Срок рассмотрения административного правонарушения

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. Дело об административном правонарушении в отношении физического лица, к которому применено административное задержание и которое содержится в месте, определенном органом, ведущим административный процесс, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

3. Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено:

1) при назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы;

2) при утрате физическим лицом дееспособности – до назначения недееспособному лицу представителя;

3) если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине заболевания либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, – до устранения соответствующих причин.

4. Рассмотрение дела об административном правонарушении возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

5. О приостановлении (возобновлении) рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, выносится мотивированное постановление.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях
В соответствии со ст. 29.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административном правонарушении рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В двухмесячный срок рассматриваются дела об административных правонарушениях со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Дела об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
Дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение, рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
Дела об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, рассматриваются не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Помощник городского прокурора
юрист третьего класса Д.А. Матвеев

СРОКИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКА ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ К РАССМОТРЕНИЮ:

Сроки подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению — 10 суток:

  • со дня начала административного процесса (составления протокола об административном правонарушении; составления протокола о процессуальном действии; вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса или вынесения постановления о наложении административного взыскания, когда в соответствии с частями 2 — 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется) (Статья 10.1 ПИКоАП).
  • 2 месяца:
  • со дня начала административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения.

Сроки рассмотрения ходатайств:

  • непосредственно после его заявления
  • когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении (Статья 10.7 ПИКоАП).

Сроки направления дела об административном правонарушении:

  • немедленно –
  • по делам, рассматриваемым в течение суток (Статья 10.30 ПИКоАП).
  • в течение 5 суток: — с момента окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению — по делам, рассматриваемым в иные сроки (Статья 10.30 ПИКоАП).

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ

ПРАВОНАРУШЕНИИ:

15 дней:

  • со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (Статья 11.2 ПИКоАП),

не позднее 48 часов:

  • с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена (Статья 11.2 ПИКоАП)

Сроки возврата дела об административном правонарушении

5 дней:

  • в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов (Статья 11.3 ПИКоАП),

Сроки составления мотивировочной части постановления возврата дела

3 дня: — со дня поступления заявления, жалобы (протеста) в виде отдельного документа, содержащего указание на соответствующее постановление по делу об административном правонарушении (Статья 11.9 ПИКоАП).

Сроки объявления постановления по делу об административном правонарушении и вручение копии постановления

  • немедленно: — по окончании рассмотрения дела (Статья 11.11 ПИКоАП).
  • 5 дней: — в случае отсутствия лица, в отношении которого вынесено постановление, при рассмотрении дела об административном правонарушении (Статья 11.11 ПИКоАП).

Вступление в законную силу постановления о наложении административного взыскания:

  • по истечении срока на обжалование и опротестование (если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП) (Статья 11.12 ПИКоАП).

Немедленно: — при наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации (Статья 11.12 ПИКоАП).

ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТВОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, НЕ ВСТУПИВШЕГО В ЗАКОННУЮ СИЛУ:

Срок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении:

  • 10 суток: — со дня объявления постановления либо со дня получения копии постановления лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, либо со дня получения копии мотивировочной части постановления (Статья 12.4 ПИКоАП).
  • 5 суток: — в случае подачи жалобы (протеста) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации (Статья 12.4 ПИКоАП).

Срок рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении:

  • 1 месяц: — со дня ее поступления (Статья 12.7 ПИКоАП).
  • 3 дня: — в случае обжалования (опротестования) постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации (Статья 12.7 ПИКоАП).

Вступление в законную силу постановления по жалобе (протесту):

  • немедленно: — после его вынесения (Статья 12.10 ПИКоАП).

ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ВСТУПИВШЕГО В ЗАКОННУЮ СИЛУ:

Срок подачи жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении:

  • 6 месяцев: со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (Статья 12.11 ПИКоАП).

Срок рассмотрения жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном:

  • 1 месяц: — со дня поступления жалобы (протеста) (Статья 12.13 ПИКоАП).

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ:

Сроки обращения постановления к исполнению:

  • по истечении срока обжалования (опротестования) — если жалоба (протест) не была подана в установленный срок, за исключением постановлений о наложении штрафа, который взыскивается на месте, и штрафа, который налагается в соответствии с частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП, а также административного ареста и депортации (Статья 13.2 ПИКОАП)
  • после оставления жалобы (протеста) без удовлетворения — при обжаловании (опротестовании) постановления о наложении административного взыскания (Статья 13.2 ПИКОАП).
  • 1 месяц — со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа на физическое лицо или индивидуального предпринимателя (Статья 13.2 ПИКОАП).
  • 15 дней: — со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа на юридическое лицо (Статья 13.2 ПИКОАП).
  • 1 месяц: — со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения в случае обжалования (опротестования) постановления о наложении штрафа (Статья 13.2 ПИКОАП).

Сроки приведения постановления о наложении административного взыскания в исполнение:

  • 3 месяца: — со дня вступления его в законную силу (Статья 13.6 ПИКоАП).

Сроки разрешения вопросов, связанных с исполнением постановления:

  • 3 дня: — со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса (Статья 13.7 ПИКоАП).

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ СУДЬИ, ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОРГАНА, ВЕДУЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС:

Порядок обжалования:

Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд. (ст.7.2 ПИКоАП)

Сроки подачи жалоб и порядок их рассмотрения:

Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З, от 12.07.2013 N 64-З)

Запрещается передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются.

Жалоба рассматривается с участием лиц, указанных в статье 7.1 настоящего Кодекса, если они заявили ходатайство об этом. Неявка указанных лиц в суд, орган, ведущий административный процесс, не препятствует рассмотрению жалобы.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З, от 30.11.2010 N 198-З)

Должностное лицо, рассматривающее жалобу, обязано в пределах своих полномочий немедленно принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников административного процесса, а также иных лиц, указанных в статье 7.1 настоящего Кодекса.

Если обжалуемыми неправомерными действиями или решениями причинен вред участникам административного процесса, а также иным лицам, указанным в статье 7.1 настоящего Кодекса, им должны быть разъяснены право на возмещение или устранение вреда и порядок осуществления этого права. (ст.7.3 ПИКоАП).

Срок рассмотрения жалобы:

Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы сообщается лицу, подавшему жалобу. Решение по жалобе, за исключением решения по жалобе на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, является окончательным и обжалованию не подлежит. (Статья 7.4.ПИКоАП)

Решение по жалобе:

Суд, прокурор, государственный орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать жалобу, при рассмотрении жалобы на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, принимают одно из следующих решений:

1) оставляют жалобу без удовлетворения;

2) удовлетворяют жалобу полностью или частично;

3) отменяют постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, и направляют материалы на новую подготовку дела к рассмотрению, за исключением случаев, когда по материалам, имеющим отношение к административному правонарушению, судом вынесено постановление, предусмотренное частью 3 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Копия решения по жалобе в течение трех суток высылается лицу, подавшему жалобу. (Статья 7.5. ПИКоАП)

Административное задержание физического лица:

Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст.8.4 ПИКоАП).

По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. (ч.3 ст.8.2 ПИКоАП).

  • физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления;

На срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:

1) физическое лицо, если ему вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация;

2) физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления (ст.8.4 ПИКоАП).;

3) военнослужащий — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;

4) физическое лицо, имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;

5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — до установления личности.

  1. Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания.

3-1. Административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним, кроме несовершеннолетних, задержанных за совершение административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде депортации.

(часть 3-1 статьи 8.4 в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З)

  1. Административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется протоколом, который составляется должностным лицом, осуществившим задержание физического лица. Время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)

  1. Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение семидесяти двух часов может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора.
  2. Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, при невозможности установить их личность в течение семидесяти двух часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности. Орган, должностное лицо которого осуществило задержание иностранного гражданина или лица без гражданства, по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента задержания сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного.
  3. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.
  4. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста, назначенного на срок не свыше десяти суток, срок административного задержания не должен превышать срока назначенного административного ареста ( ст.8.4 ПИКоАП).

Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания (ч.3 ст.8.4 ПИКоАП).

Статью подготовил:
старший помощник прокурора Ленинского района г.Минска
младший советник юстиции Силевич П.М.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Сроки давности привлечения лица
к административной ответственности

Н.И.Мамонтов

Судья Верховного Суда Казахстана

в почетной отставке, член Высшего

Судебного Совета Казахстана

В.Н. Мамонтов

секретарь судебного заседания

Алматинского районного суда

города Астаны

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — Кодекс) устанавливает не только виды и размеры административных наказаний для лиц, совершивших административные правонарушения, но и сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо не могут быть привлечены к административной ответственности.

Под административной ответственностью понимаются предусмотренные Кодексом виды административного наказания, назначаемые юридическому лицу или вменяемому физическому лицу, достигшему возраста шестнадцати лет, в отношении которого ведется производство о конкретном административном правонарушении, если это правонарушение по своему характеру не влечет наступление уголовной ответственности.

Под сроком давности привлечения лица к административной ответственности понимается период времени, исчисляемый со дня совершения или дня выявления административного правонарушения, и до дня вступления постановления о привлечении лица к административной ответственности в законную силу. С истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности исключается общественная опасность административного правонарушения, а назначение лицу административного наказания становится просто нецелесообразно.

Началом течения срока давности привлечения лица к административной ответственности считается, по общему правилу, день совершения административного правонарушения.

Днем совершения административного правонарушения признается день выполнения физическим или юридическим лицом объективной стороны предусмотренного Кодексом противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) действия или бездействия, влекущего административную ответственность, независимо от времени наступления последствий.

Помимо общего двухмесячного срока давности привлечения лица к административной ответственности законодатель предусмотрел более длительные сроки:

— один год со дня совершения физическим лицом деяния, квалифицируемого как 1) административное коррупционное правонарушение; 2) правонарушение о области налогообложения; 3) правонарушение в области защиты конкуренции; 4) правонарушение в сфере таможенного законодательства; 5) правонарушение в области законодательства о пенсионном обеспечении; 6) правонарушение в области законодательства об обязательном социальном страховании; 7) правонарушение в области законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности; 8) правонарушение в области законодательства о государственных секретах; 9) правонарушение в области законодательства о естественных монополиях;

— три года со дня совершения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деяния, квалифицируемого 1) как административное коррупционное правонарушение, 2) правонарушение в области законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности;

— пять лет со дня совершения деяния, квалифицируемого 1) в области налогообложения; 2) правонарушение в области защиты конкуренции; 3) правонарушение в сфере таможенного дела; 4) правонарушение в области законодательства о пенсионном обеспечении; 5) правонарушение в области законодательства об обязательном социальном страховании; 6) правонарушение в области законодательства о естественных монополиях;

— один год на все административные правонарушения, которые способствовали совершению уголовного правонарушения, о чем стало известно в хода расследования уголовного дела.

Законодатель указал, что в случае прекращения уголовного дела, если в действиях правонарушителя усматриваются признаки административного правонарушения, это лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления постановления о прекращении производства по уголовному делу. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносит прокурор.

Законодатель также предусматривает и административные правонарушения, за совершение которых срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется не со дня совершения, а со дня обнаружения.

К таким правонарушениям отнесены длящиеся административные правонарушения, а также административного правонарушения в области бюджетных отношений либо посягающие на охраняемые законом интересы общества и государства.

К длящимся административным правонарушениям относятся такие, в которых состав правонарушения характеризуется непрерывным осуществлением единого деяния, предусмотренного Особенной частью Кодекса, не завершившегося к моменту обнаружения деяния.

Примером длящегося административного правонарушения может являться незаконное хранение холодного оружия или огнестрельного оружия либо боеприпасов; допуск к работе лица без заключения трудового договора; невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей; непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли и т.д.

Указанные выше сроки давности привлечения лица к административной ответственности, подлежащие исчислению со дня совершения административного правонарушения или со дня обнаружения административного правонарушения, имеют важное правовое значение — их истечение влечет безусловное прекращение производства по делу. Вступившее в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по мотивам истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности исключает повторное привлечение лица к административной ответственности, если только постановление не будет отменено специализированной судебной коллегией Верховного Суда Казахстана по основаниям, предусмотренным Кодексом.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности не следует отождествлять со сроком производства по делу об административном правонарушении, но срок производства по делу об административном правонарушении включается в срок давности привлечения лица к административной ответственности.

Срок производства по делу об административном правонарушении исчисляется со дня составления уполномоченным должным лицом протокола об административном правонарушении, со дня вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, объявления судьей (председательствующим коллегиального состава суда) об установлении факта проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в зале судебного заседания лица, с момента доставления уведомления о фиксации административного правонарушения в сфере дорожного движения сертифицированным специальным контрольно-измерительным техническим средством и прибором, работающим в автоматическом режиме, а также уведомления об административных правонарушениях, дела по которым рассматриваются должностными лицами органов государственных доходов.

Протокол об административном правонарушении должен составляться в день совершения административного правонарушения (незамедлительно), а при выявлении административного правонарушения, требующего расследования (проверки), протокол составляется незамедлительно после принятия соответствующего решения по результатам расследования.

Если по делу требуется проведение экспертизы, то протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток со дня получения заключения, а если требуется установление размера суммы ущерба, нанесенного окружающей среде, то протокол об административном правонарушении составляется в течение одних суток со дня установления такого ущерба.

В предусмотренных Кодексом случаях протокол об административном правонарушении не составляется, а производство по делу об административном правонарушении считается законченным путем вынесения постановления об объявлении предупреждения, вручения уведомления об уплате штрафа по признанному правонарушению, рассмотрением заявления или постановления прокурора.

Протокол об административном правонарушении или постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в течение трех суток со дня составления подлежит направлению для рассмотрения дела об административном правонарушении соответствующему должностному лицу уполномоченного государственного органа по подведомственности или в суд по подсудности. Если санкция статьи, по которой квалифицировано административное правонарушение, предусматривает административное наказание в виде административного ареста, то материалы дела об административном правонарушении направляются в соответствующий суд (специализированный административный суд, специализированный ювенальный суд или в районный (городской) суд в тот же день, в котором был составлен протокол или прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, поступившее должностному лицу уполномоченного государственного органа в соответствии с подведомственностью и судье суда первой инстанции в соответствии с подведомственностью и подсудностью должно быть рассмотрено по существу в течение пятнадцати суток со дня его получения. В этот срок включается и срок подготовки дела к рассмотрению.

Если в суд поступило дело об административном правонарушении, за совершение которого санкция предусматривает административное наказание в виде административного ареста или административного выдворения иностранца за пределы Казахстана, то оно должно быть рассмотрено судьей в день поступления в суд. При этом законодатель ничего не говорит о том, применено ли к физическому лицу административное задержание.

Если же по делу об административном правонарушении в отношении физического лица в качестве меры обеспечения производства по делу применено административное задержание, то дело должно быть рассмотрено судьей не позднее сорока восьми часов с момента задержания.

Однако такая мера обеспечения производства по делу как административное задержание может применяться на срок не более трех часов. Продление срока административного задержания Кодексом не предусмотрено, задержание является временным лишением свободы физического лица, но неясно, на каком законном основании физическое лицо может быть лишено свободы на срок более трех часов, но до рассмотрения дела не позднее сорока восьми часов с момента поступления его в суд.

Если для рассмотрения дела об административном правонарушении требуется выяснение дополнительных обстоятельств по ходатайству участников производства или по инициативе судьи или должностного лица уполномоченного государственного органа, то названные лица выносят мотивированное определение о продлении срока рассмотрения дела, но не более чем на один месяц. При этом срок производства по делу об административном правонарушении не приостанавливается.

Вынесенное должностным лицом уполномоченного государственного органа или судьей суда первой инстанции постановление по делу об административном правонарушении объявляется присутствовавшим при его рассмотрении участникам производства или судопроизводства, а копия постановления вручается в сроки, установленные законом.

На постановление по делу об административном правонарушении участниками производства может быть подана жалоба, а прокурором — протест в течение десяти суток со дня получения (вручения) копии постановления.

На постановление по делу об административном правонарушении, предусматривающим административную ответственность за неисполнение или ненадлежащим образом исполнения налогового обязательства или обязательства, предусмотренного законодательством о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании

На постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом уполномоченного государственного органа, апелляционное ходатайство или протест прокурора могут быть поданы вышестоящему должностному лицу в порядке непосредственной подчиненности либо в специализированный административный суд, специализированный ювенальный суд, а при отсутствии в административно-территориальной единице указанных видов судов — в районный (городской суд).

Вынесенное вышестоящим должностным лицом уполномоченного государственного органа постановление по результатам рассмотрения апелляционной ходатайства или апелляционного протеста прокурора на постановление должностного лица уполномоченного государственного органа может быть обжаловано (опротестовано) в течение десяти дней со дня вручения копии постановления в суд первой инстанции.

Если постановление должностного лица уполномоченного государственного органа не было обжаловано (опротестовано) вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу уполномоченного государственного органа или в суд, оно вступает в законную силу.

Если постановление вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа, вынесенное по результатам рассмотрения апелляционного ходатайства (протеста) не было обжаловано (опротестовано) в суд первой инстанции, оно вступает в законную силу.

Если постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судом первой инстанции не было обжаловано (опротестовано) в суд апелляционной инстанции, то оно вступает в законную силу со дня вынесения постановления судом апелляционной инстанции.

Постановление должностного лица уполномоченного государственного органа, постановление вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа, постановление судьи суда первой инстанции со дня вступления в законную силу означает, что физическое или юридическое лицо привлечено к административной ответственности и срок давности привлечения этого лица к административной ответственности истек.

Срок давности привлечения физического или юридического лица к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения или со дня выявления такого правонарушения и завершается днем вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. В этот срок включается и период рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом или вышестоящим должностным лицом уполномоченного государственного органа либо судьей суда первой или апелляционной инстанций.

Если принять во внимание все предусмотренные Кодексом сроки составления протокола об административном правонарушении, сроки рассмотрения дела должностным лицом уполномоченного государственного органа, сроки вручения (направления) копии постановления, сроки подачи апелляционного ходатайства (протеста прокурором), сроки их рассмотрения вышестоящим должностным лицом уполномоченного государственного органа, сроки вручения (направления) копии постановления вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа, сроки обжалования (опротестования) этого постановления, сроки рассмотрения ходатайства (протеста) судьей суда первой инстанции, то возникает реальная опасность при несоблюдении этих сроков того, что к моменту рассмотрения дела судьей суда первой инстанции двухмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности истечет. А это может повлечь за собой вынесение постановления об отмене постановлений должностного лица и вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа и прекращения производства по делу за истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Чтобы исключить возможность принятия такого процессуального решения, было бы целесообразно при соблюдении сроков движения (рассмотрения) дел об административных правонарушениях увеличить общий срок давности привлечения лица к административной ответственности с двух до четырех месяцев.

Кодексом предусмотрены производства по пересмотру вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по основаниям допущенных нарушений закона при рассмотрении таких дел и по пересмотру вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако эти производства находятся за пределами сроков давности привлечения лица к административной ответственности, поскольку со дня вступления постановления в законную силу действие института сроков давности привлечения лица к административной ответственности прекращено.

ч. 2 ст. 4 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года, в редакции от 11 июля 2017 года

ч. 6 ст. 62, ст.805 Кодекса

ч. 3 ст. 62 Кодекса

Примечание к ст. 62 Кодекса

п\п. 5) ч. 1 ст. 741 Кодекса

ч. 5 ст. 851 Кодекса

ч. 4 ст. 802 Кодекса

ч. ч. 7 и 8 ст. 806 Кодекса

ст. 807, 811 Кодекса

ст. 808 Кодекса

ст. 813, ч. 1 ст. 817 Кодекса

ч. 3 ст. 817 Кодекса

ч. 3 ст. 817 Кодекса

ст. ст. 787 — 789 Кодекса

ч. 2 ст. 817 Кодекса

ст. 823 Кодекса

ч. 1 ст. 832 Кодекса

ч. ч. 2 и 3 ст. 832 Кодекса

ст. 883 Кодекса

гл. гл. 46 и 48 Кодекса

admin