Социальные гарантии сотрудников уис

Содержание

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Принят Государственной Думой 3 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

(В редакции федеральных законов от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 16.12.2019 № 432-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) служба в уголовно-исполнительной системе — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее — уголовно-исполнительная система), а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

2) должности в уголовно-исполнительной системе — должности сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее — федеральный орган уголовно-исполнительной системы), территориальных органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организациях, входящих в уголовно-исполнительную систему в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — учреждения и органы уголовно-исполнительной системы);

3) руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы — лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы;

4) руководитель (начальник) — руководитель (начальник) учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и его заместитель, сотрудник, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству работниками (сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими, рабочими и служащими) уголовно-исполнительной системы, в том числе временно;

5) уполномоченный руководитель — руководитель (начальник) учреждения или органа уголовно-исполнительной системы (за исключением руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы), заместитель руководителя (начальника) учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы;

6) сотрудник — гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.

2. Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения — трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе

1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний;

7) нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Принципы службы в уголовно-исполнительной системе

1. Служба в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее — государственная служба), установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

2. Принципами службы в уголовно-исполнительной системе являются:

1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в уголовно-исполнительной системе;

2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в уголовно-исполнительной системе и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника;

3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в уголовно-исполнительной системе и социальных гарантий сотрудника.

3. Принципы службы в уголовно-исполнительной системе реализуются при соблюдении следующих положений:

1) сотрудник в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;

2) сотрудник при исполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, — по специальному званию;

3) обязательным для сотрудника является исполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;

4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;

5) сотрудник не вправе отказаться от исполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе (далее — контракт) или должностной инструкцией и для исполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;

6) сотруднику запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Статья 5. Взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы

1. Взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов;

3) учета стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе при исчислении стажа (выслуги лет) государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов;

4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;

5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

2. Взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в уголовно-исполнительной системе при исчислении стажа муниципальной службы.

3. Гражданину, проходившему государственную гражданскую службу, военную службу или государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, или сотруднику, назначаемому на соответствующую должность государственной гражданской службы, военной службы или государственной службы иного вида, по решению Президента Российской Федерации может быть сохранено право на социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Должности в уголовно-исполнительной системе. Специальные звания

Статья 6. Должности в уголовно-исполнительной системе

1. Должности в уголовно-исполнительной системе учреждаются в целях реализации полномочий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

2. Перечень типовых должностей в уголовно-исполнительной системе и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

3. На основании перечня типовых должностей в уголовно-исполнительной системе с учетом особенностей функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями — нетиповые должности. Перечни нетиповых должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Статья 7. Классификация должностей в уголовно-исполнительной системе

Должности в уголовно-исполнительной системе подразделяются на:

1) должности высшего начальствующего состава;

2) должности старшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности младшего начальствующего состава;

5) должности рядового состава.

Статья 8. Специальные звания

1. Специальные звания, установленные по должностям в уголовно-исполнительной системе, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Учреждаются следующие специальные звания:

1) рядовой внутренней службы;

2) младший начальствующий состав:

а) младший сержант внутренней службы;

б) сержант внутренней службы;

в) старший сержант внутренней службы;

г) старшина внутренней службы;

д) прапорщик внутренней службы;

е) старший прапорщик внутренней службы;

3) средний начальствующий состав:

а) младший лейтенант внутренней службы;

б) лейтенант внутренней службы;

в) старший лейтенант внутренней службы;

г) капитан внутренней службы;

4) старший начальствующий состав:

а) майор внутренней службы;

б) подполковник внутренней службы;

в) полковник внутренней службы;

5) высший начальствующий состав:

а) генерал-майор внутренней службы;

б) генерал-лейтенант внутренней службы;

в) генерал-полковник внутренней службы;

г) генерал внутренней службы Российской Федерации.

3. Специальное звание присваивается сотруднику в соответствии с замещаемой должностью.

4. При замещении должности рядового состава сотруднику присваивается специальное звание рядового внутренней службы.

5. При замещении должностей начальствующего состава устанавливаются следующие предельные специальные звания:

1) старший прапорщик внутренней службы — при замещении должностей младшего начальствующего состава;

2) капитан внутренней службы — при замещении должностей среднего начальствующего состава;

3) полковник внутренней службы — при замещении должностей старшего начальствующего состава;

4) генерал внутренней службы Российской Федерации — при замещении должностей высшего начальствующего состава.

6. Перечень должностей высшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

7. Перечни должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, на основании предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона перечня типовых должностей в уголовно-исполнительной системе и соответствующих им специальных званий.

Статья 9. Квалификационные требования к должностям в уголовно-исполнительной системе

1. В число квалификационных требований к должностям в уголовно-исполнительной системе, устанавливаемых отдельно для должностей рядового состава, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в уголовно-исполнительной системе или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.

2. Квалификационные требования к должностям в уголовно-исполнительной системе предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава образования не ниже среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

3. Квалификационные требования к стажу службы в уголовно-исполнительной системе или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются:

1) Президентом Российской Федерации — в отношении должностей высшего начальствующего состава;

2) руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы — в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.

4. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительной системе, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в уголовно-исполнительной системе, и сотрудниками военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в уголовно-исполнительной системе определяются Правительством Российской Федерации.

5. По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительной системе, и сотрудников военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе по следующим категориям:

А — годен к службе в уголовно-исполнительной системе;

Б — годен к службе в уголовно-исполнительной системе с незначительными ограничениями;

В — ограниченно годен к службе в уголовно-исполнительной системе;

Г — временно не годен к службе в уголовно-исполнительной системе;

Д — не годен к службе в уголовно-исполнительной системе.

6. В отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы могут устанавливаться квалификационные требования к уровню физической подготовки.

7. Руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы могут определяться должности, которые замещаются сотрудниками мужского или женского пола (с учетом свойственных данному виду труда требований, а также характеристик условий труда).

8. С учетом уровня образования, стажа службы в уголовно-исполнительной системе или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков сотрудникам присваиваются следующие квалификационные звания:

1) специалист третьего класса;

2) специалист второго класса;

3) специалист первого класса;

4) мастер (высшее квалификационное звание).

9. Порядок присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников, имеющих квалификационные звания, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной п

Глава 9. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКА

Статья 68. Денежное довольствие

Обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 69. Социальные гарантии сотруднику и членам его семьи

Обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Статья 70. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причинённого в связи с исполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе

1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника и выплаты в целях возмещения вреда, причинённого в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

2. При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество сотрудника, членов его семьи в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника либо принуждения его к изменению её характера, а также из мести за указанную деятельность обеспечивается государственная защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сотрудник независимо от места нахождения и времени суток считается исполняющим служебные обязанности в случае, если он:

1) совершает действия по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни или здоровья, иные действия в интересах общества и государства;

2) следует к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования или лечения и обратно;

3) находится на лечении в медицинской организации в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при исполнении служебных обязанностей;

4) захвачен и содержится в качестве заложника;

5) участвует в сборах, учениях, соревнованиях или других служебных мероприятиях.

4. Сотрудник не признаётся погибшим (умершим) вследствие увечья или иного повреждения здоровья (заболевания) либо получившим увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) при исполнении служебных обязанностей, если гибель (смерть), увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) наступили:

1) в связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

2) вследствие совершения сотрудником умышленного преступления;

3) в результате доказанного в ходе служебной проверки либо установленного органами дознания, предварительного следствия или судом самоубийства, или покушения на самоубийство, или иного умышленного причинения вреда своему здоровью, не вызванного болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

5. Гражданину, уволенному со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, стаж службы в уголовно-исполнительной системе засчитывается в непрерывный стаж службы для исчисления надбавки за выслугу лет и предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

6. Гражданину, проходившему службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, независимо от продолжительности перерыва между днём увольнения со службы и днём приёма на работу стаж службы в указанных районах и местностях засчитывается в общий стаж работы для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 71. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника

1. Сотрудник обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учёта, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

2. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Сотруднику, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

4. В случае расторжения контракта и увольнения сотрудника по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 14 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, сотрудник в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, возмещает федеральному органу уголовно-исполнительной системы стоимость выданных ему предметов вещевого имущества личного пользования с учётом сроков носки.

5. Сотруднику, проходящему службу в особых условиях в соответствии со статьёй 35 настоящего Федерального закона, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдаётся продовольственный паёк по нормам и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Порядок и нормы продовольственного обеспечения курсантов и слушателей образовательных организаций федерального органа уголовно-исполнительной системы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 72. Пенсионное обеспечение сотрудника и членов его семьи

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

УДК 343.83

Организация социальной защиты сотрудников ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы

■ А.А. ПОПОВ — адъюнкт кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются некоторые аспекты и направления деятельности, связанные с организацией учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы социальной защиты своих сотрудников. Анализируется влияние различных факторов на данную деятельность в условиях реформирования системы исполнения наказаний, в том числе проблемы обеспечения согласованной работы всех субъектов социальной защиты, соблюдения субъективных прав и выполнения обязанностей, осуществления контроля.

Ключевые слова: социальная защита; сотрудник уголовно-исполнительной системы; реформирование.

Key words: social protection; employees of the penal system; reforming.

Обеспечение должного уровня социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования является одной из основных задач, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.1

С учетом необходимости интеграции нашего государства в международное право-

вое поле, соблюдения международных стандартов и правил обращения с заключенными, обеспечения престижа службы становится актуальной задача, связанная с реализацией мер по соблюдению социальных гарантий, предусмотренных для сотрудников системы действующим законодательством.

Повышение социального статуса сотрудников, помимо концепции, предусмотрено

государственной программой Российской Федерации «Юстиция», участником которой является Федеральная служба исполнения наказаний.

Как следует из доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2015-2017 гг., в рамках кадрового обеспечения предусмотрен ряд мер, направленных на повышение статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение социальных гарантий, в том числе выделение жилья сотрудникам и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, применение практики материального и морального стимулирования и т.д.2

Основным нормативным правовым актом, призванным решить поставленные перед уголовно-исполнительной системой задачи в сфере обеспечения социальных гарантий сотрудников, стал федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-Ф33, в рамках которого был принят ряд подзаконных актов, касающихся выплат на санаторно-курортное лечение, подъемного пособия и суточных при переезде на новое место службы в другой населенный пункт, выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением обязанностей, жилищного обеспечения и т.д.

К примеру, в законе Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-14 правовой защите и социальной поддержке сотрудников уголовно-исполнительной системы посвящена гл. VI. До изменений, внесенных федеральным законом о социальных гарантиях, в ней отсутствовала ст. 33.1, устанавливающая данные гарантии и соответствующую нормативную базу5.

В деятельности управомоченных субъектов системы можно выделить несколько функций, связанных со сбором и анализом информации о состоянии социальной защищенности сотрудников, с подготовкой и принятием различных управленческих решений по данным вопросам, внесением изменений в законодательные акты.

Одним из направлений работы по обеспечению социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы является обязательное государственное страхование жизни и здоровья. Ежегодно Федеральная служба исполнения наказаний заключает государственный контракт со страховой компанией в пользу выгодоприобретателей — сотрудников. Размер страховых сумм при наступлении страхового случая уста-

новлен п. 2 ст. 5 федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ6. В частности, в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) сумма выплат составит 200 тыс. руб., при получении легкого увечья — 50 тыс. руб. Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции. Вместе с тем на практике возникает немало проблем, связанных с отказом страховых компаний осуществлять выплаты по различным причинам как объективного (наступление страхового случая является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью), так и необъективного (связанного с моментом наступления страхового случая и моментом направления документов в компанию) характера. В итоге сотруднику приходится отстаивать свои законные интересы в судебном порядке.

Обеспечение выплат на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях Федеральной службы исполнения наказаний сотруднику и членам его семьи, а также лицам, находящимся на иждивении сотрудника, также является одним из основных направлений реализации политики в сфере социальной защиты личного состава пенитенциарной системы. Размер таких выплат установлен приказом ФСИН России от 31.01.2013 г. № 447 и составляет для сотрудников и пенсионеров системы 25% от стоимости путевки (12000 руб.), то есть 3000 руб. Для членов семей сотрудников и пенсионеров системы, а также лиц, находящихся на иждивении сотрудника и проживающих совместно с ним, — 50% от стоимости путевки.

Выплата подъемного пособия и суточных при переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место службы в другой населенный пункт регламентирована приказом ФСИН России от 09.04.2013 г. № 1748. Подъемное пособие выплачивается в размере одного месячного оклада денежного содержания на сотрудника и одной четвертой части месячного оклада на каждого члена его семьи, переехавшего в населенный пункт по новому месту службы, либо в близлежащий от нового места службы населенный пункт, либо в другой населенный пункт в связи с отсутствием жилого помещения по новому месту службы сотрудника. Вместе с тем выплата суточных авансом данным документом не предусмотрена, а также в нем разъяснено, что сотруднику и членам его семьи, из-за отсутствия жилого

помещения по новому месту службы проживающим в близлежащих населенных пунктах, получившим подъемное пособие при переезде в эти пункты, а затем переехавшим в населенный пункт по новому месту службы, подъемное пособие не выплачивается. В остальном размер, расчет, особенности выплаты суточных и подъемного пособия такие же, как и для сотрудников органов внутренних дел.

Другим направлением реализации мер социальной защиты является обеспечение выплат, связанных с проездом к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год. Стоит отметить, что данный вид выплат затрагивает лишь ограниченную категорию сотруд-ников9. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что по своей правовой природе указанная мера является социальной льготой, право на которую непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а потому как само ее введение, так и определение оснований предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также их изменение представляют собой дискрецию законодателя10.

Решение жилищной проблемы также является одним из основных и, наверное, самым актуальным направлением деятельности управомоченных субъектов уголовно-исполнительной системы. Так, сотрудник может реализовать свое право на получение единовременной социальной выплаты, которая, как правильно отметила О. Фурагина, законодателем сохранена, в том числе и за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение данной выплаты11. При наличии определенных условий сотрудники вправе рассчитывать на предоставление жилого помещения в собственность, предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма. Не имеющие жилого помещения по месту службы могут реализовать свое право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья или предоставление помещений специализированного жилищного фонда.

В настоящее время в Федеральной службе исполнения наказаний остро стоит вопрос обеспечения жильем вновь принимаемых на службу молодых сотрудников, в

том числе выпускников образовательных организаций уголовно-исполнительной системы, которые не имеют помещений для постоянного проживания и не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Рассчитывать на получение единовременной социальной выплаты таким сотрудникам не приходится ввиду обязательности наличия десятилетнего стажа (общей продолжительности) службы. Получается, что данная категория сотрудников в большей степени остается социально незащищенной.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении сотрудников, переводимых в другой территориальный орган и не обеспеченных помещениями для постоянного проживания по новому месту службы.

Наличие у учреждений и органов уголовно-исполнительной системы помещений специализированного жилищного фонда лишь частично способствует решению данной проблемы. Так, доля обеспеченности служебными жилыми помещениями сотрудников в 2014 г. составила 5,4%12.

Рассмотренные направления работы являются лишь частью социальных и правовых гарантий, реализуемых управомочен-ными субъектами пенитенциарной системы в рамках выполнения своих обязательств, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в сфере социальной защиты сотрудников правоохранительных органов.

Помимо рассмотренных направлений к мерам социальной защиты, указанным в федеральном законе от 30.12.2012 г. № 283-Ф3, относятся выплата денежного довольствия, оказание медицинских услуг, предоставление денежных компенсаций за установку квартирных телефонов, услуги местной телефонной связи, топливо для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, и другие компенсации и гарантии. Стоит отметить, что с принятием названного закона наметилась позитивная тенденция перехода с подзаконного уровня регулирования социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы на уровень федерального законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечает С.П. Матвеев, сам факт введения в действие законов, устанавливающих социальные гарантии для сотрудников правоохранительных органов, свидетельствует о понимании законодателем высокой значимости вопросов социальной защиты государственных служащих13.

Таким образом, организация социальной защиты сотрудников уголовно-исполни-

тельной системы в условиях ее реформирования зависит от многих факторов, связанных с согласованной деятельностью всех субъектов социальной защиты, взаимодействием и сотрудничеством Федеральной службы исполнения наказаний, ее органов

и учреждений между собой, осуществлением грамотного контроля за реализацией данных функций, а также обеспечением соблюдения субъективных прав и выполнения обязанностей сотрудниками в обозначенной сфере.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

2 См.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DROND%202015-2017.pdf

3 См.: Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7608.

5 См.: Заболонкова О. Социальные гарантии сотрудникам УИС, ФПС, органов наркоконтроля, таможенных органов с 2013 года // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 4. С. 55-66.

6 См.: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» // Российская газета.1998. № 67.

7 См.: Приказ ФСИН России от 31.01.2013 г. № 44 «Об определении стоимости путевки и установлении размера платы за санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. 2013. № 92.

8 См.: Приказ ФСИН России от 09.04.2013 г. № 174 «Об утверждении Порядка выплаты подъемного пособия и суточных при переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место службы в другой населенный пункт» // Российская газета. 2013. № 96.

9 См.: Приказ ФСИН России от 24.04.2013 г. № 207 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотруднику уголовно-исполнительной системы, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно» // Российская газета. 2013. № 125.

11 См.: Фурагина О. Решение жилищной проблемы в новом законе № 283-ФЗ для сотрудников УИС, ФПС, органов наркоконтроля, таможенных органов // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 3. С. 67-76.

12 См.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DROND%202013-2014.pdf

13 См.: Матвеев С.П. Современные тенденции модернизации социальной защиты государственных служащих в рамках административной реформы // Административное право и процесс. 2013. № 6. С. 52-56.

2 Sm.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DR0ND%202015-2017.pdf

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ
«О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
30 декабря 2012 г.
N 283-ФЗ

С 1 января 2012 г. повышен уровень соцзащищенности сотрудников ОВД. С этой же даты существенно увеличен объем соцгарантий военнослужащим ВС РФ и внутренних войск МВД России, повышены пенсии бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

В связи с этим принят Закон о социальных гарантиях сотрудникам УИС (имеющим специальные звания), ГПС России, ФСКН и таможенных органов. Он аккумулирует новые и уже установленные законодательством гарантии.

В частности, им предусмотрено следующее.

Установлено, что денежное довольствие состоит из оклада денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Определено, что относится к таковым. Это, в частности, ежемесячные надбавки за стаж (выслугу лет), квалификационное звание (класс), особые условия службы, работу с гостайной, премии за особые достижения и др.

Предусмотрены конкретные размеры надбавок за стаж и квалификационное звание. Например, лицу, отработавшему от 5 до 10 лет, полагается 15% оклада, а специалисту 1-го класса — 20%.

Уделено внимание единовременному пособию, выплачиваемому при увольнении. Предусматривается следующее. Если сотрудник отработал 20 лет и более, размер пособия составляет 7 окладов денежного содержания. В остальных случаях — 2 оклада. Законом определено, когда данное пособие не выплачивается.

Урегулированы вопросы обеспечения сотрудников жильем. Например, лицам, отслужившим 10 лет, полагается единовременная выплата на покупку (строительство) жилья. Определены условия и порядок ее предоставления.

Урегулированы вопросы медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения.

Помимо самих сотрудников установлены гарантии для членов их семей. Определено, кто к ним относится.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г. Со дня его официального опубликования утрачивает силу положение о том, что с 1 января 2013 г. нормы о денежном довольствии сотрудников ОВД должны были распространяться на сотрудников УИС.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением пункта 6 статьи 18, вступающего в силу со дня официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2012 г., в «Российской газете» от 11 января 2013 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7608

Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 мая 2015 г. N 11-П часть 5 статьи 12 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, — инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 октября 2013 г. N 21-П пункт 1 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в части, предусматривающей, что в отношении сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, — одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, не применяется часть седьмая статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 5 статьи 2 и части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 5 статьи 2 и части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 5 статьи 2 и части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ

Действие части 5 статьи 2 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ
«О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”

Статья 68. Денежное довольствие

Обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 69. Социальные гарантии сотруднику и членам его семьи

Обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и иными федеральными законами.

Статья 70. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе

  1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  2. При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество сотрудника, членов его семьи в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника либо принуждения его к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность обеспечивается государственная защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Сотрудник независимо от места нахождения и времени суток считается исполняющим служебные обязанности в случае, если он:

1) совершает действия по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни или здоровья, иные действия в интересах общества и государства;

2) следует к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования или лечения и обратно;

3) находится на лечении в медицинской организации в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при исполнении служебных обязанностей;

4) захвачен и содержится в качестве заложника;

5) участвует в сборах, учениях, соревнованиях или других служебных мероприятиях.

  1. Сотрудник не признается погибшим (умершим) вследствие увечья или иного повреждения здоровья (заболевания) либо получившим увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) при исполнении служебных обязанностей, если гибель (смерть), увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) наступили:

1) в связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

2) вследствие совершения сотрудником умышленного преступления;

3) в результате доказанного в ходе служебной проверки либо установленного органами дознания, предварительного следствия или судом са(…)ства, или покушения на са(…)ство, или иного умышленного причинения вреда своему здоровью, не вызванного болезненным состоянием или доведением до са(…)ства.

  1. Гражданину, уволенному со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, стаж службы в уголовно-исполнительной системе засчитывается в непрерывный стаж службы для исчисления надбавки за выслугу лет и предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
  2. Гражданину, проходившему службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения со службы и днем приема на работу стаж службы в указанных районах и местностях засчитывается в общий стаж работы для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 71. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника

  1. Сотрудник обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
  2. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  3. Сотруднику, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
  4. В случае расторжения контракта и увольнения сотрудника по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 14 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, сотрудник в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, возмещает федеральному органу уголовно-исполнительной системы стоимость выданных ему предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки.
  5. Сотруднику, проходящему службу в особых условиях в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдается продовольственный паек по нормам и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  6. Порядок и нормы продовольственного обеспечения курсантов и слушателей образовательных организаций федерального органа уголовно-исполнительной системы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 72. Пенсионное обеспечение сотрудника и членов его семьи

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К федеральным льготникам относят сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
В 2019 году для них предусмотрены многочисленные льготы в разных сферах.

Основания

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ФСИН осуществляет функции по исполнению наказаний, охраны и конвоирования не только подозреваемых, но и обвиняемых, в том числе содержание под стражей осужденных и ведение контроля за условно осужденными лицами.

Федеральная служба находится на балансе Министерства юстиции.

К уголовно-исправительной системе принято относить:

  • исправительные колонии, в том числе и для пожизненно осужденных;
  • поселения (колония);
  • следственные изоляторы;
  • тюрьмы;
  • колонии для несовершеннолетних осужденных;
  • медучреждения, реабилитационные центры, военно-врачебные комиссии, врачебные и фельдшерские центры, больницы для сотрудников;
  • уголовно-исправительная инспекция, которые предназначены для осужденных, не изолированных от окружающих и подозреваемых, находящихся под домашним арестом.

К служащим также относят:

  • охранников;
  • контроллеров за исполнением вынесенного приговора;
  • воспитателей;
  • преподавателей;
  • психологов и пр.

Работники службу не считаются военнослужащими, поскольку не занимают должности в ВС РФ либо иных воинских формированиях.

Правовое регулирование

Федеральный закон № 283 от декабря 2012 года является основополагающим документом, который предусматривает гарантии для сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти.
Именно на него необходимо ссылаться при оформлении положенных льгот.

Льготы ФСИН

Льготы ФСИН предоставляются не только полноценным сотрудникам, но и вольнонаемным рабочим.
Рассмотрим положенные привилегии подробней для них.

Сотрудникам

Льготы сотрудникам ФСИН разделяются на:

  • пенсионные;
  • социальные;
  • материальные и в сфере здравоохранения.

К примеру, в 2019 году рабочие могут рассчитывать на досрочную пенсию, поскольку 2 года считаются за 3.

Дополнительно положено:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • для детей: место в дошкольном и школьном учреждении, оздоровительном лагере.

Помимо оклада и премий предусматривается надбавка в размере (от размера установленного оклада):

  • 40% — за стаж;
  • до 30% — за категорию;
  • до 100% за напряженность службы;
  • до 100% — за уровень риска;
  • до 65% — в случае работы с государственной тайной и за повышение квалификации.

Вольнонаемным служащим

Вольнонаемные служащие осуществляют занятость согласно подписанному трудовому договору. По этой причине они оставляют за собой право рассчитывать на льготы и пособия, что и полноценные рабочие.

Какие положены?

В 2019 году льготы предусмотрены в разных сферах жизнеобеспечения. По этой причине целесообразно рассмотреть их по каждой категории отдельно.

Есть ли льготы для диабетиков 2 типа без инвалидности? Смотрите тут.

Медицинские

Медицинские привилегии предоставляются в виде:

  • предоставления бесплатных лекарственных препаратов и лечения в медучреждениях, находящихся на балансе МВД, в том числе членам семьи и несовершеннолетним детям;
  • выдачи путевки на санаторно-курортное лечение с периодичностью раз в год – при наличии медицинского заключения.

Ппутевка может быть выдана в виде компенсации.

Пенсионные

Пенсионер ФСИН при выходе на заслуженный отдых получает 50 тыс. руб. компенсации в счет ранее не проведенной индексации.

Также им положено:

  • скидка 25% на покупку путевки к санаторию;
  • компенсация за оплату земельного и имущественного налога;
  • материальная помощь – по необходимости.

Дополнительно им положены льготы, предусмотренные для обычных пенсионеров.

Жилищные

В случае проживания сотрудников в тяжелых условиях, дополнительно положены разные выплаты:

  • проживание в коммуналке либо в общежитии;
  • несоответствие жилья установленным требованиям;
  • площадь меньше 15 кв. м. на одного человека;
  • наличие в семье родственников с хроническими заболеваниями, проживание с которыми несут риски для здоровья;
  • отсутствие в праве собственности персональной жилой недвижимости.

Выплата начисляется единоразово после постановки на учет в порядке очереди.

Постановка возможна только после 10 лет непрерывной службы, в противном случае последует незамедлительный отказ.

Коммунальные

Члены семьи умершего сотрудника от приобретенного во время службы заболевания либо повреждений предусмотрено:

  • субсидию на оплату коммунальных услуг;
  • бесплатную установку и освобождение от уплаты телефона, радиоточки и коллективной антенны;
  • твердое топливо согласно общепринятым нормативам – при отсутствии централизованного отопления;
  • ремонт жилого частного дома при необходимости.

Супруги умерших сотрудников ФСИН вправе пользоваться льготой до момента заключения повторного брака.

Социальные

В социальной сфере для сотрудников службы в 2019 году положено:

  • медицинское страхование служащих, включая членов семей (несовершеннолетних детей и супругов), даже после выхода на залуженный отдых;
  • предоставление квалифицированной бесплатной медицинской помощи и лекарственных препаратов, в том числе и членов семьи в пределах разработанной специальной государственной программы;
  • предоставление ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение в случае наличия медицинского направления либо факта госпитализации, при желании допускается замена на материальную компенсацию для работников в полном объеме и для членов семьи в 50%;
  • бесплатное зубное протезирование;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • 100% скидка при оплате за проезд воздушным, железнодорожным либо иным транспортом для работников ФСИН в случае командировки, поездок к месту лечения в обе стороны;
  • северянам предоставляется освобождение от уплаты за проезд и членам семьи, но не чаще 1 раза в год;
  • внеочередное зачисление в дошкольное учреждение и школы;
  • бесплатная путевка в оздоровительный лагерь;
  • компенсации в случае перевода на иную работы в другом регионе;
  • дополнительный отпуск при наличии выслуги лет либо при работе в опасных условиях – 30 дней;
  • материальная помощь в случае увольнения – до 9 окладов.

Дополнительно можно получить бесплатное образование. Перечень специальностей закреплен в Федеральном законе № 283.

Предоставляют ли льготы многодетным на поезда дальнего следования? Информация здесь.

Какие положены льготы пенсионерам МЧС России? Подробности в этой статье.

Что дает почетная грамота?

Почетная грамота – аналог благодарности за какие-либо достижения. Она может быть выдана как сотруднику, так и пенсионеру Федеральной службы.

Ее наличие не дает дополнительных льгот и привилегий. Грамота может выдаваться за успехи в работе, что предусматривает выдачу дополнительной материальной надбавки, из-за чего не исключается вероятность получения совместно с ней финансовой помощи.

На видео о пенсии по выслуге лет

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

admin