Справка о пожаре

Никто не застрахован от форс-мажора. Одно короткое замыкание — и все имущество компании может превратиться в прах. Какие действия должны предпринять руководство и бухгалтер организации, если вследствие пожара сгорели первичные документы, бухгалтерская и налоговая отчетность, хранимая на бумажных носителях, пострадали компьютеры, содержащие данную информацию в электронном виде, полностью либо частично были утрачены ТМЦ, МПЗ?
Ответ на этот вопрос — в нашей статье.

Первые действия погорельца

Прежде всего компании следует запастись документами, подтверждающими факт произошедшего. Сразу же после происшествия организации нужно получить акт о пожаре. Его составляет командир отделения пожарного расчета, которое тушило пожар и первым прибыло на место происшествия. В этом документе может быть указано, в частности: когда был обнаружен пожар и вызвана пожарная бригада, время ее прибытия на место пожара, сколько расчетов было использовано при тушении, какие средства пожаротушения использовались (приказ МЧС России от 31.03.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны).

Обратите внимание: на этом этапе причина пожара определяется исходя из показаний очевидцев (если они были на месте происшествия). Поэтому в акте она может быть указана, а может и отсутствовать. В последнем случае, как правило, пишется общая фраза: «Причина пожара устанавливается».

После пожара на место происшествия должен прибыть дознаватель Госпожарнадзора (ГПН). Он производит осмотр места пожара и составляет соответствующий протокол. Иногда на осмотре могут присутствовать специалисты Испытательной пожарной лаборатории (ИПЛ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, так же как и ГПН. По просьбе дознавателя специалисты ИПЛ могут провести исследования и составить техническое заключение о причине пожара.

В случае если на месте происшествия нет погибших, дознаватель ГПН должен составить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

О том, какое значение имеют акт о пожаре, протокол осмотра места происшествия, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела для целей налогообложения, мы расскажем далее.

Проводим инвентаризацию

В случае пожара надо обязательно провести инвентаризацию. Основания:

  • п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ);

  • п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.06.98 № 34н;

  • п. 1.5 Методических рекомендаций по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее — Методические рекомендации).

Обратите внимание: проводить инвентаризацию следует на следующий день после пожара (постановление ФАС Московского округа от 06.07.2010 № Ф05-5947/2010).

Для ее проведения руководителю организации нужно оформить приказ. Он может быть составлен по форме № ИНВ‑22. Среди прочего в нем указывается причина проведения инвентаризации. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств отражаются в инвентаризационных описях (актах), на которых должны быть проставлены подписи материально ответственных лиц (п. 2.4, 2.5, 2.9—2.11 Методических указаний).

По результатам инвентаризации составляется акт. В акте инвентаризации следует зафиксировать стоимость уничтоженного имущества.

«Срок годности» документов

Хранение документов бухгалтерского учета организуется руководством организации (п. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторские заключения о ней подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (п. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

Для документов учетной политики, стандартов экономического субъекта и других документов, связанных с организацией и ведением учета, срок хранения не менее пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором они в последний раз были использованы для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

Некоторые документы, например, годовые бухгалтерские балансы и приложения к ним, нужно хранить постоянно, а кадровые документы — в течение 75 лет (подп. «б» п. 351, п. 657, 658 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, организациям, в том числе и налоговым агентам, необходимо хранить четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ). При этом течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (письмо Минфина России от 30.03.2012 № 03-11-11/104).

Восстанавливаем документацию

Руководитель организации обязан знать, какие документы, связанные с ее хозяйственной деятельностью, имеются в наличии и где они фактически находятся. Поэтому бремя доказывания причин отсутствия документов (их передачи, утраты, уничтожения, несоставления и т. п.) лежит на генеральном директоре. К такому выводу приходят суды (см., например, постановление ФАС Московского округа от 20.12.2013 № Ф05-16089/2013).

В соответствии с п. 6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.83 № 105, в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации должен назначить своим приказом комиссию по расследованию причин происшествия. Для участия в работе комиссии могут быть приглашены представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом. Он должен быть утвержден руководителем организации.

После завершения мероприятий по фиксированию факта утраты (гибели) документов проводится работа, направленная на восстановление документов. Для этого должно быть назначено ответственное лицо, которое может получить дубликаты (копии) документов от клиентов, контрагентов, обслуживающего банка, налоговой инспекции.

Порядок оформления копий документов регламентирован п. 25 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Как следует из указанных норм, заверенной копией документа является копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Для заверения соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись «Верно», должность лица, заверившего копию, его личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения. Копия документа заверяется печатью, если она в компании есть.

Если восстановить все документы не представляется возможным, ответственное лицо должно составить соответствующий акт, в котором излагаются причины невозможности либо нецелесообразности продолжать дальнейшие действия по восстановлению документов. Вся документация по восстановлению (запросы, переписка, справки из банка, восстановленные копии первичных документов) должна быть подшита и храниться в организации.

Для восстановления документов об оплате организация может обратиться в обслуживающий банк. В банке она может получить выписку о проведенных операциях по расчетному счету и копии платежных поручений. Это также поможет выявить контрагентов, расчеты с которыми осуществлялись в безналичном порядке, для того чтобы организация смогла обратиться к ним за копиями соответствующих документов (договоров, актов, накладных, счетов-фактур). С выявленными таким образом контрагентами и на основании полученных копий платежных поручений организация сможет произвести и сверку расчетов.

Чтобы подтвердить, что приняты все меры по восстановлению документации, организации надлежит сохранить копии писем, отправленных контрагентам. В случае если организация не получила ответы от контрагентов, которые перестали осуществлять предпринимательскую деятельность и были ликвидированы, для подтверждения данного факта организации надлежит обратиться за получением выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

За копиями уже сданных бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций организация вправе обратиться в свою налоговую инспекцию по месту регистрации. Эти данные помогут налогоплательщику восстановить общий размер сумм перечисленных налогов. Правда, у налоговых органов отсутствует обязанность по предоставлению копий бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций по просьбе налогоплательщика.

Обязанность по информированию налоговой инспекции об утрате документов, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов, в том числе по причине пожара, НК РФ не устанавливает. Кроме того, налоговое законодательство не устанавливает механизм восстановления утраченных документов и требований к их дубликатам.

Обратите внимание: финансисты рекомендуют принять все меры по восстановлению утраченных документов. Даже тех, которые уже были проверены ранее налоговиками, например, при выездной налоговой проверке. Этот вывод следует из писем Минфина России от 07.06.2013 № 03-02-07/1/21191, от 11.08.2011 № 03-02-07/1-288.

Что касается судебной практики, то некоторые суды указывают на необходимость уведомления руководителем организации налоговой инспекции о факте утраты бухгалтерских документов и о невозможности их полного восстановления (постановление ФАС Поволжского округа от 10.04.2012 № А65-6062/2011). Рекомендуем приложить к такому уведомлению акт комиссии, установившей факт утраты (гибели) документов, а также акт о прекращении работ по восстановлению утраченных документов. На основе восстановленной документации организация должна заново сформировать регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность.

При этом суды допускают ситуацию, что в некоторых восстановленных документах могут присутствовать недостатки оформления. Например, могут отсутствовать подлинные подписи ответственных должностных лиц, при условии, что это было вызвано невозможностью их проставления. Поэтому с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах могут быть истолкованы судом в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 09.02.2009 № КА-А40/80-09).

Документов нет, будет ли наказание?

В Налоговом кодексе нет прямой обязанности для налогоплательщика, утратившего документы по причине форс-мажорных обстоятельств, например, пожара, их восстанавливать. Однако законодатель предусмотрел меры налоговой, административной и уголовной ответственности за несохранность документов.

Начнем с налоговой ответственности. За непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может наступить ответственность, установленная ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На это обратил внимание Минфин России в письмах от 22.07.2013 № 03-02-07/2/28610, от 07.06.2013 № 03-02-07/1/21191.

Однако суды в рассматриваемой ситуации принимают сторону налогоплательщика. Они указывают, что налогоплательщик может быть привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ только при непредставлении документов, которые имеются у него в наличии. В случае если им была представлена справка отдела ГПН о подтверждении факта пожара, в действиях лица по непредставлению документов, уничтоженных пожаром, отсутствует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 № А42-1558/2009). Правда, некоторые арбитры отмечают, что если организация не принимает никаких действий по восстановлению пропавших документов, то факт утраты документов в результате чрезвычайных обстоятельств не признается обстоятельством, которое исключает вину налогоплательщика (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 № А56-57515/2011).

Далее. За нарушение требований законодательства о хранении документов, нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов предусмотрены меры административной ответственности соответственно ст. 13.25, 13.20 КоАП РФ.

За утрату документов должностные лица организации могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ. Это может произойти, если непредставление документов привело к неуплате налога в крупном или особо крупном размере.

Обратите внимание: необеспечение в нарушение подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, ст. 29 Закона № 402-ФЗ сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей) и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.) может привести к включению налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Данный вывод следует из абз. 1, 3 п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков, приведенных в приложении 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ‑3-06/333@.

Потери от пожара в расходы

Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ). К таким потерям, в частности, можно отнести стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации, фактически осуществленные расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов. Исключение — стоимость арендованного, полученного в залог или комиссионного имущества. Такую позицию высказали специалисты Минфина России в письме от 24.09.2007 № 03-03-06/1/691. При этом финансисты отметили, что для признания в целях налогообложения прибыли в качестве внереализационных расходов потерь от пожара организации необходимо иметь:

  • справку ГПН, протокол осмотра места происшествия, акт о пожаре, которыми устанавливается причина возгорания;

  • акт инвентаризации. При этом в акте нужно зафиксировать стоимость утраченного имущества.

А факт отсутствия виновных в пожаре лиц должен подтверждаться справкой о прекращении уголовного дела (письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 № 16-15/065190). В случае если впоследствии будут выявлены виновные в пожаре лица, суммы возмещения ущерба от пожара должны быть включены в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ (письмо Минфина России от 24.09.2007 № 03-03-06/1/691).

Если же организация не сможет подтвердить обоснованность расходов в целях налогообложения прибыли, то у налоговиков на основании подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ появится право исчислить суммы налогов расчетным путем (постановление ФАС Московского округа от 12.02.2014 № Ф05-2554/2013).

НДС: восстанавливать или нет?

Выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией, в частности, в результате пожара, объектом налогообложения по НДС не является (ст. 39, 146 НК РФ). На этом основании Минфин России считает, что суммы НДС, принятые к вычету по утраченным в результате пожара товарам, в том числе и по основным средствам, подлежат восстановлению (письмо от 15.05.2008 № 03-07-11/194).

Однако налоговики в письме от 21.05.2015 № ГД‑4-3/8627@ пришли к иному выводу. Они сослались на позицию ВАС РФ, изложенную в решении от 23.10.2006 № 10652/06. В нем сказано, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к вычету сумм НДС должна быть предусмотрена законодательством. Пункт 3 ст. 170 НК РФ устанавливает случаи, при которых суммы НДС подлежат восстановлению. В случаях же, не перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, суммы НДС восстанавливать не нужно.

Указанная позиция ВАС РФ нашла отражение в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2009 № А56-5351/2009, Северо-Кавказского округа от 31.07.2009 № А53-426/2009, Поволжского округа от 10.05.2011 № А55-17395/2010.

Поэтому, по мнению ФНС России, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при выбытии имущества в результате пожара восстановлению не подлежат.

Вычет по НДС при утрате документов

Вычеты по НДС являются обоснованными только при наличии счета-фактуры. Суды исключают возможность применения расчетного метода в целях определения суммы налоговых вычетов по НДС при отсутствии соответствующих первичных документов (постановления ФАС Дальневосточного округа от 31.03.2015 № Ф03-838/2015, Северо-Кавказского округа от 12.07.2013 № А15-582/2011). Ведь документальное обоснование права на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике.

При утрате первички подтверждающими документами могут служить копии счетов-фактур, а также иных документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную к оплате по счетам-фактурам контрагентами налогоплательщика при расчетах за поставленные товары (работы, услуги) (определения ВАС РФ от 10.04.2012 № ВАС‑3372/12, от 20.07.2012 № ВАС‑8902/12, постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 № 6961/10).

Восстанавливаем документы по страховым взносам

Для восстановления документов об уплате страховых взносов организация может обратиться в обслуживающий банк. В банке она может получить выписку о проведенных операциях по расчетному счету и копии платежных поручений.

За копиями уже сданных расчетов по уплате страховых взносов организация вправе обратиться в территориальные органы ПФР и ФСС России по месту своей регистрации. Эти данные помогут налогоплательщику восстановить общий размер сумм перечисленных страховых взносов.

Однако у внебюджетных фондов, как и у налоговых органов, отсутствует обязанность по предоставлению копий расчетов по уплаченным страховым взносам. Чтобы не возникло претензий при проверке, мы рекомендует запросить эти отчеты, составив письменный запрос. В нем нужно указать причину утраты расчетов. Запрос лучше оформить в двух экземплярах, на одном из которых должна быть проставлена отметка территориального органа ПФР и ФСС России.

Напомним, что база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Застрахованным лицам открываются индивидуальные лицевые счета в ПФР, на которых отражаются суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями (подп. 14 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

На официальном сайте ПФР в интернете был запущен электронный сервис «Личный кабинет застрахованного лица». Через «Личный кабинет» каждый работник может узнать, в частности, о сумме страховых взносов за отчетный период, своем доходе, на который были начислены страховые взносы.

Все представленные в «Личном кабинете» сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей (Информация ПФР «Пенсионная система: что ждет россиян в 2015 году»).

Полученные через «Личный кабинет» данные каждый из работников организации сможет предоставить своему работодателю для восстановления его учетных данных по уплаченным страховым взносам.

История пожарной охраны России.

В дореволюционной России пожары были настолько часты, что считались вполне обычным явлением. Многие русские города и села за свою историю десятки раз выгорали дотла и вновь отстраивались. Государственных органов пожарной охраны в стране не было.
Началом своеобразной организационной борьбы с по-жарами были первые государственные противопожарные Указы, которые появились в XV веке в царствование Василия Темного. В них шла речь о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня и т.д. Нарушение Указов жестоко наказывалось, вплоть до смертной казни. В этот же период началась каменная застройка Москвы. В 1843 году издан указ о сносе деревянных построек в радиусе 110 саженей (213 м) от кремлевских стен. Позже царь Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой. В период царствования Михаила Романова, после трех опустошительных пожаров, в Москве было обнародовано «Уложение», которое карало смертной казнью за умыш-ленный поджог.
Определенный шаг вперед пожарное дело получило при Петре I. Он запретил строить в Петербурге деревянные дома. Всем жителям города было предписано чистить печные трубы в своих домах не реже 1 раза в месяц, были установле-ны штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Царские указы и инструкции о противопожарных мероприя-тиях печатались значительными по тому времени тиражами и рассылались по всем городам и селам. Их зачитывали в церкви по воскресеньям и праздникам.
По приказу Петра I были изданы и разосланы по всей стране планы и рисунки огнестойких крестьянских изб и дворов. Он же написал указ об устройстве печей, уменьшил в Москве количество часовень, так как они были деревянными, и от свечей возникало много пожаров.
Меры, проводимые Петром I, несколько улучшили по-жарное дело. Был наведен некоторый порядок в организации тушения пожаров.
Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско, а затем регулярные войсковые подразделения. Но действия их были малоэффективны: нужны были люди, специально обученные тушению пожаров.
Первые пожарные команды появились в Москве и Петербурге в 1804 г. Комплектовались они из отставных солдат, не способных воевать на фронте. Однако примитивная техника, отсутствие эффективных средств тушения не позволяли в ряде случаев успешно бороться с огнем. Царская Россия оказалась бессильной осуществить какие-либо эффективные меры по борьбе с пожарами, убытки от которых составляли ежегодно от 500 до 700 миллионов рублей золотом.
Октябрьская революция коренным образом изменила положение пожарной охраны. 17 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал «Декрет об организации государственных мер по борьбе с огнем». Им предусматривались радикальные меры по борьбе с огнем: разработка единых пожарных норм и правил, создание аппарата государственного пожарного надзора, внедрение науки в пожарное дело, строительство огнестойких сооружений, подготовка высоко квалифицированных кадров.
До 1999 года дату подписания декрета в нашей стране было принято считать днем организации пожарной охраны. В марте 1999 г. праздник был перенесен на 30 апреля, так как историками было установлено, что истинной датой становле-ния государственной пожарной охраны в России следует считать 30 апреля 1649 года, когда Государь всея Руси, царь и Великий князь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии». Это был первый исторический документ по организации контроля над противопожарным состоянием жилых домов и соблюдением пожарной безопас-ности населением. И первым нормативным правовым актом, содержащим основные признаки установления в России профессиональной пожарной охраны. Поэтому теперь профессиональным праздником работников пожарной охраны России принято считать 30 апреля.

Историческая справка о пожарной охране
города Новосибирска.

6 июня 1897 года жители Новониколаевска после очередного пожара обратились к губернатору Томской губернии с прошением об организации добровольного пожарного общества, предоставив на утверждение протокол первого собрания общества, смету расходов на приобретение инвентаря, проект Устава.
27 июня было получено разрешение, и этот день считается днем рождения пожарной охраны г. Новосибирска.
В 1997 году Новосибирская пожарная охрана отметила свое 100-летие.
11 июня 1906 года в нашем городе было построено первое пожарное депо на два конно-бочечных хода.
Служба пожарных тогда была односменной, тяжелой. Подъем в 5 часов утра, и длился рабочий день 15-16 часов.
Утром пожарные становились на молитву, затем чистили лошадей, давали им корм и занимались уборкой помещений и двора.
Пожарные очень любили лошадей, подбирали их по масти, присваивали им мудреные клички. В Центральной пожарной части была гнедая масть с кличками: Голубь, Акулька, Фуксман. В Закаменской у лошадей была серая масть и клички: Скачки, Слон, Акула.
В 1909 году в городе было три пожарных части: Вокзальная, Закаменская и Добровольное пожарное общество. В этом же году город постигло страшное бедствие. Стихий-ным пожаром было уничтожено 22 квартала, около 800 домов, и общий убыток составил свыше пяти миллионов рублей золотом.
В тот день, 11 мая 1909 года, во дворе дома Гнусиных топилась печь, и искры из трубы летели в открытую дверь сеновала. Соседка Гнусиных, увидев это, закричала сквозь щель забора, чтобы погасили огонь в печи. Огонь был потушен, а дверь на сеновал закрыта. Но… из искры, в прямом смысле слова, возгорелось пламя.
Ровно в 2 часа дня загорелась крыша сеновала. Искры полетели в соседние дворы. Этот момент и определил размеры трагедии. Ведь в это время дома в городе были, в основном, покрыты соломой. Искры, попадая на крышу, в считанные минуты превращались в языки пламени. Почти мгновенно все скученные постройки оказались в огне. От высокой температуры стали рваться бочки со скипидаром, стоящие во дворе Гнусиных. На улицах Каинской, Вознесен-ской, Колыванской повисли темные ядовитые тучи дыма. Неописуемая паника охватила людей в этих кварталах.
Запылали окрестные постройки на Александровской, Мостовой, Спасской, а через час – прилегающие кварталы: Кривощекинский, Воронцовский, Логовской. Весь город затянуло заревом огня.
Дружина Добровольного пожарного общества не смогла остановить огонь. Он подобрался к деревянному зданию депо, конюшням. Вспыхнула тесовая каланча и рухнула, накрыв горящими обломками пожарный обоз с его бочками и лестницами. Удалось спасти только телефонную станцию да пожарный колокол.
Прибывшие малочисленные пожарные обозы городской и Закаменской команды, оказались бессильными в борьбе с разбушевавшейся стихией огня. Подъезды к реке Каменке оказались отрезанными огнем. Зловещий огонь пожирал все, что могло гореть. Пожар не щадил ни деревянных построек, ни кирпичных купеческих домов. Огонь подбирался все ближе к базарной площади…
Стихия утихомирилась только к утру следующего дня.
Утром 12 мая взору очевидцев предстала картина: «Погорельцы, — писала Новониколаевская «Народная летопись», — большим лагерем расположились по берегу реки Каменки. Всюду разбросаны различные пожитки, около которых сидят страдальцы – взрослые и дети. Вот сидит портной со своим многочисленным семейством, спасший только одну швейную машинку. Рядом – две женщины, на руках у одной из них плачущий ребенок. Оказывается, это бедная вдова спасла только ребенка и зыбку. Немного поодаль лежит сломанная кровать, стол и матрац. Это все достояние другой семьи. Там … бегает женщина, разыскивая своего ребенка – девочку четырех лет, предполагая, что она сгорела. Многие бродят по своим пепелищам, подбирая разный ненужный хлам. Погорельцы сильно потрясены постигшим их несчастьем…»
«Предварительные подсчеты ущерба, нанесенного городу пожаром, — гласила та же газета «Народная летопись», — составили свыше пяти миллионов рублей золотом. Огнем было уничтожено 794 дома со всеми приусадебными по-стройками, пожар превратил в пепел 22 квартала города…»
Новониколаевская трагедия по своим масштабам была такой же, как опустошительные пожары в Москве, Киеве, Суздале, Владимире, когда города выгорали целиком.
В начале 20-х годов в г. Новониколаевске насчитыва-лось 150 пожарных, 60 строевых лошадей и 14 водовозных. Чуть позже в городе появились первые пожарные автомоби-ли. Хлопот, правда, с ними было много. То они не заводились, то не доезжали до места пожара, кончалось горючее. И опять пожарных выручали лошади.
В 1926 году г. Новониколаевск был переименован в Новосибирск. В этом же году было построено здание 4-й пожарной части Дзержинского района. В 1928 году пожарные части получили автомобильную тягу на базе машин АМО. В это же время в городе была открыта школа подготовки младшего командного состава в пожарную охрану при НКВД.
К концу 20-х годов в городе насчитывалось семь пожарных автомобилей, был построен первый водопровод с 375 пожарными гидрантами.
В начале 30-х годов было построена 5-я пожарная часть Заельцовского района. В Ленинском и Кировском районах города пожарные части появились после войны.
При Главном Управлении МЧС России по НСО с 1972 года действует пожарно-техническая выставка.
Без сомнения, современная пожарная охрана далеко ушла от конно-бочечных обозов, о которых говорилось выше. В настоящее время 178 тысяч квадратных километров территории Новосибирской области охраняют от пожаров около 4000 человек, которые трудятся в 59-ти пожарных частях области.
Сегодняшняя пожарная охрана области имеет более 150 единиц основной и специальной пожарной техники. На вооружении в Новосибирской области имеется автоподъем-ник для спасания людей в высотных зданиях, высота его подъема достигает 50-ти метров (16-й этаж), автомобиль быстрого реагирования «Ландровер» (Австрия) и штабной автомобиль этой же фирмы, оснащенные современным компактным спасательным и огнетушащим оборудованием «Бакпак». Джипы скоростные, мобильные, они просто незаменимы для оперативного проведения первичных спасательных работ до прибытия основных пожарных сил или тушения локальных очагов пожара.
Но самое главное – это люди, профессионалы своего дела. На сегодняшний день, среди ветеранов и сотрудников пожарной охраны Новосибирска свыше 100 человек награждены правительственными наградами за мужество, героизм и за спасание погибавших. Ежегодно пожарные Новосибирской области спасают от неминуемой гибели сотни человек.
Наши пожарные, одни из немногих, кто по собственной инициативе несколько лет назад начали практиковать оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре с применением аппарата искусственного дыхания.
Но особенная память о тех, кто, исполняя служебный долг, погиб в Новосибирске и Новосибирской области. При тушении пожаров и спасении людей погибли девять работни-ков пожарной охраны. В честь них в здании МЧС России по Новосибирской области оформлен музей боевой славы. Вечная память героям – «огнеборцам»: Лисицыну В.В., Куликову А.А., Панычеву А.А., Кушнерову Д.Ю., Казанцеву В.А., Виноградову М.Ю., Бровину Н.Г., Краузе В.Ф., Гребенщикову А.В.

Как происходит расследование причин пожара у нас в России в настоящее время. Очень, очень плохо. В стране нет единой службы наподобие штатовской Службы Пожарных Маршаллов, которая выдавала бы вердикт о причине пожара и отвечала за него перед судом штата.

Сейчас эта деятельность в России «размыта» по разным органам, службам, судам.

Объясним на примере.

Произошёл пожар в жилом доме. Вызванные пожарные потушили пожар. Что происходит дальше?

  1. Сразу после пожара (или на следующий день) командир отделения, которое тушило пожар и первым прибыло на место пожара, составляет Акт о пожаре, который является документом, справкой для «ведомственного» пользования, в которой указано когда обнаружен пожар, когда была вызвана пожарная бригада, когда эта бригада прибыла на место пожара, сколько расчётов было использовано при тушении, какие средства пожаротушения использовались. Причина пожара может быть указана, а может и нет. На этом этапе причина определяется исходя из показаний очевидцев (если таковые имеются). Чаще всего начальники караулов обходятся фразой: «Причина пожара устанавливается».
  2. Следующий этап зависит от того, были ли обнаружены при тушении пожара тела погибших или нет.
  • если жертвы были, дело о гибели на пожаре начинает расследовать следователиСледственного Отдела (СО) при Районном Отделе Внутренних Дел (РОВД), того района, где случился пожар.
  • если жертв было много, то дело о массовой гибели людей на пожара начинает расследовать следователь СО Следственного Комитета (СК) при Прокуратуре района, города или области (края).
  • если жертв не было, а лишь небольшой материальный ущерб, то дело о пожаре расследуется дознавателем Отдела Дознания (ОД) службы Государственного Пожарного Надзора (ГПН) того района, где произошёл пожар.
  • если ущерб был большой, то расследованием может заниматься как дознаватель ГПН, так и следователь РОВД. А если ущерб очень большой, то могут подключить и следователя Прокуратуры.

Каждый из перечисленных органов следствия имеет свои особенности ведения дел, и имеет разную квалификацию в расследовании пожаров.

Наиболее квалифицированы дознаватели ГПН, но их задача была и остаётся не установить причину пожара, а установить наличие умысла в возникновении пожара или отсутствие такового. Как только он решает, что умысла не было (поджога, то бишь), он с лёгким сердцем выносит Постановление об отказе в возбуждении Уголовного Дела (УД) и отпускаетПострадавших от пожара граждан на все четыре стороны, предоставляя им право в судевыяснять: Кто виноват в пожаре?

Трудно идёт расследование пожаров у следователей РОВД и Прокуратуры. Так как они в основном сосредоточены на вопросах: Кто убил? или Кто поджог? То есть им важно Кто?, а неКак? А учитывая, что дела по поджогам имеют малый процент раскрытия, то эти дела они не любят, и стараются быстрее закрыть. Порой с формулировкой: «За отсутствием подозреваемого лица».

Учитывая всё это, перейдём к рассмотрению технологии установления причин пожара, т.е. к следующему этапу.

  1. Сразу после пожара на место пожара прибывает дознаватель ГПН и производит осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места пожара. Иногда (не всегда) на осмотре присутствуют специалисты Испытательной Пожарной Лаборатории (ИПЛ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, как и ГПН. По просьбе дознавателя они могут провести исследования и составить Техническое заключение о причине пожара,которое, в юридическом смысле, не является Экспертизой. Но, так как ИПЛ в настоящее время наделены правами Судебно-Экспертных Учреждений (СЭУ), то они могут составить и Экспертное заключение о причине пожара, если дознаватель ГПН вынесет в их адресПостановление о назначении экспертизы. Разница в том, что за выводы, сделанными ими в Техническом заключения о причине пожара специалисты ИПЛ ответственности не несут, а за выводы Экспертного заключения несут уголовную ответственность. Угадайте, где онисмело укажут на любую причину пожара, а где откажутся от решения вопроса?

Кстати, дознаватель ГПН может назначить проведение экспертизы и в другое государственное СЭУ, где ему обязаны будут так же бесплатно провести экспертизу, как и ИПЛ.

Таким образом, в материалах дознания по причине пожара могут и должны иметься следующие материалы: Акт о пожаре, протокол осмотра места пожара, объяснения свидетелей и очевидцев пожара, заявления потерпевших о размере ущерба, Техническое заключение о причине пожара или Экспертное заключение.

На основании собранных материалов и результатов заключения (или экспертизы) дознаватель выносит решение о причине возникновения пожара.

  1. В случае, если при тушении пожара или при осмотре места пожара обнаруживаются погибшие, то расследование передаётся следователю РОВД или прокуратуры с возбуждением Уголовного дела или Поручением о проверке совершения уголовного преступления. Схема расследования этих органов следующая.

Сначала проводится осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места преступления, в котором главное внимание уделяется месторасположению трупа, обстановки его окружающей, следам насильственных действий и пр. Следы пожара и возможная причина пожара их интересует в последнюю очередь. Поэтому эти протоколы содержат мало информации для исследования обстоятельств возникновения пожара. При проведении осмотра проводится, как правило, фотографирование места обнаружения трупа и общий вид места пожара, которые так жемалоинформативны для установления причины пожара.

После проведения Судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), при которой устанавливается причина смерти, устанавливается личность погибшего, и в зависимости от причины смерти решается вопрос: Кто убил? или Кто поджёг?

В первом случае, когда погибший сначала был убит, а потом возник пожар, следователь уверен, что найдя преступника он узнает и как возник пожар. Поэтому причина пожара ему не интересна.

Во втором случае, когда человек погиб при пожаре, следователю проще всего списать возникновение пожара на самого погибшего («… от неосторожного обращения с огнём…») — не надо искать того, кто дверь подпёр.

В связи с вышеизложенным можно заключить, что расследовать причину пожара при ведении уголовного дела следователю невыгодно – а вдруг экспертиза даст вывод, что было не «… неосторожное обращение…», а поджог? Тогда надо будет искать поджигателя, а это очень хлопотно и непросто!

Впрочем, надзирающие за ходом дела прокуроры, требуют от следователей проведение всех, предусмотренных законом следственных действий, одним из которых является проведение Пожарно-технической экспертизы (ПТЭ), которая проводится в государственных СЭУ для следствия бесплатно. Такими СЭУ являются: Испытательные Пожарные Лаборатории МЧС(ИПЛ), Региональные Центры МЮ (РЦ) и (ЛСЭ), Экспертно-Криминалистические Центры МВД (ЭКЦ). Однако, в двух последних может и не быть экспертов- пожаротехников. Законом не запрещено следствию назначать экспертизы и негосударственным СЭУ и частным экспертам, но отсутствие финансирования и ряд других причин не позволяют им этого делать. Одной из причин является то, что чаще всего, ни следователю, ни надзирающему прокурору результаты этой экспертизы не нужны, а самым удобным выводом является НПВ (Не Представляется Возможным). «…Мы сделали всё возможное, но даже экспертиза показала, что решить вопрос о возникновении пожара не представляется возможным…». Поэтому потерпевшие (родственники погибшего) не могут надеяться на то, что преступление будет раскрыто, а виновные – наказаны. Следует отметить, что при расследовании пожара по этой схеме следователь обязан ознакомить с результатами экспертизы и потерпевшую сторону, и обвиняемого, если такой будет иметься. А вот включать в Постановление о назначении экспертизы вопросы сторон он не обязан.

Вот здесь можно рекомендовать заинтересованным сторонам воспользоваться услугаминегосударственных СЭУ или частных экспертов, которые помогут разобраться в наукообразных выражениях Экспертного заключения, и определить степень допустимости используемых при проведении экспертных исследований методов и используемых методик, оценить уровень обоснованности Выводов экспертизы. Это всё может пригодится для составления стороной, недовольной ходом проводимого расследования, Заявления прокурору, с жалобой на действия (или бездействия) следствия.

  1. Что бывает, когда при пожаре никто не погибает, но имеется материальный ущерб?

Тогда дознаватель ГПН после проведения дознания, не находя признаков преступления (свидетельств поджога), составляет Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и передаёт его пострадавшему от пожара. При этом разъясняется, что предъявление претензии за возникновение пожара и повреждение имущества он (пострадавший) может предъявлять гражданский иск в суд на того, из-за неосторожности которого или ненадлежащего исполнения которым своих обязанностей произошёл пожар.

Это может быть (по версии дознавателя) сосед, от которого начался пожар, рабочий, проводящий работы без соблюдения правил пожарной безопасности, организация, некачественно выполнившая работу и пр.

На руках потерпевшего, как правило, остаётся копия Акта о пожаре и копия Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Что с ними делать? Хорошо, если в Постановлении указана фамилия –имя-отчество лица, из-за действий которого произошёл пожар, то на него и подавать в суд Иск о возмещении ущерба. А если нет? Ведь дознаватель не обязан устанавливать, кто конкретно неправильно сложил печь, смонтировал электропроводку, оставил включённый электронагреватель. Его основная задача, напомним, установить: произошёл ли пожар в результате поджога или это обычное несоблюдение норм пожарной безопасности.

Устанавливать, кто конкретно несоблюл нормы – не его задача. Поэтому, чаще всего потерпевший должен решить вопрос: Означает ли формулировка о причине пожара, указанная в Постановлении об отказе…, свидетельством того, что виновен сосед, например? Или кто виновен в том, что «… пожар возник из-за неисправности электропроводки.»? Как и какое «…несоблюдение правил пожарной безопасности…» привело к возникновению пожара. К кому предъявлять иск, в конце-концов?! И стоит ли вообще затевать судебную тяжбу, если не понятно, что представлять в суд для доказательства, потому что на руках только Постановление об отказе…из которого ничего не понятно??!!!

Чтобы понять, что следует предпринимать, нужно Проконсультироваться со Специалистом! Напомним, что такие специалисты могут быть в государственных учреждениях ( ИПЛ МЧС, ЭКЦ МВД, ЛСЭ МЮ), но консультирование в их функции не входит. А вот негосударственные экспертные организации (которые имеют в штатепожаротехников) или частные эксперты с удовольствием вам в этом помогут. Тогда вы сможете решить, стоит ли в вашей ситуации предпринимать какие-то дальнейшие шаги.

Если после консультации со специалистом вы решили через суд добиваться справедливого решения вашего дела, то такого решения возможно будет ожидать в том случае, если представленные вами суду доказательства будут неоспоримыми.

Это достигается несколькими путями.

а) В случае, если в Постановлении от отказе в возбуждении уголовного дела отсутствует прямое указание на виновника пожара, перед подачей Искового Заявления в суд закажите в Экспертном Учреждении или Организации, или Частному Эксперту проведениеЭкспертного Исследования, в котором будут разъяснены положения Постановления об отказе в возбуждении УД, проведён анализ других имеющихся материалов, и даны выводы о правомерности вынесения такого заключения и даны ответы на остальные ваши вопросы. Это Экспертное исследование, вместе с исковым заявлением и другими материалами представляйте в суд.

б) если исковое заявление уже подано в суд, то на первом же заседании требуйте проведения Судебной Пожарно-Технической Экспертизы по тем вопросам, решение которых помогут суду решить дело в вашу пользу. Суд может поручить проведение такой экспертизы или государственному СЭУ, негосударственной СЭО, или конкретному эксперту-пожаротехнику. Стороны сами вправе предложить того эксперта или организацию, которым они доверяют проведение такой экспертизы.

В случае принятия судом такого решения Ходатайствуйте перед судом о предоставлении органом дознания, которым первоначально расследовался пожар, эксперту всех материаловОтказного производства дела о пожаре, всех материалов, имеющихся у ИПЛ МЧС, по данному пожару, если их специалисты выезжали на этот пожар или проводили осмотр.

В случае, если в материалах дела о пожаре уже имеется Экспертное заключение, с выводами которого вы не согласны, Вы имеете право требовать проведения повторной экспертизы или дополнительной. Но для этого нужно обосновать, чем вы недовольны в имеющимся Заключении. А это Вам может подсказать только Специалист.

На основании вышеизложенного можно предложить Схему решения проблем, связанных с установлением причины пожара и виновника его возникновения, которая действовала и действует по настоящее время.

Не криминальный пожар (без погибших).

  1. Произошёл пожар

1.1. Прибывают пожарные и тушат его.

1.1.1. Начальник караула ПО составляет Акт о пожаре.

1.2. Пожарные не прибывают на место пожара.

  1. Прибывает дознаватель ГПН (и специалисты ИПЛ)

2.1. Производит мероприятия на месте пожара

2.1.1. Производит осмотр места пожара

2.1.2. Производит выемку вещественных док-в

2.1.3. Проводит опрос свидетелей и потерпевших

2.1.4. (специалисты ИПЛ фотографируют место пожара)

2.1.5. (специалисты ИПЛ проводят полевые исследования)

2.2. Вы подписываете протокол осмотра

  1. Дознаватель решает:

3.1. назначить проведение Исследования в ИПЛ

3.2. назначит проведение Экспертизы в СЭУ или ИПЛ

3.3. не проводить никаких исследований

  1. Дознаватель после проведения всех мероприятий по дознанию выносит решение:

4.1. Возбудить УД.

4.1.1. Дело передаётся в следственные органы при РОВД

4.1.2. Дело передаётся в следственные органы при Прокуратуре

4.1.3. Дело расследуется самим ОД ГПН

4.2. Отказать в возбуждении УД.

4.2.1. Постановление об отказе в возбуждении УД передаётся Потерпевшим от пожара вместе с Актом о пожаре.

4.2.2. Отказное производство (все материалы дознания о пожаре) остаётся в ГПН района.

  1. Потерпевшие от пожара подают исковое заявление в суд о возмещении ущерба. Вместе с заявлением предъявляют

5.1. Акт о пожаре

5.2. Постановление об отказе в возбуждении УД

5.3. Собственные материалы, документы, подтверждающие его правоту :

5.3.1. фотографии

5.3.2. справки о проверках

5.3.3. квитанции об уплатах

5.3.4. показания свидетелей

5.3.5. предметы с места пожара

  1. При судебном разбирательстве решается:

6.1. Не проводить судебную пожарно-техническую экспертизу

6.2. Провести пожарно-техническую экспертизу

6.2.1. Решает сам суд

6.2.1.1. Место проведения экспертизы выбирается судом

6.2.1.2. Оплата производится из средств бюджета

6.2.2. Решает одна из сторон

6.2.2.1. Место проведения и конкретный эксперт выбирается заявившей стороной

6.2.2.2. Оплата производится сторонами, в пропорциях, установленных судом

  1. После проведения всех процессуальных действий суд выносит решение.

7.1. Удовлетворить иск

7.2. Удовлетворить иск частично

7.3. В иске отказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПО — пожарная охрана

ГПН — госпожнадзор

ИПЛ — испытательная пожарная лаборатория

СЭУ — государственное судебно-экспертное учреждение

РОВД — районный отдел внутренних дел

ОД — отдел дознания

УД — уголовное дело

Анализ схемы показывает, что законодатель предложил лишь два момента в расследовании дела о пожаре, когда возможно проведение экспертиз. Однако, в данную схему не включены все возможности контроля действий органов дознания и следствия. А ведь закон не запрещает пользоваться услугами «сведущих людей» на любом этапе расследования и рассмотрения дела. Укажем эти моменты.

  1. Вы имеете право участвовать при проведении осмотра места пожара со своим доверенным лицом, специалистом в области пожарной экспертизы, который может контролировать качественность проводимого осмотра, указать, какие замечание следует внести в протокол осмотра.
  2. Вы можете привлечь специалиста для оценки выводов Технического заключения о причине пожара или Экспертного заключения, выполненного сотрудниками ИПЛ или другого СЭУ.
  3. Вы можете, с помощью специалиста, оценить аргументированность и полноценность Постановления об отказе в возбуждении УД, для его опротестования, или оценки вероятности выгодного для вас исхода дела при рассмотрении его в суде.
  4. Вы можете провести своё исследование причины возникновения пожара, конечно с помощью специалиста, которое может быть представлено в суд вместе с другими документами.
  5. Вы можете получить квалифицированную рецензию на имеющееся в деле Экспертное заключение, которая может быть использована для прояснения обоснованности выводов экспертизы.

Учитывая это Схема приобретает следующий вид

Не криминальный пожар (без погибших).

  1. Произошёл пожар

1.1. Прибывают пожарные и тушат его.

1.1.1. Начальник караула ПО составляет Акт о пожаре.

1.2. Пожарные не прибывают на место пожара.

  1. Вы приглашаете Специалиста присутствовать при осмотре места пожара
  2. Прибывает дознаватель ГПН (и специалисты ИПЛ)

3.1. Дознаватель производит мероприятия на месте пожара

3.1.1. Производит осмотр места пожара

3.1.2. Производит выемку вещественных док-в

3.1.3. Проводит опрос свидетелей и потерпевших

3.1.4. (специалисты ИПЛ фотографируют место пожара)

3.1.5. Приглашённый Специалист фотографирует место пожара

3.1.6. (специалисты ИПЛ проводят полевые исследования)

3.2. Вы, после внесения дополнений, указанных Специалистом, подписываете протокол осмотра

  1. Дознаватель решает:

4.1. назначить проведение Исследования в ИПЛ

4.2. назначит проведение Экспертизы в СЭУ или ИПЛ

4.3. не проводить никаких исследований

4.3.1. Вы, по совету Специалиста, настаиваете на проведении экспертизы.

4.3.2. Если следует отказ, то проводите экспертное исследование в СЭО или с привлечением частного эксперта

  1. Специалист оценивает обоснованность выводов проведённого исследования, выполненного в ИПЛ, или экспертизы, выполненной в СЭУ, и рекомендует:

5.1. обратится с заявлением в прокуратуру о несоответствии выводов экспертизы проведённым исследованиям

5.2. принять выводы данного заключения

  1. Дознаватель после проведения всех мероприятий по дознанию выносит решение:

6.1. Возбудить УД.

6.1.1. Дело передаётся в следственные органы при РОВД

6.1.2. Дело передаётся в следственные органы при Прокуратуре

6.1.3. Дело расследуется самим ОД ГПН

6.2. Отказать в возбуждении УД.

6.2.1. Постановление об отказе в возбуждении УД передаётся Потерпевшим от пожара вместе с Актом о пожаре.

6.2.2. Отказное производство (все материалы дознания о пожаре) остаётся в ГПН района.

6.2.3. Специалист оценивает аргументированность обоснования отказа и соответствие указанным в постановлении фактам реальным обстоятельствам дела, и составляет (если есть необходимость) Притензии к Постановлению об отказе…

  1. Потерпевшие от пожара подают исковое заявление в суд о возмещении ущерба. Вместе с заявлением предъявляют

7.1. Акт о пожаре

7.2. Постановление об отказе в возбуждении УД

7.3. Претензию к постановлению об отказе… (если есть необходимость)

7.4. Экспертное исследование, проведённое по его инициативе.

7.5. Рецензия на Экспертное заключение или Техническое заключение, выполненныеСЭУ

7.6. Собственные материалы, документы, подтверждающие его правоту :

7.6.1. фотографии

7.6.2. справки о проверках

7.6.3. квитанции об уплатах

7.6.4. показания свидетелей

7.6.5. предметы с места пожара

  1. При судебном разбирательстве решается:

8.1. Не проводить судебную пожарно-техническую экспертизу

8.2. Провести пожарно-техническую экспертизу

8.2.1. Решает сам суд

8.2.1.1. Место проведения экспертизы выбирается судом

8.2.1.2. Оплата производится из средств бюджета

8.2.2. Решает одна из сторон

8.2.2.1. Место проведения и конкретный эксперт выбирается заявившей стороной

8.2.2.2. Оплата производится сторонами, в пропорциях, установленных судом

8.3. Вы ходатайствуете перед судом заслушать мнение Специалиста о причине и обстоятельствах пожара, его заключение об обоснованности выводов проведённых в СЭУ экспертиз.

  1. После проведения всех процессуальных действий суд выносит решение.

9.1. Удовлетворить иск

9.2. Удовлетворить иск частично

9.3. В иске отказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПО — пожарная охрана

Специалист — сотрудник негосударственной судебно-экспертной организации или частный эксперт-пожаротехник

ГПН — госпожнадзор

ИПЛ — испытательная пожарная лаборатория

СЭУ — государственное судебно-экспертное учреждение

СЭО — негосударственная судебно-экспертная организация

РОВД — районный отдел внутренних дел

ОД — отдел дознания

УД — уголовное дело

Сравнивая эти две схемы становится очевидно, что во втором случае у вас появляется значительно больше возможности контролировать процесс расследования причин пожара, подготовить для суда обоснованное исковое заявление, представить суду доказательства, гарантирующие защиту ваших прав.

admin