Срок административного наказания составляет

Коллаж: Legal.Report

Минюст России представил проект новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях, разработка которого велась с марта прошлого года. Объемный документ содержит ряд принципиальных новелл. Так, вводится категория грубых правонарушений и увеличиваются общие сроки давности.

Прокуроров и приставов вывели из-под ареста

К основным новеллам, вводимым законопроектом, можно отнести увеличение до года общего срока давности привлечения к административной ответственности. Нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные.

Существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит 60 часов вместо 200 в действующем. Эту санкцию предлагается не применять к целому ряду лиц, в том числе к прокурорским работникам, сотрудникам органов принудительного исполнения (бывшая ФССП) и дипломатам. К этим же самым лицам не будет применяться административный арест.

Выделена категория грубых административных правонарушений. К ним в числе прочего предлагается отнести правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, в сфере оборота наркотических средств, оружия, в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, изготовлению и обороту порнографии с несовершеннолетними. А также правонарушения, посягающие на конкуренцию, и правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения. Оговаривается, что в ряде случаев правонарушения могут быть признаны грубыми по решению суда.

В целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде штрафа, за общее правило предлагается взять назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные правонарушения при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Кроме того, при отсутствии отягчающих обстоятельств штраф может быть заменен на предупреждение за впервые совершенное лицом административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе осуществления государственного или муниципального контроля (надзора). В действующей редакции КоАП такие послабления предусмотрены только для субъектов малого и среднего предпринимательства без образования юридического лица или для юридических лиц, а также их работников.

Возможность конфискации распространена на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства и прицепы, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных правонарушений.

Кроме того, расширено действие законодательства в пространстве. Предусмотрено, что лицо, совершившее за границей правонарушение, направленное против интересов РФ, и избежавшее уголовной или административной ответственности в соответствии с местным законодательством, подлежит ответственности по КоАП. В действующем кодексе такое правило распространяется только на ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Останавливать бизнес планируют ненадолго

Административное приостановление деятельности предлагается именовать как административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с 90 до 30 суток.

Наряду с гражданами, должностными и юридическими лицами к самостоятельному субъекту отнесены лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и совершившие правонарушения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Причем независимо от соблюдения ими требований законодательства о государственной регистрации. При этом ИП, осуществляющий на законных основаниях деятельность, привлекается к административной ответственности только по результатам проведения контрольно-надзорного мероприятия. Аналогичное правило вводится законопроектом и в отношении юридического лица.

Закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.

Новый КоАП предполагается ввести в действие с 1 января 2021 года.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

См. все связанные документы >>>

1. Лицо, в отношении которого велось производство по делу, считается подвергнутым административному наказанию с момента вступления в силу постановления о назначении административного наказания (относительно сроков вступления в силу постановлений по делам об административном правонарушении см. комментарий к ст. 31.1). В состоянии так называемой административной наказанности лицо находится как в период исполнения административного наказания, так еще и в течение определенного законом срока после исполнения наказания. Этот срок является давностным сроком для погашения административного наказания. Он равен одному году, исчисляемому со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. После истечения этого года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

2. Срок для погашения наказания — это своего рода испытательный срок, во время которого лицо, привлеченное к ответственности, должно доказать, что оно исправилось. Поэтому точкой отсчета годичного срока для погашения наказания является не момент вынесения постановления о назначении административного наказания, а день фактического окончания исполнения назначенного наказания.

3. Годичный срок погашения административного наказания установлен для всех административных наказаний независимо от их вида, размера и сроков.

4. В случае назначения административного наказания в виде предупреждения начало годичного давностного срока совпадает с днем назначения самого наказания.

5. Срок окончания исполнения наказания при назначении административного штрафа, административного ареста, лишения специального права, административного приостановления деятельности совпадает, соответственно, с моментом полной выплаты штрафной суммы, днем окончания фактического отбывания административного ареста, с истечением срока, на который было назначено лишение специального права или административное приостановление деятельности.

6. Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказаниям, то годичный срок исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

7. Погашение административного наказания после истечения годичного срока наступает автоматически и не требует оформления специальным документом.

8. Повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (см. п. 2 ч. 1 ст. 4.3), а в ряде случаев может служить квалифицирующим признаком для применения более суровой меры административной ответственности (см., например, ч. 2 ст. 5.27).

admin