далекие друг от друга профессии (вторые, третьи и т.д.) как

условие мобильности рабочего, предпосылка его трудоустройства на другое рабочее место, то это уже переподготовка рабочих.

Школы передовых приемов и методов труда создаются в целях массового овладения рабочими приемами и методами труда передовиков и новаторов производства, а также коллективов, достигших высоких технико-экономических показателей. Учатся в этих школах обычно рабочие одной или смежных профессий. Подготовка в школах предусматривает практические занятия на рабочем месте, проводимых передовиками и новаторами производства, а также теоретические занятия (консультации). Последние осуществляются специалистами организации.

Учебные программы для школ передовых приемов и методов труда разрабатываются и утверждаются организацией. Подготовка в этих школах проводится с отрывом от работы и завершается итоговым занятием.

Курсы бригадиров создаются с целью повышения уровня квалификации бригадиров (звеньевых) по вопросам применения прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышение эффективности производства и качества продукции, анализа результатов работы бригады, законодательства о труде, управление коллективом, а также из других производственных вопросов. На курсах бригадиров осуществляется и подготовка резерва бригадиров. Направление работников на эти курсы с целью подготовки резерва бригадиров проводится по рекомендации руководителей соответствующих структурных подразделений с учетом мнения совета бригады.

Для повышения профессионального мастерства рабочих широко используются кружки и группы качества, лектории, выставки, систематическое обучение (самообразование ) и другие формы повышения квалификации рабочих.

Кружки и группы качества получили заметного распространения в Японии и других развитых индустриальных странах . Они обеспечивают непрерывное «развивающее» обучение, тесно связано с решением практических задач по совершенствованию техники, технологии, организации производства. Рабочие получают в кружках и группах качества навыков творческого поиска и активности.

Кружки качества, в состав которых входят несколько работников, рассматривают ряд проблем (иногда специфических, в частности сокращение расходов сырья на конкретной стадии производства), проводят эффективный мозговой штурм и находят правильные решения. Для стимулирования творческого мышления здесь также могут использоваться элементы соперничества и различные поощрения (например, группа, которая предложила лучшую идею, получает денежную премию) .

Такая форма повышения квалификации рабочих усиливает творческий эффект на основе рационального разделения и кооперации труда в группе с учетом способностей и наклонностей каждого ее члена, повседневную тесное сотрудничество специалистов инженерных служб и рабочих, направленную на достижение общей цели — повышение эффективности производства, укрепляет трудовую мотивацию через развитие и реализацию творческих стимулов, а также расширение возможностей для социального самоутверждения рабочих.

Соответствующие записи о повышении квалификации работников вносятся в трудовую книжку работника.

Показателями, характеризующими эффективность повышения квалификации рабочих в организации, являются: удельный вес рабочих, повысивших свой уровень квалификации в общем количестве рабочих; периодичность повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах; соотношение учащихся по долгосрочным и краткосрочным формами повышения квалификации; доля тех, кто повысил разряд (категорию, класс) в общем количестве рабочих, прошедших повышение квалификации; удельный вес расходов на повышение квалификации работников в общей сумме затрат организации на обучение работников; рост производительности труда; снижение процента брака, текучести кадров.

Выводы

Профессиональное обучение рабочих на производстве осуществляется в виде формального, неформального и информального обучения. Формальное обучение персонала осуществляется в соответствии с образовательно-профессиональным программам и сроком обучения, мерами государственной аттестации, что подтверждается получением соответствующих документов.

Неформальное обучение — это систематизированное обучение по целям, продолжительности и средств обучения. По его результатам субъект подтверждение выдает лицу, подтвердила квалификацию, свидетельство или сертификат о присвоении (подтверждении) рабочей квалификации. Информального обучение происходит где угодно: на рабочем месте, в семейном кругу или во время досуга. Относительно целей, продолжительности и мер поддержки оно неструктурированным и в основном неосознаваемым.

В Украине с целью регулирования обучение персонала на производстве принят Закон Украины «О профессиональном развитии работников». В нем определены основные термины по развитию персонала, государственную политику в этой сфере, что должно способствовать активизации соответствующей деятельности предприятий.

Первичная профессиональная подготовка рабочих на производстве осуществляется по рабочим учебным планам и программам, которые разрабатываются и утверждаются работодателем на основе типовых учебных планов и программ. Она проводится на предприятиях в форме курсового или индивидуального обучения.

Формальное обучение рабочих в организации завершается квалификационной аттестацией. Она предусматривает составление лицами квалификационных экзаменов. Подтверждение результатов неформального обучения лиц по рабочим профессиям осуществляться предприятиями (субъектами подтверждение) независимо от формы собственности.

Переподготовка рабочих — это профессионально-техническое обучение, направленное на овладение другой профессии рабочими, которые получили первичную профессиональную подготовку. На переподготовку работников в настоящее время приходится большая часть тех, кто проходит на производстве обучение по новым профессиям.

Повышение квалификации рабочих — это профессионально-техническое обучение их, что позволяет расширять и углублять полученные знания, умения и навыки на уровне требований производства или сферы услуг. Оно осуществляется по следующим

формами: производственно-технические курсы, стажировки, курсы целевого назначения и смежных профессий, школы передовых приемов и методов труда, курсы бригадиров, кружки и группы качества, другие формы повышения квалификации рабочих, определяются организацией. Повышение квалификации работников охватывает большую часть тех, кто проходит обучение на производстве.

Формальное обучение; типы, виды, формы формального профессионального обучения; неформальное обучение; информального обучения; курсовое и индивидуальное обучение; дуальная система подготовки; квалификационная аттестация; учебно-производственная база; переподготовка рабочих; модульная система обучения; повышение квалификации; производственно-технические курсы.

>Повышение квалификации работников

Понятие квалификации работника

Понятие квалификации работника появилось в Трудовом кодексе совсем недавно. В него Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ была введена новая ст. 195.1, в которой законодатель определил, что квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Документ о квалификации подтверждает:

— повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

— присвоение разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, является профессиональный стандарт. В настоящее время ведется активная разработка таких стандартов, и по поручению Президента РФ до 2015 года их должно стать не менее 800.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установлен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 .

Обязательность повышения квалификации

На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако в некоторых случаях организация повышения квалификации своих работников — прямая обязанность работодателя, этого требуют федеральные законы. Назовем нормы некоторых из них. Повышать квалификацию должны:

— сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

— медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— педагогические работники (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

— работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);

— водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Способы повышения квалификации работников

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Для такого повышения профессионализма сотрудника работодатель может организовать обучение. Обычно для этого пользуются услугами образовательных учреждений по повышению квалификации.

К сведению. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», далее — Типовое положение).

Под профессиональным обучением в целях повышения квалификации понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих определенную профессию или должность, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по ним без повышения образовательного уровня.

Повышение квалификации может быть краткосрочным (не менее 72 часов). Такое обучение проводится по месту основной работы специалистов по вопросам конкретного производства и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

Повышение квалификации может осуществляться путем проведения тематических и проблемных семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения. Длительность обучения при такой форме составляет от 72 до 100 часов.

Длительное повышение квалификации — свыше 100 часов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации специалистов может быть стажировка, основные цели которой — формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

К сведению. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1 000 часов трудоемкости .

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Обратим внимание на один момент: на время повышения квалификации с отрывом от работы за сотрудником сохраняется средняя зарплата (ст. 187 ТК РФ). Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории РФ нормам (п. 26 Типового положения). Напомним, что размеры возмещения работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729.

Где можно повысить квалификацию персонала?

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

— академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

— институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;

— курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:

— учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из ВС РФ военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы;

— межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Обратите внимание! На основании п. 10 Типового положения обучение для повышения квалификации могут осуществлять факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.

Повышение квалификации работников может осуществляться и непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях (Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22).

Оформление отношений по повышению квалификации работника

Для направления работников на повышение квалификации работодатель составляет план обучения на текущий год, где указывает основания и цели обучения персонала, а также фамилии направляемых на учебу. В соответствии с планом работодатель может заключить договор с образовательным учреждением повышения квалификации (п. 7 Типового положения). А с работником нужно заключить ученический договор — дополнительный к трудовому. Правила заключения ученического договора, обязательные условия, которые должны быть включены в него, и отношения между работником и работодателем в этой сфере регламентированы гл. 32 «Ученический договор» ТК РФ.

Чтобы направить работника на повышение квалификации, издают приказ, в котором обосновывают производственную необходимость обучения (истекает срок действия сертификата специалиста, произведено оснащение новой аппаратурой и т.п.) и указывают, что работник направлен на повышение квалификации по инициативе работодателя (или по своей собственной).

Если повышение квалификации производится с отрывом от производства, необходимо фиксировать этот период в табеле учета рабочего времени: ставится буквенный код «ПК» (цифровой «07»), а если работник направляется на обучение в другую местность — «ПМ» (цифровой «08»).

По окончании обучения на основании представленного документа о повышении квалификации следует внести сведения в личную карточку работника и трудовую книжку.

В каком документе прописано, что раз в пять лет необходимо рабочему персоналу подтверждать квалификацию в учебном центре, и ИТР персоналу?

Нормативного требования о подтверждении квалификации в учебном центре (ИТР и персоналу) не установлено.

Продлевать или подтверждать дипломы, удостоверения (свидетельства) о присвоении профессии не требуется. Это обучение «разовое», срок действия данных документов о присвоении квалификации не устанавливается. Они бессрочные, выдаются на всю жизнь. Повторно обучать профессии в образовательной организации через 1 год, 5 лет (или иной срок) не надо.

Работники, имея удостоверение (свидетельство) о присвоении профессии (т.е. пройдя обучение в учебном комбинате), затем проходят первичное и периодическое обучение безопасным методам выполнения работ, производственным инструкциям уже непосредственно в Вашей организации (на своих рабочих местах) и допускаются Вами к самостоятельной работе. Т.е. это периодическое обучение Вы проводите своими силами, своей комиссией проверяете знания.

Есть нормативное понятие — «повышение квалификации». «Повышение квалификации» является формой дополнительного профессионального образования.

См. ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

«К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации».

См. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», извлечения:

6. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации

19. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Периодичность повышения квалификации ни ТК РФ, ни данным приказом не установлена.

Соответственно, удостоверение срока действия не имеет.

Согласно действовавшему ранее Постановлению Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» повышение квалификации проводилось по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника.

Многие работодатели и сейчас при принятии решения о периодичности повышения квалификации своих специалистов ориентируются на этот срок — не реже одного раза в 5 лет.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования (а, следовательно, и его периодичности) своих работников определяет работодатель.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Т.е., Ваш работодатель решит, когда ему следует направить свой персонал на очередное повышение квалификации: через 5 лет или через 2 года, или через 3 года и т.д. Если, конечно, нет подзаконного нормативного акта для конкретной сферы деятельности, где установлена периодичность ПК. Как, например, согласно п. 97 ФНП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» работники, осуществляющие непосредственное руководство и выполнение работ по бурению, освоению, ремонту и реконструкции скважин, ведению геофизических и прострелочно-взрывных работ на скважинах, раз в 2 года должны дополнительно проходить проверку знаний по курсу «Контроль скважины. Управление скважиной при ГНВП».

Нормативный документ, в котором было бы указано, что повышение квалификации работников рабочих профессий является обязательным, отсутствует.

Требования к уровню квалификации работника рабочей профессии установлены в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и профессиональных стандартах (ст. 195.1. ТК РФ).

В этом случае речь будет идти о повышении разряда работника рабочей профессии.

Порядок пользования тарифно-квалификационными характеристиками, присвоения и повышения разрядов, внесения изменений и дополнений указан в Общих положениях Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, помещенных в начале данного выпуска ЕТКС.

Порядок присвоения и повышения разрядов работникам изложен в п.п.1-24 Общих положений.

Извлечения из ЕТКС:

10. Вопрос о присвоении или повышении разряда, группы квалификации, класса, категории (далее именуется разрядом) рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с учетом мнения коллектива производственной бригады.

Право на повышение разряда имеют в первую очередь рабочие, качественно выполняющие работы и установленные нормы труда более высокого разряда не менее трех месяцев и добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям.

Рабочие, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения по соответствующим учебным программам, как правило, допускаются к квалификационным экзаменам без предварительной проверки теоретических знаний и сдачи пробы.

Обязательная периодичность для такой процедуры не регламентируется.

Таким образом, повышение разрядов работникам в лицензированном учебном центре не является обязательным. Вы это можете сделать своей комиссией. Но, если Вы направите работника в учебный центр, то ему, конечно, должны будут указать новый разряд в его квалификационном удостоверении.

Отличие курсов повышения квалификации от профессиональной переподготовки

По сути профессиональная переподготовка – это освоение новой трудовой области, получение новой специальности. В то время как курсы повышения квалификации предлагают расширить знания в области основного образования или трудовой деятельности, освоить новые формы работы, которые направлены на повышение эффективности.

Другим отличием является продолжительность образовательного процесса. В некоторых случаях продолжительность курсы повышения квалификации могут длиться пару дней, в других – несколько месяцев.

Еще одной особенностью курсов является то, что для некоторых профессий они являются обязательным условием для продолжения образовательной деятельности. Например, медицинские работники каждые пять лет повышают уровень своих знаний.

По результатам освоения знаний всем слушателям выдается документ о повышении квалификации. На сегодняшний день в России есть два типа документов подобного рода:

  • удостоверение о повышении квалификации;
  • свидетельство о повышении квалификации.

Сперва может показаться, что разницы между этими документами не существует, но на самом деле она весьма значительна. Так, свидетельство выдается при долгосрочных курсах, а удостоверение – при краткосрочных. В свою очередь эти два формата получения новых знаний отличаются глубиной подготовки и числом изучаемых тем.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

  • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

  • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

  • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

  • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

  • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

  • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

  • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

  • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

  • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

  • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

admin