Служба внутреннего аудита

Функции внутреннего аудита

К функциям внутреннего аудита относятся:

1) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

2) проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

3) проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

4) проверка деятельности различных звеньев управления;

5) оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

6) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

7) работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

8) оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

9) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

10) разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Основные характеристики внутреннего аудита

Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

К основным характеристикам внутреннего аудита относят:

1) Независимость и объективность.

Независимость — в данном случае понятие организационное, которое в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Под объективностью понимается индивидуальное качество внутреннего аудитора — беспристрастность в оценках и выводах.

2) Совершенствование деятельности организации.

Целью внутреннего аудита, как следует из определения, является совершенствование деятельности организации. Подчеркнем: не выявить нарушения и ошибки для последующих оргвыводов и наказания виновных, не написать отчет на несколько десятков страниц с сотней трудновыполнимых рекомендаций, а увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности систем и процессов.

3) Предоставление гарантий и консультаций.

Сущность деятельности внутреннего аудита заключается в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита. При этом сфера предоставления гарантий и консультаций за последние годы существенно расширилась и на сегодняшний день включает следующие области: управление рисками, внутренний контроль, корпоративное управление.

Предоставление гарантий в данном случае есть объективный анализ аудиторских доказательств с целью осуществления независимой оценки и выражения мнения о надежности и эффективности систем, процессов, операций. Основное отличие консультирования от предоставления гарантий заключается в том, что в первом случае характер и объем работы аудитора определяются клиентом.

Для собственников в лице совета директоров более важна деятельность внутреннего аудита по предоставлению гарантий. С точки зрения линейного руководства, наибольшая ценность внутреннего аудита заключается в возможности получить консультации по вопросам повышения эффективности бизнес-процессов, за которые линейное руководство несет ответственность. Высшее исполнительное руководство заинтересовано как в том, чтобы внутренний аудит содействовал линейному руководству в выполнении его функций, так и в том, чтобы он помогал контролировать деятельность линейного руководства.

Задачи, которые решает внутренний аудит

Современный внутренний аудит решает следующие задачи:

оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений;

проводит анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагает методы снижения рисков;

оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.

одним из важнейших направлений деятельности внутреннего аудита становится аудит информационных систем (информационных технологий).

Внутренний аудит может многое, но не является универсальным решением всех проблем компании.

Во многих случаях исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывают и внедряют. Построение системы внутреннего контроля не входит в задачу внутреннего аудита, являясь непосредственной задачей менеджмента. Внутренний аудит может оказывать консультационную поддержку на этапе разработки систем/процедур и этим приносить неоценимую пользу компании, но не должен нести ответственность за создание и поддержание системы контроля.

Сегодня происходит трансформация внутреннего аудита в инструмент оценки рисков, наблюдается смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности организации в целом.

Задачи внутреннего аудита в области управления рисками:

внутренние аудиторы в ходе различных видов аудитов предоставляют аудиторские рекомендации, позволяющие предотвратить риск или снизить его до приемлемого уровня;

внутренние аудиторы проводят оценку надежности и эффективности системы управления рисками;

внутренние аудиторы при соблюдении определенных условий могут помогать менеджменту в разработке и внедрении системы управления рисками компании.

Однако здесь, как и в случае с системой внутреннего контроля, следует иметь в виду, что анализ и управление рисками — это задача менеджмента компании, в решении которой внутренний аудит оказывает содействие менеджменту.

Тема 4. Служба внутреннего аудита

    1. Задачи службы внутреннего аудита

    2. Функции и принципы деятельности внутренних аудиторов

    3. Основные направления работы службы внутреннего аудита

    4. Структура службы внутреннего аудита

    5. Права и обязанности работников службы внутреннего аудита

    6. Необходимость и возможность создания отдела (сектора, службы) внутреннего аудита

    7. Должностные инструкции работников отдела внутреннего аудита

    8. Оценка экономической эффективности деятельности отдела внутреннего аудита

1. Конкретный вариант организации службы внутреннего аудита зависит от специфики и размеров предприятия, от того, с какими рисками оно встречается. Типовой вариант положения о службе внутреннего аудита разработан Российским отделением Института внутренних аудиторов и содержит основные требования к организации службы внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита, являясь неотъемлемой частью системы корпоративного управления Компании, призвана содействовать достижению целей Компании, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Внутренний аудит в тесном взаимодействии с менеджментом Компании всех уровней способствует совершенствованию систем управления рисками, контроля и корпоративного управления с целью обеспечения:

1) своевременного определения и анализа рисков, стоящих перед Компанией;

2) полноты и достоверности финансовой и управленческой информации;

3) соблюдения сотрудниками политик, процедур, стандартов Компании, а также законодательства;

4) сохранности активов Компании;

5) выполнения планов и достижения поставленных целей как Компанией в целом, так и отдельными подразделениями/функциями;

6) эффективного и экономичного использования ресурсов.

2. С целью обеспечения независимости и объективности внутреннего аудита руководитель службы внутреннего аудита подчиняется функционально-аудиторскому комитету совета директоров и административно-генеральному директору Компании.

Аудиторский комитет утверждает условия трудового соглашения (контракта) с руководителем службы внутреннего аудита, а также решения о поощрении (наказании) руководителя службы внутреннего аудита.

Одобрение аудиторского комитета также необходимо для:

— утверждения кандидатуры руководителя службы внутреннего аудита;

— прекращения полномочий руководителя службы внутреннего аудита.

Аудиторский комитет утверждает ежегодный план деятельности, структуру и бюджет службы внутреннего аудита.

Руководитель службы внутреннего аудита формирует персональный состав службы.

Не допускается вмешательство третьих лиц в процесс определения объектов и объема аудита, проведения работы и представления отчета о результатах.

Руководитель и сотрудники службы внутреннего аудита не должны:

1) выполнять никакие функциональные обязанности в Компании, не связанные с деятельностью внутреннего аудита, как это определено в настоящем Положении;

2) инициировать или утверждать транзакции, не относящиеся непосредственно к деятельности службы внутреннего аудита;

3) руководить действиями сотрудников других подразделений/функций, за исключением случаев, когда эти сотрудники назначены участвовать в выполнении аудиторского задания;

4) участвовать в какой-либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб беспристрастности их оценки или восприниматься как наносящая такой ущерб;

5) использовать конфиденциальную информацию в личных интересах или любым другим образом, противоречащим законодательству или могущим нанести ущерб Компании;

6) принимать в подарок ничего, что могло бы нанести ущерб их профессиональному мнению или восприниматься как наносящее такой ущерб.

3. Руководитель службы внутреннего аудита несет ответственность перед аудиторским комитетом и высшим руководством Компании за организацию работы данной службы и выполнение поставленных задач. Руководитель службы внутреннего аудита периодически отчитывается перед аудиторским комитетом и высшим руководством о деятельности службы внутреннего аудита. Отчеты должны содержать информацию о существенных рисках, проблемах контроля и корпоративного управления, другие сведения, необходимые аудиторскому комитету и высшему руководству для выполнения своих обязанностей.

Руководитель службы внутреннего аудита может представлять аудиторскому комитету и высшему руководству следующие документы:

1) (на утверждение) ежегодный план деятельности службы внутреннего аудита, а также регулярно отчитывается о его выполнении;

2) ежегодный отчет по оценке надежности и эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления;

3) информацию о существенных недостатках систем управления рисками, контроля и корпоративного управления, а также рекомендации по улучшению существующих систем;

4) информацию о результатах и качестве выполнения мероприятий (корректирующих шагов), разработанных менеджментом

по результатам проведенных аудитов;

5) информацию о существующих ограничениях, препятствующих службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи.

4. Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации являются преимуществом внутренних аудиторов перед внешними аудиторами. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не приглашенные со стороны независимые аудиторы. Штатные специалисты также более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор — это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать руководству компетентный совет. Он должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, управления, менеджмента персонала, собственно аудиторские умения и навыки, а также знать задачи, поставленные руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи компании. Ему необходимы и достаточные знания в области компьютерной техники и технологии.

Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

— руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления);

— руководство разработкой бюджетов и смет внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

— консультирование руководства по наиболее важным вопросам;

— принятие заказов на проведение проверок каких-либо объектов;

— принятие участия в наиболее важных проверках;

— анализ и оценка заключений (аудиторских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

— координация взаимодействия внутренних и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

— участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов — отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела имеет ряд преимуществ:

1) позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это прежде всего цели создания отдела, организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, организационная структура, масштабы и виды деятельности организации, региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции передаются непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

5. Руководитель и сотрудники службы внутреннего аудита несут следующие обязанности:

— составляют план деятельности, определяющий приоритеты внутреннего аудита и соответствующий целям Компании на основании проведенного анализа рисков;

— своевременно и на должном профессиональном уровне выполняют план деятельности и предоставляют менеджменту отчеты о результатах проделанной работы;

— оказывают содействие менеджменту Компании в разработке мероприятий (корректирующих шагов) по результатам проведенных аудитов, а также отслеживают прогресс в выполнении мероприятий;

— консультируют менеджмент Компании по вопросам управления рисками, контроля, корпоративного управления;

— поддерживают и взаимодействуют с подразделениями/функциями Компании по вопросам, относящимся к ведению внутреннего аудита;

— координируют деятельность и взаимодействуют с другими функциями контроля (отделом управления рисками, юридическим отделом, службой безопасности);

— координируют деятельность с внешним аудитором с целью избежать дублирования усилий и минимизировать затраты на аудит;

— содействуют в расследовании мошенничеств и информируют аудиторский комитет и высшее руководство о результатах расследований;

— выполняют другие задания и участвуют в других проектах по запросу аудиторского комитета и высшего руководства.

Руководитель и сотрудники службы внутреннего аудита уполномочены:

— иметь прямой и беспрепятственный доступ к аудиторскому комитету;

— составлять планы деятельности, определять объекты и объемы аудита, принимать решения о частоте проведения аудитов;

— запрашивать и получать беспрепятственный доступ к любым активам, документам, бухгалтерским записям и другой информации о деятельности Компании, делать копии документов;

— изучать и оценивать любые документы, запрашиваемые в ходе выполнения аудиторских заданий, и направлять эти документы и/или соответствующую информацию аудиторскому комитету и высшему руководству;

— запрашивать и получать необходимую помощь сотрудников подразделений, в которых проводится аудит, а также помощь сотрудников других подразделений/функций Компании;

— доводить до сведения аудиторского комитета и высшего руководства любые предложения по улучшению существующих систем, процессов, политик, процедур, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, относящимся к ведению внутреннего аудита;

— при необходимости привлекать сторонних экспертов при выполнении аудиторских заданий.

6. Создание отдела внутреннего аудита в компании требует решения ряда методологических и организационно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

— выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой предприятия;

— определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей;

— объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирующихся на выполнении этих функций;

— разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

— соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое — отдел внутреннего аудита, определение его организационного статуса и в соответствии с установленным набором целей — задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление положения об отделе внутреннего аудита;

— интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

— разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

7. Должностные инструкции специалистов службы внутреннего аудита регламентируют права, обязанности и ответственность специалистов отдела (службы), а также их квалификационные требования. Они могут включать комплекс методического обеспечения внутреннего аудита:

  1. аудиторские стандарты по различным проверкам внутреннего аудита;

  2. стандарты внутреннего аудита, обеспечивающие соблюдение требований законодательства;

  3. стандарты внутреннего аудита по соответствию фактической деятельности предприятия положениям учредительных документов;

  4. нормы, правила, руководства по процедурам внутреннего аудита;

  5. методические рекомендации по процессу внутреннего аудита и получению аудиторских доказательств;

  6. критерии определения полноты информационного обеспечения по каждому виду внутреннего аудирования;

  7. методические рекомендации по использованию нормативно — правовых актов, введению и применению внутрихозяйственных регламентов;

  8. методические рекомендации по реализации результатов аудиторской проверки внутреннего аудита и внедрению решений и предложений руководству предприятия;

  9. отчеты внутренних аудиторов о проведенных проверках, консультациях и выданных рекомендациях.

8. Основнымипричинами неэффективности внутреннего контроля являются нерегламентированность деятельности органов и служб управления, должностных лиц и специалистов предприятия, нерациональное распределение обязанностей и отсутствие ответственности за их неисполнение. Имеющиеся в действующих организациях регламенты в большинстве своем не отвечают требованиям законодательства, что создает предпосылки для недобросовестного исполнения своих обязанностей должностными лицами предприятий. Таким образом, в организациях должны быть разработаны подходы к оценке эффективности службы внутреннего аудита.

Основной целью внутреннего аудита является снижение финансовых потерь в компании, возникающих по различным причинам. Чем более эффективен внутренний аудит (ВА), тем выше результат его действия. В абсолютном выражении результат действия ВА представляет собой сумму экономии потерь, возникшую в связи с функционированием ВА:

R = Lо — L1,

где:

R — результат функционирования ВА;

Lо — потери (убытки) в условиях отсутствия ВА;

L1 — потери (убытки) при действующем ВА;

Для создания ВА требуются определенные затраты. Без учета инвестиций в создании ВА экономия предприятия от его внедрения представляет собой разницу между результатом функционирования ВА и стоимостью функционирования отдела ВА:

Е = R — С,

где:

Е — экономия потерь (эффективность);

С — стоимость ВА.

Очевидно, что ВА принесет выгоду только в случае, если результат функционирования отдела ВА будет превышать его стоимость:

Е > О или R > C.

Особенности организации отдела внутреннего аудита

Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации. По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

Руководство компании разрабатывает политику и процедуры работы. Однако персонал может не всегда их пони­мать или не всегда выполнять по тем или иным причи­нам. Менеджеры не имеют достаточного времени про­верить исполнение и часто не обладают специфически­ми инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет географически разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения. Центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности, осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом.

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних ауди­торов как дополнительными ресурсами, помога­ющими им осуществлять функции по управлению компанией.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в компании позволит:

· обеспечить эффективное функциониро­вание, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

· сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;

· своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

· сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

В настоящее время создание отделов внутреннего аудита в России не отрегулировано и нормативно. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. Но закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров, а также содержит специальную статью, предусматриваю­щую обязательное создание в акционерном обществе ревизион­ной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст. 85 указанного закона ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом ди­ректоров или акционером (акци­онерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. Вместе с тем ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности. В принципе, между отделом внутреннего аудита и ревизией есть общее, они дополняют друг друга, но в то же время существенно различаются (см. таблицу, «Справочник экономиста», № 9, 2006).

Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленчес­кий аудит), аудит на соответствие требованиям наудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более де­тально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторон­ний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализа­ции продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и (или) технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов, для того чтобы выявить возможности улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов уп­равления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок — вот некоторые основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося соверше­ния какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные цели или цели узких групп.

В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС), может быть одной из важных функций такого специалиста.

Другая дополнительная задача — оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных кон­тролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

· участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

· решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

· консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

· участвовать в мероприятиях по повыше­нию квалификации персонала организации;

· консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

· участвовать в постановке бухгалтерского учета.

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) — это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству компании для принятия дальнейших решений.

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов должны содержать:

1) перечень выявленных отклонений, пре­вышающих допуск;

2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

4) рекомендации по возможному устране­нию данных отклонений;

5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имею­щих отношение к проведенной работе.

Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не пригла­шенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор — это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками способный дать высшему руководству сам компетентный совет в области экономики и налогов.

Главный аудитор в идеале должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, а также собственно аудиторские умения и навыки.

Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей компании. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии.

Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

· руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления);

· руководство разработкой бюджетов и смет внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

· консультирование руководства по наибо­лее важным вопросам;

· принятие заказов на проведение прове­рок каких-либо объектов;

· принятие участия в наиболее важных проверках;

· анализ и оценка заключений (аудитор­ских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

· координация взаимодействия внутрен­них и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

· участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

Деятельность внутренних аудиторов долж­на осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлечен­ных в систему аудирования.

При непрерывно меняющемся отечествен­ном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному вну­треннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

На предприятии целесообразно периодичес­ки организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления от­ветственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах кол­лективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы, и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.

Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов — отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления:

1) наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее фили­алах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании — весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организаци­онно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

· выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с полити­кой предприятия;

· определение основных функций, необхо­димых для достижения поставленных целей;

· объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирую­щихся на выполнении этих функций;

· разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

· соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое — отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

· интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

· разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это, прежде всего, цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредст­венно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

> Организация службы внутреннего аудита

Структура службы внутреннего аудита

Для изложения организационных аспектов управления экономическим субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба».

Под службой следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элемент организационной структуры управления (структурное подразделение) и специализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.

И в России, и за рубежом существует достаточно много подходов в вопросе организационной структуры службы внутреннего аудита. Наилучшим вариантом считается функциональное подчинение службы внутреннего аудита комитету по аудиту совета директоров либо напрямую совету директоров организации или руководителю. Так как именно путем такого подчинения достигается максимальный уровень независимости внутренних аудиторов, это позволяет максимально использовать потенциал службы внутреннего аудита.

Структура и численность службы внутреннего аудита в каждом конкретном случае определяются индивидуально исходя из задач, которые ставятся перед внутренним аудитором, а также от эффективности контрольной среды и географической разбросанности структурных подразделении. При проектировании структуры службы внутреннего аудита необходимо создавать условия для се независимости и объективности.

В зависимости от масштабов экономического субъекта служба внутреннего аудита может быть представлена внутренним аудитором, ревизором, ревизионной (контрольной) комиссией, отделом внутреннего аудита, управлением внутреннего аудита или любым другим структурным подразделением, на которое выложены обязанности по выполнению функций внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита является неотъемлемой частью системы управления организацией, призванной содействовать достижению целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности систем управления рисками, контроля и управления.

Основные функции службы внутреннего аудита:

  • 1) проверка того, основывалось ли руководство организации при составлении внутренних документов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций и др.) на действующих нормативных актах и учредительных документах организации;
  • 2) проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности;
  • 3) оценка влияния внешних факторов на деятельность организации;
  • 4) организация подготовки к проведению внешнего аудита;
  • 5) организация подготовки к проверкам налоговых и других контрольных органов.

Основные функции, принципы п структура службы внутреннего аудита определены, как правило, в утвержденном внутреннем регламенте «Положение по организации службы внутреннего аудита».

Структура службы внутреннего аудита в связи с проверкой широкого круга вопросов может выглядеть следующим образом.

  • 1. Руководитель службы. В его основные обязанности входят; составление плана-графика проверок; определение состава группы при проверке филиала и его руководителя; контроль за подготовкой проверки и документальным оформлением результатов аудиторских процедур; организация проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности; предоставление консультаций по отдельным вопросам; контроль за выполнением приказов, распоряжений, положений и инструкций; составление общего отчета о проделанной работе службы внутреннего аудита; предоставление ее результатов руководству организации или комитету по аудиту в целях принятия управленческих решений.
  • 2. Специалист по расчетам филиалов с головной организацией — проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной организацией, консультирует по финансовым вопросам, участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита, а также в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов и в составлении отчетных документов по результатам внутреннего аудита.
  • 3. Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов — составляет план-график проверок, комплектует выездную группу, организует и осуществляет текущий контроль работы с филиалами, составляет общий план и программу внутреннего аудита. Доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы отчетных документов, участвует в подготовке, документально оформляет результаты аудиторских процедур, составляет отчетные документы по результатам внутреннего аудита, организует и контролирует работу участников выездной группы, внутренних аудиторов, проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам.
  • 4. Внутренние аудиторы — участвуют в подготовке, документальном оформлении аудиторских процедур, являются непосредственными исполнителями при проведении внутренних проверок.
  • 5. Специалист по налогообложению.
  • 6. Специалисты по правовым вопросам.
  • 7. Специалисты по финансовому анализу. К. Специалисты по ИТ.

Специалисты с 5-й по 8-ю группу могут не состоять в штате, а привлекаться к работе на договорных началах как эксперты. Работу службы внутреннего аудита надо строить на основе принципов компетентности, коллегиальности, самостоятельности, независимости, конфиденциальности, регламента и информационного обеспечения ответственности. Главная цель службы внутреннего аудита — предоставление совету директоров, руководству объективной и своевременной информации о деятельности менеджмента организации по достижению общекорпоративных целей и соблюдению стандартов ведения бизнеса. Кроме того, важное место занимает информация о достоверности данных консолидированной отчетности и ведении учета в организации, о деятельности се функциональных и региональных подразделений. Служба внутреннего аудита должна являться самостоятельным подразделением аппарата управления.

Наиболее квалифицированные специалисты службы внутреннего аудита назначаются руководителями групп аудиторов, выполняющих проверку.

Во многих случаях служба внутреннего аудита подчиняется непосредственно руководителю организации. Это необходимо для контролирования работы заместителей или начальников структурных подразделений.

Содержание, сроки и объем конкретных мероприятий и проверок, проводимых службой внутреннего аудита, зависят от оценки существующего потенциального риска, значимости объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита. Такие мероприятия могут включать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом, оценку других вызывающих интерес объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы проверки по усмотрению аудитора.

Организация работы служб внутреннего аудита

При подготовке решения собственников о создании служб внутреннего аудита (далее по тексту – СВА) разработчикам необходимо оценить применительно к конкретным условиям экономического субъекта те выгоды, которые он получит от ее формирования.

Можно отметить, что в случае создания рациональной СВА, как показывает практика, хозяйствующий субъект будет иметь эффективно функционирующую контрольную систему, которая помогает руководству экономического субъекта решать, например, следующие важнейшие для поддержания конкурентоспособности проблемы:

  1. осуществлять действенный систематический контроль над структурными подразделениями экономического субъекта.
  2. выявлять и реализовывать внутренние резервы повышения эффективности бизнеса.
  3. выполнять на системной основе консультационные функции
  4. своевременно выявлять недостатки в работе СВК и принимать меры по их устранению.
  5. снижать на 30-50% стоимость оказываемых услуг по сравнению с внешними консультантами при более высокой оперативности.
  6. использование в контрольной работе потенциала высококвалифицированных внутренних контролеров.
  7. высокая заинтересованность в конечном результате контроля.

Процесс создания СВА, который обычно проходит в рамках формирования СВК, целесообразно разбить на следующие этапы:

  1. определение системы целей создания СВА, выявление пользователей и заинтересованных сторон;
  2. определение статуса СВА и ее основных функций, необходимых для достижения поставленных целей;
  3. набор команды управления проектом формирования СВА;
  4. формирование на основании сгруппированных основных функций внутренней структуры СВА;
  5. разработка должностных инструкций и положений о СВА и ее структурных подразделениях, в которых отражаются их цели, задачи и функции;
  6. создание схемы взаимодействия СВА с другими звеньями системы управления организацией;
  7. разработка стандартов работы СВА;
  8. подбор и обучение персонала.

При создании СВА будет необходимо руководству экономического субъекта и разработчикам решить следующие проблемы:

  1. поиск компромисса во взглядах высших руководителей на функции СВА;
  2. наделение СВА функциями контроля и выработки предложений по совершенствованию СВК;
  3. определение роли СВА в оценке рисков;
  4. разработка стандартов, методик и регламентов работы;
  5. обеспечение СВА квалифицированными и опытными специалистами;
  6. формирование системы повышения квалификации штатного персонала СВА.

СВА являются неотъемлемой составной частью СВК, хотя и обособленной. Анализ международной практики развития внешнего и внутреннего контроля показал, что силами только независимых аудиторов не удается добиться прозрачности бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности экономических субъектов, что важно, поскольку является основным условием создания благоприятного инвестиционного климата. В США, например, в целях корректировки создавшегося положения в настоящее время ведется активная работа по созданию правовой и нормативной базы для формирования постоянно действующих СВК экономических субъектов. В России предпосылки к формированию таких систем обусловлены требованиями статьи 29 «Внутренний контроль в экономическом субъекте» проекта Федерального закона «О бухгалтерском учете». Эта статья, как известно, предусматривает не только наличие в экономических субъектах СВК, но в наиболее значимых из них – проведение внутреннего контроля бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Анализ сложившейся ситуации в стране с формированием структур внутреннего контроля и аудита, проведенный Институтом профессиональных финансовых менеджеров (Россия), выявил устойчивый рост в нашей экономике числа СВК и СВА. Результаты этого анализа подтверждаются также исследованиями, проведенными международными консалтинговыми и аудиторскими компаниями «ПрайсвотерхаузКуперс» и «Эрнст энд Янг». По их данным до 75% опрошенных респондентов из числа собственников заявили о своей готовности финансировать создание структур, занимающихся внутренним контролем, поскольку он повышает конкурентоспособность принадлежащих им экономических субъектов. Более того, респонденты уже определились на следующее пятилетие с основными направлениями внутреннего аудита.

Наиболее эффективно СВА используется в рамках структурно-функциональной формы СВК. Эта форма активно применяется, в основном, в хозяйствующих субъектах среднего и малого бизнеса. Она предусматривает разработку специалистами экономического субъекта комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения проверок, оформления их результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением. Недостаток этой формы в том, что, как показывает практика, она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над их устранением.

В случае включения в ее состав СВА последняя выполняет следующие организационные функции:

  1. выбора объектов проверки и их предварительное изучение;
  2. разработку общих планов и программ проведения проверки;
  3. формирование команды проверяющих из внутренних аудиторов и внутренних контролеров;
  4. согласование направления и цели проверки с ее заказчиком;
  5. подготовку заключительных материалов по результатам проверки;
  6. составление плана последующего контроля над устранением выявленных недостатков и проверка хода его выполнения, информирования об этом заказчика.

Как показывает практика, такая форма может применяться не только в малом и среднем, но и в крупном бизнесе.

Наряду с организационными и координирующими задачами СВА может выполнять следующие функции:

  1. контрольную;
  2. информационно-аналитическую;
  3. методологическая и консультационную.

Рассмотрим подробнее их содержание.

Контрольная функция включает в себя:

  1. изучение, оценку и мониторинг адекватности и эффективности СВК;
  2. проверку соблюдения правовой нормативной базы и внутренних регламентов хозяйствующего субъекта;
  3. осуществление последующего контроля над устранением выявленных недостатков;
  4. проверку наличия и сохранности активов.
  5. проверку эффективности работы с обязательствами.
  6. выявление и реализацию резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
  7. взамодействие с внешним контролем.

Информационно-аналитическая функция может успешно выполняться СВА только при наличии правильно сформированных баз данных и достаточного уровня квалификации внутренних аудиторов. Она включает в себя:

  1. информирование собственника и топ-менеджмента хозяйствующего субъекта о выявленных обстоятельствах и тенденциях;
  2. экспертизу разрабатываемых управленческих решений;
  3. анализ рациональности внутренних потоков материальных средств;
  4. анализ исполнения планов и смет.

Методологическая и консультационная функции выполняются эффективно лишь при наличии высококвалифицированного персонала в СВА, который на системной основе проходит регулярное повышение квалификации. При реализации этих функций внутренние аудиторы принимают:

  1. участие в разработке современных методик бухгалтерского и налогового учета и анализе практики их применения;
  2. участие в разработке и совершенствовании системы управленческого учета и анализе практики ее применения;
  3. консультирование руководителей и специалистов хозяйствующего субъекта по вопросам, входящим в компетенцию СВА при наличии соответствующего опыта.

На начальном этапе своего развития СВА, как правило, занимается проверками правильности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также выполняет контрольно-ревизионные функции. Заказчиками такой работы обычно являются линейное (операционное) руководство хозяйствующего субъекта, например, финансовый директор.

На следующем этапе СВА, наряду с задачами первого этапа, занимается оценкой СВК в рамках хозяйствующего субъекта. В этом случае заказчиком работы СВА может стать высшее исполнительное руководство хозяйствующего субъекта.

На высшей стадии своего развития СВА может участвовать в совершенствовании процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Основными заказчиками такой работы являются Совет директоров (Комитет по аудиту при Совете директоров) и высшее исполнительное руководство хозяйствующего субъекта.

В рамках выполнения контрольных функций СВА проводит следующие основные виды аудитов:

  1. финансовый аудит;
  2. операционный аудит;
  3. аудит на соответствие (комплаенс-аудит);
  4. аудит информационных технологий;
  5. аудит в области охраны окружающей среды.

Дадим развернутое определение этим видам внутреннего аудита.

Финансовый аудит – это аудит СВК работы бухгалтерии и осуществления контрольных процедур правильности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Он направлен на повышение эффективности учетно-контрольной системы и, соответственно, обеспечение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Операционный аудит – это аудит бизнес-процессов (операционной деятельности) хозяйствующего субъекта, например, процессов снабжения, производства и сбыта. Он направлен на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, рост его конкурентоспособности.

Аудит на соответствие – проверка соблюдения хозяйствующим субъектом требований нормативной правовой базы, в том числе внутренней (политики, процедуры, регламенты, стандарты, технические условия и т.д.).

Это традиционные виды внутреннего аудита, методики осуществления которого приведены ниже. К новым видам внутреннего аудита относятся аудит информационных систем и аудит в области охраны окружающей среды.

Аудит информационных систем (информационных технологий) – проверка безопасности (защищенности) информационных систем хозяйствующего субъекта, их рациональности и эффективности использования.

Аудит в области информационных технологий (IT) осуществляется по следующим направлениям.

  1. Наличие и работа системы резервного копирования и хранения баз данных, в том числе на резервных площадках, гарантированного уничтожения остаточной информации.
  2. Наличие соглашений о неразглашении информации, определяющих ответственность за их нарушение.
  3. Наличие избыточных средств удаленного администрирования с не контролируемой территории.
  4. Наличие системы учета копирования на мобильные носители информации.
  5. Наличие системного контроля за использованием криптографических средств тиражирования информации.
  6. Формирование и работа системы повышения квалификации специалистов, отвечающих за защиту информации от несанкционированного доступа.
  7. Рациональность, эффективность и соответствие регламентам использования системы экономической информации.

Аудит в области охраны окружающей среды (экоаудит) – проверка выполнения хозяйствующим субъектом плановых заданий по защите окружающей среды от его вредного воздействия, соблюдения ПДС и ПДВ, требований по захоронению отходов и т.д.

Для хозяйствующего субъекта экоаудит с привлечением СВА будет представлять интерес в следующих случаях:

  1. при составлении экологического паспорта хозяйствующего субъекта;
  2. при подготовке систем управления качеством окружающей среды хозяйствующего субъекта и сертификации в соответствии с требованиями ИСО 14000;
  3. при подготовке документации для привлечения иностранных инвестиций;
  4. при выходе хозяйствующего субъекта со своей продукцией на международный рынок;
  5. при подготовке документов по экологической безопасности хозяйствующего субъекта (например, при получении лицензии на основную деятельность);
  6. при проверках выполнения плановых заданий и требований нормативных документов.

Статистика по структуре временных затрат по видам внутреннего аудита свидетельствует о том, что почти половина проверочного времени СВА расходуют на операционный аудит и комплаенс — аудит и около четверти – на финансовый аудит. В связи с необходимостью защиты персональных данных, интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации устойчивыми темпами растет время, затрачиваемое внутренними аудиторами на аудит информационных систем.

В настоящее время в СМИ идет широкая дискуссия по поводу целесообразности выполнения внутренними аудиторами консультационных функций. С нашей точки зрения к стимулированию этого направления работы СВА и, соответственно, к изменению соотношения между временем, которое расходуется на внутренний аудит и временем, затрачиваемым на консультирование надо подходить весьма осторожно, поскольку основная цель внутренних аудиторов – это проведение проверок СВК зон финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений с повышенным уровнем предпринимательского риска.

Существенное значение для повышения эффективности работы СВА и ее обеспеченности современными методиками имеет системное взаимодействие с внешними аудиторами. Оно в определенной степени предусмотрено правилами (стандартами) аудиторской деятельности, которыми руководствуется внешний аудит. Это взаимодействие необходимо, в первую очередь, для оптимизации зоны действия внешних аудиторов при проведении аудита или при оказании сопутствующих аудиту услуг. Оно предполагает проведение деловых встреч, обеспечивающих согласование запланированных контрольных мероприятий во избежание их дублирования.

Важным моментом в организации эффективного взаимодействия является взаимный доступ внутренних и внешних аудиторов к соответствующим программам проведения аудиторских проверок и к рабочей документации. Это помогает внешним аудиторам убедиться в правильности и обоснованности выводов и предложений, сделанных внутренними аудиторами, а внутренним аудиторам – познакомиться с методиками и организацией проверок, применяемыми внешними аудиторами.

Качественная и надежная информация, предоставляемая внутренними аудиторами внешним аудиторам, укрепляет взаимное доверие и, зачастую, обуславливает сокращение объема проводимых ими контрольных процедур, а, значит, и стоимости аудиторской проверки. Это немаловажно, так как внутренние аудиторы обычно участвуют в оценке руководством хозяйствующим субъектом результатов работы аудиторской организации.

Статья опубликована во Всероссийском информационно-аналитическом журнале «Аудит и налогообложение» (01/2009).

admin