Санитарная зона кладбища

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 8 апреля 2003 г. N 35

«О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03»

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ* «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554** постановляю:

1. Ввести в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 года, с 15 июня 2003 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 2003 г.

Регистрационный N 4475

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295.

2.1. Коммунальная гигиена

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03

«Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ,

зданий и сооружений похоронного назначения»

(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.)

Дата введения: с 15 июня 2003 г.

I. Область применения и общие положения

1.1. Настоящие санитарные правила и нормы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) с учетом действующих законов Российской Федерации: от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.146), об охране окружающей природной среды, основ земельного, водного и других законодательств, связанных с охраной окружающей среды.

1.2. Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее — санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

1.3. Санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

1.4. Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.

1.5. Государственный контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

II. Гигиенические требования к размещению кладбищ, зданий и сооружений

похоронного назначения

2.1. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируются настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами.

2.2. Не разрешается размещать кладбища на территориях:

— первого и второго поясов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и минеральных источников;

— первой зоны санитарной охраны курортов;

— с выходом на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

— со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных;

— на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей.

2.3. Выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов:

— санитарно-эпидемиологической обстановки;

— градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;

— геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;

— почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;

— эрозионного потенциала и миграции загрязнений;

— транспортной доступности.

2.4. Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:

— иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей;

— не затопляться при паводках;

— иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше 2,5 м от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;

— иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже с влажностью почвы в пределах 6-18%.

2.5. Кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:

— от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

— от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения не менее 1000 м с подтверждением достаточности расстояния расчетами поясов зон санитарной охраны водоисточника и времени фильтрации.

2.6. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. При этом также учитывается перспективный рост численности населения, коэффициента смертности в данном регионе, наличие действующих объектов похоронного обслуживания, принятая схема и способы захоронения в зависимости от традиций народов данной местности, вероисповидания#, норм земельного участка на одно захоронение.

2.7. В сельских населенных пунктах, в которых используются колодцы, каптажи, родники и другие природные источники водоснабжения, при размещении кладбищ выше по потоку грунтовых вод, санитарно-защитная зона между кладбищем и населенным пунктом обеспечивается в соответствии с результатами расчетов очистки грунтовых вод и данными лабораторных исследований.

2.8. Колумбарии и стены скорби для захоронения урн с прахом умерших следует размещать на специально выделенных участках земли. Допускается размещение колумбариев и стен скорби за пределами территорий кладбищ на обособленных участках земли на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий, территорий лечебных, детских, образовательных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения.

2.9. Устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

— обоснованность места размещения кладбища с мероприятиями по обеспечению защиты окружающей среды;

— наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;

— систему дренажа;

— обваловку территории;

— организацию l, 0; благоустройство санитарно-защитной зоны;

— характер и площадь зеленых насаждений;

— организацию подъездных путей и автостоянок;

— планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 65- 70% общей площади кладбища;

— разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);

— канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

2.10. На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.

2.11. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры. Процент озеленения определяется расчетным путем из условия участия растительности в регулировании водного режима территории.

2.12. Участки для размещения кладбища и крематория следует располагать с подветренной стороны по отношению к жилой территории.

2.13. Крематории размещаются на отведенных участках земли в соответствии с законодательством Российской Федерации и соблюдением расстояний до жилых, общественных, лечебно-профилактических зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с требованиями санитарных правил по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий. Ширина санитарно-защитной зоны для крематориев определяется расчетами рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по утвержденным методикам.

2.14. Похоронные бюро, бюро-магазины похоронного обслуживания следует размещать на первых этажах учреждений коммунально-бытового назначения, в пределах жилой застройки на обособленных участках, удобно расположенных для подъезда транспорта, на расстоянии не менее 50 м до жилой застройки, территорий лечебных, детских (дошкольных и образовательных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения.

2.15. Дома траурных обрядов размещают на территории действующих или вновь проектируемых кладбищ, территориях коммунальных зон, обособленных земельных участках в границах жилой застройки и на территории пригородных зон.

Расстояние от домов траурных обрядов до жилых зданий, территории лечебных, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных и учреждений социального обеспечения регламентируется с учетом характера траурного обряда и должно составлять не менее 100 м.

2.16. Объемно-планировочное решение зданий похоронного назначения должно обеспечивать:

— комфортные условия для пребывания людей, участвующих в похоронах;

— комфортные условия работы и отдыха обслуживающего персонала;

— соблюдение санитарно-гигиенических правил при эксплуатации зданий и сооружений.

III. Гигиенические требования к вводу в эксплуатацию кладбищ

3.1. Ввод кладбища в эксплуатацию допускается после ограждения его территории, разбивки на сектора, благоустройства и озеленения, строительства основных дорог, организации отвода и сбора поверхностных вод, окончания строительства сооружений, предусмотренных проектом.

3.2. Ввод кладбища в эксплуатацию осуществляется в установленном порядке при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

IV. Гигиенические требования при организации захоронений и правила

эксплуатации кладбищ

4.1. Размещения мест захоронения различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, целесообразно производить на обособленных специализированных участках кладбища.

4.2. Захоронение некремированных останков должно производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Погребение может осуществляться в могилах, склепах в соответствии с вероисповеданием и национальными традициями.

4.3. Захоронение останков после кремации (праха) в урнах допускается производить в колумбарных стенах, колумбариях и в могилах.

4.4. При захоронении гроба с телом глубину могилы следует устанавливать в зависимости от местных условий (характера грунтов и уровня стояния грунтовых вод), но не менее 1,5 м.

4.5. Захоронение в склепах производится в гробах, саркофагах или урнах с прахом после кремации. Склеп оборудуется вентиляционной шахтой и полом с дренирующим слоем.

4.6. Захоронение в братских могилах допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих условий:

— количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливается от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод;

— расстояние между гробами по горизонтали должно быть не менее 0,5 м и заполняться слоем земли с укладкой поверху хвороста или хвойных веток;

— при размещении гробов в несколько уровней расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 0,5 м. Гробы верхнего ряда размещаются над промежутками между гробами нижнего ряда;

— глубина при захоронении в два уровня должна быть не менее 2,5 м;

— дно могилы должно быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м;

— толщина земли от верхнего ряда гробов до поверхности должна быть не менее 1 м;

— надмогильный холм устраивается высотой не менее 0,5 м;

— для ускорения минерализации трупов на дне братских могил устраиваются канавки и поглощающий колодец, а также закладывается вентиляционный канал от дна до верха могилы.

4.7. Перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших, за исключением автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.

После перевозки и захоронения умерших транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и дезинфекции дезсредствами, разрешенными к применению в установленном порядке.

4.8. В целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний процесс погребения умерших от инфекции неясной этиологии, а также от особо опасных инфекций (умерших в лечебных учреждениях или поступивших в паталого-анатомические отделения для вскрытия) совершается в оцинкованных герметически запаянных гробах непосредственно из паталого-анатомического отделения.

4.9. Захоронение умерших, имеющих высокий радиоактивный фон, допускается на специально отведенном участке кладбища в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности.

4.10. Перезахоронение останков умерших возможно по решению органов исполнительной власти и заключения органов госсанэпиднадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний. Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года с момента погребения.

4.11. Могила в случае извлечения останков должна быть продезинфицирована дезсредствами, разрешенными к применению в установленном порядке, засыпана и спланирована.

4.12. Извлечение останков умершего из братской могилы возможно в случаях перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

4.13. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличие санитарно-эпидемиологического заключения.

V. Гигиенические требования при переносе кладбищ и рекультивации территорий

5.1. При переносе кладбищ и захоронений следует проводить рекультивацию территорий и участков. Использование грунтов с ликвидируемых мест захоронений для планировки жилой территории не допускается.

5.2. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под земельные насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории не допускается.

5.3. Вопрос об использовании закрытого кладбища для вторичного погребения по истечению двадцатилетнего срока может быть решен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и санитарно-эпидемиологическим заключением.

5.4. Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, по истечении кладбищенского периода — время, в течение которого завершаются процессы минерализации т&, #1088;упов.

5.5. Размер санитарно-защитных зон после переноса кладбищ, а также закрытых кладбищ для новых погребений по истечении кладбищенского периода сокращать не рекомендуется.

5.6. В случаях обнаружения при проведении строительных работ ранее неизвестных массовых захоронений необходимо зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях провести перезахоронение останков погибших и рекультивацию территорий.

5.7. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения приостанавливается или прекращается деятельность на месте погребения и проводятся мероприятия по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека вплоть до создания нового места погребения с соблюдением требований настоящих санитарных правил.

VI. Санитарно-гигиенические требования к крематориям

6.1. В составе крематория предусматриваются следующие группы помещений:

— помещения приема умерших с тамбуром, вестибюлем, холодильной камерой и помещения для сохранения умерших до кремации;

— помещения для кремирования умерших, обработки и хранения с кремационным залом, помещением обработки кремированных останков, хранилищем урн с прахом, помещением газоочистки, ремонтной мастерской, помещениями инженерно-технической службы, санитарно-техническими помещениями, комнатой отдыха и психологической разгрузки.

6.2. Количество кремационных печей в крематориях определяется из количества траурных обрядов, смертности населения, количества обрядов (пропускная способность крематория определяется в среднем из расчета один час на одну кремацию).

6.3. Допускается применение печей, прошедших санитарно-гигиеническую и экологическую экспертизу в установленном порядке и имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение.

6.4. В состав обрядовой и обслуживающей частей крематория необходимо предусмотреть помещения:

— входную группу с вестибюлем, санузлами, подсобными и вспомогательными помещениями;

— обрядовую с траурным (ритуальным) залом, шлюзом, кабинетом патологоанатома, медицинским, подсобными и вспомогательными помещениями;

— выходную группу помещений с комнатой адаптации и холлом;

— транспортную группу помещений.

6.5. Помещения для людей, участвующих в похоронах, должны быть изолированы от помещений, предназначенных для работы обслуживающего персонала, и обеспечивать звукоизоляцию от них помещений санузлов и вентиляционных камер (вентиляционных установок).

6.6. При зданиях крематориев следует предусматривать хозяйственный двор со складскими помещениями для хранения крупногабаритных частей и др. оборудования.

6.7. Все помещения, входящие в состав крематориев, необходимо оборудовать системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением. Применение систем рециркуляции воздуха не допускается.

VII. Гигиенические требования к водоснабжению, канализации, санитарной очистке

территорий

7.1. Прокладка сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей населением городов и других населенных пунктов, по территории санитарно-защитных зон и кладбищ не разрешается.

7.2. Для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.

7.3. Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах, в крематориях и других зданиях и помещениях похоронного назначения следует предусматривать сеть хозяйственно-питьевого водопровода (тупиковую) от городских и поселковых сетей или от резервуаров, наполняемых привозной водой, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.

7.4. При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

7.5. Стоки от зданий паталого-анатомических служб, связанных с хранением тел, их омовением, подготовкой к обряду прощания, а также стоки, содержащие токсичные компоненты, перед спуском в общую систему канализации должны подвергаться очистке на локальных очистных сооружениях (с фильтрацией, обеззараживанием, разбавлением и др.).

7.6. Технологические и ливневые стоки от крематориев, содержащие токсичные компоненты, перед сбросом в централизованную сеть канализации должны подвергаться очистке на локальных очистных сооружениях, дезинфицироваться с последующим разбавлением бытовыми сточными водами до допустимой концентрации веществ, регламентированных в установленном порядке.

7.7. Отвод бытовых стоков от сооружений и общественных туалетов производится в централизованную сеть бытовой канализации города или другого населенного пункта.

7.8. Сброс неочищенных сточных вод от кладбищ и крематориев на открытые площадки, кюветы, канавы, траншеи не допускается.

7.9. На участках кладбищ, крематориев зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

7.10. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

7.11. Вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями.

Предпринята очередная попытка привести в порядок санитарное законодательство — 10 июля 2019 года появилась обновленная редакция проекта Положения о санитарно-защитных зонах.

Согласно статье 12 Закона № 52-ФЗ1, Положение о санитарно-защитных зонах (СЗЗ) должно утверждаться Правительством РФ, однако на сегодняшний день такой документ не принят, и СЗЗ устанавливаются по-прежнему в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ2 в порядке, который действовал до принятия Закона № 342-ФЗ3.

СТАТЬЯ 12 ЗАКОНА № 52-ФЗ1.
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕ
…2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее — объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Документы, которые регулируют установление СЗЗ

— Реклама —

В марте прошлого года вместо указанного в Законе № 52-ФЗ1 Положения о СЗЗ мы получили постановление Правительства РФ 03.03.2018 № 2224, которым были утверждены Правила установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в их границах (далее — Правила). До этого при установлении СЗЗ мы использовали только санитарные правила, указанные в пункте 2 статьи 12 Закона № 52-ФЗ1, — СанПиН 2.2.½.1.1.1200−035 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН).
В итоге действуют два документа — Правила и СанПиН, которые по ряду ключевых вопросов сильно расходятся.

Например, СанПиН предписывают считать источником воздействия предприятие, имеющее на своей границе приземные концентрации свыше 0,1 ПДК/ПДУ, а в Правилах туманно написано о превышении санитарных норм, из чего многие делают вывод, что превышение — это свыше 1 ПДК/ПДУ. Кроме того, согласно СанПиН оценка риска для здоровья населения обязательна только для объектов I-II классов опасности по классификатору, тогда как в Правилах оценку риска по умолчанию предлагается проводить во всех случаях.

Больше года мы ждали, что Правила приведут в соответствие с СанПиН либо СанПиН выпустят в новой редакции. Действительно, были разработаны проекты и СанПиН, и новых Правил, но ни один из документов не прошел согласование.

Наконец, в январе 2019 года появился проект постановления Правительства РФ, который носил название «Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», однако он практически не отличался от постановления № 2224.

В этом проекте было отдельно оговорено, что правила определения размеров СЗЗ и санитарная классификация объектов устанавливаются санитарно-эпидемиологическими требованиями, а порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, прекращении существования СЗЗ регламентируется административным регламентом Роспотребнадзора. Также предлагался измененный перечень органов, уполномоченных на принятие решений по СЗЗ, и расширенный список главных санитарных врачей, имеющих полномочия по принятию решений относительно СЗЗ в зависимости от принадлежности земельных участков и объектов. Немного был расширен и изменен перечень объектов, размещение которых в СЗЗ не допускается.

В целом основными нововведениями в Положении о СЗЗ в его январской редакции были возобновление необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ, некоторые изменения в перечне ограничений, наложенных на территорию СЗЗ, а также оговорка про убытки, которые необходимо будет возмещать собственникам земельных участков в границах СЗЗ как зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). При этом спорное понятие «контур объекта» из Правил так и не было разъяснено и не были учтены линейные объекты, некапитальные строения и сооружения.

В итоге данный проект все еще не принят, и на сегодняшний день мы имеем действующие документы: СанПиН, Правила, федеральные законы от 03.08.2018 № 340-ФЗ6 и № 342-ФЗ3, которыми внесены изменения в градостроительное и санитарное законодательство.

Отметим, однако, что согласно статье 39 Закона № 52- ФЗ1, на территории РФ действуют федеральные санитарные правила. Принимаемые нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не должны противоречить этим санитарным правилам.
То есть в соответствии с законом должен быть принят подзаконный акт, который должен соответствовать СанПиН в том виде, который мы имеем сейчас. В крайнем случае, с поправками.

Наконец, 10 июля появилась обновленная редакция проекта Положения о СЗЗ (далее — проект Положения), при этом документ стал намного объемнее и подробнее.

Основные нововведения в проекте Положения о СЗЗ

Рассмотрим этот проект более детально.

1. Проект Положения предлагает отменить постановление № 2224, которым утверждены Правила. Про СанПиН и их отмену или изменения в документе ничего не сказано.

2. Первый раздел документа называется «Перечень и критерии определения объектов, в связи с размещением которых устанавливается СЗЗ». Первый пункт идентичен таковому в Правилах, но включает дополнения. Так, согласно Правилам:
«Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования».

Согласно проекту Положения, в список включаются некапитальные строения, сооружения, группы производственных объектов, автомобильные дороги и железнодорожные линии. Отдельно сказано, что для прочих линейных объектов СЗЗ не устанавливается ни на этапе строительства, ни на этапе эксплуатации, реконструкции и т. д.

Установление СЗЗ для автомобильных и железных дорог становится главной сенсацией и камнем преткновения. Уже сейчас известно о протесте, высказанном ОАО «РЖД», так как суммы, необходимые на установление СЗЗ для всех железных дорог, исчисляются миллиардами рублей. Кроме того, возникает резонный вопрос о необходимости таких зон на пустынных незаселенных территориях.

3. Критерием отнесения объекта к источникам воздействия в проекте Положения признается формирование химического, физического, биологического (ХФБ) воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, за границами земельного участка, принадлежащего объекту, за границами полосы отвода дорог и железнодорожных линий. Если же для объекта при его строительстве планировка территории не нужна, СЗЗ устанавливается тогда, когда превышение идет за границами данного объекта. Здесь опять остается неясным: превышение 1 ПДК/ПДУ или 0,1 ПДК/ПДУ, как это указано в СанПиН.

4. Согласно Правилам, они «не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения».
В проекте Положения в этот список добавлены зоны наблюдения, зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов, охранные зоны объектов электроэнергетики, приаэродромной территории.

5. Второй раздел проекта Положения носит название «Правила определения размеров зон». В нем сказано, что размеры СЗЗ определяются на основании расчетов воздействия, выполненных в соответствии с методическими и руководящими документами, а также на основе результатов оценки риска в установленных санитарно-эпидемиологическими требованиями случаях. Таким образом, прямая отсылка к соответствующим пунктам СанПиН дает надежду, что оценку риска не будут требовать во всех случаях. При этом СЗЗ для кладбищ будет устанавливаться с учетом ХФБ воздействия (расчетным методом), а также с учетом воздействий на почву и водные объекты (методом исследований), для скотомогильников — только с учетом воздействия на почву и водные объекты.

Далее указано, что для объектов I класса по санитарной классификации, приведенной в СанПиН, в проекте СЗЗ приводятся расчеты ХФБ воздействия и оценка риска для здоровья населения, для объектов II класса — расчеты ХФБ и оценки риска, кроме случаев, когда расстояние до нормируемых объектов более 1000 м, для III класса — расчеты ХФБ воздействия, для IV класса — расчеты ХФБ воздействия по приоритетным загрязняющим и канцерогенным веществам, определенным по методикам расчета. Что это за приоритетные вещества и по каким методикам они будут выбираться, не указано.

Пункт 7.6 гласит, что для строящихся объектов V класса «в условиях стесненной городской застройки» при подтверждении расчетами факта непревышения нормативов проект СЗЗ можно будет не разрабатывать. Для действующих объектов можно опираться на результаты измерений. Аналогичное положение содержится в СанПиН (пункт 3.17). Однако проблема в том, что понятие «стесненной застройки» не имеет четкого определения.

Согласно пункту 7.8 проекта Положения, расчеты и оценка риска не нужны, если расстояние до земельных участков, которые нельзя располагать в пределах СЗЗ, превышает: для объектов I класса — 1000 м, для II — 500 м, для III — 300 м, для IV — 100 м, для V — 50 м. При этом перечень таких объектов, запрещенных в границах СЗЗ, приводится очень подробно в разделе III, который перекликается с пунктом 5 Правил, а также с разделом V «Режим территории санитарно-защитной зоны» СанПиН. В проекте Положения приведен список объектов, которые нельзя размещать в СЗЗ (из новшеств — детские сады, казармы, тюрьмы), а также отдельно оговорены объекты, запрещенные к размещению в СЗЗ, — объекты пищевых отраслей, кладбища и скотомогильники.

6. В разделе «Порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон» приводится информация, аналогичная содержащейся в пунктах 3, 3(1), 4, 6, 8,, 9, 10, 11, 25 Правил, — относительно органов, уполномоченных устанавливать, изменять и прекращать действие СЗЗ, о приаэродромных территориях, выдаче разрешений на строительство, о причинах прекращения существования СЗЗ, действиях при реконструкции и техническом перевооружении, при прекращении эксплуатации объекта.

Кроме того, вводятся некоторые новые положения. Так, если было выдано разрешение на строительство объекта, в отношении которого установлена (изменена) СЗЗ соответствующим решением, а объект через год после выдачи не сдан в эксплуатацию, то Роспотребнадзор на основе поступившей информации может отменить решение об установлении СЗЗ.

7. Важное уточнение касается перехода прав собственности на объект: если он произошел, принятие нового решения о СЗЗ не нужно!

Помимо этого, заняться установлением СЗЗ могут лица, не являющиеся правообладателями объектов. Они могут запросить нужные сведения у правообладателей и получить ответ в течение 30 дней. Если данных у правообладателя нет, инициаторы могут собрать нужные документы самостоятельно и заверить их печатью и подписью правообладателей. Вероятно, данное нововведение предполагает облегчение жизни арендаторам, субарендаторам и прочим лицам, осуществляющим деятельность на объектах, которые им не принадлежат, так как понятие «правообладатель» имеет спорное определение. Однако фактически это инструмент для того, чтобы СЗЗ могли установить, а также изменить и «прекратить» любые лица, например потенциальные застройщики жилья в непосредственной близости от объекта.

8. Пятый раздел содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решений об установлении, изменении, прекращении существования СЗЗ и способы их представления. Заявления (формы которых включены в приложения к документу) направляются в уполномоченный орган по почте либо в электронном виде с электронной цифровой подписью или подаются лично.

Пункт 33 гласит, что к заявлению прилагается проект СЗЗ и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы; данный пункт соответствует пункту 14 Правил, но касается только заявлений об установлении СЗЗ.

Пункт 33.1 уточняет, что для объектов V класса в стесненной городской застройке проект и экспертное заключение не нужны, а нужны документы, указанные в пунктах 7.5−7.7 Положения.

К заявлению об изменении СЗЗ, помимо проекта и заключения на проект СЗЗ, следует приложить результаты исследований воздействия за границей промплощадки объекта, а также экспертное заключение на результаты данных измерений. К заявлению о прекращении существования СЗЗ не нужен проект, но нужны результаты исследований, экспертное заключение на эти результаты, а также сведения, подтверждающие прекращение эксплуатации, ликвидацию объекта, изменение вида его разрешенного использования и назначения.

9. В пункте 36 проекта Положения приведены требования к содержанию проекта СЗЗ. Во многом они повторяют пункт 16 Правил. Отличается подпункт «д».

Сравнение документов

Правила

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Проект Положения

д) сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике, об органе государственной власти или органе местного самоуправления, обязанных возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением санитарно-защитной зоны, и срок наступления обязанности по возмещению убытков при ограничении прав в связи с установлением санитарно-защитных зон.

То есть вместо обоснования возможности использовать участки для разрешенных целей нужно привести сведения об ограничениях такого пользования. Перечень лиц, которые будут возмещать убытки, приводится в проекте в соответствии с измененной редакцией ЗК РФ2:

«Возмещение убытков осуществляется за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц — за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет лиц, деятельность которых вызвала ухудшение качества земель. Возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса».

10. Пункт 37 проекта Положения содержит перечень разделов и подразделов, которые нужно включить в проект СЗЗ. Ни в Правилах, ни в СанПиН не было такой подробной структуры проекта.

Так, в первом разделе проекта СЗЗ приводится его содержание, включая сведения о разработчике, цели и виды проведенных работ, во втором разделе описываются методика выполнения работ при проектировании СЗЗ, исходные данные, фоновые загрязнения и климатические характеристики. Третий раздел посвящен сведениям об объекте, здесь приводятся его реквизиты (среди них почему-то требуют БИК — банковский идентификационный код), описание деятельности и местонахождения, характеристика выбросов. Четвертый раздел — описание градостроительной ситуации. Он включает две карты-схемы и номера земельных участков под нормируемыми объектами. В пятом разделе, который состоит из двух частей (текстовой и графической), должны быть условия и результат расчетов рассеивания выбросов и выводы о соблюдении нормативов на границе СЗЗ, а также карты-схемы СЗЗ с расчетными точками и полями рассевания. Шестой раздел содержит данные о воздействии физических факторов (звука, вибрации, электромагнитного излучения и т. д.), их перечень, описание расчетов воздействия и их результаты, выводы о соблюдении нормативов. Графическая часть раздела включает карту с расчетными точками. В седьмом разделе — те же пункты, только в отношении биологических факторов воздействия, при этом для кладбищ и скотомогильников дополнительно указываются сведения о гидрогеологических условиях земельных участков и результаты исследований почвенных проб.

Отдельным восьмым разделом в проект СЗЗ включается оценка риска для здоровья населения.

Напомним, что согласно пункту 4.2 СанПиН «Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании: <…> оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно». При этом выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий и кладбищ исключено. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.

В то же время согласно пункту 16 Правил: «Проект санитарно-защитной зоны содержит: <…> в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека».

Ранее мы уже отмечали это несоответствие. В проекте Положения, в свою очередь, сказано, что раздел об оценке риска разрабатывается для объектов I и II классов опасности, а также для объектов с неопределенным классом, в составе выбросов которых есть канцерогенные вещества.

Девятый раздел проекта СЗЗ содержит то, что раньше называлось планом-графиком контроля на границе СЗЗ, а в проекте Положения названо программой производственного лабораторного контроля на границе СЗЗ. Десятый раздел включает план мероприятий по защите здоровья населения. Одиннадцатый раздел должен содержать описание границ СЗЗ (ее размер, зонирование, наличие нормируемых территорий, ограничения использования участков, описание границ СЗЗ и характерных точек, а также список землевладельцев в пределах СЗЗ и лиц, которые будут возмещать убытки от ограничений землепользования).

11. В проекте Положения приведен полный список необходимых приложений к проекту СЗЗ, среди которых правоустанавливающие документы, картографические материалы, копия разрешения на выбросы, копия справки о фоновых концентрациях, результаты инвентаризации выбросов и физических факторов.

Согласно пункту 39, при установлении СЗЗ «в предельных размерах» проект СЗЗ содержит:
▸▸сведения о предельных размерах СЗЗ;
▸▸сведения о границах СЗЗ;
▸▸перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.

Понятие «предельный размер СЗЗ» в документе нигде не расшифровано, и что это значит (нормативный размер по СанПиН, нулевой размер «по забору» или прочее), остается лишь догадываться.

12. Пункт 40 предлагает «упрощенную систему» установления СЗЗ. Такой проект СЗЗ будет состоять только из 6 разделов, исключаются разделы с описанием и расчетом ХФБ воздействий (за исключением кладбищ и скотомогильников — для них биологические факторы рассчитываются). Также не включаются в проект оценка риска для здоровья населения, план-график контроля на границе СЗЗ и план мероприятий по защите здоровья населения.

13. В конце проекта Положения приводится содержание решения об установлении СЗЗ и о ее изменении. Отметим, что перечень сведений, включаемых в решения, уже приводится в Правилах. В проект Положения эти пункты перешли почти неизмененными.

В решение об установлении СЗЗ вместо «информации о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил» включаются сведения о правообладателе объекта, органе власти, обязанных возмещать убытки, а также срок наступления обязанности возмещения. Сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, приводятся в решении не в соответствии с проектом СЗЗ, как гласит пункт 21 Правил, а в соответствии с требованиями законодательства. Напомним, что форма заявления на решение по СЗЗ утверждена приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».

14. Помимо прочего, в проекте Положения приведены требования к обозначению границ СЗЗ на местности, а также перечень оснований для отказа в принятии решения в отношении СЗЗ.

Выводы

  1. Проект Положения о СЗЗ в новой редакции очень похож на Правила, но отличается рядом нововведений.
  2. Множество отсылок к СанПиН дают основание думать, что санитарные правила не отменят.
  3. Приведенная в проекте Положения подробная структура проекта СЗЗ явно положительно скажется на процедуре проектирования.
  4. Планируемые СЗЗ для автомобильных и железных дорог повлекут за собой огромные издержки.
  5. Понятие «контур объекта» исчезнет вместе с отменой постановления № 2224, но появляется термин «предельный размер СЗЗ», который в проекте документа имеет неясное значение.
  6. Оценка риска для здоровья населения предусматривается только в отдельных случаях.
  7. СЗЗ для скотомогильников и кладбищ рассматриваются отдельно из-за воздействия на почву и подземные воды.

Документы

  1. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  4. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
  5. СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
  6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Авторы: Муленкова Е.В., Николаев А.П.
Сборник материалов Всероссийской конференции по математическому
моделированию в гидрогеологии, Москва 2008, стр. 61-63.

На территориях крупных городов с каждым годом возрастает потребность в площадях под новое строительство жилых и промышленных объектов. При этом часть площадей заняты зачастую завышенными по размерам санитарно-защитными зонами (СЗЗ) существующих предприятий, устанавливаемыми в соответствии с действующими санитарными нормами /1/, которые потенциально могут являться источником искомых дополнительных площадей. Поэтому актуальным является обоснование изменения границ СЗЗ городских и промышленных предприятий, которое должно проводиться на основании экологической оценки их воздействия на окружающую среду. Кроме того, многие предприятия (свалки, кладбища, поля фильтрации, шламохранилища, «грязные производства» и др.) являются интенсивными источниками загрязнения подземной среды, при этом, в существующем законодательстве /1/ при обосновании границ СЗЗ недооцененным является учет фактора воздействия предприятия на подземные воды.

Согласно /1/ в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов размеры санитарно-защитных зон устанавливаются от 1000 м для предприятия первого класса до 50 м для предприятия пятого класса. Такой подход не является корректным, так как не определяет однозначное соответствие санитарной классификации предприятий уровню их экологической опасности: характеру загрязнения и защитных мер. Например, является совершенно необоснованным установление границ СЗЗ на одинаковом удалении от источника загрязнения независимо от гидрогеологических условий — фильтрационных свойств водоносных и водоупорных слоев, направления и скорости фильтрации. В условиях плотной городской или промышленной застройки, эколого-экономически эффективным является обоснование границы СЗЗ объектов на основании прогнозирования предельного распространения загрязнения, подтвержденного опытно-миграционными исследованиями и режимными наблюдениями. Оценку распространения загрязнения необходимо производить с учетом особенностей компонентов системы «загрязнение — природные подземные воды — породы водоносного горизонта». В настоящее время для решения гидрогеохимических задач (исследования динамики миграционных процессов) наиболее широко применяемым инструментом является математическое моделирование, поскольку в натурных и лабораторных экспериментах процесс массопереноса загрязнения не может быть воспроизведен в реальном масштабе пространства/времени. Повышение точности прогнозирования распространения загрязнения с учетом гидрогеохимических аспектов возможно при постановке полевых опытных исследований и создании сети мониторинга на обследуемых и сопровождаемых объектах.

Проект СЗЗ Корректировка границ СЗЗ существующих предприятий показана на примерах Николо-Архангельского, Калитниковского и Долгопрудненского кладбищ в Московской области, для которых определяющим границу СЗЗ фактором воздействия на подземные воды является бактериологическое загрязнение. При этом граница СЗЗ устанавливается от границы кладбища на расстоянии переноса болезнетворных бактерий с потоком подземных вод за 400 суток по аналогии с подходом, используемым для установления границы второго пояса зоны санитарной охраны /2, 3/. Такой подход позволяет существенно сократить нормативные границы СЗЗ кладбищ, вплоть до его внешнего ограждения. Расчеты массопереноса загрязнения выполнены с использованием системы визуального моделирования потоков подземных вод Visual Modflow 4.1. На рис. 1 показаны результаты корректировки границ СЗЗ Николо-Архангельского кладбища: кладбище площадью более 100 га отнесено к предприятию II класса опасности с минимальной санитарно-защитной зоной 500 м как кладбища смешанного и традиционного захоронения, крематорий на территории кладбища при количестве печей более одной отнесен к I классу опасности с санитарно-защитной зоной 1000 м.

Рис. 1. Корректировка границ СЗЗ Николо-Архангельского кладбища

На примере проектируемого химического завода по производству поливинилхлорида в Нижегородской области (рис. 2) показано обоснование границ СЗЗ предприятия, загрязняющего подземные воды как путем непосредственного поступления загрязнения от источника в фильтрационный поток, так и с инфильтрацией вод атмосферных осадков. Предприятие выбрасывает в атмосферу значительное количество загрязняющих веществ, которые выпадают на земную поверхность не только в пределах территории предприятия, но и на обширной территории вокруг него. Методика обоснования границ СЗЗ по фактору воздействия на подземную гидросферу включает расчет переноса загрязнения с поверхности через зону аэрации вместе с инфильтрующимися водами атмосферных осадков, и дальнейшую миграцию загрязнения с потоком подземных вод. При этом оценка загрязнения почв основывается на результатах расчетов рассеивания загрязняющих веществ в воздухе и зависит от содержания загрязняющих веществ в воздухе на высоте 2 м.

На рис. 2 приведены границы СЗЗ, построенные по различным факторам воздействия на окружающую среду проектируемого завода по производству поливинилхлорида. Выявлено, что при существующих и прогнозных гидрогеологических условиях (с учетом техногенного подтопления промплощадки и прилегающей территории) площадного загрязнения подземных вод за счет выпадения загрязнения из воздуха не происходит в связи с мощным глинистым разрезом зоны аэрации. Основным источником загрязнения подземных вод являются утечки загрязненных вод непосредственно на территории завода.

Рис. 2. Сравнение границ СЗЗ проектируемого предприятия по различным факторам

Выводы:

1. В действующий СанПиН, определяющий размер СЗЗ предприятий /1/, необходимо ввести положение об обязательном обосновании границ СЗЗ предприятий на основании гидрогеологических исследований и прогнозных расчетов миграции загрязняющих веществ в зоне аэрации и зоне полного насыщения.
2. Для предприятий, интенсивно загрязняющих атмосферу, расчеты границ СЗЗ по фактору воздействия на подземные воды производить с учетом выпадения загрязняющих веществ из воздуха на поверхность почвы и переноса через зону аэрации на уровень грунтовых вод.

Литература
1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.01.2008 N 10995).
2. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.04.2002 N 3399).
3. Шестаков В.М., Невечеря И.К Геомиграционное моделирование переноса микробов и вирусов в подземных водах. Тезисы научной конференции Ломоносовские чтения 2004 года, Секция Геология.

admin