Сроки окончания исполнительного производства

Исчерпывающий перечень случаев окончания исполнительного производства указан в части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Так исполнительное производство оканчивается судебным приставом – исполнителем в случаях:

  • фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
  • фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
  • возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 названного Федерального закона;
  • возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
  • ликвидации должника – организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 указанного Федерального закона (исполнительные документы о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам);
  • признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 указанного Федерального закона (исполнительные документы по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам, о применении последствий недействительности сделок);
  • направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
  • истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта.

Об окончании исполнительного производства судебный пристав – исполнитель выносит постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.

В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

Вместе с тем, если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом – исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Копии постановления об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

  • взыскателю и должнику;
  • в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
  • в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
  • в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Подлинник исполнительного документа в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом, а также в случае истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

Постановление судебного пристава – исполнителя может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения указанного постановления. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления.

Жалоба на постановление судебного пристава – исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав – исполнитель, и должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Старший помощник прокурора города Омска, младший советник юстиции Е.Ю. Лизунова.

Продление – увеличение сроков, установленных судебным приставом-исполнителем, по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве.

Отсрочка представляет собой перенесение срока исполнения, рассрочка рассматривается как предоставление должнику права производить исполнение по частям в установленные сроки (при этом определяется не только новый срок для окончательного исполнения решения, и соответствующие промежуточные сроки).

При отложении исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения откладываются на срок не более 10 дней (дата указывается в постановлении об отложении).

Исполнительное производство приостанавливается полностью или в части судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, определенные ст.ст. 39, 40 Закона. Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Прекращение исполнительного производства подразумевает невозможность его возобновления и использования исполнительного документа.

При исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе полностью или в части, либо при отзыве исполнительного документа судом, другим органом выдавшим исполнительных документ, при банкротстве или ликвидации должника-организации, а также иным основаниям, указанным в ст. 47 Закона исполнительное производство подлежит окончанию. Ограничения и запреты отменяются судебным приставом-исполнителем постановлением об окончании исполнительного производства за исключением случаев, когда судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Постановление об окончании исполнительного производства может быть отменено в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Какие изменения нам несет новый Закон Украины «Об исполнительном производстве» (далее – Закон)?

Изменения в основном связаны с введением института частных исполнителей, но есть и другие.

Настоящим Законом (статьей 2) определены принципы исполнительного производства. Согласно им и во их исполнение должны будут действовать государственные и частные исполнители. Этими принципами являются:

1) верховенство права;

2) обязательность исполнения решений;

3) законность;

4) диспозитивность;

5) справедливость, беспристрастность и объективность;

6) гласность и открытость исполнительного производства;

7) разумность сроков исполнительного производства;

8) соразмерность мер принудительного исполнения решений и объема требований по решениям;

9) обеспечение права на обжалование решений, действий или бездействия государственных исполнителей, частных исполнителей.

Также законом предусмотрен новый вид исполнительного документа – постановление частного исполнителя о взыскании основного вознаграждения. Возникновение этой новации обусловлено объективными причинами – изменениями реалий исполнительного производства и введением института частных исполнителей.

Статьей 7 Закона предусмотрена возможность взыскателя самостоятельно направлять исполнительный документ о взыскании периодических платежей непосредственно к лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и прочие доходы.

Автоматизированной системе исполнительных производств и Единому реестру должников посвящены статьи 8 и 9 Закона. Эти статьи определяют информационное наполнение и условия функционирования этой системы и реестра. Частью 3 статьи 9 Закона возложена обязанность на нотариусов и лиц, осуществляющих государственную регистрацию имущества и обременений, уведомлять органы исполнительной службы об имуществе, относительно которого обратилось к ним лицо, на момент обращения находившееся в Едином реестре должников, и отказать в совершении регистрационных действий, даже если в реестре отсутствует информация о наложении ареста на имущество и средства должника. Частью 4 статьи 9 Закона предусмотрено условие о признании сделки недействительной, если она заключена во время пребывания лица – стороны сделки в Едином реестре должников и если эта сделка привела к невозможности удовлетворить требования взыскателя за счет имущества, которое было предметом этой сделки.

Предусмотрено, что лицо вносят в Единый реестр должников одновременно с открытием исполнительного производства. Исключение лица из этого реестра проводится одновременно с вынесением постановления об окончании исполнительного производства, возврате исполнительного документа взыскателю на основании пунктов 1, 3, 11 части первой статьи 37 настоящего Закона или возврате исполнительного документа в суд на основании статьи 38 настоящего Закона или в день установления исполнителем факта отсутствия задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей. То есть исключить лицо из Единого реестра должников возможно и до вынесения постановления, предусматривающего прекращение исполнительного производства. Данное обстоятельство позволит исполнителю быстро реагировать на изменения в исполнительном производстве и позволит защитить интересы «добросовестных должников».

Статьей 12 Закона изменены по сравнению с действующим на сегодня Законом Украины «Об исполнительном производстве» сроки предъявления к исполнению исполнительных документов – исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение трех лет (ныне установлен срок – один год), кроме удостоверений комиссий по трудовым спорам и исполнительных документов, по которым взыскателем является государство или государственный орган, которые могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение трех месяцев.

В новом Законе не будет такого основания прерывания срока предъявления исполнительного документа к исполнению, как частичное исполнение решения должником.

Отдельной статьей (статья 13) устанавливаются сроки принятия решений исполнителями по отдельным исполнительным действиям.

Интересные изменения произошли в статье 15 Закона, определяющей стороны исполнительного производства. В отличие от действующего Закона «Об исполнительном производстве» среди должников также отмечается государство.

В части 1 статьи 18 Закона указаны основные требования к исполнению исполнителем своих обязанностей, и к этим требованиям в сравнении с действующим законом добавлена эффективность. Поскольку именно эффективности и не хватает исполнительному производству сейчас.

В перечень обязанностей исполнителя, уже определенных согласно действующему законодательству, добавлены следующие обязанности:

– осуществлять регистрацию обременений имущества в процессе и в связи с исполнительным производством;

– принимать решения об отсрочке и рассрочке исполнения решения (кроме судебных решений) при наличии письменного заявления взыскателя;

– получать от банковских и других финансовых учреждений информацию о наличии счетов и/или состоянии счетов должника, движении средств и операциях по счетам должника, а также информацию о договорах должника о хранении ценностей или предоставлении должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком.

Кроме обязанностей исполнителей увеличен также перечень обязанностей должника. К уже существующим добавлены следующие:

– допускать в установленном законом порядке исполнителя к жилью и другим владениям, помещениям и хранилищам, принадлежащим ему или которыми он пользуется, для осуществления исполнительных действий;

– по решениям имущественного характера представить исполнителю в течение пяти рабочих дней со дня открытия исполнительного производства декларацию о доходах и имуществе должника, в том числе об имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами, о счетах в банках или других финансовых учреждениях, об имуществе, находящемся в залоге (ипотеке) или у других лиц, или о средствах и имуществе, принадлежащих ему от других лиц, по форме, установленной Министерством юстиции Украины;

– сообщить исполнителю об изменении сведений, указанных в декларации о доходах и имуществе должника, не позднее следующего рабочего дня со дня возникновения соответствующего обстоятельства;

– предоставлять объяснения по фактам неисполнения решений или законных требований исполнителя или иного нарушения требований законодательства об исполнительном производстве.

В статье, регламентирующей участие в исполнительном производстве понятых (статья 22), отсутствуют в сравнении с действующим законодательством положения о праве понятых на компенсацию расходов понятых, понесенных ими в связи с участием в исполнительных действиях.

Важным моментом нового исполнительного производства является обязанность взыскателя перед подачей заявления об открытии исполнительного производства уплатить авансовый взнос в размере 2 % суммы, подлежащей взысканию.

Сумма этого авансового взноса ограничена 10 минимальными размерами заработной платы, а по решению неимущественного характера – в размере одного минимального размера заработной платы с должника – физического лица и в размере двух минимальных размеров заработной платы с должника – юридического лица.

От уплаты авансового взноса освобождаются взыскатели по решениям о:

– взыскании заработной платы, восстановлении на работе и по другим требованиям, следующим из трудовых правоотношений;

– вычислении, назначении, перерасчете, осуществлении, предоставлении, получении пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;

– возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью физического лица;

– взыскании алиментов;

– возмещении имущественного и/или морального вреда, причиненного вследствие совершения уголовного правонарушения.

От уплаты авансового взноса также освобождаются государственные органы, инвалиды войны, инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов I и II групп, граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в случае их обращения в органы государственной исполнительной службы.

Интересно, что этот авансовый взнос возвращается взыскателю только в случае реального взыскания с должника, также взыскателю возвращается неиспользованная исполнителем сумма этого аванса. По требованию взыскателя исполнитель предоставляет ему отчет об использованных средствах авансового взноса. То есть в этом случае мы имеем некий аналог сбора или пошлины взыскателя, который изъявил желание начать принудительное исполнение решения.

Насколько это эффективно, покажет только практика.

Новый Закон предусматривает наложение на должника обязательства по уплате исполнительного сбора сразу с открытием исполнительного производства. Размер исполнительного сбора не изменился – 10 % от суммы, фактически взысканной.

Исполнительный сбор согласно статье 27 Закона не взимается по:

1) исполнительным документам о конфискации имущества, взыскании периодических платежей, наложении ареста на имущество для обеспечения исковых требований, по исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению;

2) в случае исполнения решений Европейского суда по правам человека;

3) если исполнение решения осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения выполнения решений суда в порядке, установленном Законом Украины «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений»;

4) по исполнительным документам о взыскании исполнительного сбора, взыскании расходов исполнительного производства, штрафов, наложенных исполнителем в соответствии с требованиями настоящего Закона;

5) в случае исполнения решения частным исполнителем.

Также исполнительный сбор не взимается в случае окончания исполнительного производства на основании пункта 9 части первой статьи 39 настоящего Закона, если решение было исполнено до вынесения постановления об открытии исполнительного производства.

Итак, новое исполнительное производство будет стоить денег уже и взыскателю, который обязан уплатить авансовый взнос для подачи заявления об открытии исполнительного производства. Это весьма сомнительна новация, поскольку лицо, обращаясь к такому инструменту, как исполнительное производство, уже понесло какие-то материальные затраты, и целью исполнительного производства является именно возвращение этих потерь, а тут оно еще и обязано уплатить авансовый взнос, который неизвестно, будет ли возвращен.

Также должник лишен права на семидневный срок на добровольное исполнение решения по исполнительному документу без уплаты исполнительного сбора. С этим трудно не согласиться, поскольку сама суть исполнительного производства заключается в принудительном исполнении решений, то есть лицо по определенным причинам добровольно это решение не исполняет, и предоставление ему семидневного срока для добровольного исполнения является не совсем логичным.

В новом Законе у исполнителя отсутствует обязанность уведомления руководителя ГИС о намерениях осуществить исполнительные действия в праздничные и нерабочие дни, а также в ночное время.

О приостановлении исполнительного производства по новому Закону оставлено 9 оснований, с наступлением которых исполнитель обязан исполнительное производство остановить. Не осталось положений, дающих право исполнителю остановить исполнительное производство (в отличие от действующего Закона «Об исполнительном производстве»).

В новом Законе отсутствует обязанность исполнителя провести все необходимые действия по исполнительному производству в течение шести месяцев со дня открытия исполнительного производства.

Возможно, это связано с введением института частных исполнителей и с возможным уменьшением в связи с этим нагрузки на государственных исполнителей.

Остановимся на основаниях окончания исполнительного производства. К уже существующим добавлены следующие:

– принятие Национальным банком Украины решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка-должника;

– окончание срока, предусмотренного законом для соответствующего вида взыскания, кроме случая, если существует задолженность по взысканию соответствующих платежей. Это условие является важным, поскольку есть отдельные практические случаи, когда исполнители закрывали исполнительные производства о взыскании алиментов в связи с достижением ребенком 18-летнего возраста при имеющейся задолженности по ним;

– направление исполнительного документа в суд, который его выдал, в случае, предусмотренном частью третьей статьи 63 настоящего Закона;

– если взысканные с должника в полном объеме средства не затребованы взыскателем течение года и в связи с этим направлены в Государственный бюджет Украины;

– если средств, поступивших от реализации заложенного имущества (по исполнительному документу об обращении взыскания на заложенное имущество), недостаточно для удовлетворения требований взыскателя – залогодержателя, а также если имущество, являющееся предметом ипотеки, передано ипотекодержателю или приобретено им в соответствии с требованиями Закона Украины «Об ипотеке» по исполнительному документу об обращении взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки.

Несколько изменен порядок обращения взыскания на имущество должника, а именно:

Будет увеличен до 20 минимальных заработных плат размер взыскания по исполнительному документу, по которому обращено взыскание на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено такое жилье.

Также согласно части 8 статьи 48 нового Закона регламентирована периодичность проверки исполнителем имущественного положения должника.

Статья 56 регламентирует арест и опись имущества должника. Согласно этой статье арест и опись проводятся на основании соответствующего постановления, в статье определены все обязательные реквизиты и информация, которая должна быть в таком постановлении. По сравнению с действующим законом в новом Законе отсутствует такой документ, как Акт описи и ареста имущества должника. Такой Акт составляется только в случае передачи описанного имущества должника на хранение хранителю.

В положениях об определении стоимости имущества должника и его оценке сторонам исполнительного производства сначала дается 10-дневной срок на определение стоимости имущества.

Если такое согласие не достигнуто, государственный исполнитель определяет стоимость имущества по рыночным ценам. Для проведения оценки по регулированным ценам, оценки недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов исполнитель привлекает субъекта оценочной деятельности – субъекта хозяйствования.

Определен срок уведомления сторон о стоимости или получении отчета об оценке – не позднее следующего рабочего дня после дня определения стоимости или получения отчета об оценке.

Кроме того, исключено положение о рецензировании оценки имущества, что позволит сторонам сразу обращаться в суд с обжалованием оценки имущества.

В статье 61 Закона, регулирующей реализацию имущества, на которое обращено взыскание, по сравнению с действующим законодательством, отсутствуют «плавающие» границы уценки. Установлены четкие нормы уценки стоимости имущества. По действующему ныне законодательству все имущество может быть уценено до 50 % от первоначальной суммы оценки, а сейчас до таких пределов можно уценить только движимое имущество.

Очень важна статья, регулирующая исполнение решения о выселении должника. В этой статье не определен способ уведомления должника о выселении. Но, исходя из содержания статьи 28 нового Закона, такое уведомление должника отправляется простой почтовой корреспонденцией, не предусматривающей получения доказательств о получении адресатом письма. «Нечистые на руку» исполнители и взыскатели смогут использовать это положение в свою пользу, и это ставит под угрозу интересы должников. В этой статье факт уведомления исполнителем должника не ставится в зависимость от факта получения должником уведомления, достаточно лишь факта отправки такого уведомления. Это положение должно быть изменено, поскольку дает повод для злоупотреблений и нарушений прав.

Положения об отчислении из заработных плат, пенсий, стипендий не изменены.

Усилена ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

ВЫВОД:

Таким образом, сейчас нельзя сделать однозначный вывод о том, какой характер будут иметь изменения в исполнительном производстве, положительно они повлияют на продуктивность деятельности исполнителей или отрицательно. Ответ на этот вопрос даст только практика применения этого законодательства. Однозначно можно сделать вывод лишь о том, что новые законы направлены на ускорение исполнительных действий, что возымеет положительное влияние, некоторое уменьшение бюрократии во время принятия решений, исполнительное производство «подорожает» для обеих сторон исполнительного производства, что выражается во внедрении авансовых взносов, усилении ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, но не решена главная проблема – надлежащая оплата труда государственных исполнителей. Однако будем надеяться, что этот вопрос будет решен в ближайшее время.

admin