Спецсчет для госконтракта

Содержание

Для того, чтобы разобраться, как работать и пользоваться спецсчетом, достаточно иметь общее представление о трех вещах, напрямую связанных с этим вопросом:

  1. Для чего спецсчет предназначается в государственных закупках.
  2. Каким образом он задействуется в самой процедуре проведения торгов.
  3. Как пользоваться спецсчетом на практике, сидя непосредственно за компьютером.

Давайте быстро пройдемся по каждому из этих трех пунктов и освежим данную информацию в памяти, тем более, что не так давно были опять приняты новые поправки в 44-ФЗ о госзаказах.

Назначение спецсчетов

Напомним, что участие в государственном тендере можно разделить на два этапа: сначала обеспечение заявки, а затем обеспечение госконтракта.

Необходимо понимать, что специальный счет нужен для обеспечения только первого этапа – заявки. Для второго этапа – контракта специальный счет не применяется, вместо этого поставщик либо перечисляет деньги на счет заказчика, либо использует банковскую гарантию.

Зачем придумали эти два этапа

Первый этап заказчику нужен для того, чтобы у победителя торгов было меньше желания отказаться от дальнейшего заключения госконтракта. Ведь, если он откажется от подписания, заблокированное обеспечение уйдет в пользу заказчика. Это станет компенсацией за потраченное им в пустую время.

Второй этап необходим заказчику, чтобы поставщик-победитель выполнил условия по уже подписанному контракту. В противном случае он также потеряет свое обеспечение контракта. В контексте данной статьи этот этап нас не интересует.

Кто должен использовать спецсчет

1 июля 2019 года опять состоялось очередное изменение законодательства о госзаказах. Однако по существу правила, согласно которым заказчики устанавливают требования к обеспечению заявок, подаваемых поставщиками, практически не поменялись.

Что касается 44-ФЗ, то здесь заказчики по-прежнему ориентируются на два параметра:

  1. Суммы тендера (НМЦК). Согласно обновлённому 44-ФЗ заказчики все также должны устанавливать обеспечение на заявки для торгов с НМЦК от 1 миллиона рублей. Осталось у заказчиков и право (не обязанность) потребовать обеспечение, если НМЦК составляет менее 1 миллиона рублей. Как раз по этому поводу, у экспертов были горячие споры, но большинство придерживаются мнения, что тут все осталось как было и ранее.
  2. Возможного диапазона размера обеспечения заявки. Новые уточнения коснулись как раз этого. Теперь, если сумма НМЦК составляет от 0 до 20 миллионов рублей, то размер обеспечения должен четко вписываться в коридор от 0,5% до 1% от НМЦК. Таким образом, теперь данное правило подходит для большинства случаев.

Для 223-ФЗ пока все осталось как было. Т.е. спецсчет понадобится при участии в торгах только от 5 миллионов рублей.

Подробнее о том, кому нужен спецсчет читайте в подготовленном нами материале.

Схема применения спецсчета в торгах

На наш взгляд, механизм спецсчетов логично вписывается в схему проведения аукционов и конкурсов. Сложного тут ничего нет, нужно только уловить смысл. Предлагаем коротко описать процедуру. Для этого начнем с самого начала по порядку:

  1. Заказчик опубликовывает тендер на одной из электронных торговых площадок, для которого помимо прочих настроек устанавливает: обеспечение заявки (при необходимости), а также срок окончания приема заявок.
  2. Поставщик находит этот тендер и решает принять в нем участие. Для этого у него должен быть рабочий специальный счет. Тут есть интересный момент. Деньги заранее на него можно даже не класть. Связано это с тем, что сумма будет проверяться и блокироваться только тогда, когда наступит срок окончания приема заявок. Из-за этого поставщик может подавать заявку даже с пустым спецсчетом, главное успеть пополнить его до момента окончания их приема. Итак, поставщик подает заявку на участие, указав номер спецсчета (примеры будут далее).
  3. Наступает время окончания срока приема заявок (СПЗ) по данному тендеру. В этот момент электронная площадка посылает запрос в банк, чтобы узнать достаточно ли средств на спецсчете. В течение часа банк производит блокировку необходимой суммы и возвращает площадке положительный ответ. В противном случае, если средств будет недостаточно, банк отправит отрицательный ответ.
  4. Торговая площадка получает ответ от банка. Если все прошло успешно, т.е. средства заблокировались, то поставщик допускается до участия в торгах, иначе его заявка будет автоматически отозвана. В случае его победы, после подписания контракта деньги на спецсчете разморозятся и в следующих торгах их можно будет использовать повторно. Комиссия за победу (1% от стоимости контракта, но не больше 2 000 рублей) также спишется со спецсчета. Если выиграть не удастся, то банк снимет блокировку еще быстрее – в течение 1 рабочего дня. Если поставщик победит, но уклонится от подписания госконтракта, деньги уйдут заказчику.

Как это выглядит на практике

Что должно быть перед началом работы

Перед тем, как приступить к работе со специальным счетом поставщику сперва нужно не мало потрудиться. У него уже должны быть:

  • изготовленная электронно-цифровая подпись (ЭЦП);
  • настроенное на компьютере программное обеспечение для ЭЦП;
  • аккредитация в единой информационной системе (ЕИС);
  • непосредственно сам спецсчет, оформленный в одном из утвержденных банков.

Обратите внимание, что специальным счетом можно будет начать пользоваться без ограничений только после того, как банк отправит информацию о его создании во все электронные торговые площадки для госзакупок. Но отметим, что происходит это не сразу. Как правило, клиенту требуется подождать около одного рабочего дня, пока он станет доступен на всех ЭТП. Однако это может занять и более продолжительное время.

Коротко о настройке рабочего места

Напоминаем, что для корректной работы необходимо правильно настроенное ПО для электронной подписи:

  • Во-первых, необходимо пользоваться только браузером Internet Explorer 8 версии и выше. Пожалуйста, не путайте его с Microsoft Edge, который используется в качестве встроенного обозревателя интернета на Windows 10.
  • Во-вторых, нужно установить для Internet Explorer плагин, который позволит ему взаимодействовать с ЭЦП.
  • В-третьих, нужно добавить домены сайтов ЕИС и ЭЦП (на которых вы планируете работать) в список доверенных источников в настройках того же Internet Explorer.

Если у вас не получается что-то настроить – не переживайте. Уточняйте все технические моменты в службе поддержки изготовителя ЭЦП. Они пошагово проконсультируют вас по телефону, так как у них есть большой опыт в помощи своим клиентам.

Где искать тендеры и участвовать в торгах

Итак, после того, как вышеперечисленные действия выполнены, можно переходить к работе. Для поиска и участия в торгах в распоряжении поставщика находятся 8 утвержденных правительством РФ электронных-торговых площадок:

Бесплатно отслеживать появление новых закупок по каждой ЭТП можно сразу в одном месте – на портале Единой информационной системы. Для этого даже не понадобится в личный кабинет. ЕИС регистрирует и хранит историю по всем госзаказам, поступающих со всех ЭТП. Каждому тендеру присваивается уникальный номер, по которому его далее можно легко найти на той площадке, где он был опубликован и, при желании, уже на ней принять в нем участие.

Для более полного и точного отбора тендеров, профессиональными сотрудниками по госзаказам не редко применяются платные программы по поиску торгов. Например, это могут быть: СТАР, СБИС, Контур или другие.

Используем спецсчет для обеспечения

Теперь посмотрим, как проходит работа со спецсчетом для 44-ФЗ и 223-ФЗ непосредственно перед монитором компьютера. Начнем с поиска тендера на ЕИС. Заходим на главную страницу, выбираем раздел «Закупки». Вводим ключевое слово, например, «молоко». Ищем подходящий госзаказ и открываем по нему подробную информацию:

Обращаем внимание, что закупка проводится на Росэлторг (ЕЭТП). Затем пролистываем ниже и видим, что у закупки установлено обеспечение:

Открываем сайт «АО ЕЭТП», осуществляем вход в личный кабинет (мы делаем это через сайт Госуслуг). Откроется личный кабинет. В расширенном поиске уберем галочку «Мои заявки». Далее в строку «Быстрый поиск» вводим номер найденной закупки из ЕИС. Система нашла необходимый тендер:

Нажимаем справа на кнопку «Подать заявку на участие». Появляется подробная информация по аукциону. Видим, в разделе «Обеспечение» подраздел с названием «Специальный счет». Остается выбрать из списка банк, при помощи которого вы хотите внести обеспечение. После этого в поле «Номер счета» автоматически подгрузятся номера всех спецсчетов, оформленных поставщиком в данном банке. В нашем списке он один – выбираем.

Далее прикрепляем необходимые для заказчика документы и в самом конце нажимаем кнопку «Подписать и направить заявку».

Проверяем еще раз указанные сведения и опять жмем «Подписать и направить». Наша операционная система предлагает выбрать ЭЦП.

Собственно, вот заявка и подана. Важно не забыть пополнить спецсчет на необходимую сумму, если этого еще не сделано. Остается дождаться завершения срока приема заявок. Тогда деньги на спецсчете заблокируются и это позволит поставщику поучаствовать в тендере.

Как видно из нашей статьи, пользоваться спецсчетом не трудно. Заметим только, что тут приведен пример по подаче заявки через одну площадку – «ЕЭТП» (Росэлторг). Однако тот же принцип и те же похожие для взаимодействия интерфейсы действуют и на 7 остальных ЭТП.

Здравствуйте Руслан. А что именно Вас беспокоит? Вы полагаете, что такой договор признают недействительным?

На это шансов мало.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2017 г. по делу N А17-7347/2016
Порядок расчетов согласован сторонами в разделе 4 договора от 27.10.2014 и дополнительном соглашении от 26.08.2015.
Условие о необходимости открытия исполнителем отдельного счета в уполномоченном Банке для осуществления расчетов по договору в данном разделе и в остальных разделах спорного договора отсутствует.
Перечисление заказчиком платежей предусмотрено на расчетный счет ЗАО «Ивановоискож», который указан в договоре и дополнительном соглашении. Указанные условия договора в установленном порядке недействительными не признаны.
При этом апелляционный суд считает, что ответчик, действуя разумно и добросовестно, являясь заказчиком по спорному договору, выступая исполнителем государственного оборонного заказа, обязан был уведомить истца о необходимости открытия специального счета, предусмотреть указанное положение в условиях договора.
Однако материалами дела не подтверждается своевременное исполнение ответчиком положений пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Ответчиком также не учтено, что исполнение принятого на себя обязательства по договору не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия счета, не может являться основанием для освобождения от надлежащего исполнения обязательств, иное бы означало нарушение требований статьи 309 ГК РФ.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 N 09АП-67390/2016 по делу N А40-136063/16-34-1195

В материалах дела отсутствуют доказательства уведомления ответчиком истца о том, что договор поставки, являвшийся предметом исследования по настоящему спору, заключен во исполнение государственного оборонного заказа либо доказательства, подтверждающие исполнение ответчиком положений пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» В соответствии с которым: «Головной исполнитель — уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета.
Ответчик, действуя разумно и добросовестно, являясь заказчиком по спорному договору поставки, выступая исполнителем государственного оборонного заказа, обязан был уведомить истца о необходимости открытия специального счета, предусмотреть указанное положение в условиях договора, однако материалами дела не подтверждается исполнение ответчиком положений пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
При этом само по себе обстоятельство отсутствие специального счета не может являться основанием для освобождения ответчика от надлежащего исполнения обязательств в соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ.

Многие казахстанцы получили социальные выплаты в связи с введением чрезвычайного положения в размере 42500 тенге. Деньги зачисляются на их банковские счета. Имеет ли значение, на какие счета идет зачисление: на специальные счета, предназначенные для зачисления соцвыплат, или на «обычные» текущие счета (в том числе привязанные к банковским картам)? Поговорим об этом и других аспектах зачисления соцвыплат на банковские счета.

Спецсчета: что в них специального?

Для начала разберемся, что представляют собой спецсчета.

Спецсчета — это те же самые текущие счета физических лиц, но со специальным правовым режимом. То есть в отношении них действуют особые правила, скажем, облегченные или улучшенные для клиентов.

Например, если деньги на вашем действующем счете арестованы или к ним предъявлено инкассовое распоряжение судебного исполнителя о взыскании долга, то новый «обычный” текущий счет вы открыть не сможете — закон не позволяет. Но спецсчет для получения соцвыплат и пособий вы открыть вправе, несмотря на аресты и инкассовые распоряжения. В этом первая особенность правового режима спецсчетов.

Еще одна привилегия спецсчетов — отсутствие обязанности банков уведомлять налоговые органы об их открытии физическим лицам, состоящим на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). По общему правилу, об открытии счета физлица-ИП уведомляется налоговый орган. Однако в отношении спецсчетов, открываемых для зачисления соцвыплат и пособий, уведомления в налоговые органы не направляется.

Но самая главная привилегия спецсчетов для соцвыплат и пособий — это иммунитет от арестов и взысканий.

Иммунитет от арестов и взысканий

В чем он проявляется?

Во-первых, не допускается наложение ареста на деньги, находящиеся на таких спецсчетах (п.1 ст. 51 Закона О банках; п. 11 ст.27 Закона О платежах; п.3 ст.62 Закона Об исполнительном производстве).

Во-вторых, не допускается взыскание денег, находящихся на таких спецсчетах, ни по платежным требованиям банков и небанковских организаций, ни по инкассовым распоряжениям судебных исполнителей (ст.741 ГК; п/п.1) п.2 ст. 36 Закона О банках; п.10 ст.27 Закона О платежах; п.2 ст. 58, ст. 98 Закона Об исполнительном производстве).

Как видно, деньги на спецсчете обладают неприкосновенностью. Государство, тем самым, предоставило возможность для получателей соцвыплат и пособий беспрепятственно распоряжаться деньгами, находящимися на спецсчетах.

Таким образом, деньги, находящиеся на вышеуказанных спецсчетах, пользуются иммунитетом от арестов и принудительного взыскания третьих лиц.

Когда иммунитет не работает

Но вот вопрос: как быть с суммами соцвыплат и пособий, поступающими на «обычные» текущие счета? Действуют ли на них те же правила, что описаны выше?
Тут следует отметить нестыковку между некоторыми законодательными актами. Вопрос в том, что является объектом защиты от арестов и взысканий: деньги в виде соцвыплат, пособий и др. (на каких-либо счетах они не находились) или деньги на счетах, предназначенных для зачисления соцвыплат, пособий и др.

Чтобы разобраться, придется углубиться в юридические тонкости.

Закон об исполнительном производстве запрещает обращение взыскания на социальные выплаты и пособия, жилищные выплаты и т.д., не конкретизируя при этом, на каких счетах они находятся (ст. 98). Исходя из этого, вроде как, не допускается взыскание указанных видов поступлений с любых счетов: как с текущих, так и спецсчетов. Если пособие поступит на текущий счет, то взыскать сумму пособия нельзя. Данный подход устанавливает, таким образом, иммунитет собственно сумм пособий и пр., независимо от вида счетов, на которых они находятся.

Однако согласно нормам других законодательных актов правила несколько иные. Гражданский кодекс РК (ст.741), Закон О банках (пп.1) п.2 ст.36, п.1 ст.51), Закон О платежах (п.10 ст.27) устанавливают запрет на обращение взыскания на деньги в виде соцпособий, выплат, жилищных выплат и пр., находящиеся на банковских счетах, предназначенных для зачисления указанных денег. Разница от предыдущего подхода в том, что иммунитет от взысканий распространен именно на те деньги, которые находятся на спецсчетах, и, соответственно, такой иммунитет не распространяется на деньги, находящиеся на других типах счетов. Если пособие будет зачислено на иной счет, кроме спецсчета (например, на текущий), то не исключается списание поступившей суммы по требованиям о принудительном взыскании (инкассового распоряжения, платежного требования).

Противоречие между двумя подходами подлежит разрешению в пользу последнего (то есть в пользу иммунитета денег, находящихся именно на спецсчетах).

Во-первых, нормы Гражданского кодекса в данных отношениях обладают приоритетом в силу нахождения выше в иерархии нормативных правовых актов (п.1 ст.12 Закона «О правовых актах”).

Во-вторых, подход, при котором от взысканий ограждены деньги на спецсчете, удобен с точки зрения правоприменения. И наоборот, затруднительно оградить от арестов и взысканий деньги на иных счетах, кроме специальных. Вычленить деньги, зачисленные в виде пособия, из всей массы денег, находящихся на счете — дело в принципе невозможное. Деньги на счете всегда обезличены. Их правовая природа не позволяет отграничить суммы пособий от сумм других поступлений на банковский счет.

Проиллюстрируем на примере. Допустим, на текущем счете клиента имеется 100 тыс тенге, поступила соцвыплата 42500 тенге, итого на счете 142500 тенге. Клиент двумя операциями снял со счета 30 тыс. и 20 тыс. Теперь на счету остаток 92500 тенге. Затем поступило инкассовое распоряжение о взыскании 200 тыс тенге. Вопрос: подлежит списанию вся сумма на счете (92500) или за минусом суммы полученной ранее соцвыплаты (92500 — 42500 = 50000)?

Казалось бы, ответ очевиден: 92500 тенге, поскольку клиент снял ранее сумму (30 тыс и 20 тыс), включающую в себя соцвыплату.

Однако клиент может заявить, что сняв 30 тыс. и 20 тыс, он распорядился теми деньгами, которые были у него на счете до поступления соцвыплаты (напомним, до зачисления соцвыплаты у него на счете было 100 тыс.). А раз так, то он сохраняет право на поступившую соцвыплату, и ее списание по инкассовому распоряжению незаконно. По мнению клиента, инкассовое распоряжение подлежит исполнению только в размере 50000 тенге, то есть за минусом суммы соцвыплаты.

Действительно, вычленить из общей массы безналичных денег на текущем счете определенную часть в виде поступившей ранее соцвыплаты практически невозможно. По меньшей мере, с правовой точки зрения это достаточно затруднительно и оспоримо.

Приведенный пример показывает уязвимость буквального применения ст.98 Закона Об исполнительном производстве и позиции о том, что иммунитет от ареста и взысканий распространяется на деньги независимо от статуса счетов, на которых они находятся.
Поэтому указание в ст.98 Закона Об исполнительном производстве на то, что «взыскание не может быть обращено на социальные выплаты” и другие перечисленные в законе суммы, является некорректным и с точки зрения права — нереализуемым.

Впрочем, нельзя исключать, что имеет место банальная редакционная недоработка указанной статьи, поскольку тот же Закон об исполнительном производстве, но уже в другой статье, регламентирующей ограничения наложения ареста судебными исполнителями (п.3 ст.62), говорит о деньгах, находящихся на счетах, предназначенных для зачисления пособий и соцвыплат (то есть в противоречие со ст.98).

По всей видимости, законодатель все же имел намерение придать иммунитет от арестов и взысканий деньгам в виде пособий и пр., зачисленным на предназначенные для этого спецсчета.

Итак, из всего сказанного следует вывод: соцвыплаты и пособия лучше всего зачислять на спецсчета. Так будет надежнее и лучше для самого клиента, потому что только статус спецсчета гарантирует неприкосновенность денег от арестов и взысканий.

«Чистые» и «нечистые» счета

Проблема иммунитета денег в виде соцвыплат, пособий и пр. наиболее остро встала в связи с выплатами от государства населению тех самых 42500 тенге.
Часть граждан указывает в качестве счета для их зачисления спецсчета (тут проблем нет), но часть указывает свои текущие счета, в том числе так называемые карт-счета, то есть текущие счета, привязанные к платежной карте (правда, самого понятия «карт-счет” сейчас в банковском законодательстве уже нет).

Если такой счет «чистый” (то есть на нем нет арестов и инкассовых распоряжений), то проблем в общем-то не возникает (но и тут остается риск того, что после зачисления соцвыплат и до того, как клиент успеет их снять, к счету будут предъявлены арест или инкассовое распоряжение).

Однако, если текущий счет «нечистый” (то есть к нему предъявлены требования третьих лиц об аресте или взыскании), то поступающие на него суммы соцвыплат, пособий и пр. оказываются под риском быть арестованными или списанными в пользу третьих лиц. Предъявлять претензии к банку бесполезно, поскольку формально банк прав: деньги на «обычном” текущем счете иммунитетом не пользуются (о чем подробно было сказано выше), и банк обязан исполнить предъявленные в законном порядке к счету требования об аресте или взыскании. Неисполнение таких требований грозит привлечением банка и его работников к административной и даже уголовной ответственности.

В общем, юридических формальностей и преград для получения соцпомощи, минуя аресты и взыскания по банковским счетам, предостаточно. Добавьте еще массу вопросов технической реализации задачи (сверка списков получателей, номеров их счетов, оповещение, перенастройка внутренних банковских систем и пр.) — и вы получите клубок проблем, о которых получатели соцпомощи даже не догадываются.

Общая миссия: «42500»

К чести банков и государственных органов ситуация с арестами и списаниями соцпомощи разрешается в пользу клиентов.

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка разослало в банки указание о принятии всех необходимых мер для недопущения арестов, приостановлении расходных операций и взысканий на суммы денежной помощи от государства и иных источников.
Агентством предписано банкам не осуществлять списание по платежным требованиям с сумм социальных выплат.

Разрешено зачислять на спецсчета не только соцвыплаты, но и материальную помощь населению из других источников (благотворительная помощь общественного фонда «Бiргемiз”, местных исполнительных органов и др.). Это позволяет распространить на эти виды помощи иммунитет от арестов и взысканий (то есть не только на соцвыплаты).

Два основных института взыскателей — налоговые органы и судебные исполнители — также предприняли меры для снятия ограничений по счетам получателей соцвыплат.

Комитет госдоходов направил письма в банки с просьбой не исполнять распоряжения о приостановлении расходных операций и инкассовые распоряжения к счетам физлиц и ИП в случае поступления на них сумм соцпомощи. Налоговые органы отменяют свои акты о приостановлении расходных операций и инкассовые распоряжения к таким счетам.

По указанию Министерства юстиции судебные исполнители тоже отзывают свои аресты и инкассовые распоряжения с банковских счетов получателей соцвыплат.

В свою очередь банки, предвидя риски по аресту и взыскании поступающей соцпомощи на «обычные” текущие счета клиентов, зачисляют соцпомощь на открываемые спецсчета. Это делается для того, чтобы придать поступающим деньгам соцпомощи иммунитет от арестов и требований третьих лиц.
По каждому неснятому аресту, приостановлению расходных операций или инкассовому распоряжению к счетам получателей соцпомощи банки связываются с инициаторами, убеждая их отозвать ограничения по счету.

Кроме того, банки изыскивают способы дистанционного открытия счетов для того, чтобы получатели соцпомощи могли ею свободно распорядиться.
В общем, всеми участниками процесса — госорганами, судебными исполнителями, банками — проводится беспрецедентная работа с тем, чтобы соцпомощь не подверглась арестам, взысканиям.

Да, где-то на грани фола, где-то с вынужденным отступлением от правил, но цель всему одна — соцпомощь должна дойти до получателей. Тут уж не до формальностей.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.

Агентство «Дифанс Медиа» и редакция журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа, в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

«Государственный оборонный заказ. Вопросы и ответы: правовое регулирование».

Конференция «Гособоронзаказ. Новое в правовом и экономическом регулировании» прошла в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года. Участие руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в качестве ключевых спикеров позволило слушателям и участникам дискуссий получить максимально квалифицированные и полные ответы на вопросы, связанные с изменениями в законодательстве.

Организатором этого масштабного события, собравшего около двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии».

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольгой Витальевной Осауленко и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым, мы публикуем в качестве краткого резюме состоявшейся дискуссии.

Краткое резюме дискуссии

  • Какие способы связи с Департаментом финансового мониторинга государственного оборонного заказа существуют?

– Вопросы можно направлять нам по контактам, которые указаны на сайте Министерства обороны РФ в разделе Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Также для обращений на сайте есть горячая линия финансового мониторинга государственного оборонного заказа. Кроме этого, можно присылать свои вопросы через журнал «Новый оборонный заказ» (ООО «Дифанс Медиа»).

Ответы на вопросы и обращения предоставляются в форме разъяснения, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

  • Имеет ли право коммерческий банк требовать предоставление госконтракта?

– Государственный контракт не должен поступать в банк.

  • Знакомились ли Вы с договорами банков для заключения банковского сопровождения отдельных счетов? Может, стоит сделать единые условия для всех уполномоченных банков (единый документ)?

– Мы начинаем работать над методичкой для банков. Но это будет рамочный документ.

  • А банковское сопровождение должно быть абсолютно бесплатным?

– Да! Транзакции внутри одного банка бесплатные. Банки берут плату в случае, если предприятие приносит документы на бумажном носителе, то есть само отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. В этом случае банки берут дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе. За открытие счета в банке плата не предусмотрена. Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз. Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.

  • Контролируют ли военные представители отдельные счета?

– Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. В основном это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными. Никакой доступ к распечаткам и к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции. Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга тоже структурное подразделение Министерства обороны. Информация о госконтрактах нам, в отличие от банков, доступна. И если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.

  • Как ограничивать уровень кооперации, что такое кооперация, кто ведет реестр?

– С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все лица, принимающие участие в расчетах через отдельные счета. С точки зрения кооперации производственной – обязанность головного исполнителя по формированию реестра кооперации, необходимая для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Однако законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций. С точки зрения участников расчета – никаких ограничений для отсечения количества участников расчетов закон не устанавливает. Равно как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов, – это разрешенные операции, то есть в систему отдельных счетов не входят снабжающие организации, государственные органы.

Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» – это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается.

  • Кто еще входит в производственную кооперацию, но не входит в систему отдельных счетов?

– Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя.

  • Что такое окончательный расчет?

– «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен. Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.

  • Когда еще можно закрыть отдельный счет?

– Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета.

  • Когда еще не нужна процедура открытия отдельных счетов?

– В случае если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме. Когда компания получает госгарантию и под эту госгарантию любой банк, не уполномоченный, а выбранный из перечня банков, работающих по госгарантиям, банковское сопровождение осуществляется в привычном порядке, без открытия отдельных счетов. Расчеты с Министерством обороны осуществляются точно так же по специальным счетам. Оформляются гарантии с указанием специального счета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1215.

  • Для чего необходимы отдельные счета?

– Отдельные счета необходимы для расчетов с контрагентами денежными средствами, полученными как авансы по контракту от Министерства обороны РФ. Это все поставщики товаров и услуг, которые входят в накладные расходы. Таким образом, любой контрагент, в случае если расчет с ним производится за счет бюджетных средств (промаркированных), становится участником кооперации через призму Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Заказчик вправе наблюдать, как распределяются бюджетные деньги.

  • Кто направляет уведомление в банк о завершении контракта?

– Продукцию по государственному контракту принимает заказывающий орган. То есть заказывающий орган подтверждает, что предприятие выполнило свои обязательства в части поставки продукции, подписав с ним соответствующие документы (акт приема-передачи), и направляет эти документы в Департамент финансового обеспечения. Информация об этом публикуется в реестре государственных контрактов. Далее департамент, который осуществляет сопровождение этого контракта в федеральном казначействе, проводит сверку расчетов между федеральным бюджетом и непосредственно предприятием, а также сверку всех необходимых документов для закрытия реестра федерального казначейства. После того как в Департамент финансового мониторинга поступает документ об исполнении контракта и отсутствии каких-то незаконченных взаиморасчетов, мы информируем об этом уполномоченный банк через единую информационную систему. Банк в этот же день может начать закрытие счетов.

  • Что должен контролировать уполномоченный банк и что законодатель по этому поводу предусмотрел?

– Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций (то есть если контрактом предусмотрена определенная цель, то и назначение платежа должно отражать эту цель). Это единственное, что контролирует уполномоченный банк. Для уполномоченных банков в конструкции, предусмотренной законодателем, важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины, которые предусмотрены законом. Это следующие абсолютные величины: цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь четкую фиксированную величину; сумма прибыли по контракту, которая тоже должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий; сумма фактического задела, согласованная сторонами при заключении контракта; сумма прибыли по этапам. Банк обязан эти сведения также оцифровать и передать в единую информационную систему.

  • Где описана процедура учета фактического задела? На каком этапе это происходит?

– Происходит это на этапе контрактации между головным исполнителем и государственным заказчиком. Фактический задел доказывается бухгалтерским учетом. За счет того, что он непрерывен, за счет того, что сальдо можно снять каждый день со дня существования предприятия до сегодняшнего дня.

  • Нужно многолетний контракт разбивать по годам или по этапам выполнения работ?

– Если это не государственный контракт, мы рекомендуем такой контракт разбивать по годам. На сегодняшний день в той конструкции, которая предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», именно в отношении между исполнителями, между головным исполнителем и исполнителем, лучше разбивать контракты, указывая четко момент закрытия каждого контракта. Это позволит более отчетливо снимать прибыль. Еще раз: если возможна этапность, возможно и разграничение договорных обязательств. Это первый момент. А второй момент – это то, что этапность прописывается в контракте. Если вы в контракте ее прописали и предоставили контракт в банк, банк передает в Департамент сведения о том, что у вас есть этапность, что вы можете снимать прибыль поэтапно.

  • Снимается ли ограничение по использованию отдельного счета после подписания акта приема-передачи и получения уведомления от головного исполнителя к исполнителю?

– Ограничения с отдельного счета законом не снимаются никогда. У него есть признак, установленный положением Банка России, – это начальные цифры 40706, признак счета. Соответственно, отдельный счет существует, и на него наложены все ограничения до момента, пока он не будет закрыт. Пока он существует, на него всегда, в любую единицу времени, распространяется режим использования отдельного счета. Даже в случае завершения государственного контракта. Режим с этого отдельного счета снимается тогда, и только тогда, когда вы подаете заявление и закрываете этот отдельный счет. Одновременно с этим при процедуре закрытия могут совпасть два события: при закрытии счета одновременно сальдо с этого счета перечисляется либо на свой расчетный счет, либо на проведение какой-либо операции. В этот момент можно сделать то, что при других условиях вам банк отказал бы проводить. И это было бы нарушением до исполнения контракта.

  • Банк не имеет права запрашивать контракт у головного исполнителя, но пп. 1 п. 2 ст. 8.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе» говорит о том, что головной исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк документы, в том числе контракт?

– Головной исполнитель предоставляет в уполномоченный банк свой контракт со своей кооперацией, а не свой контракт с Министерством обороны (госконтракт).

  • Как получить оплату по контракту на обычный расчетный счет, если контракт заключен до 2015 г. и все обязательства по нему уже исполнены?

– Никак. Рекомендуем заключить с заказчиком дополнительное соглашение к контракту. Получить оплату на отдельный счет, в этот же день написать заявление на его закрытие и все деньги, в том числе прибыль на момент закрытия счета, перевести на любой другой счет.

  • Скажите, пожалуйста, а если мы получили авансирование в размере, например, тридцати процентов от контракта на обычный счет?

– Департамент этого не видит, так как нет информации в единой информационной системе, поэтому и вопросов к вам никаких не возникнет.

  • У организации есть некий складской остаток (задел), наш клиент предлагает включить нас в кооперацию. Мы получили аванс и все по остатку реализовали. Можем ли мы вывести в обычный денежный оборот эту сумму аванса?

– Да, при условии подписания акта приемки-передачи, указав абсолютную сумму вашего задела в договоре. То есть стоимость задела должна соответствовать полученному авансу в абсолютном значении.

  • Головной исполнитель имеет контракт на три года. Один этап закрыт в этом году. Можно ли исполнителю закрыть отдельный счет и освободить деньги с этого отдельного счета?

– Связи между вашим частичным исполнением и вашими исполнителями нет. Если ваш исполнитель свои обязательства выполнил по расчетам с отдельного счета, истратил все деньги, вы можете закрыть отдельный счет. А если есть остаток на счете, то этот остаток будет либо тратиться, либо ждать закрытия контракта головным исполнителем. Не промежуточного акта приема-передачи, а окончательного акта приема-передачи по контракту.

  • Можно ли иностранного исполнителя включить в кооперацию, может ли он вообще туда попасть?

– Ответ однозначный – нет. По следующим основаниям. Есть положение Банка России, которое предусматривает открытие отдельных счетов для исполнения государственного оборонного заказа. На сегодняшний день открытие таких отдельных счетов предусмотрено в отношении бюджетных организаций. Соответственно, любое бюджетное учреждение, которое участвует или планирует участвовать в государственном оборонном заказе, вправе открыть – 40406, 40506, 40606 – отдельный счет и также участвовать в исполнении гособоронзаказа. Это первое. Второе. Предусмотрено открытие отдельных счетов для коммерческих организаций – 40706; предусмотрено открытие отдельных счетов для индивидуальных предпринимателей. Для иностранной организации, даже существующей здесь в форме представительства или филиала, открытие отдельного счета просто невозможно.

  • А правило трех миллионов распространяется на иностранных поставщиков?

– Нет, не распространяется. Так же как на три миллиона вы не можете купить ни золото, ни ценные бумаги, ни валюту. Это запрещено.

  • Если иностранный представитель не должен входить в кооперацию, это в законе должно быть указано?

– В законе это напрямую не указано. В законе напрямую указано, что в кооперацию входят лица – участники расчетов по отдельным счетам. Если лицо не может быть участником расчетов по отдельным счетам, то в кооперацию никак не войдет.

  • Расчеты с иностранными исполнителями являются входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Это как понять?

– Иностранный исполнитель входит в производственную кооперацию. Он поставляет комплектующие, которые войдут в готовое изделие, но не входит в ту кооперацию, которая формируется расчетами по отдельным счетам. Производственная кооперация – это комплектующие готового изделия (без накладных, без косвенных расходов). Головной исполнитель при обосновании цены не может включить готовое изделие, иностранные комплектующие, не согласовав это с головным исполнителем и заказчиком. Это вооружение, это специфика именно этой продукции.

  • А если по госконтракту закупается определенное оборудование, которое необходимо для выполнения заказа?

– Для того чтобы купить оборудование, которое производится в иностранной компании, и при этом не подвести ни себя, ни головного исполнителя, ни заказчика, ни банк, предложена определенная конструкция. Эти операции вошли в разрешенные, то есть они производятся без привлечения для расчетов отдельных счетов. Поэтому иностранцам не требуется открывать отдельный счет. Но головной исполнитель должен согласовать с заказчиком вообще саму допустимость нахождения импортных комплектующих в готовом изделии.

  • Если мы за свои деньги купим иностранную продукцию, нужно согласовывать иностранного поставщика?

– Иностранного поставщика, безусловно, нужно согласовывать. Любые иностранные комплектующие – это вопрос сервисного обслуживания, расходных материалов и прочее. Заказчик должен понимать, из чего у него состоит готовый продукт и нужны ли ему иностранные комплектующие в этот период времени или нет.

  • На сайте Министерства обороны у всех департаментов расписан их функционал, кроме Департамента финансового мониторинга. Планируете ли вы как-то свой функционал открыть?

– Наш функционал изложен в положении о департаменте, который в настоящее время проходит завершительную согласительную процедуру в правовом департаменте. Как только правовой департамент согласует, это будет на сайте.

  • Сказали, что нужно фиксировать сумму прибыли сразу в договоре, чтобы ее потом зачесть. И получается, что когда мы подойдем к исполнению контракта, то получим какую-то другую сумму. Как быть в этом случае?

– Ответ простой, с моей точки зрения, – заключайте дополнительное соглашение, которое является неотъемлемой частью договора.

  • Возможно ли существование двух счетов при одном идентификаторе?

– Да, возможно. Правило следующее: один контракт – один отдельный счет, то есть если смотреть с точки зрения поставщика, это контракт с одним и тем же заказчиком. Значит, может быть два контракта при одном идентификаторе, тогда будет два отдельных счета. Если вы хотите минимизировать количество отдельных счетов, укрупняйте договора, то есть объединяйте их. Это не имеет отношения к организации с филиальной структурой. Филиал не может открыть отдельный счет под тот же госконтракт, под который есть отдельный счет у головной организации. Счета откроют, но расчеты между филиалами не проведут.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

23-24 июня 2016г. в Сочи проходила Всероссийская конференция «Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторинг» с участием директора Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольги Витальевны Осауленко.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

Учитывая актуальность темы, редакция журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» и Агентство «Дифанс Медиа» регулярно проводят конференции и семинары с разъяснением вопросов по регламенту работы оборонных предприятий в сфере гособоронзаказа.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

Архив конференций по проблемам исполнения гособоронзаказа.

©»Новый оборонный заказ. Стратегии»

Правила использования информации с сайта «Новый оборонный заказ. Стратегии»: • При цитировании или другом использовании в интернете ссылка на сайт обязательна! • При цитировании или другом использовании в печатных или электронных СМИ необходимо указать журнал/сайт «Новый оборонный заказ. Стратегии» в качестве источника информации. • Коммерческое распространение сообщений и материалов возможно только после согласования с коммерческой службой ООО «Дифанс Медиа»: +7 (812) 309-27-24, dfnc6@mail.ru

Банковское сопровождение контракта — это способ обеспечить контроль использования денежных средств в рамках госконтракта. Статья 35 Закона № 44-ФЗ поручает Правительству РФ определять порядок обслуживания госконтракта финансовой организацией.

Что такое банковское сопровождение контракта

Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет сопровождать все стороны сделки, т.е. проводить контроль использования денежных средств в рамках госконтракта на отдельном (обособленном) расчетном счете, а также предоставлять полную информацию об этом клиенту. В особых случаях банк будет предоставлять дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства от 20.09.2014 № 963 (далее — Правила).

Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.

Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).

Виды банковского сопровождения

Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.

Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:

  • с фактически поставленным товаром (оказанными услугами);
  • со сроками исполнения обязательств;
  • с фактическими поставками или работами (не менее 75 % от стоимости договора).

Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта. При этом она не может превышать:

  • 1,09 процента цены контракта — при цене от 5 до 10 млрд рублей;
  • 1,05 процента цены контракта — при цене от 10 до 15 млрд рублей;
  • 1 процента цены контракта — при его стоимости более 15 млрд рублей.

Когда требуется банковское сопровождение контракта

Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд руб. с единственным поставщиком (решение Правительства Российской Федерации), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.

Если же субъект РФ (например, Москва) либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд руб. или от 200 млн руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.

На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.

Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, до 04.10.2014 г., а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.

Порядок осуществления

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре (ниже — формулировка предмета).

Кроме того, договор содержит:

  1. Условия открытия отдельного счета.
  2. Обязанности и права сторон.
  3. Сроки и методы проведения расчетов.
  4. Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).
  5. Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.
  6. Порядок изменения и расторжения договора.
  7. Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.

Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:

  1. Согласованные между заказчиком и банком данные, указываемые в платежном поручении.
  2. Условия и права банка на проверку платежных документов.
  3. Список и правила предоставления поставщиком документов для подтверждения основания платежа.
  4. Сверка вышеуказанных документов с реальной поставкой / оказанной услугой.
  5. Права, условия и ответственность банка при отказе в проведении платежа.
  6. Порядок предоставления отчетности по требованию ФК.

Как открыть отдельный банковский счёт

  1. Предоставьте в банк подписанную уполномоченным лицом заявку на открытие счета. Для этого воспользуйтесь сервисом онлайн-резервирования, чтобы получить номер отдельного счёта онлайн. Ваш зарезервированный счёт сразу будет доступен для приёма платежей.
  2. В течение 30 календарных дней с момента резервирования счёта предоставьте в отделение банка пакет документов.Подпишите договор банковского сопровождения и договор отдельного (обособленного) банковского счета.
  3. После проверки документов вы сможете совершать расходные операции по счёту.

admin