Срок рассмотрения обращений граждан

«Ответственность за нарушение требований федерального законодательства «О порядке рассмотрения обращений граждан»

Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 5. 59 КоАП Российской Федерации, являются общественные отношения, связанные с рассмотрение обращений и заявлений граждан. Непосредственный объект данного нарушения — установленный законом порядок рассмотрения обращений и заявлений граждан, гарантируемый в статье 33 Конституции Российской Федерации.

Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб) граждан установлен и регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно ст. 2 указанного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Правовые основы указанного порядка рассмотрения обращений граждан заключаются в следующем:

— гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

— письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу;

— обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

— обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

— запрашивает (в том числе в электронной форме) необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия);

— принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

— дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

— уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Лица, виновные в нарушении требований закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством (ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Административная ответственность за такие правонарушения как раз и установлена комментируемой статьей КоАП РФ.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях (бездействии) лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки рассмотрения обращений граждан (например, поступившие обращения граждан не регистрируются в установленном порядке; не проводится необходимая проверка сведений, изложенных в обращении; проверка проводится формально и поверхностно, что не позволяет установить фактические обстоятельства дела; обращение перенаправляется в орган или должностному лицу, не имеющему необходимых полномочий для решения вопросов, поставленных в обращении и т.п.).

Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков рассмотрения обращений и направлении ответа заявителю. Направление ответа после истечения установленного срока не является основанием для освобождения виновного должностного лица от административной ответственности.

Данное правонарушение считается оконченным с момента совершения упомянутых выше действий (или истечения установленного срока для осуществления необходимых полномочий и обязанностей — при бездействии).

Субъект данного административного правонарушения — специальный. В Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ подразумеваются руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, в которые адресуются обращения граждан, а также указаны должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в этих органах (ст. 4) и на которых возложены обязанности по рассмотрению обращений граждан. Именно совершаемые ими противоправные действия (бездействие) при рассмотрении обращений граждан попадают под данную статью КоАП РФ.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины (если, например, должностное лицо по забывчивости не направило заявителю в установленный законом срок письменный ответ).

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП Российской Федерации, может быть возбуждено только прокурором, который в соответствии со ст. 28.4 КоАП Российской Федерации выносит по этому поводу мотивированное постановление. Рассматривается данная категория дел судами.

Срок привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП Российской Федерации составляет три месяца.

Санкция статьи 5.59 КоАП Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Всего найдено: 21

Вопрос № 300915

Здравствуйте! Спрошу еще раз. На прошлое сообщение ответа не получила. Возможно ли при глаголе «допускается» употребление субъекта действия? Пример: Какое из перечисленных действий допускается совершать водителю погрузчика при движении с грузом?

Ответ справочной службы русского языка

Указанный пример употребления корректен.

Вопрос № 293253

Вот кого не (ни) спрошу…»

Ответ справочной службы русского языка

Если это начало предложения, верно: Вот кого ни спрошу…

Вопрос № 292550

Может ли ставиться запятая для обозначения эмоциональной паузы? Например, персонаж чувствует себя неловко, волнуется и спрашивает: «Тогда(,) можно я спрошу у вас кое-что?»

Ответ справочной службы русского языка

Пауза не является достаточной причиной для постановки запятой. В этом случае можно поставить многоточие: Тогда… можно я спрошу у вас кое-что?

Вопрос № 288101

Не нашел ответ на Вашем сайте, поэтому спрошу. Как правильно: пишу дипломную работу на кафедре … или по кафедре …?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: на кафедре.

Вопрос № 287962

Здравствуйте, уважаемая Грамота! Спрошу в третий раз, вдруг повезет и я наконец докопаюсь до истины). Как правильно, союз женщины-Скорпиона и мужчины-Льва или Союз женщины-Скорпион и мужчины-Лев? Оппонент уверяет, что второй вариант правильный и ссылается на правило, идентичное этому случаю: из города Заволжье или из Заволжья. Заранее благодарна и очень надеюсь на ваш ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: союз женщины-Скорпиона и мужчины-Льва. Аналогия с географическими наименованиями некорректна.

Вопрос № 285575

Уважаемая «Грамота», добрый день! Я уже обращался с этим вопросом, но ответа, к сожалению, пока не поступило, поэтому спрошу еще раз: скажите, пожалуйста, как следует писать следующее слово (словосочетание?): дикторо (не)зависимый/ дикторо(не)зависимый/ дикторо-(не)зависимый. Прошу также объяснить правило написания подобных случаев (ибо в словаре РАН зафиксирована, например, норма «контекстно независимый», но при этом «инсулинозависимый» и «ресурсозависимый»). Заранее спасибо! Очень нужна ваша помощь!

Ответ справочной службы русского языка

В орфографических словарях такое слово не зафиксировано. Соответствует языковым тенденциям написание дикторонезависимый. Ср. со словами, в которых первая часть не содержит суффикса: кодонезависимый, энергонезависимый.

Вопрос № 275581

Спрошу в третий раз. Можно ли употреблять слово «именинник» в значении день рождения? Н-р: он сегодня именинник (т.е. у него сегодня день рождения)

Ответ справочной службы русского языка

Называть «новорожденного» именинником — ошибочно.

Вопрос № 275004

Пожалуйста, не примите за занудство, но ответ на мой вопрос меня не совсем удовлетворил.
Хотелось бы получить развёрнутый ответ. Ниже приведу вопрос-ответ, а далее спрошу дополнительно:
Вопрос № 274998
Скажите пожалуйста, как пишется «пограничье» в пред одном падеже. Тот же вопрос о слове «взморье». И в чем разница? Заранее спасибо за ответ
AndreaDicarassio
Ответ справочной службы русского языка
В предложном — пограничье: И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет.
Продолжение вопроса:
Честно говоря, ссылка на песню «Катюша», как на доказательство меня не впечатлил, т.к. с этой песни, а точнее с её современного исполнения («на дальнем пограничьЕ» начались мои сомнения.
При прослушивании классического варианта её исполнения явно слышно (извините за тавтологию) — «пограничьИ».
Возможно, тут не так всё просто?

Ответ справочной службы русского языка

Все просто: на взморье, на пограничье. В предложном падеже на -И оканчиваются только те существительные мужского и среднего рода с неодносложной основой, которые в им. п. оканчиваются на -ИЕ, ИЙ: о сидении, о гении (но: на сиденье). Исключение: в забытьи (с ударным И).

Вопрос № 271496

Спрошу во второй раз. Скажите, можно ли сказать _следующим октябрём_?

Ответ справочной службы русского языка

Выбор формы зависит от контекста. Употреблять такую форму в значении «в следующем октябре» неверно.

Вопрос № 270164

Здрасьте!
Моя фамилия Затилла, а имя Нурдаулет. До 7 класса мою фамилию склоняли как, например, Нурдаулету Затилле, Нурдаулета Затиллы. А потом в 7 классе учительница русского языка сказала, что моя фамилия не склоняется. С тех пор пишется Затилла Нурдаулету, Затиллы Нурдаулета. Несколько дней назад я сообщил «ВКонтакте», что моя фамилия не склоняется. И они попросили меня отправить им ссылку, чтобы доказать того, что моя фамилия не склоняется. Так спрошу у вас. СКЛОНЯЕТСЯ ЛИ МОЯ ФАМИЛИЯ ИЛИ НЕТ??
Жду ответа.

Ответ справочной службы русского языка

Все фамилии, кончающиеся на неударное а после согласных, склоняются по первому склонению: Рибера — Риберы, Рибере, Риберу, Риберой, Сенека — Сенеки и т.д.; так же склоняются Кафка, Спиноза, Сметана, Петрарка, Куросава, Глинка, Дейнека, Гулыга, Олеша, Нагнибеда, Окуджава и др. Все такие фамилии, независимо от происхождения, являются морфологически членимыми в русском языке, т. е. в них выделяется окончание -а. Подробнее см. в «Письмовнике» (пункт 13.1.11).

Также склоняются фамилии с ударным а после согласной, если они не являются фамилиями французского происхождения.

Таким образом, и Ваша фамилия Затилла склоняется.

Вопрос № 261868

Спрошу в третий раз.
Пожалуйста, поясните, как правильно:
«не обращай вниманиЯ» или «не обращай вниманиЕ»? Поясните, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Употребительно: не обращай внимания.

Вопрос № 253880

Здравствуйте!
Это уже третий раз я задаю один и тот же вопрос. Скорее всего, вы не можете ответить на этот вопрос, так как я не нашла ответа на него ни в одном справочнике. Но все же спрошу еще раз:
Как писать в данном случае: _восьмидесятишестилетний писатель_ или _восьмидесяти шести летний писатель_? А может, так — восьмидесяти шестилетний писатель_?
Пожалуйста, ответьте.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание: восьмидесятишестилетний писатель.

Вопрос № 252965

Уважаемая справка, пять раз отсылала вопрос про «ничего не понятно» . Ответа нет. может на этот раз повезет.
Он мне говорит:» Позвоню». НУ позвонишь (, — : ???) тогда и рещать буду!
и еще:
Ну давай, я им позвоню (???)что и как, габеру тебя тогда.пропущенно слово спрошу иди узнаю.
Подскажите по знакам пунктуации, пожалуйста

Ответ справочной службы русского языка

Допустимо: Позвонишь — тогда и решать буду. Позвоню, что и как…

Вопрос № 241423

Всё же ещё раз спрошу по поводу местоимения «Вы», «Вам», «Вас».
Прочитал ваш обзор по данному поводу:
http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_88 .
И всё же не ясно, можно ли писать с большой буквы местоимение «Вы» в новостях софтверной компании и в документации к программным продуктам, если обращение идёт к неопределённому пользователю программных продуктов компании, которого компания весьма сильно уважает.
Т.е. можно ли считать, что обращение идёт к одному человеку, тому, кто в данный момент читает документ?
Т.е. в данном случае лицо, к которому идёт обращение, определяется в момент чтения этим лицом документа, а в не момент написания документа его автором, а т.к. это лицо в момент чтения одно, и обращение идёт именно к нему, то, может быть, в данном случае возможно применение местоимения «Вы» и других с большой буквы?
Логичны ли такие рассуждения?

Ответ справочной службы русского языка

Можно писать с большой буквы, если автор текста мыслит, что он в каждом экземпляре документа обращается к одному, пускай неконкретному, лицу.

Вопрос № 230186

Добрый день. Вы, видимо, принципиально не отвечаете на определенные вопросы, и все же — спрошу еще раз: чем принципиально отличаются фразеологизмы от крылатых выражений, пословиц, поговорок и идиом?

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 197385 . Фразеологизмы в широком смысле включают в себя крылатые слова, пословицы и поговорки. Страницы: 2 последняя

Личный прием граждан в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта проводится Руководителем, заместителями руководителя, начальниками структурных подразделений.

Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах.

При личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц.

Гражданин направляет письменное обращение с поставленными вопросами, решение которых входит в компетенцию в Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. При этом указывает либо наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или должностному лицу.

Обращение, поступившее в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта в соответствии с компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере транспорта направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, если текст письменного обращения не поддается прочтению.

Если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, запрещается. При этом если рассмотрение жалобы без направления ее в такой орган, невозможно, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

В случае необходимости Федеральная служба по надзору в сфере транспорта может обеспечить рассмотрение обращения с выездом на место.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при рассмотрении обращения:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Кроме того, на поступившее обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос поставленный в обращении.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

При рассмотрении обращения Федеральной службой по надзору в сфере транспорта гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Порядок рассмотрения жалоб при предоставлении государственных услуг

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ должностного лица, предоставляющего государственную услугу в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, а также по почте, через многофункциональный центр (если такая возможность предусмотрена административным регламентом), с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, единого портала государственных и муниципальных услуг.

Жалоба должна содержать:

1) наименование органа и(или) должностного лица, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии);

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, должностного, предоставляющего государственную услугу. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Поступившая жалоба рассматривается должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) жалоба подлежит удовлетворению, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

2) отказывается в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации.

Информация о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

Форма предоставления информации определяется запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

Общедоступная информация о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставляется неограниченному кругу лиц посредством ее размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в сети «Интернет» в форме открытых данных.

Информация о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема. Указанная информация может быть предоставлена также по телефонам справочных служб или передана по сетям связи общего пользования.

Пользователь информацией имеет право:

  • получать достоверную информацию о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
  • отказаться от получения информации о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
  • не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, доступ к которой не ограничен;
  • обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, нарушающие право на доступ к информации и установленный порядок его реализации;
  • требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Плата за предоставление информации о Федеральной службы по надзору в сфере транспорта взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает 20 страниц формата A4, или 10 страниц формата A3, или 5 страниц формата A2, или 1 страницу формата, превышающего формат A2 (при предоставлении информации на бумажном носителе), или 1 мегабайт (при предоставлении информации в электронном виде), исходя из расходов на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходов, связанных с их пересылкой по почте.

Плата установлена Правительством Российской Федерации:

10 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации — в случае, если запрашиваемая информация хранится на бумажном носителе в формате A4, или за каждый дополнительный мегабайт при предоставлении информации в электронном виде;

20 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации — в случае, если запрашиваемая информация хранится на бумажном носителе в формате A3;

100 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации — в случае, если запрашиваемая информация хранится на бумажном носителе в форматах от A2 до A0;

1000 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации — в случае, если запрашиваемая информация хранится на бумажном носителе в формате, превышающем формат A0.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, предоставившая информацию, содержащую неточные сведения, безвозмездно по письменному заявлению пользователя информацией, которое должно быть мотивировано, устраняет имеющиеся неточности.

Справочный телефон +7 (499) 231-50-09 адрес электронной почты head@rostransnadzor.ru

Хохрина Г.А.

Ответственность за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем предусмотрены права граждан на рассмотрение обращений, гарантии их безопасности при этом, обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по порядку рассмотрения обращений граждан.

В статье 15 закона говорится о том, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Настоящая статья носит отсылочный характер. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность непосредственно за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, в связи с чем представляется возможным привлечение отдельных должностных лиц за неисполнение требований данного закона лишь к дисциплинарной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Аналогично дисциплинарная ответственность может быть возложена на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им по его вине возложенных на него служебных обязанностей, но перечень применяемых к нему дисциплинарных взысканий несколько уже. Это замечание, выговор и увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ст. 27).

Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов не регламентируются действующим законодательством и определяются уставами муниципальных образований (ст. 71 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 в редакции от 08.11.2007 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Лишь в ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена возможность отзыва избирателями указанных лиц за их конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Ответственность должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся государственными служащими, действующим федеральным законодательством не регламентирована и может быть предусмотрена лишь законами субъектов РФ (ст. 29.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).

Существуют особенности привлечения к ответственности отдельных категорий должностных лиц, занимающих определенные должности.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2007) за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры.

Схожие меры дисциплинарной ответственности могут быть применены и к должностным лицам правоохранительных органов.

При всей значимости дисциплинарной ответственности представляется, что более действенными применительно к данному закону являются меры административного воздействия на нарушителей его

норм. Даже сама возможность судебного рассмотрения оказывает профилактическое и эмоциональное воздействие на потенциального правонарушителя и побуждает его к неукоснительному исполнению норм закона. Меры административного воздействия предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Однако в КоАП РФ имеется лишь одна статья, нормы которой можно применить в отношении нарушителей Федерального закона № 59-ФЗ. Это статья 19.7, согласно которой граждане, должностные лица и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

К ответственности по указанной статье могут быть привлечены государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, не выполнившие требования ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о предоставлении по направленному запросу органа, рассматривающего обращение, в течение 15 дней документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения.

В ст. 28.3 КоАП РФ перечислены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ, рассматривают такие дела мировые судьи.

Какая-либо административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан в Кодексе отсутствует.

По мнению ряда ученых, действия лиц, нарушивших порядок рассмотрения обращений граждан, можно квалифицировать по ст. 5.39 КоАП РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации», так как при любом обращении гражданина речь идет о его желании получить информацию о тех или иных фактах, событиях, которая, по мнению гражданина, касается его прав и свобод.

Вместе с тем, на наш взгляд, такая позиция является ошибочной.

Диспозиция ст. 5.39 КоАП РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации.

Права гражданина, за нарушение которых предусмотрена ответственность в данной статье Кодекса, гарантированы ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: «органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы», и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, закрепившей право граждан на свободное получение информации любым законным способом.

Под предоставлением гражданину документов, материалов подразумевается пользование гражданином информационными ресурсами, порядок которого определен был ранее Федеральным законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в настоящее время — Федеральным законом от 27 ию-ля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статьей 1 определена сфера действия данного закона — он регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Право же граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления предусмотрено ст. 33 Конституции РФ.

Порядок реализации гражданином данного права урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», сфера действия которого четко и однозначно определена в статье 1 Закона.

Таким образом, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, являются права гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также на поиск и получение информации, а объектом нарушения порядка рассмотрения обращений граждан является право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Разные у них и объективные стороны. Для объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, необходимо как минимум заявление гражданина о предоставлении собранных документов, затрагивающих его права и свободы, либо предусмотренной законом информации.

Вместе с тем Федеральным законом № 59-ФЗ регулируется порядок рассмотрения иных видов обращений граждан. Это — предложение, т.е. рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов

местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, заявление-просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, а также жалоба-просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим, содержание требований граждан в их заявлениях по ст. 5.39 КоАП РФ не совпадает с содержанием обращений, порядок рассмотрения которых регулируется законом № 59-ФЗ.

Кроме того, противоправными по смыслу ст. 5.39 КоАП РФ будут действия, выраженные в отказе гражданину предоставить документы либо информацию, а также предоставление гражданину неполной либо заведомо недостоверной информации.

Противоправными же действиями по смыслу ст. 15 закона № 159-ФЗ являются различного рода нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, регламентированного этим законом, то есть нарушение порядка приема обращений к рассмотрению, ненадлежащая организация личного приема граждан, ненаправление письменного ответа на обращение или нарушение сроков его рассмотрения, преследование гражданина в связи с его обращениями, разглашение собранных о нем сведений, отсутствие контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан и т.п.

В связи с изложенным за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не может наступить административная ответственность по ст. 5.39 КоАП РФ. А с учетом того, что нарушения порядка рассмотрения обращений граждан носят распространенный характер, на федеральном уровне необходимо внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность непосредственно за нарушение прав граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам.

Отсутствие в настоящее время в Кодексе РФ об административных правонарушениях статьи об ответственности за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан компенсируется в какой-то мере законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, большинство из которых содержит соответствующие нормы. Вместе с тем в данном случае необходима единообразная практика привлечения к административной ответственности виновных лиц на всей территории Российской Федерации, вне зависимости от уровня государственного органа и должностного лица.

В Ы П И С К А

2 мая 2006 года

N 59-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В Ы П ИС КА

ИНСТРУКЦИЯ

по делопроизводству в Государственном учреждении – Омском

региональном отделении Фонда социального страхования

Российской Федерации

6.5. Сроки исполнения документов

6.5.4. О продлении срока рассмотрения сообщается автору обращения (направляется письмо как физическому, так и юридическому лицу).

6.5.5. Приостанавливать исполнение поступивших документов, а также отменять их имеют право только вышестоящие организации – авторы документов.

6.5.6. Пересылка поступивших в отделение Фонда документов, а также личных обращений граждан на рассмотрение в другие учреждения или организации осуществляется в срок не более 5 дней.

6.5.7. Документы подлежат исполнению в следующие сроки:

с конечной датой исполнения – в указанный срок;

без указания конкретной даты исполнения, имеющие в тексте пометку «срочно» — в 3-дневный срок;

срок рассмотрения документов, поступивших из вышестоящих организаций и надзорных органов – 3 дня.

имеющие отметку «оперативно» — в 10-дневный срок, остальные – в срок не более месяца;

по депутатскому запросу – не позднее чем через 15 дней со дня получения;

по обращениям граждан, требующим дополнительного изучения и проверки – до одного месяца со дня их регистрации, по остальным обращениям – не более 15 дней.

6.5.8. При рассмотрении обращений и жалоб граждан/организаций исполнять документ в следующие сроки:

— Если принятие решений в поданной заявителем жалобе не относится к компетенции отделения Фонда, то в течение 3 рабочих дней со дня регистрации она направляется в уполномоченный на её рассмотрение орган, предоставляющий государственные услуги, привлекаемую организацию. О перенаправлении жалобы письменно сообщается заявителю.

Поступившая в отделение Фонда жалоба подлежит регистрации не позднее следующего за днем её поступления рабочего дня. Срок рассмотрения жалобы – 15 рабочих дней со дня её регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, уполномоченным на её рассмотрение.

— В случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя, либо исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок, или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений, жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня её регистрации.

— Поступившие обращения граждан/организаций, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию отделения Фонда, направляются в течение 7 календарных дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращениях вопросов, с уведомлением гражданина/организации, направившего обращение, о переадресации его обращения.

— Обращения граждан/организаций, поступившие в отделение Фонда рассматриваются в течение 30 календарных дней со дня регистрации.

— Обращения, содержащие информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматриваются в течение 20 календарных дней со дня регистрации обращения.

— Срок рассмотрения обращения может продлеваться в исключительных случаях не более чем на 30 календарных дней, с уведомлением гражданина/организации о продлении срока рассмотрения обращения.

admin