Штраф по постановлению должностного лица ФССП

Нередко должникам помимо возврата суммы долга приходится уплачивать еще и исполнительский сбор. Как можно отсрочить/рассрочить уплату исполнительского сбора или вернуть излишне уплаченную сумму? В каком порядке взыскивается исполнительский сбор, если в отношении должника возбуждено дело о банкротстве? Можно ли сумму исполнительского сбора учесть в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль? Ответы — в нашей публикации.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в двух случаях.

Первый случай — это неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (не более пяти дней с даты получения постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства).

Второй случай — это неисполнение должником исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон 229-ФЗ).

Основания для наложения исполнительского сбора

Судебный пристав вправе наложить исполнительский сбор только в случае, когда должнику было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства, он его получил, либо по независящим от пристава причинам документ не был доставлен (отсутствие адресата по месту нахождения, отказ от получения и т.п.).

В ином случае исполнительский сбор не начисляется, поскольку должнику не был предоставлен срок для добровольного исполнения судебного акта, и он не был предупрежден о применении к нему мер принудительного исполнения и иных негативных последствиях в случае неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок. Такой вывод сделан в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2014 по делу № А27-8832/2013.

Основания для освобождения от исполнительского сбора

Основанием для освобождения от уплаты суммы исполнительского сбора является отсутствие вины должника в нарушении установленного законом срока для добровольного исполнения принятого против него судебного акта (Определение Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50-КГ15-18).

Должнику будет проще доказать отсутствие у судебного пристава оснований для применения к нему исполнительского сбора за неисполнение судебного решения в случае, если таким решением не был установлен конкретный срок исполнения возложенной на должника обязанности. Такое положение вещей влечет необходимость в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела устанавливать наличие оснований для применения исполнительского сбора (Определение Верховного суда РФ от 15.09.2015 № 50-КГ15-17).

Размер сбора

Сумма исполнительского сбора составляет 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника-организации.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации — 50 000 руб. (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Важно!

Должнику следует своевременно исполнять возложенные на него судебным актом обязанности, чтобы не получить требование об уплате исполнительского сбора и тем самым не увеличивать свою долговую нагрузку.

Отсрочка или рассрочка по уплате сбора

Согласно ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. С таким требованием ему следует обращаться в территориальный орган Федеральной службы судебной приставов (ответ на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2010 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 15.09.2010).

В случае исполнения должником требований исполнительных документов частично до возбуждения исполнительного производства либо частично в срок, установленный для добровольного исполнения, размер исполнительского сбора рассчитывается от суммы, подлежащей фактическому взысканию на день, следующий после окончания срока для добровольного исполнения, то есть с оставшейся части неоплаченной суммы долга.

В случае если после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора должником или иными лицами представляются доказательства добровольного погашения части задолженности в установленный судебным приставом-исполнителем срок, данное постановление подлежит изменению в части уменьшения суммы исполнительского сбора, подлежащего взысканию. Постановление о внесении изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Представленные должником документы, подтверждающие частичное исполнение требований исполнительного документа, приобщаются к материалам исполнительного производства. Об этом сказано в п. 4.2.1. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от 07.06.2014 (приведены в письме ФССП России от 08.07.2014 № 0001/16).

В связи с этим должнику следует незамедлительно сообщить в соответствующее территориальное подразделение ФССП России о том, что им был частично исполнен судебный акт, представить платежные документы и иные доказательства для уменьшения размера предъявленной ему к уплате суммы исполнительского сбора.

Исполнительский сбор является санкцией за нарушение срока добровольного исполнения судебного акта, поэтому он не может применяться в случае, когда должник, не согласный с вынесенным против него решением, не вступившим в законную силу, предпринимает меры к его оспариванию (подал апелляционную жалобу, либо кассационную жалобу с ходатайством о приостановлении исполнения судебного акта, и такое ходатайство было удовлетворено, оспаривает постановление пристава о наложении исполнительского сбора и т.д.).

Реализация должником права на применение процессуальной меры защиты в виде приостановления исполнения судебного акта не может расцениваться как виновное поведение, влекущее ответственность за неисполнение исполнительного документа в срок, назначенный судебным приставом.

Иное означало бы ограничение права должника на обращение в суд по вопросу применения предусмотренных законодательством обеспечительных мер и нивелировало бы значение принимаемых судами судебных актов, предусматривающих применение мер защиты, испрашиваемых заявителем в установленном законом порядке и в срок, предоставленный ему для добровольного исполнения (постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 14465/11 по делу № А47-10563/2010).

С должника не подлежит взысканию исполнительский сбор, если им будут представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. К таким действиям относится, в частности, перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет арбитражного суда или нотариуса (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 27 «О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве»).

Однако впоследствии, как только основания для приостановления исполнительного производства отпадают, должник обязан исполнить судебный акт добровольно, чтобы не платить исполнительский сбор.

Возврат суммы сбора

Должник имеет право на возврат полностью или частично взысканного с него исполнительского сбора, если соответствующий судебный акт впоследствии был отменен вышестоящим или этим же судом (в процедурах пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам), в случае излишней уплаты и т.п. Для этого он подает заявление в территориальное подразделение ФССП России, в котором указывает реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.

К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.

Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления (постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора»).

Особенности взыскания сбора для отдельных категорий должников

Если должник — бюджетное учреждение

Законодательство РФ об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями. Как и прочие должники, бюджетные учреждения обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести ответственность за их неисполнение в добровольном порядке (Определение ВС РФ от 17.10.2012 № 10-КГ12-4).

Однако должники — бюджетные учреждения вправе заявить о снижении суммы исполнительского сбора с представлением доказательств того, что они осуществляют социально-значимую деятельность, принимали меры к погашению долгов, что у них тяжелое финансовое положение и т.п. (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2014 по делу № А82-5998/2010).

Так, в одном деле суд оценил финансовое положение должника, принял во внимание тот факт, что должник является отраслевым (функциональным) органом администрации, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета, и судебные акты, из которых следовало, что причиной невозможности своевременного погашения долга перед банком в полном объеме явились большой объем дефицитности местного бюджета, отсутствие доходов, достаточных для его покрытия. В результате, применив принцип соразмерности наказания степени общественной опасности допущенного нарушения, суд снизил размер исполнительского сбора (постановление ФАС Уральского округа от 09.04.2014 № Ф09-5630/06 по делу № А60-5702/02).

Если должник — банкрот

В отношении должника может быть возбуждено дело о банкротстве. В этом случае порядок взыскания с него суммы исполнительного сбора зависит от того, когда именно возникла обязанность по ее уплате.

Согласно п. 5.3 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от 07.06.2014 (приведены в письме ФССП России от 08.07.2014 № 0001/16) исполнительский сбор относится к обязательным платежам.

Денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после даты принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, относятся к текущими платежам.

Таким образом, если основания для взыскания исполнительского сбора возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то исполнительский сбор приобретает характер текущего платежа и подлежит исполнению в порядке, установленном ст. 96 Закона № 229-ФЗ. В данном случае взыскание исполнительского сбора осуществляется по правилам исполнения исполнительных документов о взыскании текущих платежей.

В случае если основания для взыскания исполнительского сбора возникли до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, постановление о его взыскании направляется в налоговый орган для последующего обращения в суд с заявлением о включении исполнительского сбора в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 137 Закона № 229-ФЗ.

Снижение размера сбора в судебном порядке

Должник вправе добиваться в судебном порядке отмены или снижения наложенного на него исполнительского сбора, поскольку указанный в законе размер сбора является верхней границей, а сам он по своей правовой природе является санкцией за неисполнение судебного акта (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 10.04.2013 по делу № 33-1088). В обоснование своей просьбы он вправе заявить различные доводы, поскольку суд при разрешении данного дела учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства, а именно:

1) наличие у должника на иждивении несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей, нахождение должника в отпуске по беременности и родам, по временной нетрудоспособности (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 20.04.2015 по делу № 33-1589/2015);

2) тяжелое или затруднительное материальное положение должника, отсутствие или незначительность его вины в задержке исполнения судебного акта, отсутствие в его действиях факта намеренного уклонения от погашения долга, незначительность допущенной просрочки (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 18.05.2015 по делу № 11-5303/2015) и др.

В расходах не учитывается

Дополнительным основанием, стимулирующим должников-организации для исполнения судебных актов в добровольном порядке, является тот факт, что расходы по уплате суммы исполнительского сбора должник не сможет учесть в составе затрат при исчислении налога на прибыль.

Абзацем 3 п. 3 постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П определено, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности.

В силу прямого указания нормы п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций.

В связи с этим исполнительский сбор не входит в состав издержек, связанных с рассмотрением дела, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организации и не подлежит отражению в составе расходов (постановления ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 по делу № А49-4493/2006-260А/17АК, Северо-Западного округа от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005).

Расходы налогоплательщика по уплате исполнительского сбора не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ и не могут быть отнесены в состав внереализационных расходов ни в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ (судебные расходы и арбитражные сборы), ни в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба), поэтому исполнительский сбор в любом случае исключается из состава расходов по налогу на прибыль (постановление ФАС Уральского округа от 18.11.2008 № Ф09-8443/08-С3 по делу № А60-6107/08).

Оплатить штраф за нарушение ПДД в Украине на сегодняшний день относительно просто. Для этого существует как множество онлайн-сервисов и приложений, так и специальный инструмент на сайте МВД. При этом бывают ситуации, когда водитель не успевает оплатить полученный штраф вовремя или же просто не хочет этого делать.

Читай также: 3D номера в Украине: законны ли они

Что происходит в таких случаях и как избежать неприятностей рассказал основатель приложения Штрафы.UA Денис Дмитров на онлайн пресс-конференции, посвященной штрафам ПДД.

Об этом сообщает Bigmir.net.

У человека есть от 15 до 30 дней на оплату штрафа

Штрафы в Украине условно можно разделить на три категории:

  1. Штрафы с камер
  2. Штрафы за неправильную парковку
  3. Штрафы, которые выписывает инспектор патрульной полиции.

В первых двух случаях у человека есть 30 дней, чтобы оплатить штраф. В третьем случае этот срок сокращается до 15 дней. И вот, если человек не заплатил в отведенный срок, тут то и начинается самое интересное.

Читай также: Что делать если вам пришел «чужой» штраф: пошаговая инструкция

После этого срока постановление о правонарушении передают в исполнительную службу, которая начинает исполнительное производство. В отличие от штрафов, по которым человеку может прийти уведомление, с исполнительными производствами в Украине не все так просто.

Форма для проверки открытых исполнительных производств Скриншот

Если человек знает о штрафе, а также знает о том, что он его не оплатил, то ему самому необходимо мониторить Единый государственный реестр должников, чтобы не попасть в неловкую ситуацию в дальнейшем.

Читай также: Водительское удостоверение в Украине теперь можно проверить онлайн: что для этого нужно

Если ситуация с неоплаченным штрафом затянулась, то исполнительная служба может наложить на человека следующие санкции:

  • Арест счетов
  • Блокировка банковских карт
  • Автомобиль подается в розыск и забирается на штафплощадку
  • Запрет на выезд за границу

Самое печальное в этой ситуации то, что люди, в большинстве своем, не знают об исполнительном производстве на свое имя, если вовремя не начали копать по этому вопросу

Читай также: В правах и техпаспорте появится новая графа: что задумали в МВД

Чтобы закрыть исполнительное производство в Украине нужно выполнить следующие действия:

  1. Оплатить сам штраф (после просроченных сроков его размер вырастает в два раза), а также 10% комиссии от суммы штраф за услуги исполнительной службы.
  2. Прийти с квитанцией об оплате в ГИС (Государственная исполнительная служба).
  3. Дождаться пока ГИС направит запрос в соответствующие структуры о снятии ранее наложенных запретов (Банк, ГПСУ и тп.)

Ранее мы писали о том, что делать если вам пришел «чужой» штраф.

Дата: 24.11.2017 15:40

Прокуратура Кировского района г. Самары разъясняет: «Период, отведенный на оплату штрафа лицом, привлеченным к ответственности, равен шестидесяти дням. В течение этого времени правонарушитель обязан уплатить обозначенную сумму».

-Что будет, если не оплатить штраф в срок или вовсе его не оплачивать?

«При установлении факта уплаты административного штрафа по истечении срока для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания), направляет его в суд и выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В случае если уплата штрафа должником не произведена, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, направляет его в суд и выносит постановление о возбуждении исполнительного производства».

-А какие санкции предусмотрены ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания?).

«В случае неуплаты административного штрафа по постановлению должностного лица ФССП России по делу об административном правонарушении к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа привлекаются граждане, должностные, юридические лица.

Важно отметить, что к ответственности в виде административного ареста до 15 суток могут привлекаться только физические лица».

Федеральной службой судебных приставов в соответствии с поручениями Аппарата Правительства Российской Федерацией от 18.04.2017 № П13-20506, и Министерства финансов Российской Федерацией от 05.10.2017 № 23-06-06/64858 ведется работа по устранению условий, способствующих росту дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета.

Обращаем Ваше внимание на следующее.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства Российской Федерации о суде и судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы (средства от поступления денежных взысканий (штрафов) за нарушения законодательства Российской Федерации о суде и судоустройстве, об исполнительном производстве на основании постановлений, вынесенных судебными приставами) (ч. 1 и ч. 3 ст. 17.14, ч. 1 и ч. 2 ст. 17.15, ст. 13.26, ст. 17.8.1. КоАП РФ) зачисляются на КБК 322 1 16 17000 01 6016 140 (приказ ФССП России от 17.02.2016 № 108).

Сущность исполнения по исполнительным производствам, возбужденным на основании постановлений по делам об административных правонарушениях, рассмотренных должностными лицами ФССП России, в ПК АИС ФССП России в карточке исполнительного производства выбирать «Штраф по постановлению должностного лица ФССП России».

Сущность исполнения по исполнительным производствам, возбужденным на основании постановлений по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судами, в ПК АИС ФССП России в карточке исполнительного производства выбирать «Штраф как вид наказания по делам об АП, назначенный судом по протоколу должностного лица ФССП».

При наличии в исполнительном документе либо в сопроводительных материалах к нему сведений, относящих судебные штрафы к перечисленным составам УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, в ПК АИС ФССП России в карточке исполнительного производства выбирать сущность исполнения «Денежное взыскание за нарушение законодательства о суде и судоустройстве, об ИП и судебные штрафы (код главы по КБК для ФССП — 322)».

Вместе с тем, в ряде случаев в исполнительных документах, вынесенных судебными органами при рассмотрении дел по указанным выше составам УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, отсутствует информация о конкретной норме закона и получателе штрафа. Неправильность заполнения реквизитов в исполнительных документах данной категории приводит в последующем к недополучению денежных средств в доход бюджета.

Также обращаем Ваше внимание, что денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 1 и ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, зачисляются в доход местных бюджетов на КБК 322 1 16 43000 01 6000 140 (приказ ФССП России от 17.02.2016 № 109).

Сущность исполнения по исполнительным производствам, возбужденным на основании постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных судебными органами по протоколам должностных лиц ФССП России в порядке ч. 1 и ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, также в ПК АИС ФССП России в карточке исполнительного производства выбирать «Штраф как вид наказания по делам об АП, назначенный судом по протоколу должностного лица ФССП».

Также напоминаем, что денежные средства за административные правонарушения подлежат перечислению в доход бюджетов на счета, открытые на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, на территории которых располагаются подразделения судебных приставов, при этом указывается код лицевого счета администратора доходов бюджета – 04. (Приказ Казначейства России от 17.10.2016 № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства»).

Вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях с указанием кода лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств 05 (лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств), недопустимо.

При направлении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 и ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ, на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо дополнительно обращать их внимание на указание в постановлении по делу об административном правонарушении информацию о получателе штрафа в соответствии с положением п. 1 ч. 1 ст. 46 БК РФ и кода бюджетной классификации доходов федерального бюджета 322 1 16 17000 01 6017 140.

admin