Скипкро аттестация учителей

В зависимости стажа работы в образовательных учреждениях и достижений учителя определяется его статус. Если педагогический работник только окончил вуз, то в школе он приобретает статус молодого специалиста.

Спустя некоторое время он может защититься на первую квалификационную категорию, потом на высшую. Если же учитель не хочет защищаться, то школа проводит заседание, на котором решается, может ли учитель занимать данную должность.

От статуса, как правило, зависит и некоторое повышение зарплаты, которое в разных регионах различается. Поэтому в данной статье мы обратим внимание на общие вопросы приобретения статуса и какие дивиденды он может принести.

За более подробной информацией стоит обратиться к нормативным актам субъектов, городов и районов по поводу установления надбавок работникам образования.

При написании статьи использовался Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

1. Молодой специалист.

Молодые люди, только что окончившие вуз, становятся молодыми специалистами. Здесь важно учитывать возраст (в регионах варьируется, где-то до 30 лет, где-то до 35) и через какое время бывший студент пришел в школу. Например, в моем регионе (Республика Коми) статус действует 3 года с года окончания учебного заведения высшего или среднего профессионального образования и до достижения работником 30 лет (если учитель только закончил вуз, но ему уже больше 30 лет, молодым специалистом он не является). При этом он продлевается, если учителя забрали в армию или он находился в отпуске по уходу за ребенком. Данный статус в 2017 году дает молодым специалистам 45% к окладу, а закончившим с красным дипломом – 50%.

К тому же, молодому специалисту на некоторое время (от года до трёх) может быть приставлен наставник (учитель со стажем), который помогает ему в разработке программ, подготовке уроков, консультациями и пр.

Когда заканчивается статус молодого специалиста, а учитель не стал подавать заявку на аттестацию на первую квалификационную категорию, он приобретает статус «без категории». В это время администрация должна провести заседание и решить, соответствует ли педагог занимаемой должности (СЗД), при условии, что он работает в данной школе больше 2 лет.

2. Соответствие занимаемой должности (СЗД).

Данный статус материально никак не отражается, а только подтверждает, что учитель может работать учителем. Проведение подтверждения СЗД проводится только, если учитель проработал в одной школе не менее 2 лет и не имеет других статусов, об этом чуть ниже.

Если комиссия решит, что работник по определённым причинам не соответствует занимаемой должности, его могут по этому основанию уволить.

Проводится комиссия, как правило, в самой школе. Участвуют в ней работники школы, управления образования, обязательно присутствие представителя профсоюза (в связи с тем, что могут уволить из-за несоответствия занимаемой должности, ч.3 ст. 82 ТК РФ).

Подтверждение СЗД не проводится для (п. 22 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408):

— работников, имеющих первую и высшую категорию;

— тех, кто проработал в данном ОО (а не вообще учителем) 2 и менее лет;

— молодые специалисты;

— беременные женщины;

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

— женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5, до 3 лет;

— педагогические работники, отсутствующие по болезни более 4 месяцев.

Основание для аттестации на СЗД – представление работодателя (директора). В нём оцениваются профессиональные, деловые качества работника, результаты деятельности.

Положительное решение о соответствии занимаемой должности принимается, если «за» проголосовало не менее половины присутствующих.

Результаты оформляются протоколом, с подписями председателя, заместителя председателя, секретарем и членами комиссии. Для работника составляется выписка из протокола, которая хранится в личном деле.

Пример протокола

3. Аттестация на категорию

В отличие от аттестации на СЗД, которая является обязательной и проводится с представления директора, аттестация на категорию проводится по желанию работника.

Он сам отправляет заявление в аттестационную комиссию и указывает, какую категорию хочет получить.

Но тут есть свои ограничения:

— нельзя получить высшую категорию, не получив первую;

— нельзя обратиться за установлением высшей категории ранее, чем через 2 года после установления первой;

— если ранее было отказано в присвоении категории, повторно можно обратиться не раньше, чем через год.

Но в то же время если вам отказали в установлении высшей категории (не хватило баллов, но хватает на первую), то вы можете подать заявление на установление первой категории, хоть в тот же день, и отказать вам не могут.

Как оформляется получение категории

Раньше выдавался аттестационный лист, сейчас уже нет. Сведения о присвоении категории оформляются приказом министерства образования и публикуются на их сайте.

На основании данного приказа работодатель делает запись в трудовой книжке, например:

15.10.2017 Установлена высшая квалификационная

категория по должности «Учитель»

Приказ Министерства образования и молодёжной политики РК от 10.10.2017 № 525-нк

Наличие первой и высшей категории дает возможность учителю не только обладать более высоким статусом (как минимум, морально), всё-таки это подтверждает определенный профессионализм работника, но и получить за это материальное вознаграждение – прибавку в процентах. Размер зависит от региона, у нас в Республике Коми за наличие первой категории – плюс 45 % к окладу, за высшую – 60%.

Аттестация при работе по совместительству

Если вы работаете по совместительству, то подтверждение СЗД на основном месте работы (даже если название должности совпадает) не подойдёт. Другая организация вправе провести свою аттестацию в соответствии с условиями для её проведения (см. выше).

Если же у вас категория, то информация о ней вносится в трудовую книжку. Вы можете работодателю по совместительству предоставить заверенную копию трудовой книжки с указанием действующей категории или же заверенный приказ министерства.

Сколько действует категория

Срок действия – 5 лет.

Если у вас на момент введения нового порядка аттестации действует вторая категория (сейчас отменена), то она продолжает действовать до момента новой аттестации.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

«Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены».

Если у вас действует категория, установленная до включения Республики Крым в состав России, то она также действует до конца своего срока.

Как аттестоваться на квалификационную категорию

Многие учителя отмечают, что аттестация для них как «семь кругов ада», поскольку отнимает много времени и сил. Большинство выбирают аттестацию в виде предоставления портфолио (у разных учителей требования отличаются), их вы можете найти и посмотреть на сайтах органов, занимающихся аттестацией в вашем регионе/районе.

Также учителям представляется выбрать для аттестации сдачу экзамена. На данный момент при выборе экзамена вы освобождаетесь от оформления портфолио, но в ближайшее время хотят ввести нововведение, согласно которому и при сдаче экзамена будут просить небольшое портфолио.

Напоследок сравним сходства и отличия СЗД и категории у учителя

СЗД Категория
От кого зависит проведение По представлению работодателя По желанию работника
Дает ли прибавку к зарплате Не дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда) Есть (в зависимости от региона отличается размером)
Сохраняется ли при увольнении Нет Да
Где проводится По месту работы Вне места работы
Сведения о получении статуса Не вносятся в трудовую книжку Вносятся в трудовую книжку

Общество с ограниченной ответственностью УТВЕРЖДАЮ

ПОЛОЖЕНИЕ

00.00.0000 № ___

г. Минск

об аттестации работников

1 Общие положения

1.1 Настоящее Положение об аттестации работников (далее — Положение) регулирует порядок проведения аттестации работников общества с ограниченной ответственностью «Подснежник» (далее — Общество).

1.2 Целью аттестации является определение соответствия работников Общества занимаемой должности (выполняемой работе) и степени их квалификации на основе объективной оценки результатов их деятельности.

1.3 Основными задачами аттестации являются:

формирование резерва кадров на выдвижение;

определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работников Общества;

совершенствование организации работы и улучшение эффективности труда;

оптимизация подбора и расстановки кадров;

стимулирование профессионального роста и деловой карьеры работников Общества.

1.4 В соответствии с настоящим Положением аттестации может подлежать любой работник Общества, кроме лиц, указанных в подп. 1.5 Положения.

1.5 От аттестации освобождаются:

лица, проработавшие в данной должности либо по данной профессии менее одного года;

выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы;

беременные женщины;

работники, находящиеся на длительном излечении;

женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в течение первого года после выхода их на работу.

1.6 Плановые аттестации проводятся каждые три года на основании приказа директора Общества.

1.7 Внеплановая аттестация проводится в соответствии с приказом директора Общества. Приказ издается на основании докладной записки руководителя структурного подразделения Общества либо по решению директора Общества.

Внеплановая аттестация проводится, если имеются основания для установления, повышения или понижения квалификационной категории, для решения вопроса о назначении работника на другую должность, а также при наличии оснований для сомнения в соответствии занимаемой должности.

1.8 Аттестуемый работник имеет право:

знакомиться с материалами, связанными с его аттестацией, — приказами, иными документами, аттестационным листом и пр.;

дать пояснения, замечания, возражения по материалам, представленным в аттестационную комиссию;

представлять аттестационной комиссии дополнительные материалы, характеризующие его трудовую деятельность.

1.9 Аттестуемый работник обязан:

явиться на заседание аттестационной комиссии;

выполнить задания, данные аттестационной комиссией, в рамках проведения аттестации;

давать пояснения, связанные с его трудовой деятельностью, по просьбе членов аттестационной комиссии.

1.10 При неявке аттестуемого работника на заседание комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

В случае неявки работника на заседание комиссии по уважительной причине проведение аттестации переносится на другой срок, определяемый комиссией.

1.11 План проведения аттестации, перечень работников, подлежащих аттестации, содержание заданий для квалификационных испытаний, а также результаты проведенной аттестации утверждаются директором Общества.

1.12 Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении служебных обязанностей.

1.13 Результаты аттестации носят рекомендательный характер.

В обязательном порядке результаты аттестации учитываются при решении вопроса об увольнении работника по п. 3 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь за несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы.

1.14 _______________________________________________________________________________________ .

2 Аттестационная комиссия

2.1 Работа аттестационной комиссии (далее — комиссия) строится на принципах соблюдения прав и свобод работников, соблюдения норм законодательства, коллегиальности, демократичности, полноты и всесторонности исследования уровня квалификации работника, объективности, индивидуального подхода к оценке достижений и недостатков аттестуемых работников, учета мнения коллектива.

2.2 В состав комиссии входят председатель, секретарь и члены комиссии — руководители структурных подразделений Общества, иные высококвалифицированные специалисты.

2.3 При необходимости для проведения аттестации может быть образовано несколько комиссий.

2.4 Количество комиссий и их персональный состав устанавливается и изменяется приказом директора Общества.

2.5 Комиссия может образовываться как на постоянной основе, так и для проведения аттестации конкретного работника или группы работников.

2.6 Члены комиссии включаются в ее состав только с их согласия.

2.7 За участие в заседаниях комиссии, подготовке проведения аттестации члены комиссии премируются в соответствии с Положением о премировании, действующим в Обществе.

2.8 Члены комиссии в период участия в заседаниях имеют право:

на освобождение от исполнения непосредственных трудовых обязанностей;

изучать материалы аттестации, присутствовать во время квалификационного испытания каждого работника, задавать ему вопросы, участвовать в составлении заданий;

вносить председателю комиссии предложения;

участвовать в обсуждении результатов квалификационного испытания каждого работника, высказывать свое мнение;

участвовать в голосовании с правом голоса при принятии решений.

2.9 Члены комиссии обязаны:

являться на заседания комиссии;

незамедлительно уведомлять председателя комиссии о невозможности участия в заседании;

не воздерживаться от голосования при принятии комиссией решений;

добросовестно относиться к своим обязанностям, быть максимально объективными и беспристра­стными.

2.10 Председатель комиссии:

председательствует на заседаниях комиссии;

организует подготовку заседаний и извещение работников о проведении аттестации;

при принятии решений при равном количестве голосов его голос является решающим.

2.11 Секретарь комиссии:

выполняет поручения председателя комиссии, связанные с деятельностью комиссии;

извещает работников под расписку о времени и месте их аттестации согласно утвержденному графику;

извещает иных лиц, приглашенных на заседание комиссии;

оформляет аттестационные листы и иные документы, связанные с аттестацией.

2.12 По решению председателя комиссии на ее заседания могут быть приглашены руководящие работники Общества, представители других организаций, иные лица.

2.13 Члены комиссии могут быть выведены из ее состава приказом директора Общества по их заявлению или в связи с необходимостью выполнения срочной и важной работы, исключающей их деятельность в комиссии, их командировками, а также в связи с недобросовестным исполнением обязанностей и по иным причинам, определяемым директором Общества.

2.14 Аттестуемый работник вправе заявить отвод одному или нескольким членам комиссии путем подачи заявления директору Общества.

2.15 На время аттестации работника Общества, являющегося членом комиссии, назначается другой член комиссии.

2.16 _______________________________________________________________________________________ .

3 Порядок подготовки и проведения аттестации

3.1 Подготовка к проведению аттестации организуется начальником отдела кадров.

3.2 Директор Общества по представлению начальника отдела кадров утверждает состав аттестационной комиссии.

3.3 Отдел кадров в рамках проведения подготовки к аттестации осуществляет:

подготовку необходимых документов на работников, подлежащих аттестации;

составление графика проведения аттестации по форме согласно Приложению 1;

составление графика заседаний аттестационной комиссии;

организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации;

подготовку заданий для аттестационных испытаний.

3.4 Отдел кадров доводит до сведения работников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации под роспись не позднее чем за один месяц до начала аттестации.

3.5 В случае отказа работника от ознакомления с графиком проведения аттестации составляется соответствующий акт с указанием присутствующих при этом свидетелей (не менее двух работников Общества), который является основанием считать, что работник с графиком ознакомлен.

3.6 В графике проведения аттестации указываются:

фамилии, имена, отчества работников, подлежащих аттестации, их должности с указанием квалификации, наименования их структурных подразделений;

период проведения аттестации, сроки предоставления комиссии необходимых документов, дата, время и место проведения заседаний комиссии;

ответственные за подготовку аттестации.

3.7 Приказом директора Общества утверждаются сроки и график проведения аттестации, список аттестуемых работников, состав комиссии, перечень необходимых материалов на аттестуемых работников и порядок их предоставления. Приказ доводится до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

3.8 На каждого работника, подлежащего аттестации, непосредственным руководителем подготавливается представление (по форме согласно Приложению 2), содержащее всестороннюю оценку профессионально­деловых и личностных качеств аттестуемого работника, выполнения должностных обязанностей, результатов его практической деятельности.

Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с представлением не позднее чем за неделю до начала аттестации.

3.9 При каждой последующей аттестации в комиссию подается аттестационный лист с данными предыдущей аттестации работника.

3.10 _______________________________________________________________________________________ .

4 Проведение аттестации

4.1 Комиссия проводит свои заседания в соответствии с графиком, предварительно изучив поступившие на аттестуемых работников документы.

На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

4.2 В ходе заседания комиссия:

рассматривает представленные материалы и делает предварительные выводы о результатах профессиональной деятельности работника и его деловых качествах;

заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого работника и самого работника, задает им вопросы;

проводит при необходимости тестирование (возможно выполнение задания, определенного комиссией, в присутствии ее членов);

дает оценку деловым качествам аттестуемого работника и результатам его профессиональной деятельности;

дает рекомендации по дальнейшей деловой карьере аттестуемого работника;

принимает решение об аттестации (неаттестации) работника.

4.3 Аттестация проводится, как правило, с участием аттестуемого работника и его непосредственного руководителя.

4.4 На основании представления, с учетом результатов выполненных аттестуемым работником аттестационных испытаний, комиссия, приняв решение о порядке голосования (открытое, тайное), дает одну из следующих оценок деятельности работника:

соответствует занимаемой должности (выполняемой работе);

соответствует занимаемой должности (выполняемой работе) и рекомендуется в резерв руководящих кадров Общества;

соответствует занимаемой должности при условии повышения квалификации, улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии, с повторной аттестацией через 3 месяца после прохождения повышения квалификации;

не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации.

Комиссия может давать рекомендации:

о выдвижении на вышестоящую должность;

о повышении квалификационной категории;

о переводе аттестуемого работника в другие подразделения с учетом его профессиональных наклонностей, уровня и профиля специальной подготовки, деловых и личностных качеств;

о повышении должностных окладов;

о необходимости повышения квалификации, переподготовки работников и пр.

4.5 Аттестация членов комиссии проводится на общих основаниях в составе тех подразделений, руководителями или специалистами которых они являются.

4.6 Аттестация и голосование проводятся при участии на заседании не менее двух третей числа членов комиссии.

Решение и рекомендации считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов принимается решение в пользу аттестуемого.

4.7 По результатам аттестации оформляется аттестационный лист.

4.8 Решение об оценке деятельности работника и рекомендации принимаются в отсутствие аттестуемого и объявляются непосредственно после голосования.

4.9 Предложения аттестуемых работников заносятся секретарем комиссии в специальную форму учета для их дальнейшего рассмотрения с целью определения необходимости и возможности практического использования.

4.10 Материалы аттестации в недельный срок после ее завершения передаются директору Общества.

4.11 Аттестационный лист после завершения аттестации передается в кадровую службу для хранения в личном деле аттестуемого.

4.12 _______________________________________________________________________________________ .

5 Результаты аттестации

5.1 Директор Общества по материалам аттестации, на основании рекомендаций комиссии, в месячный срок принимает решение, оформляемое приказом.

5.2 На основании данного приказа в отношении аттестованных работников отдел кадров готовит приказы о повышении их в должности, поощрении, переводе на другую работу, направлении на повышение квалификации и др.

На основании оценки аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности директор Общества вправе оставить работника в прежней должности, перевести с его согласия на другую работу, а при невозможности перевода принять решение об увольнении работника по п. 3 ст. 42 ТК за несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы.

УДК 371

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОТ АПРОБАЦИИ ДО ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

М.Ю. Школьникова, В.В. Рындина, Р.Ф. Аристова, О.О. Ташкинова

Рассматриваются две концепции — обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов и программно- технического комплекса обеспечения процедуры

аттестации педагогических работников.

В статье обозначена актуальность и цель разработки. Обсуждаются вопросы апробации, опытной эксплуатации, а также перспективы внедрения и применения информационной системы программно — технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников, как механизма обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций Челябинской области.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность педагога, информационная система, программно-технический комплекс, аттестация педагогических работников.

В современных условиях системных изменений, модернизации, перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации общества — центральной проблемой становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагогов.

Согласно высказыванию Президента Российской Федерации В.В. Путина «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать» .

Новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогических работников определены в утвержденном профессиональном стандарте педагога.

Профессиональный стандарт педагога -сложный регулятор большого числа вопросов педагогической деятельности, одним из которых является аттестация педагогических работников, её роль и значение в развитии кадрового потенциала образовательной системы.

Несмотря на поэтапность введения профессиональных стандартов педагога до 1 сентября 2019 года, данный документ стал ориентиром для совершенствования модели аттестации педагогических работников и послужил основанием для разработки в Челябинской области двух концепций:

— обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов;

— программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников.

Названные региональные концепции разрабатывались в 2016 году в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, которые регламентируют порядок аттестации педагогических работников, и в которых закреплено, что аттестация педагогических работников проводится по их желанию в целях установления квалификационной категории, а по результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория, сроком на 5 лет.

Работа над концепциями велась в рамках реализации системы мероприятий по поддержке и развитию профессионального мастерства педагогических работников Госу-

дарственной программы «Развитие образования в Челябинской области».

На Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области по вопросу совершенствования модели аттестации педагогических работников в условиях введения профессионального стандарта «Педагог», проходившей 22 ноября 2016 года, обе концепции были заслушаны и одобрены.

Разработка концепции обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов велась специалистами государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и была обусловлена:

1) необходимостью учёта новых требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников в условиях применения профессиональных стандартов, то есть применением его основных положений при проведении процедур аттестации;

2) потребностью в систематизации информации о результатах профессиональной деятельности аттестуемых с использованием механизмов внутренней системы оценки качества образования (как основного источника информации о результатах профессиональной деятельности педагогов) и независимой оценки результатов профессиональной деятельности педагогов (как дополнительного источника информации для аттестации педагогов);

3) необходимостью согласования позиций (мнений) экспертов при оценке результатов профессиональной деятельности аттестуемых, так как в настоящее время образовательными организациями представляется информация разная по объему, содержанию, структуре;

4) необходимостью использования ресурса информационных технологий для сбора систематизированной и достоверной информации о результатах профессиональной деятельности педагога и организации

проведения независимой оценки качества данных результатов участниками образовательных отношений.

В том же 2016 году проведена профессионально-общественная экспертиза концепции, в рамках которой изучено мнение почти 8 тысяч педагогических работников о содержании, методах сбора и представления персональной информации для формирования электронного портфолио в ходе аттестации педагогических работников. По результатам экспертизы около 80% респондентов положительно оценили идею формирования электронного портфолио педагога.

В результате деятельности по реализации концепции обновления содержания процедуры аттестации и по совершенствованию модели аттестации ожидается:

— разработка методических рекомендаций для руководителей образовательных организаций по формированию и реализации внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей непрерывный мониторинг уровня профессиональной деятельности педагогов, претендующих на первую и высшую квалификационные категории

— разработка инструментария по оценке результатов профессиональной деятельности аттестуемых педагогов участниками образовательных отношений — формирование нового содержания анкет для участников образовательных отношений, позволяющих дать независимую оценку результатам профессиональной деятельности педагога

Исходя из необходимости оптимизации процедуры аттестации, технологического обеспечения решения задачи её обновления и в связи с потребностью в региональном инструменте эффективного управления качеством образования была разработана концепция программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников.

Данная концепция описывает актуальность и цель разработки и внедрения регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников, который должен стать механизмом обновления содержания процедуры аттестации педаго-

гических работников образовательных организаций Челябинской области и представляет из себя информационную систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной целью создания информационной системы является содействие повышению эффективности управления образовательной системой региона с использованием современных информационных технологий в части обеспечения программно-технической поддержки процедуры аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области.

Цель определяет назначение информационной системы, которое заключается, во-первых, в накоплении, хранении, обработке и получении сведений о педагогических работниках осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области, а также педагогических работниках, заявившихся в аттестационную комиссию для установления квалификационной категории.

Во-вторых, информационная система предназначена для программно-технического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников Челябинской области, включая деятельность аттестационной комиссии, созданной при Министерстве образования и науки Челябинской области, а также деятельность специалистов, привлеченных для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В-третьих, информационная система призвана обеспечить формирование аналитической и статистической информации по результатам аттестации педагога в виде отчетов для последующего принятия управленческих решений.

Разработка информационной системы проводилась и в соответствии с действующим порядком проведения процедуры аттестации .

Разработчик информационной системы и региональный оператор (на этапе разработки и внедрения) — государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее — ГБУ ДПО РЦОКИО).

Информационная система включает информацию об образовательных организациях, педагогических работниках и результатах их профессиональной деятельности, так называемое «электронное портфолио».

Специалистам, привлекаемым

аттестационной комиссией к всестороннему анализу педагогической деятельности, теперь нужно будет изучать электронное «дело» педагога, претендующего на установление квалификационной категории, а не его бумажный аналог, так как назначение информационной системы -накопление, хранение, обработка и получение сведений о педагогах Челябинской области.

В течение октября и ноября 2016 года была проведена внешняя апробация информационной системы программно-комплекса обеспечения процедуры аттестации проектными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО из Златоустовского и Карабашского городских округов в рамках реализации проекта по теме «Формирование модели сопровождения профессионального роста педагогов муниципальной

образовательной системы: аспект аттестации педагогических кадров».

Всего во внешней апробации приняли участие 15 образовательных организаций.

Результатом внешней апробации явилось усовершенствование программного

обеспечения информационной системы, на основе изменений и дополнений, предложенных, в том числе, и участниками апробации. Были усовершенствованы электронные карточки образовательной организации и педагогического работника, а также функциональный модуль

«Проведение аттестации педагогических работников». В результате информационная система была подготовлена к введению с 1 декабря 2016 года в режим опытной эксплуатации, с условием дальнейшего технического совершенствования

функциональных модулей «Проведение аттестации педагогических работников», «Проведение экспертизы».

В январе 2017 года к опытной эксплуатации информационной системы

присоединились еще 9 образовательных организаций из Челябинского городского округа, Саткинского, Сосновского и Коркин-ского муниципальных районов, а в апреле -две образовательные организации из Копей-ского городского округа. Эти образовательные организации стали опорными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО реализации проекта по теме «Обеспечение профессионального роста педагогов посредством ресурса аттестации педагогических работников».

Для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников опытной эксплуатации информационной системы, разработан регламент работы, включающий в себя порядок действий участников. Ежедневно ведется электронный рабочий журнал, куда пользователи (участники творческих групп) вносят предложения, замечания, а также сообщения о технических ошибках ПО. Проводится мониторинг внесения информации в электронные карточки, соответствующих функциональных модулей информационной системы.

По результатам мониторинга работы пользователей в информационной системе: в опытной апробации принимают участие более 900 педагогов из 26 образовательных организаций Челябинской области.

Особенно активное участие в опытной апробации принимают творческие группы опорных площадок МБОУ СОШ №62, МАОУ СОШ №86, МАУДО «Центр «Креатив», МУДО «Центр детского творчества» (Челябинский городской округ), МКОУ «НОШ №3» (Коркинский муниципальный район), МОУ Долгодеревенская СОШ (Сос-новский муниципальный район), МБОУ СОШ №4 (Саткинский муниципальный район).

Уже сейчас, на данном этапе опытной апробации можно подвести некоторые первые итоги.

При формировании функционального модуля «Персональные данные педагогического работника» была внесена информация об образовательной организации и персональных данных педагогических работников, что способствовало систематизации этих данных в образовательных организа-

циях — опорных площадках ГБУ ДПО РЦОКИО.

В результате работы в функциональном модуле «Сведения о профессиональной деятельности» (т.е. в электронном портфолио педагога) творческими группами проектных и опорных площадок было выявлено, что появляется необходимость на уровне образовательной организации:

— совершенствовать подходы к организации и планированию методической работы, а также по стимулированию педагогов к целенаправленному и непрерывному повышению уровня своей квалификации;

— совершенствовать работу по оперативному выявлению затруднений и запросов педагогов в профессиональной педагогической деятельности.

По плану-графику введения информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации в режим функционирования, в течение мая — сентября 2017 года, участникам апробации предстоит освоить работу функциональных модулей «Проведение аттестации педагогических работников», «Проведение экспертизы», а в октябре — ноябре 2017 года предстоят приемочные испытания.

Информационная система, пройдя все этапы от апробации до введения в режим функционирования, станет эффективным механизмом обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников и позволит организовать программно-техническое сопровождение процедуры аттестации педагогов, включая деятельность аттестационной комиссии и специалистов, привлекаемых для всестороннего анализа педагогической деятельности аттестуемых, а также обеспечит формирование статистической и аналитической информации по результатам аттестации педагога в виде отчетов.

Один из основных ожидаемых результатов внедрения — это использование потенциальных возможностей информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников для повышения эффективности управления образовательными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системами регионального, муниципального и и институционального уровней:

— стратегические решения в кадровой политике в региональной системе образования (на уровне Министерства образования и науки);

— обеспечение функционирования муниципальных систем оценки качества образования в части обеспечения кадрового и научно-методического сопровождения качества образования (на уровне муниципального органа управления образования);

— обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в части кадровых условий реализации образовательных программ, при условии включения во внутреннюю систему оценки качества образования объектов оценки в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога (на уровне образовательной организации).

Список литературы

1. Концепция регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников (рабочие материалы) / Коллегия Министерства образования и науки Челябинской области. — Челябинск: РЦОКИО. — 2017. — 49 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» . — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 163666/

4. Путин, В.В. Вступительное слово на заседании Совета по реализации приоритет-

ных национальных проектов и демографической политике / В. В. Путин. — Режим доступа:

http://kremlin.ru/events/president/transcripts/ 24534

Сведения об авторах

Школьникова Марина Юрьевна — заместитель директора по оценке качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Рындина Валентина Васильевна -начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Аристова Регина Фанисовна — методист отдела сопровождения аттестации педаго-

гических работников ГБУ ДПО РЦОКИО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ташкинова Оксана Олеговна — методист отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Атоллы — это коралловые острова кольцевидной формы, диаметр которых достигает 10 км. В центре атолла обычно находится озеро с морской водой, а берега образованы коралловым известняком. Такой коралловый риф обычно появлялся вокруг вулканического острова, если потухший вулкан постепенно погружался в воду. Кораллы, требовательные к свету, пище и кислороду, нарастали верхней частью, а на глубине около 30 м части колонии отмирали, оставляя свой известковый скелет.

Рифы и атоллы. Современные коралловые рифы — твердые устойчивые к действию волн структуры, образованные и частично скрепленные организмами. Они представляют собой устойчивые «оазисы» органической продуктивности с высокой плотностью населения, интенсивным метаболизмом карбонатов и сложными пищевыми цепями, окруженные водами с относительно низким содержанием планктона и минеральных веществ . Шельфовые рифы, растущие на погруженных континентальных окраинах, являются не простыми структурами, а представляют собой гигантские рифовые комплексы, которые включают окаймляющие барьерные рифы и атоллы . Присутствие или отсутствие рифовых поясов контролируется многими факторами, особенно мутностью воды, апвеллингами и уклоном склона.

Атолл Капингамаранги, его местоположение,

Сложная история атоллов, как это установлено путем картирования и бурения, включает повторяющиеся эпизоды поднятия и погружения. Фаза воздымания приводит к развитию карста и образованию почвы, накопление фосфатного гуано может приводить к образованию в дальнейшем фосфоритов в виде слоев, корок, оолитов .

Эволюция атоллов и барьерных рифов в со- конакоплением в расчлененном карстовом рельефе

Особенно интересны атоллы — коралловые острова, имеющие форму разорванного или сплошного кольца, обрамляющего мелководную лагуну. Это настоящие «оазисы жизни” в океане, так, в водах Большого Барьерного рифа обитает более 3000 видов живых организмов. Весьма разнообразны здесь трофические связи между живыми организмами. Так, водорослями и полипами питаются многие растительноядные рыбы (рыба-попугай, спинорог, рыба-хирург, рыба-бабочка и др.), морские ежи. На рифах обильны моллюски, морские звезды, различные хищники (барракуда, мурена, акула, красный групер и др.).

Уже разработан проект «дамбы-атолла» диаметром до 100 и высотой до 30 м с водоводом диаметром до 18 м. Около десяти лет ведутся лабораторные испытания на модели, выполненной в масштабе 1 : 100. В ближайшее время фирма «Локхид» намечает создать модель вдвое большего размера. Первая модель рассчитана на получение полезной мощности от 20 до 40 кВт. Реальную установку планируется снабдить турбиной мощностью до нескольких мегаватт. Выпускаемый из турбины поток будет проходить через диффузор для снижения остаточного напора. Для предотвращения обрастания купола, направляющих лопаток и диффузора предлагается снабдить их открылками из синтетического материала, постоянное движение которых в потоке будет препятствовать прикреплению организмов-обрастателей к выполненным из бетона элементам концентратора.

Принцип действия «дамбы-атолла» .

Рис» 10×59″ Обобщенная схема биофаций на краю «атолла Голден-Яайн, Мексика, показанного на рис. 10.57 1(2829] с изменениями).

Исследования, проведенные после испытаний ядерного оружия на атоллах Тихого океана, показали, что радиоактивные изотопы, включающиеся в пищевые цепи в океане, достаточно легко отличаются от включающихся в наземные пищевые цепи (Сеймур, 1959; Пеламбо, 1961). В морских организмах в больших количествах обнаружены те радиоактивные изотопы, которые образуют прочные комплексы с органическими веществами, например кобальт-60, железо-59, цинк-65 и марганец-54 (все эти изотопы порождены нейтронной бомбардировкой), и те, которые присутствуют в виде частиц или коллоидов (144Се, 144Рг, 952г и 106НЬ). В наземных растениях и животных, напротив, находят больше всего растворимых продуктов распада, таких, как стронций-90 и цезий-137. Так как именно в морских животных, но не в морских растениях или наземных организмах была обнаружена наведенная активность, накапливающаяся в детрите, можно думать, что это различие связано с преобладанием в пищевых цепях морских экосистем фильтра-торов и организмов, питающихся донными осадками. Это еще один пример того, что загрязнения могут миновать первый трофический уровень и включиться непосредственно в те звенья пищевой цепи, которые образованы животными.

Различают береговые рифы, барьерные рифы и коралловые острова — атоллы. Береговые рифы — результат деятельности кораллов в непосредственной близости от берега. Барьерные рифы расположены в удалении от берега и тянутся на большие расстояния. Большой Барьерный риф вблизи Австралии имеет длину в полторы тысячи километров.

Концентратор волновой энергии для открытого моря «дамба-атолл»

При сравнительно небольшом количестве осадков и активном карсте на атоллах создаются аридные условия, в которых помет птиц преобразуется в рыхлый порошистый атолловый фосфат. На нем под ксерофитными кустарниками формируются бурые карбонатно-фосфатные почвы.

Правительство Республики Сейшельские Острова предполагает превратить атолл Альдабру в заповедник. Этот живописный коралловый островок на крайней западной оконечности архипелага — уникальное в мире прибежище 200 тысяч гигантских сухопутных слоновых черепах, а также редкостных видов их морских сородичей. На Альдабре гнездятся птицы, не встречающиеся в других районах мира. В свое время на уникальную фауну Альдабры пытался посягнуть Пентагон, замышлявший создать на атолле «образцовую» ядер-ную военную базу. Лишь широкая международная кампания в защиту этого уголка нетронутой природы вынудила их отказаться от осуществления своего зловещего проекта.

Как показал опыт проведенного США испытания термоядерного устройства на атолле Бикини (1.03.1954 г., наземный взрыв мощностью 15 Мт), РА осадки вызвали облучение людей в ряде объектов (табл. 6.3).

Известно, что в результате облучения после взрыва США водородной бомбы на атолле Бикини в 1954 г. женщины атолла Ронгелап потеряли способность рожать на протяжении пяти лет. Когда их фертильность восстановилась, стали частыми спонтанные аборты и рождения мертвых детей. Статистически заметное увеличение мертворождений, неонатальной (0-28 дней) смертности, и смертности первого дня жизни во всех странах, где велась достаточно точная статистика, показывает высокую корреляцию с уровнями цезия-137 и стронция-90 возникших от испытаний ядерного оружия в атмосфере до начала 70-х годов. Такие данные были впервые проанализированы для США (Whyte, 1992), а затем и для других стран (Busby, 1995; Bramhall, 1996). Чернобыльская статистика также показывает рост спонтанных абортов и мертворождений на всех загрязненных территориях (обзор см. Яблоков, 1997).

Органогенные — внутриболотные озера (см. § 210) и озера-лагуны среди коралловых построек (атоллы).

Взрывы в воде атомных и водородных бомб способны вызвать волну типа цунами. Например, на атолле Бикини взрыв «Бейкер» создал волны высотой около 28 м на расстоянии 300 м от эпицентра. Военными рассматривался вопрос об искусственном создании цунами. Но так как при образовании цунами в волновую энергию превращается только небольшая часть энергии взрыва, и направленность волны цунами низка, энергетические затраты на создание искусственного цунами (мощного волнового наката в определенной части побережья) очень велики.

ЛАГУНА — мелководный естественный озеровидный водоем, отделенный от моря наносными косами, атоллами, коралловыми рифами и соединяющийся с ним узким проливом (проливами). Отличается высокой биологической продуктивностью, легко подвергается загрязнению.

В южной части Тихого океана находятся 22 островные страны. Крупные острова — вулканического происхождения, мелкие — коралловые атоллы, которые не поднимаются выше, чем на 4 м над уровнем моря. Наибольшая опасность здесь — тропические циклоны, цунами. Возникающие при ураганах волны, цунами способны вызвать разрушения на значительной части этих островов. В случае глобального потепления и повышения уровня моря неизбежно возникновение катастрофических последствий в этом регионе.

Активное участие в постройке рифов принимают зеленые сифоновые водоросли. В их оболочках также концентрируется карбонат кальция. В лагунах атолла Фунафути и атоллов Марианских островов в Тихом океане были вскрыты пласты, переполненные остатками си-фонеи халимеды.

Схематический разрез, иллюстрирующий различные морфологические элементы на обращенной к морю стороне краевого рифа на шельфе Белиза и атоллов. В скобках даны названия, используемые исследователями на Ямайке для тех же элементов, они описывают фации внутри рифового пояса по .

В начале 1950-х гг. на исследования оказали влияние военные задачи. Развитие ядэрных испытаний привело к посылке геологических и биологических экспедиций на разные атоллы Тихого океана. Результаты этих исследований, включавших изучение малых элементов, имели большое значение для интерпретации диагенеза и фаций, которые были сделаны в последующие годы .

Фации, относящиеся к прибрежной карбонатной обстановке осадконакопления, могут быть распределены как последовательные пояса, параллельные береговой линии, или как атоллы или рифовые пики (рифовые фации). Ассоциированные русловые отложения (заполнение русла, намывные валы) присутствуют в литоральных и надлитро-альных зонах.

Все облученные рыбаки японской шхуны заболели лучевой болезнью разной степени тяжести с развитием лучевых дерматитов ((3-ожоги кожи) от контактного воздействия РА пепла. У жителей атолла Ронгелап были зарегистрированы симптомы лучевой болезни легкой степени и у 90% облученных кожные поражения, из них у 20% — язвенные поражения. Заболевания жителей атолла Ронгерик и американцев с атолла Утирик характеризовались болезненной реакцией крови на облучение и кожными поражениями, причем почти у 5% жителей — язвенными. Отсутствие язвенных поражений кожи у американского персонала можно объяснить тем, что только они знали о времени взрыва (укрылись в сооружениях, произвели смену белья и одежды, эвакуированы в более короткий срок после начала выпадения РА осадков, раньше провели спецобработку).

Сходные постройки были хорошо развиты в Австралии , Европе и во многих других частях мира . Европейские рифы представлены банками, биостромами, комплексами барьерных рифов, рифовыми холмами, атоллами и иловыми холмами затишных вод . Фации рифового ядра часто имеют текстуры раннего подводного цемента, а в иловых холмах важным ранним диагенетическим признаком является цемент облекания (строматаксис).

РИФ — услуги, оказываемые фирмами и отдельными специалистами по экономической (денежной) оценке физических объектов, в т. ч. природных ресурсов.

Отрицательная особенность островного расположения энергоцентрали ОТЕС заключается в неизбежном удлинении трубопровода холодной воды. Длинный трубопровод вызывает увеличение потерь мощности на подачу холодной воды. Очевидно, не всякий остров или атолл подходят для строительства океанской теплоцентрали: избранное место должно удовлетворять ряду необходимых физико-географических условий. По мнению японских специалистов, остров Науру является идеальным местом для установки ОТЕС.

Характерная для многих гидробионгов и «бирательность извлечения определенных веществ из среды, а также способность накапливать их в организме ведут не только к изменению химизма среды, но и к формированию специфических особенностей рельефа и свойств морского дна (например, образование коралловых рифов, атоллов, органогенных илов и др.). Рельеф дна формируется и под воздействием крупных животных: показано, например, что в северо-восточной части Берингова моря тихоокеанские моржи и серые киты, питаясь бентосом, создают на дне ямы и желоба в таком количестве и таких размеров, что по своему влиянию на рельеф они могут быть сравнены с геологическими процессами. Подсчитано, что, питаясь на глубине 30—50 м, серые киты «перерабатывают» до 5,6 % площади района нагула (С. Nelson, К. Johnson, 1987).

Способность головневых грибов образовывать значительное количество мутаций (а следовательно, и новых рас) — одна из главных причин, препятствующих проведению успешной селекции сельскохозяйственных растений на устойчивость к головневым грибам. Убедительным примером этого служат исследования расового состава возбудителя пузырчатой головни кукурузы (Ustilago maydis, табл. 51) в районе атолла Бикини, где проводились испытания американской водородной бомбы. После взрыва среди облученных культур гриба было обнаружено около 15 000 новых рас, причем 20% из них оказались более вирулентными, чем исходные расы.

Подземные И.я.о. не столь опасны, так как происходит оплавление стенок в образующейся подземной полости, и на поверхность могут выходить только радиоактивные газы, физический период полураспада которых составляет несколько дней. Тем не менее, и в этом случае отмечались последствия радиоактивного загрязнения — повысилась частота онкологических заболеваний (лейкемия, рак легких). Французские И.я.о. на атолле Муруа, по данным экспертизы Ж.И. Кусто, не вызвали превышения уровня радиационной нагрузки на окружающие акватории.

Но в формировании скульптурного рельефа и морфологических зон принимает участие не один климат, но и биота. В геоморфологической литературе существует явная недооценка ее как геоморфологического фактора. В учебных руководствах нет разделов, в которых бы рассматривалось рельефообразующее значение растительности и животного мира. Исключение составляют сведения о коралловых постройках в тропических морях—береговых рифах и атоллах, иногда упоминаются термитники и байбачины.

В 50-х гг. на рынках экзотических сувениров большую популярность приобрели очень красивые раковины тасманийской рапаны. Интенсивный вылов этого моллюска у берегов Австралии через некоторое время неожиданно привел к массовому размножению одного из видов крупных морских звезд — пожирателей коралловых полипов (личинки этих звезд — основная пища рапаны). Звезды создали реальную угрозу для коралловых колоний, что привело к началу разрушения нескольких атоллов и участков Большого барьерного рифа.

КОРАЛЛОВЫЕ РИФЫ — это своеобразные сообщества мелководных морских организмов тропической зоны Мирового океана, представляющих симбиоз мадрепоровых кораллов и о.лнпклеточных водорослей (динофлагеллят). Коралловые рифы представляют уникальную морскую экосистему, для которой характерны огромное видовое разнообразие, богатство форм, необычная красочность и удивительная адаптация животного мира. Впервые гипотезу происхождения коралловых рифов (береговой, барьерной, атоллы) высказал Ч.Дарвин. Наиболее крупным сооружением такого типа является Большой Барьерный риф вдоль северо-восточного побережья Австралии, имеющий протяженность более 2000 км при ширине отделяющей лагуны от 30 до 250 км. Это грандиозные постройки в океане, возникшие при весьма определенных условиях: температура воды в интервале + 18-35°С, нормальная соленость, воды должны • быть прозрачными и богатыми кислородом. Вследствие симбиоза мадрепоровых полипов с одноклеточными водорослями кораллы нуждаются в хорошей освещенности и поэтому, как правило, располагаются на глубинах не более 50-60 м. Эти экологические условия довольно четко определяют ареал распространения рифообразующих кораллов, основная масса и наибольшее разнообразие (до 400-500 видов) которых приурочены к тропическим районам океана.

Своеобразные почвы образуются в дельтах рек и в приливно-отливной полосе океанических побережий. В некоторых местах в толще иловатых дельтовых наносов, богатых соединениями железа, образуются сульфиды (гидротроилит). Последующее окисление приводит к образованию серной кислоты, а затем — квасцов. В результате возникают ультракислые почвы с pH до 2—3. Особую группу образуют почвы океанических островов тропического пояса Мирового океана. Среди них наиболее своеобразны почвы коралловых островов — атоллов. Почвообразующей породой служат белоснежные коралловые пески и рифовые известняки. Растительность представлена зарослями кустарников и вторичными лесами кокосовой пальмы с прерывистым покровом из низких злаков. Элементы минерального питания растений поступают в почву с атмосферными осадками. Наиболее распространены атолловые гумус-карбонатные песчаные почвы с маломощным горизонтом А,(5—10 см), характеризующимся содержанием гумуса 1—2% и pH около 7,5.

Кроме перечисленных «вечных» радионуклидов, ежеминутно генерируемых атомной промышленностью, на АЭС возникают и распространяются по всему земному шару так называемые «глобальные» (Василенко и др., 1997) радионуклиды. К глобальным радионуклидам относятся те антропогенные радионуклиды, которые независимо от места выброса распространяются по всей биосфере: тритий (3Н, с периодом полураспада 12,3 года), криптон (85Кг, 10,6 лет ), цезий (137Сз, 30 лет), а также радиоуглерод (14С , 5,7 » 103 лет), одновременно относящийся и к «вечным» радионуклидам. От глобальных радионуклидов нельзя спрятаться даже на уединенном тихоокеанском атолле. Выбросы АЭС в биосферу совершенно чужеродных, непривьганых для нее радионуклидов не могут быть безопасными. Об этом однозначно свидетельствуют даже те ограниченные данные, которыми располагает современная наука (подробнее см. Ябло-ков, 2000а).

Всем известно, что абиотическая среда («физические факторы») контролирует деятельность организмов, однако не все понимают, что организмы в свою очередь влияют на абиотическую среду и контролируют ее самыми разнообразными способами. Организмы постоянно изменяют физическую и химическую природу инертных веществ, отдавая в среду новые соединения и источники энергии. Так, состав морской воды и донных илов моря в значительной мере определяется активностью морских организмов. Растения, живущие на песчаной дюне, образуют на ней почву, совершенно отличную от исходного субстрата. Яркий пример того, как организмы изменяют абиотическую среду, — коралловый атолл в южной части Тихого океана. Из простого сырья, предоставляемого морем, животные (кораллы) и растения строят целые острова. Организмы контролируют даже состав нашей атмосферы.

Почти все гуденневые, за немногими исключениями, произрастают в относительно сухих или периодически сухих местообитаниях, особенно на песчаных побережьях, открытых склонах, в саваннах, вдоль лесных опушек, а также как сорняки на сухих рисовых нолях. Наиболее характерна сцевола для маленьких островов, особенно для тихоокеанских атоллов.

НОВЫЙ ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ДОБРОВОЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется(!)

После этого:

· педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;

· педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти учителя также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности ►

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию

· учителям, проработавшие менее 2 лет на данной должности;

· беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Кто подает заявление об аттестации

К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителей представляет их работодатель.

В случае, если учитель работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, на которых он состоит.

Если учитель совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

1. Работодатель оформляет представление на педагога. Представление заполняется по установленной форме (см. образец). В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные навыки педагога и его работу на занимаемой должности. Также в документе должна содержаться информация о прохождении учителем курсов повышения квалификации и сведения о результатах предыдущих аттестаций.

2. Не позднее чем за месяц до начала проведения аттестации работодатель под роспись знакомит педагога с представлением.

3. Работодатель подает документы в аттестационную комиссию субъекта РФ, где получает информацию о дате, месте и времени проведения аттестации педагога.

4. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее чем за месяц до проведения аттестации работодатель доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации.

Как проходит аттестация

В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности в аттестационную комиссию представляются следующие документы:

1. Представление.

2. Копия диплома об образовании.

3. Копия аттестационного листа или выписка из приказа по итогам предыдущей аттестации (если учитель был раньше аттестован).

Решение комиссии

В результате рассмотрения аттестационного дела экспертная группа дает заключение (Приложение 7 действующего Административного регла­мента). Заключение экспертной группы включает в себя решение, принятое в результате рассмотрения аттестационного дела (один из указанных ниже ва­риантов): положительное решение — о соответствии аттестационного дела уста­новленным требованиям и о целесообразности принятия аттестационной ко­ миссией решения об установлении квалификационной категории; отрицательное решение — о несоответствии аттестационного дела или квалификации аттестуемого установленным требованиям и о нецелесообраз­ности принятия аттестационной комиссией решения об установлении квали­фикационной категории. При несогласии работника с экспертным заключением он вправе дать письменные объяснения по пунктам разногласия. Пояснения работника при­ кладываются к экспертному заключению и направляются в аттестационную комиссию.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории►

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям (см. форму заявления).

Кто имеет право пройти аттестацию

1. Заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

· педагогические работники, не имеющий категорий;

· педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. Заявление об аттестации для присвоения высшей категории могут подать:

· педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;

· педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Кто подает заявление об аттестации

Каждый учитель делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.

Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

1. Учитель, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:

· заявление по установленной форме (см. образец);

· ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);

· новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;

· портфолио своих профессиональных достижений (см. рекомендации по его составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ.

3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, место и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

Требования к категориям

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

Требования к первой квалификационной категории:

· владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;

· личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

· стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

· установлена первая квалификационная категория;

· владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;

· стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

· личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Как проходит аттестация

Процедуры аттестации на первую и высшую категории осуществляются в виде экспертизы результатов педагогической деятельности аттестуемого работника.

Оценка результатов профессиональной деятельности производится на основе изучения портфолио.

В спорных случаях осуществляется внешняя экспертиза посредством изучения экспертами профессиональных результатов по месту работы аттестуемого работника.

Решение комиссии

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

1. Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается.

2. Если учитель не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».

В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

Обжалование решения аттестационной комиссии

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

ОТВЕТЫ НА ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЕЙ

ПО АТТЕСТАЦИИ

admin