Софинансирование

Как правильно пишется слово: «софинансирование» или «со финансирование»?

Как правильно писать слово: «софинансирование» или «со финансирование»?

Имя существительное «софинансирование» является сложным в написании, поскольку его начало «СО-» похоже одновременно и на приставку, и на предлог. И тот, и другой элементы в русском языке есть.

Разобравшись (а именно — сделав разбор по составу), мы поймём, что в слове софинансирование мы встретились с приставкой «СО-«. Если действительно так, то нам нужно выбрать слитное написание Но как именно гарантировать свой выбор?

Дело в том, что предлог «СО», который был бы написан раздельно, употребляется не всегда:

  1. Он имеет определённые фонетические оправдания, подробнее о которых можно почитать здесь.
  2. Обратите внимание, что предлог «СО» имеет довольно чёткую модель управления и требует творительного либо родительного падежей (со мной, со стола).

Значит, «со-» в существительном «софинансирование» — это префикс, пишется он слитно.

Писать «со финансирование» (раздельно) нельзя.

Припомнимъ снова и то, что всѣ мы плохо знаемъ по-руски…

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

Каждая эпоха рождает свои слова…

Вот ещё три – незаслуженно забытых современными словарями! – слова…

Софинансирование – совместное финансирование (например, софинансирование проекта, софинансирование пенсии).

Софинансировать – совместно финансировать.

В современных словарях, «содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ», слова софинансирование , софинансировать , софинансированный отсутствуют.

Список словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ:

Средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений — обособленная часть средств пенсионных накоплений, переданных фонду Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке… … Официальная терминология

Роснано — ОАО «Роснано» Тип Открытое акционерное общество Год основания 2007 Расположение … Википедия

Spilva — SIA «SPILVA» Тип Предприятие Год основания 1992 … Википедия

Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Инвестиционный фонд России — Инвестиционный фонд Российской Федерации государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации: средства, предусмотренные в … Википедия

Инвестиционный фонд РФ — Инвестиционный фонд Российской Федерации государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации: средства, предусмотренные в … Википедия

Инвестиционный фонд Российской Федерации — Инвестиционный фонд Российской Федерации государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации: средства,… … Википедия

РОСНАНО — ОАО «РОСНАНО» Тип Открытое акционерное общество Год основания 2007 Расположение … Википедия

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации — Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации российский фонд, учреждённый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Фонд создан в соответствии с Указом Президента РФ В. В. Путина… … Википедия

Пенсионные накопления — 2. В целях настоящего Федерального закона под пенсионными накоплениями понимаются: 1) средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственным пенсионным… … Официальная терминология

Специальная часть индивидуального лицевого счета — раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором отдельно учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах,… … Официальная терминология

При запуске правительство взяло на себя обязательство удваивать каждый добровольно уплаченный взнос – правда, с ограничением: не менее 2000 и не более 12 000 руб. в год. Взносы лиц пенсионного возраста, отложивших выход на пенсию, увеличивались при этом в 5 раз (до 60 000 руб., включая взнос самого участника). Плательщики также получили право на социальный налоговый вычет с лимитом возврата до 15 600 руб. в год и учет дополнительных расходов софинансирования со стороны работодателя для сокращения налога на прибыль. Софинансирование добровольных взносов каждого участника прекращается через 10 лет после первого платежа.

В итоге в программу вступило 15,9 млн человек – каждый пятый обладатель накопительного пенсионного счета. Но реальными участниками – теми, кто сделал первый взнос, – стали 2,5 млн человек, то есть менее 16% от всех подавших заявления.

Всего по итогам 10 лет реализации программы люди добровольно отложили на будущую пенсию 61,2 млрд руб. Правительство добавило 59,6 млрд руб., а еще 1 млрд руб. – работодатели, что в совокупности составило 121,8 млрд руб., из которых 1,01 млрд руб. уже выплачен в виде срочных и единовременных выплат. Средний взнос плательщиков за всю историю оценивается в 23 500 руб. Исходя из весьма консервативных прогнозов Пенсионного фонда России (ПФР) на 2019–2022 гг., можно оценить, что к моменту завершения программы в 2026 г. общий объем поступивших взносов достигнет 163 млрд руб.

При запуске программы число ее активных участников и уплаченные дополнительные страховые взносы росли. Но в последние годы оба показателя неизменно сокращаются. Почему так происходит?

Безусловно, важную роль играют естественные демографические процессы. Но не меньшую – то, что популяризацией софинансирования активно никто не занимается: ни ПФР, ни негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Отсутствие интереса со стороны пенсионных провайдеров связано с бюрократическим несовершенством программы. Информация о взносах поступает в фонды в период до семи месяцев с даты уплаты. Без консультации со стороны ПФР или НПФ легко допустить ошибки при перечислении: средства необходимо уплатить в бюджет регионального отдела ПФР (по месту жительства), а потом предоставить подтверждающие платежи документы (к счастью, с недавних пор достаточно электронного документа).

Создать интерес

Если же учесть и убрать недостатки существующей госпрограммы и внедрить в дополнение к добровольности еще и принцип софинансирования вкупе с повышением предела по налоговому вычету, то можно существенно увеличить вовлеченность граждан. Для этого, разумеется, потребуется дополнительная серьезная поддержка в СМИ, на телевидении и в социальных сетях, взаимодействие с работодателями – люди должны знать, что они получат в дополнение к тому, что будут откладывать сами. Варианты совместного финансирования будущей пенсии не обязательно устанавливать в соотношении 50 на 50. Более того, ставка государства может быть плавающей: чем больше человек откладывает на старость, тем больше государство предоставляет ему дополнительных средств. Хорошо бы не забыть и звучавшие при обсуждении ИПК опции досрочного использования пенсионных сбережений. Это детали, которые можно обсуждать с участниками рынка при принятии основного решения – включения принципа софинансирования в новую пенсионную систему.

В последнее время высказывались инициативы по возрождению программы. Так, аудитор Счетной палаты Светлана Орлова в июле заявила, что нужно восстановить право на вступление в программу софинансирования и продлить ее. До этого одна из саморегулируемых организаций НПФ (НАПФ) предложила реформировать обязательное пенсионное страхование – обязать работника платить 2%, работодателя – еще 2% и добавлять от правительства 1%. По подобному принципу с 1 января запущена обязательная накопительная система в Грузии.

Надеемся, что разработчики следующего пенсионного законопроекта, который будет вот-вот представлен общественности, учтут опыт нескольких лет и пожелания участников рынка и рассмотрят вопросы реальных материальных стимулов в новом варианте добровольного пенсионного обеспечения россиян. Это будет точный и грамотный ход с точки зрения имиджа власти, поддержки пенсионной отрасли и развития внутреннего финансового рынка, влияющего на стоимость займов.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

© ЛАТЫНЦЕВ А.В., 2014 УДК 614.2:615.2/.3.12

ЛАТЫНЦЕВ А.В.

Организационно-правовые механизмы софинансирования стоимости лекарственных препаратов амбулаторным больным

ООО Научно-исследовательский институт правовых экспертиз и комплексных исследований, 125480, г. Москва

Рассмотрена актуальная для современного российского здравоохранения проблема софинансирования стоимости рецептурных лекарственных препаратов (ЛП), приобретаемых амбулаторными больными. Кратко рассмотрены применяемые в европейских странах организационно-правовые механизмы системыреимбурсирования при лекарственном обеспечении амбулаторных пациентов. На основании сравнительного анализа зарубежного опыта разработаны предложения по внедрению в правовую систему РФ необходимых элементов системы референтного реимбурсирования стоимости ЛП.

Ключевые слова: лекарственное обеспечение амбулаторных больных; референтное реимбур-сирование; референтные цены; организационно-правовые механизмы софинансирования стоимости лекарственных препаратов.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2014; 58(6): 14—19.

THE ORGANIZATIONAL LEGAL MECHANISMS OF CO-FINANCING OF COSTS OF PHARMACEUTICALS FOR OUT-PATIENTS

Latyntsev A.V.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiiskoy Federatsii. 2014; 58(6): 14—19. (In Russ.)

Актуальность введения компенсаций стоимости лекарственных препаратов амбулаторным больным

В среднем около 60% расходов жителей Европейского Союза (ЕС) на лекарственные препараты (ЛП) компенсируется, в частности, со стороны государств, гражданами которых они являются. При этом данный вид государственных расходов в 2010 г. составлял от 0,5 до 1,85% объема ВВП стран ЕС .

В России же только весьма ограниченное количество амбулаторных больных может рассчитывать на помощь со стороны государства в части оплаты стоимости приобретаемых ЛП. При этом действует конституционное право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ), которое включает, в частности, бесплатное лекарственное обеспечение. При данной конструкции наблюдается существенное увеличение нагрузки на стационары за счет жителей, которые нуждаются в лекарственной терапии и для получения бесплатного лекарственного обеспечения вынуждены обращаться за стационарной медицинской помощью. С учетом того, что затраты на лечение и обслуживание амбулаторных и стационарных больных различаются в разы, государственные и муниципальные бюджеты несут неоправданные существенные дополнительные нагрузки, которые негативно отражаются на общем функционировании национальной системы здравоохранения.

Представляется назревшей необходимостью внедрение в нашей стране системы компенсации стоимости рецептурных ЛП для целого ряда категорий нуждающихся в помощи амбулаторных больных, что позволит, во-первых, существенно увеличить уровень социальной защищенности наиболее уязвимых категорий россиян (в первую очередь детей, беременных женщин, пожилых людей и граждан, нуждающихся в постоянной лекарственной терапии) и соответственно благотворно повлиять на уровень базовых показателей здравоохранения на фоне ослабления социальной напряженности; во-вторых, снизить уровень нерациональных затрат бюджетных средств на стационарное лечение больных, которые не нуждаются в данном виде лечения; в третьих, создать дополнительные меры государственного влияния на развитие отечественной фармацевтической промышленности.

Но недостаточно просто выделить дополнительные бюджетные средства на лекарственное обеспечение. Реализация указанных выше мер требует выверенного правового инструментария, направленного на обеспечение достижения максимально возможного положительного эффекта в сфере обеспечения здоровья жителей страны за счет оптимизации и повышения качества бюджетных затрат.

Недостаточно, например, упростить и ввести компенсацию стоимости всех ЛП, выписываемых по рецепту определенным категориям амбулаторных больных, так

как это почти неминуемо (как показывает зарубежный опыт) влечет существенные неоправданные бюджетные затраты за счет избыточного потребления лекарств и необходимости компенсации дорогостоящих ЛП с недостаточной либо недоказанной терапевтической эффективностью, а также дает основу для целого ряда локальных коррупционных схем и иных злоупотреблений.

Кроме того, как будет доказано далее, представляется нецелесообразным введение компенсации в виде определенной процентной доли стоимости ЛП, так как в этом случае неминуемо наибольшие негативные последствия будут у наименее защищенных слоев населения, в частности у нуждающихся в постоянной лекарственной терапии.

Зарубежный опыт лекарственного обеспечения амбулаторных больных

При исследовании зарубежного опыта государственного регулирования сферы лекарственного обеспечения можно обратить внимание на огромное разнообразие различных правовых инструментов, используемых разными странами в ходе реализации своей политики лекарственного обеспечения граждан.

Даже в условиях ЕС, в котором активно развиваются разнообразные процессы комплексной интеграции, механизмы лекарственного обеспечения оставлены практически исключительно на национальном уровне. По указанным вопросам каждая страна ЕС правомочна устанавливать на своей территории свои правила и нормы. Данная свобода ограничена лишь несколькими общими европейскими директивами, в частности Директивой ЕС 89/105/ЕЕС от 21.12.1988 (так называемая «Директива прозрачности), целью которой является обеспечение прозрачности процедур ценообразования и компенсации стоимости медицинских продуктов .

В условиях растущих цен и появления большого количества новых ЛП правительства разных стран вынуждены разрабатывать и принимать все новые способы оптимизации бюджетных затрат, которые при этом будут учитывать требования постоянного повышения качества медицинской помощи (табл. 1).

Необходимость оптимизации и повышения эффективности расходов на лекарственное обеспечение привело к разработке и внедрению целого ряда механизмов регулирования в данной сфере, которые можно условно разделить на две группы: механизмы ценообразования; механизмы софинансирования.

Данные механизмы разрабатываются в зависимости от групп пациентов и категорий ЛП.

Можно выделить следующие виды ценообразования: свободное ценообразование (производителями, продав —

цами); государственное регулирование ценообразования (ограничение уровня цен уполномоченными государственными органами).

Обычно государственное регулирование цен вводится на рецептурные и/или софинансируемые с участием государственных структур ЛП. В отношении остальных лекарств существует свободное ценообразование.

Среди наиболее распространенных видов софинан-сирования стоимости ЛП можно выделить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) референтное реимбурсирование, при котором компенсации подлежит стоимость ЛП в размере официально установленных референтных цен (данная форма со-финансирования будет подробно рассмотрена далее);

2) внесение пациентом фиксированной платы за рецепт, которая может варьировать в зависимости от категории пациентов, сроков лечения и т. п. (данная система применяется, например, в Англии);

3) оплата определенной процентной доли стоимости ЛП, приобретаемого амбулаторным больным (нужно отметить, что в чистом виде установление точного процента компенсации от стоимости лекарства вне зависимости от категорий пациентов и иных факторов практически не применяется, так как может получиться, что тяжелобольные должны будут оплачивать большие суммы за необходимые им лекарства и тем самым зачастую будут вынуждены отказаться частично или полностью от необходимого лечения, в то время как часть населения может получить неоправданные льготы, что противоречит принципу равенства при доступности к лекарственному обеспечению).

Во всех странах ЕС установлены правовые механизмы, направленные на уменьшение размера софинан-сирования за ЛП со стороны уязвимых групп граждан (вплоть до полной компенсации им стоимости лекарства). Но при этом важно обратить внимание на то, что полное освобождение от софинансирования со стороны пациента хотя и несколько упрощает администрирование льгот, но при этом ограничивает важную функцию софинансирования — подавление избыточного потребления. Поэтому в большинстве стран ЕС государственная (общественная) доля соплатежа достигает 100% только для специально указанных в законодательстве категорий особо нуждающихся больных. В остальных случаях амбулаторные больные должны частично оплачивать за свой счет приобретаемые ими лекарства. Например, для хронических и ряда иных категорий больных обычно предусмотрен средний размер компенсации со стороны государственных, страховых или иных фондов в размере 80% затрат на лекарственные препараты, а для других категорий пациентов — примерно 60%. Более того, в ряде европейских стран, несмотря на

Таблица 1

Сравнение систем государственного ограничения цен на ЛП в странах ЕС *

Объект ограничения цен

Ограничения в отношении отпускных цен производителей

Ограничения в отношении отпускных цен оптовых продавцов

Ограничения в отношении отпускных цен розничных продавцов

Все ЛП

BE, CZ, EL, LU, LV

Только реимбурсируемые ЛП AT, DE, DK, EE, ES, FI, ES, FI,

FR, HU, 1Е, IX ЦГ, PL, SE, SI, SK, UK

Только рецептурные ЛП

BG, Ж, PT, RO

AT, BE, CZ, EE, EL, ES, HU, LU, PT, SI

DE, FR, 1Е, IX ЦГ, PL, SK, UK

BG, RO

AT,BE, CY, CZ, DK, EE, EL, ES, FI, HU, LU, LV, PT, SI

DE, FR, IE, IX LT, PL, SK, UK

BG, NL, RO, SE

Таблица 2

Европейские страны, в которых применяется референтное реимбурсирование лекарственного обеспечения

Есть референтное реимбурсирование Нет референтного реимбурсирования

предусмотренную для некоторых категории пациентов 100% компенсацию стоимости ЛП, в целях ограничения излишнего лекарственного потребления введен сбор за рецепт (например, Австрии, Италии, Германии, Нидерландах, Великобритании).

Косвенное, но достаточно весомое влияние на цены оказывают перечни лекарств, затраты на которые подлежат компенсации.

В соответствии с международной практикой различают: позитивные перечни, т. е. перечни, которые включают ЛП, стоимость которых подлежит компенсации (полностью либо частично); негативные перечни («черные списки»), т. е. перечни обычно признанных неэффективными или необоснованно дорогими ЛП, которые хотя и легально находятся в свободной продаже, но их стоимость не подлежит компенсации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считается, что позитивные перечни также способствуют большей унификации при назначении лекарств и более активному использованию непатентованных ЛП. Потребность в негативном перечне обычно возникает потому, что позитивный перечень обычно не является ограничительным. Позитивный перечень может не включать все ЛП, стоимость которых может быть компенсирована (полностью либо частично) при специальном решении врача в случае обоснованной необходимости (по показаниям конкретного пациента). Негативный перечень составляется в отношении ЛП, стоимость которых не подлежит компенсации ни при каких условиях.

Позитивные перечни используют подавляющее большинство европейских стран. Существующие в России перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) и «7 нозологий» являются примерами позитивных перечней. Негативные перечни применяются, например, в Германии, Венгрии и Великобритании .

Основные принципы работы системы референтного реимбурсирования

Наиболее популярным механизмом софинансирова-ния в сфере лекарственного обеспечения является референтное реимбурсирование.

Референтное реимбурсирование —это система софи-нансирования стоимости ЛП, приобретаемых амбулаторными больными, при которой используется уровень референтной цены для групп взаимозаменяемых ЛП. Если цена на ЛП выше референтной цены, то пациент оплачивает разницу между реальной ценой на ЛП и референтной ценой. При этом могут применятся также иные виды доплат, например сборы за рецептурные ЛП, процент совместных платежей .

Важно отметить, что ВОЗ не относит референтное реимбурсирование к формам регулирования цен. По мнению ВОЗ, это инструмент, позволяющий обеспечить ограничение расходов на возмещение стоимости ЛП, поскольку референтная (базовая) цена представляет

собой максимально возможный уровень компенсации. Система референтного реимбурсирования призвана оптимизировать государственные затраты при финансировании лекарственного обеспечения, а не ограничивать цены производителей фармацевтической продукции. Этот подход базируется на возможности использования взаимозаменяемых ЛП и установления размера возмещения (на базе референтной цены) для определенной группы ЛП. Таким образом, референтное реимбурсиро-вание предполагает, что чаще всего государственная (а в отдельных случаях — частная) система медицинского страхования возмещает стоимость не любого ЛП независимо от его цены, а определяет приемлемый уровень цен на ЛП, необходимые для медикаментозного лечения.

В Европе первой в 1989 г. ввела систему референтного реимбурсирования Германия, затем в 1991 г. — Дания, в 1993 г. — Нидерланды, в 1995 г. — Италия, в 1999 г. — Испания.

В настоящее время систему референтного реимбур-сирования используют в подавляющем большинстве европейских стран, также она нашла широкое применение в ряде других стран (табл. 2).

При всех плюсах рассматриваемого механизма софи-нансирования в качестве негативных моментов можно отметить его громоздкость, необходимость постоянного экспертного мониторинга сферы лекарственного обеспечения и оперативного реагирования на происходящие изменения, а также отсутствие единых общепризнанных подходов, в частности, по вопросам экспертного согласования и утверждения системы референтных цен.

Практически все европейские страны имеют свои особенности определения референтных цен, которые, например, можно разделить на особенности методологии расчета референтных цен (табл. 3); особенности формирования референтного списка.

Например, зачастую применяют так называемый внешний ценовой прейскурант (External Reference Pricing — ERP), т. е. при формировании референтного списка учитывают уровень цен на ЛП в соседних странах (табл. 4). Вместо ERP может применяться так называемый внутренний ценовой прейскурант (Internal Reference Pricing — IRP) (например, Дания в апреле

Таблица 3

Методы расчета референтных цен в европейских странах (может использоваться один или совокупность методов)

Метод определения референтной цены

Страна

На основе средней цены на ЛП На основе средней цены дженериков На основе самых низких цен на ЛП

На основе самых низких цен на дженерики

На основе средней цены на пять самых дешевых дженериков

На основе процента от цены на оригинальные ЛП

На основе расчета среднего показателя на все ЛП в группе и использовании регрессивного анализа (эконометрическая модель)

На основе расчета среднего показателя на ЛП

Хорватия, Венгрия

Франция

Болгария, Чехия, Финляндия, Венгрия, Италия, Латвия, Польша, Испания, Турция

Болгария, Дания, Франция, Латвия

Португалия Бельгия

Германия

Нидерланды

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение при расчете референтной цены цен сравнения в других странах (1КР)

Страна

Область применения 1ЯР

Основа для расчета референтной цены

Способ расчета референтной цены и референтные страны

Австрия

Бельгия Болгария

Венгрия

Испания

Италия

Латвия Нидерланды

Польша Португалия

Финляндия

Франция Чехия

Реимбурсируемые ЛП

Все ЛП Рецептурные ЛП

Реимбурсируемые ЛП

Инновационные ЛП

Реимбурсируемые ЛП

Реимбурсируемые ЛП

Рецептурные ЛП

Реимбурсируемые ЛП

Рецептурные и реимбурсируемые безрецептурные ЛП

Реимбурсируемые ЛП (рецептурные и безрецептурные)

Инновационные ЛП

Все ЛП

Цена производителя (для отдельных стран оптово-отпускные цены)

Цена производителя

То же

Оптово-отпускные цены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цена производителя

Цена производителя, розничные цены

Оптовые цены

Цена производителя

То же

Референтная цена рассчитывается как среднее значение цены во всех странах-членах ЕС, за исключением Румынии и Болгарии

Сравнение производится со всеми странами — членами ЕС

Референтная цена рассчитывается как среднее от трех наиболее низких цен в странах: Румыния, Россия, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Португалия, Испания, Австрия

Учитывается наиболее низкая цена в референтных странах (Франция, Ирландия, Германия, Португалия, Италия, Греция, Польша, Чехия, Словения, Словакия, Бельгия, Австрия и одна дополнительная страна)

Референтная цена рассчитывается как наиболее низкая цена в следующих странах: Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды, Ирландия, Италия, Люксембург, Великобритания, Швеция

Референтная цена рассчитывается как средняя цена в референтных странах (не определены), ШР используется в качестве дополнительной информации в ходе переговоров о стоимости ЛП с производителями

Референтная цена рассчитывается как третья наиболее низкая цена в странах ЕС

Референтная цена рассчитывается как средний показатель в референтных странах (Бельгия, Германия, Франция и Великобритания) на основе средней стоимости упаковки

Референтная цена рассчитывается как самая низкая в референтных странах (Бельгия, Великобритания, Ирландия, Франция, Германия, Нидерланды, Швеция, Дания, Испания, Португалия, Италия, Греция, Чехия, Венгрия, Люксембург, Литва)

Референтная цена рассчитывается как среднее значение цен в следующих странах: Греция, Испания, Франция, Италия

Сравнение проводится с ценами в странах — членах ЕС, Норвегии и Лихтенштейне

Сравнение производится с ценами в Германии, Испании, Италии и Великобритании

Для расчета референтной цены используется средняя цена в следующих странах: Эстония, Греция, Испания, Франция, Венгрия, Италия, Литва, Португалия

2005 г. перешла от внешнего прейскуранта к внутреннему).

Отмечено, что внедрение системы референтной ре-имбурсации приводит к увеличению потребления ЛП, стоимость которых равна референтной цене или ниже ее значений . При этом производители оригинальных ЛП для сохранения продаж обычно вынуждены снижать цены на продаваемые ими ЛП до уровня референтных цен либо внедрять новые дозировки и/или новые лекарственные формы .

Предложения для правовой системы РФ

Как было проиллюстрировано выше, в зарубежных в частности европейских, странах отсутствует единый подход к вопросам компенсации затрат амбулаторных больных на ЛП. У каждой страны система лекарственного обеспечения формировалась с учетом особенностей и структуры национальной системы здравоохранения и смежной системы социальной помощи, а также исторических предпосылок и зачастую политических решений.

Соответственно копирование структуры лекарственного обеспечения одной из стран для России неэффектив-

но и нецелесообразно. Необходимо учитывать особенности национальной системы здравоохранения. Более приемлемым представляется путь выделения в зарубежной практике наиболее успешных и подходящих для нашей страны организационно-правовых механизмов, которые могут быть оптимально адаптированы к российским реалиям. При этом фактически необходимо коренным образом модернизировать и по ряду звеньев создать новую систему лекарственного обеспечения россиян, используя инструментарий успешного зарубежного опыта и научно обоснованных технологий, внедряя выработанные мировым сообществом принципы и учитывая особенности существующей российской системы.

С точки зрения политики оптимизации и повышения эффективности расходов на лекарственное обеспечение рассмотренный в предыдущем параграфе метод референтного реимбурсирования представляется наиболее целесообразным, так как, с одной стороны, предполагается введение максимально допустимого уровня расходов государства на оплату лекарств из каждой категории и при этом гарантируется, что в пределах данного уровня амбулаторному больному будет компенсирована в полном объеме стоимость необходимых ему эффективных ЛП

(обычно дженериков), с другой стороны, у пациента сохраняется право выбора, т. е. возможность приобретения более дорогих ЛП с доплатой разницы в стоимости.

С целью избежания двойного толкования термина «референтная цена», которое имеет место в настоящее время среди экспертного сообщества, в частности российского, обозначим, что в контексте данной работы указанный термин используется как уровень цен, в пределах которого осуществляется возмещение стоимости лекарства. Таким образом, в контексте данной работы референтная цена применяются не как форма прямого ценового регулирования, а как метод ограничения субсидий.

К слову сказать, с учетом высокой социальной значимости предстоящих изменений в российской системе лекарственного обеспечения предлагается вместо широ-котрактуемого и многогранного термина «референтная цена», а также достаточно сложного для восприятия понятия «реимбурсируемая стоимость» использовать в российском правовом поле термин «возмещаемая стоимость ЛП», смысл которого будет более понятен для широких слоев жителей страны.

Обобщая материалы исследований зарубежного опыта, можно указать, что для разработки, запуска и отладки системы референтного реимбурсирования в РФ как минимум необходимо:

1) провести работы, необходимые для разработки перечня ЛП, стоимость которых подлежит возмещению, и определить уровень возмещаемых (референтных) цен, в частности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• определить четкие и объективные критерии для включения ЛП в список на возмещение (позитивный список);

• определить фармакотерапевтические группы ре-имбурсируемых ЛП (желательно, на основе АТС-классификатора);

• провести экспертный отбор реимбурсируемых ЛП по каждой фармакотерапевтической группе;

• определить возможные ограничения на выписку для каждого ЛП (например, ЛП может быть назначен только по определенным показаниям либо только определенными специалистами);

• проанализировать действующие в странах ЕС ограничительные перечни («черные списки»);

• установить порядок регистрации референтных цен на ЛП и создать реферативную базу данных цен (включая данные о ценах на рынках других государств);

• установить референтную цену для каждой референтной группы (например, за основу может быть взято применяемое в Германии правило нижнего терциля);

• рассмотреть возможность и целесообразность применения фиксированной платы за рецепт.

2) определить категории граждан, имеющих право на возмещение стоимости лекарств, а также порядок реим-бурсирования, в том числе, возможно, шкалу уровней возмещения в зависимости от категорий амбулаторных пациентов, категорий болезни, годового объема затрат пациента на лекарства, социального статуса пациента и иных факторов, подлежащих учету; на основании централизованно утвержденных Правительством РФ критериев конкретные перечни льготников в субъектах РФ могут определяться соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения (с предварительным согласованием ежегодного объема финансирования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти);

3) определить категории и требования к специалистам, которые могут выписывать рецепты на получение реимбурсируемых лекарств, а также установить ограничения по выписке ЛП, например, с учетом стандартов медицинской помощи, политики поощрения использования дженериков и иных факторов; кроме того, должны быть разработаны понятные и достаточно простые схемы документооборота (в частности, рецептооборо-та), желательно электронного, и требования надежного доступа к соответствующей информации (технические стандарты и базы данных также еще только предстоит разработать);

4) определить роль и порядок участия в системе референтного реимбурсирования ЛП федерального фонда обязательного медицинского страхования и его структурных подразделений, страховых медицинских организаций и иных возможных участников системы.

5) определить требования и порядок привлечения к системе референтного реуимбурсирования аптек и иных пунктов отпуска реимбурсируемых ЛП; при этом крайне желательно разработать информационно-техническую базу для электронного рецептооборота и механизмы оперативного возмещения стоимости ЛП.

Таким образом, внедрение исследуемой системы референтного реимбурсирования (системы возмещения стоимости ЛП) требует целого комплекса многоаспектных и поэтапных мер.

ЛИТЕРАТУРА

Поступила 20.02.14

4. Vlasov V. V., Plavynskiy S.L. Variants of drug supply for Russia: lessons from Europe and all over the world. [Varianty lekarst-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 20.02.14

© СИБУРИНА Т.А., МИРОШНИКОВА Ю.В., 2014 УДК 614.2:378.12

СИБУРИНА ТА.1, МИРОШНИКОВА Ю.В.2

Научно-преподавательский потенциал системы здравоохранения в 2000-2012 гг.

1ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, Москва; 2ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства и экстремальных проблем» при Минздраве России, 123182, Москва

Приведены результаты анализа данных официальной статистики, относящиеся к характеристике отраслевого научно-педагогического потенциала системы здравоохранения. Выявлены особенности его размещения в разрезе федеральных округов (ФО), специфика динамики численного состава преподавателей высшей школы, средних медицинских и фармацевтических учреждений, работников научно-исследовательских институтов. Определены и графически показаны основные тенденции развития преподавательского и научного потенциала отрасли за 2000—2012 гг. в среднем по РФ и ФО, что позволило выявить определенные закономерности, связанные со снижением численности и перераспределением потенциала по территории страны.

Ключевые слова: научно-педагогический потенциал; численность кадров; преподаватели вузов; преподаватели средних медицинских образовательных учреждений.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2014; 58(6): 19—25.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiiskoy Federatsii. 2014; 58(6): 19—25. (In Russ.)

Обоснование проблемы шению качества и технологического уровня медицин-

В условиях необходимости эффективного решения ской помощи, развитию кадршюш штещшии отрасли, задачи, поставленной перед здравоохранением по повы- осо6ую актуальность приобретает проблема °птимиза-

Важно делать свои взносы

Программа действует если ее участники вносят средства. Только в этом случае государство будет к сумме ежегодных взносов граждан прибавлять свою часть. Без личных взносов граждан программа фактически не работает, это надо помнить. Однако инвестиционный доход фонда будет начисляться на любой остаток счета до самого выхода участника программы на пенсию.

Гибкий график платежей

Размеры взносов и периодичность их уплаты каждый выбирает самостоятельно. Можно прекращать взносы, можно возобновлять вновь. Минимальный взнос в год, который необходим чтобы получить софинансирование от государства – 2000 рублей или 167рублей в месяц, максимальный – не ограничен. Оптимальный размер взноса– 12 000 в год. Наиболее удобный способ делать взносы — через бухгалтерию предприятия. Необходимо подать в бухгалтерию заявление об уплате ежемесячных взносов, указав сумму.

Крепче банковского вклада

Сохранность пенсионных накоплений в НПФ Большой обеспечивается законами и многоуровневой системой контроля работы Фонда. Все взносы в пользу гражданина по программе софинансирования добавляются к его накоплениям в БПФ. На этапе накопления, все средства на счете — взносы (государство, гражданин, работодатель) и доходность по ним наследуются правопреемниками, которых определяет вкладчик.

ВНИМАНИЕ! С 1 октября 2013 года вступление в программу софинансирования завершено

С 1 октября 2008 года вступил в силу Федеральный Закон от 30.04.2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» призванный обеспечить значительный рост трудовых пенсий за счет трехстороннего финансирования:

Кто может принять участие в данной программе?

Принять участие в программе государственного софинансирования может любой желающий старше 14 лет не зависимо от профессии и рода деятельности.

Каковы условия финансирования?

Для работников, не достигших пенсионного возраста:

Государство готово добавить тысячу рублей на каждую тысячу внесенную Вами, на Ваш индивидуальный пенсионный счет. Обязательное условие- сумма Вашего взноса должна быть не менее 2 тыс. руб. в год, а размер софинансирования государства составит не более 12 тыс. рублей в год.

Для работников, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за назначением пенсии:

Государство увеличит сумму Вашего взноса в 4 раза, однако сумма софинансирования не составит более 48 тысяч в год.

Каков период действия программы?

Закон вступил в действие с 1 октября 2008 года.

С 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года Вы можете подать заявление на участие в программе государственного софинансирования в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ).

С 1 января 2009 года государство начнет осуществлять доплату на накопительную часть трудовой пенсии работников.

Софинансирование со стороны государства будет осуществляться в течение 10 лет, с момента уплаты работником первого взноса на накопительную часть трудовой пенсии.

Каким образом можно подать заявление на участие в программе?

Самостоятельно:

Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Через работодателя:

Работодатель по Вашему заявлению подает документы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Через почтовое отделение РФ:

Заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации можно послать почтой, но для этого оно должно быть заверено нотариусом или должностными лицами консульских учреждений РФ в случаях, если гражданин находится за пределамиРоссийской Федерации.

Через НПФ «АТОМГАРАНТ»:

При оформлении документов на вступление в программу государственного софинансирования пенсионных накоплений Вам не нужно тратить время на поиск необходимых бланков документов и их оформление. Все необходимые оформления помогут сделать специалисты НПФ «Атомгарант».

Каким образом можно осуществлять выплату взносов?

Вы имеете право сами определять сумму и период выплаты взноса на накопительную часть трудовой пенсии.

Вы имеете право прекращать или возобновлять выплаты взносов по Вашему усмотрению.

Путем перечисления денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации через Банк. При этом не позднее 20 дней со дня окончания квартала Вы должны предоставить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных документов за истекший квартал с отметками Банка.

Путем написания заявления в бухгалтерию организации, в которой Вы работаете. После этого из Вашей заработной платы будет удерживаться сумма, указанная для выплаты взноса на именной счет для увеличения накопительной части Вашей трудовой пенсии.

Участие в программе работодателя.

Работодатель вправе принять участие в софинансировании Ваших пенсионных накоплений. При этом размер предполагаемого взноса определяется работодателем ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица.

Выгоды от участия в программе:

  • Каждый рубль, внесенный Вами, возрастет в 2 раза.
  • Ежегодно, по договору обязательного пенсионного страхования НПФ «АТОМГАРАНТ» будет начислять инвестиционный доход на всю сумму, внесенную на Ваш именной счет.
  • Вы самостоятельно определяете условия участия в данной программе.
  • Вы ежегодно сможете получать социальный налоговый вычет, уплачивая со своей заработной платы взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

admin