Срок обжалования постановления

Содержание

Сроки обжалования штрафа об административном правонарушении в 2019 году

Вот он первый важный момент, на который нужно обратить внимание, ведь если не вписаться в срок, то можно считать, что вы согласны с постановлением. И именно на этом этапе многие делают ошибку, затягивая с решением — обжаловать сомнительный штраф или оплатить его и не обременяться судебными хлопотами.

Срок подачи жалобы строго определен в нормативных документах (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ) оговорен срок обжалования постановлений – 10 суток. И в этом вопросе нужно понимать тонкости, а именно:

  • срок начинается тогда, когда вам вручат письменное постановление с подписью и печатью. Это может быть постановление суда или должностного лица, а также копии постановления (если вы не присутствовали при его вынесении);
  • 10 суток это календарные дни, а не рабочие дни, поэтому официальные выходные и праздники тоже входят в этот срок;
  • направляйте жалобу с требованием обжаловать постановление, не дожидаясь окончания выходных дней, например, длительных новогодних каникул;
  • закон (во второй части ст. 30.3 КоАП РФ) предусматривает восстановление упущенного срока обжалования, но только при наличии уважительной причины, в которые не входит причина «я не знал». Это может быть травма, командировка и т.д.;
  • если у вас есть уполномоченный представитель, то даже ваши обоснованные преграды к подаче обжалования не сработают, поскольку вы имели поверенного с определенными полномочиями, который и должен был решить вопрос.

Не стоит затягивать с подачей жалобы по административному постановлению. Во-первых, за это время ничего не измениться и вам все равно нужно будет сделать этот шаг. Во-вторых, даже если вы имели причину не вложиться в 10 суток, то вы удваиваете себе работу.

Исключение: в статье 30.3 во третьей части КоАП РФ описаны исключения, когда жалобу можно подать в пятидневный срок от момента фактического получения постановления (или копии).

Не затягиваейте с подачей жалобы!

Такие действия очень часто делают невозможным дальнейшую ее подачу. Так, имея представителя, который советует потянуть время и взять больничный, некоторые делают ошибку, забывая что их справка по болезни не годится. Имея уполномоченное лицо, которое не имело причин затянуть срок обжалования, ваши помехи не имеют особого значения. Об этом важно помнить при желании «потянуть» сроки.

Куда подавать жалобу?

Итак, вы приняли решение не согласиться с постановлением об административном правонарушении, которое сулит вам штраф, но куда нести свою жалобу и кому? В соответствии со законом место обжалования постановления зависит от того, кем оно было вынесено. Об этом говориться в статье 30.1. КоАП РФ. Существует несколько вариантов в зависимости от источника постановления:

  • постановление вынесено должностным лицом (например, сотрудник ГИБДД или инспектор другой госслужбы), то обжаловать его можно у вышестоящего должностного лица — начальника того, кто вынес постановление, а также в вышестоящий орган. Если жалоба не удовлетворена, то в районный суд;
  • если постановление вынесено коллегиальным органом, то подавать жалобу нужно в районный суд по месту этого органа;
  • если постановление вынесено районным судом, то подавать жалобу нужно в областной суд;
  • если постановление вынесено мировым судьей, то подавать жалобу нужно в районный суд.

Как видно, логика подачи жалоб проста – ее подают в вышестоящий орган. При неудовлетворении жалобы районным судом, ее следует обжаловать в областном суде. Если и там не добьетесь положительного ответа, то подавайте надзорную жалобу в областной суд. Выше стоит уже председатель Верховного суда либо лицо его замещающее.

Юристы не советуют подавать жалобу в вышестоящий орган или начальству лица, которое вынесло постановление об административном правонарушении. Ведь никому не нужна плохая статистика, а отмена постановление по причине ошибки это не самая лучшая статистика. Поэтому существует опасность, что вашу жалобу не рассмотрят как должно, тогда как суд куда более нейтрален и объективен.

Вы можете подавать жалобу как в орган, который вынес ее, так и прямо в суд, который будет решать дело по вашему запросу. (статья 30.2. КоАП РФ).

Причины для обжалования постановления об административном правонарушении

Что можно назвать объективными причинами по отмене постановления? Приведем примеры:

  • составление протокола по административному нарушению не самим инспектором, а, к примеру, стажером;
  • неверная квалификация правонарушения и как результат незаконное вынесение постановления;
  • были использованы недопустимые доказательства, такие как измерение алкогольного опьянения прибором, который не сертифицирован;
  • составление протокола с явным нарушением требований законодательства;
  • в случаях, когда должны были быть понятые, их не было или это были сотрудники милиции;
  • отсутствие в составленном протоколе необходимых сведений, как было зафиксировано правонарушение. Например, сведений о приборах, при помощи которых оно было выявлено;
  • если постановление вынесено после истечения срока, в который можно быть привлеченным к административной ответственности. Это составляет 2 месяца с момента совершения этого правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ);
  • есть еще один вариант, когда вы получили постановление, рассмотренное без вашего ведома. То есть вам не было сообщено о месте и времени рассмотрения дела должным образом. Но только стоит помнить, что неважно читали вы это уведомление или нет, если оно пришло по вашему месту прописки.

Вышеописанные и много других причин могут быть рассмотрены в суде как существенные факторы и ваше постановление может быть отменено или изменено.

Но стоит упомянуть какие факторы существенными не являются, поскольку об этом лучше узнать заранее. Итак, на какие нарушения не стоит обращать внимание:

  • различные грамматические и орфографические ошибки. Это, возможно, признак несовершенного образования лица писавшего постановление, но к делу это отношения не имеет;
  • неверная квалификация нарушения в протоколе. Протокол может содержать такую ошибку, но важно постановление, в котором квалификация может быть указана верно;
  • если протокол содержит недостатки, которые могут быть исправлены при рассмотрении дела. Так, личность правонарушителя, дата и прочие данные могут быть уточнены и вынесено постановление;
  • нарушенные сроки, когда составлен протокол (двое суток с момента выявления противоправного деяния). Это несущественное нарушение с точки зрения суда.

Эти нарушения не будут рассмотрены как веские причины к отмене вашего штрафа, вы только потратите время.

Напутствие для целеустремленных

Если вы решили обжаловать постановление об административном правонарушении и у вас на то есть веские причины, то делать это нужно незамедлительно. При отсутствии уважительных причин восстановления пропущенного срока обжалования можно и не добиться.

Если принятое судом (вышестоящим должностным лицом) решение вас не устроит, тогда можно обратиться в суды высших категорий. Порядок описан в статье ранее, но нужно знать, что решения принятые судами субъектов Российской Федерации (областные, краевые и республиканские) вступают в силу сразу после их оглашения. То есть для них нет срока обжалования, но для очень целеустремленных граждан есть возможность обжаловать и эти решения суда в порядке надзора.

Порядок обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано следующими лицами:

лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

потерпевшим (физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);

законными представителями физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права;

законными представителями юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим;

защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

представителем потерпевшего;

уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

вынесенное руководителем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместителями, руководителями структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, их заместителями – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока подачи жалобы указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;

9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать следующие сведения:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении помимо вышеуказанных сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.

Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, в срок до трех суток после его вынесения направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.

Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному органом, должностным лицом, в срок до трех суток после его вынесения направляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в вышеназванном порядке.

Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано также и должностным лицом, вынесшим такое постановление.

Решение суда по жалобе на вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано также руководителем коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших такое постановление.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в установленном порядке.

Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, защитнику (представителю, уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей), в трехдневный срок после вынесения решения.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы заинтересованными лицами.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление.

Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.

Жалобы подаются, протесты приносятся в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются окружными (флотскими) военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

Жалоба подается, протест приносится в суд, полномочный пересматривать такие жалобы, протесты.

Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

К жалобе, протесту должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении.

О принятии к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов судья выносит определение.

Судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.

В случае, если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.

Решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов принимается в форме постановления.

По результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения;

2) об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;

3) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

4) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, указываются:

1) наименование суда, рассмотревшего жалобу, протест;

2) номер дела, дата и место принятия постановления;

3) фамилия и инициалы судьи, рассмотревшего жалобу, протест;

4) наименование лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест;

5) указание на обжалуемые, опротестуемые постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) краткое содержание обжалуемых, опротестуемых постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

7) доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте;

8) возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест;

9) мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи Кодекса об административных правонарушениях и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях;

10) решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста.

Постановление подписывается принявшим его судьей.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, вступает в законную силу со дня его принятия.

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Решение Верховного Суда РФ от 04.05.2017 N 71-ААД17-1 Обстоятельства: Определением жалоба на постановление о прекращении производства по делу о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ за оказание медицинских услуг без специального разрешения (лицензии) возвращена без рассмотрения по существу, так как заявители не являются участниками производства по делу об административном правонарушении и правом обжалования указанного постановления не наделены. Решение: Определение отменено. Дело возвращено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку жалоба подана законными представителями потерпевшего по делу об административном правонарушении.

Не согласившись с данным постановлением, Бабенова Т.М. и Бабенов С.В., действуя, как законные представители несовершеннолетнего Б. обратились с жалобой на данное постановление в Калининградский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1 — 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 305-АД17-5411 по делу N А40-199965/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, прекращая производство по делу, суд исходил из того, что определение управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Прекращая производство по настоящему делу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 27, 29, 207 АПК РФ, статьи 30.1 КоАП РФ, учитывая разъяснения, данные в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходил из того, что данное определение управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 70-ААД17-2 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Решение: Дело передано в суд для рассмотрения по существу, поскольку рассмотрение председателем (его заместителем) жалобы на вступившие в законную силу судебные акты в отношении лица, которое являлось судьей и полномочия которого прекращены, не согласуется со ст. 24.1 КоАП РФ. Ближайшим к Ямало-Ненецкому автономному округу судом с компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях аналогичной компетенции суда Ямало-Ненецкого автономного округа является Верховный Суд Республики Коми.

Данное постановление обжаловано Кантарбаевым Б.М. в Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в порядке, предусмотренном статьями 30.1 — 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2017 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Решение Верховного Суда РФ от 04.05.2017 N 70-ААД17-3 Обстоятельства: Определением жалоба на постановление должностного лица о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, оставлена без рассмотрения, поскольку представленная заявителем копия доверенности не предусматривает правомочие на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на такое постановление. Решение: Определение оставлено без изменения.

Не согласившись с данным постановлением, директор предприятия Ермаков М.С. обжаловал его в Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в порядке, предусмотренном статьями 30.1 — 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 70 — 74).

Определение Верховного Суда РФ от 04.05.2017 N 67-ААД17-2 О снятии с рассмотрения и возвращении жалобы в части обжалования определения суда о возвращении без рассмотрения жалобы на постановление должностного лица и решения суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 — 30.3, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2017 N 9-ААД17-1 Обстоятельства: Определением жалоба на акты о привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, возвращена без рассмотрения по существу, так как жалоба не содержит расшифровку подписи лица, ее подавшего и подписавшего, ввиду чего суд лишен возможности проверить его процессуальные полномочия. Решение: Определение оставлено без изменения.

На данное постановление в порядке, предусмотренном статьями 30.1 — 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подана жалоба в Нижегородский областной суд.

Определением судьи Нижегородского областного суда от 17 февраля 2017 г. данная жалоба возвращена без рассмотрения по существу.

Постановление Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 74-АД17-6 Обстоятельства: Определением отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку в данном случае первоначальное своевременное обращение общества с жалобой на постановление должностного лица к вышестоящему должностному лицу является уважительной причиной пропуска процессуального срока обжалования постановления должностного лица в суд общей юрисдикции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 данного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление Верховного Суда РФ от 10.04.2017 N 20-АД17-2 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). Решение: Производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Данное постановление обжаловано Алибековой С.А. в Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.1 — 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Кизилюртовского районного суда Республики Дагестан от 19 мая 2016 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Постановление Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 89-АД17-2 Обстоятельства: Определением ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления должностного лица отклонено, поскольку доказательства, подтверждающие соблюдение срока либо наличие объективных причин, препятствующих своевременному обжалованию указанного постановления, которые могут быть признаны уважительными, отсутствуют. Решение: Дело возвращено на новое рассмотрение о стадии принятия жалобы на постановление инспектора ГИБДД для рассмотрения ходатайства о восстановлении срока на обжалование данного постановления, поскольку отказ в восстановлении срока на обжалование постановления должностного лица является препятствием для реализации заявителем права на судебную защиту.

При этом согласно подпункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.1.1 названного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Определение Верховного Суда РФ от 21.04.2017 N 305-АД17-3363 по делу N А40-193410/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, производство по делу прекращено, так как дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Прекращая производство по настоящему делу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 27, 29, 207 АПК РФ, статьи 30.1 КоАП РФ, учитывая разъяснения, данные в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходил из того, что определение управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 30.3 показывает, что:

1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана (т.е. это право, а не обязанность лиц, указанных в ст. 25.1-25.5, см. коммент. к ним) в течение 10 календарных суток, отсчитываемых:

а) либо со следующего дня после дня вручения копии постановления по делу об административном правонарушении. Она вручается (под расписку) физическому лицу, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (по его просьбе) в течение 3-х дней со дня вынесения постановления;

б) либо со следующего дня после даты, когда копия постановления по делу была получена упомянутыми лицами.

Напомним, что в соответствии со ст. 29.11 копия постановления по делу должна быть выслана (например, по почте) указанным лицам в течение 3-х дней со дня вынесения постановления (см. коммент. к ст. 29.11);

2) если срок подачи жалобы (указанный выше) был пропущен (например, по болезни, по иным уважительным причинам), он может быть восстановлен:

а) по ходатайству (в соответствии с правилами ст. 24.4, см. коммент. к ней) лица, подающего жалобу;

б) судей, должностным лицом, которые правомочны рассмотреть жалобу. О восстановлении срока выносится определение.

2. Применяя правила ч. 3 ст. 30.3 (они введены Законом N 94 и вступили в силу с 18.07.03, а в редакции Закона N 93 — с 05.08.05), нужно учесть, что:

1) в них исчерпывающим образом перечислены случаи, когда жалоба должна быть подана в 5-ти дневный срок;

2) в них имеются в виду 5 календарных дней, отсчитываемых со следующего дня, после дня вручения (получения) копии постановления.

3. Анализ ч. 4 ст. 30.3 показывает, что:

1) ходатайство о восстановлении пропущенного срока может быть и отклонено;

2) вопрос об удовлетворении (отклонении) жалобы решает лишь судья, должностное лицо самостоятельно с учетом всех обстоятельств;

3) об отклонении ходатайства выносится определение. Возможность его обжалования в нормах КоАП не предусмотрена.

Статья 30.3. КоАП РФ. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Данная статья устанавливает десятидневный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Практикой подтверждена оптимальность этого срока для обеспечения реальной возможности заинтересованным лицам обжаловать незаконные, по их мнению, постановления судей, органов и должностных лиц. Но в отличие от ранее существовавшего порядка этот срок исчисляется не со дня вынесения постановления, а со дня вручения или получения копии постановления. Такое исчисление срока создает дополнительную гарантию того, что у лица, правомочного обжаловать постановление, есть достаточное время для анализа текста постановления и подготовки жалобы.

2. Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам, применяемым и в уголовном, и в гражданском процессе. Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

3. Законодательно сохраняется возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительным причинам. Вопрос о восстановлении срока обжалования решает судья или должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу.

4. Закон установил сокращенный (пятидневный) срок обжалования постановлений по делам о нарушениях избирательных прав граждан и законодательства о выборах и референдумах. В сочетании с пятидневным сроком рассмотрения таких жалоб (ч. 2 ст. 30.5 Кодекса) это должно обеспечить более оперативное правовое реагирование на допущенное правонарушение в условиях динамичного и ограниченного по времени избирательного процесса.

Сокращение указанных сроков обусловлено также тем, что эти административные правонарушения могут повлиять на ход избирательной кампании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 78) устанавливает сжатые сроки рассмотрения жалоб, поступающих в период избирательной кампании или кампании референдума.

Комментарий к Статье 30.3 КоАП РФ

1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП).

Несмотря на то, что КоАП не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).

В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.

При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.

В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.

2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).

Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.

3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Другой комментарий к Ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Порядок вручения копии постановления о наложении административного наказания предусматривает исчисление десятидневного срока для обжалования постановления в вышестоящий орган, суд. Если копия постановления вручена под расписку, то десятидневный срок подачи жалобы исчисляется с даты вручения, зафиксированной в производстве по делу об административном правонарушении. Если же копия постановления высылается по почте, об этом делается соответствующая запись в деле.

Часть 1 данной статьи не устанавливает исключений из общего правила исчисления срока подачи жалобы. Истекает срок, в течение которого может быть подана жалоба, в двенадцать часов ночи последних суток с момента вручения или получения копии постановления.

2. При этом не может быть отказано в возбуждении дела по мотивам пропуска срока на подачу жалобы. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. о некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях указано, что недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечение сроков наложения наказания, исполнения постановления. В случае пропуска десятидневного срока обращения по уважительной причине он может быть восстановлен соответствующим вышестоящим органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу, судьей по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление. Уважительной причиной пропуска могут быть признаны, например, болезнь, командировка, другие обстоятельства, помешавшие заинтересованному лицу подать жалобу в срок. Поэтому вопрос об уважительности причины пропуска решается в каждом конкретном случае индивидуально.

3. Рассмотрение вопроса о восстановлении пропущенного срока решается судьей, органом, должностным лицом, которым подается жалоба. Если ходатайство отклоняется, в этом случае выносится определение об отклонении ходатайства о восстановлении по делу об административном правонарушении.

4. В отличие от УПК, где факт подачи жалобы приостанавливает исполнение решения, в КоАП РФ данный вопрос не находит закрепления. В этом случае следует рководствоваться общим правилом, установленным Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Согласно п.4 данного Закона, приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении. Ходатайство о приостановлении исполнения решения может быть изложено в жалобе.

Пора подавать жалобу: сроки

Представьте, что вы являетесь главным фигурантом дела о нарушении административного характера. Вполне возможно, что по итогам его проведения в вашем отношении было вынесено какое-либо решение, с которым вы не согласны. Теперь у вас есть два пути:

  • подчиниться ему;
  • подать апелляционную жалобу.

К слову, согласно законодательным актам, действующим на территории нашей страны, срок для подачи жалобы определяется совершенно четко: данный документ может быть составлен и передан на разбирательство не позднее, чем пройдут десять суток с той даты, когда произошло получение уведомления, содержащего сведения о принятом судом решении. При этом, данный документ может быть вручен вам:

  • в виде изначального оригинала;
  • в виде сделанной с самого документа копии.

При условии, что по каким-либо причинам вы пропустили указанный выше срок в десять дней, вероятнее всего вы потеряете возможность обратить назад последствия судебного решения.

Однако, при условии, что пропуск срока был обусловлен причинами, характер которых можно считать уважительным, существует способ восстановить потерянное время. Для этого нужно:

  • составить ходатайство о повторном предоставлении искомого периода;
  • изложить в данном документе причины, согласно которым предыдущее время оказалось пропущено;
  • адресовать данный документ судье или иному лицу, занимающему соответственную должность, которого закон наделил правом рассмотреть жалобу.

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Также существует список статей, которые подлежат опротестованию в ответ на вынесенное решение, касающегося нарушения прав интересующего нас типа, в срок, составляющий пять дней. К искомой категории также нужно причислить статьи Кодекса, идущие под перечисленными в нижеследующем списке номерами:

  • 5.56;
  • 5.45 – 5.52;
  • 5.1-5.25.;
  • 5.58.

Схема тут будет такая же. В начале вы дожидаетесь предоставления уведомлении о постановлении и копии данного документа, а затем составляете и отправляете протест в какую-либо инстанцию государственной судебной системы власти.

Переданное в суд ходатайство будет рассмотрено, и согласно собранной информации вынесут вердикт, который в равной степени может быть

  • положительный;
  • отрицательный.

В первом случае ваше дело возобновиться, и вновь будет рассмотрено уже другим представителем судебной системы. Если же документ будет отклонен, вы потеряете возможность обернуть результаты дела в свою пользу.

Этапы подготовки к рассмотрению поданной жалобы

Каждый официальный процесс, протекающий в рамках дела об административном правонарушении, подразумевает проведение подготовки, которая обычно проходит за несколько этапов.

Длительность этапов подготовки также влияет на сроки, отданные на рассмотрение жалобы

Не будет исключением для данного утверждения также и жалоба, подаваемая на не удовлетворившее фигуранта дела об административном правонарушении решение.

Проходит в данном случае подготовка за несколько этапов. Каких, рассмотрим в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Этапы подготовки

Этап первый Этап второй Этап третий
Судья или иное уполномоченное лицо проводят выяснение обстоятельств, которые могли бы стать поводом для отказа в рассмотрении жалобы, а также обстоятельств, которые могли бы исключить инициацию производственного процесса по данному делу. Какое-либо уполномоченное лицо проводит выяснение обстоятельств, потенциально имеющих возможность стать поводом для отказа в рассмотрении поданного протеста, а кроме того, обстоятельств, которые могли бы исключить инициацию производственного процесса по данному делу.
Прошедшие выяснение негативных обстоятельств ходатайство пропускают в работу, при этом проводят также дополнительные мероприятия:

  • осуществляют назначение экспертных проверок;
  • требуют предоставления каких-либо дополнительных сведений по рассматриваемому делу;
  • проводят вызов на разговор граждан, которые согласно представленным в рассматриваемом деле сведениям должны принимать деятельное участие в обсуждении поданного протеста.
  • Лицо, уполномоченное на осуществление данной задачи, направляет протест, а в том числе и все собранные по нему дополнительные данные, дополняющие искомое дело, на разбирательство согласно судебной компетенции конкретной инстанции данного государственного образования, за исключением тех ситуаций, когда конкретная претензия входит в компетенции конкретных должностных лиц или судей.

    Существуют некоторые правила, сопровождающие данный процесс обработки жалобы. Вот они.

    Правило 1. Поданный документ, при помощи которого проводится обжалование постановления, вынесенного ранее по делу о правонарушении интересующей нас категории, должен быть принят уполномоченным служащим в определенный для этого законодательно временной период, длительность которого составляет 10 дней с того дня, как в работу поступили:

    • жалоба;
    • дополняющие ее сведения и данные.

    Правило 2. С того момента, как жалоба поступит к уполномоченному служащему или к судье, она должна быть полностью рассмотрена и осмыслена за период времени, равный двум месячным срокам.

    Правило 3. Перечень статей, оговоренный нами выше, жалобы по которому подразумевают обжалование в пятидневный срок, обуславливает, что рассматривать данные жалобы также необходимо в упомянутый срок в 5 дней, который начинает отсчитываться с того момента, как:

    • документ от жалобщика поступает в суд;
    • вместе с ним подаются и материалы.

    Правило 4. В течение 24 часов должна быть рассмотрена жалоба, поданная лицом, которое:

    • отбывает арест административного типа;
    • должно подвергнуться выдворению административной категории.

    Отсчет данного срока начинается с момента подачи жалобы искомым лицом

    За сутки необходимо принять конкретное решение, в противном случае наступят неприятные для должностного лица последствия.

    Правило 5. Жалоба, поданная после получения уведомления, в котором сказано, что нарушитель понесет справедливое наказание, подразумевающее приостановления деятельности различного характера на определенный срок, также должна рассматриваться в период, равный пяти суткам с момента ее получения вышестоящей инстанцией судебной власти.

    Установки, соблюдающиеся при рассмотрении жалобы

    Порядок необходим не только при подаче жалобы, но также при рассмотрении ее непосредственно должностным лицом, судьей или иным представителем государственной системы, наделенным правом на проведение данного мероприятия.

    1. В первую очередь нужно запомнить, что документ, целью которого является обжалование дела, связанного с правонарушением административного характера, должен быть рассмотрен в единоличном порядке:

    • судьей;
    • иным должностным, уполномоченным на проведение процедуры, лицом.

    2. Во время процедуры рассмотрения жалобы, касающейся постановления по делу о правонарушении интересующей нас категории, необходимо иметь ввиду следующее: в обязательном порядке должно быть объявлено:

    • кто будет рассматривать документ и содержащиеся в нем сведения;
    • какая жалоба пройдет процедуру;
    • кто подал данное прошение о пересмотре предыдущего решения по делу.

    3. Должна также быть установлена явка, касающаяся:

    • гражданина;
    • индивидуального предпринимателя;
    • законного представителя физического лица;
    • законного представителя какой-либо компании, организации и прочих формирований, относящихся к категории ЮЛ.

    еобходимо обеспечить появление на рассмотрении вопроса лиц, которые должны участвовать в разбирательстве на основании каких-либо обстоятельств

    4. При условии, что в мероприятии будут принимать участие не лица, непосредственно имеющие отношение к делу, а их законные представители, необходимо провести проверку их полномочий. То же касается и защитников интересов лица, являющегося фигурантом дела.

    5. Если какие-либо участники производства не явились на слушание, необходимо сделать следующее:

    • выяснить причину, по которой они отсутствуют на месте;
    • принять решение о том, чтобы продолжить рассмотрение дела без них, или же отложить рассмотрение вопроса ввиду невозможности выяснения каких-либо обстоятельств.

    6. Необходимо во время рассмотрения осуществить разъяснение участникам заседания их права и обязанности.

    7. Разрешается осуществить заявленные:

    • ходатайства;
    • отводы.

    8. Должна оглашаться суть жалобы относительно постановления по делу об административном правонарушении.

    9. Необходимо осуществить проверку постановления, ранее вынесенного по делу, с точки зрения его:

    • законности;
    • обоснованности.

    Если говорит конкретнее, происходит заслушивание лица, либо являющегося непосредственным участником дела, либо представителем данного участника, законно обеспечивающим его интересы в суде.

    Заслушиваются также показания иных граждан, которые принимают непосредственное участие в рассмотрении обжалования, а также рассматриваются:

    • сведения, представленные экспертом по результатам проведенной проверки;
    • пояснения иных специалистов;
    • рассматриваются другие доказательства, имеющиеся в распоряжении суда на момент проведения заседания.

    10. В том случае, когда в деле принимает участие представитель прокуратуры, по окончанию рассмотрению дела необходимо выслушать также и его мысли по рассматриваемому в суде вопросу.

    11. Проверка дела уполномоченным лицом должна осуществляться в полном объеме.

    Вынесение решения

    Что касается вынесения решения на ту жалобу, которая опротестовывала предыдущие выводы суда по данному делу, данная процедура также должна подчиняться определенному порядку.

    Вынесение решения по делу производится согласно основным правилам

    1. Жалоба, рассмотренная каким-либо должностным лицом, или судом, может увенчаться следующими решениями:
      1. о сохранении постановления в прежнем виде, то есть она не будет удовлетворена;
      2. о замене некоторых нюансов постановления иными установками, однако, при этом необходимо учитывать, что запрещается ухудшать положение обвиняемого, то есть утяжелять в его отношении назначенное наказание;
      3. об отмене ранее вынесенного постановления, вместе с ним и прекращении производственного процесса по данному делу, при условии, что обнаружились обстоятельства, указанные в конкретных статьях КоАП РФ, а также при условии, что иные обстоятельства не были доказаны, но при этом предыдущее постановление было вынесено на их основании;
      4. об отмене ранее вынесенного решения, и рассмотрении искомого дела заново, то есть, передаче его тому же должностному лицу, которое ранее получило полномочия данное дело вести, для повторного, и на этот раз полноценного и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела, и применить впоследствии закон, связанный с административными правонарушениями, назначив более строгое наказание, если, например, того требовала ранее поданная от пострадавшего лица жалоба;
      5. об отмене ранее вынесенного решении, при условии, что его вынесло лицо, не являющееся правомочным до данному вопросу, и направлении данного дела на рассмотрение в соответствующее ведомство.
    2. Решение, которое будет вынесено по итогам рассмотрения данной жалобы, должно содержать информацию, которая раскрывается в Кодексе об административных правонарушениях нашей страны.
    3. Во время разбора пришедшей в государственную структуру жалобу, которая ставит под сомнение ранее вынесенное постановление по делу, необходимо осуществить вынесение определения о передаче жалобы на рассмотрение компетентному судье или иному лицу должностного типа, при условии, что постановление было вынесено лицом не компетентным, не соответствующим подведомственности.

    Видео – Обжалование постановлений об административных нарушениях

    Сроки и правила рассмотрения жалобы в порядке надзора

    Право на проведение обжалования какого – либо решения в порядке надзора конкретного постановления закреплено за населением Российской Федерации на законодательном уровне, и они также регулируются конкретными установками, и имеют определенные сроки.

    1. Приобретшие актуальность в глазах закона постановления по делам интересующей нас категории, решения, увенчавшие в качестве итога дела о рассмотрении каких-либо жалоб, могут быть также опротестованы в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
    2. Дозволяется опротестовывать постановления, вступившие в силу, не только лицам, задействованным в процессе, и являющихся его участниками, но и также прокурору, если речь идет об изъявлении протеста в порядке надзора.
    3. Принести протест в порядке надзора имеют право только:
    • прокуроры регионов нашей страны;
    • лица, замещающие прокуроров;
    • Генеральный прокурор России (и его замещающие лица).

    Соблюдение правил — залог успешного взаимодействия с судом

    Если же речь идет об обвинении граждан, которые являются военнослужащими, или только призваны на войну, разрешено делать это:

    • военным прокурорам;
    • приравненных к ним должностным лицам;
    • Главному прокурору в данной области и т.д.

    Теперь поговорим о правилах подачи жалобы и протеста в порядке надзора.

    1. Обе разновидности протеста относительно какого-либо решения производятся напрямую в суд, относящийся к надзорной инстанции.
    2. Перечисленные выше, обжалующие решение, ранее вынесенное по делу интересующей нас категории, бумаги, должны содержать в тексте:
      1. название суда, в который происходит передача на рассмотрение данного документа;
      2. сведения о гражданине, который решил подать жалобу, или же о проведшем данную процедуру прокуроре;
      3. данные о других участниках производственного процесса, инициированного ввиду дела о нарушении интересующей нас правовой категории;
      4. упоминание постановления, результаты которого на данном этапе обжалуются и подлежат протесту;
      5. аргументы лица, осуществившего составление жалобы и инициировавшего процесс ее рассмотрения, а также принесшего протест прокурора, при этом также нужно перечислить факты, ставшие основанием для пересмотра дела, назвать предыдущее решение и т.д.;
      6. также следует перечислить список прилагаемых к данному документу материалов, которые сыграют свою роль в процессе, доказав или опровергнув какой-либо факт;
      7. личную подпись гражданина, осуществившего обжалование, а также прокурора, который осуществил принесение протеста.

        Подпись

    3. К жалобе также необходимо приложить некоторые документы. Вот они:
      1. копия о вынесенном решении, ранее полученная жалобщиком по итогу рассмотрения дела об административном правонарушении;
      2. копии решений с повторного рассмотрения искомого дела, вынесенных в результате рассмотрения уже подаваемых ранее жалоб или протестов (при условии, что решения были вынесены);
      3. копии бумаги, при помощи которой подтверждаются полномочия лица, представляющего ФЛ или ЮЛ, являющихся участниками процессе, то есть, копия нотариально доверенности, орден и прочие документы;
      4. ксерокопию жалобы.

    Теперь немного поговорим о принятии в работу в порядке надзора жалобы или протеста.

    1. Если один из вышеперечисленных документов был принят к рассмотрению, необходимо вынести соответствующее определение.
    2. Должностное лицо, отвечающее за рассмотрение в законодательном порядке надзора жалобу, должно осуществить оповещение гражданина, который становится потерпевшим ввиду инициации данного делопроизводства, и дать ему возможность:
      1. ознакомиться с текстом подаваемого документа;
      2. подать официальные возражения против повторной инициации производственного процесса.
    3. При условии, что при подаче протеста или жалобы нарушаются правила и требования, предусмотренные не раз упомянутым нами Кодексом, подготовленный документ должен быть возвращен лицу ради внесения в него требуемых изменений.

    Что касается сроков и пределов рассмотрения жалоб и протестов, дела обстоят следующим образом:

    1. Если присланное обжалование принято к рассмотрению в порядке надзора, все решение и постановления, вынесенные по нему, будут проходить проверку относительно доводов, изложенных в тексте документа, а также возражений в отзыве на жалобу, и протесты.
    2. Судья, который дал ход жалобе, имеет право на полноценную проверку дела по данному правонарушению.
    3. Сроки вынесения решения по искомому обстоятельству производятся не позднее, чем через два месячных срока с того дня, как жалоба поступила в обработку, а в том случае, когда при этом истребуется дело о правонарушении, срок сокращается до одного месяца.
    4. Второй раз подать жалобу или опротестовать решение суда по тем же основаниям, что и прежде, нельзя, так как это запрещается на законодательном уровне.
    admin