Срочный служебный контракт

Давыдова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С гражданскими служащими, как и с обычными работниками, трудовые (служебные) отношения могут быть бессрочными или ограниченными определенным сроком. Законодатель не запрещает срок действия трудовых договоров продлевать – не установлен запрет и на продление служебных контрактов. Но порядок продления при этом отличается.

Когда заключается срочный служебный контракт?

Cогласно ст. 25 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок. При этом учитываются:

  • категория замещаемой должности гражданской службы;

  • условия прохождения службы, если иное не предусмотрено названным или другими федеральными законами.

Выделяются четыре категории должностей гражданской службы:

1. Руководители. К ним относятся должности руководителей и заместителей руководителей:

  • государственных органов и их структурных подразделений;

  • территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

  • представительств государственных органов и их структурных подразделений.

2. Помощники (советники). Это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности и должности руководителей.

3. Специалисты. К ним относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций.

4. Обеспечивающие специалисты. Это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

Из этого перечня срочный служебный контракт заключается по должностям из категорий «руководители» и «помощники (советники)». Кроме того, он заключается в случаях замещения должности гражданской службы:

  • на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется данная должность;

  • после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

  • в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

  • в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

  • гражданским служащим, достигшим предельного возраста;

  • на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

  • по которой установлен особый порядок оплаты труда;

  • в порядке ротации; и др.

На какой срок заключается срочный служебный контракт?

Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет (ч. 2 ст. 25 Закона № 79-ФЗ). Таким образом, установлены минимальный и максимальный сроки действия такого контракта для гражданских служащих.

Вместе с тем предусмотрены иные сроки контракта. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 Закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт может быть заключен на время:

  • выполнения определенного задания;

  • замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

Обратите внимание: срок действия контракта по должности категории «помощники (советники)» ограничен сроком полномочий лица, замещающего государственную должность, или руководителя, для содействия которым должность помощника (советника) учреждена (ч. 2 ст. 9 Закона № 79-ФЗ).

Можно ли продлить срочный контракт со служащим?

Срок действия и основания для заключения срочного контракта являются обязательными условиями такого контракта – ч. 6 ст. 24 Закона № 79-ФЗ. А в соответствии с ч. 5 ст. 24 условия служебного контракта могут быть изменены по соглашению сторон и в письменной форме.

Таким образом, условие о сроке служебного контракта может быть изменено по соглашению со служащим. Считаем, что в данном случае нужно использовать подход, применяемый к продлению срочного трудового договора: продлить срок договора с помощью дополнительного соглашения можно, но при условии, что сохранится (не изменится) основание, по которому был заключен этот срочный договор, и что общий срок трудового договора в таком случае не превысит пять лет («Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2018 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований»). То есть если, например, с руководителем был заключен срочный служебный контракт на пять лет, в случае согласия сторон на продолжение службы в должности руководителя нужно заключить новый срочный контракт.

Однако достижение согласия между сторонами требуется не всегда.

Так, на гражданских служащих распространяются положения ч. 2 ст. 261 ТК РФ, согласно которой в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан при представлении женщиной соответствующего письменного заявления и медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия договора до окончания беременности независимо от причины ее окончания (самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.), а в случае рождения ребенка – до дня окончания отпуска по беременности и родам.

В некоторых ситуациях возможно продление срочного служебного контракта и без согласия работника. Например, в силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» в исключительных случаях по решению представителя нанимателя срок работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении МИД РФ может быть продлен без его согласия (при наличии условия об этом в служебном контракте) на период до шести месяцев сверх установленного служебным контрактом срока с внесением в него соответствующего изменения.

Как продлить срочный контракт со служащим предельного возраста?

Существуют некоторые особенности продления срочного контракта с работниками ряда категорий. Например, с лицами, достигшими предельного возраста пребывания на службе.

Напомним, что предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет в силу ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ. По общему правилу при достижении этого возраста служебный контракт прекращает действовать, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Однако для отдельных категорий служащих в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ срок гражданской службы может продлеваться и после достижения этого возраста решением представителем нанимателя и с согласия самого служащего.

Кроме этого, по достижении служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы (ч. 2 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: с 01.01.2017 срочные служебные контракты, заключенные на эту дату в соответствии с п. 6.1 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ с гражданскими служащими в возрасте до 65 лет, должны считаться заключенными на неопределенный срок (Письмо Минтруда РФ от 28.02.2017 № 18-4/В-98).

Как оформить продление срочного контракта?

Порядок продления срочного служебного контракта несколько отличается от порядка продления срока трудового договора. Так, если в соответствии с трудовым законодательством сначала оформляется письменное соглашение к трудовому договору, а на основании соглашения издается приказ, то на госслужбе сначала решение принимает представитель нанимателя и только потом заключается соглашение или новый срочный служебный контракт. При этом, если представитель нанимателя желает продлить контракт со служащим, нужно запросить согласие самого служащего – направить ему уведомление. (Отметим, что ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ предусмотрена обязанность представителя нанимателя уведомить гражданского служащего об окончании срока действия служебного контракта не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее.)

В том же уведомлении можно предложить служащему продлить контракт на следующий срок. Приведем примерный образец.

Советнику отдела финансов
Управления кадастра объектов недвижимости
Сергееву Сергею Сергеевичу

Исх. № 27 от 12.06.2020

УВЕДОМЛЕНИЕ

На основании ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уведомляю, что срок действия заключенного с Вами срочного служебного контракта от 15.08.2017 № 15/08 заканчивается 20.06.2020.

В связи с продлением полномочий руководителя отдела финансов до 10.10.2022 предлагаем продлить срок действия служебного контракта с Вами от 15.08.2017 № 15/08 до 10.10.2022, заключив письменное соглашение.

О своем решении прошу сообщить письменно в отдел кадров до 20.06.2020.

Руководитель

Михайлов

М. М. Михайлов

С уведомлением ознакомлен.

Сергеев

С. С. Сергеев

В случаях, когда контракт был заключен на максимальный срок, пять лет, нужно предложить служащему заключить не соглашение, а новый срочный служебный контракт.

Если служащий откажется от продолжения службы, срочный контракт с ним прекращается в общем порядке, если согласен, то представитель нанимателя издает приказ (распоряжение) о продлении срока служебного контракта и заключении соглашения к контракту.

В приказе о продлении срока пребывания на гражданской службе указываются:

  • фамилия, имя, отчество гражданского служащего;

  • наименования замещаемой должности и структурного подразделения;

  • содержание распорядительного решения – продлить срок гражданской службы путем заключения соглашения или нового срочного контракта;

  • если требуется, ссылка на законодательный акт (норму закона), на основании которого (которой) принимается решение.

Служащего нужно ознакомить с приказом под подпись.

На основании приказа заключается дополнительное соглашение в письменном виде о продлении срочного служебного контракта. В нем нужно прописать основания, по которым контракт продлевается, и срок, на который он продлевается. При этом общий срок служебного контракта с учетом срока, указанного в дополнительном соглашении, не должен превышать пять лет.

Соглашение оформляется в двух экземплярах, один (с подписью служащего о том, что он получил свой экземпляр соглашения) остается у представителя нанимателя, другой передается служащему.

Продлевается ли служебный контракт автоматически?

Срочный служебный контракт, как и трудовой договор, прекращает действовать по истечении срока его действия. Об этом гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы (ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (ч. 1 ст. 79 ТК РФ).

Отметим: ч. 4 ст. 58 ТК РФ установлено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере этого договора утрачивает силу и он считается заключенным на неопределенный срок.

Подобного положения в Законе № 79-ФЗ нет. При этом согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ нормы трудового права применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Но применяется ли норма ст. 58 ТК РФ к вопросу о признании срочного служебного контракта бессрочным – не совсем понятно. Судебная практика противоречива.

Одни суды считают, что правила ч. 4 ст. 58 ТК РФ применяются и к служебному контракту (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.04.2017 по делу № 33-5726/2017). Соответственно, если гражданский служащий не будет уведомлен о прекращении действия срочного служебного контракта, представитель нанимателя теряет возможность уволить служащего в связи с истечением срока действия контракта по п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ.

Другие же считают, что, поскольку Закон № 79-ФЗ не содержит нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного служебного контракта, он не может считаться продленным на неопределенный срок. Кроме этого, из содержания ст. 25, 25.1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ст. 35 Закона № 79-ФЗ суды делают вывод, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на определенных в контракте условиях (апелляционные определения Владимирского областного суда от 18.06.2013 по делу № 33-1944/2013, Алтайского краевого суда от 27.04.2016 по делу № 33-4743/2016).

Поскольку правила заключения и прекращения срочного служебного контракта установлены Законом № 79-ФЗ, и нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, в нем нет, а трансформация срочного трудового договора в бессрочный предусмотрена в Трудовом кодексе как исключение из правил (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), мы придерживаемся мнения, что положения ст. 58 ТК РФ на служебные отношения не распространяются. И даже если служащего не уведомили о прекращении действия срочного контракта, уволить его можно в любое время в связи с истечением срока действия контракта, если для этого будут основания (например, достижение служащим предельного возраста).

* * *

Итак, действие срочного служебного контракта может быть продлено, но только с согласия служащего. При этом продление может осуществляться путем заключения дополнительного соглашения (при условии, что общий срок действия не превысит пять лет) либо путем заключения нового контракта.

Что касается трансформации срочного служебного контракта в контракт на неопределенный срок, учитывая неопределенность в этом вопросе, рекомендуем представителям нанимателя просто не допускать подобных ситуаций и не забывать направлять служащим, у которых заканчивается срок контракта, соответствующие уведомления.

Право и общество

УДК 342.5 © О. А. Иванова, А. С. Телегин, 2016

Срочный контракт с государственным служащим: проблемы правового регулирования и практики заключения

О. А. Иванова, А. С. Телегин

Анализируется содержание ст. 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая устанавливает условия заключения срочного контракта с государственными служащими категории «помощники (советники)». Отмечается, что полномочия служащих данной категории во многом зависят от руководителя, чью деятельность помощник обеспечивает. Обращается внимание на то, что в нормативных актах, регулирующих порядок прохождения службы в некоторых правоохранительных органах, отсутствуют указания на условия заключения срочного служебного контракта. Такое положение создает предпосылки для коррупционных злоупотреблений служебными полномочиями руководителей названных органов. Необходимо юридически закрепить обстоятельства, при наличии которых возможно заключение срочного контракта на государственной службе, перед расторжением контракта по инициативе руководителя вопрос о дальнейшем прохождении службы решать с учетом рекомендаций аттестационной комиссии по заявлению служащего.

Ключевые слова: служебный контракт, помощники (советники), условия заключения контракта, таможенные органы, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Действующее законодательство о государственной службе предусматривает, что основным правовым актом, закрепляющим отношения между государственным служащим и представителем нанимателя, является служебный контракт. Согласно ст. 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон) он может быть заключен как на неопределенный срок, так и на определенный срок (срочный). Истечение срока действия срочного служебного контракта выступает одним из оснований его прекращения, освобождения служащего от замещаемой должности и увольнения с государственной службы. По мнению Конституционного Суда РФ такой подход не может рассматриваться как нарушение прав государственных служащих, так как гражданин, соглашаясь на заключение служебного контракта на определенный срок, знает о возможности его прекращения по истечении заранее оговоренного временного периода 1.

Вместе с тем вопрос о заключении срочного служебного контракта является дискуссионным, так как в законодательстве по этому поводу существует ряд неопределенностей.

По общему правилу замещение должностей государственной службы осуществляется на условиях контракта, заключаемого на неопределенный срок. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет может заключаться только в тех случаях, когда отношения, связанные со службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения службы.

Срочный служебный контракт заключается, например, в случаях:

— замещения отдельных должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

— замещения должности на период отсутствия служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность государственной службы, и т. д. 2

Пунктом 1 ч. 4 ст. 25 Закона предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения должностей гражданской службы категории «руководители», а также категории «помощники (советники)». Однако при этом в Законе не только не определен точный перечень руководителей и помощников, с которыми может быть заключен срочный служебный контракт, но даже не названы какие-либо правовые условия, характеристики, необходимые для их дифференциации. Так, в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г., к должностям категории «помощники (советники)» относятся и должность руководителя органа государства (например, министра), и должность помощника судьи районного суда 3. Следовательно, в соответствии с Законом при прекращении полномочий руководителя государственного органа или судьи полномочия их помощников также должны быть прекращены. Между тем полномочия указанных служащих существенно различаются. Если при назначении нового руководителя государственного органа полномочия его помощника могут быть кардинально изменены, то при назначении на должность судьи нового гражданина полномочия его помощника останутся практически неизменными, поскольку должность помощника судьи по характеру выполняемых функций ближе к должности категории «специалисты». В связи с этим заключение срочного служебного контракта с помощником судьи вряд ли обоснованно 4.

В литературе обращается внимание на необходимость максимального ограничения служебных контрактов, заключаемых на определенный срок 5. Это в полной мере соответствует положениям Рекомендации Международной организации труда от 22 июня 1982 г. № 166 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя», которая предписывает работодателям считать для себя правилом заключение с работником бессрочных трудовых договоров и только в исключительных случаях заключать с ними срочный трудовой договор 6.

Положения Рекомендации распространяются на всех наемных работников, в том числе и государственных служащих, в качестве работодателя для которых выступает государство. Поэтому заключение контракта на неопределенный срок согласуется с принципом стабильности государственной гражданской службы с точки зрения как профессиональной стабильности, так и устойчивости служебного положения служащих 7.

О том, что служащий не может чувствовать себя спокойно, свидетельствует то, что увольнение помощника судьи, работающего по служебному контракту и находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в связи с истечением срока полномочий судьи признано правомерным 8. Со-

гласно чч. 1 и 4 ст. 35 Закона срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом. По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «помощники (советники)», гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом. Соответственно, ч. 4 ст. 35 Закона предусмотрено право, а не обязанность предоставлять указанной категории гражданских служащих ранее замещаемые ими должности или иные должности гражданской службы.

На основании ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора, в том числе с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается.

В Апелляционном определении Верховного Суда Республики Алтай от 23 мая 2012 г. по делу № 33-401 отражено, что наличие у гражданского служащего (женщины) ребенка в возрасте до трех лет не является основанием для нерасторжения служебного контракта и освобождения ее от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, так как в соответствии с гарантией, закрепленной ч. 4 ст. 261 ТК РФ, расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями не допускается именно по инициативе работодателя. Поскольку женщина — гражданский служащий уволена не по инициативе представителя нанимателя, а на основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ст. 35 Закона, а увольнение по истечении срока служебного контракта является самостоятельным основанием для прекращения служебного контракта и не относится к расторжению контракта по инициативе представителя нанимателя, ч. 4 ст. 261 ТК РФ при увольнении женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона не подлежит применению 9.

Установление длительных трудовых отношений, возможность работать на постоянной основе имеют особую значимость для реализации гражданами права на труд и защиту от безработицы, осуществления ими иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.

Учитывая изложенное, в сложившейся ситуации важно усиление социальных гарантий помощников судей с учетом их процессуального статуса в системе правосудия и значимости возложенных на них функций. В связи с этим вопрос о том, по каким должно-

стям государственной гражданской службы категории «помощники (советники)» служебный контракт заключается на определенный срок, требует нормативного регулирования.

Проблема заключения срочных контрактов характерна и для службы в правоохранительных органах. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служебный контракт заключается между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет 10. При этом возможность заключения служебного контракта на неопределенный срок вообще не предусмотрена.

Отсутствуют в законодательстве и условия, в зависимости от которых контракт может быть заключен на тот или иной срок. Таким образом, принятие решения о приеме на службу либо продолжении службы и заключении контракта на новый срок в полной мере зависит от усмотрения руководителя таможенного органа. Подобный подход создает почву для коррупционных злоупотреблений служебными полномочиями со стороны руководителей таможенных органов.

Статья 11 Положения о службе в органах внутренних дел (далее — Положение) устанавливает, что контракты о службе с гражданами, назначенными на должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, заключаются на определенный срок, но не менее чем на три года, контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок 11. Данное Положение применяется в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Нормы уже устарели и предоставляют большую свободу руководителю при заключении контрактов, позволяют легко избавляться от «неугодных» сотрудников. Заключение контракта на небольшой срок влечет постоянное проведение аттестации сотрудника, так как в ст. 17 Положения предусмотрено, что сотрудник, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении, а сотрудник, заключивший контракт на неопределенный срок, — каждые пять лет службы. Получается явное неравенство для сотрудников в условиях прохождения службы, так как аттестация — ответственное мероприятие. Стала складываться и совсем интересная практика: сотруднику при выходе в отпуск, если после отпуска заканчивается срок контракта, выдают уведомление об увольнении, а затем проводят аттестацию, если он ее не проходит, то можно сотрудника быстрее уволить, так как уведомление уже было! И сотрудник должен гадать: искать ему работу или

готовиться к аттестации и доказывать свою компетентность и преданность делу?

Когда разрабатывалось положение, в 1992 г., не был четко сформулирован принцип стабильности государственной службы, кроме того, экономические условия были иные. Сейчас распространены кредитные отношения, а о каком кредите (особенно ипотечном) может идти речь, если контракт заключается на год, на два? Такое положение явно не способствует улучшению статуса сотрудников. Постоянно существует угроза увольнения по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

К сожалению, суды не поддерживают уволенных сотрудников. Например, бывшая сотрудница уголовно-исполнительной системы обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, она посчитала свое увольнение по п. «г» ст. 58 Положения незаконным, так как является вдовой, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей. Гражданка утверждала, что инициатива увольнения исходила от работодателя, а она намерена была продолжить службу 12.

Суд сослался на позицию Конституционного Суда РФ, который считает, что окончание срока службы, предусмотренного контрактом, — обстоятельство, наступление которого не зависит от воли лиц, его заключивших, тогда как характерной особенностью оснований расторжения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе по инициативе одной из его сторон является наличие явно выраженной ею воли и совершение действий, направленных на прекращение служебного правоотношения. То обстоятельство, что согласно ч. 2 ст. 58 Положения увольнение со службы по п. «г» ч. 1 указанной статьи осуществляется как по инициативе сотрудника, так и по инициативе соответствующего начальника, не влияет на оценку данного основания увольнения как не зависящего от воли сторон контракта, поскольку определяет лишь процедуру увольнения 13.

И такие решения носят неединичный характер. Фактически увольнение происходит именно по инициативе руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. И гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, на сотрудника не распространяются, хотя обязанности, выполняемые сотрудниками, не носят срочного характера, о чем свидетельствует неоднократное продление срока таких контрактов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В другом деле с сотрудницей уголовно-исполнительной системы неоднократно заключались срочные контракты, причем на разные сроки: от полугода до двух лет, последний контракт с ней не продлили и уволили в период временной нетрудоспособности. Суд не поддержал сотрудницу, не найдя ни в действующем трудовом законодательстве, ни в Положении запретов и ограничений на рас-

торжение контракта в связи с истечением срока его действия в период временной нетрудоспособности и опять же сославшись на позицию Конституционного Суда в отношении срочных договоров 14.

До реформы правоохранительных органов контракты с сотрудниками заключались либо на неопределенный срок, либо на срок 5 лет для удобства проведения аттестации, впоследствии сроки стали снижать без каких-либо оснований.

Можно предположить, что сейчас нормы Положения не прошли бы антикоррупционную экспертизу 15. Так, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются: а) широта дискреционных полномочий; б) определение компетенции по формуле «вправе», что вполне угадывается в нормах Положения.

В итоге получается, что сотрудники некоторых правоохранительных органов не защищены от усмотрения руководителя. Происходит это потому, что законодательство не всегда устанавливает случаи заключения срочного контракта и руководители оценивают главным образом не характер исполняемых обязанностей по должности (носят они срочный характер или нет), а иные факторы.

Допускаемая Положением возможность массового заключения срочных контрактов без каких-либо законодательных обоснований и мотиваций требует проработки в первую очередь в отношении лиц среднего и старшего начальствующего состава, с учетом изучения и использования, например, концептуальных подходов заключения срочных контрактов на государственной гражданской службе 16.

Однако имеется и противоположная позиция. В практике государственной управленческой деятельности нередко требуется именно временное привлечение на государственную службу специалистов. Возможны также и ситуации временного увеличения объема работ какого-либо государственного органа (например, в период проведения реформ), и заранее известно, что впоследствии этот объем уменьшится. Публичный характер государственной службы требует закрепления в законодательстве возможности заключения срочных служебных контрактов в любых случаях, если это диктуется государственной необходимостью. Представитель нанимателя должен быть наделен правом принятия решения о немотивированном выборе между срочным и бессрочным служебным контрактом 17. Действительно, ключевой момент при таком выборе — это характер исполняемых обязанностей. Но нужно ли тогда нанимать государственных служащих? Может, решить проблему за счет работников, нанимаемых по трудовому договору?

В действующем законодательстве о государственной службе отсутствует единый подход к решению вопроса об условиях заключения служебного контракта на определенный срок. В связи с этим представляется необходимым совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих прохождение как гражданской, так и иных видов государственной службы (службы в таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы).

Для начала в нормативных актах, регламентирующих прохождение иных видов службы, целесообразно закрепить перечень оснований заключения служебного контракта на определенный срок. Вполне можно использовать положения ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 18 с учетом специфики службы в конкретных органах. Например, логично, что контракт на определенный срок заключается: с гражданином, впервые поступающим на службу, — на четыре года, если иное не предусмотрено законодательством; для замещения должности временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется должность, на период отсутствия сотрудника; для замещения должности педагогического работника образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти по результатам конкурса — на пять лет и т. д.

Особенно важны положения части 6 данной статьи: «Срочный контракт заключается в случаях, когда правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в органах внутренних дел или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О полиции»».

Перед расторжением контракта по инициативе руководителя вопрос о дальнейшем прохождении службы мог бы решаться с учетом рекомендаций аттестационной комиссии. Служащий сможет воспользоваться правом инициировать заседание комиссии, которая вполне может определить, почему конкретные правоотношения, связанные со службой, не могут быть установлены на неопределенный срок, перспективы, возможность либо невозможность продолжения службы служащим с указанием причин. Необходимо ограничить свободу усмотрения руководителя в принятии таких решений. На гражданской же службе аттестационная комиссия может решать такой вопрос и в отношении служащих, замещающих должность категории «помощник (советник)». Конечно, рекомендации комиссии не могут быть обязательны для руководителя, однако при рас-

Репьев А. Г. Организационно-правовое регулирование профилактической деятельности участкового.

смотрении споров им будет дана оценка судом, и это позволит защитить интересы служащих.

1 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Яковлева А. В. на нарушение его конституционных прав п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1140-0-0. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31, ст. 3215.

3 Там же. 2006. № 1, ст. 118.

4 Абдрахманова Н. В. Полномочия судьи прекращены — прощай помощник? Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Ершова Е. А. Срок действия служебного контракта. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Конвенции и Рекомендации, принятые МОТ. Женева, 1957-1990. Т. 2 : Международное бюро труда.

7 Комментарий к федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В. Л. Козбаненко. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Великанова И. В. Вопрос-ответ от 7 апреля 2014 г. Аудиторская компания «GSL Law & Consulting». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30, ст. 3586.

11 Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги со-

трудника органов внутренних дел Российской Федерации : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2, ст. 20.

13 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Дейнекина В. М. и Славного В. А. на нарушение их конституционных прав ч. 7 ст. 11, чч. 1 и 3 ст. 56 и ч. 2 ст. 57 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 1290-0. URL: http://ksportal.garant.ru (дата обращения: 25.07.2015).

15 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 10, ст. 1084.

16 Лыгин Н. Я., Ткачев В. Н. Международно-правовые стандарты и конституционная законность в российской судебной практике : науч.-практ. пособие. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Гарячук И. Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49, ч. 1, ст. 7020.

УДК 342.98 © А. Г. Репьев, 2016

Организационно-правовое регулирование профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке

с образовательным учреждением

А. Г. Репьев

Проанализированы организационно-правовые особенности деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений и преступлений на административном участке с образовательным учреждением. Предложены меры по повышению эффективности данного направления оперативно-служебной деятельности, предупреждению насилия среди несовершеннолетних, укреплению антитеррористической защищенности объектов образования.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, предупреждение правонарушений, образовательное учреждение, буллинг, несовершеннолетний, безопасность.

Одной из ключевых общественно значимых за- криминализации населения. В последние годы это дач, стоящих перед Российским государством, явля- особенно стало касаться несовершеннолетних и моется поиск новых путей и возможностей снижения лодежи. Необходимость оперативного реагирования

admin