Срок расселения из аварийного жилья

ЧЕЛЯБИНСК, 4 июня, ФедералПресс. Губернатор Челябинской области Алексей Текслер поставил задачу перед минстроем и главами муниципалитетов завершить все работы до конца года.

Алексей Текслер поставил задачу министерству строительства Челябинской области в срок до 31 декабря 2023 года расселить 188 тысяч квадратных метров аварийного жилья. Национальным проектом «Жилье и городская среда» достигнуть этого показателя планируется до 2025 года. Однако Южный Урал уже имеет опыт работы опережающими темпами.

Глава региона напомнил, что на переселение граждан из аварийного фонда в этом году выделено из бюджета 1,9 млрд рублей. Это позволит почти трем тысячам южноуральцев улучшить свои жилищные условия. Плюсом к этой сумме муниципалитеты получат 454 млн рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Эти деньги планировались только на следующий год, однако заявку Челябинской области одобрили заранее, деньги уже поступают, а это значит, что власти на местах должны заключать контракты на строительство.

«Мы целенаправленно каждый год увеличиваем объем финансирования на расселение аварийного жилищного фонда. Это дает свои результаты. Показатель федерального проекта в прошлом году перевыполнен, показатель текущего года на сегодняшний день уже достигнут, и мы движемся дальше, решая проблемы людей», – подчеркнул губернатор Алексей Текслер на закрытом совещании по вопросам ликвидации аварийного жилищного фонда .

Регион подал новую заявку в Фонд содействия реформированию ЖКХ на перечисление в этом и следующем году средств, которые были запланированы на 2023-2024 годы. Тогда 10,5 тысячи южноуральцев смогут скорее переехать в новые квартиры. По нацпроекту «Жилье и городская среда» можно будет расселить 188 тысяч квадратных метров жилья, признанного аварийным до 1 января 2107 года.

Недавно в Кыштыме началось переселение жильцов аварийных домов в новые квартиры. Всего новоселье ждет 70 человек. Снесены будут двухэтажных дома, построенные еще 90 лет назад. Новые квартиры дают с чистовой отделкой, сантехникой и плитой, сообщает пресс-служба областного минстроя.

«Давно ждала переезда. Сегодня много положительных эмоций. Здесь большие комнаты, просторная кухня, удобный коридор, мне всё очень нравится. Будем обживаться», — рассказала жительница Кыштыма Ольга Пильникова.

Глава региона потребовал от минстроя и глав муниципалитетов сосредоточиться на строительстве новых домов для переселения граждан из ветхого жилья. Сейчас многие покупают квартиры на вторичном рынке.

«Преимущественно деньги на расселение домов должны идти на инвестирование строительства, то есть на стройку новых домов. Или квартиры должны приобретаться на первичном рынке нового жилья. Понятно, что не во всех, к сожалению, пока наших муниципалитетах такая возможность есть. Но мы уже эту задачу почти решили. У нас в подавляющем большинстве муниципалитетов деньги инвестируются именно в новую стройку. Это, безусловно, важно. Во многих муниципалитетах дома не строились с советских времен», – сказал Алексей Текслер.

Как отметили в минстрое Челябинской области, бюджетные средства предусмотрены муниципальным образованиям, включенным в программы, на строительство жилья эконом-класса, приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве, инвестирование строительства жилых многоквартирных домов, а также покупку готового жилья у застройщиков и на вторичном рынке. Сейчас муниципалитеты проводят аукционы по приобретению благоустроенных жилых помещений, в том числе путем инвестирования строительства жилых многоквартирных домов.

«Заключено муниципальных контрактов на сумму более миллиарда рублей – это 54 % от общего объема финансирования. Из них 98,8 % от заключенных контрактов заключены на инвестирование в строительство и приобретения на первичном рынке нового жилья. Для переселения жителей аварийных домов сейчас ведётся строительство в Челябинске, Верхнем Уфалее, Троицке, Юрюзане и других городах области», – сообщили в минстрое Челябинской области.

При этом губернатор высказал критику в адрес глав муниципалитетов, которые до сих пор не провели торги по строительству или покупке жилья для переселенцев. Он потребовал максимально активизировать эту работу и не срывать сроков и показателей.

А чтобы в регионе становилось меньше аварийного фонда не только за счет расселения, губернатор поставил задачу муниципалитетам следить за качеством содержания многоквартирных домов.

Фото: сайт министерства строительства Челябинской области

Информация о предварительных сроках начала реализации новой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда»

В управление ЖКХ администрации муниципального района поступает огромное число вопросов о начале реализации программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда» для жителей, чьи дома признаны аварийными после 2012 года.

С целью разъяснения данной информации, мы обратились в управление ЖКХ правительства ЕАО.

Согласно ответу начальника управления ЖКХ Коржа А.Ю. следует, что в настоящее время Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разрабатываются методические рекомендации по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Формирование новой программы по переселению граждан из указанного аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, планируется до декабря 2018 года.

Начало реализации мероприятий программы предварительно планируется с 1 января 2019 года.

Опубликовано: 31.01.2018г.

Информация по участию в долевом строительстве многоквартирного жилого дома № 9 по ул. Комсомольской пос. Смидович по программе «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда»

Администрацией Смидовичского муниципального района осуществляется контроль за ходом выполнения мероприятий по строительству многоквартирного жилого дома. Перечень выполненных работ по состоянию на 07.11.207 года:

1. Подготовительные работы на строительной площадке – 100%.

2. Работы по устройству подземной части здания (отрывка котлована, монтаж фундамента, устройство техподполья, гидроизоляция, обратная засыпка грунтом) – 100%.

3. Работы по устройству наземной части здания:

§ Кирпичная кладка наружных и внутренних несущих стен, монтаж перемычек, плит перекрытия – 100%.

§ Монтаж балконных плит и ограждений – 100%.

§ Монтаж межквартирных перегородок – 100%.

§ Монтаж межкомнатных перегородок – 50%.

§ Монтаж оконных блоков – 100%.

§ Монтаж внутренних инженерных систем – 50%.

§ Устройство стяжки пола – 70%.

§ Штукатурные работы – 100%.

§ Устройство крыши – 10%.

4. Наружные работы:

· Устройство наружных сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения – 100%.

· Благоустройство территории – 60%.

Объем выполненных работ составляет около 65 % от общего объема работ.

На участие в долевом строительстве дома программой предусмотрено финансирование в размере 25 119 817,20 рублей, из них 22 380 277,84 рублей – средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 2 735 452,63 рублей – средства областного бюджета, 4 086,73 рублей – средства местного бюджета.

На сегодняшний день подрядчику ОАО «СУ-277» на производство работ перечислено 14 518 197,21 рублей, из них 12 491 432,09 рублей средства Фонда, 2 025 536,61 – средства областного бюджета, 1228,51 рублей – местного бюджета.

Опубликовано: 07.11.2017г.

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА»

В рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» на 2013-2017 годы» продолжается реализация мероприятий 4 этапа (2016-2017) программы.

В 2017 году планируется приобрести 18 жилых помещений общей площадью 841,5 кв.м., переселить 53 жителя из 12 аварийных домов.

С целью завершения реализации 4 этапа программы администрацией Смидовичского муниципального района принимаются все необходимые меры. Заключены контракты на приобретение 4 жилых помещений (площадью 48,0 кв.м., 51,2 кв.м., 24,4 кв.м., 45,6 кв.м.) для расселения граждан из аварийных жилых домов.

За счет средств федерального бюджета 21.04.2017 постановлением №187 администрации Смидовичского муниципального района внесены изменения в программу по увеличению стоимости квадратного метра приобретаемого жилья.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Смидовичского муниципального района 02.06.2017 был размещен аукцион на приобретение 14 жилых помещений посредством участия в долевом строительстве многоквартирного дома (извещение №0378300000517000002). Данный аукцион не состоялся в связи с отсутствием заявок.

Повторно аукцион на приобретение жилых помещений посредством участия в долевом строительстве многоквартирного малоэтажного дома был размещен 21.06.2017 (извещение № 037830000005170000004). По условиям информационной карты аукциона, рассмотрение первых частей должно было состояться 07.07.2017, 10.07.2017 – планировалось проведение аукциона, 21.07.2017 – заключение контракта. По состоянию на 07.07.2017 была подана одна заявка на участие в аукционе от ОАО «СУ-277».Комитетом по управлению муниципального имущества 07.07.2017 была рассмотрена поступившая заявка, составлен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе.

Вместе с тем, в Управление Федеральной антимонопольной службы по ЕАО по контролю в сфере закупок Обществом с ограниченной ответственностью «Профит-Плюс» 07.07.2017 подана жалоба № 5-1627 о нарушении законодательства о закупках. По результатам рассмотрения данной жалобы УФАС России 14.07.2017 вынесено решение об отмене протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.07.2017, устранении нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» срок до 18.07.2017, предписание о внесении изменений в документацию об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта и продлении срока подачи заявок.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом предписание исполнено, в результате чего, сроки подачи заявок на участие в аукционе продлены до 01.08.2017, рассмотрение первых частей планируется 02.08.2017, дата проведения аукциона – 07.08.2017.

Администрацией Смидовичского муниципального района осуществляется ежедневный контроль за ходом исполнения мероприятий программы в целях ее своевременной реализации.

Опубликовано: 25.07.2017г.

Для продолжения IV-го этапа переселения граждан запланировано 26,824 млн.руб. из них приобретение 1-го жилого помещения площадью 51,2 кв.м. и строительство многоквартирного дома общей площадью 672,3 кв.м.

11.05.2017 года на площадке размещен график, 21.05.2017 года будет объявлен аукцион, 28.05.2017 года будет завершён и в течение 10 дней срок на обжалование, после чего с выигравшей организацией будет заключен договор и выигравшей компанией планируется начать работу по строительству дома.

Опубликовано: 18.05.2017г.

ИНФОРМАЦИЯ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА» В СМИДОВИЧСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Администрацией Смидовичского муниципального района 3 этап программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда» выполнен в полном объеме.

Ключи от новых квартир получили 95 семей в пос. Смидович, переселено свыше 200 человек из 22-х аварийных домов.

В рамках реализации IV этапа программы (2016-2017 годов), приобретено 3 жилых помещения на первичном рынке жилья (две из которых в пос. Приамурском) общей площадью 131,2 кв.м. Переселено 7 человек.

Планируется размещение аукциона на приобретение еще 1 квартиры в пос. Смидович, площадью не менее 45,6 кв.м.

Опубликовано: 07.02.2017г.

О внесении изменений в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального района от 21.11.2014 № 2647 (опубликовано: 08.12.2016г.)

Проектная декларация на строительство объекта капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Еврейская автономная область, Смидовичский район, пос. Смидович, ул. 30лет Победы, дом №37, Еврейская автономная область, Смидовичский район, пос. Смидович, ул. 30 лет Победы, дом №39» (опубликовано: 17.10.2016г.)

О внесении изменений в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального района от 21.11.2014 № 2647 (опубликовано: 01.07.2016г.)

Информация о ходе реализации программы переселения граждан из аварийного фонда ЭТАП 2015 – 2016 гг. (опубликовано: 28.03.2016г.)

О внесении изменений в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального района от 21.11.2014 № 2647 (опубликовано: 11.02.2016г.)

О внесении изменений в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального района от 21.11.2014 № 2647 (опубликовано: 30.12.2015г.)

Информация о ходе реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда»

Администрацией Смидовичского муниципального района продолжается реализация мероприятий муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

В рамках реализации IV этапа программы (2016-2017 годов), путем участия в долевом строительстве» предусмотрено приобретение 14 жилых помещений в многоквартирном жилом доме. Строительство данного дома будет производиться в пос. Смидович, в границах участка дома № 9 по ул. Комсомольской.

Планируется также приобретение 4 квартир на первичном рынке жилья, две из которых расположены в границах пос. Приамурский.

Общая площадь жилых помещений IV этапа составит 841,5 кв.м., переселение 53 чел. из 14 аварийных домов.

По итогам проведенных аукционов Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Смидовичский муниципальный район» 16 сентября 2016 года заключено 2 муниципальных контракта, один из которых с ОАО «Строительное управление № 277» (на долевое участие), второй с ООО «ЖилСтройСити» (покупка квартиры в пос. Приамурский).

В соответствии с условиями муниципального контракта на участие в долевом строительстве 14-квартирного дома, срок ввода объекта в эксплуатацию – 01.09.2017 года.

Опубликовано: 30.09.2016г.

Информация по участию в долевом строительстве

многоквартирных жилых домов в пос. Смидович по программе «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда»

Перечень выполненных работ по строительству второго многоквартирного жилого дома для переселения граждан из аварийного жилья по состоянию на 31.08.2016 года

В полном объеме выполнены:

1. Подготовительные работы на строительной площадке.

2. Работы по устройству подземной части здания (отрывка котлована, монтаж фундамента, устройство техподполья, гидроизоляция, обратная засыпка грунтом).

3. Работы по устройству наземной части здания:

· Кирпичная кладка наружных и внутренних несущих стен, монтаж перемычек, плит перекрытия.

· Монтаж лестничных маршей и площадок.

· Монтаж козырьков, балконных плит и ограждения.

· Монтаж внутренних перегородок.

· Монтаж оконных и дверных блоков.

· Монтаж внутренних инженерных систем.

· Устройство стропильной системы крыши, покрытия кровли.

· Устройство стяжки пола.

· Штукатурные работы.

· Укладка керамической плитки, окраска стен и потолков.

4. Наружные работы:

· Утепление фасада.

· Монтаж фасада

· Устройство наружных сетей водоотведения

Объем выполненных работ составляет около 88 % от общего объема работ.

Перечень выполненных работ по строительству третьего многоквартирного жилого дома для переселения граждан из аварийного жилья по состоянию на 31.08.2016 года

1. Подготовительные работы на строительной площадке – 100%.

2. Работы по устройству подземной части здания (отрывка котлована, монтаж фундамента, устройство техподполья, гидроизоляция, обратная засыпка грунтом) – 100%.

3. Работы по устройству наземной части здания:

· Кирпичная кладка наружных и внутренних несущих стен, монтаж перемычек, плит перекрытия (70 %).

· Монтаж лестничных маршей и площадок (30 %)

· Монтаж козырьков, балконных плит и ограждения (70 %)

· Устройство стяжки пола (20 %)

Объем выполненных работ составляет около 40 % от общего объема работ.

Опубликовано: 31.08.2016г.

Как признать дом аварийным

Если вы считаете что ваш дом непригоден для проживания, то можете начинать процедуру признания помещения(дома) аварийным. Жилые помещения (дома) признаются аварийными в случае, если их техническое состояние определяется как состояние крайней степени непригодности для проживания (грозит обрушением и представляет угрозу жизни для проживающих граждан).

В соответствии с Постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», для признания дома аварийным, необходимо предоставить в межведомственную комиссию администрации поселения определенный перечень документов, а именно:

1) обращение с изложением причин, по которым следует считать необходимым признание жилого дома аварийным;

2) копию технического паспорта жилого дома, выданную организацией технической инвентаризации, с указанием степени износа основных конструктивных элементов и дома в целом (на день обращения в комиссию);

3) соответствующие планы и разрезы помещений, подготовленные организацией технической инвентаризации;

4) акты проведенных за последние 3 года собственником либо уполномоченным собственника общих осмотров жилого дома с указанием видов и объемов ремонтных работ, выполненных за этот период;

5) заключение органа государственно санитарно-эпидемиологической службы;

6) заключение органа государственной противопожарной службы;

7) обращения за этот период на неудовлетворительные условия проживания;

8) заключение о техническом состоянии жилого дома, выданное имеющей лицензию на проведение соответствующих работ проектно-изыскательской организацией по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, с указанием категории непригодности жилого дома;

9) акт государственной жилищной инспекции в Еврейской автономной области о результатах проведенных в отношении жилого дома мероприятий по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности жилищного фонда и заключение о санитарно-бытовом состоянии жилого дома.

При возникновении сложностей всегда можно обратиться к специалистам, которые ответят на ваши вопросы.

Опубликовано: 16.12.2015г.

О реализации программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда

На территории муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО началась подготовка ко второму этапу переселения граждан из аварийного жилого фонда. Основной целью данной программы является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания.

Согласно установленному порядку предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, определенном ст. ст. 86, 89 ЖК РФ – предоставляемое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Сегодня уже подготовлены несколько перспективных площадок для реализации данной программы в пос. Смидович. Так, три жилых дома планируется построить на улице 30 лет Победы. Строительство должно начаться уже в июле 2015 года. Всего планируется до конца 2016 года построить около 98 квартир общей площадью 4 346 кв.м. В результате реализации программы будет расселено 16 аварийных домов, а именно: пер. Амурский д.д. 1, 17, пер. Волочаевский д. 15, ул. 30 лет Победы д.д.36, 39, 41, 43, ул. Дзержинского д. 2А, ул. Кирова д.д. 21, 26, 28, 30, ул. Пушкина д.д. 3, 5, 6, ул. Розы Люксембург д. 14.

О дальнейшей реализации программы мы будем информировать граждан дополнительно.

Опубликовано: 05.06.2015г.

В целях ликвидации аварийного жилищного фонда в Санкт-Петербурге и создания благоприятных условий проживания граждан Правительством Санкт-Петербурга, начиная с 2005 года, ежегодно утверждается Адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению (далее – Адресный перечень).

В Адресные перечни включаются многоквартирные дома, признанные аварийными в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Санкт-Петербурга осуществляется администрациями районов Санкт-Петербурга в другие жилые помещения в многоквартирных домах, построенных в соответствии с адресной инвестиционной программой, утверждаемой ежегодно законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год
и на плановый период, или жилых помещений, приобретенных в государственную собственность Санкт-Петербурга в соответствии с адресной инвестиционной программой, утверждаемой ежегодно законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и на плановый период.

В Санкт-Петербурге принят ряд правовых актов, определяющих порядок расселения администрациями районов Санкт-Петербурга аварийного жилищного фонда:

Закон Санкт-Петербурга от 26.04.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга»;

Закон Санкт-Петербурга от 15.03.2006 № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2006 № 730
«О жилых помещениях маневренного фонда специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2007 № 43
«О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга».

Если многоквартирный дом признан аварийным, и в нем проживают граждане на праве частной собственности, им могут быть предложены по договору мены другие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо может быть выплачено возмещение за жилое помещения в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, расположенном
на таком земельном участке.

Нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, предоставляются по договору социального найма другие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, которые должны быть благоустроенными применительно к условиям данного населенного пункта, равнозначными по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма при расселении аварийного жилищного фонда
Согласно положениям статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации переселение граждан из непригодных для проживания помещений является не улучшением жилищных условий, которое реализуется строго в порядке очередности исходя из времени принятия гражданина на учет (п.1), а является вынужденной мерой переселения граждан с целью обеспечения их безопасности в связи с аварийным состоянием жилищного фонда (п.2).
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма в связи с расселением аварийного жилищного фонда определен статьей 89 Жилищного кодекса РФ, согласно которой предоставляемое гражданам другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (п.1).
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (п.2).
В случае необоснованных отказов от переселения из аварийного жилого дома, администрация района вправе решать вопрос о принудительном переселении граждан в судебном порядке (статья 89 часть 3 Жилищного кодекса РФ).
Порядок решения имущественно-правовых вопросов с собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с изъятием для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме
В соответствии с Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078, администраций районов:

  • осуществляют действия, связанные с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга, в том числе обеспечивать проведение оценки земельных участков и жилых помещений, подлежащих изъятию;
  • заключают соглашения о выкупе земельных участков и жилых помещений;
  • выплачивают выкупную цену земельных участков и жилых помещений;
  • предоставляют собственникам других жилых помещений с зачетом их стоимости в выкупную цену;\
  • предъявляют в суд иск о выкупе земельных участков и жилых помещений.

Порядок определения выкупной цены жилого помещения определен статьей 32 Жилищного кодекса РФ:
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Наш дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако, органом местного самоуправления издано распоряжение, согласно которому, срок сноса определен только через 2 года? Правомерно ли это, учитывая, что стены в доме могут обрушиться в любой момент, можно ли обратиться в суд?

Ответ:

Решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде. Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.

Нетрудно заметить, что сам по себе факт признания дома аварийным и подлежащим сносу, как правило, уже означает, что помещения, находящиеся в данном доме, в котором проживают граждане, представляют опасность для жизни и здоровья человека.

Если срок сноса и расселения граждан, указанный в решении (распоряжении) органа местного самоуправления не является разумным, проживание в данном доме является опасным для жизни, граждане вправе обратиться в суд с иском об обязании органа местного самоуправления предоставить иное, пригодное для проживания жилое помещение.

На аналогичный вопрос в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года (Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года) есть следующий ответ.

«Вопрос 3: Возможно ли решением суда обязать орган местного самоуправления предоставить жилье гражданам, проживающим в жилом помещении по договору социального найма, которое находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, если будет установлено, что проживание в нем невозможно (опасно) на момент рассмотрения дела, а установленный срок сноса не отвечает требованиям разумности? Может ли суд при рассмотрении дела установить срок сноса дома, либо определение этого срока является исключительной компетенцией органа местного самоуправления и судом этот срок отменен или изменен быть не может?

Ответ: В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Однако при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:

— нарушены права и свободы гражданина;

— созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ)».

Вернуться к началу обзора практики: «Аварийное и ветхое жилье. Снос домов, расселение, выселение, предоставление, выкуп. Судебная практика»

Рекомендуем также обзор практики: «Расселение аварийного дома, предоставление жилья. Судебная практика ВС РФ»

admin