Сбил пешехода вне пешеходного

Понятие

Наезд на пешехода – это дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в котором водитель транспортного средства (ТС) допустил наезд на человека или же сам потерпевший стал виновником происшествия.

За такое деяние предусмотрены следующие типы ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданская ответственность – практически не несущий за собой никаких последствий тип наказания, который означает возмещение ущерба в результате ДТП. Чаще всего – в денежной форме.

При наступлении административной ответственности водителей ждет штраф, сумма которого зависит от тяжести повреждений и при этом не исключает гражданской ответственности. Пострадавший может подать в суд иск о возмещении вреда здоровью, расходов на лечение, морального вреда.

Уголовный – самый тяжкий тип ответственности, при тяжелых последствиях в этом случае или же смертельном исходе виновному лицу суд присуждает до 7 лет лишения свободы. После ДТП такого вида водитель всегда считается виновным.

Наезд на пешехода вне пешеходного перехода: наказание

Если вы допустили наезд на пешехода вне пешеходного перехода, избежать ответственности за такое правонарушение не получится. Водитель, сбивший человека вне пешеходного перехода, понесет административную ответственность при наличии у пострадавшего повреждений не выше средней тяжести. Если последствия окажутся средними или тяжелыми, водителя, скорее всего, ожидает серьезное наказание по уголовной статье.

Суд при вынесении решения учитывает смягчающие обстоятельства (водитель оказал помощь пострадавшему, способствовал скорейшему выздоровлению) и может смягчить приговор.

Если сбит человек вне пешеходного перехода: какая ответственность

Водитель, нарушая правила дорожного движения, может сбить человека и за пределами перехода. Потерпевший при этом мог и не переходить дорогу. Любая из этих ситуаций требует особого рассмотрения, поскольку виноват может быть не только тот, кто ехал за рулем автомобиля, но и пешеход (другой участник дорожного движения). Например, человек мог переходить проезжую часть в непредназначенном месте либо осуществлял движения на переходе, когда авто уже не могло притормозить. Если еще и место происшествия было слабо освещенным, а дорожный путь – ухабистым, наказание ждет потерпевшего, а водитель, сбивший человека, будет полностью оправдан.

Как правило, на выручку приходит видеорегистратор, который устанавливается в салоне автомобиля. Он фиксирует все движения, к примеру, с его помощью можно увидеть, что пострадавший бросился под колеса умышленно. Подобные индивиды таким образом вымогают у водителей денежные средства.

Гражданская ответственность за наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Владелец ТС – водитель источника повышенной опасности, поэтому он несёт гражданскую ответственность за причинённый вред при эксплуатации ТС. Вне зависимости от того, по чьей вине случилось ДТП, владелец транспортного средства должен возместить расходы на лечение (похороны), испорченную одежду и иные материальные потери. Подавая иск о возмещении ущерба, помните, что освободить от возмещения вреда суд может, если в результате процедуры владелец ТС докажет, что вред нанесен по умыслу потерпевшего и в результате непреодолимой силы.

Административное наказание за наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Если здоровью потерпевшего нанесен вред легкой или средней тяжести, в отношении автолюбителя, допустившего нарушение, будет применено административное наказание. Данная ответственность водителя определяется ст. 12.24 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Так, в зависимости от степени вины и нанесенного ущерба при ДТП судья может назначить штраф от 2,5 до 25 тысяч рублей и лишение водительских прав, то есть запретить управлять транспортным средством на период от 1 года до 2 лет.

При наезде на пешехода страдает не только последний, но и водитель, автотранспорт. Если пострадавший переходил проезжую часть в непредназначенном месте, в состоянии алкогольного опьянения или есть другие обстоятельства, доказывающие вину потерпевшего, можно подать иск о возмещении вреда водителю и его имуществу.

Уголовная ответственность

Наказание владельца ТС за наезд на человека вне пешеходного перехода назначается в соответствии со ст. 264 УК РФ. Уголовное наказание предусматривается в случае, если в ходе наезда потерпевший получает тяжкие повреждения или происходит смертельный исход. Согласно ст. 264 УК РФ владельцу транспорта в зависимости от обстоятельств (неоказание первой медпомощи, алкогольное опьянение и т. п.) грозит лишение свободы сроком от 6 месяцев до 7 лет. Также он обязательно лишается прав вождения транспортным средством. В особой ситуации, в соответствии со ст. 264, автолюбителя, который был пьян и повинен в смерти более двух человек, могут осудить на 9 лет.

Как избежать ответственности

В нашем обществе стереотипным является мнение, будто у автомобилистов нет никакого шанса избежать обвинения при наезде на пешеходов. На самом деле наказание происходит лишь в том случае, если вина водителя в ДТП доказана.

Принятие мер после наезда

Чтобы отстоять свою невиновность, владельцу авто после совершения дорожного нарушения нужно принять необходимые меры:

  • водитель должен оказать первую медицинскую помощь потерпевшему и вызвать скорую;
  • зафиксировать место ДТП и собрать информацию о свидетелях;
  • направить запрос на получение видеозаписи в районе происшествия. В Центре телеавтоматического управления движением транспорта видеозаписи хранятся всего 3 дня, и медлить нельзя, чтобы не потерять ценных доказательств своей невиновности.

С вопросами по поводу таких инцидентов стоит обращаться к специалистам портала Правовед.RU. Мы проконсультируем вас, что бывает за наезд на пешехода в том либо ином случае, посоветуем, как вести себя после ДТП, чтобы избежать наказания, и поможем оспорить вину за дорожное происшествие.

Ответ: Если по факту наезда на человека было возбуждено уголовное дело, скорее всего имеет место причинение вреда здоровью тяжкой степени. В этом случае ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью из нарушения Правил дорожного движения предусмотрена ч. 1 ст. 264 УК РФ (см. скриншот). Из санкции указанной нормы следует, что виновное лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком не более 2 лет, принудительным работами на два года или же ограничением свободы продолжительностью до 3 лет.

Также виновник может быть лишен права управления ТС на срок на 3 года, но это наказание является дополнительным и не обязательным.

Вырезка из ч. 1 ст. 264 УК РФ

Это в случае, если ДТП совершено трезвым водителем и пешеход в результате наезда остался жив. За «пьяное» ДТП санкция в разы выше.

Однако если обсуждается ответственность за сбитого пешехода вне пешеходного перехода, то для водителя возможен целый ряд смягчающих обстоятельств, которые могут повлечь самые разные последствия – от смягчения наказания до полного прекращения уголовного дела.

Важно знать, имел ли водитель реальную возможность предотвратить ДТП и соблюдал ли он скоростной режим. Если пешеход появился неожиданно, не оставив вам времени на реакцию, что крайне желательно подтвердить видеозаписью с регистратора.

Весьма серьезными смягчающими обстоятельствами для водителя будут:

  • Нахождение пешехода в нетрезвом состоянии;
  • Его грубая неосторожность – вышел на дорогу, не убедившись в безопасности, или же неожиданно появился из-за препятствия;
  • Отсутствие на одежде пешехода светоотражающих элементов для хождения по дороге в темное время суток;
  • Перемещение по дороге вне зоны перехода.

Если же будут иметь место все перечисленные обстоятельства, то дело наверняка будет прекращено. Но лишь в случаях, когда в действиях водителя ТС отсутствуют нарушения, способствовавшие ДТП. Например:

  • Нарушение скоростного режима или же выбор скорости, не соответствующий дорожным условиям;
  • Отсутствие неисправностей ТС, способствовавших ДТП: неработающий ближний свет, изношенная резина и т.д.

В любом случае лучше заручиться помощью опытного адвоката и уже вместе с ним ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, которая должна дать ответ на вопрос – имел ли водитель реальную возможность предотвратить ДТП в данном случае или же несмотря на все возможные усилия оно было неизбежно вследствие неосторожности и нарушений ПДД пешеходом.

Даже в случае, если водитель будет признан невиновным в ДТП и уголовное преследование будет закрыто, в рамках норм ГК РФ о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, водителя может быть взыскана определенная денежная сумма в компенсацию вреда в рамках ст. 1079 ГК РФ (см.скриншот).

Размер компенсации будет напрямую зависеть от обстоятельств (чем больше вина пешехода-потерпевшего – тем меньше сумма), в том числе водитель может быть освобожден от обязанности возмещать вред полностью в ряде случаев – например, при грубейшей неосторожности пострадавшего.

Вырезка из статьи 1079 ГК РФ

Распространенное ДТП – наезд на пешехода. Он может происходить при разных условиях.

Сегодня мы подробно рассмотрим наказание за наезд на пешехода вне пешеходного перехода, которое предусмотрено в актуальном законодательстве.

Безусловно, несмотря на имеющиеся правила о переходе дороге в установленных местах, при наезде на человека вне этих зон также предусматривается наказание.

Уделим внимание всем тонкостям, актуальным в 2020 году.

Виды ответственности

Известно, что проезжую часть в соответствии с правилами необходимо переходить в установленном месте.

Но даже если водитель сбил человека вне установленного пешеходного перехода, ответственность все равно предусмотрена в законодательстве.

Пусть и доказана вина пешехода в происшествии, водитель тоже понесен наказание.

За наезд на человека, переходящего дорогу в неположенном месте, предусмотрены следующие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • уголовная.

Постараемся определить, что будет водителю, если он сбил пешехода не на пешеходном переходе.

Привлечение к разным видам ответственности будет зависеть от обстоятельств ДТП, тяжести повреждений:

  1. Административная ответственность подразумевает назначение соответствующего штрафа. Размер взыскания полностью зависит от тяжести причиненного ущерба, то есть от имеющихся у пешехода повреждений. Потерпевший вправе потребовать возмещение морального вреда, вреда здоровью, расходов на лечение. Требование может быть предъявлено в судебном порядке. Привлечение к административной ответственности не исключает гражданской ответственности.
  2. Гражданская ответственность как раз подразумевает возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП. Чаще всего такое взыскание накладывается в денежном эквиваленте. Данная мера актуальна, если пешеход сбит не насмерть.
  3. Наиболее тяжелый вид ответственности – уголовная. К ней привлекается водитель при тяжелых последствиях аварии. Если потерпевший сбит насмерть, виновный может быть осужден на 7 лет лишения свободы. Когда происходит настолько тяжелое ДТП, виновным признается водитель.

Возникает закономерный вопрос: если водитель сбил пешехода не на пешеходном переходе, кто виноват? Все это решается, в большинстве случаев, индивидуально.

Когда причинен тяжкий вред здоровью, дело рассматривается исключительно в судебном порядке. Там многое будет зависеть от процесса, от судьи, так как даже свидетельства, доказательства в формате видео принимаются на усмотрение суда.

Мера ответственности

Когда водитель сбил человека в неположенном месте, ему не удастся избежать привлечения к ответственности. Если повреждения легкие, средней тяжести, ответственность может быть гражданской и административной.

При причинении тяжкого вреда здоровью водитель привлекается к уголовной ответственности. Что грозит в таком случае? Многое будет зависеть от различных нюансов:

  1. Обратите внимание: если сбил пьяного человека, на мере ответственности данный факт никак не отразится. Водитель в любо случае несет ответственность за происшествие.
  2. Когда в ходе процесса доказано, что пешеход умышленно бросился под колеса, а водитель не имел возможности для маневра, его могут признать невиновным, либо смягчить меру наказания.
  3. Очень важно, чтобы водитель не скрылся с места ДТП. Он обязан оказать первую помощь пострадавшему, а также вызвать скорую, дождаться приезда врачей.
  4. Если водитель скрылся с места ДТП, он в любом случае будет признан виновным и понесет соответствующее наказание не только за сам факт наезда, но еще и за оставление в опасности, неоказание помощи.
  5. Большое значение имеет соблюдение скоростного режима.
  6. Если водитель в момент аварии сам находился в состоянии алкогольного опьянения, крайне высока вероятность получения им максимального наказания.

Исследуются многочисленные детали: исправность транспортного средства, момент, когда водитель уже должен был заметить пешехода, тормозной путь.

На некоторых моментах остановимся более подробно.

Скрылся с места ДТП

Если водитель сбивает пешехода, а затем скрывается с места происшествия, это будет считаться отягчающим обстоятельством.

Если причинен легкий или средний вред здоровью, наказание может быть следующим:

  • арест до 15-ти суток;
  • лишение водительских прав на срок до года;
  • штраф в размере 10-15 МРОТ;
  • оставление в опасности – штраф до 80-ти тысяч рублей, а также исправительные работы до года;
  • арест за оставление в опасности может быть до трех месяцев, в лишение свободы – до года.

Если причиненный тяжелый вред здоровью рассматривается в рамках уголовного процесса, наказание будет более жестким. Также это касается ДТП, когда пешеход сбит насмерть.

Водитель, скрывшийся с места преступления, может получить реальный срок до 9-ти лет. Конкретное наказание полностью зависит от конкретных обстоятельств дела.

Здесь есть важный нюанс. Иногда пешеход выглядит практически здоровым и сам покидает место ДТП. Водитель тоже уезжает. А затем пострадавший чувствует себя плохо, обращается в медицинское учреждение.

Чтобы предотвратить ситуацию, когда водитель оказывается привлеченным к ответственности как скрывшийся с места аварии, юристы рекомендуют сначала брать с пешехода расписку (что он не имеет претензии, не желает обращаться к врачам), а только после этого уезжать.

Сбил пьяного пешехода

Еще раз обращаем ваше внимание! Состояние алкогольного опьянения пешехода не имеет значения в правовом смысле для рассмотрения обстоятельств ДТП.

Водитель управляет объектом повышенной опасности, поэтому он несет ответственность за соприкосновение транспортного средства с пешеходом.

Если удастся доказать следующий ряд фактов, водитель может избежать административной и гражданской ответственности:

  • пешеход внезапно и целенаправленно бросился под колеса;
  • водитель не имел технической возможности, чтобы избежать столкновения;
  • не было нарушения ПДД со стороны водителя;
  • водитель соблюдал скоростной режим.

Водитель сам пьян

Наличие алкогольного или наркотического опьянения водителя – серьезнейшее отягчающее обстоятельство, которое увеличивает наказание даже при соблюдении ПДД.

Наиболее тяжкое наказание ожидает водителей, чье дело рассматривается в уголовном процессе (когда причинен тяжкий вред здоровью).

Водителю грозит лишение свободы — срок может составлять до 7-ми лет. Предусмотрено и лишение прав на 3 года.

Пешеход сбит насмерть

Когда пешеход погиб, обязательно заводится уголовное дело. Наказание в соответствии с законом должно быть жестким, даже если водитель не нарушал ПДД – это квалифицируется как преступление, совершенное по неосторожности.

Отсутствие отягчающих обстоятельств и умысла все равно не снимает с водителя вины. Наказание:

  • принудительные работы сроком до 4-х лет;
  • лишение прав (срок может составить до 3-х лет);
  • лишение свободы – реальный срок может составить до 5-ти лет.

Особенно тяжелое наказание ожидает водителя, который находился в состоянии опьянения, а насмерть сбил более 2-х человек: ему грозит лишение свободы (реальный срок может составить до 9-ти лет), а также лишение прав сроком на 3 года.

Также виновник ДТП должен будет возместить все затраты в рамках гражданской ответственности. Сюда включают оплату похорон, возмещение морального вреда родственникам. Сумма взыскания может составить до миллиона рублей.

Что делать, если сбил человека? Ответ очевиден: водитель обязан оставаться на месте происшествия, оказать первую помощь пострадавшему и незамедлительно вызвать скорую помощь, дождаться ее приезда.

Если дело будет рассматриваться в суде, такое ответственное поведение обязательно примут во внимание – это станет для водителя смягчающим обстоятельством.

В настоящей статье мы расскажем о распространённом виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.

Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью лёгкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.

  1. Наезд при переходе дороги в неположенном месте
  2. ДТП на пешеходном переходе
  3. Ответственность за сбитого пешехода

Наезд на пешехода, нарушившего ПДД

По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу.

К пешеходам приравниваются:

  • инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
  • люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
  • лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.

Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ. Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий — наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространённые нарушения, допускаемые пешеходами. К таковым относятся:

  • движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
  • движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
  • переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
  • создание помех движению транспорта;
  • выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
  • переход дороги перед близко движущимся транспортом.

Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечёт за собой ответственность по статье 12.29 часть 1 КоАП РФ. Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными» участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное — предупреждение или штраф в размере 500 рублей. По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.

Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьёй 1064 ГК РФ, он несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый своими неправомерными действиями.

Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлечённого к административной ответственности по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко. Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причинённый автомобилисту, ведь металл крепче человека.

Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).

Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.

Если пешехода сбили на пешеходном переходе

При условии, когда человек двигался по наземному пешеходному переходу и его сбил автомобиль, вина водителя презюмируется, то есть предполагается по умолчанию. В соответствии с Правилами, водители транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по пешеходному переходу (пункт 14.1 ПД РФ). Доказать вину пешехода, на которого был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе достаточно сложно, но всё-таки возможно.

В соответствии с пунктом 4.5 ПДД РФ:

на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Для того, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги как по пешеходному переходу, так и в иных местах, человек должен оценить видимость дороги, расстояние до движущегося в его направлении автомобиля и его скорость, темп своего движения. С технической точки зрения, критическая ситуация возникает при выходе пешехода на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством, водитель которого вынужден прибегать к экстренному торможению, для того чтобы избежать наезда.

Если в процессе расследования будет установлено, что именно действия пешехода создали опасность для движения водителю транспортного средства, у которого отсутствовала техническая возможность избежать наезда на пешехода, то действия последнего, являются неправомерными и свидетельствуют о вине.

Вопросы наличия либо отсутствия у водителя транспортного средства технической возможности избежать наезда на пешехода в условиях конкретной дорожной обстановки решаются экспертным путём.

Подробности читайте в статьях:

  • Автотехническая экспертиза ДТП,
  • Трасологическая экспертиза ДТП

Ответственность водителя за сбитого пешехода

Юридическая ответственность водителя транспортного средства за причинение вреда пешеходу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, представлена нормами административного, гражданского, уголовного законодательства.

В зависимости от тяжести увечий, причиненных сбитому пешеходу, виновный в нарушении ПДД водитель согласно норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, может быть оштрафован либо лишен права управления транспортными средствами на указанный в законе срок. КоАП РФ предусматривает ответственность за причинение лёгкой (статья 12.24 часть 1) и средней степени тяжести (статья 12.24 часть 2) вреда здоровью.

По статье 12.24 часть 1 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

По статье 12.24 часть 2 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Постановление по делам рассматриваемой категории выносит федеральный судья, в соответствии с определенной законом подсудностью. При назначении наказания учитываются характер и степень причиненного вреда, обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание. К первым относятся – обстоятельства, указанные в статье 4.2 КоАП (раскаяние нарушителя, добровольное возмещение вреда потерпевшему, совершение нарушения несовершеннолетним водителем, женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка и пр.)

Ко вторым относятся — совершение правонарушения в состоянии опьянения, неоднократность совершения правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП.

Если согласно заключения судебно — медицинской экспертизы, сбитому при наезде автомобилем пешеходу причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то ответственность водителя наступает по нормам статьи 264 Уголовного кодекса РФ. Например, при виновном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 264 К РФ, а если водитель в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то его действия квалифицируются уже по более тяжкой части 2 статьи 264 УК РФ. По всем ДТП с тяжкими последствиями поводится предварительная проверка в порядке, установленном УПК РФ. При наличии данных о вине водителя, возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование. После завершения следствия, материалы уголовного дела направляются в федеральный суд для рассмотрения, по существу.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или смерть потерпевшего, необходимо доказать вину причинителя вреда в нарушении требований ПДД РФ, которые повлекли за собой наезд на человека. Иными словами, без вины не бывает наказания.

Гражданская ответственность за причиненный переходу вред наступает для водителя вне зависимости от его вины. Так как любое механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, то вред, нанесённый третьим лицам, подлежит возмещению его владельцем вне зависимости от вины (статья 1079 ГК РФ). Потерпевший, которому причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации морального вреда от владельца автомобиля и (или) виновника наезда в порядке, предусмотренном статьями 1099 -1100 ГК РФ.

В заключении отметим, что вопросы, касающиеся установления вины водителя в ДТП с участием пешехода, обжалования постановления о назначении административного наказания, защиты водителя либо представления интересов потерпевшего по уголовному делу, взыскания ущерба и компенсации морального вреда, всегда решаются с учётом обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия и требуют индивидуального подхода.

Фото: ГАИ УВД Могоблисполкома В новом выпуске проекта «Хотите по закону?» адвокат Павел Колтунович рассказывает об установлении степени вины водителя в случае наезда на пешехода.
Когда виноват водитель и почему при невиновности с точки зрения Административного или Уголовного кодексов может наступить гражданская ответственность? Как проводятся следственные эксперименты и почему важны погода, время суток, исправность фонарей и даже фаза Луны в момент совершения ДТП? Об этом вы узнаете из очередного выпуска проекта.
Главный совет юриста: запомнить все обстоятельства ДТП и не искажать их ни в коем случае.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (93.81 МБ)
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Следующий выпуск проекта выйдет в эфир 24 марта. Вопросы Павлу Колтуновичу присылайте на air@tutby.com с пометкой «Хотите по закону?».
«Хотите по закону?» — совместный проект белорусского портала TUT.BY и адвокатского бюро «Осипова, Колтунович и партнеры», это цикл юридических консультаций для наших пользователей по самым разным вопросам. Каким образом устанавливается, виноват ли водитель в наезде на пешехода или нет?
Бытует расхожее мнение о том, что на дороге пешеход всегда прав, тем более в случае ДТП с участием пешехода. А если наезд произошел на пешеходном переходе — водитель виноват в любом случае. Так ли это на самом деле?
В действительности каждое ДТП с участием пешехода — это целый комплекс правоотношений: начиная от обязательства по возмещению вреда пешеходу и заканчивая административной или уголовной ответственностью водителя.
Если водитель виноват в ДТП с участием пешехода — он может быть привлечен к административной (ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) или уголовной ответственности (ст. 317 УК Республики Беларусь) в зависимости от тяжести полученных пешеходом телесных повреждений.
Сегодня мы расскажем о том, как на практике устанавливается виновность водителя в ДТП с участием пешехода.
Приведем два примера из практики:
Пример 1.
Пешеход в состоянии сильного алкогольного опьянения переходит дорогу в неположенном месте. Водитель двигается с допустимой скоростью. Происходит наезд на пешехода.
Пример 2.
Водитель двигается со скоростью 120 км/ч вне населенного пункта при установленном ограничении максимальной скорости 90 км/ч в темное время суток. Пешеход в одежде темного цвета в темпе быстрого бега пересекает проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, при этом выбегает на пешеходный переход из-за остановки общественного транспорта. Происходит наезд на пешехода.
На первый взгляд, все однозначно.
В первом примере виноват пешеход, а во втором случае виноват водитель. Но в действительности с учетом всех обстоятельств ДТП окончательный вывод может быть прямо противоположным, то есть в первом примере будет виноват водитель, а во втором — вина водителя далеко не очевидна.
Действия водителя в каждом конкретном случае анализируются с точки зрения п. 87.2 ПДД, где сказано, что при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.
В каждом случае наезда на пешехода следствию необходимо установить, располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП путем применения экстренного торможения с момента возникновения опасности для движения.
Водитель располагает технической возможностью предотвратить ДТП, если он успевает остановить автомобиль до места наезда на пешехода.
Наличие либо отсутствие технической возможности предотвратить ДТП определяется сравнением двух показателей: остановочного пути и расстояния удаления автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности для движения в виде пешехода.
Вина водителя в ДТП будет отсутствовать, если в конкретной дорожной ситуации остановочный путь автомобиля больше, чем расстояние удаления автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности для движения.
Что такое остановочный путь автомобиля и как он определяется?
Остановочный путь — это расстояние, необходимое водителю для остановки транспортного средства экстренным торможением при заданной скорости.
Остановочный путь складывается из расстояния, преодолеваемого транспортным средством за время реакции водителя на возникновение опасности для движения, время срабатывания тормозного привода и установившегося замедления ТС при экстренном торможении, а также расстояния, преодолеваемого ТС с установившимся замедлением до остановки.
Как определяется время реакции водителя?
В каждом конкретном случае ДТП время реакции водителя не измеряется, поскольку в экспертной практике имеются определенные усредненные значения времени реакции водителя в конкретных ситуациях.
Время реакции зависит от того, насколько вероятно появление опасности и насколько сильно появившийся объект выделяется на окружающем фоне, т. е. от степени контраста и габаритов объекта.
Минимальное время реакции водителя 0,3 секунды было установлено в ходе специального эксперимента на тренажере. Минимальным временем реакции водителя в условиях реального дорожного движения в экспертной практике принято считать — 0,6 секунды.
Как определяются такие показатели, как время срабатывания тормозного привода, нарастание замедления, установившееся замедление, смотрите на видеозаписи.
Как определяется скорость движения транспортного средства в момент наезда на пешехода?
Если на месте ДТП остался след торможения автомобиля, то скорость автомобиля может быть установлена расчетным способом в рамках автотехнической экспертизы. Скорость автомобиля, оборудованного тахографом, можно установить по диску тахографа.
Современные автомобили в большинстве своем оборудованы системой ABS, которая предотвращает блокировку колес транспортного средства при торможении. В связи с этим даже при экстренном торможении на дороге может не оставаться следов торможения.
В случае отсутствия объективной информации о скорости автомобиля в момент ДТП по решению следователя может проводиться следственный эксперимент (ст. 207 УПК Республики Беларусь).
Следственные эксперименты, как правило, проводятся с участием водителя, адвоката по ДТП, свидетелей, потерпевшего или его представителя.
Как происходит следственный эксперимент по определению скорости авто и темпа движения пешехода и как определяется момент возникновения опасности, смотрите на видеозаписи.
Рекомендации адвоката по ДТП для водителя, участвующего в следственном эксперименте по уголовному делу.
1. Запомните простое правило: чем больше скорость автомобиля — тем больше остановочный путь автомобиля. Чем больше остановочный путь автомобиля, тем больше шансов у водителя оказаться невиновным в ДТП. Разумеется скорость должна быть в пределах максимально допустимой на конкретном участке дороги.
2. Если во время допроса водителю предлагается сообщить, с какой скоростью он двигался в момент ДТП, — не занижайте скорость движения автомобиля, поскольку тем самым вы уменьшаете остановочный путь своего автомобиля, то есть ухудшаете свое правовое положение.
3. Если во время допроса водителю предлагается сообщить, в каком темпе двигался пешеход непосредственно перед наездом, — не занижайте скорость движения пешехода. Чем быстрее двигается пешеход, тем меньше времени у водителя для предотвращения ДТП.
4. Если ДТП произошло в темное время суток, уделите максимальное внимание наличию или отсутствию источников освещения: постарайтесь вспомнить, работали ли в момент ДТП осветительные мачты, имелся ли встречный и попутный транспорт, светила ли Луна. Все дополнительные источники в большинстве случаев будут работать против вас.
В следующем выпуске цикла «Хотите по закону?», который выйдет в эфир 24 марта 2015 г. в 9.30, адвокат Павел Колтунович расскажет о том, какая ответственность ждет водителя в случае установления его вины в ДТП с участием пешехода.
Удачи на дороге!

admin