Спи расшифровка

В целях повышения эффективности исполнения исполнительных документов судебными приставами-исполнителями осуществляется прием денежных средств от должников по квитанционным книжкам.

Оплата долга через квитанционную книжку позволяет сэкономить должнику до 3% от суммы долга, т.к. при оплате задолженности через учреждение банка ему приходится оплачивать взимаемую банком комиссию, а оплата задолженности через квитанционную книжку осуществляется без дополнительных затрат.

Квитанционная книжка является бланком строгой отчетности. При принятии денежных средств на квитанционную книжку судебный пристав-исполнитель указывает Ф.И.О. должника, уплаченную сумму (цифрами и прописью), дату оплаты и вид взыскания. Квитанция заполняется под копирку, корешок квитанции (заполненный под копирку) остается в книжке, а квитанция с оттиском печати отдела судебных приставов выдается на руки плательщику. Данную квитанцию необходимо сохранить, т.к. она является первичным документом, подтверждающим факт оплаты долга.

Выдача судебными приставами-исполнителями иных видов документов (расписок, кассовых ордеров и других) при приеме наличных денежных средств от должников действующим законодательством не предусмотрена.

Перед подписанием квитанции и корешка квитанции, должнику необходимо проверить правильность данных, внесенных судебным приставом-исполнителем в квитанцию и корешок квитанции, в частности: сумму, дату приема денежных средств и номер исполнительного документа, по которому производится оплата долга.»

Памятка должникам

разработана в целях информирования должников о порядке внесения наличных денежных средств судебному приставу-исполнителю по квитанционной книжке

При уплате долга наличными деньгами судебный пристав-исполнитель обязан выписать и выдать Вам на руки заверенную гербовой печатью структурного отдела Управления квитанцию с указанием полученной суммы долга. Одновременно с заполнением квитанции судебный пристав-исполнитель обязан заполнить корешок квитанции под копирку. Должнику необходимо проверить соответствие записей на квитанции и корешке квитанции, после чего в подтверждение их соответствия, проставить свою подпись на бланке квитанции и корешке квитанции.

Если в корешке квитанции отсутствует дата или записи произведены не под копирку, если допущены исправления в графах, если принятая сумма не прописана цифрами и прописью, или между ними есть расхождения, если судебный пристав-исполнитель под любым предлогом отказывает в выдаче квитанции, подтверждающей получение денежных средств, то Вам необходимо связаться с работниками отдела противодействия коррупции по телефону (8142) 76-56-35 или сообщить об этом по «телефону доверия» (8142) 77-28-92.

Время создания документа: 12 апреля 2013 11:19

Версия для печати

Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц Федеральной Службы судебных приставов России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч.1 ст.218, ст.360 КАС РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ»Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), п.8 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50)).

Преображенским районным судом города Москвы рассмотреныадминистративные дела№ 2а-1630/16, № 2а-5105/16 и № 2а-5452/16, об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя, доводы административного истца признаны обоснованными, и вынесены решения, мотивированные ст.ст.175-177 КАС РФ, которыми постановления судебного пристава-исполнителя признаны незаконными.

Однако суд не указал способа восстановления нарушенного права административного истца, что по сути делает решения суданезаконными и фактически неисполнимыми, не восстанавливающими права административного истца, ввиду отсутствия в них указания на способ или порядок восстановления таких прав, совершение конкретных действий и срок в течении, которого должны быть полностью восстановлены права и законные интересыстороны исполнительного производства, в том числе и потому, что бездействие должностного лица службы судебных приставов, было предметом исследования в судебном заседании, однако оценки в резолютивной части судебного постановления не получило.

В качестве ретроспективного анализа полагаем возможным вспомнить положение ч.1 ст.258 ГПК РФ: «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод» (Утратила силу с 15.09.2015 г. – Федеральный закон от 08.03.2015 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

В данном ключе рассуждал и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз.3 п.28 постановления от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»: При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия (Признано не подлежащим применению постановлением Пленума от 27.09.2016 г. № 36).

При принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения (ч.2 ст.178, п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ), и необходимость эта следует из императивного предписания закона.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ: «По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными».

«В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу,в течение одного месяцасо дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом» (п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ)».

Аналогичная обязанность ставится и перед лицом, рассматривающим жалобу на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, в порядке подчиненности (п.п.2-4 ч.3 ст.127 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Заслуживают внимания и рассмотренные Преображенским районным судом города Москвыадминистративные дела№ 2а-2564/16 и № 2а-3975/16, о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным.

Доводы административного истца признаны несостоятельными и необоснованными, поскольку из представленных в судебное заседание материалов исполнительного производствасуд установил, что судебным приставом-исполнителем осуществлены исполнительные действия и применены меры принудительного исполнения.

Вместе с тем полагаем наличие неверного применения и толкования норма права, поскольку, из системного толкования правоприменительной практики и положений действующего законодательства, сампо себе факт направления запросов в регистрирующие органы и иные организации не указывает на совершение всех необходимых действий направленных на исполнение требований исполнительного документа в смысле ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах»).

В ст.13 ГК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Тот факт, что денежные средства поступают на счет взыскателя, не в размере,
покрывающим сумму взыскания и за пределами срока, установленного ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не может указывать на надлежащее исполнение требований исполнительного документа и совершение необходимых действий должностным лицом службы судебных приставов, направленных на восстановление права взыскателя.

Фактическим исполнением,по делам о взыскании денежных средств, может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере (п.35 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50).

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов (ч.ч.4 и 5 ст.61 ГПК РФ, ч.ч.4 и 5 ст.10 КАС РФ, ч.ч.4 и 5 ст.61 АПК РФ). Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя (п.15 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50).

Под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия (решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2015 г. по делу № А40-5827/2016).

Вместе с тем, заслуживает внимания рассуждение суда, в ключе судебного толкования и нормотворчества относительно содержания ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой: «Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе».

В вынесенных судебных решениях Преображенского районного суда города Москвы по административным делам № 2а-2564/16 и № 2а-3975/16, председательствующим по делувыявлен следующий смысл приведенной правовой нормы: «Из приведенных законоположений следует, что с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности».

Однако данное толкование правовой нормы содержит не только противоречие в самой своей формулировке, но и нарушение в применении и толковании нормы права как таковое, что не отвечает и требованиям принципа contra legem, в том числе и потому, что принцип исполнительного производства, установленный п.2 ст.4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», имеет императивный характер, относится к обязанности судебного пристава-исполнителя, а его независимость обусловлена наличием судебного контроля и надзора за деятельностью должностных лиц службы судебных приставов, поскольку, в ряде случаев, судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно отменить вынесенные им постановления (ч.2 ст.8, ч.2 ст.9, ч.2 ст.10 Федерального закона «О судебных приставах», ч.5 ст.14, ч.9 ст.47, ч.4 ст.108, ст.123 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.227 КАС РФ, п.10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50).

Принципы исполнительного производства имеют исключительнопрактическое значение в рамках процесса исполнения требований исполнительного документа, поскольку они гарантируютполное, своевременное, правильное и эффективное исполнение, защиту прав участников исполнительного производства,определяют роль государства в регулировании данной сферы, презюмируют уважение к суду и закону.

Принцип независимости судебного пристава-исполнителя следует из логической конструкции в рамках аналогии права, применительно к независимости судей.

Независимость не является абсолютной и безграничной, поскольку суд, как и судебный пристав подчинены закону и в любом случае являются подконтрольными в соответствии с ним, а потому можно говорить только лишь об определенном уровне независимости, необходимом для осуществления беспристрастной процессуальнойдеятельности.

Судебный пристав-исполнитель и суд, как орган осуществляющий контроль и надзор за его деятельностью, должны помнить, что независимость,при осуществлении процессуальной деятельности по исполнению требований исполнительного документа, не является самоцелью, а выступает лишь предпосылкой для совершения законных и обоснованных действий, в том числе вынесения постановлений, а в случаях определенных законом,воздержания от совершения каких-либо действий в интересах участников исполнительного производства с целью защиты их прав и законных интересов. Из чего следует, что независимость должна быть направлена на обеспечение возможности реализовать права и законные интересы субъектами правоотношения посредством совершения процессуальных действий.

Разумеется, понимание независимости суда и судебного пристава-исполнителя не должно и не может отождествляться.

Судебные приставы являются государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие специального законодательства, в то время как независимость суда проистекает из установленной архитектуры государственной власти, где на конституционном уровне постулируется принцип разделения властей и выделения в качестве самостоятельной ветви судебной власти (ст.10 Конституции Российской Федерации), а ст.9 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» вводит прямые гарантии независимости судьи, которыене соизмеримы со статусом государственного служащего.

Независимость судебного пристава-исполнителя следует трактовать не как элемент правового статуса гражданского служащего, а в качестве особого режима его процессуальной деятельности. При этом последнюю традиционно рассматривают как деятельность, в которой уже отсутствует спор о праве, так как права взыскателя установлены вступившим в законную силу судебным актом, последним же устанавливается и обязанность должника совершить определенные действия в пользу взыскателя.

Судебный контроль за деятельностью судебного пристава-исполнителя предполагает контроль со стороны суда за производством принудительного исполнения исполнительных документов.

Таким образом, необходимо исходить из того, что перечень исполнительных действий, приведённый в ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа (п.17 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (ст.ст.2 и 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), не нарушают защищаемые федеральным законом прав должника и иных лиц.

После обнаружения фактического местонахождения имущества, возникновения возможности его осмотра и описи в целях обращения взыскания на него, судебный пристав-исполнитель обязан совершить все необходимые действия по наложению ареста на указанное имущество должника и обращению на него взыскания по правилам, предусмотренным ст.ст.36, 69 и 80 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (абз.1 и 4 п.42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50).

Термином contra legem или «обход закона» обозначается прямое нарушение закона, как например в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.01.1996 г. № 7770/95.

Использование данного понятия характерно именно для судебной практики и тесно связано с учением о толковании правовых норм (выявление цели закона).

Вместе с тем, Е.Н. Трубецкой связывал contra legem с проблемой толкования правовых норм в рамках правовой доктрины и судебной практики.

По мнению Ю.И. Свядосц действия судов могут быть объявлены «обходом закона» .

Петражицкий Л.И.писал о явлении contra legem в толковании нормативно-правовых актов: «Не превратится ли «ученое» искусство толковать волю закона и создавать таковую ради практических надобностей и интересов в практическое искусство… попирать и обходить законы и право сообразно тем разнообразным «видам», «целям» и «интересам», в которых они в конкретных случаях действительно заинтересованы?» .

В англо-американском праве судьи строго относятся к закону и приводят в действие только те последствия, которые им прямо предусмотрены .

Считаем необходимым привести следующее судебное мнение: «В определенном смысле никто не может «обойти» парламентский закон, то есть суд обязан так толковать каждый парламентский закон, чтобы позаботиться о том, что если что-то действительно запрещено, то оно и было бы объявлено не влекущим правовых последствий.

Если деловая операция проводится и управляется женой, по той признанной причине, что в отношении её мужа производится принудительное взыскание долга, то в данном случае нет никакого обхода, но имеет место избежание ответственности по взысканию в исполнительном производстве» .

Установление двухмесячного срока совершения исполнительных действий является организационной процедурой для судебного пристава-исполнителя в целях скорейшего исполнения исполнительного документа и направлено на защиту интересов взыскателя. Истечение этого срока не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства. Напротив, исполнительные действия проводятся до окончания исполнительного производства в соответствии с ч.8 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст.13 Федерального закона «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации, в постановлении № 35 от 07.02.1967 г., указал следующее: Встречаются случаи пренебрежительного отношения судей к соблюдению установленных законом правил судебного разбирательства,невыполнения требований закона о порядке разрешения судом заявлений и ходатайств лиц, участвующих в процессе. Все чаще встречаются факты вынесения судами недостаточно мотивированных решений, определений и постановлений. Зачастую в них не приводится юридическая аргументация принятого решения, в связи с чем постановил:

1. Рассмотрение и разрешение дел должно проводиться судами на основе строгого соблюдения законности, в полном соответствии с материальным и процессуальным законодательством.

2. Судьям следует учитывать, что надлежащая подготовка дела к судебному разбирательству, имеющая целью обеспечить его правильное и своевременное разрешение, обязательна по всем делам.

4. Решения, определения и постановления судов должны быть не только законными и обоснованными, но и мотивированными, составленными в ясных и понятных выражениях.

Законность, на которую указал Верховный Суд Российской Федерации – это строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Библиографический список:

1. См.: Трубецкой Е.Н. «Лекции по энциклопедии права». — М.: Типография Императорского Московского Университета, 1909.

В связи с поэтапным снятием ранее наложенных ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), ФССП России и ее территориальными органами возобновлен личный прием граждан, который в целях недопущения скопления граждан осуществляется по предварительной записи, заявку на которую можно оформить посредством сервиса «Запись на прием» на официальном интернет-сайте ФССП России.

При личном посещении структурных подразделений территориальных органов ФССП России гражданам необходимо обязательно соблюдать социальную дистанцию, использовать средства индивидуальной защиты (маски и перчатки) и осуществлять антисептическую обработку рук.

ФССП России рекомендует использовать бесконтактные способы взаимодействия с судебными приставами-исполнителями, в том числе электронный сервис «Личный кабинет стороны исполнительного производства» на официальном интернет-сайте ФССП России, а также установленные в каждом структурном подразделении территориальных органов ФССП России специальные переносные ящики для приема корреспонденции, в которых можно оставить свое обращение.

Обращаем внимание, что по обращениям, касающимся отмены наложенного ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, в течение одних суток будет проводиться проверка и приниматься процессуальное решение.

Кроме того, по обращениям, касающимся отмены наложенного ареста на денежные средства должника, и иным вопросам, требующим оперативного реагирования, граждане могут обращаться по телефонам дежурных частей территориальных органов ФССП России, контактные данные которых размещены на официальных интернет-сайтах территориальных органов ФССП России.

Оплата по квитанции СПИ

В целях повышения эффективности исполнения исполнительных документов судебными приставами-исполнителями осуществляется прием денежных средств от должников по квитанционным книжкам.

Оплата долга через квитанционную книжку позволяет сэкономить должнику до 3% от суммы долга, т.к. при оплате задолженности через учреждение банка ему приходится оплачивать взимаемую банком комиссию, а оплата задолженности через квитанционную книжку осуществляется без дополнительных затрат.

Квитанционная книжка является бланком строгой отчетности. При принятии денежных средств на квитанционную книжку судебный пристав-исполнитель указывает Ф.И.О. должника, уплаченную сумму (цифрами и прописью), дату оплаты и вид взыскания. Квитанция заполняется под копирку, корешок квитанции (заполненный под копирку) остается в книжке, а квитанция с оттиском печати отдела судебных приставов выдается на руки плательщику. Данную квитанцию необходимо сохранить, т.к. она является первичным документом, подтверждающим факт оплаты долга.

Выдача судебными приставами-исполнителями иных видов документов (расписок, кассовых ордеров и других) при приеме наличных денежных средств от должников действующим законодательством не предусмотрена.

Перед подписанием квитанции и корешка квитанции, должнику необходимо проверить правильность данных, внесенных судебным приставом-исполнителем в квитанцию и корешок квитанции, в частности: сумму, дату приема денежных средств и номер исполнительного документа, по которому производится оплата долга.»

Памятка должникам

разработана в целях информирования должников о порядке внесения наличных денежных средств судебному приставу-исполнителю по квитанционной книжке

При уплате долга наличными деньгами судебный пристав-исполнитель обязан выписать и выдать Вам на руки заверенную гербовой печатью структурного отдела Управления квитанцию с указанием полученной суммы долга. Одновременно с заполнением квитанции судебный пристав-исполнитель обязан заполнить корешок квитанции под копирку. Должнику необходимо проверить соответствие записей на квитанции и корешке квитанции, после чего в подтверждение их соответствия, проставить свою подпись на бланке квитанции и корешке квитанции.

Если в корешке квитанции отсутствует дата или записи произведены не под копирку, если допущены исправления в графах, если принятая сумма не прописана цифрами и прописью, или между ними есть расхождения, если судебный пристав-исполнитель под любым предлогом отказывает в выдаче квитанции, подтверждающей получение денежных средств, то Вам необходимо связаться с работниками отдела противодействия коррупции по телефону (8142) 76-56-35 или сообщить об этом по «телефону доверия» (8142) 77-28-92.

Время создания документа: 12 апреля 2013 11:19

СПИ(судебный пристав исполнитель)зженные деньги

Неразвлекательно. Вопрос юридический, посему, если не интересно — пропустите. Спасибо.

Вопрос к Лиге Юристов. Сначала история:

В декабре 2017 г. знаменитый банк «Русский стандарт» подал на меня в суд за неоплаченный кредит. Последняя связь с банком при этом была у меня в 2011 году (намекаю на срок давности). В феврале 2018 мировой судья вынес решение о том, что я должен все оплатить, включая судебные издержки. Но я на заседании не присутствовал, с материалами дела ознакомлен не был, в связи с этим, в конце мая я как только узнал о долге через госуслуги.ру, я обратился в суд с заявлением на отмену этого решения. В нем я также указал на срок давности. Судья отменил решение 30 мая 2018. Так как по почте я так и не получил постановления от отмене судебного решения(если неправильно называю, извините), то попросил человека забрать копию его и отнести приставам. 9 Июля это с трудом получилось сделать, и на тот момент СПИ сказал, что Исполнительное Производство уже закрыто. Я вздохнул с облегчением, а зря. 13 июля у меня с зарплаты списали 19 тыщщ рублей по исполнительному листу. Поэтому начиная с ближайшего понедельника 16-го я стал названивать тому самому приставу чтобы узнать ПОЧЕМУ и как теперь вернуть деньги. Но приставы же не умеют отвечать на звонки. Пришлось звонить в управление, где мне посоветовали написать обращение на сайте, которое благополучно не пришло к ним. Отправил повторное через несколько дней. В итоге, пока обращение зарегистрировали, уже наступило 23 июля. А денег то так и нет! 24-го сказав, что я подал жалобу на пристава, меня переключили к нему и он пообещал перечислить деньги в течение 4-5 дней. Ну и он до 24-го даже не соизволил отправить на работу постановление об отмене исполнительного листа, который был от 03.07. И только вчера снова дозвонившись до управления мне удалось отстоять свою июльскую зарплату. Только пнув его снова сверху он отправил факсом постановление. но денег я не вижу до сих пор. Так вот в чем вопрос: можно ли каким то образом не только наказать жалобой СПИ (неуверен, что это вообще полезно и наказание в принципе будет, а как-то получить компенсацию за то, что у меня не было моих денег все это время недобровольно? Мне же нужно платить за квартиру(снимаю), кредит, ремонтировать авто и в принципе есть и жить как-то?! В интернете искал — везде написано, что максимум — это жаловаться на ФССП в прокуратуру и все. т.е. им какое-то типа наказание, а мне ничего. Спасибо, что откликаетесь, критиковать не стОит. Тоже спасибо.

За что может быть выписан штраф по постановлению должностного лица ФССП.

(введена Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

(введена Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

1. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, —

(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

1.1. Неисполнение должником — оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 439-ФЗ)

2. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Неисполнение должником — оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 3 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 439-ФЗ)

За что может оштрафовать судебный пристав-исполнитель

Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области разъясняет, что судебный пристав-исполнитель вправе в соответствии с требованием действующего законодательства наложить на гражданина штрафные санкции, предусмотренные административным кодексом.

Так в 2015 году тверскими приставами составлено более 1300 материалов.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве», за невыполнение гражданами или должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.

Так, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.14. КоАП РФ «Нарушение законодательства об исполнительном производстве», выразившееся:
— в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя как должником так и лицом не являющимся стороной в исполнительном производстве (В предоставлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, в несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или о месте жительства. Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования.)

При установлении данных фактов судебный пристав-исполнитель вправе решать вопрос о применении штрафных санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Ст. 17.15 КоАП РФ «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера»:
— в установленный судебным приставом срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора;
— в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

По ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ «Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста» предусмотрена ответственность за неуплату админитстративного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

Так, с момента получения постановления дается 10 дней на его обжалование. Если постановление не обжаловано, то с 11 дня есть 30 дней на оплату штрафа, но если штраф в указанный срок так и не оплачен, то далее — в течении 3-х месяцев водителя могут привлечь по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

То, что штрафные санкции суровы — не стоит забывать гражданам и должностным лицам.

Так, размер административного штрафа, налагаемого судебным приставом-исполнителем на гражданина, может составить от 1 до 2,5 тысяч рублей, должностное лицо рискует заплатить от 10 до 20 тысяч рублей, а юридическая организация – от 30 до 100 тысяч рублей.

Порядок принудительного взыскания административных штрафов

Одной из возможных санкций по административному делу может быть штраф в денежной форме. Размер штрафа определяется судом, иным уполномоченным органом или должностным лицом в постановлении, исходя из условий статьи КоАП РФ, характера проступка, смягчающих и отягчающих факторов. В этой статье разберем все нюансы оплаты административных штрафов, в том числе добровольный и принудительный порядок исполнения.

Общие условия для назначения штрафа

В КоАП РФ содержится почти 100 статей, предусматривающих наказание за совершение противоправных действий и нарушение закона. Практически по каждому составу административных проступков может быть назначена санкция в виде штрафа. Применение такого вида наказания происходит по следующим правилам:

  • в зависимости от вида проступка и условий статьи КоАП РФ, дело будет рассматриваться судом, либо иным ведомством или должностным лицом;
  • при подтверждении вины нарушителя, уполномоченный орган назначает наказание;
  • штраф может быть назначен, если указан в перечне санкций статьи КоАП РФ;
  • по отдельным видам проступков, связанных с ведением частного предпринимательства, штраф может заменяться предупреждением (при первом нарушении);
  • возможен вариант, когда штраф будет назначен лицу, к которому нельзя применить другие административные санкции (например, если нарушителем является несовершеннолетний или беременная женщина, им нельзя назначить арест).

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано нарушителем. На это дается 10 дней, а подавать жалобу нужно в вышестоящий суд или иное ведомство (в зависимости от того, кто назначал наказание). Обязанность по выплате штрафа возникает по истечении 10 дней с момента вручения копии постановления нарушителю или получения документа по почте. Если же нарушитель подал жалобу, постановление вступит в силу сразу после рассмотрения дела в вышестоящей инстанции.

Отсрочка и рассрочка

Если нарушитель понимает, что выплата штрафа для него будет затруднительной, он может сразу подать ходатайство о предоставлении рассрочки или отсрочки. При отсрочке, нарушителю будет предоставлено дополнительное время для добровольной выплаты штрафа. Соответственно, пока период отсрочки не истечет, принудительные меры взыскания не будут применяться.

Рассрочка заключается в распределении общей суммы штрафа на равные периодические платежи. Например, при наложении штрафа в 30 тыс. руб., суд или иной орган может дать рассрочку на 6 месяцев. В этом случае нарушитель обязан платить ежемесячно по 5 тыс. руб. Пока такой график будет соблюдаться, принудительное исполнение не проводится.

Для предоставления отсрочки или рассрочки нужно доказать наличие уважительных обстоятельств, тяжелое материальное состояние, факт длительной болезни или нетрудоспособности, иные факторы. Суд будет самостоятельно оценивать представленные доказательства, поэтому гарантировать предоставление рассрочки или отсрочки по штрафу невозможно.

Правила добровольной оплаты штрафов

Положения о порядке выплаты административных штрафов регламентированы в ст. 32.2 КоАП РФ. В зависимости от категории дела, виновному лицу нужно оплатить взысканную сумму в следующие сроки:

  • в течение 60 дней после вступления в силу постановления;
  • если нарушителем является иностранец или лицо без гражданства, а кроме штрафа было применено принудительное выдворение за пределы РФ, оплатить санкцию нужно не позднее 1 дня после вступления в силу постановления;
  • специальный срок оплаты установлен для статьи 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юрлица) – не позднее 7 дней после вступления в силу постановления.

Таким образом, за большинство нарушений для оплаты штрафа дается 60 дней. В течение этого периода к нарушителю не будут применяться меры принудительного воздействия или какие-либо ограничения. Контролировать исполнение сроков оплаты будет орган, выносивший постановление. Если по истечении 60 дней, либо иного регламентированного срока, деньги не будут перечислены, постановление направляется приставам для принудительного удержания.

Закон предоставляет льготу для добросовестных нарушителей, оплачивающих штраф в течение первых 20 дней. В этом случае размер санкции уменьшается в 2 раза, т.е. должник сэкономит половину взысканной суммы. Льгота не распространяется на отдельные виды нарушений, перечисленных в ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ (как правило, это связано с повторностью проступка или повышенной опасностью деяния). Также нельзя рассчитывать на скидку по штрафу, если виновник воспользовался отсрочкой или рассрочкой по исполнению. Если нарушитель не принимал участие в рассмотрении дела и получил постановление по истечении 20 дней, этот срок может быть восстановлен по его заявлению.

Для добровольной оплаты штрафа можно воспользоваться способами, перечисленными в ст. 32.2 КоАП РФ:

  • через банковские и кредитные организации;
  • через отделения почтовой связи;
  • через иных платежных агентов, имеющих соответствующую лицензию или другой разрешительный документ.

Закон запрещает оплачивать штраф в наличной форме, даже если решение о наказание может приниматься должностным лицом или уполномоченным органов на месте нарушения. Например, попытка передать деньги сотруднику ГИБДД при наложении штрафа за превышение скорости, может рассматриваться как взятка со всеми вытекающими последствиями.

При оплате нужно внимательно проверить реквизиты, по которым будет переводиться сумма штрафа. Как правило, реквизиты для зачисления средств в бюджет указываются прямо в постановлении суда или иного ведомства. Учтите, что обязанность считается исполненной только после фактического зачисления средств в бюджет. Поэтому, при ошибочных реквизитах или нарушении сроков перевода, можно столкнуться с принудительным удержанием или утратой права на льготу 50%.

В зависимости от выбранного способа оплаты, подтверждающими документами могут являться:

  • квитанция о почтовом переводе со штемпелем отделения и датой внесения средств;
  • платежное поручение, квитанция, чек или иной документ, выданный банком или кредитной организацией;
  • электронная копия платежного документа, если штраф погашался через онлайн-сервисы, кошельки и иные системы.

Квитанцию или иной платежный документ нужно сохранить. Дело в том, что при отсутствии доказательств оплаты, можно столкнуться с предъявлением претензий и наложением дополнительных санкций. При возникновении таких проблем, доказывать свою правоту предстоит должнику. При отсутствии подтверждающего документа, можно стать фигурантом нового административного дела и получить дополнительное наказание (об этом расскажем ниже).

Перечислить штраф может сам нарушитель, либо любое иное лицо по его поручению. Если штраф взыскан с несовершеннолетнего ребенка, не имеющего место работы и источников дохода, вся сумма будет взыскана с его родителей или иных законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.). При заполнении и проверке реквизитов нужно убедиться, что правильно указан номер постановления, КБК получателя, сведения о плательщике.

Принудительное взыскание

Чтобы подтвердить оплату штрафа, нарушитель должен представить соответствующий платежный документ в суд, либо иное ведомство, выносившее постановление. Также сведения о поступивших платежах будут проверяться через единую федеральную информационную систему. Если сведения об оплате отсутствуют, а платежный документ не представлен, наступают следующие последствия:

  • по истечении срока для добровольной оплаты, изготавливается второй экземпляр постановления;
  • в течение 10 дней документ направляется в службу ФССП по адресу должника;
  • приставы возбуждают исполнительное производство, направляют копию постановления должнику, дают срок до 5 дней для погашения штрафа;
  • по истечении 5 дней, сотрудник ФССП вправе использовать меры принудительного взыскания, а также обязан удержать с должника исполнительский сбор.

Естественно, если нарушителю была предоставлена отсрочка или рассрочка, постановление не будет направлено приставам.

Порядок проведения производства в ФССП будет зависеть от суммы штрафа. Если она не превышает 10 тыс. руб., пристав не может ввести ограничение на выезд за пределы РФ, либо временно лишить должника права управления транспортом. При сумме долга менее 10 тыс. руб., документы будут направлены для удержания на работу, по месту учебы или в иное учреждение, где должник получает постоянный доход. Допускается удерживать штрафы за счет стипендий, пенсий и иных выплат, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Если должником является предприятие, для взыскания штрафа будут направлены документы на арест банковских счетов. При отсутствии средств на счетах и операций, может накладываться арест на имущество для последующей реализации. Взыскание штрафов, взысканных с руководителя или иных должностных лиц предприятия, происходит в общем порядке, т.е. за счет их зарплаты или имущества, путем списания со счетов.

Если сумма штрафа превышает 10 тыс. руб., пристав сможет использовать все меры принудительного удержания и ограничения, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:

  • выявление, розыск, арест и реализация имущественных активов;
  • арест и списание со счетов в банковских и кредитных учреждениях;
  • ограничительные меры по запрету на выезд за границу и временному лишению права управления транспортом;
  • направление документов на удержание с зарплаты, если у должника отсутствует имущество и деньги на счетах.

Если должник скрывает свое место жительство, уклоняется от получения документов из ФССП, может объявляться исполнительный розыск.

Исполнительное производство будет прекращено только после полной оплаты штрафа. Если же нарушитель не погасил долг в течение 5 дней, предоставленных приставом, ему придется платить и исполнительский сбор. Размер такого сбора для частных лиц или ИП составит 7% от суммы штрафа, но не менее 1 тыс. руб. Для предприятий размер сбора составляет 10 тыс. руб.

Что грозит на неоплату административного штрафа

Помимо мер принудительного взыскания и удержания исполнительского сбора, неоплата штрафа может привести к дополнительным административным санкциям. Для этого применяется ст. 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает следующие правила:

  • при нарушении срока на добровольную оплату без уважительных причин, будет составлен протокол по ст. 20.25 КоАП РФ;
  • наказанием за указанный проступок может быть штраф в двойном размере от суммы первоначальной санкции (но не менее 1 тыс. руб.), административный арест или работы обязательного характера;
  • вновь назначенный штраф будет взыскиваться по общим правилам, и независимо от первого наказания;
  • новое наказание не освобождает от обязанности оплатить первый штраф.

Например, если гражданин получил штраф за нарушение ПДД в сумме 30 тыс. руб., за факт просрочки по оплате свыше 60 дней, он будет наказан на сумму 60 тыс. руб. Если же штраф за незначительный проступок составил всего 500 руб., новое наказание не может быть менее 1 тыс. руб.

Избежать наложения нового штрафа можно, если доказать уважительность причин для несвоевременной оплаты. Например, можно указать на неполучение копии постановления, на длительный отъезд на пределы страны, на нахождение долгое время в больнице, на потерю работы. Оценивать эти факторы будет суд, который и примет окончательное решение.

Указанная дополнительная санкция является не единственной мерой ответственности для должника. При попытке воспрепятствовать работе приставов, при продаже или передаче арестованного имущества, либо при выявлении иных нарушений со стороны должника, могут возбуждаться административные и уголовные дела по иным статьям КоАП РФ и УК РФ.

Практикующий юрист:
Шарапов Дмитрий Васильевич

admin