Срок лишения специального права

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

2. Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.

Определение Конституционного Суда РФ от 16.04.2009 N 420-О-О «По запросу Всеволожского городского суда Ленинградской области о проверке конституционности части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

2. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1); лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса (статья 3.8).

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 N 16-П «По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина»

Так, перечень административных наказаний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, к числу наиболее существенных по своему правоограничительному эффекту относит лишение специального права, административный арест, дисквалификацию, административное приостановление деятельности, что предполагает их применение в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административных наказаний (статьи 3.8, 3.9, 3.11 и 3.12). Данные виды административных наказаний назначаются судьей (исключение составляет административное приостановление деятельности, которое в отдельных случаях может назначаться иным должностным лицом) и носят срочный характер: срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток (за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до тридцати суток), дисквалификация — на срок от шести месяцев до трех лет, административное приостановление деятельности — на срок до девяноста суток, но исполнение данного наказания может быть прекращено досрочно, если будет установлено, что предусмотренные законом обстоятельства, послужившие основанием для его назначения, устранены.

Письмо МЧС России от 21.04.2005 «Методические рекомендации по организации производства по делам об административных правонарушениях в ГИМС МЧС России»

Новая редакция Ст. 3.8 КоАП РФ

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 3.8 КоАП РФ

1. Лишение лица, совершившего правонарушение, ранее предоставленного ему специального права при наличии подтверждающих разрешительных документов как мера административной ответственности подразумевает принудительную реализацию (хотя четкое определение в Кодексе отсутствует). Формулировка «за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом» является условием, при котором государственные органы не только имеют право, но и обязаны привлечь гражданина к административной ответственности, что является материально-административной гарантией привлечения данного лица к административной ответственности.

Реализация данной меры наказания назначается судьей — мировым судьей.

2. Установленный срок лишения не может быть менее одного месяца и более двух лет (с 1 января 2008 г. — менее одного месяца и более трех лет), что обеспечивает понимание правонарушителем того обстоятельства, что повторное совершение аналогичного правонарушения вновь повлечет неприятные последствия, а с другой стороны, правонарушитель не лишается надежды вновь получить утраченное право и осуществлять практическую его реализацию.

3. В качестве исключения из общего правила в соответствии с принципом гуманизма лишение специального права не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, что не подразумевает освобождения его от административной ответственности. Однако управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, управомочивает федеральные исполнительные органы (должностных лиц) привлечь это лицо к ответственности и обеспечивает условия для вынесения судебного решения и применения в виде меры административной ответственности данного вида наказания в соответствии с частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи 12.27 (см. комментарии к указанным статьям).

4. Также государство гарантирует лицам, для которых, например, охота является основным законным источником средств к существованию, что лишение специального права в виде права охоты не будет к ним применено, однако это не означает освобождения данной категории лиц от административной ответственности.

5. Различаются следующие виды лишения прав: охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3 КоАП); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5 КоАП); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 КоАП и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 КоАП) и др.

6. Органы, исполняющие постановление судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного административного наказания определены соответственно ст. 32.5, 32.6 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).

Другой комментарий к Ст. 3.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Из смысла и содержания этой статьи вытекает два вида запрета: лишение права управления транспортными средствами и лишение права охоты.

В данной статье в отличие от прежнего КоАП РФ не предусмотрено лишение специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Данный вид административного наказания значительно ограничивает возможности тех правонарушителей, которые своими противоправными действиями могут нанести вред и ущерб безопасности, здоровью, жизни отдельных граждан. Особенно это касается права на управление транспортным средством. Транспортное средство является источником повышенной опасности, требует определенных навыков вождения, знания правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья.

Применение лишения специального права управления влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью: для водителя-профессионала — запрет работать по специальности, а для водителя-любителя — запрет управлять принадлежащим ему транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой.

2. Основанием назначения данного вида наказания является прямое установление его в санкциях Особенной части КоАП РФ и только в качестве основного административного наказания. Так, административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством устанавливается за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст.12.8); превышение установленной скорости (ст.12.9); нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст.12.10); нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст.12.15) и др.

3. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Указанные критерии характеризуют не только объективную сторону административного правонарушения, но и указывают на применение данного наказания в исключительных случаях.

4. Ранее право налагать административное наказание в виде лишения специального права относилось к компетенции различных надзорных органов. Теперь лишение специального права назначается судьей.

5. Как и прежде, срок лишения специального права имеет относительно-определенный характер и назначается в пределах санкций статей Особенной части. Например, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час может повлечь лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев (ст.12.9). Однако изменились общие минимальные и максимальные их временные границы. Минимальный срок лишения специального права не может быть менее одного месяца, а максимальный — более двух лет.

6. По смыслу данной статьи лишение специального права применяется к физическим лицам. Ее предписания предусматривают следующие ограничения применения лишения специального права:

лишение специального права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся;

лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

6.3. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

Аскеров Мамед, аспирант. Московский

государственный университет экономики,

статистики и информатики, Тверской филиал. Место работы: Центральный районный суд г. Твери.

Должность: Помощник судьи.

Аннотация: в статье приведен анализ проблем назначения административного наказания в виде лишения специального права. Даны предложения по преодолению выявленных проблем.

Ключевые слова: законодательство,

административное наказание, лишение специального права, специальные права.

THE PROBLEMS OF IMPOSITION OF ADMINISTRATIVE PENALTIES OF DEPRIVATION OF SPECIAL RIGHTS

Keywords: the legislation, the administrative penalty, the deprivation of special rights, the special rights.

В соответствии с частью 1 статьи 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ» .

Административное наказание в виде лишения специального права заключается в ограничение субъективных прав физического лица в области административно-разрешительной системы, поскольку понятие «специального права» содержит в себе особые возможности, предоставляемые лицу государством. Контроль государством реализации лицом специальных прав связан с защитой «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»2, поскольку использование специальных прав потенциально способно причинить вред общественнозначимым ценностям.

Лишение специального права назначается исключительно судьей и только в отношении

2 Максимов И.В. Административные наказания. — М.: Норма. 2009. — Стр. 357.

физических лиц. Судебный порядок призван усилить гарантии лица от произвола государства, и

предусматривает спор между государством и

личностью о фактических обстоятельствах случившегося.

Напомним, что в соответствии с частью 1 статьи 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, принимаемых в соответствии с

Кодексом. Проанализировав законодательство РФ, мы можем обнаружить, что лишение специального права может быть регламентировано и иными

федеральными законами, а, кроме того, назначено в отношении юридических лиц.

Так, статья 26 Федерального закона РФ «Об оружии» предусматривает аннулирование лицензии на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, судом на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложения наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица .

Как следует из пункта 2 статьи 13 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «в случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами , промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии»4, то есть, по сути, с заявлением о лишении юридического лица специального права, предоставленного законом.

Таким образом, несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает назначение в отношении юридических лиц административного наказания в виде лишения специального права, ряд федеральных законов устанавливают такую возможность, что противоречит законодательству об административных правонарушениях.

Выходом из данной проблемы видятся два пути. Первый путь заключается в закреплении в части 1 статьи 1.1 КоАП РФ положения, согласно которому законодательство об административных

правонарушениях будет состоять не только из КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных

3 Смотри Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Федеральный закон РФ от 04 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание

законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

Бизнес в законе

3’2012

правонарушениях, но и иных федеральных законов. Второй путь, как представляется для нас наиболее правильным, — предусмотреть возможность согласно КоАП РФ назначение административного наказания в виде лишения специального права не только в отношении физических, но и юридических лиц.

Кроме того, помимо закрепления возможности назначения административного наказания в виде лишения специального права в отношении юридических лиц, необходимо установить в статье 3.8 КоАП РФ перечень специальных прав, которых могут быть лишены как физические лица, так и юридические лица.

Анализ статей особенной части КоАП РФ позволяет сделать вывод, что закон предусматривает лишения следующих прав:

— осуществлять охоту;

— управлять транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном;

— приобретать и хранить или хранить и носить оружия.

Следует отметить, что статьи 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминают лишение права на эксплуатацию

радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, но в статьях Особенной части КоАП РФ в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Таким образом, будет обоснованным исключение из КоАП РФ лишение данного права либо

установление в Особенной части КоАП РФ

правонарушений, предусматривающих лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Статьей 3.8 частью 3 КоАП РФ установлено, что «лишение специального права в виде управления транспортными средствами не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью»5. Из этого правила существует ряд исключений, согласно которым

административное наказание в виде лишения специального права управления транспортными средствами может быть назначено в отношении лица, признанного инвалидом, в случаях:

— управления транспортным средством в состоянии опьянения;

— уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

— оставления последним в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

В статье 3.8 части 4 КоАП РФ определено, что «лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию»6. При этом закон не предусматривает никаких исключений из этого правила.

Так, например лицо, для которого охота является основным источником средств к существованию, может совершить дважды правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, и ограничиться наказанием в виде административного штрафа, который может быть уплачен правонарушителем за счет средств вырученных продажей добытого на охоте животного.

Полагаем, обоснованным будет закрепление в КоАП РФ условий назначения наказания в виде лишения специального права и лицу, для которого охота является основным законным источником средств к существованию, поскольку данное наказание для указанных лиц будет более действенным, чем какое-либо другое административное наказание. В частности, к таким условиям могут относится -повторное совершение административного правонарушения в короткий промежуток времени, например, в течение месяца, либо повторное совершение административного правонарушения в период, когда ловля рыб или охота запрещена.

Как следует из части 1 статьи 32.7 КоАП РФ «течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права»7.

В соответствии с частью 3 статьи 27.10 КоАП РФ «при совершении административного

правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством

соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении»8. КоАП РФ не предусматривает возможность исчисления срока лишения специального права с момента, когда соответствующие документы были изъяты у лица, совершившего административное правонарушение.

Таким образом, срок лишения специального права у лица, совершившего, например, правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, с самого начала признающего свою вину, и, отказавшегося от временного разрешения на право

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управления транспортным средством, и у лица совершившего аналогичное правонарушение, но пользующегося временным удостоверением на право управления транспортным средством, будет исчисляться одинаково — с момента вступления постановления о назначении административного наказания в виде лишения специального права в законную силу.

Считаем, необходимым закрепить в статье 32.7 КоАП РФ положение, согласно которому срок лишения специального права исчисляется либо с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права, либо с момента, когда у лица, совершившего правонарушение, были изъяты документы, предусмотренные частями 1-3 статьи 32.6 КоАП РФ. При этом срок, с которого необходимо исчислять лишение специального права, необходимо указывать в постановлении судьи.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что обозначенные проблемы свидетельствуют о непродуманности ряда положений, регулирующих порядок назначения административного наказания в виде лишения специального права. Данное обстоятельство приводит к нарушению принципов законности и индивидуализации назначения административных наказаний, и не реализует главную цель административных наказаний — предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Список литературы:

2. Федеральный закон РФ от 04 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

3. Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

5. Максимов И.В. Административные наказания. — М.: Норма, 2009. — Стр. 463.

Reference list:

2. Federal Law № 99-FL from 04.05.2011 «About licensing of some activities» // Code of Laws of RF. 2011. № 14. Article 2716.

3. Federal Law № 150-FL from 13.12.1996 «About weapons» // Code of Laws of RF. 1996. № 51. Article 5681.

5. Maximov I.V. Administrative penalties. — M.: Norma, 2009.

— 463 pages.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья «Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права» аспиранта Аскерова М. представляет собой комплексное научное исследование.

Обозначены и предложены пути решения проблем:

— применения наказания в виде лишения специального права;

— лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;

— лишения специального права управления транспортными средствами лица, признанным инвалидом;

— лишения специального права на охоту лиц, для которых она является основным законным источником средств к существованию;

— исчисления срока лишения специального права.

Сделанные предложения могут быть учтены при

дальнейшем обсуждении научной общественностью и для разработки соответствующих дополнений и изменений действующего законодательства.

к.ю.н.

Шмелев В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

admin