Серебряную медаль

Министерство образования и науки утвердило новое Положение о золотой и серебряной медали, которым определен механизм награждения школьников за достижения в учебе.

Согласно документу, список претендентов на награждение золотой и серебряной медалями определяется руководителем учебного заведения по результатам годового оценивания в 10 классе и первом семестре 11 класса и утверждается на заседании педагогического совета путем принятия соответствующего решения.

Ученики, которые не могут подтвердить результаты учебных достижений в 10 классе по независимым от них обстоятельствам (обучение в учреждениях на временно оккупированной территории, в отдельных населенных пунктах Донецкой и Луганской областей, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия), награждаются золотой и серебряной медалью по результатам достижений в учебе в 11 классе.

Золотую медаль получат выпускники школ, которые за период обучения в старшей школе достигли высоких успехов в учебе и по результатам семестрового, годового оценивания и государственной итоговой аттестации имеют 10-12 баллов по предметам учебного плана (кроме тех, кто обучается по экстернатной форме).

— Читайте также: Когда начинать учить детей программированию

Серебряной медалью будут награждаться выпускники, которые за период обучения в старшей школе также достигли высоких успехов и по результатам оценивания и ГИА имеют 10-12 баллов и достаточный уровень (не ниже 9 баллов) не больше, чем по двум предметам учебного плана.

Решение о награждении претендентов медалями утверждается на общем заседании педагогического совета. Также возможность быть награжденными медалями имеют и ученики, которые продолжают получать полное среднее образование в профессионально-технических и высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации. В документе говорится также о том, что улучшение результатов семестрового оценивания путем исправления не дает основания для награждения выпускников медалями.

И, кстати, претенденты на награждение золотой или серебряной медалью не могут быть освобождения от государственной итоговой аттестации, за некоторыми исключениями.

О серебряной медали, как и о награде высшей пробы, мечтают десятки тысяч российских выпускников. Серебряная награда всегда была в почете, она была гораздо более достижимой для школьников, которые отлично учились, в сравнении с золотой медалью. В аттестате можно было иметь 4 четверки, и именно это было выходом для российских ребят, стремившихся в учебе к самым высотам, но, по ряду причин, допустившим незначительные промахи, приведшие к 1-3 четверкам в аттестате.

По сравнению с «круглыми» отличниками серебряных медалистов во все времена, начиная с СССР, было на порядок больше.

С 2014-го в России на золотую и серебряную медали сменила новая — «За особые успехи в учебе». Каждый номинант утверждается Минобрнауки, ведется особый реестр медалистов.

Чтобы получить награду, отличного аттестата мало, нужны еще высокие баллы ЕГЭ по основным предметам, участие в олимпиадах разного уровня, активность в общественной жизни школы. За сдачей ЕГЭ потенциальных медалистов строго следит специальная комиссия: если во время ЕГЭ ученик нарушил правила сдачи, о награде он может не мечтать.

Стоит ли так бороться за медаль

Современные медалисты могут рассчитывать на солидные преференции при поступлении:

У каждого вуза есть право самостоятельно определять величину дополнительных баллов к баллам ЕГЭ для медалистов, как правило, это не менее 2-3 баллов, но может достигать и 10.
При равных баллах у медалиста и обычных выпускников предпочтение при поступлении отдадут медалисту.

Две медали сразу

У регионов есть право утверждать собственную медаль, как это происходит в столице.
Однако, и ее получить очень-очень непросто.

Нужно победителем или призером Всероса;
Либо набрать 100 баллов ЕГЭ по математике или русскому,
Либо иметь только «отличные» итоговые отметки, а по трем предметам совокупно набрать от 220 баллов ЕГЭ.

Теоретически, у каждого успешного ученика есть шансы стать обладателем сразу двух наград: российской и региональной.

История школьных медалей ведет свой счет издавна. В СССР золото и серебро утвердили в 1945 году постановлением Совнаркома, это было сделано для улучшения качества школьного обучения. Кстати, именно тогда решили и проводить выпускные экзамены.

Согласно специальному положению, учащийся с примерным поведением, имеющий оценку «4» по трем и менее учебным предметам, награждался серебряной медалью. При этом в зачет не шли оценки по таким предметам, как пение, черчение и военная физподготовка.

Обладателей серебряных медалей всегда ценили не меньше, чем золотых везунчиков, зачастую, качество знаний выше было именно у обладателей серебра.

Добиться золотой медали становится все сложнее. В 2020 году для заветной награды нужно выполнить два условия: получить все итоговые оценки «пять» в аттестате и сдать все предметы ЕГЭ на «отлично». Трофей даст от 3 до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ. А еще, возможно, станет источником дополнительного стресса.

Стоит ли тратить свои силы на получение золотой медали или лучше направить свое внимание на подготовку к профильным экзаменам? Каждый случай уникален. Поэтому мы поговорили со студентами из разных городов, в том числе выпускниками «Сириуса», чтобы увидеть на реальном опыте, как золотая медаль помогает при поступлении в университет.

«Сверхусилия только истощают»

Будущий ветеринар Вика Шишковская учится на 2 курсе в РУДН. Она закончила подмосковную школу и хотела получить золотую медаль из-за дополнительных баллов. Все свое свободное время в старших классах Вика посвящала учебе, мало гуляла с друзьями и постоянно нервничала. Оправдался ли такой труд?

«Я понимала, что родители не смогут платить за учебу и испытывала из-за этого большое давление. В школе у меня были сложности с двумя предметами, я вообще их не понимала и ситуация не менялась даже при усиленных стараниях. Медаль я все-таки не получила, но несмотря на это поступила на бюджет. Сейчас думаю, что продуктивнее тратить все свои силы на подготовку к ЕГЭ по профильным предметам. Тогда бы я еще успела насладиться последними школьными годами. Мой опыт показал, что попытки получить медаль, когда ты прилагаешь сверхусилия, только истощают. Эти же дополнительные баллы можно набрать с помощью портфолио».

«Благодаря медали я чувствовал себя увереннее»

В старших классах томич Александр Тузиков понял, что может закрывать четверти на одни пятерки, прилагая минимум усилий. Тогда у него и появились амбиции получить золотую медаль во что бы то ни стало. Сегодня первокурсник Саша учится на инженера в Томском госуниверситете. Золотая медаль была для него еще одним пунктом среди прочих достижений в портфолио при поступлении.

«В школе мне не хотелось фокусироваться только на тех предметах, которые мне нужны для ЕГЭ. Я все-таки за всестороннее развитие, поэтому с удовольствием изучал все. Искренне мне очень хотелось получить золотую медаль именно для себя. При этом я не относился к медали, как к ресурсу, который поможет при поступлении в вуз. К тому же, дополнительные баллы можно набрать и хорошим портфолио. Например, я участвовал в различных научных конференциях и за это мог получить максимальные 10 баллов. Но благодаря медали я чувствовал себя увереннее при поступлении, интуитивно знал, что поступлю на бюджет, избежал сильного стресса. Поэтому считаю, что эти усилия того стоили».

«Если ты получишь 50-60 баллов за ЕГЭ, медаль тебя не спасет»

Студентка 2 курса факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ангелина Латыпова все 11 лет школы училась на отлично и получила золотую медаль как естественный результат системной работы. «Золото» и правда помогло ей продвинуться в рейтинге абитуриентов, но стало ли это решающим фактором?

«Обычно школьники начинают работать на медаль после 9 класса и этот процесс сопряжен с большим стрессом и пересдачами. Для меня же это было легко. Я училась в школе в Сочи и очень хотела в МГУ. В рейтинге абитуриенты шли очень плотно, эти 5 баллов помогли мне продвинуться, но при этом для прохождения на бюджет мне хватило бы моих баллов за ЕГЭ и творческий конкурс и без медали. Если ты получишь 50-60 баллов за госэкзамен и планируешь поступать в столичный вуз, никакая медаль тебя не спасет. Хотя, конечно, есть вузы, которые и по 10 баллов дают за медаль, это уже ощутимо. Но в любом случае золотая медаль – это не цель, нужно стремиться к знаниям, которые позволят хорошо сдать ЕГЭ».

«Иногда один или два балла все решают»

Коренная петербурженка Луиза Ефремова учится на втором курсе факультета международных отношений СПбГУ. В школе она всегда училась на отлично. При поступлении золотая медаль дала ей три балла. Даже с их учетом до бюджета ей не хватало еще двух.

«Я могла поступить на бюджет в другой университет, но не хотела отказываться от мечты, поэтому учусь на платном. Что я могла бы потерять, не будь у меня медали? Не знаю. Не пригласили бы на бал медалистов в Петергофе? Мама бы не смогла похвастаться родственникам? Не думаю, что был бы существенный урон. 11-классники просто разрываются между вступительными экзаменами и школой, получают нервные срывы из-за того, что хотят все везде успеть сделать хорошо. В этом случае никакая медаль того не стоит. Думаю, у каждого свой путь и для кого-то будет гораздо эффективнее, если больше времени уделить подготовке к экзаменам, а кому-то именно медаль поможет, ведь лишних баллов при поступлении не бывает. Иногда один или два балла все решают. Нужно понять, как ты можешь взять свой максимум и при этом комфортно жить».

Ребёнок-отличник — гордость семьи, школы. Красивый аттестат, многочисленные грамоты и, наконец, медаль свидетельствуют об интеллектуальных способностях и стараниях школьника. А что даёт выпускнику наличие золотой или серебряной медали? Адукар расскажет, какие бонусы есть у медалиста.

Как получить золотую медаль в школе?

Правила награждения учеников золотой или серебряной медалью регулируются пунктами 3, 4 статьи 98 Кодекса об образовании. Чтобы окончить среднюю школу с медалью, в первую очередь необходимо получить свидетельство об окончании базового среднего образования с отличием. Оно выдаётся ученикам, у которых годовые отметки за 8-й и 9-й классы по всем учебным предметам не ниже 9 баллов и примерное поведение. Не в счёт только физкультура (годовая оценка не ниже «6» или отметка «зачтено» для учеников, освобождённых от занятий в основной группе), трудовое обучение и черчение (не меньше «6» за год). Экзамены за 9-й класс нужно сдать на «9» / «10».

Итоговые занятия перед ЦТ 2020 Адукар: +20 баллов за 4 часа!Хочешь узнать ловушки ЦТ и способы выхода из них? Записывайся на итоговые занятия Адукар, которые пройдут в июне-июле в онлайн-формате. Улучшишь свой результат до +20 баллов!Узнать больше и записаться!

Если ребёнок освобождён от экзамена, в качестве итоговой отметки учитывается годовая. Поэтому свидетельство с отличием он тоже получит. К слову, при освобождении от экзаменов за 11 класс итоговая отметка выставляется по такому же принципу.

Золотая медаль присваивается выпускнику, у которого за 10-й и 11-й класс отметки по всем предметам не ниже «9», кроме физкультуры (годовая не ниже «6» или есть отметка «зачтено»), допризывной и медицинской подготовки (минимум «6» за год), примерное поведение. Экзамены сданы на 10 и (или) 9 баллов.

Владислав Авсиевич окончил с золотой медалью гимназию г. Дзержинска, получил 100 баллов по белорусскому языку на ЦТ 2016 года

Как получить серебряную медаль в школе?

Серебряная медаль вручается школьнику, когда у того в 10 и 11 классах стоят годовые отметки «9» и (или) «10» (кроме физкультуры, по которой ему выставлены годовые отметки не ниже 6 баллов или «зачтено», допризывной и медицинской подготовки и одного или двух предметов, по которым ему выставлены годовые отметки не ниже 6 баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 и (или) 9 баллов по учебным предметам и отметки не ниже 6 баллов по тем же предметам, по которым ему выставлены годовые отметки не ниже 6 баллов и по которым проводятся выпускные экзамены за 11 класс.

Допустим, в 10-м классе по английскому у школьника «7» за год, а по алгебре — «6». В 11-м классе годовые отметки по этим предметам отличные, но экзамены сданы на «8» и «7» соответственно. Если выполнены все остальные условия, он получит серебряную медаль.

Сколько золота и серебра в медалях? Нисколько. Они изготавливаются из меди, а блеск драгоценных металлов им придаёт покрытие титаном («серебро») или нитридом титана («золото») с ионно-плазменным напылением. Такая медаль материальной ценности не представляет

Что даёт золотая или серебряная медаль?

Поступление в вуз без экзаменов

Медалисты могут поступать без внутренних экзаменов и ЦТ на ряд востребованных экономикой специальностей.

Пример специальностей вузов и колледжей, куда в 2019 году абитуриентов с золотой или серебряной медалью зачисляли без экзаменов

Также, согласно пункту 24 Правил приёма, медалистов зачисляют без экзаменов на педагогические специальности при условии, что у абитуриента есть рекомендация педсовета школы, гимназии, которую он окончил.

Перечень педагогических специальностей, куда медалистов принимали без экзаменов в 2019 году. Этот список у каждого университета разный. Поэтому смотри информацию на сайте конкретного вуза. Например, в БГПУ имени Максима Танка список лежит в разделе «Документация»

К слову, в пункте 27 Правил приёма перечислены категории граждан, имеющие преимущественное право на зачисление при равном количестве баллов. Так вот, золотая или серебряная медаль такого права не даёт, учитывается средний балл аттестата.

Как видите, бонусов не так много, зато усилий нужно приложить немало. Высокий балл аттестата бывает и без медали. Соотносите приложенные старания и ожидаемую пользу.

Надеемся, что на этой страничке мы ответили на твои вопросы. Если тебе нужно больше информации, то рекомендуем почитать:

Сдаём без проблем выпускные экзамены после 11 класса

Министерство образования установило даты проведения последних звонков и экзаменов в 2020 году

Даты ЦТ 2020: основные и резервные дни

Чтобы не пропустить важные новости, подпишись на уведомления и на наши странички в социальных сетях: ВК, Instagram, Telegram, Facebook.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Зачем это нужно? Нововведение поможет исключить случаи, когда ученики в некоторых регионах, особенно в малых городах и селах, массово получали золотые медали, а потом сдавали ЕГЭ на «тройки».

— За последнее десятилетие произошла девальвация понятия «золотая медаль», и наша задача возвратить это замечательное явление в нашу жизнь. Это не новшество, а своевременное упорядочивание того, что имеет очень большую историю в нашей стране, — подчеркивает министр просвещения Ольга Васильева. — Мы столкнулись с тем, что значение медали как отражение заслуг ученика в обучении нивелируется, а допускать этого нельзя, эта награда традиционная для российской школы. На мой взгляд, предлагаемые изменения — это большая внутренняя стимуляция для наших школьников учиться хорошо и стремиться к знаниям.

Год назад Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовала скандальную статистику. Доля медалистов среди выпускников школ Карачаево-Черкесии — примерно 20 процентов (то есть каждый пятый), в Адыгее — 17,7, Кабардино-Балкарии — 17,3, Мордовии и Ставропольском крае — по 16, Краснодарском крае — 15,6, в Ростовской области — 14,7 процента. При этом в Москве медали получили менее 9 процентов выпускников, в Петербурге — немногим более 7, а в среднем по России — примерно 10 процентов. После этого в субъектах началась масштабная проверка объективности выдачи школьных медалей.

ЕГЭ сегодня — это единственный объективный способ понять, как ребенок освоил школьную программу

Регионы, кстати, имеют право присуждать и свои собственные награды за успехи в учебе, которые не будут зависеть от федеральных правил. В Москве, например, такую медаль дадут в трех случаях: если ты победитель или призер Всероссийской олимпиады, набрал 100 баллов по одному ЕГЭ, у тебя все «пятерки» в аттестате и обязательно 220 баллов на трех ЕГЭ. А в Ленинградской области на местное «золото» могут претендовать школьники, прошедшие единый госэкзамен и имеющие полугодовые, годовые и итоговые отметки «отлично» по всем предметам.

Напомним, федеральные медали «За особые успехи в учебе» выдаются выпускникам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам. До 2009 года медалисты получали преимущества при поступлении в вуз. Но после того, как ЕГЭ стал обязательным, награды остались скорее способом поощрить выпускника и мотивировать его к учебе.

Однако некоторые государственные вузы (их, по оценкам, больше ста) учитывают медали абитуриентов при поступлении, начисляя за них дополнительные баллы. Или же могут устанавливать приоритет в том случае, если количество баллов ЕГЭ у медалиста оказалось одинаковым с немедалистом.

Мнение

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор школы № 548 «Царицыно»:

«Федеральные золотые медали сегодня никак не привязаны к реальным успехам ребенка в школе. Если вы посмотрите географическую карту России, то увидите, что соотношение выпускников и медалистов очень сильно отличается, например, в северных и южных регионах. Основная причина — необъективность оценки учебных достижений. Особенно это заметно в небольших городах, где все друг друга знают и любят. Натянуть пятерку по математике сыну соседки? Почему бы и нет: учителю не жалко. Это вполне типичная ситуация, которая привела к тому, что медаль за последние 15 лет полностью обесценилась.

Раньше медалисты получали льготы при поступлении в вузы. Теперь, слава богу, этого нет. Сегодня у нас остался единственный объективный способ понять, как ребенок освоил школьную программу — это Единый государственный экзамен. С 2015 года он стал полностью прозрачным, честным, в нем исчезли лазейки для списывания. Поэтому предложение «привязать» золотую медаль и аттестат с отличием к результатам ЕГЭ я считаю абсолютно правильным.

Более того, я бы золотые медали вообще отменил. Судите сами. Чтобы получить высокие баллы ЕГЭ и поступить в хороший вуз, нужно действительно «вкалывать» в школе. Но это прежде всего инвестиции в себя, в свое будущее. Статистика показывает: чем лучше у человека образование, тем выше зарплата. Так за что же давать медаль? За то, что выпускник открыл для себя хорошие карьерные перспективы?»

admin