Силовые структуры России

УДК 321 (470+57)+342(470+571)

СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ И ВЫБОРЫ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Ф. А. Вестов, Д. Е. Петров

Саратовский государственный университет E-mail: vestovfa@mail.ru, petrovdima33622@mail.ru

В статье исследуется роль силовых структур в выборах органов власти в условиях формирования правового государства. Обозначаются и характеризуются основные направления участия силовых структур в выборах, в том числе потенциал и активность «силового» электората. Раскрывается взаимосвязь силовых структур и использования административного ресурса на выборах в странах постсоветского пространства. Ключевые слова: правовое государство, силовые структуры, выборы.

Power Structures in the Elections in the Formation of the Legal State

F. A. Vestov, D. E. Petrov

Участие силовых структур в политической жизни правового государства продолжает оставаться одной из актуальных областей исследования политико-правовой науки как в России, так за рубежом. Традиционно, еще с момента выхода монографии С. Хантингтона «Солдат и государство»1, проблема политической активности армии, органов внутренних дел и государственной безопасности рассматривается учеными через призму гражданско-военных отношений2, систему сдержек и противовесов между гражданскими и силовыми институтами общества.

В контексте развития правового государства, в том числе и в современной России и ряде других стран постсоветского пространства, вопросы форм и условий политического участия силовых ведомств в политических процессах приобретают ещё большую актуальность. С одной стороны, политические реалии нашей страны, характеризующиеся значительным присутствием » силовиков» в органах власти всех уровней, и повышенный интерес исследователей на постсоветском пространстве к «силовой» теме делают перспективным научную разработку политической роли силовых структур. С другой — сущность правового государства предполагает одновременно как минимальное включение силовых институтов в

политическую жизнь , так и максимальное представительство различных социальных групп в политике, что, если принимать во внимание неразрывную связь силовых структур с довольно многочисленной социально-профессиональной группой условно называемой «силовиками», создает определенное противоречие. Сама идея правового государства не допускает активности «силовиков», во внутренней политике, но вместе с тем предполагает учет интересов всех слоев населения при реализации государственной политики. В современных условиях демократического государства обозначенное противоречие в полной мере может быть урегулировано электоральной активностью «силовиков» как специфической социально-профессиональной группы. В этом свете представляет особый интерес исследование роли силовых структур и «силовиков» в выборах органов власти в условиях становления правового государства.

На выборах «силовики» предстают в четырех «ипостасях», как 1) кандидаты в президенты РФ и парламентарии; 2) «силовой» электорат; 3) организаторы кампаний; 4) объекты программных разработок партий и движений4; 5) субъекты административного ресурса5.

Относительно участия «силовиков» в качестве кандидатов на пост Президента РФ или в депутаты Государственной Думы ФС РФ отметим, что на трех выборах в Государственную Думу ФС РФ в 1990-е гг. руководство силовых структур по-разному относилось к выставлению своих кандидатов в депутаты. В 1993 г. Минобороны, имея право, не выдвинуло таковых вообще. В 1995 г. оно, круто изменив позицию, представило 123 кандидата от кадровых военных по одномандатным округам: 23 генерала, остальные — офицеры. Верховный главнокомандующий — он же Президент РФ определил: завоевать «как можно больше мест в Госдуме», но из 123 кандидатов избрано было только два. Всего в Государственной Думе ФС РФ 1995 г. оказалось 10 кадровых военных, из них 8 были «нежелательными» для Минобороны, так как выступали независимо от командования. Идея создать в Думе «мощную военно-демократическую фракцию, поддерживающую реформы и президента», провалилась6.

В избирательной кампании 1999 г. «военная» составляющая была от 4-5 до 15% общефедеральных списков кандидатов в депутаты

© Вестов Ф. АПетров Д. Е., 2011

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 2

Государственной Думы ФС РФ7. Стоит отметить, что среди кандидатов в депутаты от силовых структур было мало «войсковиков», преобладали представители вузов, военкоматов, а также гражданский персонал. Количество представителей от Вооруженных сил РФ почти в 4 раза меньше, чем на парламентских выборах 1995 г. Не было ярких харизматических фигур. Вместе с тем в списках лидеров предвыборных блоков возросло число представителей других силовых структур. Характерно, что ни по одному из кандидатов от военнослужащих не было ни компроматов, ни каких-либо порочащих выпадов8.

Что касается президентских выборов, то на них россияне, избирая главу государства, определяют и Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ. На президентских выборах 2000 г. среди 12 кандидатов значились три силовика (В. Путин, Е. Савостьянов, Ю. Скуратов), представлявшие в отличие от прошлых выборов не Вооруженные силы, а другие силовые структуры — разведку, ФСБ, генпрокуратуру. Генерал Е. Савостьянов, понимая всю бесперспективность борьбы, снял свою кандидатуру. В. Путин (в прошлом разведчик) стал Президентом РФ.

«Силовой» электорат является одной из важнейших составляющих политической ресурсности «силовиков», особенно в контексте выборных механизмов формирования ряда органов власти, и одним из ключевых аспектов роли «силовиков» в выборах.

«Силовой» электорат в первом приближении представляет собой совокупность всех представителей силовых структур (в том числе ведомственные пенсионеры) и военно-промышленного комплекса и членов их семей как избирателей. В идеале они должны представлять относительно гомогенную социально-политическую группу с преимущественно одинаковыми интересами и политическими предпочтениями, что определяет схожесть их политического поведения, в том числе электорального. В процессе изучения этой составляющей электорального ресурса «силовиков» закономерно возникают два вопроса: о включении в неё представителей военно-промышленного комплекса (ВПК) и о степени гомогенности «силовиков» как социально-политической группы.

Исторически ВПК и силовые структуры в нашей стране имели в основном схожие политические ориентиры государственно-патриотического и великодержавного характера. Совпадают и их экономические интересы: увеличение бюджетных ассигнований на силовой блок (национальная оборона и национальная безопасность), стабильное, а тем более, интенсивное развитие и укрепление силовых структур означают для военно-промышленного сектора экономики сохранение или увеличение заказов (которые также зависят от спроса на отечественное вооружение за рубежом), а значит, социально-экономическую стабильность. И служащие силовых ведомств страны, и работники

ВПК относятся, с некоторыми различиями, к так называемым «бюджетникам», к тому же со смежным характером трудовой деятельности (службы). Поэтому в человеческую составляющую электорального ресурса вполне возможно включить и представителей ВПК с соответствующим социальным окружением, что существенно усиливает этот ресурс «силовиков».

Человеческую составляющую электорального ресурса «силовиков», учитывая тот факт, что в России военнослужащие и сотрудники силовых ведомств обладают избирательными правами в полном объёме, целесообразно измерять числом потенциальных избирателей.

Точно определить численность силовых структур и работников военно-промышленного комплекса на текущий момент довольно сложно. Прежде всего, в силу закрытости многих данных от широкой общественности. В этом случае ссылаться на официальные документы затруднительно, приходится обращаться к вторичным источникам.

В частности, А. Солдатов на 2003 г. оценивает общую численность личного состава силовых структур в 5 млн человек9. Г. Мирский определяет общую численность только военного электората (включая военных пенсионеров, работников ВПК и членов их семей) в 5-8 млн. Примерно в таких же цифрах можно оценить и электоральную численность представителей МВД РФ. Согласно данным «Российской газеты» на ноябрь 2006 г. численность МВД РФ составляет 821 268 человек (без внутренних войск), а численность внутренних войск — 200 000 человек, что в сумме 1 021 268 человек10. С учётом ведомственных пенсионеров и правоспособных в избирательном отношении членов семей численность «милицейского» электората может достигать 5 млн человек.

В целом, по самым скромным подсчетам, вместе с семьями военные и отставники, работники «оборонки» и правоохранительных органов составляют 15-20 млн человек11.

Принимая во внимание тот факт, что на выборах Президента РФ 2 марта 2008 г. общая численность избирателей, внесённых в списки, составляла 107 222 016 человек12, можно определить, что на долю силового электората приходится до 20% от общей численности всех граждан, наделённых избирательными правами. Таким образом, «силовой» сегмент избирательного корпуса получается самым многочисленным в социально-профессиональной структуре российской общества.

Но самостоятельная реализация российскими силовыми структурами своего электорального потенциала затруднена из-за низкой степени гомогенности «силовиков» как социально-политической группы, их неразвитой политической идентичности. Ведь необходимым условием реального влияния «силовиков» на политические процессы в стране является осознание ими своей корпоративной общности, своих общих интересов.

Если представители силовых структур от рядового до высшего командного состава будут, прежде всего, «силовиками» (действительными или бывшими), а уже потом членами партий, бизнесменами, государственными служащими, пенсионерами, учёными и т. д., если они будут осознавать себя членами единой общности, корпорации силовиков, как это имеет место быть во многих странах Латинской Америки, делая вторичными социальные, этнические, конфессиональные и иные различия, то они реально смогут оказывать существенное влияние на политический процесс в государстве, используя электоральные механизмы политического влияния.

При этом мощь силового электората ещё в 1990-х гг. по достоинству оценили профессиональные политики. Не случайно на выборах 1995 г. каждое второе избирательное объединение включило в головную часть своих списков популярных военных деятелей вроде А. Лебедя13 и Б. Громова14. Во многом такая тактика построения партийных списков характерна и для последующих избирательных кампаний.

Относительно особенностей поведения «силового» электората на выборах заметим, что в 1999 г. впервые в постсоветский период военный электорат в своем большинстве проголосовал за «партию власти» («Единство»). Она получила у «силовиков» почти в 2 раза больше голосов, нежели по стране в целом. Предположительно, основная масса военных голосовала по «совету свыше», так как не имела возможности ознакомиться с идеологией и программой «Единства», которые вообще только что родились. На втором месте по голосам от военного электората оказался блок «За победу» (КПРФ), который потерял по сравнению с выборами 1995 г. 2-4% военных избирателей. В войсках среди офицеров осталось мало тех, кто поддерживает коммунистов. Кроме того, коммунисты мало работали с военнослужащими. Большие потери среди военного электората понес блок В. Жириновского. Представители армии по-прежнему в абсолютном большинстве своем не приемлют политические силы правой ориентации — СПС и «Яблоко». Число симпатизирующих «Яблоку» в армии сократилось по сравнению с выборами 1995 г. в 5-6 раз15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поведение военного электората на президентских выборах более собранное. На первых выборах Президента РСФСР за Б. Ельцина (1991 г.) проголосовало около 2/3 военных избирателей. Однако за 4 года президентства личный состав силовых структур в подавляющем большинстве разочаровался в Б. Ельцине, ему доверяли в 1996 г. всего 2-4% военнослужащих. Около 60% своих голосов в первом туре президентских выборов они тогда отдали А. Лебедю, а во втором туре предпочли голосовать за Г. Зюганова, который получил тогда более 50% голосов людей в погонах16.

Стоит отметить, что в 1990-х — начале 2000-х гг. от выборов к выборам росло общее

число избирателей, голосовавших за кандидатов-силовиков (военных), еще примечательнее этот рост был среди военного электората: за 10 лет почти в 3 раза сократилось число военных избирателей, голосующих за гражданских политических деятелей17. В то время как «силовик» В. Путин на выборах Президента РФ 2000 г. получил около 70% голосов личного состава силовых структур и ветеранского корпуса. Большие потери среди армейского электората понесли Г. Зюганов, В. Жириновский, Г. Явлинский18.

Раскрывая особенности электорального участия «силовиков» в качестве организаторов избирательных кампаний отметим следующее. В 1990-х — начале 2000-х гг. предвыборные блоки, партии и движения стремились в максимальной мере использовать активность, связи и организаторский потенциал военных, особенно молодых запасников и отставников. Они в ряде партий и блоков выступали руководителями предвыборных штабов, групп советников, ответственными за основные направления работы, активистами местных структур. Как показывает электоральный опыт 2000-х гг., это открывает возможности для «командного» воздействия на выборный настрой личного состава силовых структур, а также массовых организаций ветеранов войн и военной службы. Например, большую роль сыграло заявление главы правительства — и. о. Президента РФ В. Путина о поддержке на выборах блока «Единства». В силовых структурах сверху были «ориентированы» высшие военачальники, руководители органов воспитательной работы на обеспечение голосования за «Единство». Фактически, устанавливалась ответственность начальников всех

степеней за результаты голосования .

С развитием и укреплением в нашей стране института «партии власти» представители последней вместе с государственными чиновниками и высокопоставленными «силовиками» в период парламентских и президентских выборов стали выражать особый интерес к «силовому» электорату и предпринимать попытки контролировать его политическое участие.

Это проявляется, с одной стороны, в том, что политические партии и кандидаты стремятся своими программами и предвыборными обещаниями охватить и привлечь служивый электорат20. С другой — участники избирательной гонки, имеющие доступ к административному ресурса, в своих интересах направляют политическое информирование личного состава в предвыборный пери-од21, а то и просто используют организационную составляющую электорального ресурса силовых структур: давление руководства на личный состав и его выбор, организованное голосование военнослужащих срочной службы в воинских частях и др.

Понимание представителей силовых структур как одной из целевых аудиторий политических партий и их программных документов в постсо-

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 2

ветской России берет свое начало с 1990-х гг. В думские предвыборные периоды 1990-х гг. происходили большие метаморфозы в программных документах партий по отношению к оборонным делам и силовым структурам. Военные разделы предвыборных документов партий, движений и блоков незначительно отличались и практически характеризовались одинаковым набором ключевых терминов, критики и обещаний, духом формализма. Особого внимания заслуживает анализ их воззрений на взаимосвязь военной и гражданской сфер жизнедеятельности общества, на роль «военных» как особой социальной группы в преодолении всеобщего кризиса, границ их ответственности. Усиленно внедрялась идея, что военная сфера должна стать главным двигателем экономического и научно-технического подъема, политической стабилизации. В. Жириновский представлял армию, военную деятельность панацеей от всех бед, средством спасения экономики, повышения отдачи внешней торговли, решения всех внутренних и внешних споров. Ему вторил К. Титов, утверждая, что возрождение армии даст рабочие места на наукоемких производствах, импульс развитию науки и промышленности, укрепит стандарты технологической и производственной дисциплины, увеличит прибыль, сделает армию менее затратной .

Одним из негативных аспектов роли силовых структур в электоральных процессах в условиях формирования правового государства является т. н. административный ресурс, столь широко распространенный на выборах в странах постсоветского пространства.

Политологи предлагают различные толкования понятия административного ресурса, определяя его как «влияние должностных лиц с использованием их властных полномочий на развитие политического процесса, в частности на ход, результаты и другие составляющие избирательного процесса с целью сохранения власти». Можно выделить три главных субъекта административного ресурса: должностные лица органов исполнительной власти и местного самоуправления; руководители предприятий, учреждений, организаций (не обязательно государственных); представители силовых структур, контролирующих и правоохранительных органов23.

Последнюю категорию часто воспринимают как инструмент, с помощью которого осуществляют административное влияние две первые. Однако это утверждение верно лишь отчасти, что подтверждает политико-электоральный опыт ряда стран ближнего зарубежья, где использование административного ресурса на выборах порой приобретало массовый характер.

Субъектность силовых структур в рамках административного ресурса обусловлена следующими основными моментами.

Во-первых, на региональном и местном уровнях силовые структуры юридически не под-

чинены региональной и местной власти, хотя и находятся с ними в тесном взаимодействии.

Во-вторых, силовые структуры могут выступать в качестве самостоятельного источника административного ресурса, если в избирательных кампаниях участвуют их непосредственные представители.

В-третьих, правоохранительные органы обладают наиболее эффективными и действенными механизмами влияния на избирательный процесс и его участников — если другие должностные лица грозятся применить или применяют лишь административные или материальные санкции, то силовые органы имеют легитимную возможность применения жестких силовых действий против

лиц или организаций, являющихся объектами

влияния .

Влияние контролирующих и правоохранительных органов на ход избирательного процесса может происходить на всех без исключения этапах кампании, а часто и задолго до ее официального начала. Перед стартом избирательной кампании или на начальных ее стадиях доминирует влияние контролирующих и фискальных органов, связанное, прежде всего с давлением на кандидатов, а также лиц, предприятия или СМИ, которые их поддерживают; ближе к выборам и непосредственно в день голосования главную роль играют органы охраны правопорядка, а объектами влияния становятся агитаторы, члены комиссий, наблюдатели, журналисты, а нередко и сами избиратели.

Это влияние не обязательно осуществляется в форме непосредственных действий или поступков правоохранительных органов. Очень часто бездеятельность, невмешательство в избирательный процесс, сопровождаемый грубыми нарушениями, делает правоохранителей соучастниками правонарушений, целью которых является нарушение избирательных прав граждан и искажение результатов их волеизъявления25.

Вмешательство силовых структур в проведение выборов может начаться задолго до старта самой кампании — от пассивного невмешательства во время откровенно провокационных и хулиганских действий отдельных лиц или групп людей — до остановки силовиками автотранспорта, доставлявшего участников на предвыборные мероприятия. Существенно сложнее связать с избирательным процессом различные проверки фискальными органами предприятий, организаций или СМИ, поддерживающих политические силы, альтернативные действующей власти. Например, снятие с регистрации кандидатов в органы власти всех уровней за неточности, допущенные при заполнении декларации о доходах, необходимой для регистрации, недопущении субъектов избирательного процесса в помещения для встречи с избирателями, уничтожении агитационных материалов, задержании групп агитаторов. Неоднократно наблюдались случаи

пассивности правоохранительных органов при довольно существенных нарушениях, сопровождавших процесс агитации26.

Имеет место определенное давление » силовиков» в процессе голосования и подсчете голосов. В частности, во время голосования и подсчета голосов сотрудники правоохранительных органов должны осуществлять общий надзор за правопорядком. Законодательство четко не регулирует численность представителей органов внутренних дел, которые должны следить за порядком на избирательных участках, практика свидетельствует, что двух (максимум трех) блюстителей порядка вполне достаточно для одного участка. Но зачастую их количество значительно больше, что не способствует атмосфере свободного волеизъявления, а иногда преследует цель помешать ему, что фиксировали также и международные наблюдатели27.

Значительным ресурсом для влияния на результаты выборов, связанным с силовыми ведомствами, является голосование на так называемых закрытых участках — в воинских частях или в местах лишения свободы (а это колоссальный ресурс для влияния на результаты выборов), где процесс голосования практически лишен какого бы то ни было контроля. Почти стопроцентный результат, который получают там кандидаты от правящего режима, свидетельствует, что понятие

«свободное волеизъявление» на этих участках —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

категория довольно условная .

В целом в условиях формирования правового государства в современной России и странах ближнего зарубежья силовые структуры и «силовики», как социально-профессиональная группа, характеризуются широким спектром направлений участия в электоральных процедурах формирования органов власти и имеют значительные возможности для оказания влияния на результаты выборов.

Примечания

3 См.: БабановА. А. Силовые структуры в системе политической власти правового государства (на примере армии и правоохранительных органов). Волгоград, 2004.

4 См.: Серебрянников В. В. Военные в зеркале выборов // Военные в зеркале выборов. 2000. 8 ноября.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 См.: СолдатовА. Касса закрытого типа // Нов. газ. 2003. 4 августа.

10 См.: Фалалеев М. Чисть мундиры // Рос. газ. 2006. 10 ноября.

11 См.: Мухин В. Равнение — на избирательные урны (Армия может решить исход выборов в России) // Независимое военное обозрение. 2008. 17 августа.

12 Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 104/777-5 г. Москва «О результатах выборов Президента Российской Федерации» // Рос. газ. 2008. 8 марта.

13 См.: Булавинов И. Лебедь рвется объединить обиженную армию // Коммерсантъ. 1995. 19 октября.

14 См.: Мирский Г. Выйдет ли армия из казарм // Pro et Contra. 1996. Т. I, № 1.

15 См.: Серебрянников В. В. Указ. соч.

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же.

19 Там же.

20 См.: Круглов И. Электоральные симпатии силовиков // Свобода слова. 2007. № 38 (382).

21 См.: Мухин В. Указ. соч.

22 См.: Серебрянников В. В. Указ. соч.

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

27 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Там же.

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — В Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции РК назвали самые коррумпированные органы, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«В целом наибольшее количество фактов коррупции приходится на служащих акиматов всех уровней (213), сотрудников органов внутренних дел (176) и Комитет госдоходов (43). В числе рисковых продолжают оставаться сферы строительства (187), образования (138), сельского хозяйства (135), ЖКХ (131) и земельных отношений (108). Также за взяточничество в Костанайской и Восточно-Казахстанской областях изобличены три представителя фемиды. В настоящее время в отношении них проводятся досудебные расследования», — проинформировал директор департамента по связям с общественностью АДГСПК РК Арман Бердалин.

Он также добавил, что с начала 2018 года к уголовной ответственности привлекаются 35 акимов и их заместителей, из них 1 — областного, 6 — районного, 5 — городского, 23 — сельского уровней.

«За 10 месяцев текущего года Национальным бюро в ЕРДР зарегистрировано 2 361 уголовное правонарушение, из которых 1 726 или 73% являются коррупционными. Больше половины коррупционных преступлений приходится на факты взяточничества — 57% (979 из 1726), треть на хищения — 29% (506 из 1726). Направлено в суд 2 136 уголовных дел или 37% от числа находившихся в производстве (5 789). Из установленного ущерба в 14,4 млрд тенге возмещено 12,8 млрд тенге или 89%. Наложен арест на имущество подозреваемых на сумму 42,7 млрд тенге (по коррупционным — 4,2 млрд тенге)», — констатировал спикер.

Всего за коррупцию привлекается 1 126 должностных лиц, из них 20 руководителей республиканского, 75 областного, 128 городского и районного уровней.

ОХРАНА.ru начинает знакомить читателей с ТОПом мировых служб специального назначения. Их работа в основном не видна для обычных жителей Земли, но именно она является залогом прочного мирного фундамента существования человечества. Более того, качество операций спецслужб определяет их «незаметность» для широкой общественности.

Первый наш рассказ — о существующих сегодня лучших разведках мира. Лучшие – не значит самые богатые, здесь у американцев просто нет конкурентов. Лучшие – значит, самые эффективные, наиболее надежно охраняющие покой в своих государствах. Отметим, что наш традиционный ТОП-5 на этот раз будет расширен, тем интересней для вас, читатели.

Эксклюзивным данный материал делают комментарии приглашенных нами специалистов. Это генерал КГБ в отставке Александр Михайлов и экс-глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми. Яков до сих пор просит не «вытягивать» из него подробностей спецопераций, поэтому относимся к его «заметкам на полях» нашего материала как к особо ценным замечаниям.

Добавим, что на протяжении нескольких месяцев ОХРАНА.ru активно готовит и вторую часть обзора мировых спецслужб — ТОП лучших контрразведок мира. Следите за новостями.

7 — КСРБ – Канадская служба разведки и безопасности:

Секретной службе Канады всего-то три десятка лет и существует она вне полицейских и военных блоков – как гражданский институт, который подчиняется только парламенту страны. Цели КСРБ декларируются как сугубо мирные и оборонительные, однако, известно, что многие из штатных агентов канадской разведки действуют за рубежом. Особый акцент ставится на борьбу с терроризмом и внешними угрозами. Численность штатного состава канадской спецслужбы – около 2500 человек, а на их деятельность бюджет выделяет около 507 миллионов долларов.

Интересный факт: временами о деятельности КСРБ становится известно всему миру – в случае больших или маленьких провалов всей службы или отдельных ее сотрудников. Так, в 1985 году при расследовании взрыва на борту рейса 182 Air India канадский суд прямо указал, что служба разведки намеренно уничтожает сведения об этой катастрофе – а именно перехваченные сообщения. А, например, в 1999 году из машины одного из сотрудников канадской спецслужбы была похищена секретная информация. Сам разведчик в это время находился на хоккейном матче своего любимого клуба «Торонто Мейпл Лифс».

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Генерал КГБ в отставке Александр Михайлов:

Надо помнить, что большая часть спецслужб мира замкнута на США. Они работают опосредованно, на единую задачу, в рамках своих соглашений, добывая развединформацию. Зачастую инициатором такой работы является ЦРУ. Буквально с момента своего создания в 48 году, ЦРУ возглавило разработку тактики и стратегии по противодействию СССР, и до сих пор мало что изменилось. Спецслужбы разных стран, в разной степени доверяя друг другу, все равно трудятся на единую задачу – против России. Далее они действуют согласно собственным национальным интересам, вот Америка в этом смысле смогла разведки стран НАТО ангажировать под свои национальные интересы. Поэтому и Канада, и Австралия, и многие другие – мы почти с ними непосредственно не сталкивались, но чувствовали, кто на самом деле за ними стоит.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми:

Спецслужба у Канады маленькая, да удаленькая! Чувствуется британское влияние!

6 — Специальные службы Германии — БНД:

Известные своим холодным рассудком и математической точностью немцы намерено разделили все секретные и силовые структуры на три ветви. Это Федеральное ведомство по охране конституции БФФ, работающее исключительно внутри страны, Служба военной контрразведки МАД и Федеральная разведывательная служба БНД, которая занимается внешней разведкой. Сразу отметим, что все эти структуры жестко разведены так называемой «заповедью разделения компетенции». Те, кто занимаются внутренней работой по профилактике преступности, не вмешиваются в работу разведки, и наоборот.

БНД (от немецкого – Bundesnachrichtendienst) – единственная служба Германии, которая наделена полномочиями действовать за рубежом, поэтому попутно она ведет еще и военную разведку. Но основной задачей ее считается сбор и передача правительству ФРГ полной и по возможности точной информации в области политики и обеспечения безопасности в других странах. При этом БНД запрещено оказывать какое-либо влияние на территории зарубежных государств, проводить диверсии, устраивать саботажи, или организовывать кампании по дезинформации.

Тем не менее, в 2000 году своеобразной сенсацией стало посещение директором БНД Августом Ханнингом Чеченской Республики. Так же сообщалось, что на территории республики действуют немецкие агенты, которые помогают России собирать информацию о боевиках. Официально факт поездки, конечно, не был подтвержден, но БНД пришлось разъяснять, что ее агенты действуют в Чечне только для обеспечения безопасности Германии, и во внутренний конфликт не вмешиваются.

Впрочем, известно, что еще в 60-х годах личный соратник президента США Никсона являлся сотрудником БНД. Так что специалисты знают, что по части внедрения «кротов» немецкая разведка никогда не гнушалась такими методами.

Впрочем, в истории БНД есть и более близкие нам и еще более бесцеремонные методы. Вряд ли предложение канцлера Коля предоставить для проведения операции Борису Ельцину немецкого хирурга-кардиолога являлось только жестом человеческой доброты. В то время разведки всего мира хотели знать точно, насколько президент России серьезно болен и долго ли протянет. В этой связи известен и такой случай. Во время визита Брежнева в ФРГ в 1978 году на вилле, где он остановился, туалет был устроен так, чтобы «улавливать» канализационную воду. Потом посредством химического анализа спецслужбы выясняли, насколько крепко здоровье у лидера СССР. Поэтому зачастую при официальных международных визитах главы государств предпочитают возить с собой кэмпинг-туалеты.

Интересный факт: В первом отделе БНД, который отвечает за оперативную работу «с живыми людьми», и в частности за вербовку «информаторов», большую часть агентов-связников составляют женщины. Считается, что они более скрытные и выносливые, чем мужчины. Эту точку зрения разделяют в ЦРУ – там 15% женщин занимают руководящие посты, а вот в израильском Моссаде, как утверждает «желтая пресса», девушек используют как осведомительниц, буквально подкладывая их под мужчин для добычи нужной информации во время «пустых» разговоров во время флирта.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Генерал КГБ в отставке Александр Михайлов:

Самое главное у немцев то, что их разведка не утратила принципов и методов работы, которые были заложены еще в Абвере. Причем, по этим принципам работала и разведка ГДР, и разведка Западной Германии. У них на генетическом уровне существуют эти азбучные истины, которые опираются на менталитет самого общества. Если мы вспомним Гестапо и другие органы Абвера, то можно сказать – у них была самая разветвленная агентурная сеть. А система осведомления, поставленная на высочайшем уровне, позволяла моментально выявлять факты контрразведки со стороны других государств. И это все не утрачено в наши дни! Так что немецкая разведка сегодня – как и во время Второй мировой войны — одна из самых эффективных. Специалисты БНД умеют и любят тонко работать, у них многочисленные осведомители.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми:

Использование женщин как сексуальных ловушек очень и очень редко и не свойственно Израилю, в отличии от других служб в мире. Для этого достаточно обычных проституток.

Женщины в Моссаде занимают самые высокие посты, вплоть до зам. директора структуры. Много используются в оперативной работе и в аналитике.

5 — МИ6 — государственный орган разведки Великобритании:

При упоминании этой аббревиатуры — (от английского Military Intelligence, MI6) — у многих любителей кино всплывает образ идеального джентльмена и супер-шпиона 007, который воплощался на экране самыми лучшими актерами-мужчинами в истории Голливуда. Читатели удивятся, но, если откинуть чисто киношные придумки вроде супер-автомобиля и стреляющих перьевых ручек, то в целом представление о реальной жизни секретной службы Ее Величества Королевы будет верным. Действительно, разведка Британии существует более ста лет в режиме круглосуточной работы, и действительно, в самых разных точках мира находятся около 3200 ее сотрудников, которые добывают информацию и проводят спецоперации для обеспечения безопасности Англии. Наверняка, среди них есть и шпионы, обладающие навыками Джеймса Бонда. Утверждается, что до начала 90-х МИ6, вообще, не имела никаких правовых оснований для своего существования, которое, впрочем, всегда отрицалось на официальном уровне. Закон «О разведывательных службах» был принят парламентом Великобритании только в 1994 году.

Интересный факт: с того же 94 года штаб-квартира МИ6 официально находится в здании по адресу — Воксхолл-кросс, 85 (Vauxhall Cross 85) – и об этом знает каждый подросток, который интересовался вопросом. А голливудские режиссеры даже однажды дерзнули взорвать на экране легендарное «здание без табличек» – в очередном фильме про агента 007. Впрочем, ореол этой масскультовой славы не отменяет того факта, что английские спецслужбы являются одними из лучших в мире.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Генерал КГБ в отставке Александр Михайлов:

В Англии существуют традиции, которые не подвергались каким-то там катаклизмам. Даже, если брать Германию, их спецслужбы прошли несколько этапов, включая войну. Великобритания же, как жила в своем прежнем формате, так она в нем и существует сегодня. Вот этот здоровый консерватизм, на мой взгляд, очень положительно отражается на развитии любых спецслужб. Поэтому разведка МИ6 на протяжении ста лет делает все, что нужно, а все что не нужно не делает, при этом исходит из своих собственных национальных интересов. Но мы должны помнить, что все-таки разведка Англии тоже находится в орбите США. И мы все знаем отношение Черчилля к Советскому Союзу, после войны, и эту антирусскую риторику. Но скажу так – у советских спецслужб в противостоянии именно с МИ6 были очень крупные победы, и там всегда были отлично внедренные разведчики, поставляющие гигантские объемы полезной информации.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми:

Качество оперативной работы, планирования и исполнения в Англии — одно из самых высоких и профессиональных в мире.

4 — ЦРУ – Центральное разведывательное управление США:

Еще более «демонизирована» в кино и литературе деятельность главной внешней разведки США – легендарного ЦРУ. Толчком к созданию американской разведки стала беспрецедентная атака Японии на базу США в Перл-Харбор в 1941 году, во время которой Штаты буквально за два часа потеряли почти весь свой тихоокеанский флот. Тогда Вашингтон ясно осознал, что такие неожиданные сюрпризы можно предотвращать только с помощью разведслужб. Уже после войны появилось ЦРУ, но его главной задачей стала уже не слежка за старыми врагами, а конкретное противодействие СССР.

За время деятельности Центрального разведуправления было много ярких историй, таких, как «Дело Пеньковского», или крупный провал спецслужб по разведывательному полету над СССР летчика Пауэрса, а также неудачное военное вторжение на Кубу, известное как «Высадка в Бухте Свиней».

Но, пожалуй, самым шокирующим из проектов, о которых узнал мир, стал эксперимент «BLUEBIRD», где речь уже шла о работе с человеческим сознанием и памятью. Это направление исследований ЦРУ ярко показано в цикле фильмов об агенте Борне с Мэтом Дэймоном в главной роли, но все это считалось выдумкой сценаристов, пока не оказалось, что в основе фильма – реальные события. Из-за нескольких утечек информации стало известно, что в 50-х годах ЦРУ действительно экспериментировало с человеческим разумом. Стирая своим агентам память и внедряя в мозг электроды для удаленного контроля над их действиями, управление пыталось создать новую человеческую личность. Этот пример показывает, насколько далеко может заходить деятельность мощной разведывательной организации, созданной якобы для сохранения паритета в мире.

Интересные факты: Специалисты считают, что украинский майдан – это четко спланированная и удачно реализованная спецоперация американской разведки, в частности – АНБ, ЦРУ и Госдепартамента. Приведем только некоторые детали, подтверждающие непосредственное участие США в событиях 2014 года, схема которых была ранее отработана в странах «третьего мира», где Штаты якобы боролись с «диктаторскими режимами». Здесь также были задействованы многочисленные некоммерческие фонды, подчиненные Госдепартаменту, внедренные агенты влияния в оппозиционные блоки, и даже в правящую партию, вплоть до личного окружения президента Януковича – известно, что тот же Арсений Яценюк ездил в посольство США в Киеве ежедневно, как на работу.

Позже Виктория Нуланд проговорилась, что всего на эти цели было потрачено 5 миллиардов долларов. К слову, еще в январе 2013 года спецслужбы Украины сообщили президенту о странном американском запросе – разрешить посадку в Борисполе двух военно-транспортных самолетов ВВС США «Геркулес» с неким якобы дипломатическим грузом. Тогдашний начальник СБУ пояснил, что самолеты привезли 60 миллионов долларов мелкими купюрами — именно для майдана, где уже активничало разношерстное студенчество. Януковичу предложили арестовать этот груз, сняв на видео и представив всему миру доказательства финансирования революции Госдепом. Но президент отказался от такой контроперации, опасаясь скандала и гнева США. Уже тогда там сделали выводы – глава Украины – нерешительный человек.

После этого, стало достоверно известно, что в Киев прибыли двое известных политтехнологов, организаторов «цветных революций» в Сирии, Ливии, Тунисе и Египте – Марко Ивкович и Алик Росс. С чего бы это?

Последней каплей стал отказ Януковича подписать документ об ассоциации с ЕС, случившийся, после доклада премьера Азарова, который убедительно доказал, что с таким раскладом к январю страна попросту обанкротится. Терпение Америки закончилось, ЦРУ дало команду начать «силовой» вариант смены власти на Украине.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Генерал КГБ в отставке Александр Михайлов:

О работе любых специальных служб мы судим не по успехам, а по провалам. В последнее время мы наблюдаем значительное количество скандалов, связанных с ЦРУ, но забываем о том, что у них существует 18 различного рода органов, которые занимаются разведкой в самых разных сферах. ЦРУ – это, в общем-то, политический орган, подчиняющийся напрямую президенту США и реализующий национальную политику в других частях света. Очень мощная структура, достаточно обеспеченная, с высоким финансированием. Они не стесняются вербовать агентов и, кстати, в отличие от наших спецслужб, совершенно не боятся провалов в этой сфере. Ну, провалились, подумаешь, поехали дальше. То есть они работают по принципу «не попадайся»: попался – тогда расследуют что-то там, может быть, даже кого-то отстранят, но глобально – структура продолжает исполнять свои обязанности. По большому счету, они не особенно и стесняются в выборе средств.

Кроме того, как я выше говорил, ЦРУ является координатором деятельности всех крупных разведок мира – тех, кто входит в блоки и смотрит в сторону США. Даже если кто-то не предоставляет нужную им информацию, они получают ее, работая даже по своим партнерам. Вспомните все эти истории с «прослушкой» лидеров разных стран. То есть, по большому счету, они вообще не церемонятся в выборе методов для своей деятельности.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми:

Американские разведки слабы в аналитике. Почти всегда ошибаются. Слишком схематичны. Мало профессиональны в знании и понимании различных стран и их культур и истории. Предпочитают упрощённые варианты, и затрудняются понять сложные, динамические развития событий. Больны «Маккартизмом» в оценках СССР и России. Слишком придерживаются принципов Концепций, и не любят подвергать их проверкам и переоценкам.

3 — CВР – Служба внешней разведки РФ (бывшее ПГУ – Первое Главное Управление КГБ СССР):

Это совершенно самостоятельная служба специального назначения в государственной структуре органов РФ. Она ведет свою историю с 20-х годов прошлого века. Структура подчиняется и несет ответственность непосредственно перед президентом страны. Как сказал руководитель СВР Михаил Фрадков, главный показатель эффективной деятельности разведки — «стабильность в работе по добыванию и предоставлению руководству нашей страны секретной, достоверной и упреждающей информации по вопросам, непосредственно затрагивающим национальные интересы России».

Основные вехи истории СВР (ПГУ) связаны с периодом Второй мировой войны и послевоенным противостоянием с иностранными службами. Успехи внешней разведки времен СССР связаны, прежде всего, с вербовкой агентов и внедрением разведчиков в структуры геополитических противников. Такие названия спецопераций как «Красная капелла», «Кембриджская пятерка», «Монастырь», «Энормоз», и «Портлендская операция» вошли в историю разведки как лучшие образцы этого вида деятельности. Сегодня СВР считается самой секретной структурой среди спецслужб, о ее деятельности мало что говорится. Но громкая история высокопоставленного «крота», полковника СВР Александра Потеева все-таки просочилась в СМИ. Ряд СМИ считают, что полковника завербовали еще в 2003 году, после совершенного на его квартиру нападения. Тогда подобных случаев было несколько – и именно с сотрудниками СВР. Есть мнение, что некоторые из этих преступлений носят неслучайный характер и являются этапами вербовки наших сотрудников контрразведкой США. О двойной деятельности Потеева СВР узнала в 2010 году, тогда же он сбежал в Америку, где за свои услуги получил несколько особняков и большую сумму денег. Потеев «сдал» американцам целую сеть наших агентов, среди которых была и небезызвестная Анна Чапман. Заочно он был осужден за измену и дезертирство, недавно пришла непроверенная информация, что перебежчик скончался в США. Специалисты утверждают, что это может быть дезинформация ЦРУ, чтобы о шпионе просто забыли.

Интересный факт: Неофициально известно, что внутри СВР существует спецподразделение «Заслон», созданное секретным указом президента. Оно предназначено для силового реагирования на угрозы дипломатическим миссиям России за рубежом и охраны представителей МИД России во время их визитов в «горячие точки». По данным прессы, бойцы «Заслона» принимали участие в операциях разведки в Ираке и Иране, а в 2015 году эвакуировали американское посольство США в Йемене. Но официально руководители СВР отрицают существование такого отряда.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Генерал КГБ в отставке Александр Михайлов:

По большому счету, нам удалось сохранить разведку в том виде, в котором она существовала в Советском Союзе. Безусловно, были внесены какие-то коррективы из политических и экономических соображений, но что касается личного состава, то его костяк на протяжении длительного времени составляли выходцы из советских органов безопасности.

В чем сегодня сильная сторона и ФСБ, и СВР? В первую очередь это то, что политическое руководство страны доверяет специальным службам и дает им работать. При Ельцине эти структуры подвергались жестоким реформам, при этом приходилось постоянно удерживать костяк сотрудников, чтобы не развалить систему вообще. Президент тогда мало понимал, как устроены специальные органы, он же был хозяйственник, но никакого отношения к разведке не имел. Сегодня эффективность внешней разведки увеличилась, потому что есть государственный заказ на эту деятельность.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми:

После освобождения от опеки идеологов, качество анализа российской разведки стало намного лучше. Согласен с генералом Михайловым.

2 — Моссад

В переводе с иврита «моссад» значит «учреждение», и действительно, история этой знаменитой на весь мир израильской спецслужбы начиналась с обычной коробки серого здания, на фасаде которого была табличка – «Консультационные услуги», а люди из соседних кабинетов даже не представляли, чем занимаются их тихие соседи. Основным принципом работы разведчиков из Тель-Авива стала полная конспирация. Кое-какая информация о Моссаде просочилась в СМИ лишь спустя 30 лет после его создания, а некоторые факты стали известны лишь во второй половине 90-х годов. После того, как мир узнал, к каким именно операциям, возможно, причастен Моссад, самая секретная в мире разведка стала еще и самой знаменитой.

Помимо возведенной в ранг абсолюта конспирации, в основе успехов израильтян – личная преданность государству. Будущие руководители страны в начале карьеры лично принимали участие в спецоперациях Моссада и Генштаба Израиля. Например, в 1972 году при освобождении заложников на борту захваченного террористами Боинга под видом авиатехников в группе захвата были лично: Эхуд Барак, впоследствии начальник Генштаба, а затем – премьер-министр, майор Дани Ятом, спустя несколько лет ставший начальником Моссада, лейтенант Узи Даян, будущий замначальника Генштаба, а после – глава Совета обороны, а также — лейтенант Беньямин Нетаньяху, в скором времени – премьер-министр был легко ранен во время перестрелки. Террористы были уничтожены в течение 90 секунд, при этом Даян совершил что-то из разряда волшебства, выхватив у женщины-террористки гранату прямо из рук.

Самой известной операцией Моссада можно считать уничтожение подпольной палестинской организации «Черный сентябрь», члены которой в 1972 году захватили израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене. В течение многих лет разведка Израиля шла по следам террористов: у них взрывались трубки телефонов в руках, они бесследно исчезали, их расстреливали на улице неизвестные. Найдены и уничтожены были почти все. Как утверждает официальный Израиль, эта операция не была местью за теракт на Олимпиаде, просто «Черный сентябрь» продолжал готовить новые акции, и его кому-то необходимо было остановить.

На сегодняшний день известно, что штат Моссада насчитывает около тысячи человек, агентурная сеть же исчисляется десятками тысяч сотрудников по всему миру. В наши дни вскрываются такие обескураживающие факты деятельности израильской разведки, что невольно снимаешь шляпу перед мастерством ее сотрудников. Так, недавно стало известно, что главный диверсант Третьего Рейха Отто Скорцени был завербован Моссадом! Остается только предполагать, какие операции сегодня проводит Израиль и надеяться на то, что, с учетом хороших отношений между нашими странами, они не направлены против России.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми:

Мы не уничтожили «Чёрный Сентябрь», но смогли нанести сильнейший ущерб и сорвать большинство готовящихся операций. Насчет Скорцени. Он давал информацию о бывших нацистах, работающих в арабских странах над проектами нового оружия.

1 — ISI — Пакистанская межведомственная разведка (англ. Inter-Services Intelligence)

В мире спецслужб пакистанская разведка слывет «гуру невидимых войн». Созданная сразу после пакистано-индийской войны с целью – наладить взаимодействие между всеми родами войск государства – много лет, к сожалению, под патронажем ЦРУ, ISI скорее развязывала новые конфликты, а не предотвращала их. Хотя в официальных заявлениях руководители Пакистана категорически все отрицают.

На уровне спецслужб Пакинстан и США начали сотрудничать, после теракта 11 сентября, якобы для предотвращения дальнейших терактов, организованных движениями «Аль-Каида» и «Талибан» (экстремистские группировки, запрещены в РФ). На самом же деле многие факты говорят о том, что ISI, напротив, поддерживала боевиков и помогала им беспрепятственно пересекать границы Пакистана. Благодаря этому в отдаленных районах этой страны у террористов образовалась что-то вроде «базы отдыха», при которой существуют пункты обучения для подготовки новых боевиков.

Самое интересное, что спустя какое-то время Штаты сами же и обвинили Пакистан в связях с исламистами, в результате чего в 2008 году ISI была серьезно реформирована, а тогдашний премьер-министр Мушарраф ушел в отставку. С тех пор разведка Пакинстана подчиняется не министерству обороны, а внутренним войскам. Впрочем, и сегодня все обвинения в дружбе с боевиками продолжают сыпаться на голову пакистанских разведчиков, то и дело озвучиваемые различного ранга чиновниками из Вашингтона. Что не мешает ISI нести свою службу, имея самую многочисленную резидентуру в мире – до 10 000 агентов, и предотвращать опасности внутри страны.

Так, самым известным событием из этого разряда стало предотвращение заговора против президента Пакистана Зиа-ул-Хака в 1980 году. В заговоре были высокие военачальники, которые планировали совершить государственный переворот во время торжественного парада в Исламабаде, и привести к власти исламистов экстремистского толка. Внутренняя разведка арестовала бунтарей еще на стадии подготовки их планов.

Невидимая война: ТОП-5 лучших контрразведок мира

У «Динамо» есть 1 млн членов, около 670 объектов недвижимости, 50 охотничьих хозяйств и потоки наличности в виде взносов. Но, по сути, все это держится на еще советской системе, которая постепенно сдается под натиском капитализма Фото: Александр Вильф / МИА Россия Сегодня

Конец апреля 2018 года, лыжный стадион на окраине подмосковных Химок. Несмотря на сильный дождь, здесь проходят соревнования в беге по пересеченной местности между коллективами спортобщества «Динамо». На листочках, приклеенных к стенду скотчем, — список участников забегов со своеобразным шифром. Вместо названия организации — номер, за которым скрывается название силового ведомства. Например, «Динамо-19» — это ФСО, а «Динамо-24» — ФСБ. У бегунов из «Динамо-21» (Служба внешней разведки) вместо фамилии из соображений секретности указаны отчества.

«Спортсмены с 1-го по 8-й приглашаются на старт, просьба получить чипы», — в микрофон говорит судья, произнося «чипы» с ударением на «ы». Рядом уже разминается атлетически сложенный мужчина в синей куртке с надписью «ФСО России». Компанию ему в забеге составят сотрудники Росгвардии («Динамо-34»), МВД («Динамо-25») и Службы специальных объектов при президенте РФ («Динамо-29»). Чипы призваны точно зафиксировать время и удержать спортсменов от соблазна срезать дистанцию.

В советское время «Динамо» объединяло работников госбезопасности и МВД, которому тогда подчинялась и противопожарная служба. В 1990-е годы поддержка со стороны силовиков резко снизилась, из «Динамо» отозвали прикомандированных сотрудников — действующих офицеров, которые получали зарплату в правоохранительных органах, но были целиком погружены в дела спорта. Последовали и неизбежные проблемы с финансированием: например, в 1995 году доходы общества в целом по России составили всего лишь 66 млн деноминированных рублей — $14 тыс. по курсу (данные из книги «Энциклопедия «Динамо»).

Однако силовики не просто отстояли свое спортивное общество, но и постепенно собрали под его эгидой все ведомства, которые некогда были лишь подразделениями внутри КГБ СССР и МВД СССР, а потом выделились в отдельные организации. Еще при президенте Борисе Ельцине в конце 1996 года в «Динамо» вернули прикомандированных сотрудников: сейчас в каждом региональном объединении работают по одному представителю от МВД и ФСБ, рассказали журналу РБК руководители двух местных обществ.

При Владимире Путине встраивание «Динамо» в государственную систему продолжилось. В 2003 году правительство РФ передало в безвозмездное пользование «Динамо» свыше 80 объектов по всей стране, включая стадионы и охотничьи хозяйства, притом что на конец 1990-х у него и так оставалось более 400 единиц недвижимости. В 2009 году Путин, будучи премьер-министром, утвердил перечень служебно-прикладных видов спорта, которые обязаны развивать силовые ведомства, а Министерство спорта закрепило за «Динамо» функции по подготовке правил соответствующих соревнований. В 2013 году Путин подписал указ о праздновании 90-летия общества «Динамо», поручив правительству отметить юбилей за государственный счет.

Смена председателя общества в 2016 году произошла после письма президенту от руководителей силовых ведомств, недовольных работой организации, рассказал журналу РБК собеседник, близкий к руководству «Динамо». Экс-главу пограничной службы Владимира Проничева тогда сменил другой выходец из КГБ СССР Владимир Стржалковский, который в разное время возглавлял петербургскую турфирму «Нева», был заместителем министра экономического развития, главой Ростуризма и даже гендиректором ГМК «Норильский никель». Задачи перед новым председателем «Динамо» — оптимизировать расходы и навести порядок в управлении имуществом — Путин ставил лично, добавил источник РБК.

Постепенно «Динамо», которое принято ассоциировать с силовиками, вышло за пределы правоохранительных органов. В него официально входят Федеральная таможенная служба («Динамо-20»), «Росатом» («Динамо-22»), Федеральная налоговая служба («Динамо-28»), Министерство юстиции («Динамо-30»), Росфинмониторинг, министерства финансов и экономического развития, а также Банк России, Агентство по страхованию вкладов и Пенсионный фонд (все — «Динамо-33»).

В 2018 году в «Динамо» планирует войти Федеральная антимонопольная служба. Общество становится все больше похоже на спортивное объединение всех государственных органов. Журнал РБК разобрался в экономике общества, которое застряло на полпути между социализмом и капитализмом.

Добровольно-принудительное «Динамо»

Ради эксперимента корреспондент журнала РБК позвонил в московское городское общество «Динамо» с вопросом, как вступить в организацию для участия в соревнованиях. По уставу для этого совсем не обязательно быть сотрудником одного из многочисленных силовых ведомств. На второй день безуспешных звонков на другой стороне провода уже раздавался сдавленный смех. Итоговый вердикт: простому гражданину стать динамовцем в столице нельзя, а в брянском «Динамо», например, готовы принять человека без погон.

«Динамо» представляет собой разветвленную сеть из 82 региональных и 14 «номерных» организаций. На местах все ведомства замыкаются на региональных обществах «Динамо», во главе которых стоит либо руководитель УФСБ, либо ГУ МВД, либо республиканского МВД. «Номерные» — «Динамо-19», «Динамо-20» и т.д. — подчиняются конкретному ведомству и объединяют работников из центрального, московского аппарата. По традиции в случае ликвидации ведомство уносит с собой в архив номер своего «Динамо», поэтому, например, все числа первого и большей части второго десятка уже не могут быть присвоены: их носили спортобщества ведомств, которых сегодня уже нет, рассказал журналу РБК Олег Шабуневич, руководитель «Динамо-33» (финансово-экономические органы власти).

Сейчас в «Динамо» состоят 1,02 млн человек, рассказали журналу РБК в центральном совете общества. В крупных регионах с широкой сетью силовых структур насчитывается свыше 10 тыс. динамовцев: в Красноярском крае их более 18 тыс., в Удмуртии — около 16 тыс., в Татарстане — 30 тыс. Ведомственный состав организаций также серьезно варьируется по мере движения по карте России: где-то в «Динамо» входят местные управления Следственного комитета, прокуратуры, Судебного департамента и Росреестра, хотя на федеральном уровне они не вступили в спортобщество. Есть и экзотические примеры: в сочинской ячейке «Динамо» числится местное казачье общество, в Красноярской — государственный Центр профилактики и борьбы со СПИДом.

Реконструкция стадиона в Петровском парке в Москве ведется с 2008 года, за это время «Динамо» практически лишилось арены: его доля в соответствующей управляющей компании — лишь 7,7% (Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)

В некоторых регионах количество динамовцев практически идентично числу работников силовых ведомств. «Существует разнарядка. Например, начальник местной полиции говорит «всем вступить», и все вступают», — рассказывает собеседник в одной из организаций «Динамо». Для сравнения: в «Локомотиве», объединяющем работников РЖД, состоят 15 тыс. человек, рассказал журналу РБК начальник пресс-службы общества Андрей Лиджиев, подчеркнув, что в общество вступают лишь те, кто активно занимается спортом.

Зачисление в «Динамо» происходит в «добровольно-принудительном» порядке, подтвердили журналу РБК сотрудники одного из региональных управлений ФСБ и службы исполнения наказаний. «Всех новых сотрудников мы сразу же стараемся принять в «Динамо», — не стал скрывать замруководителя башкирского общества Рамиль Набиев. К 100-процентому членству близко и «Динамо» по Республике Алтай, рассказал зампредседателя Михаил Ощепков. Но такая система действует не везде. «У нас такого нет, мало что дает для общества», — говорит собеседник в Московской областной организации «Динамо».

Занимаются служебно-прикладными видами спорта и выступают за свое ведомство далеко не все динамовцы. Так, в Алтайском крае в 2017 году бегали и стреляли из пистолета около 1 тыс. силовиков при общей численности местного общества в 20 тыс., следует из информации на сайте местного общества. При этом в соответствии с уставом динамовец — не просто тот, кто написал заявление и получил взамен значок со знаменитой буквой Д. Во всех ведомствах, состоящих в «Динамо», проходит кампания по сбору членских взносов. Их размер устанавливается местными организациями и варьируется в среднем от 100 до 500 руб. в год. Часть денег — от 30 до 70% — оставляют себе ведомственные ячейки «Динамо», остальное отвозится в офис региональной организации.

Сотрудники сдают в «Динамо» наличные, рассказывает сотрудник одного из региональных управлений ФСБ. А в главное управление ФСИН по Пермскому краю деньги привозили сотрудники окрестных колоний, они хранились в коробке в сейфе, следует из приговора в отношении инспектора отдела Юлии Тяжченко. Она отвечала за сбор средств с динамовцев своего ведомства, но не справилась с соблазном и потратила деньги на оплату кредита, лечение матери, отпуск и iPhone. На заседаниях в Индустриальном районном суде Перми она вспоминала, что, когда ее не было, пачку со взносами просто клали к ней на стол. Суд приговорил ее к штрафу 500 тыс. руб. по статье УК РФ «Присвоение или растрата».

При среднем взносе 200 руб. в год все динамовцы могли бы сдавать в кассу общества около 200 млн руб., но собираемость не везде одинаковая. Во Владимирской области она не превышает трети, в Красноярском крае — находится на уровне 90%, в Татарстане — 100%, рассказали журналу РБК заместители руководителей этих организаций. В соцсетях сотрудники правоохранительных органов активно жалуются на давление при сдаче взносов. «Жена работает в кадрах. Сегодня начальник прессовал ее, что она на «Динамо» с «погонников» собрать не может», — пожаловался в конце апреля сотрудник полиции из Вологодской области в паблике «ВКонтакте» «Омбудсмен полиции».

В итоге в 2015 году динамовцы сдали в сумме 140 млн руб., в 2016-м — 145 млн, рассказали в центральном совете общества. Волгоградское «Динамо» в 2016-м получило со своих членов 4,1 млн руб., кемеровское — 5,3 млн руб., пермское — 3 млн (данные СПАРК). Алтайская краевая организация в 2017 году собрала 2,7 млн руб., что составило 100% от плана (годовой отчет). Взамен силовики и чиновники, не участвующие в соревнованиях по служебно-прикладным видам спорта, могут пользоваться инфраструктурой «Динамо» со скидкой, рассказывают руководители обществ. Правда, в регионах она, как правило, есть только в административных центрах или ее просто недостаточно для нормальных занятий спортом. «У нас только один небольшой зал, а взносы — 500 руб.», — сетует зампредседателя «Динамо» по Республике Алтай Михаил Ощепков.

Чтобы стимулировать к уплате взносов, в некоторых регионах действуют скидочные программы для членов общества. В Удмуртии такая работает в магазинах местных ретейлеров «Вкусный дом» и «Радамир», на заправках «Газпром нефти» и «Татнефти». До введения скидочной программы собираемость взносов составляла 60%, потом выросла до 99%, рассказывает Ощепков. Но взносы не главный источник дохода «Динамо». Основной денежный поток генерирует многочисленное имущество, сохранившееся за ним с советских времен.

«Динамо» как рантье

Не доезжая до города Покрова Владимирской области, на 97-м км трассы Москва — Нижний Новгород, стоит заброшенный одноэтажный пост ГИБДД. В 2003 году тогдашний начальник УВД по Владимирской области передал недостроенный пункт и прилегающую территорию местному обществу «Динамо» под коммерческие цели. Но кипучая предпринимательская деятельность так и не развернулась: муниципальные власти через суд попытались забрать пост себе, тяжба дошла до Верховного суда. «Думаем, стоянку там оборудовать, например, под битые машины», — делится планами зампредседателя местного общества Игорь Цыкин.

На излете СССР в 1991 году у общества «Динамо» было свыше 1100 спортивных объектов, в том числе около 600 спортивных залов и 57 полноценных стадионов с футбольными полями (данные из «Энциклопедии «Динамо»). После распада Союза часть недвижимости осталась в бывших союзных республиках, часть отошла к местным властям, часть потихоньку продавалась. В итоге «Динамо» потеряло значительную часть активов, в 2000-е приватизация продолжилась. В частности, в этот период «Динамо» лишилось зала на Цветном бульваре в центре Москвы — первого спортивного объекта, выделенного обществу в 1923 году.

Сейчас в собственности или пользовании у общества находятся около 670 объектов недвижимости, из них крупных — 184, рассказали журналу РБК в центральном совете общества «Динамо». Для сравнения: у Центрального спортивного клуба армии — около 170 объектов, рассказали в пресс-службе объединения. Правда, в этом случае правильнее говорить о спортивной недвижимости Министерства обороны, которое является единственным учредителем ЦСКА. «Динамо» же объединяет более 20 федеральных ведомств, каждое из которых выступает совладельцем раскиданных по всей стране спортивных сооружений.

Общество «Динамо» было основано руководством ОГПУ в 1923 году, впоследствии в него вошла и милиция. «Динамо» в современной России объединяет не только «силовиков», но и Минфин, МЭР и ФАС. ​ (Фото: Александр Демьянчук / ТАСС)

В 184 крупных объекта входят 30 стадионов, в том числе в исторических частях областных центров (стадион в Петровском парке Москвы не входит и не будет входить в это число). Отличное местоположение у стадионов в Архангельске, Владивостоке, Волгограде, Махачкале, Кирове, Липецке, Орле, Ростове и Уфе. По стране разбросаны также 76 спортивных комплексов и свыше 20 лыжных и биатлонных баз, 30 тиров, восемь бассейнов и семь гребных баз. Бывшие общежития для спортсменов (13 объектов) используются как гостиницы. Наконец, обществу принадлежит право использования 50 охотхозяйств общей площадью 1,5 тыс. га — на аналогичной территории около 50 раз поместится Московский кремль.

Состояние объектов разное, признают собеседники в региональных обществах. Например, отзывы о гостиницах «Динамо», размещенные в интернете, обычно резко негативные, в них постоянно проскальзывает слово «совок». Часть стадионов, несмотря на удобное расположение, непригодны для проведения серьезных матчей: например, в Нижнем Новгороде, где арена «Динамо» находится в 20 минутах от местного кремля, до сих пор установлены деревянные скамейки, нет навеса. Но во Владивостоке, например, на «Динамо» проходят матчи ФНЛ, второго по силе российского футбольного первенства.

Доходы региональных обществ напрямую зависят от количества и качества спортивной инфраструктуры. Выручка башкирского «Динамо», у которого в центре Уфы есть стадион, спортивный комплекс, бассейн и гостиница, в 2016 году составила почти 49 млн руб. (данные СПАРК). Красноярское, имеющее спорткомплекс, лыжную и биатлонные базы, получило лишь 19 млн руб. «Я пришел в конце 2011 года, объекты были полуразрушенные, в них никто не вкладывался, а МЧС выдало предписание по 205 нарушениям», — вспоминает первый замруководителя общества Роман Черняев.

На постоянной основе спортивные объекты «Динамо» используют силовики, причем аренда зачастую оплачивается из бюджета, а не за счет уже внесенных членских взносов. Например, УМВД по Курской области в 2018 году арендовало у местного «Динамо» тир и спортзал за 1,5 млн руб., а УФСБ по Омской области в 2017 году потратило более 700 тыс. на организацию соревнований по служебно-прикладным видам спорта (данные сайта госзакупок).

Но инфраструктура «Динамо» не всегда устраивает его членов: например, ГУ ФСИН по Пермской области искало альтернативный спортивный комплекс, так как услуги «Динамо» обходились «дорого», следует из приговора Юлии Тяжченко. Помимо силовиков объекты общества могут посетить и простые граждане — правда, зарабатывает на них часто уже не «Динамо», а связанные с ним люди.

Родственное «Динамо»

Июнь 2017-го, северо-восток Москвы, берег Химкинского водохранилища. В ресторане Royal Bar проходит фестиваль «Каннские львы» при поддержке журнала Playboy, среди гостей прогуливаются девушки в откровенных нарядах и с характерными заячьими ушками, а в бассейне расположенного рядом комплекса «Водный стадион» как ни в чем не бывало тренируются спортсмены. И комплекс, и здание ресторана принадлежат московскому «Динамо» (данные Росреестра).

В советское время «Динамо» построило здесь целый ряд объектов для занятия водными видами спорта с соответствующим названием «Водный стадион». В 2000-е общество затеяло его реконструкцию, лишившись в итоге части территории. Отдельный инвестконтракт был заключен на модернизацию нежилого одноэтажного здания с размещением в нем «душевых, раздевалок, медпункта, общественных туалетов и пунктов питания», следует из материалов арбитражного суда. Но после проведения работ в нем разместился ресторан Royal Bar. В 2013 году его выкупила Юлия Тихомирова — дочь руководителя службы обеспечения деятельности ФСБ Михаила Шекина и руководитель Центра подготовки и проведения спортивных мероприятий при дворце спорта «Динамо» в Москве, писали ранее «Ведомости».

Выходцы из силовых структур и функционеры «Динамо» зарабатывают на имуществе общества не только в Москве. Башкирское «Динамо» создало для управления прибыльным имуществом несколько юрлиц. Так, услуги фитнеса в спортивном комплексе оказывает ООО «Клуб здоровья «Динамо», в котором самому обществу принадлежат лишь 20%, остальные 80% — у экс-начальника районного УВД Уфы Петра Мельникова. Часть мероприятий в залах проводится через ООО «Спортивный комплекс «Динамо РБ», где у Мельникова — 50%, а у заместителя председателя башкирского «Динамо» и бывшего командира местного ОМОНа Рамиля Набиева — 25%. Сам Набиев заявил журналу РБК, что участие его и Мельникова в структурах «Динамо» — «формальное».

В Воронеже с «Динамо» связан бизнес семьи полковника внутренней службы и руководителя местного спортобщества Александра Володина. Его жена — соучредитель АНО «Охотничье и рыболовное хозяйство «Динамо», которое имеет отношение к угодьям, официально закрепленным за местным «Динамо»: именно АНО, а не спортобщество проверял в конце 2017-го Россельхознадзор для недопущения эпидемий среди кабанов. А брат Володина вместе с «Динамо» до конца 2017 года владел магазином охотничьего оружия, также работавшего в помещениях «Динамо».

В Рязани местное общество получило от регионального правительства эксклюзивное право по выдаче патентов иностранным гражданам для работы в России — эти специфические для спортивного объединения услуги оказывает ООО «Коммерческо-производственная фирма «Динамо» (КПФ). Оно же управляет центром техосмотра и штрафстоянкой, расположенными рядом со зданием Воронежского ГИБДД и базой отдыха под Касимовом. В 2016 году выручка фирмы составила почти 43 млн против 5,4 млн руб. у самого «Динамо». Спортобществу в многопрофильной компании принадлежит 75%, 25% — у предпринимателя и советника главы местного «Динамо» Владимира Попова.

«Динамо» и раньше выступало как соинвестор в коммерческих проектах, в том числе девелоперских. Нередко условия оказывались невыгодными для него: например, во дворце спорта в Крылатском в Москве, титульным инвестором строительства которого выступало «Динамо», ему в итоге достались вентиляционные камеры, лифтовые холлы, туалеты и теннисный зал без окон, рассказал журналу РБК Владимир Стржалковский. Хотя имущество, полученное при реализации таких проектов, могло бы приносить прибыль для общества, постоянно балансирующего на грани убыточности.

Убыточное «Динамо»

Арбитражный суд Москвы, апрель 2018 года. «Оригинала инвестконтракта мы пока найти не можем, запросили архивы, мы принесли заверенную копию», — разводит руками юрист ЗАО «Управляющая компания «Динамо», которое с 2008 года занимается реконструкцией одноименного стадиона в Петровском парке Москвы. За это время спортобщество снизило свою долю в управляющей компании и самом стадионе до 7,7%, отдав остальную часть за долги футбольного клуба «Динамо» ВТБ и офшору Eflen Constructions, который «Коммерсантъ» связывал с Борисом и Аркадием Ротенбергами.

«А что же заверял ваш руководитель, если оригинала нет?» — иронически спрашивает судья. Ей предстоит решить, должна ли УК «Динамо» заплатить спортобществу около 770 млн руб. Помимо стадиона в Петровском парке должна была появиться 15-этажная офисная башня со штаб-квартирой центрального совета «Динамо», но из-за переноса сроков общество понесло убытки, за взысканием которых и пошло в суд.

Несмотря на впечатляющую инфраструктуру, спортивное общество «Динамо» неспособно генерировать серьезный денежный поток: в 2016 году выручка по более чем 70 обществам составила около 2,8 млрд руб., подсчитал журнал РБК на основе данных СПАРК. Львиная доля, почти 2 млрд руб., — показатели центрального общества «Динамо». Московская организация — самая успешная из всех территориальных (126 млн руб. выручки). В ее ведении находятся такие объекты, как Дворец спорта на улице Лавочкина, водный стадион, теннисные корты на Петровке в центре Москвы, она имеет также долю в стоматологической клинике в центре столицы. Другие региональные общества показывают выручку от 1 млн до 50 млн руб., убыточны из них — около 30%.

Часть клубов со словом «Динамо» в названии давно не принадлежат обществу, остальные на 90% финансируются спонсорами, еще 9% команды зарабатывают на продаже билетов и атрибутики (Фото: Алексей Куденко / МИА Россия Сегодня )

Основная строка расходов у организаций «Динамо» — содержание спортивных объектов и зарплата их сотрудников. Например, башкирское общество ежемесячно тратит на оплату труда 30% всех денег, около 18% уходят на налоги, 22% приходится на коммунальные платежи, остальное — содержание и текущий ремонт объектов (8 млн ежемесячно), рассказал зампредседателя Рамиль Набиев. На местах в самих ведомствах покупки производятся за наличные деньги — например, приобретается спортивный инвентарь.

Спорт высоких достижений существует в «параллельной» реальности — финансирование профессиональных динамовских клубов на 90% ведется на спонсорские деньги, еще 9% команды зарабатывают сами на продаже билетов и атрибутики, говорит собеседник, близкий к руководству «Динамо». Сейчас в высших спортивных лигах России выступают 26 команд с названием «Динамо», но лишь часть из них принадлежит обществу. Из региональных организаций самым крупным собственником клубов остается татарстанское «Динамо», которое выступает учредителем пяти команд — по волейболу, хоккею на траве, хоккею с мячом и регби.

Их совокупный годовой бюджет составляет 1 млрд руб., рассказал зампредседателя общества Салават Гайсин, но на профессиональный спорт идут только спонсорские деньги, добавил он. «Динамо» — общество правоохранительных органов с административным ресурсом. Любое предприятие подвержено проверкам и «наездам». «Чтобы этого не было, мы защищаем их, выступаем партнерами», — честно объяснил он любовь местных компаний к бенди и регби.

Аналогичная ситуация с московскими клубами. Центральному совету «Динамо» принадлежат футбольная, хоккейная и ватерпольная команды столицы. Последнюю, например, поддерживают Россельхозбанк и «Ренова», которых привлек сам Стржалковский, рассказывает собеседник, близкий к руководству «Динамо». А выступление «Динамо» в футбольной премьер-лиге и Континентальной хоккейной лиге оплачивает банк ВТБ, с которым в начале 2017-го был заключен трехгодичный спонсорский контракт стоимостью около 9 млрд руб. (без НДС, данные сайта госзакупок).

Часть денег ВТБ также идет на проведение мероприятий самих ведомств-учредителей. В регионах спонсоров также подтягивают для поддержки уставной деятельности «Динамо», при этом партнерами часто выступают компании, которые имеют коммерческие отношения с силовиками или зависимы от общества. Бурятскому «Динамо» помогает компания «Пожарный», которая, например, выигрывает конкурсы ФСИН на противопожарную защиту. Тамбовский автоцентр «Азимут», который отвечает за техосмотр автомобилей местного отдела вневедомственной охраны Росгвардии, закупает для «Динамо» инвентарь и подарки спортсменам, рассказала директор компании Ольга Синица. Поблажек при проверках она не получает и помогает обществу из «любви к спорту», утверждает она.

Спонсором могло бы выступать и государство, но его финансовая поддержка не соответствует статусу и количеству ведомств, официально состоящих в «Динамо». В 2016–2017 годах центральный совет общества получил 47 млн руб. от Министерства спорта на поддержку служебно-прикладных видов спорта (данные СПАРК). В 2016-м министерство также согласилось провести реконструкцию семи региональных спортивных комплексов «Динамо». На пять лет были зарезервированы 3,7 млрд руб., общество пока получило 550 млн руб., работы ведут на одном объекте, по остальным идет проектирование, рассказали в центральном совете общества.

Владимир Стржалковский считает, что обществу пора научиться жить в новых условиях. «У многих региональных руководителей психология осталась на уровне 30-летней давности: им кажется, деньги должны привозиться на машине и раздаваться», — говорит Стржалковский. Он считает, что общество должно избавляться от неприбыльного или ветхого имущества, например, «Динамо» стоит продать охотхозяйства. В соответствии с уставом любое отчуждение имущества «Динамо» должно производиться по согласованию с центральным советом, но зачастую упираются как раз региональные руководители. «Лыжная база превратилась в сарай, мы предлагаем ее продать, но местные говорят, что она им нужна. Зачем их через колено ломать, если им так нужен этот сарай?» — объясняет Стржалковский тонкости отношений с территориальными организациями.

При Стржалковском в «Динамо» подготовили несколько инвестпроектов по реконструкции местных стадионов. Их суть: часть территории отдается под коммерческую застройку, на оставшейся строится более компактная и современная арена, рассказывает председатель общества. Конкретные города он не называет, но ранее представители центрального совета «Динамо» уже озвучивали это предложение властям Оренбурга, писали местные СМИ. Пока подобные опыты оказывались для общества не очень удачными: именно таким образом оно лишилось главного стадиона в Петровском парке в Москве. Но иного пути выживания в условиях капитализма в «Динамо», похоже, не видят. ​

admin