Сервитут и его виды

55.Сервитуты: понятие и виды

Сервитут — правовая конструкция, достаточно основательно отработанная еще в ранние периоды развития права, прежде всего — древнеримскими юристами (см. п. 2 гл. 8), которые видели в сервитутах явления в основном вещно-правового порядка. В последующем сервитуты, хотя и получили своеобразное выражение в некоторых странах (например Скандинавских, где они подчас имеют характер «пользований»), они ограничивались в основном бытовыми отношениями и зачастую в тех или иных национальных правовых системах все более связывались с обязательственными отношениями и разрешительными порядками.

В настоящее время, по ГК РФ, сервитуты — это ограниченные права лица в отношении не принадлежащих ему земельного участка, а также зданий и сооружений. В т.ч.:

— право прохода;

— право проезда;

— право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и т.д.;

— право доступа к водоисточнику и др.

Установление сервитута, по ГК РФ, происходит путем заключения договора с возможностью установления платы за пользование земельным участком. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость. Спорные вопросы решаются судом. Сервитут не имеет самостоятельного правового значения — он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и т.д.

Здесь действует особое «право следования». Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу (ст. 275 ГК РФ).

Сервитут может быть прекращен по требованию собственника в случаях:

а) отпадения основания, по которому он был установлен;

б) ввиду того, что земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, не может быть использован из-за сервитута по его назначению (решается судом).

56.Защита права собственности и других вещных прав

Защита права собственности и иных вещных прав является составной частью более широкого понятия защиты гражданских прав , а к числу гражданско-правовых способов такой защиты могут быть отнесены как специальные (прежде всего вещно-правовые), так и общие способы (меры) защиты гражданских прав. В частности, здесь речь может идти о самозащите вещных прав (ст. 14 ГК РФ), о неприменении судом противоречащего закону акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 12 ГК РФ), нарушающего вещные права.

Под гражданско-правовой защитой права собственности и других вещных прав понимается совокупность предусмотренных нормами гражданского права способов, которые применяются в связи с совершенными против вещных прав нарушениями и направлены на восстановление имущественных интересов их обладателей.

Традиционно различают обязательственно-правовые и вещно-правовые способы защиты права собственности и других вещных прав.

Так, в зависимости от характера нарушения вещных прав и содержания предоставляемой защиты в гражданском праве используются различные способы, юридически обеспечивающие соблюдение интересов собственника или субъекта иного вещного права. При непосредственном нарушении права собственности или ограниченного вещного права (например, при похищении или ином незаконном изъятии имущества) используются вещно-правовые способы защиты. Их особенности обусловлены абсолютным характером защищаемых прав, поскольку сами эти меры направлены на защиту интересов субъектов вещных прав от непосредственного неправомерного воздействия со стороны любых третьих лиц. В связи с этим вещно-правовая защита осуществляется с помощью абсолютных исков, т.е. исков, предъявляемых к любым нарушившим вещное право третьим лицам.

Вещно-правовые способы защиты права собственности направлены на защиту права собственности как абсолютного субъективного права и не связаны с какими-либо конкретными обязательствами.

Вещные способы защиты призваны защитить какое-либо вещное право на сохраняющийся в натуре имущественный объект. В случае его утраты или невозможности возвращения собственнику речь может идти только о компенсации причиненных убытков, относящейся уже к числу обязательственных, а не вещных способов защиты. Поэтому вещно-правовые способы защиты имущественных интересов управомоченных лиц имеют своим объектом только индивидуально-определенные вещи, но не иное имущество (определяемое родовыми признаками).

Вещные права могут быть нарушены и косвенным образом, в ходе нарушения иных, чаще всего обязательственных прав. Например, лицо, которому собственник передал свою вещь по договору (арендатор, хранитель, перевозчик и т.д.), отказывается вернуть ее собственнику либо возвращает с повреждениями. Здесь речь должна идти о применении обязательственно-правовых способов защиты имущественных прав. Они специально рассчитаны на случаи, когда собственник связан с правонарушителем обязательственными, чаще всего договорными отношениями, и потому обычно применяются к неисправному контрагенту по договору, учитывая конкретные особенности взаимосвязей сторон. Обязательственно-правовые способы защиты носят, следовательно, относительный характер и могут иметь объектом любое имущество, включая как вещи (например, подлежащие передаче приобретателю товары), так и различные права (например, безналичные деньги или «бездокументарные ценные бумаги», права пользования и т.д.).

В заключение обратим внимание на не менее важные вопросы вещноправовой защиты владения.

Как уже отмечалось, виндикационный и негаторный иски в защиту своих прав и интересов могут предъявлять не только собственники, но и субъекты иных имущественных прав на имущество — все законные (так называемые, титульные) владельцы (ст. 305 ГК РФ). К их числу относятся прежде всего субъекты прав хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения и иных ограниченных вещных прав. К ним также относятся субъекты обязательственных прав, связанных с владением чужим имуществом (например, арендаторы, хранители, перевозчики). Иначе говоря, субъекты, владеющие имуществом на каком либо ограниченном вещном праве, а также иные титульные владельцы имущества, по существу, получают такую же (абсолютную, вещно-правовую) защиту своих прав, как и собственники.

При этом титульные (законные) владельцы, владеющие чужим имуществом в силу закона или договора, могут защищать свое право владения имуществом даже против его собственника. Именно поэтому, например, унитарное предприятие как субъект права хозяйственного ведения государственным или муниципальным имуществом может виндицировать его даже от собственника-учредителя в случае его незаконного изъятия, а арендатор вправе предъявлять негаторный иск к арендодателю-собственнику, пытающемуся незаконно лишить его права владения арендованным имуществом до истечения срока договора путем отключения электричества и отопления или создания иных препятствий в его нормальном использовании.

Таким образом, можно говорить об абсолютной (вещно-правовой) защите не только права собственности и иных вещных прав, но и всякого законного (титульного) владения. Вещно-правовая защита титульных владельцев, в том числе субъектов обязательственных, а не только вещных прав на чужое имущество, составляет понятие владельческой защиты.

Сервитут: понятие и виды

Чтобы найти классическое определение сервитута в земельном праве, необходимо обратиться к ГК РФ. На основании п.1 ст. 274 ГК РФ собственник земельного участка может требовать от собственника земельного участка, который находится по соседству, предоставления права ограниченного пользования данным участком, иными словами, сервитута. При обременении земельного участка сервитутом, собственник участка не лишается прав владения, распоряжения и пользования им. Сервитута помимо этого можно установить, основываясь на интересе и требовании лица, которому предоставили участок на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного пользования.

Замечание 1

Сервитут может быть сохранен в ситуациях перехода прав на участок, обремененный данным сервитутом, к иному человеку. Но он не может являться самостоятельным предметом купли-продажи, залога, а также его невозможно передать определенным методом лицу, которое не является собственником недвижимого имущества, в целях обеспечения эксплуатации которого сервитут закреплен.

При классификации сервитутов в земельном праве по критерию заинтересованности субъекта, в интересах которого он установлен, выделяют частные и публичные сервитуты. Существует три вида интересов, которые закреплены в ст.23 ЗК РФ, в целях обеспечения которых устанавливается публичный сервитут. Речь идет об интересах государства, местного самоуправления либо местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен, для того чтобы пройти или проехать через земельный участок; использовать земельный участок во время осуществления ремонтных работ коммунальных, инженерных, электрических или иных линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры; для того чтобы разместить на земельном участке межевые и геодезические знаки и подъездов к ним; для того чтобы осуществить дренажные работы на земельном участке; осуществить забор или изъятие водных ресурсов или установить водопой; для осуществления прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; осуществить сенокошение, выпас животных при согласованных условиях и сроках; использовать земельный участок для охоты и рыболовства; в целях временного использования участка для осуществления изыскательских работ; для того чтобы обеспечить свободный доступ к прибрежной полосе.

Особенности публичного сервитута

Среди прав собственника земельного участка, который обременен частным сервитутом – запросить соразмерную плату от лица, заинтересованного в сервитуте.

Замечание 2

Но стоит отметить, что соразмерность платы не определена ни в земельном, ни в гражданском законодательстве.

Также один из важных моментов, во время установления частного сервитута: плату может запросить только собственник земельного участка, хотя обременение сервитутом возможно как землевладельца, так и землепользователя.

Существует ряд гарантий прав собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Они отражены в п.7 ст.23 ЗК РФ. Среди них выделяется право при невозможности эксплуатации участка из-за установления публичного сервитута просить его изъятия за оплату, предусматривающую возмещение убытков органами государственной власти или местного самоуправления, которые установили сервитут или же предоставление равного по ценности земельного участка. Этот момент создает два вопроса.

Первое это то, что данный пункт говорит о том, землевладелец или землепользователь могут потребовать изъятие участка за выкуп. Фактически эта процедура является одной из разновидностей изъятия земельного участка на государственные и муниципальные нужды, так как установление публичного сервитута возможно только для публично-государственных или муниципальных целей. Помимо этого ст. 49 ЗК РФ предполагает установление других оснований для изъятия участка федеральными законами. Речь идет об ЗК РФ. Но в п.3 ст.55 ЗК РФ упоминается о выкупе земельного участка у собственника для осуществления государственных и муниципальных нужд. Другая процедура подразумевает прекращение прав владения и использования земельного участка.

Замечание 3

Это является достаточно логичным, если взять во внимание, что в качестве собственника земельного участка, который находится у гражданина или юридического лица на праве землевладения или землепользования выступает Российская Федерация, субъект РФ или орган местного самоуправления.

Второй вопрос заключается в трудностях, связанных с выполнением требования землепользователя или землевладельца о предоставлении одинакового по цене земельного участка, из-за того, что в п.1 и 2 ст.20 и п.1 ст.21 ЗК РФ говорится о запрете на предоставление земельного участка на описанных ограниченных вещных правах. Поэтому данная норма подлежит ограничительному толкованию: согласно п.7 ст.23 ЗК РФ исключительно собственник земельного участка может потребовать предоставление участка, для землепользователя и землевладельца же возможно только получения возмещения убытков.

Другой важной гарантией права собственника земельного участка является гарантия, отраженная в п.7 ст.23 ЗК РФ. Суть ее состоит в том, что если при установлении публичного сервитута начинаются существенные затруднения в эксплуатации земельного участка, то собственник может потребовать от органа, который установил сервитут выплату соразмерной платы.

Замечание 4

Важно отметить, что в законе нет никаких замечаний касаемо существенных затруднений при частном сервитуте. Существенные затруднения имеют оценочный окрас и не имеют четкого определения относительно рассматриваемой картины в земельном и гражданском законодательстве.

П.1 ст. 451 ГК РФ указывает только на то, что существенные изменения обстоятельств, на которые опирались стороны во время заключения договора, в виде оснований для его изменения или расторжения, если иное не указано в договоре или не подразумевается в его содержании. Также стоит отметить, что изменение обстоятельств имеет существенный характер, только при условии, что изменения имели настолько большое значение, что если бы стороны могли бы это предугадать, то вообще бы не заключали договор или же в него были бы внесены значительные изменения. Но такая ситуация практически не применима к публичным сервитутам земельных участков из-за особенностей земельных отношений.

Особенности при установлении и прекращении действия публичного сервитута отражены в Законе «О приватизации». Так, решение об применение публичного сервитута можно принять одновременно с решением об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Если есть данное решение, то публичный сервитут выступает в качестве существенного условия сделки приватизации. Другая сторона данного Закона говорит о прекращении публичного сервитута или изменениях его условий при отсутствии государственной или общественной заинтересованности в нем, а также при ситуациях, когда невозможно или затруднительно использовать имущество по его прямому назначению. Об этом говорится в п.7 ст. 31. Исходя из этого, можно увидеть, что в отличие от положений п.7 ст.23 ЗК РФ, которые предусматривают право гражданина и юридического лица запросить изъятие у них участка за выкуп в ситуациях, когда не представляется возможным его использование, этот Закон действует согласно в обратной стратегии: предусматривает право запросить прекращение действия непосредственно самого публичного сервитута. Так как установление публичного сервитута в большинстве случаев служит для обеспечения работы коммуникаций, то реализация данной нормы на практике вызывает определенные затруднения.

Основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно во время общественных слушаний.

Замечание 5

Для градостроительного и экологического законодательства свойственно использовать такие понятия, как «публичное слушание» и «общественное обсуждение». Но важно отметить, что использование публичных земельных сервитутов и осуществление градостроительной деятельности являются иными направлениями общественных отношений. Поэтому механически применять к ним единую правовую конструкцию не является оправданным и правомерным действием.

Исходя из вышесказанного, можно применить данную процедуру относительно публичных сервитут или создать новую процедуру осуществления данных общественных слушаний, установить юридическую значимость их итогов.

Примеры рассмотрения дел об установлении публичного сервитута

Если не соблюдается процедура общественных слушаний, то это говорит об не установлении публичного сервитута. Юридическое значение отсутствия общественных слушаний, которые предшествуют установке публичного сервитута, из-за отсутствия нормативно-правового регулирования плана их реализации судебная практика неоднозначна.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. №Л12-17236/02-С43 говорит, что основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно при учете итогов общественного слушания. Это просьба не была удовлетворена ответчиком. Если нет определенного плана осуществления данных слушаний, то это не освобождает орган, который установил публичный сервитут, от получения определенным образом мнений общественности относительного данного вопроса. Материалы дела не содержат документы, которые подтверждают слова ответчика относительно вынесения им постановления в интересах местного населения и ряда предпринимателей, которые занимались торговой деятельностью на территории истца. В итоге судом установление публичного сервитута признано лишенным законных оснований.

Арбитражный суд Волгоградской области 12 ноября 2003 г. в постановлении №Ф12-3209/03 содержит информацию о том, что администрация г. Волгограда в виде органа, который принял оспариваемый акт, не предоставила доказательства, которые подтверждают установление публичного сервитута в целях обеспечения интереса государства, местному самоуправлению либо местному населению. Помимо этого также нет доказательств, которые подтверждают, что публичный сервитут был установлен с учетом итогов общественных слушаний.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 3 июня 2003 г. внес постановление №А12-10887/02-с6. Согласно данному постановлению, суд вынес решение, что в момент предъявления иска и рассмотрения дела план проведения общественных слушаний не был установлен. Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию и соблюсти интересы граждан, которые являются представителями иных садоводческих товариществ, было принято решение установить публичный сервитут. Данное право предоставлено органам местного самоуправления. Исходя из этого, установка публичного сервитута не нарушила справа и законные интересы СНТ «Газовик», а также не является противоречащим действующему законодательству.

Из этого можно сделать вывод, что отсутствие материалов общественных слушаний при разных ситуациях было принято судами в одной ситуации в качестве имеющего, а при другой – в качестве не имеющего юридической значимости обстоятельства для разрешения дела по существу. Скорее всего, данная ситуация будет длиться вплоть до принятия необходимых федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Замечание 6

Единый государственный реестр прав проводит государственную регистрацию сервитутов. Для этого необходимо заявление собственника недвижимости или человека, в пользу которого устанавливается сервитут, если последний имеет соглашение о сервитуте. После того как сервитут зарегистрирован в Едином государственном реестре прав, он вступает в силу.

>Земельный сервитут в земельном праве и гражданском кодексе: как определяется в ст 274 ГК РФ, виды и понятие сервитутов

Сервитуты в гражданском праве: понятие и виды

В самом начале статьи подробно разберем вопрос о том, сервитуты в гражданском праве это что? Право использования ресурсов не своего участка закреплено в следующих нормативных документах.

Гражданском кодексе. Данное явление в этом документе рассматривается как общее проявление вещного права.

Земельном кодексе. Это базовый свод нормативов, регламентирующих порядок осуществления землепользования в различных условиях.

Водном кодексе. Согласно ст. 44 ВК, возможность пользования ресурсами чужой территории распространяются и на водоемы.

Все граждане могут беспрепятственно осуществлять забор воды, поить домашних животных и пользоваться водным транспортом.

Причем, не стоит путать обременение владельца земли по осуществлению допуска к водоему с пользованием водоемами в рамках законодательства, регулирующего водные отношения.

Лесном кодексе. Ст. 21 данного кодекса гарантирует гражданам право свободного пребывания в лесу. Необходимость такой декларации продиктована тем, что лесопользование сочетает в себе использование экологических, биологических и земельных ресурсов.

Частная собственность на лесные территории хоть и разрешена, но не очень развита. Однако большое развитие получила аренда земли с целью проведения рубок древесины.

Активная эксплуатация лесных ресурсов породила разделение земель, отнесенных к лесному фонду, на участки, где проводятся рубки, и на участки, где лес находится на разных стадиях восстановления.

Однако лес – это не только промышленная древесина, но и не древесные, а также рекреационные и экологические ресурсы. Все интересы природопользователей часто сосредоточены на одном и той же территории и не должны при этом противоречить целевому назначению земли.

Еще одной особенностью данного вида обременений является возможность их установления административным актом. Это, однако, не исключает появления сервитута на договорных или судебных основаниях.

Жилищном кодексе. Статьёй 36 предусматривается возможность и часто необходимость официального оформления права использования благ участка, занятого под жилые строения, теми гражданами, которые не являются владельцами данной недвижимости.

Подобные взаимоотношения устанавливаются по обоюдной договоренности или как результат решения суда.

Такие соглашения особенно популярны, поскольку необходимость использования коммуникаций и иных благ, расположенных на соседних землях, возникает часто.

Градостроительном кодексе. Право на использование чужих участков защищается статьёй 64. Она декларирует допустимость формирования в градостроительстве как частного, так и публичного сервитута.

При формировании публичного варианта инициатива исходит от органов местной власти. Частые обременения формируются в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Градостроительный кодекс представляет список вариантов установления обременений. Он не носит характер исчерпывающих рекомендаций.

Законом федерального уровня «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статьёй 12 этого закона определяется порядок действий по регистрации обременений в Росреестре.

Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Статьёй 28 регулируется процесс изменения формы собственности земель, который сопряжён с принятием решений о целесообразности установления сервитутов.

Законом «О гидрометеорологической службе». Он определяет приоритеты объектов гидрометеорологической службы.

Собственники и пользователи земли не должны препятствовать действиям по обеспечению работы объектов данного профиля, если по-другому осуществить это невозможно.

Все приведенные выше нормативы дополняют и развивают сервитуты с точки зрения данного раздела права.

Однако у них есть и общие моменты. Сервитут в земельном кодексе может быть установлен в следующих формах: публичный, частный, постоянный и срочный формы. Такое деление содержится во всех документах, где есть необходимость поднимать тему регулирования подобных земельных взаимоотношений.

Предлагаем вашему вниманию видео-консультацию кадастрового инженера о том, что такое земельный сервитут и как происходит установление сервитута на земельный участок.

Гражданское право и регламентация земельных обременений

В этом разделе поговорим о том, что говорит гражданский кодекс о сервитуте. В Гражданском кодексе России взаимоотношения по регламентации обременений отражены в статьях: 216, 274, 275, 276, 277, 613.

216 статья констатирует тот факт, что вещные права могут принадлежать гражданам, не являющимся владельцами данного имущества. Это и есть суть сервитута.

Сервитут в ст 274 ГК РФ, являющейся базовой в данной категории, рассматривается как различные возможности и допустимости пользования чужим имуществом. Для одного из владельцев земли это принимает форму обременения.

После регистрации такого права оно становится частью участка и включается вместе с ним в оборот земли. Оно не может быть изменено в произвольном порядке.

Обременение может наступить в любой момент при документально зафиксированном согласии сторон или при соответствующем судебном решении. При этом оно не препятствует реализации иных прав собственника.

Любой владелец недвижимости обладает правом требовать от собственника другой недвижимости обеспечения возможности пользоваться благами его земли при условии обоснованности этих требований.

Поскольку собственник участка, обладающего обременением, терпит неудобства, а возможно и убытки, он может требовать от человека, пользующегося благами данного участка, соответствующей платы регулярного характера.

275-й статьёй констатируется неизменность сервитута при переходе имущественных прав к другому человеку. Его нельзя отдельно продать, подарить, обменять или передать по наследству.

Он не может стать залогом, поскольку сам является обременением и неотделимым свойством участка.

Статьёй 276-й определяется порядок и условия ликвидации сервитута, что может произойти в двух случаях.

Первый – это прекращение его действия по требованию хозяина обремененного участка по причине устранения необходимости в обременении.

Второй случай заключается в возникновении противоречий между категорией земли и её обременительным использованием.

Поскольку владелец земли обязан использовать её только по назначению и разрешению, он не имеет права допускать иного использования её ресурсов.

Если в первом случае хозяин земли может потребовать прекращения сервитута, то во втором случае он ещё и обязан это сделать.

Статья 277 оговаривает распространение использования чужой недвижимости на строения, расположенные на обременённом участке.

Гарантированные данной статьёй права, являются продолжением прав, которые описаны статьях 274, 275 и 276 ГК. Все строения наделяются обременительным пользованием в том случае, если это действительно необходимо, а главное – неизбежно.

613 статья ГК касается регламентации взаимоотношений между арендодателями и арендаторами. Арендодатель обязан информировать арендатора обо всех характеристиках участка, в том числе и об обременениях.

Если арендодатель проигнорировал эти обязанности и ввел арендатора в заблуждение, это может считаться основанием для снижения величины арендной платы, а также для досрочного прекращения арендных отношений с выплатой убытков или недополученной выгоды.

Виды сервитутов в земельном праве

А как определяется сервитут в ЗК РФ? Описываемое здесь обременение относится преимущественно к земельному праву. Однако в Земельном кодексе оно регламентируется только одной 23 статьей.

Это обусловлено, во-первых, тем обстоятельством, что в Гражданском кодексе это явление описано основательно и подробно, а во-вторых, пользование землей чаще всего носит комплексный характер и может выражаться в использовании разных ресурсов, эксплуатация которых регламентируется специализированными законами.

Статьёй 23 Земельного Кодекса регулируется исключительно право использования благ чужой земли. Она предусматривает следующие нормы регламентации взаимоотношений в области обременительного пользования чужой землёй.

Если сервитут носит публичный характер, то он реализуется в интересах страны, государства, населения данного региона и местных органов власти.

Отстаивание всех этих интересов производится в соответствии с нормативными актами всех иерархических уровней законов. При формировании публичного сервитута обязательно нужно провести процедуру общественных слушаний.

В 23-й статье приводится исчерпывающий перечень ситуаций, которые могут прослужить основой для принятия сервитута.

Владелец обременённого участка может требовать оплату за услуги допуска к его благам, кроме особых случаев, предусмотренных юридическими нормами.

Земельный кодекс допускает существование как срочного, так и постоянного сервитута.

Поскольку рассматриваемое обременение является неотъемлемой частью участка, он должен пройти такую же процедуру регистрации в Росреестре.

Итак, сервитут в земельном праве это что? Как следует из приведенного здесь обзора, сервитут в земельном законодательстве отражен достаточно широко и подробно. Однако специалистами отмечен ряд недоработок и трудностей в реализации этого права.

Например, плохо разработана процедура регистрации сервитута, возникшего по решению суда. Недостаточно регламентировано пользование природными ресурсами на землях сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и промышленного освоения полезных ископаемых.

Надеемся, что теперь вам стало очевидно, что говорит российский закон о сервитуте, как определяется сервитут в земельном кодексе РФ и как регулируется сервитут в гражданском праве Российской Федерации.

В некоторых случаях возникает потребность использования чужого земельного участка или его части. Такое ограниченное пользование в юриспруденции называется сервитутом. Читайте в статье об особенностях понятия «сервитут на земельный участок», что это такое, как регулируется и как оформляется.

Что такое сервитут, определение простыми словами

Говоря простым языком, сервитут – это законное право ограниченно пользоваться чужой собственностью для личных целей. Оформляется он только в случаях крайней необходимости. К примеру, если требуется проход или подъезд к дому, а иначе, чем через чужой участок, сделать его не получается физически.

Определение сервитута дано в ст. 23 ЗК РФ. Согласно этому нормативному акту, сервитут – это право ограниченного использования лицом земельного участка, который ему не принадлежит.

При этом собственник надела может по-прежнему распоряжаться им как ему заблагорассудится. Однако он не может перекрыть доступ к определенному объекту лицам, обладающим сервитутом. Владелец обязан не препятствовать проезду или проходу, оформленному должным образом.

Сервитут не может выступать объектом какой-либо гражданско-правовой сделки. Он навсегда привязывается к определенной недвижимости.

Правом владеть сервитутом обладают только те лица, которые являются собственниками имущества, для которого он устанавливался. Если произойдет отчуждение прав на землю, где установлен сервитут, то вместе с имущественными правами новый собственник получит и обязательства по обременению. Это закреплено в ст. 275 ГК РФ.

Виды сервитутов

Сервитут подразделяется на постоянный и срочный, а также публичный и частный. Первая группа характеризуется срочностью договора. Вторая – назначением.

Постоянный сервитут является бессрочным. При его оформлении в договоре не указывается срок действия. При оформлении срочного права ограниченного пользования обязательно указывается период его действия. Эти разновидности применимы и к публичному, и к частному видам.

Публичный сервитут используется государством для обеспечения нужд и интересов органов власти или населения. Частный – оформляется между физическими лицами и организациями, если права одного из них нарушаются расположением соседнего участка. Рассмотрим эти виды подробнее.

Публичный сервитут

Этот тип соглашения применяется при наличии потребности для удовлетворения нужд государства или населения. Главный критерий установки публичного сервитута – получение возможности решить задачу для целей и нужд государства без изъятия частных земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются на законодательном уровне федерального или местного значения. Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, они могут быть применены только по результатам общественных слушаний.

Установка публичного сервитута может потребоваться для следующих целей:

  • проход или проезд через участок;
  • размещение на участке межевых знаков;
  • размещение геодезических сетей и пунктов;
  • расположение гравиметрических и нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • изъятие водных ресурсов и объектов;
  • проведение дренажных работ;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • ремонт коммунальных, электрических, инженерных и иных типов сетей;
  • ремонт транспортной инфраструктуры;
  • проведение изыскательных, исследовательских и иных работ;
  • охота и рыболовство;
  • доступ к прибрежной полосе;
  • сенокошение;
  • выпас животных.

Все эти цели закреплены в ст. 23 ЗК РФ. Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре (ст. 23 ЗК РФ, ст.52 ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.).

Граждане и организации, чьи права и интересы затрагивает установление сервитута, могут оспорить его оформление в судебном порядке. Владелец также вправе подать иск об установлении платы за пользование в связи с тем, что использование участка третьими лицами вызвало у него существенные затруднения.

Частный сервитут

Использование частного сервитута – крайняя мера. Он может быть применен только тогда, когда потребности землевладельца соседнего участка не могут быть реализованы иным способом.

Как правило, частный земельный сервитут заключается для следующих целей:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • возведение или реконструкция каких-либо объектов;
  • использование объектов, которые не препятствуют пользоваться землей в соответствии с правилами;
  • другие нужды.

Соглашение об ограниченном использовании земли оформляется письменно и регистрируется в Росреестре. Без прохождения процедуры государственной регистрации сервитут не будет считаться действительным.

Если собственники по каким-то причинам не могут достичь компромисса в вопросах использования участка или его части, такие споры решаются в суде. После вынесения судебного решения о сервитуте его также потребуется регистрировать.

Регистрация и установление сервитута на земельный участок

Сервитут устанавливается по соглашению сторон или в результате вынесения соответствующего судебного решения. Установить право ограниченного использования чужой земли можно только по волеизъявлению собственника или землевладельца (к примеру, на правах аренды), которому это требуется.

Чтобы установить сервитут по соглашению сторон потребуются следующие документы:

  • заявления сторон;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • общегражданские паспорта сторон;
  • свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт.

Соглашение об установлении сервитута вступает в законную силу только с момента регистрации в Росреестре. Чтобы зарегистрировать возникшее право ограниченного пользования необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ по месту нахождения земельного участка с пакетом вышеперечисленных документов.

Земельный сервитут прекращает свое действие по истечению срока действия, указанного в договоре, по решению судебных органов или в связи с иными обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством.

Владелец земельного надела, обремененного сервитутом, может потребовать установления платы за пользование его собственностью. Ее размер и порядок выплаты указываются в соглашении или определяются судебным решением.

Когда устанавливается публичный сервитут, владелец обремененного надела может потребовать аналогичной платы с государственных или муниципальных органов. Однако это допускается только при условии, что установленный сервитут мешает использовать землю. Размер и порядок выплаты платежей будет указан в нормативном акте, которым оформляется сервитут.

Договор сервитута

Этот тип договора регулируется гражданским законодательством. Он имеет следующую структуру:

  1. Наименование сторон договора – ФИО, паспортные данные.
  2. Предмет соглашения – порядок и цель установления сервитута.
  3. Размер оплаты.
  4. Права и обязанности сторон соглашения.
  5. Форс-мажор и порядок действий при его наступлении.
  6. Реквизиты и личные подписи сторон.

Кроме того, есть ряд существенных условий договора о сервитуте, без указания которых он не может быть зарегистрирован. В этот перечень входит следующая информация:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • обозначение части надела, которая будет обременена;
  • информация об обременении с указанием конкретной цели;
  • наименования сторон;
  • срок действия соглашения.

Всю организацию оформления и прохождение государственной регистрации, в том числе и возникающие расходы, берет на себя заинтересованная сторона. Участники могут включить в договор и иные условия, которые посчитают существенными.

К договору на усмотрение сторон прилагаются кадастровые документы, схема, описание и порядок эксплуатации надела, а также расчет стоимости за пользование землей.

Подписание соглашения происходит в срок не более месяца с момента достижения договоренностей. Если это публичный сервитут, то этот период может существенно затянуться.

Как оформить сервитут на проезд к участку?

Алгоритм оформления будет следующим:

  1. Обращение к собственнику земли, на которую нужно установить сервитут.
  2. После достижения договоренности оформление соглашения в письменной форме.
  3. Регистрация в Росреестре или МФЦ.

Если земля находится в собственности у муниципалитета, то потребуется написать соответствующее заявление в отдел, занимающийся земельными правоотношениями. Заявление будет рассмотрено в течение месяца. При положительном решении необходимо пройти процедуру регистрации. При отрицательном – обращаться в суд.

Оплата за использование участка для проезда может быть единовременной или регулярной. Способ выплаты необходимо прописать в соглашении.

Если у вас есть вопросы, касающиеся земельно-имущественных отношений, обращайтесь за консультацией к юристу. Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Напишите вопрос эксперту, и он бесплатно проконсультирует вас.

Теперь вы знаете, что такое сервитут на земельный участок и как он оформляется. Учитывайте, что его использование – это крайняя мера, допустимая, когда других вариантов нет.

Виды сервитута

Право ограниченного пользования чужим земельным участком разделяют на частный и публичный. Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка, скажем, для:

  • прокладки коммуникаций;
  • доступа к своему дому и т. д.

Публичный сервитут на земельный участок — это решение органов власти использовать часть чужой собственности на благо общества. Например, для:

  • создания транспортной доступности;
  • геодезических изысканий;
  • мелиорационных работ;
  • доступности прибрежной территории;
  • использования земель и лесополос для охоты, рыбалки;
  • размещения межевых знаков и др. (ст. 23 ЗК РФ).

Сервитуты могут быть срочными или бессрочными. В первом случае указывается время применения такого ограничения, а во втором временной интервал отсутствует.

Их делят и по регулирующему законодательству:

  • гражданские (для зданий, сооружений и др., когда нет привязки к земельному участку);
  • земельные;
  • лесные;
  • водные;
  • воздушные (лишь в пользу государства, скажем, для пролета самолетов через воздушную территорию иной страны).

Как устанавливается, оплачивается и прекращается частный или публичный сервитут

У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц. Установить его можно как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе). При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

  1. Когда и где составлена бумага.
  2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
  3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
  4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
  5. Срок, на который он вводится (при наличии).
  6. Перечень пользователей.
  7. Описание зоны, где будет действовать режим частного права, — на какой части участка.

Сервитутное соглашение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения об этом вносятся в ЕГРН. Для регистрации сделки в службу Росреестра, помимо соглашения (всем участникам совместно), нужно будет подать следующие документы (ввиду персонального характера сделки пакет необходимых документов в отдельных случаях может меняться):

  • удостоверения личности участников сделки;
  • подтверждение права собственности на земли (выписка из ЕГРН, свидетельство);
  • квитанция (чек) об оплате государственной пошлины (физлица заплатят 1500 руб.);
  • заявление на соответствующие регистрационные действия;
  • межевой план участка, который ограничивают, с указанием зоны действия ограничения.

Публичный сервитут вводят без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого федеральные, региональные, муниципальные органы власти принимают нормативный акт, где фиксируются все существенные сервитутные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, поскольку такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей. Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сервитутные сведения вносят в ЕГРН.

Плата за сервитут на земельный участок должна быть соразмерной ее использованию. По п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 12-13 ст. 23 ЗК РФ, землевладелец, чья земля (частично или полностью) используется другими лицами в сервитутном режиме, может требовать от них соразмерной оплаты использования. При публичном сервитуте собственник вправе требовать соразмерную плату у властного органа, который установил сервитутный режим для его земли.

Прекращаются соглашения после:

  • окончания срока их действия;
  • удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий.

Юридически соглашение перестанет действовать после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика

К помощи районных или городских судов общей юрисдикции (либо арбитражных судов, если кто-либо из спорящих занимается предпринимательством) прибегают, если переговоры с землевладельцем оказались безрезультатными. Подавать иск нужно в том районе, где находится спорная земля. Для судебного урегулирования спора можно использовать вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.

В положительном для сервитутного пользователя решении суда фиксируются все условия. Все необходимые для регистрации сервитута документы в службу Росреестра подает только истец.

Выносить решение суд будет с учетом следующих моментов:

  • позиций истца и ответчика;
  • при недостаточности специальных знаний в земельной сфере назначается экспертное исследование или к участию в процессе привлекают, скажем, кадастрового инженера;
  • решение должно содержать точные пространственные метки, где будет действовать ограничение (нужно для его регистрации);
  • ответчиком по делу может быть только собственник спорной земли, а не ее временные пользователи (арендаторы и т. д.);
  • разрешается вопрос о размере платы (по судебной практике или экспертному заключению).
admin