Совет по профилактике в школе

1.Общие положения

1.1 Совет профилактики школы является общественной структурой, созданной при школе для организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, а также с целью защиты их прав.

1.2 Общее руководство деятельностью Совета осуществляет директор школы, а в его отсутствие – заместитель директора по воспитательной работе.

1.3 Состав Совета профилактики утверждается директором школы ежегодно. На основании приказа в Совет входят: директор, зам. директора по ВР, педагог-психолог, инспектор ОДН, председатель территориального Совета, председатель родительского комитета.

На заседания Совета могут приглашаться классные руководители, представители правоохранительных органов, общественных организаций.

2. Задачи Совета профилактики.

— Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе.

— Обеспечение механизма взаимодействия школы с правоохранительными органами, общественными организациями, представителями лечебно-профилактических, образовательных учреждений и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав детей.

— Оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания детей.

3. Организация деятельности Совета профилактики

3.1. Совет профилактики заседает не реже одного раза в четверть.

3.2. Экстренное (внеочередное) заседание Совета может быть созвано по распоряжению директора школы, решению большинства его членов.

3.3. План работы Совета составляется на учебный год в соответствии с нормативными документами и программой развития школы. Деятельность Совета профилактики осуществляется в рамках существующего законодательства, Указов Президента, Постановлений Правительства РФ, Постановлений администрации края и местных органов самоуправления.

3.4. Совет согласовывает свою работу с педагогическим советом школы. Решения Совета доводятся до сведения педколлектива, учащихся, родителей на совещаниях, общешкольных и классных родительских собраниях.

4.Функции Совета профилактики.

4.1. Координация деятельности субъектов управления, специалистов служб сопровождения, классных руководителей, родителей, представителей внешкольных организаций по направлениям профилактики безнадзорности и правонарушений, вопросам охраны прав детей.

4.2. Рассмотрение представлений классных руководителей, заместителя директора по воспитательной работе о постановке учащихся на внутришкольный учёт и принятие решений по данным представлениям.

4.3. Оказание консультативной, методической помощи родителям в воспитании детей.

4.4. Организация и оказание содействия в проведении различных форм работы по профилактики безнадзорности и правонарушений, вопросам охраны прав детей.

4.5. Обсуждение анализа результатов деятельности классных руководителей с детьми «группы риска».

4.6. Рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с нарушением Устава школы, с проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в пределах своей компетенции.

4.7. Привлечение специалистов: врачей, психологов, работников правоохранительных органов и других к совместному разрешению вопросов, относящихся к компетенции Совета.

4.8. Подготовка ходатайств на КДН о решении вопроса об отчислении учащихся из школы.

4.9. Обсуждение вопросов пребывания детей в неблагополучных семьях, подготовка ходатайств в органы опеки и попечительства.

Вера, расскажите, пожалуйста, немного о себе?

Я – бывший социальный педагог одной из столичных школ.

Расскажите, пожалуйста, о том, что произошло?

У нас не было отобрания, но нас совершенно необоснованно вызывали на совет профилактики, и там пытались поставить на учет как социально неблагополучную семью.

Как реагировал на все происходящее ребенок?

Это битва взрослых, поэтому дочь только передала, что нас вызывают на совет профилактики, а ее мы принципиально оставили дома.

А как вы и другие члены семьи реагировали?

Все были возмущены. У меня всё клокотало. Семья у нас была отработанная и слаженная. Классная руководительница это знала, а администрация школы, очевидно, – нет.

Вообще, про Совет профилактики мне бы хотелось подробнее рассказать. Мне кажется, институт семьи в нашей стране разваливается. Идет к тому, что за все будут отвечать классные руководители, воспитатели, а родителей отодвинут на второй план, как «непрофессионалов». Однако, «профессионалы» всю заботу превращают в бумажную работу – все эти «расписки» за пожароизвещатели, за уход детей на кружки. Действия из разряда «как бы чего не вышло», но реальной заботы о детях там днем с огнем не сыщешь. А мы, семьи, сами хотим планировать наши выходные дни, продумывать семейные традиции, походы, велопробежки. В конце концов, в школе работают такие же родители, которые, уверена, сами не в восторге от новшеств.

Например, в 2009 году вышло постановление №6 Министерства Образования «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Совет профилактики призван (вот процитирую)

«оказывать содействие в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы в учреждении образования». И входят в него председатель (обычно, это директор школы), его заместитель, секретарь и члены совета профилактики (то есть учителя). СП нужен для того, чтобы:

– предупреждать безнадзорность, правонарушения, выявление и устранять причины;

– обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

– содействовать созданию условий для социальной, психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

– разрешать конфликтные ситуации в коллективе несовершеннолетних и их предупреждать.

На СП присутствуют десяток учителей, родители вызванного ученика и сам ученик. Происходит театральная постановка «А мы же говорили!», отчитывание ребенка в присутствии родителей, которые не всегда имеют смелость остановить это мракобесие. Кроме того, результат заседания СП – оформление протокола.

За нанесённые оскорбления и обиды несформировавшейся личности никто ответственности не несет. А потом происходят ужасные вещи – после одного такого СП ребенок, наслушавшийся о своих перспективах быть дрянью или попасть в колонию, просто покончил жизнь самоубийством.

Самое интересное, что в сегодняшних реалиях на СП может попасть абсолютно любой ребёнок. Даже из приличной семьи с двумя работающими непьющими родителями, ребёнок, посещающий музыкальную школу и спортивную секцию, и являющийся третьим в классе учеником по успеваемости.

Вызов на такой импровизированный СП может произойти, к примеру, по причине долгого отсутствия ученика в школе. Болел, к примеру, и вы, как родитель, решили просто оставить его дома. Вот, кровь из носа пошла, потом кончилась. Скорую вызывать глупо, но и в школу уже не пойдешь. Это оформляется через заявление родителей.

Или вы уезжаете в отпуск на 10 дней на Канары. Ребенка что, дома оставить? А 10 дней – это 60 уроков или около того. Вы честный родитель, пишете заявление, берете с собой стопку учебников, выполняете домашние задания, но претензия вас все равно ждет. Потому что есть процент обязательного посещения уроков. Сильно болеешь? Ты проблемный ребёнок.

И хотя в Кодексе об образовании эти числа не прописаны, а чётко указано, что учащиеся обязаны овладеть знаниями и навыками такими-то, а не отсидеть столько-то уроков, тем не менее, вас тоже могут вызвать на данное мероприятие. И пусть за время пропусков вы точно знали, что ваш ребёнок не ходил торговать под мост, не курил и не бомжевал, вас могут озадачить приглашением на СП.

В нашем случае педагоги и классный руководитель были адекватными здравомыслящими людьми, но кто им довел цифры сверху – сколько учеников вызвать и «пропесочить»? Я даже не хочу вникать в эти взятые с потолка чиновниками числа – 30 процентов, 20 процентов или, может, 90? Потому что я, как родитель имею право, закрепленное законодательно, на то, чтобы определять стратегию по воспитанию и образованию своего ребенка.

Просто знайте:

Ст 5 Закона РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» определяет категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится эта профилактика:

– беспризорных, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, содержащихся в приёмниках-распределителях для несовершеннолетних, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;

– потребляющих наркотические или психотропные вещества, токсические или одурманивающие, употребляющих алкогольные и слабоалкогольные напитки, пиво;

– привлечённых к административной ответственности;

– совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений;

– в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу, подозреваемых или совершивших преступление;

– осужденных с отсрочкой наказания;

– освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов.

Относится ли ваш ребёнок к одной из этих категорий? Если нет, то на каком основании вас вызывают именно на СП? Все «внутренние» вопросы спокойно можно решить с глазу на глаз родителям и классному руководителю. Разве нет?

Далее.

Если ваш случай не относится к вышеописанным категориям, в отношении которых проводится профилактика, а вы получили повестку на СП, то знайте: нарушаются ваши права, провозглашённые в Кодексе РБ о семье и браке:

Ст. 68 Личные неимущественные права и обязанности родителей:

За семьёй признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей.

Ст. 75: Законные представители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом.

Изучив ст. 20 «Права и обязанности учреждений образования» из Кодекса об Образовании видим, что школа имеет право:

осуществлять образовательную деятельность, формировать расписание, осуществлять приносящую доходы деятельность, участвовать в научной, научно- технической деятельности и т.д.

И там же:

Учреждение образования обязано обеспечивать: качество образования, подбор и приём на работу кадров, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, создание безопасных условий и т.д.

Вывод: Нет у школы прав и обязанностей, которые бы лишили нормальную стреднестатистическую семью того, что закреплено Законом.

Думаю, поэтому глава государства спокойно без приглашений на СП позволяет своему младшему сыну сопровождать его в поездках во время учебного года. Потому что родители имеют право принимать решение и нести за него ответственность.

Как все закончилось? Происходит ли что-то сейчас?

Они поняли, что зря потратили своё и наше время. Но сейчас по-прежнему чуть что – пугают советом профилактики.

Что, по Вашему мнению, помогло Вам в этой ситуации?

Знание своих прав.

Что можно порекомендовать другим женщинам/семьям, попавшим в такую ситуацию?

Не водить ребёнка на судилище, это – раз. Быть в курсе жизни ребёнка. Если вы контактируете с ребёнком, знаете, чем он живёт, достаточно времени проводите, общаясь с ним, значит, вы взрослый человек, с которым произошло недоразумение и выяснять все недоразумения нужно без присутствия ребёнка. Поэтому советую не приводить детей на судилища. Выяснение ситуации, когда сидит десяток учителей, которые в принципе не знают твоего ребёнка, не способствует укреплению авторитета педагогов. Более того, это неправильно, это не гуманно. Потому что конструктивный диалог между тем, кого назначили «преступником» и теми, кто должен соблюсти формальности данного унизительного действа вмешательства в личную жизнь семьи, невозможен.

Интервьюировала Евгения Иванова,
«Наш Дом»

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток.

Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез). К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

1. Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
– безработица (явная и скрытая);
– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;
– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;
– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
– низкий социально-культурный уровень родителей;
– отсутствие семейных традиций;
– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
– отрицание самоценности ребенка;
– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;
– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

3. Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:

Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;
– употребление психотропных и токсических веществ;
– тяга к азартным играм;
– курение;
– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;
– драки;
– прогулы;
– пропуски занятий;
– недисциплинированность на уроках;
– избиение слабых, младших;
– вымогательство;
– жестокое отношение к животным;
– воровство;
– нарушение общественного порядка;
– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;
– скептическое;
– негативное;
– ожесточенное.

Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
В согласии с Законом РФ № 120 «Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в школе сформирован Совет по профилактике правонарушений (Приложение 1), который проводится 1 раз в месяц, в состав которого входят: представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, классные руководители. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.

Школа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений тесно сотрудничает с внешними субъектами профилактики:

  • Ежегодно составляются и реализуются совместные планы с сотрудниками ПДН ОВД и ГИБДД,
  • Ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на несовершеннолетних совершивших общественно-опасные деяния в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних
  • Школа сотрудничает с работниками прокуратуры.
  • Школа обращается в «Комплексный Центр социального обслуживания населения», органы опеки и попечительства для организации работы с семьями «группы риска»;
  • Школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам занятости школьников во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции, так из несовершеннолетних состоящих на учетах посещают кружки и секции.

Так же в школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • демократические принципы и стиль управления учреждением, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых

В начале каждого учебного года в школе создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Силами педагогов и администрации традиционно проводятся рейды с целью выявления детей, не приступивших к занятиям 1 сентября. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа. В школе на протяжении нескольких лет ведется папка работы по профилактике девиантного поведения учащихся, где фиксируются все данные об учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в районном подразделении милиции по делам несовершеннолетних, а также данные о семьях, находящихся в социально-опасном положении. В ней ведется учет сведений о проведенной работе с учащимися из «группы риска», записываются выводы и рекомендации специалистов: социального педагога, классных руководителей, психолога.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков, анализируют оперативную обстановку в школе.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, социальный педагог школы. План работы (приложение 2) утверждается директором школы.

В рамках профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия.

1. Беседы для учащихся.
2. «Круглые столы» для учащихся и преподавателей по темам:
3. Специальные выпуски: Школьных газет, листовок, стендов, рисунков
4. Семинары для преподавателей, педсоветы.
5. Заседание Совета профилактики правонарушений учебного заведения с обсуждением вопросов устранения причин и условий, способствующих правонарушениям детей, подростков, собеседованиями с учащимися и их родителями, отчетами классных руководителей.

Родительские общешкольные и классные собрания, лекции или беседы специалистов.

На заседание Совета планируется комплекса мероприятий по профилактике правонарушений позволяющий привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Школа проводит большую работу по формированию здорового образа жизни у учащихся. Регулярно проводить анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам, выявление знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. При анализе выявляется, что уже в 6-м классе дети четко осознают опасность, связанную с употреблением ПАВ, резко негативно высказываются против употребления ПАВ и верят в действенность профилактических мер, они сами готовы принимать участие в такой работе. Дети всех возрастных групп имеют полное представление о ЗОЖ, стараются его придерживаться. Регулярно проводятся беседы о здоровом образе жизни, которые помогают становлению у детей санитарно-гигиенических навыков. Школьным библиотекарем оформляется выставки книг.

С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в районных, областных соревнованиях. В школе работает спортивная секция по настольному теннису, организована школьная футбольная команда. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий. Учащиеся школы участвуют в общешкольных, зональных, районных соревнованиях. В школе проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу.

В целях развития детского самоуправления в школе может работать детское общественное объединение «Альтаир», учащихся 5 – 11 классов. Дети с удовольствием занимаются благоустройством территории школы, сквера у памятника. Учащиеся оказывают помощь инвалидам и пожилым людям, ежегодно принимают участие в акциях

Ребенок приходит в школу, уже имея определенные культурные интересы, потребности и способности, овладев собственными образцами деятельности, которые в массовой школе часто остаются неосознанными, невыраженными и невостребованными. И так называемые «трудные» дети, дети с проблемами развития, дети группы риска имеют внутренний культурный контекст и приобщены к определенной субкультуре, а через нее – к определенным образцам деятельности. Поэтому так важно использование соответствующих технологий, способствующих саморазвитию и корректированию целей подростка, помощи в усвоении ими образцов культурной деятельности

Большое внимание Советом по профилактики правонарушений уделяется программе по пропуску занятий без уважительной причины, система профилактики преступлений против несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения с ними, их гибели и травматизма, система профилактики правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.

Задачи программ:

  • Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • Раннее выявление семейного неблагополучия;
  • Создание условий для психолого-педагогической, и правовой поддержки учащихся;
  • Осуществление индивидуального подхода к учащимся «группы риска» и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
  • Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
  • Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и против несовершеннолетних, в том числе противодействие жестокому обращению с детьми;
  • Организация профилактической работы по пропускам занятий без уважительной причины;

В результате профилактических мероприятий, проводимых в ОУ снизилось количество обучающихся пропускающих занятие без уважительной причины.

К сожалению, проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат, родители отказываются приходить в школу, не являются на заседания Совета по профилактики, во время рейдов не открывают двери, отказываются общаться с педагогами.

Итак, можно сделать выводы о том, что работа Совета по профилактике правонарушений необходима, так как дети всегда находятся в «группе риска» и требуют повышенного внимания со стороны взрослых, а родители не всегда понимают всю сущность проблемы.

Приложения

21 ноября Артем надел куртку и, взяв портфель, неожиданно повернулся к маме: — Мамочка, можно я не пойду сегодня в школу?

— Вот еще, чего удумал. У тебя в этом году выпускной экзамен. Иди, давай, с Богом, — ответила мама.

Артем обулся и еле слышно, уже около двери повторил: «Ну, мамуль, пожалуйста…».

Не подействовало. Ирина, перекрестив на дорожку сына, шутя, вытолкала мальчишку за дверь.

До сих пор у матери стоит перед глазами эта утренняя картина. Если бы она знала, что ждет его в школе…

ТАЙНЫЕ ЗНАКИ

Закрытая черепно-мозговая травма — сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей головы, венозная дисфункция сетчатки глаза. Этот перечень травм был диагностирован в Каменской центральной районной больнице (а также при выписке) 15-летнему подростку, доставленному 21 ноября из села Поперечное.

Но началось все не в этот день. Как позже признался Артем (имя изменено), он давно привык, что его бьют. По плечам, пока рука, как плеть не повиснет, по ногам, пока хромать не начнешь, по голове. Иногда пинают, а подзатыльники и шалбаны — уже неотъемлемая часть жизни. А он терпел. Никому никогда ничего не рассказывал, ни на что не жаловался. Даже когда ребенку мочились в ботинки или плевали на куртку — молчал. Надеялся, что когда-нибудь это пройдет, ведь, бывало, его могли не трогать несколько дней, а то и несколько недель подряд.

Мы встретились с Артемом в больничных стенах во время очередного визита его семьи. Очень робкий, с тихим голосом и опущенным взглядом, скромный и неразговорчивый, но очень рассудительный. По виду не скажешь, что мальчику 15 лет — ростом невысок, совсем не похож на подростка.

Парень честно признался, что в учебе не силен, а вот музыку обожает. Поет, играет на фортепиано не только в попереченском Доме культуры, но и регулярно принимает участие в районных конкурсах.

Стоит сказать, что он неохотно говорил о своих обидчиках. Оно и понятно — кому бы было приятно вспоминать такое. Но в ходе беседы ни разу не сорвался на слезы, эмоции или оскорбительные слова. Под конец разговора даже расслабился в кругу семьи, шутил, смеялся.

«Мы переодевались после шестого урока физкультуры, когда они начали мне показывать условные, тайные знаки, — рассказал подросток, — опять началась эта игра… Я знал, что делать — подставил к лицу ладони, а они начали бить. От последнего удара сильно ударился головой о шкаф. Было очень больно. На седьмом уроке перед глазами все поплыло, но я дождался звонка. Когда пришел домой, начало тошнить и разболелась голова. Мама вызвала врача».

Попереченская средняя общеобразовательная школа.

Ирина Дворских описывает события гораздо более эмоционально и до сих пор винит себя в том, что не приняла во внимание предчувствия сына.

«Пришел из школы, бросил портфель, сказал, что болит голова, — рассказывает женщина, — прошел на кухню, сел за стол и начал стонать. Затем его несколько раз стошнило. Сначала я подумала — поветрие, инфекцию подхватил. А потом поняла, что что-то неладное случилось. Он не хотел говорить. Стала давить, что позвоню в полицию и схожу в школу. Артем буквально вскрикнул: не надо! И все рассказал… От услышанного я до сих пор в шоке, хоть и прошел почти месяц. Волосы на голове шевелятся от мысли, что моего ребенка в школе шпыняют, бьют и унижают давно, — у Ирины невольно слезы на глаза навернулись, да и какая бы мать не заплакала от такого, — я до сих пор не пойму, почему он молчал. Откуда у моего Артема столько терпения. Хотя в последнее время стала замечать, что он резко изменился: в школу ходить не хотел, стал более замкнутый и грустный. Думала, переходный возраст. В душу не хотела лезть, а оказалось…».

Словно сквозь туман вспоминает она, как побежала за местным фельдшером, как звонила мужу, а тот, как назло, долго не мог завести машину, как, полулежа, отвезли ребенка в ЦРБ. Очнулась, когда сыну сделали снимок головы и спросили — сообщали ли они об инциденте в полицию.

Еще помнит, как по пути в Камень-на-Оби позвонила классный руководитель, попросила не писать заявление на пацанов, которые били. «Подумайте о судьбе этих мальчиков», — сказала учительница. А у Ирины до сих пор в голове не укладывается — почему она должна была подумать о судьбе тех, кто покалечил ее ребенка? А о судьбе ее мальчика кто подумает? Кто его защитит?

Как выяснилось позже, у школьника меньше чем за год резко упало зрение. Вместо 100% — 70 %. Артем и сам признает, что в глазах стало мутно. При обследовании в Барнауле зафиксировано смещение шейных позвонков. По словам мамы, один из медиков в сердцах бросил: да у него травмы, как у боксера с пятилетним стажем.

ПОЙДЕТЕ ПРОТИВ СИСТЕМЫ?

После вопиющего инцидента школьное руководство дважды собирало совет профилактики, на котором присутствовали все стороны: родители трех замешанных в этом подростков, представители управления образования района, правоохранительных органов, психолог.

После второго совета профилактики, прошедшего 25 ноября, мама сделала для себя выводы — справедливость навряд ли восторжествует. Сор из избы выносить никто не хочет. Поняла, что инцидент хотят скрыть, замолчать, а против «системы» в одиночку не попрешь.

«На совете профилактики меня спрашивали, как я воспитываю своего ребенка, какие у него обязанности по дому, проверяю ли уроки, — продолжает рассказывать Ирина, — может, его отчим бьет, ведь у меня второй брак.

Честно сказать, я пришла с надеждой, а ушла в отчаянье. Думала, будут обсуждать обидчиков, но обсуждали мою семью».

Последней каплей, как уверяет Ирина, стали слова Екатерины Киселевой, начальника Управления образования Каменского района. Мама не скрывает, что могла истолковать их превратно, но восприняла этот диалог, как прямую угрозу. Ближе к завершению совета Екатерина Киселева задала вопрос: «Ирина Анатольевна, вы хотите придать это огласке?». Она в тот момент для себя еще не решила, но ответила утвердительно: «Да, хочу». По словам мамы Артема, чиновница ответила, что придание огласке — ее право, но посоветовала перед этим хорошо подумать. Мол, вы ведь понимаете, что это дело можно вывернуть так, что это вы ненадлежащим образом воспитываете ребенка.

Семья Дворских надеется, что обидчикам сына подобный поступок не сойдет с рук.

Возможно, на маму подобные слова подействовали неправильно, и истолковала она их по-своему, но Ирина Анатольевна пообещала последовать совету и хорошо подумать. Но продолжать жить привычно тихо, своим «огородом» отказалась. А если ребенка убьют в следующий раз или, не дай Бог, до суицида доведут? В этот же вечер она написала в приемную Губернатора Алтайского края, Уполномоченному по правам ребенка при Губернаторе, в краевую прокуратуру, Следственный комитет, Правительство Москвы. Решила обратиться за помощью в газету.

МЫ С ТОБОЙ, МЫ ТЕБЯ НЕ БРОСИМ!

Ноябрьские события толкнули несчастную мать на собственное «расследование». Ведь, как выяснилось и подтвердилось впоследствии, били не только Артема. Схлопотать крепкий подзатыльник, а то и удар по голове, мог любой, кто слабее.

Постоянные обидчики Артема — трое одноклассников, парни крепкие, активные и спортивные. Можно сказать, что в школе они — самые «центровые» персоны. Многократные участники районных спортивных соревнований, состоят в отряде правоохранительной направленности «Кондор».

Мы, между прочим, встретились с одной из женщин, сын которой одноклассник Артема. В недавнем прошлом он тоже лежал в больнице с сотрясением мозга, да в обморок падал посреди урока. Его мама при разговоре не отрицала, что это может быть связано с «детскими играми». Да только из сына правду не вытянешь, молчит, как и остальные, никого не обвиняет. Были и другие случаи в Поперечке, когда детские «забавы» приводили к серьезным травмам, но к делу их не «пришьешь», ведь тогда родители, в отличие от Ирины, промолчали. Только диву даешься, что за село такое с повышенным детским травматизмом…

С начала учебного года в поперченской школе среди учеников практикуются так называемые «игры». Игра в «лося» — уже третья, но и две предыдущие отличались недетской жестокостью. Первый «звоночек» для учителей, родителей и администрации учреждения прозвенел не так давно, когда на руках учеников стали появляться ссадины и шишки. От игры в «монетки» травмировались руки. Дети возвращались из школы с отбитыми казанками.

После школы попереченская детвора принимается играть.

Этот факт в полной мере позже подтвердила заведующая филиалом Попереченской средней школы Светлана Онищенко во время нашей встречи. (Прим.: Попереченская СОШ является филиалом Новоярковской школы).

А Артема из ЦРБ выписали на восьмой день, только самочувствие не улучшилось. Родители, видя это, повезли сына к краевым медицинским специалистам: сделали обследование МРТ, были у офтальмолога и невролога. В итоге мальчишка снова оказался в каменской ЦРБ и был выписан лишь 16 декабря. Даже после выписки ему еще долгое время необходимо проходить лечение: таблетки, специальный «ошейник» для выпрямления позвонков, зарядка для глаз и многое другое. А ведь в планах было поступление в военное училище…

«Обидно, что никто из родителей даже прощения не попросил, — говорит Ирина, — Артему никто из одноклассников не написал, не позвонил, не пытался извиниться. После происшествия мой средний сын, ученик начальной школы, встретив в школе одного из бивших Артема мальчиков, сказал: «Ты плохой, моего брата бил». А тот ответил: «Его бил, и тебя бить буду». По данному факту от мамы поступило заявление в полицию. Со школьником беседовали представители правоохранительных органов.

БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ

«Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе».

Из к/ф «Бойцовский клуб».

Что же происходит в заурядной сельской «одинадцатилетке»? Почему Артем боится возвращаться в родной класс? Как смотрят на вопиющую ситуацию родители детей, которые, играючи, устроили настоящую травлю на более слабого сверстника? И что за тайные знаки и недетские игры буйно процветают в образовательном учреждении?

Чтобы познакомиться с ситуацией ближе, узнать мнение всех сторон сложившегося конфликта, а также позицию руководства школы, мы отправились в Поперечное.

Нас встретила, как всегда, размеренная сельская жизнь. А еще чистый воздух и белоснежный из-за отсутствия котельных снег. Здесь и сугробы кажутся намного больше, чем в городе. Детвору не загнать домой в такую не по-зимнему теплую погоду. Не успев покинуть крыльцо школы, ребята побросали портфели и на наших глазах ринулись в снежные курганы, скатываясь с них, словно с горки.

Укромный уголок под школьной лестницей нередко становился местом где разворачивались «события”.

«О том, что в нашей школе были такие игры, я не знала до инцидента, — признается Светлана Онищенко, заведующая филиалом Попереченской СОШ, — по коридорам идешь — тишина. Дети играют, общаются, никто никого не бьет. Про игру в «монетки» узнали, когда увидели ссадины на руках детей. Провели собрания, просили обратить внимание родителей на детские руки — нет ли ссадин и ушибов, провести с ними беседы.

Что касается Артема — мальчик он очень спокойный, на улице не гуляет, в том числе по вечерам. На переменах практически всегда сидит на своем месте, по коридорам не ходит, с мальчишками, в принципе, не общается.

Касаемо трех ребят, которые били, могу их охарактеризовать как очень активных с раннего детства. Очень вертлявые, на переменах всегда играют, никогда не сидят. Среднестатистическое подростковое поведение. Пусть они лидеры в классе и школе, но агрессивными их я не могу назвать.

После происшествия мы держим ситуацию на контроле. На следующий же день инициировали проведение совета профилактики, на котором выяснили, что на протяжении последних двух недель дети играют в игру «Забей лося».

Удивляет, что Артем молчал. Почему же он не подошел ко мне и не рассказал обо всем раньше?».

Примечательно, что участником «игр» мог стать любой ученик, если получал определенный знак. И как стало понятно далее — мало кто осмеливался показать этот знак хоть одному из трех «спортивных» пацанов, «лидеров» школы. Так что, игра однобокая получалась. Весело, в основном, было только троим.

Самое интересное, что до определенного момента все было покрыто тайной. Никто из педагогов якобы ничего не видел и не слышал. Хотя Артем даже имя учительницы называл, которая неоднократно делала замечания на переменах трем «заигравшимся» подросткам.

Раздевалка для мальчиков.

Самые жестокие действия происходили в мужской раздевалке или в укромном уголке под школьной лестницей. «Играли» все. Да и кто бы отказался, раз такая волна пошла. Терпели, язык за зубами держали. Понятно, что во все времена школьники друг друга не «закладывали» и мало кто практиковал жалобы, чтобы не стать изгоем в своем обществе. Но, складывается ощущение, что на территории попереченской школы действовали правила настоящего «бойцовского» клуба. Только сейчас, когда ситуация дошла до Министерства образования Алтайского края, ребятишки помаленьку начинают рассказывать подробности.

А что же думают родители?

ПОЧЕМУ ОН МОЛЧАЛ?

Побеседовали с родителями и другой стороны. И только одна призналась, что поступила бы так же на месте Ирины Дворских.

«Естественно, любая мать поступит так же — будет всеми силами защищать своего ребенка, — призналась Светлана Бутакова, — что бы ни говорили, но я ее понимаю.

То, что Артема гнобили с начальных классов, ни для кого не секрет, вопрос этот не единожды поднимался в школе. Учителя об этом знали.

И сейчас в классе, кроме Артема, есть пара пацанов, которым достается, но это не повод делать из наших детей монстров. Ведь те дети сами позволяют себя унижать. После этого события на наших хотят свешать всех собак, даже в туалет во время уроков не выпускают».

Она, как и все остальные, косвенно причастные к случившемуся, об играх узнала лишь, когда к ней ночью приехала полиция. Потом сын рассказал ей про три игры: «Монетки», «Сухари» и «Забей лося». Он признался, что ударил первым, а потом били товарищи. «Я в шоке, ведь такое только в армии творят, но никак не в школах».

Более категорично о случившимся высказалась другая мама Светлана Половкина. Она возмущена, почему на протяжении столь долгого времени педагогический состав учреждения ничего не знал или делал вид, что не знает.

Сами родители утверждают, что неоднократно пытались пойти на контакт с семьей пострадавшего, но Ирина на телефонные звонки и сообщения не отвечает. Порывались навестить мальчика в больнице, но супруг Ирины запретил посещать мальчика без присутствия родителей. С тех пор они для себя решили, что идти на контакт в дальнейшем нет никакого смысла.

Ирина Николенко, классный руководитель: «Трое ребят мальчишки безбашенные, где-то неповзрослевшие. Они не понимали, что делали. Я бы назвала это несчастным случаем.”

При этом, только из разговора с коррепондентами газеты, родители узнали, насколько серьезные травмы нанесли мальчику их дети.

Вместе со Светланой Половкиной, Татьяной Логачевой в сопровождении классного руководителя мы отправились в школу, чтобы познакомиться с главными «виновниками» печальных событий. Не скрою, что после всего услышанного, ожидали увидеть поникших духом пацанов, осознавших, что «лишканули», переборщили. Увы и ах…

СМЕХ НЕ ГРЕХ

Вечерняя тренировка в спортивном зале СОШ. К нам вышли трое крепких парней. Они улыбались…

«Спортсмены» уверили, что в содеянном раскаиваются и, когда Артем вернется из больницы в школу, обязательно попросят прощения. На вопрос, обижали ли до этого — ответили отрицательно.

Семья пострадавшего в раскаянье верит с трудом. Супруги боятся, что ситуация повторится и, по большому счету, пацанам все сойдет с рук. Ирина намерена сделать все возможное, чтобы одноклассники Артема научились отвечать за свои поступки.

«Нет у них тормозов, нет чувства такта, — говорит мама, — это реально страшно. Таких ребят нужно ставить на учет в полиции, чтобы они осознали, к чему могут привести подобные поступки в будущем».

Что немаловажно, попереченская «история» стала поводом для визита вКаменский район Ольги Казанцевой, уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае. Омбудсмен ознакомился с ситуацией из первых уст, встретившись с пострадавшим ребенком, его мамой, учителями, администрацией школы и руководством района. В своем комментарии Ольга Казанцева отметила, что школе требуется усилить воспитательную работу по формированию законопослушного поведения детей. Отдельной темой разговора с администрацией Каменского района стало обсуждение своевременности выявления сотрудниками школы подобных действий детей, пресечение любых форм насилия психологического или физического.

Остается добавить, что точка в этой истории еще не поставлена. В настоящее время по данному делу проводятся следственные мероприятия. Назначены необходимые судебные экспертизы, по результатам которых будет принято процессуальное решение.

Юлия РАССКАЗОВА.

Евгения Антонова, старший инспектор отдела воспитания дополнительного образования и оздоровления министерства образования Алтайского края: Накануне представители Министерства образования и науки Алтайского края, Главного управления министерства внутренних дел и Уполномоченный при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка посетили Управление образования Каменского района, чтобы лично проконтролировать сложившуюся ситуацию и оказать помощь школе.

Проведена беседа с представителями образовательной организации и комитета, изучена документация образовательной организации по профилактической и воспитательной работе, положение и протоколы совета профилактики, планы индивидуальной профилактической работы педагога-психолога с участниками конфликта.

В школе проводятся профилактические мероприятия. После инцидента педагогами были проведены дополнительно родительские собрания, классные часы, профилактические беседы с учениками 7 – 11 классов на тему профилактики опасных игр.

Школе оказана методическая помощь, рекомендовано организовать медиативную встречу с привлечением обученных медиаторов, провести классные часы с участием инспекторов по делам несовершеннолетних с целью повышения правовой грамотности всех участников образовательного процесса.

Ольга Казанцева, Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае:

Ко мне поступила жалоба от мамы ребенка Новоярковской школы о физическом насилии. Накануне выезжала в Каменский район совместно со специалистом Министерства образования и науки Алтайского края и сотрудниками полиции. Встречалась с пострадавшим ребенком, его мамой, учителями и администрацией школы, руководством района. Ребенок получил медицинскую помощь, в ближайшие дни приступит к учебе. С ребенком будут проведены дополнительные занятия в связи с тем, что он пропустил практически три учебных недели.

Действительно в конце ноября в раздевалке для мальчиков среди ребят шла игра «Забей лося», во время которой дети били друг друга по голове. В ходе нескольких ударов ребенку были причинены страдания и боль. Степень повреждения здоровья в настоящее время оценивает медицинская экспертиза, по результатам которой будет принято решение об виде ответственности ребят. В настоящее время подростки поставлены на профилактический учет в школе, с ними проводится воспитательная работа, закреплены шефы-наставники. Ребята осознали неправомерность своего поведения, недопустимость подобных игр хотели бы вместе с родителями извиниться перед мальчиком. Думаю, что такую встречу на которой у подростков появится возможность загладить вину нужно организовать.

В школе требуется усилить воспитательную работу по формированию законопослушного поведения детей. Отдельной темой разговора с администрацией Каменского района стало обсуждение своевременности выявления сотрудниками школы подобных действий детей, пресечение любых форм насилия психологического или физического.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

admin