Скрытые работы в строительстве

Составить акт освидетельствования скрытых работ нужно, чтобы подтвердить их качество при окончательной приемке объекта после строительства, капитального ремонта, перепланировки. Оценить качество скрытых работ после завершения ремонта обычно невозможно, так как проводится только внешний осмотр. Акт освидетельствования входит в перечень исполнительной документации, будет применять при вводе объекта в эксплуатацию, закрытию вопросов между подрядчиком, заказчиком и проектировщиком.

Что такое акт скрытых работ, образцы актов и как правильно заполнять, чтобы пройти согласования с первого раза — читайте в статье.

Что такое акт скрытых работ

Акт освидетельствования – это документ, который составляется по итогам каждого этапа выполненных работ, которые впоследствии будут скрыты последующими работами на объекте. В зависимости от вида проводимых работ и ремонта, требований проектной документации и договора подряда, на один объект может составляться сразу несколько актов. Как правило, скрытые работы подразумевают последующее сокрытие их результата возводимыми конструкциями, покрытиями.

Перечень скрытых работ, которые могут приниматься по акту освидетельствования, включает:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • прокладку кабелей и новых инженерных сетей внутри стен или конструкция;
  • ремонт или замена основания фундамента зданий, его гидроизоляция;
  • тепло- и гидроизоляция фасадов, ограждающих конструкций, санузов, балконов, иных элементов объекта недвижимости;
  • крепление конструкций и архитектурных форм к стенам, когда строительные элементы будут скрыты иными работами;
  • прокладка и устройство новых элементов вентиляции в стенах и конструкциях;
  • изменение основания и гидроизоляция пола;
  • внутренние работы в пределах отдельных помещений;
  • иные виды работ.

Когда полный цикл ремонта или строительства будет завершен, указанные виды работ не будут видны при внешнем осмотре. Даже если с помощью измерительного оборудования и технических устройств установить места прокладки сетей, кабелей или местонахождение строительных элементов, оценить качество работы невозможно. С этой целью после каждого этапа скрытых работ будет оформляться акт.

Все составленные акты входят в перечень исполнительной документации. Эти документы могут в любой момент проверить контролирующие и надзорные органы, давшие согласие или разрешение на ремонт, строительство или иные виды работ.

Комментарий специалиста. Для объектов капитального строительства, в том числе МКД, в 2019 году акты составляются по формам, утвержденным Приказом Ростехнадзора № 1128. В большинстве случаев, только представив подобный акт, можно узаконить строительные работы, ввести объект в эксплуатацию. Отсутствие акта освидетельствования может повлечь требование о разборке или демонтаже конструкций, надлежащего оформления исполнительной документации.

Скачать приказ Ростехнадзора № 1128: Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 Об утверждении и введении в действие требований к составу

Перечень актов на скрытые работы

Полный перечень работ, которые будет выполнять подрядчик при строительстве или ремонте объекта, определяется проектной документацией, договором. Если проект утвержден и согласован, подрядчик не вправе отступать от его требований, в том числе к этапам проведения работ, подтверждению их качества. Поэтому перечень и количество актов на скрытые работы, которые предстоит составить после завершения ремонта, будет известен заранее.

В зависимости от вида выполненных работ и строительных конструкций, акты могут составляться:

  • акт на монтаж оснований фундамента, заполнение несущих стен и конструкций;
  • акт на прокладку (замену) электрических сетей, разводки по отдельным помещениям;
  • акт на прокладку кабелей, труб и трубопроводов, сантехнической разводки внутри стен, под штукатуркой;
  • акты на отделку помещений, которые составляют поэтапно после оштукатуривания, шпатлевания, наращивания покрытий и иных смежных видов работ.

Приведем типичный пример, когда акты освидетельствования позволят выстроить всю цепочку работ, подтвердить их качество. При замене вентиляции на первом этапе осуществляется разбор существующих конструкций, монтаж новых вентиляционных коробов и иных элементов. При заделывании вентиляции в стены или иные конструкции будет составлен акт на этот этап работ. Если в последующем будут проводиться работы на стенах, составляются отдельные акты скрытых работ.

Составление актов должно идти по очередности проводимых работ. Например, не может быть составлен документ на оштукатуривание стен, если внутри них еще не проложены сети, предусмотренные проектом. Эти требования обязан соблюдать подрядчик, которому поручена реализация проекта.

Комментарий специалиста. Проектировщик обязан заранее учесть требования СНиП, ГОСТ и иных нормативных актов. Только в этом случае можно поэтапно составлять акты, подтверждать качество выполненных работ. Обращаясь в компанию Смарт Вэй, вам гарантировано надлежащее оформление проектной документации в учетом требований 2019 года. Это устранит проблемы с актированием и заполнением обязательных форм, окончательной приемке объекта после ремонта или строительства.

Образец акта скрытых работ

Образец и бланк акта скрытых работ

Заполнение актов на скрытые работы должно осуществляться с учетом Градостроительного кодекса РФ, Приказа Ростехнадзора № 1128 (с изменениями 2017 года). Приказом № 1128 утверждены типовые образцы бланков исполнительной документации, в том числе актов освидетельствования.

Скачать образцы бланков можно по ссылке Акт скрытые работы, либо на нашем сайте. Для соблюдения всех нормативных требований при заполнении указанных форм воспользуйтесь услугами специалистов компании Смарт Вэй.

Согласно Приказу № 1128, в форме акта нужно указать следующие сведения:

  • дата и номер составления документа (если в рамках договора будет составлено несколько актов, применяется порядковая нумерация);
  • сведения о лицах, входящих в комиссию по приемке скрытых работ, с указанием обязательных реквизитов организаций;
  • наименование и перечень скрытых работ;
  • сведения о проектной и рабочей документации, по которой проводились работы, с указанием данных о проектировщике;
  • информация о применявшихся стройматериалах;
  • перечень документов, подтверждающих качество скрытых работ (чертежи и схемы, результаты измерений и экспертиз, и т.д.);
  • ссылки на регламенты, СНиП и ГОСТ, которым соответствует качество работ;
  • дата начала и завершения работ;
  • подписи членов комиссии.

В зависимости от требований проектной и рабочей документации, перечень пунктов акта может быть больше. Также в акте указывается разрешение на проведение следующего этапа строительства или ремонта, в ходе которых будет скрыт результат предыдущих работ. Документы, на которые содержатся ссылки в акте, должны быть приложены к нему.

Кто готовит акт скрытых работ?

Перечень лиц и органов, которые будут принимать участие в оформлении актов, зависит от условий проектной документации и договора подряда, вида согласованных работ, типа объекта недвижимости. Как правило, акт готовит подрядчик. который приглашает комиссию для оценки качества и приемки работ. В комиссию могут входить:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • при строительстве – представители застройщика (заказчика), генподрядчика или субподрядчика, проектировщика, органа авторского надзора (если он осуществляется);
  • при капитальном ремонте или реконструкции – представители собственника, заказчика, проектировщика, подрядчика и органа жилищного надзора;
  • при перепланировке – заказчик (собственник), подрядчик, проектировщик.

Это не окончательный список участников комиссии, так как он зависит от вида работ и требований проекта. Например, при прокладке кабелей пожарной сигнализации в комиссию включаться представитель ОГПН. Если осуществляется приемка работ на инженерных коммуникациях, в комиссию будет входить представитель обслуживающей организации.

Фактическая приемка происходит путем осмотра выполненного этапа работ, конструкций и сетей, иных элементов объекта. Могут применяться специальные технические устройства и измерительное оборудование. В процессе приемки составляются графические материалы (чертежи, схемы, планы), которые входят в исполнительную документацию и должны храниться у подрядчика, заказчика и проектировщика, в органах строительного контроля.

Комментарий специалиста. Составить акт можно только после фактического завершения определенного этапа работ. Лица, входившие в состав комиссии и подписавшие документ, будут нести ответственность за достоверность содержания. Если впоследствии будут выявлены дефекты и проблемы, уже существовавшие на момент составления акта, указанные лица понесут ответственность.

В каких случаях может понадобиться акт?

Даже если работы на объекте не будут приниматься официальными государственными ведомствами, без акта скрытых работ не обойтись. Пока не подтвердить отсутствие претензий к подрядчику, за выполненный этап ремонта или строительства нельзя произвести оплату. В договоре может быть сразу указано условие о поэтапной оплате, т.е. по мере составления актов приемки.

Приведем ряд примеров, когда составление актов в 2019 году является обязательным требованием закона:

  • при строительстве нового объекта недвижимости, так как по содержанию актов будет выдаваться разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • при проведении капитального ремонта, т.е. работах на несущих стенах и конструкциях здания;
  • при реконструкции, когда происходит изменение исходных характеристик здания;
  • при перепланировке и переустройстве зданий или отдельных помещений.

Например, при проведении перепланировки в Москве акт освидетельствования входит в обязательный перечень документов по Постановлению № 508-ПП. Без заполнения такой формы невозможно получить акт приемочной комиссии, завершить процесс узаконивания перепланировки. Учтите, что представители Мосжилинспекции вправе требовать вскрытия части конструкций, чтобы убедиться в надлежащем качестве скрытых работ.

Если при приемке скрытых работ выявляют недостатки или отступления от проекта, подрядчик должен их исправить. До тех пор, пока замечания не устранены, члены комиссии не имею право ставить подпись. Требования к качеству работ будут проверяться по содержанию проекта и договора, положениям СНиП и ГОСТ. Поэтому окончательный срок приемки зависит только от соблюдения подрядчиком качества ремонта или строительства.

Комментарий эксперта. Если проектом предусмотрено заполнение нескольких актов, при закрытии сметы и договора все они будут проверяться в комплексе. По итогам проверки всех документов и оценки качества видимых работ документов приемочная комиссия составит единый акт.

Скачать 508 ПП: Постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП

Согласование перепланировки и акт скрытых работ

Акт освидетельствования скрытых работ может потребоваться даже при проведении косметического ремонта помещения, при реализации дизайн-проекта в жилых и нежилых помещениях, даже если они не подпадают под перепланировку. Если же меняется конфигурация помещений (перепланировка), либо вносятся изменения в инженерно-технические коммуникации (переустройство), оформлять акты придется всегда.

В зависимости от содержания проекта, при перепланировке и переустройстве акты составляются на следующие виды работ:

  • при укладке гидроизоляции в ванне, туалете, кухне;
  • при работах на вентиляционных каналах и дымоходах;
  • при прокладке (замене) кабелей, электропроводке внутри стен, смене мест расположения розеток для электроприборов;
  • при замене или прокладке труб инженерных коммуникаций с закрытием поверхностей;
  • при монтаже антресоли со скрытым креплением к несущим стенам;
  • при поэтапном ремонте внутренних стен;
  • при иных видах работ.

Акты составляются по мере завершения отдельных этапов работ. Их нужно представить на рассмотрение в приемочную комиссию после завершения перепланировки и переустройства. Только после окончательной приемки работ можно обращаться за изготовлением технического плана, проходить кадастровый учет в Росреестре.

Обращение за согласованием проекта перепланировки и в приемочную комиссию бесплатно. Однако при выявлении отступлений от проекта вам придется нести дополнительные расходы на переделку, приведение характеристик объекта в надлежащее состояние. Поэтому внимательно относитесь к выбору проектной организации и подрядчика, чтобы сэкономить врем и деньги на согласованиях.

Комментарий специалиста. В компании Смарт Вэй вы не только можете заказать проектную и иную документацию на перепланировку, но и получить сопровождение на каждом этапе согласований. Мы окажем помощь в контроле за проведением работ в помещении, заполнении актов и иных обязательных форм. Ознакомиться с примерами проектов и скачать образцы необходимых документов вы можете на нашем сайте.

Акт МЖИ

Стоимость подготовки акта скрытых работ

Составление актов освидетельствования осуществляется бесплатно, так как входит в стоимость сметных работ по договору подряда. Однако вы можете заказать оформление документов или их проверку у профессиональных специалистов, чтобы соблюсти все требования нормативных актов, СНиП и ГОСТ.

Также может потребоваться привлечение специалистов в сфере строительства, пожарной и электробезопасности, иных экспертов. Например, для подтверждения качества отдельных видов работ, проверки работоспособности сетей может применяться профессиональной оборудование, контрольно-измерительные устройства.

Уточнить стоимость услуг по сопровождению строительства или ремонта объектов недвижимости вы можете у наших консультантов.

Выводы

Акт освидетельствования составляется при строительстве, реконструкции, ремонте или перепланировке объектов недвижимости, если ряд работ будет последствии скрыт в результате последующих действий подрядчика. Акты оформляются бесплатно, так как входят в стоимость договора подряда. В ряде случаев без представления таких актов невозможно получить разрешение на ввод в эксплуатацию, согласовать завершение перепланировки или иных видов работ.

В компании Смарт Вэй вы можете заказать любые услуги, связанные с проектированием и сопровождением строительных работ, их согласованием в уполномоченных органах. На сайте можно скачать образцы актов, а в их заполнении помощь окажут наши специалисты.

В соответствии с договором подрядчик обязан построить определенный объект или выполнить строительные работы в установленный срок, заказчик, в свою очередь, создает необходимые условия для выполнения работ, а затем обязуется принять результат и оплатить работу подрядчику.

Подрядчику необходимо предпринять все должные меры для того, чтобы заказчик выполнил перед ним свои обязательства по приемке и оплате работ. Для этого подрядчику не стоит забывать про такой важный аспект при выполнении строительных работ как скрытые работы.

Под скрытыми работами понимаются «работы, качество выполнения которых влияет на безопасность и (или) долговечность объекта капитального строительства, но в соответствии с технологией их проведения, контроль за осуществлением которых не может быть проведен после выполнения последующих работ без вскрытия, разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей (систем) инженерно-технического обеспечения» (Приказ Минстроя России от 19.02.2016 №98/пр).

Исходя из определения скрытых работ, становится понятно, что первым минусом неправильной приемки будут затраты подрядчика по вскрытию этих работ, после завершения этапа или строительства. При этом стоит отметить, что затраты будут носить как ресурсный, так и материальный характер.

Так давайте разберемся, как должен осуществляться порядок освидетельствования скрытых работ.

1) Какие работы подлежат освидетельствованию?

Перечень скрытых работ, который необходимо освидетельствовать, определяется проектной и рабочей документацией.

2) Как необходимо оформить освидетельствование скрытых работ?

Скрытые работы оформляются актом освидетельствования скрытых работ. Форма акта утверждена в Приложение №3 Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128. Специальные нормы могут содержаться в более узких по сфере применения актах (например, «СП 293.1325800.2017. Свод правил. Системы фасадные теплоизоляционные композиционные с наружными штукатурными слоями. Правила проектирования и производства работ», утв. Приказом Минстроя России от 10.07.2017 N 981/пр).

Следует помнить, что данные акты, как и акты приемки, оформляются обеими сторонами. В случае выявления недостатков их необходимо устранить, а после этого заказчик может потребовать повторного освидетельствования скрытых работ (СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»). Готовность принимаемых скрытых работ подтверждается уполномоченными лицами в соответствии с порядком, установленным соответствующими строительными нормами и правилами.

В случае, если скрытые работы будут «закрыты» без уведомления заказчика (а также без привлекаемых им организаций и специалистов, например, представителей авторского и технического надзора заказчика), заказчик получит право требовать вскрытия любой части скрытых работ. Это прямо следует из СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»: «Результаты приемки работ, скрываемых последующими работами, в соответствии с требованиями проектной и нормативной документации оформляются актами освидетельствования скрытых работ (Приложение В). Застройщик (заказчик) может потребовать повторного освидетельствования после устранения выявленных дефектов» (п. 6.2.1).

Если в дальнейшем будут обнаружены ненадлежащим образом выполненные работы, подлежащие закрытию, заказчик или представители технического надзора вправе выдать соответствующие предписания, обязательные для исполнения подрядчиком. Подрядчик обязан своими силами и за свой счет в соответствии с рабочей документацией, СНиП переделать эти работы в разумный срок для обеспечения надлежащего качества. После этого повторно предъявить срытые работы к приемке заказчику и/или организации по технадзору. Важно помнить, что на это время срок выполнения работ не приостанавливается, и весьма вероятно применение штрафных санкций за нарушение либо общего, либо промежуточного сроков выполнения работ.

Восстановление вскрытых частей будет отнесено на счет подрядчика.

3) Может ли подрядчик не делать этого?

Нет. В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (см., в частности, СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004) лицо, осуществляющее строительство, должно вести исполнительную документацию (в том числе оформлять акты освидетельствования скрытых работ).

Также важно помнить, что для приемки ряда работ потребуется и предоставление не только самих результатов, но и документов (причем далеко не всегда прописанных в договоре подряда). Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N1128 предусматривает порядок предоставления документов, подтверждающих проведение контроля за качеством используемых строительных материалов (изделий). Это касается и материалов поставки заказчика. Кроме того, могут быть затребованы схемы транспортировки и складирования. Приказ Минстроя России от 08.02.2017 N 76/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы» предусматривает, что в состав технологической карты (описание операций технологического процесса и применяемого оборудования, инструмента с указанием продолжительности операций) могут быть включены схемы транспортирования, складирования и хранения материалов и изделий, содержащие требования к условиям перевозки и таре, перечень рекомендуемых транспортных средств и тары с указанием их основных характеристик и количества перевозимых материалов и конструкций, требования к организации площадки складирования, ее размерам, типу покрытия, уклонам и к температурно-влажностному режиму хранения материалов, схемы складирования сборных конструкций и полуфабрикатов, порядка их загрузки и разгрузки, схемы складирования материалов, требующих защиты от переувлажнения или сухости.

4) Что делать, если заказчик не является для приемки скрытых работ.

Однозначного ответа на данный вопрос нет. Как подчеркивается судами, выполняя работы, подрядчик обязан соблюдать установленные строительные требования для выполнения этих работ (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2011 N Ф03-4978/2011 по делу N А51-18812/2010). При этом строительные нормы и правила не отвечают на вопрос, что делать в случае уклонения заказчика от приемки скрытых работ.

В любом случае, уклонение заказчика от их приемки можно рассматривать как основание для приостановки работ (важно только письменно уведомить заказчика о приостановке, в противном случае суды могут прийти к выводу, что сроки выполнения работ продолжают течь даже при том, что подрядчик уведомил заказчика о необходимости приемки и просто ждал, когда тот эту приемку проведет). Однако можно ли составить односторонний акт и закрыть работы без присутствия представителя заказчика остается неясным. С одной стороны, возможно применение по аналогии положений п. 4 ст. 753, которая позволяет одностороннюю приемку выполненных работ в случае уклонения заказчика от составления двухстороннего акта. С другой стороны, в полном объеме положения ст. 753 применяются к конечному результату выполненных работ, а к этапам – только если это предусмотрено договором.

В связи с этим рекомендуется непосредственно в договоре строительного подряда предусмотреть право подрядчика в случае, если заказчик был должным образом уведомлен о необходимости приемки скрытых работ и его представитель не прибыл в назначенное время, составить односторонний акт и закрыть такие работы без присутствия представителя заказчика. В качестве альтернативного варианта можно предусмотреть возможность одностороннего закрытия работ подрядчиком, но с обязательным участием представителя организации по технадзору.

Авторы: Анастасия Митрохина, заместитель генерального директора, к.ю.н.;

Виталий Слепак, руководитель практики по работе с юрлицами, к.ю.н.

Компания «ИнвестКонсалт Системс», г. Москва

Акт составляется для подтверждения качества выполненных работ и дальнейшего разрешения на выполнение последующих работ. Качество, с которым выполнены скрытые работы, существенно влияет на безопасность всего объекта в целом, поэтому такие работы следует производить строго в соответствии с действующими СНиПами.

Оформление актов скрытых работ является обязанностью лица, осуществляющего строительство. Количество экземпляров определяет заказчик, но она в любом случае должно быть не менее 2-х. Один из экземпляров хранится у заказчика на протяжении всего срока эксплуатации данного строительного объекта.

На лицевой стороне акта в строке «Объект капитального строительства» подробно указывается наименование объекта, с указание адреса расположения.

Далее по строкам нужно указать наименование лиц, осуществляющих строительство, подготовку проектной документации, а также лиц, выполнивших работы, подлежащие освидетельствованию. В данных пунктах указываются наименование организаций, почтовые реквизиты, ОГРН, ИНН, а также номер и дата выдачи свидетельства о допуске СРО с указанием наименования организации, выдавшей допуск, ее юридический адрес.

Датой составления акта считается последний день выполнения скрытых работ.

В следующих строках указываются представители застройщика или заказчика по вопросам строительного контроля, представители лица, осуществляющего строительство и лица по вопросам строительного контроля, лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, а также иные лица, участвующие в освидетельствовании. Здесь прописывается уже не наименование организации, а непосредственно ответственный ее представитель с указанием должности, фамилии, инициалов, номеров приказов, указывающих на представительство. Приказ может быть, как на каждый объект отдельно, так и общий от организации, указывающий на представительство по всем объектам данной организации. В приказе обязательно должна стоять подпись руководителя и подпись лица о том, что он ознакомлен.

Следом в п.1 дается описание вида работ, предъявленных к освидетельствованию. В данном пункте следует точно указать наименование и точное место расположение (название осей, высотные отметки и т.п.). Также рекомендуется указывать объем выполненных работ, если таковой имеется. Это облегчит работу при подписании актов выполненных работ, так как данный акт уже будет подписан всеми представителями, и к объемам не будет вопросов.

В п.2 прописывается раздел, шифр, номер страницы проекта, чертежа, либо другие данные, по которым выполнялась работа.

В п.3 подробно описывается наименование строительных материалов, изделий, которые были применены при выполнении работы. Обязательно указывается номер паспорта, сертификата или иного документа, подтверждающего качество. Очень часто заказчик требует документ о качестве с указанием количества и даты поступления на объект. Но и бывает такое, что поставщик предоставляет один общий документ о сертификации данного материала.

В п.4 нужно указать наименование исполнительных схем, лабораторных испытаний, проведенных в процессе строительного контроля.

В п.5 помещены даты выполнения работ, начала и окончания. Эти даты должны совпадать с датами, указанными в общем журнале работ, паспортами качества и поступления материалов на объект.

В п.6 указывается наименование действующего нормативного документа (СНиП, правовые акты), в соответствии с которым выполнялись работы.

В п.7 прописываются наименование последующих разрешенных работ.

В строке «Приложения» прописываем все документы (паспорта, сертификаты, исполнительные схемы, лабораторные испытания и т.д.), которые отвечали за качество используемых материалов.

В конце все представители, которые были прописаны на лицевой стороне акта, должны поставить свою подпись, номера приказов здесь уже не прописываются. Указывается только должность, фамилия и инициалы.

Формируя и прошивая всю папку с актами освидетельствования скрытых работ, не следует забывать прикладывать копии всех документов, которые были указаны в строке «Приложения». На копиях обязательно ставится печать организации, «Копия верна» и подпись руководителя. Как правило, все исполнительные схемы, копии лабораторных испытаний, паспортов, сертификатов, приказов организации прикладываются после всех актов скрытых работ. Обязательно оформляется содержание с указанием наименования, номеров документов и количеством листов. Все это сопровождается письмом, либо актом приема-передачи исполнительной документации с исходящим номером и датой.

Мария Зоц, начальник ПТО, г. Красноярск

Действующей формой акта освидетельствования скрытых работ, содержащейся в РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», утверждёнными приказом Ростехнадзора № 1128 от 26.12.2006 (с изменениями внесёнными приказом Ростехнадзора № 428 от 26.10.2015), подписание акта освидетельствования скрытых работ предусмотрено следующими лицами:

Представитель застройщика (в случае выполнения функций технического заказчика собственными силами) или технического заказчика по вопросам строительного контроля. В рассматриваемом случае — представитель технического заказчика.

Представитель лица, осуществляющего строительство (в соответствии с пунктом 5.2 свода правил СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004. Актуализированная редакция. Организация строительства») — подрядчика или генподрядчика. В рассматриваемом случае — генподрядчика.

Представитель лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля. В рассматриваемом случае — генподрядчика.

Представитель лица, осуществлявшего подготовку проектной документации (проектировщик) — ответственного представителя для проведения авторского надзора в случаях, когда авторский надзор выполняется.

Представитель лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию. В рассматриваемом случае — субподрядчик, непосредственно выполнивший объём проверяемых работ.

Представители иных лиц — лица, имеющие непосредственное отношение к выполнению проверяемых работ (например, проводившие их дополнительную экспертизу, исследования или испытания).

Таким образом, акт освидетельствования скрытых работ является строго формализованным документом, не допускающим участия в приёмке и подписании лиц, не имеющих отношения к их фактическому выполнению. Кроме того, дата освидетельствования и исполнители конкретных видов работ, выполняемых субподрядчиком, синхронизируются с другим отчётным документом — журналом работ, который ведёт генподрядчик.

Учитывая изложенное, все вопросы, касающиеся взаимоотношений субподрядных организаций и промежуточной сдачи выполняемых ими работ генподрядчику, должны быть урегулированы до подписания вышеуказанного акта освидетельствования скрытых работ.

Акт освидетельствования скрытых работ объекта капитального строительства (рекомендуемый образец) (образец заполнения) по состоянию на 17.09.2019.

Вопрос:

Прошу разъяснить процедуру контроля и оценки прочности бетонной смеси, а также порядок освидетельствования ответственных конструкций в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Ответ подготовлен специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Правила контроля и оценки прочности бетонной смеси, готовой к применению, бетона монолитных, сборно-монолитных и сборных бетонных и железобетонных конструкций при проведении производственного контроля прочности бетона установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности», части которого включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.

Согласно пункту 5.3 ГОСТ 18105-2010 из каждой пробы бетонной смеси изготавливают серии контрольных образцов для определения нормируемой прочности.

Согласно пункту 4.1.3 межгосударственного стандарта ГОСТ 10180-2012 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам» число контрольных образцов в серии (кроме образцов ячеистого бетона) принимают по таблице 3 в зависимости от среднего внутрисерийного коэффициента вариации прочности бетона, рассчитываемого по Приложению А к указанному документу не реже одного раза в год.

Частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль (по результатам которого составляются акты) за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.

В соответствии с пунктом 5.4 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утверждённых приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007, № 9050), перечень ответственных конструкций, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

Вопрос:

Можно ли одним актом освидетельствования ответственных конструкций сдать сразу несколько фундаментов (например — все возведенные фундаменты по одному шифру проекта)?

Ответ: Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1128 (далее — Требования).

Пунктом 5.4. Требований установлено, что освидетельствование строительных конструкций, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно- технического обеспечения (далее — ответственные конструкции), оформляется актами освидетельствования ответственных конструкций по образцу, приведенному в приложении № 4 к Требованиям. Перечень ответственных конструкций, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

Ограничений при оформлении актов освидетельствования ответственных конструкций одновременно на несколько конструкций Требованиями не установлено.

При этом в пункте 4 акта освидетельствования ответственных конструкций необходимо указывать скрытые работы и реквизиты актов их освидетельствования.

Вопрос:

Прошу разъяснить как оформлять исполнительную документацию при заполнении акта освидетельствования скрытых работ; акта освидетельствования ответственных конструкций. Можем ли мы назначать ответственных из числа сотрудников, не состоящих в национальном реестре специалистов?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее – договор строительного подряда) должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ. Согласно ГрК РФ выполнение работ по договорам строительного подряда обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

В силу требований пункта 22 статьи 1 ГрК РФ обязанность являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, также установлена для технического заказчика, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Частью 2 статьи 55.6 ГрК РФ установлено, что для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ.

В соответствии частью 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся, в том числе, оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов.

Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ и п.п. «г» пунктов 5 и 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, строительный контроль лица, осуществляющего строительство по договору строительного подряда, а также застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, регионального оператора либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом включает в себя освидетельствование работ, скрываемых последующими работами, промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, при проведении строительного контроля исполнительная документация должна быть подписана специалистом по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства, выполняющим функции строительного контроля по трудовому договору, заключенному с застройщиком (в случае самостоятельного выполнения им работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту), с техническим заказчиком или лицом, осуществляющим строительство по договору строительного подряда (в том числе в случаях, когда членство в саморегулируемой организации для такого индивидуального предпринимателя или юридического лица не требуется).

Вопрос:

Правомерно ли требование технического надзора при сдаче объекта строительства к исполнительной документации прикладывать к акту освидетельствования скрытых работ весь комплект документов о качестве, а именно и сертификат соответствия и паспорт качества, ссылаясь на СП70.13330.2012 пункт 3.23 «при приемочном контроле должна быть предоставлена следующая документация…документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве СМР». Возможно ли предоставление одного из документов или паспорт/сертификат качества или сертификат соответствия?

Ответ: В соответствии с Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиями, предъявляемыми к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128, исполнительные геодезические схемы, исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно- технического обеспечения, акты испытаний и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения, результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий) являются приложениями к актам освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, подтверждающими соответствие выполненных работ требованиям, установленным проектной документацией.

Частями 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 30.12. 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» установлено, что строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.

Строительный контроль лицом, осуществляющим строительство, включает в себя проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям проектной документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный (в форме добровольной сертификации) или обязательный характер (декларирование соответствия и обязательная сертификация). Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента и только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.

В актах освидетельствования скрытых работ наряду с паспортами качества применяемых строительных материалов и изделий указываются сертификаты или декларации о соответствии требованиям технических регламентов, в случае если требования об обязательном подтверждении соответствия установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации или Евразийского экономического союза.

Вопрос от 21.05.2018:

В управление поступил вопрос о подписании актов скрытых работ с учётом изменения законодательства.

Ответ: В соответствии со статьёй 55_5-1 Градостроительного кодекса:

1. Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

2. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ соответственно по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации.

3. К должностным обязанностям специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования относятся соответственно:

  • 1) подготовка и утверждение заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства;
  • 2) определение критериев отбора участников работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ;
  • 3) представление, согласование и приемка результатов работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации;
  • 4) утверждение результатов инженерных изысканий, проектной документации.

4. Специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

5. К должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

  • 1) организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;
  • 2) оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • 3) приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;
  • 4) подписание следующих документов:
    • а) акта приемки объекта капитального строительства;
    • б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;
    • в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

6. Сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее также — национальные реестры специалистов) на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

  • 1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;
  • 2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;
  • 3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;
  • 4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;
  • 5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

7. Порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключение из таких реестров, а также перечень направлений подготовки в области строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре» при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 6 ст. 19.5. КоАП РФ, в случае невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, за период освидетельствования актов скрытых работ и прочей исполнительной документации должностными лицами, не состоящими в национальном реестре специалистов в области строительства необходимо провести анализ исполнительной документации и провести мероприятия по подтверждению соответствия работ и их результатов, рабочей документации и проектной документации, применительно к выполненным работам, с привлечением специализированной, лицензированной и аккредитованной организации (лаборатории), имеющую допуск СРО и опыт подобных исследований.

Письмо Ростехнадзора от 27.12.2017 N 09-02-05/15110 «О подписании исполнительной документации»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 27 декабря 2017 г. N 09-02-05/15110

О ПОДПИСАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение по вопросу требований Ростехнадзора в части освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения в связи с изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

  • 1) организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;
  • 2) оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • 3) приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;
  • 4) подписание следующих документов:
    • а) акта приемки объекта капитального строительства;
    • б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;
    • в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ и пп. «г» пункта 5 и 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, строительный контроль лица, осуществляющего строительство по договору строительного подряда, а также застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, регионального оператора либо привлекаемых ими на основании договора индивидуальных предпринимателей или юридических лиц включает в себя освидетельствование работ, скрываемых последующими работами, промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

На основании изложенного, по мнению Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора, специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, выполняющими функции по организации строительства, включая организацию и проведение строительного контроля, по трудовому договору, заключенному с застройщиком (в случае самостоятельного выполнения им работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту), с техническим заказчиком или лицом, осуществляющим строительство по договору строительного подряда (в том числе в случаях, когда членство в саморегулируемой организации дня такого индивидуального предпринимателя или юридического лица не требуется), помимо документов, указанных в подпункте 4 части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ, должны подписываться акты приемки геодезической разбивочной основы, разбивки осей объекта капитального строительства, акты освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Начальник Управления государственного строительного надзора М.А.КЛИМОВА

См.также:

  • Ростехнадзор разъясняет: Освидетельствование ответственных конструкций, скрытых работ, контроль и оценка прочности бетонной смеси, подписание исполнительной документации
  • Ростехнадзор разъясняет: Строительный контроль
  • Ростехнадзор разъясняет: Входной контроль
  • Минстрой разъясняет: Строительный контроль

admin