Школьная анкета

Содержание

В прошлых номерах газеты мы писали о состоянии, проблемах и перспективах этнокультурного образования в Туве, опираясь на данные социологических опросов и статистики (Плюс Информ, №№46, 48-51). В ходе исследования мы выяснили, что этнокультурное образование сохраняет ведущие позиции в современной системе образования. В целом, результаты опросов общественного мнения позволили дать относительно благоприятный прогноз перспективам сохранения предметов с этнокультурной направленностью в Туве.

Чтобы школы могли проводить социологические опросы сами, в прошлый раз газета опубликовала вопросы учителям, а в этом номере – инструкцию. Ее цель — разъяснение процедуры проведения опроса в школе. Мы публикуем инструкцию в высокотиражной газете, потому что она может использоваться достаточно широко: не только педагогами, но и сотрудниками культурных и социальных учреждений республики, представителями власти, студентами и учащимися, словом всеми, кто интересуется и применяет в своей деятельности социологические методы. В ней содержится основной и пошаговый алгоритм действий по проведению любого опроса.

Учителям и другим, кому интересна разработанная и адаптированная под местную ситуацию анкета для родителей школьника, мы рекомендуем обратиться к книге «Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы» (вып. 1), вышедшей в Москве в 2010 г.

ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Желательно определить организатора, ответственного за проведение опроса в школе, составление плана-графика, списка классных руководителей с их координатами для связи.

2. Полезно обратиться за помощью к научным учреждениям республики для получения консультативной и методической поддержки.

3. Провести инструктаж классных руководителей, на котором дать общую информацию по теме опроса, разобрать каждый вопрос анкеты, возможные трудные моменты в работе. Предупредить учителей, что анкету родители заполняют самостоятельно и без коллективного обсуждения.

4. Согласовать время проведения опроса (не больше двух недель) с учетом мнения администрации и классных руководителей. Не рекомендуется проводить опрос во время мониторинга и ЕГЭ, в последние две недели учебной четверти, в дни школьных каникул, карантина и сильных морозов, тематических классных часов и в предпраздничные дни.

5. Размножить анкеты и разделить в стопки по количеству учеников в классе.

II ЭТАП – СБОР АНКЕТ

1. Предпочтительное время проведения опроса — после уроков, в дни, когда в классах наименьшее число занятий (нежелательно — во время перемены или обеденного перерыва).

2. Объяснить ученикам цель проведения опроса и раздать анкеты.

3. Объяснить ребятам предпочтительный способ фиксации ответов, разобрать сложные вопросы и отметить, что у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), анкеты могут заполнить опекуны или их представители.

4. Сообщить ученикам сроки сдачи анкет и назвать имя того, кому можно их сдать (классные руководители, организатор опроса, старосты классов).

5. Желательно ученикам младших и средних классов вложить анкеты в дневники во избежание потери.

6. Объяснить ребятам, что по указанному на анкете телефону родители могут задать вопросы организатору.

7. Желательно напоминать ребятам об анкетах и отмечать возможные случаи их незаполнения родителями.

III ЭТАП – ПРОВЕРКА И АНАЛИЗ АНКЕТ

1. Проверить правильность заполнения анкет, убрать бракованные и пронумеровать (нумерация анкет обязательна до подсчета результатов).

2. Ввести анкеты в компьютер (с помощью программ Microsoft Excel или SPSS), напечатать также встретившиеся в анкетах пожелания и комментарии родителей (оформить в виде приложения).

3. Произвести анализ полученных данных и описание распределений ответов (автоматизированную форму подсчета результатов можно получить по адресу eawarn@mail.ru).

4. Подготовить отчет (аналитическую справку).

5. Обсудить результаты опроса на совещании и принять коллегиальное решение о планировании предметов с этнокультурным содержанием.

6. Довести решение администрации школы и результаты опроса до сведения родителей на собраниях и через информационные стенды.

7. Установить оптимальные сроки проведения опроса в школе и время следующего опроса.

Желаю успехов, большого терпения и ответственности в проведении социологических опросов!

Анализ анонимного анкетирования школьников Республики Марий Эл «Влияние компьютера на здоровье человека»

Компьютеры стали неотъемлемым атрибутом современной жизни, они стремительно заполнили мир. Технический прогресс идет слишком быстро, органы и системы человека не всегда успевают к нему должным образом адаптироваться, особенно уязвимы дети и подростки.

Отделом организации надзора (по ведению социально-гигиенического мониторинга) Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и отделом обеспечения социально-гигиенического мониторинга и оценки риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» проведено анонимное анкетирование среди 1527 школьников 8-11х классов городских и сельских общеобразовательных школ всех муниципальных образований республики и его анализ. Целью анкетирования было изучение информированности школьников о влиянии компьютера на организм человека, а также выявление степени зависимости от электронных гаджетов. Оценка достоверности результатов исследования осуществлялась с использованием общепринятых методов статистической обработки.

Анкеты состояли из 18 вопросов и предложенных вариантов ответов. Заполнили анкеты 844 девушки (55%) и 683 юноши (45%) в возрасте 14-18 лет (городские школьники – 636 человек; школьники, которые проживают в сельской местности – 891).

Степень влияния компьютера в повседневной жизни человека весьма значительна. Для большей части опрошенных школьников компьютер (далее — ПК) и информационные технологии (далее – ИТ) являются частью существования в современном обществе. Только 7% учащихся отметили, что не используют ПК (ИТ), причем сельских школьников больше, чем городских (8,5% и 5% соответственно).

На вопрос о причинах использования ПК (ИТ) безоговорочно лидирует ответ «поиск информации» (82%). Также ПК используют для «общения» (64%) и «игр и развлечений» (44%).

Результаты опроса показывают, что многие современные школьники не имеют выраженной склонности к зависимости от ПК. Половина опрошенных сельских школьников легко могут представить жизнь без ПК. Городских школьников, которые утверждают, что отсутствие ПК никак не повлияет на их повседневную жизнь, всего 42%. Настораживает, что 8% школьников готовы пренебречь жизненно необходимыми потребностями (сон, питание и др.) в пользу проведения времени за электронными устройствами и делают это часто; каждый третий школьник при необходимости готов предпочесть интернет сну.

У 7% старшеклассников прослеживается явная компьютерная зависимость, они не представляют своей жизни без ПК (ИТ). Юношей, испытывающих компьютерную зависимость, для которых ПК – «вся моя жизнь», больше, чем девушек (8% и 6% соответственно). Каждый четвертый юноша склонен к игромании, что в будущем может быть чревато негативными последствиями. Девушек, которые испытывают желание играть в компьютерные игры, меньше (около 8%).

Каждый четвертый школьник проводит за компьютером более 3-х часов в день, а 2% старшеклассников указали в анкетах период более 8 часов в день, что свидетельствует о попустительстве и бесконтрольности со стороны родителей. При работе на компьютере только половина школьников не испытывают дискомфорта при работе на компьютере. Это свидетельствует о правильной организации безопасной среды при взаимодействии с ПК со стороны родителей или при достаточной самоорганизации самих школьников. Испытывают неприятные ощущения, такие как «песок в глазах», жжение, головная боль, утомление мышц спины и шеи, раздражительность, 49% респондентов. Только 20% школьников указали в анкетах, что делают через каждые 20 минут перерыв во время работы за ПК, а 26% респондентов признались, что не делают никаких перерывов. Большинство (54%) вспоминают о перерыве только тогда, когда наступает зрительная усталость глаз.Менее трети школьников информированы о том, что оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы должна быть не более 15 минут, для средних классов – 20-25 минут, для старшеклассников – 30 минут.

На каком расстоянии от глаз должен располагаться монитор не знают 18% респондентов, а 7% ошибочно считают, что это расстояние составляет 1м и более. Большинство старшеклассников осведомлены о том, что расстояние от глаз до экрана должно составлять 60-70 см, но не ближе 50 см (с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов).

Вопросы анкеты выявляли, знают ли школьники о понятии «компьютерный зрительный синдром». Компьютерный зрительный синдром проявляется зрительными (снижение остроты зрения, затуманивание зрения, трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние, двоение предметов, потемнение в глазах, избыточная световая чувствительность, снижение зрительной работоспособности, зрительное утомление) и глазными (боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок, чувство «песка» в глазах, слезотечение, резь и жжение, «сухость» глаз) жалобами. Анализ ответов показал об отсутствии знаний об этом у 20% респондентов.Старшеклассники не достаточно осведомлены о том, что следует предпринять для правильной организации безопасной среды при взаимодействии с ПК. К положительным моментам, выявленным в ходе анкетирования, можно отнести то, что большинство подростков (67%) осознают необходимость ограничения времени пребывания за компьютером ввиду возможного негативного влияния на здоровье; более 50% школьников осознают важность специальных упражнений для глаз.

Результаты анкетирования показали, что у многих старшеклассников осознание вредного воздействия компьютера практически сформировано. Однако тот объем времени, который большинство подростков проводит за компьютером, указав об этом в анкетах, подтверждает предположение о приоритете компьютера над другими видами деятельности. Подростки «уходят» в виртуальный мир, лишены «живого» общения.

Несомненно, уметь пользоваться компьютером в современном мире необходимо. В школах требуется писать доклады и рефераты, искать информацию в интернете. Огромное количество профессий тесно связано с компьютерными технологиями. Однако, длительное бесконтрольное пользование компьютером оказывает негативное воздействие на здоровье человека. В первую очередь, конечно, на зрение. Кроме того, компьютер оказывает воздействие на состояние позвоночника, внутренних органов и систем. Стоит однозначно уяснить, что практически все компьютерные игры очень сильно влияют на психику и искажают восприятие действительности. Регулярное возбуждение головного мозга во время компьютерной игры со временем влечет за собой постоянную потребность в такой стимуляции и человек попадает в замкнутый круг зависимости от электронных гаджетов.

Закономерным представляется то, что подростки, не обладающие полной и понятной для их восприятия информацией, будут сомневаться в рисках для здоровья, которым они подвержены. В этом ключе необходимо планирование эффективных информационных мероприятий для решения вопроса профилактики компьютерной зависимости и сведению к минимуму последствий негативного влияния компьютера.

Необходима работа и с родителями, которые не всегда имеют возможность лично контролировать использование компьютера ребенком. Родителей нужно информировать о здоровьесберегающих технологиях при работе с ПК, о программах для ограничения времени работы на компьютере, которые позволяют создавать расписание работы подростка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в интернете.

Анкетирование проводилось в Курасовской средней школе во всех возрастных звеньях, а именно во 2, 6 и 11 классах.

2 класс

В анкетировании участвовало 13 человек.

  1. Что ты считаешь самым важным в школе?

  • учеба 10 (76,9%)

  • хорошо учиться 2 (15,38%)

  • учительницу 1 (7,69%)

  1. Какой день недели ты больше всего любишь?

Вторник 4 (30,76%) суббота 1 (7,69%) воскресенье 7 (53,84%) каникулы 1 (7,69%)

  1. Что в школе для тебя самое интересное?

Математика 7 (53,84%) физкультура 3 (23%) рисовать 3(23%) русский язык 1 (7,69%) природоведение 1 (7,69%)

  1. Если бы ты мог выбирать, то в каком классе ты бы хотел учиться во 2 или в 6?

Во 2 классе 5 (38,46%) в 6 – 8 (61,53%)

  1. Чем ты занимаешься дома, когда приходишь из школы?

Делаю уроки 7 (53,84%) спортом 4 (30,76%) помогаю маме 1 (7,69%) работаю 1 (7,69%)

  1. Какие твои любимые уроки?

Физкультура 6 (46,15%) труд 2 (15,38%) Чтение 1 (7,69%)

Математика 3 (23%) изо 2 (15, 38%) Природоведение 1 (7,69%)

Русский язык 2 (15,38)

  1. Что тебе в школе не нравится?

Математика 1 (7,69%) русский язык 1 (7,69%)

Таблица умножения 1(7,69%) рисовать 1 (7,69%)

Все нравится 6 (46,15%)

8. Какой ты ученик?

-отличник 6 (46,15 %) троечник 3 (23%)

-хорошист 4 (30,76%)

9. Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть?

-отличником 12 (92,3%) не знаю 1 (7,69%)

10. С кем бы ты хотел сидеть?

-с девочкой 10 (76,9%) с мальчиком 3 (23%)

11. Какое общественное поручение ты хотел бы иметь?

-командир отряда 11 (84,5%) десант ВДВ 1 (7,69%)

цветовод 1 (7,69%)

12. Твои пожелания школе:

каникулы 1 (7,69%) праздники и дружба 2 (15,38%)

чтобы все уважали учителей 1 (7,69%)

Вывод: у учащихся имеется учебная мотивация и положительное отношение к школе.

АНКЕТА «ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ»

6 класс.

Всего –19 человек, в анкетировании участвовало-17.

  1. Что ты считаешь самым важным в школе?

-учеба, уроки, знания 12 (70,58%)

быть умным 2 (11,76%)

учителя-предметники 1 (5,8%)

перемену 1 (5,8%)

не знаю 1 (5,8%)

  1. Какой день недели ты больше всего любишь?

-понедельник 1 (5,8%) четверг 6 (35,29%)

вторник 7 (41,17%) суббота 5 (29,41 %)

среда 4 (23,52%) воскресенье 1 (5,88 %)

  1. Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?

Печатать на компьютере 1 (5,88%) отдыхать 1 (5,88%)

Заниматься спортом 6 (35,29%) гулять 2 (11,76 %)

Смотреть телевизор 1 (5,88%) Читать 2 (11,76 %)

Повторять уроки 1 (5,88%) не знаю 1 (5,88%)

  1. Если бы ты мог выбирать, то в каком классе ты хотел бы учиться?

Во 2 классе –2 (11,76%) в 6 классе-15 (88,23%)

  1. Какие твои любимые уроки?

Физкультура 14 (82,35%) изо 4 (23,52%)

Информатика 11 (64,7%) русский язык 2 (11,76%)

Математика 9 (52,94 %) география 1 (5,88%)

Иностранный язык 7 (41,17%) труд 1 (5,88%)

Литература 5 (29,41%)

  1. Что в школе для тебя самое интересное?

Уроки 5 (29,41%) общение с друзьями 2 (11,76%)

Знания 3 (17,6 %) соревнование старшеклассников 1 (5,88%)

Компьютер 1 (5,88%) перемены 1 (5,88%)

Футбол 1 (5,88%)

  1. Что самое неприятное?

ГПД 3 (17,6%) получать «2» 1 (5,88%)

Драки 2 (11,76 %) когда обижают 1 (5,88%)

Уроки 1 (5,88%) информатика 1 (5,88%)

Математика 1 (5,88%) когда не дружат 1 (5,88%)

Когда унижают 1 (5,88%) ничего 5 (29,41%)

  1. Как ты учишься?

Отлично 4 (23,52%) нормально 7 (41,17%)

Хорошо 3 (17,6%) плохо 3 (17,6%)

  1. Каким по успеваемости ты хотел бы быть?

Отличником 8 (47,05%) так же 4 (23,52%)

Хорошистом 3 (17,6%) не знаю 2 (11,76%)

10.Тебе нравится в школе или не очень?

Нравится 12 (70,58%) нет 1 (5,8%)

Не очень 4 (23,52%)

11.У тебя в школе много друзей?

Да 15 (88,23%) вся школа 1 (5,8%) нет 1 (5,8%)

Вывод: учебная мотивация у шестиклассников сформирована.

Анкета «Отношение к школе»

11 класс

Участвовало в анкетировании 18 человек.

  1. Нравится ли тебе твоя школа?

Да 18 (100%) нет –

  1. Устраивает ли тебя режим работы?

Да 13 (72,2 %) нет 5 (27,7 %)

  1. Устраивает ли тебя уровень обучения в школе?

Да 17 (94,4 %) нет 1 (5,5%)

  1. Устраивает ли тебя стиль взаимоотношений в школе?

Устраивает 11(61,1%) частично 6 (33,3%) нет 1 (5,5%)

  1. Обратишься ли ты к руководителю твоей школы за советом по трудному для тебя вопросу?

Да 16 (88,8%) нет 2 (11,1%)

6.Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти не обязательно, всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы остался дома?

Да 16 (88,8%) нет 2 (11,1%)

7.Принимая какое-либо важное решение, чье мнение ты учитываешь?

Родителей 15 (83,3%) учителей 8 (44,4%)

Свое 15 (83,3%) одноклассников 4 (22,2%)

8.Когда ты идешь в школу, то настроение у тебя:

приподнятое от предстоящей встречи с друзьями-3 (16,6%)

слегка волнуюсь 2 (11,1%)

хорошее с утра 6 (33,3%)

иду и думаю: «Поскорее бы это закончилось» 3 (16,6%)

иду, скорее всего по привычке 4 (22,%)

9.Чем ты занимаешься, когда приходишь из школы?

Помогаю родителям 9 (50%) читаю 4 (22,2%)

Делаю уроки 12 (66,6%) вышиваю 1 (5,5%)

Смотрю телевизор 5 (27,7%) сплю 1 (5,5%)

Всем по необходимости 1 (5,5%) своими делами 1 (5,5%)

  1. Что в школе самое интересное?

Учёба 11 (61,1%) образование 1 (5,5%)

Общение 10 (55,5%) классный час 1 (5,5%)

  1. Что для тебя самое неинтересное?

Интересно всё 5 (27,7%) экзамены 6 (33,3%)

Уборка класса 1 (5,5%) физика 1(5,5%)

Контрольные работы 1 (5,5%) православие 1(5,5%)

Уборка территории 1 (5,5%) практика 1(5,5%)

Смирились со всем 1 (5,5%)

  1. Ваши пожелания школе:

Чтобы учащиеся берегли нашу школу 1 (5,5%)

Чтобы сделали бассейн 6 (33,3%)

Чтобы школа простояла 100 лет 1(5,5%)

Хороший ремонт 2 (11,1%)

Чтобы появился спонсор и сделал евроремонт 1 (5,5%)

Чтобы ученики поле школы относились внимательно и с уважением к учителям, к школе 1 (5,5%)

Изменить режим работы (начинать уроки в 9 часов) 4 (22,2%)

Проводить уроки шейпинга 1(5,5%)

Обустроить спортзал 1 (5,5%)

Обеспечить школу всем необходимым 1(5,5%)

Анализ результатов анкетирования

Из 18 учащихся, принявших участие в анкетировании, школа нравится всем. Режим работы, уровень обучения и стиль взаимоотношений в школе устраивают большую часть опрошенных. 89% учащихся могут обратиться за советом в трудной ситуации к руководителю школы. 44,4% одиннадцатиклассников при принятии важных решений учитывают мнение учителей. Так как анкетирование проводилось в конце третьей, самой трудной четверти, то вполне понятно желание многих учеников остаться дома, если бы разрешил учитель. Хотя 16,6 % учащихся идут в школу с приподнятым настроением, 33,3% — с хорошим, 11,1%- слегка волнуясь, при этом 22,2 %детей ходят в школу по привычке и 16,6%- с мыслью: «Поскорее бы это закончилось».

Исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод, что у большей части учащихся нашей школы имеется положительная учебная мотивация, положительное отношение к своей школе. Подтверждением этому могут служить пожелания учащихся своей школе: чтобы школа простояла 100 лет, а для этого ей необходим спонсор и хороший ремонт .Эти предложения и пожелания свидетельствуют о неравнодушии учащихся к своей школе.

admin