Самый низкий транспортный налог в России

Время чтения: 2 минуты Дата обновления: 10 декабря 2019 г. Евгения Иванова, юрист Развернуть

Размер транспортного налога (ТН) зависит от налоговой ставки, а так как регионы РФ устанавливают ее самостоятельно, то автоналог на идентичные автомобили в разных частях страны может существенно отличаться. Самый маленький транспортный налог в России платят в Крыму и в Ингушетии. Низкие ставки на авто установлены в Томской и Магаданской обл., а также в Севастополе.

Подробнее о регионах с самыми низкими налогами на ТС, читайте в статье ниже.

Почему автоналог в некоторых регионах ниже, чем в других?

Базовая формула расчета автоналога едина на всей территории РФ:

  • ТН = (Кол-во л.с.) х (Налоговая ставка).

Несмотря на общую формулу, ТН в разных частях страны может существенно отличаться. Происходит это по той причине, что субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать ставки автоналога.

К примеру, владелец легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с., проживающий в Санкт-Петербурге, ежегодно уплачивает автоналог в размере 2400 руб. А владелец точно такой же машины в Севастополе платит почти в 5 раз меньше — всего лишь 500 руб. в год. Все потому, что ставка в Санкт-Петербурге равна 24 руб. за лошадиную силу, а в Севастополе — 5 руб.

Так, жители городов, где установлен низкий транспортный налог, выплачивают суммы в разы меньше, чем автовладельцы с высокими ставками. А иногда не платят налог вовсе, как, например, владельцы легковых машин мощностью менее 100 л.с. в Оренбургской области, где ставка на такие авто равна нулю.

В каких регионах России наименьший ТН в 2020 году?

Для наглядного сравнения, в каком регионе России самый низкий транспортный налог, мы составили таблицу. Здесь вы можете посмотреть, как отличаются ставки на легковые автомобили мощностью до 100, от 100 до 150 и более 250 л.с..

Регион Налоговая ставка (руб.) за единицу лошадиных сил
Мощность до 100 л.с. 101 — 150 л.с. Более 250 л.с.
Оренбургская обл. 0 15 150
Республика Крым 2,5 — 5 (в зависимости от года выпуска) 3,5 — 7 (в зависимости от года выпуска) 25 — 50 (в зависимости от года выпуска)
Республика Ингушетия 5 7 40
Севастополь 5 7 100
Томская обл. 6 10 85
Республика Хакасия 6 15 100
Магаданская обл. 7 10 45
Забайкальский край 7 10 65
Еврейская АО 6 (до 80 л.с.)8 (80 — 100 л.с.) 14 110
Республика Тыва 7 11 98
Чеченская Республика 7 11 91
Республика Дагестан 8 10 105
Г. Москва 12 25 150
Г. Санкт-Петербург 24 35 150

Посмотреть актуальные ставки автоналога других областей России .

Таким образом, в 2020 году самый маленький автоналог установлен в Крыму. Здесь за автомобиль менее 100 л.с., с года выпуска которого прошло более 20 лет, автовладельцы выплачивают налог по ставке всего лишь в 2,5 руб.

Минимальная ставка за авто мощностью более 250 л.с. действует в Ингушетии — одна лошадиная сила такого авто обойдется в 40 руб., что почти в 4 раза меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Вам понравилась статья? x


В Ненецком автономном округе налог на автомобили мощностью свыше 200 лошадиных сил является одним из самым маленьким в стране. Об этом сообщает портал Авто.ру, эксперты которого выяснили, в каких регионах России самые низкие и самые высокие транспортные налоги.

Расчёты проводились на основе шести машин пятилетнего возраста: LADA Granta (87 л.с.), KIA Rio (107 л.с.), Nissan Qashqai (144 л.с.), Toyota Camry (181 л.с.), Toyota Land Cruiser 200 (235 л.с.) и Infiniti QX70 (333 л.с.).
В итоге оказалось, что владельцы мощных автомобилей, например Toyota Land Cruiser 200 платят за свои машины по 7050 рублей в Ненецком автономном округе, Якутии и Ингушетии. При этом в Магаданской области транспортный налог на данную машину составляет 5405 рублей. Самый большой налог на машину мощностью 235 «лошадей» зафиксирован в Амурской и Сахалинской областях – 17625 рублей.
А вот налог на Infiniti QX70 в НАО составляет 16650 рублей, меньше всего за такую машину платят в Ингушетии – 13320 рублей, а также в Магаданской области – 14985 рублей. Самый высокий транспортный налог на машину с 333 л.с. – 49950 рублей – зафиксирован в Камчатском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях.
Однако, в Оренбургской области автомобили с двигателями мощностью менее 101 л.с. вообще не облагаются налогом. Самая низкая ставка по стране зафиксирована в Калининградской и Свердловской областях – 2 рубля 50 копеек за одну лошадиную силу. Самые высокие налоги за свои машины слабее 101 л.с. платят жители Вологодской, Курской и Оренбургской областей, а также в республик Башкортостан и Марий Эл: по 25 рублей за «лошадь».

Транспортный налог на один и тот же автомобиль в разных регионах Российской Федерации существенно отличается. В некоторых отдаленных областях он почти в два раза меньше, чем в Москве, а по ряду категорий транспортных средств и вовсе нулевой. Насколько сложно воспользоваться региональными преимуществами, рассказывает член Адвокатской палаты города Москвы адвокат Александр Каратнюк.

Некоторые регионы дают существенные послабления по транспортному налогу. Например, машины с мощностью двигателя до 100 л. с. в Оренбургской области вовсе не облагаются налогом. Также одни из самых низких ставок в РФ установлены в Свердловской и Калининградской областях. За маломощные машины там платят по 2,5 рубля за 1 л. с. в год. В результате, если посчитать транспортный налог на Lada Granta с 87-сильным мотором, то он составит 217,5 рублей.

Самый низкий транспортный налог для автомобилей мощностью от 100 до 150 л. с. введен в Крыму, Ингушетии, в городе федерального значения Севастополе и в Ханты-Мансийском округе. Одна лошадиная сила стоит там 7 рублей. Если посчитать траты на Kia Rio с силовым агрегатом мощностью 107 л. с., то они составят 749 рублей. По сравнению с другими регионами разница колоссальная. В Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Вологодской, Курской, Новгородской и Орловской областях, а также в республиках Башкортостан, Карелия, Марий Эл и в Татарстане ставка на лошадиные силы для машин мощностью до 150 л. с. составляет 35 рублей. То есть 107-сильный Kia Rio потребует 3745 рублей в год.

Будет ли повышен транспортный налог для «старых» машин? Подробнее

Льготы получают не все

Вместе с тем в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне установлена категория граждан, подлежащих освобождению от налога на ТС. К такой категории, как правило, относятся герои СССР, герои Российской Федерации, инвалиды I и II группы, ветераны (инвалиды) любых боевых действий, инвалиды ВОВ, а также ветераны ВОВ, узники концлагерей, ветераны труда, лица, награжденные Орденом славы независимо от степени, пенсионеры (мужчины старше 60 лет, женщины — 55 лет), чернобыльцы, опекун (родитель) многодетной семьи, опекун (родитель) ребенка-инвалида, опекун ребенка-инвалида, недееспособного по решению суда, лица, перенесшие лучевую болезнь в результате работы с ядерными установкам.

Соответственно, если транспортное средство оформлено на гражданина, попадающего в перечень лиц, имеющих льготы по оплате транспортного налога, то налог либо не будет начисляться вовсе, либо существенно снизится.

Вопрос-ответ Регионы с самым высоким и самым низким транспортным налогом. Инфографика

Однако в каждом регионе установлены свои ограничения. Так, например, в Московской области ветеранам труда предоставляется налоговая льгота на транспортные средства мощностью до 150 л. с. в размере 50%. Если же машина имеет большую мощность двигателя, то налог оплачивается в полном объеме.

Также на федеральном уровне инвалиды I группы полностью освобождаются от транспортного налога на транспортные средства мощностью до 150 л. с.

Как зарегистрировать машину в другом регионе?

Некоторые автомобилисты интересуются, можно ли зарегистрировать машину в регионе, где много льгот, хотя прописка другая? К примеру, вправе ли житель Москвы взять магаданские номера и платить налог меньше, да еще и на ОСАГО сэкономить?

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1764 от 21.12.2019 г. автомобилист может подать заявление на регистрацию транспортного средства вместе с необходимыми документами в любое подразделение ГИБДД независимо от места проживания, однако номера он получит в соответствие со своей постоянной пропиской. То есть на табличках будет присутствовать код домашнего региона. Место прописки автовладельца также вносится в регистрационные данные транспортного средства.

Таким образом, если автомобилист живет в большом городе, а в паспорте стоит штамп прописки далекого сибирского городка, то и номера на автомобиль будут выданы сибирские со всеми полагающимися для этого региона льготами.

Между тем, если у гражданина московская регистрация, получить иногородние номера он может лишь при смене своей постоянной прописки.

Такие расчеты в ожидании последнего дня его уплаты за 2018 год (второе декабря 2019 года) сделала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. И определила регионы, где транспортный налог самый низкий и самый высокий.

Выгоднее всего, с точки зрения налоговой нагрузки, содержать авто в Забайкальском крае. Здесь транспортный налог в среднем составляет всего одну тысячу 427 рублей. Чуть больше — в Ингушетии, одну тысячу 478 рублей. На третьем месте — Республика Алтай, одна тысяча 582 рубля. Тыва — на четвертом месте с одной тысячей 600 рублями. На пятом — Республика Крым, одна тысяча 660 рублей.

Во второй половине ТОП-10 самого низкого транспортного налога Удмуртия, Якутия, Омская область, Ставропольский край и Калмыкия. Здесь размер налога колеблется в пределах одной тысячи 670 рублей до одной тысячи 778 рублей.

Что любопытно: Республика Крым вошла вторым лидером в еще один рейтинг — роста транспортного налога. В Крыму он поднялся почти в два раза (лидер — Чукотка, более чем в два раза до двух тысяч рублей).

Чуть не попала в этот рейтинг роста Курская область, поскольку у нее налог вырос на 45,1 процента. Налоговые ставки были повышены до максимальных во всех сегментах авто. Но в конце октября в регионе все-таки изменили налоговые ставки в сторону уменьшения. Для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. будет действовать налоговая ставка 15 рублей с одной лошадиной силы (сейчас 25 рублей), сообщили в FinExpertiza. От 100 до 150 л. с. — 30 рублей (сейчас 35 рублей).

Самым затратным (если не считать Москву и Санкт-Петербург) налог оказался, по версии FinExpertiza, в Камчатском крае, четыре тысячи 972 рубля, Ямало-Ненецком автономном округе, четыре тысячи 909 рублей.

Уже много лет эксперты обсуждают отмену транспортного налога за счет акцизов на топливо, напоминает председатель совета директоров сети FinExpertiza. Елена Трубникова. И тогда владельцы авто будут платить налог не по факту наличия автомобиля, а за непосредственное управление им. Тогда те, кто активно пользуются своими автомобилями а, следовательно, и дорожной инфраструктурой, будут и платить больше.

«Пока, правда, переход к такой модели осложняется тем, что акциз перечисляется в федеральный бюджет, а транспортный налог — в региональный, — говорит Елена Трубникова. — Но я полагаю, что этот вопрос можно решить. Важно понимать и другое. В крупных городах, близких к транспортному коллапсу, где власти пытаются хоть как-то сократить частный автопарк, отмена транспортного налога была бы явно нелогичной, поскольку стала бы еще одним аргументом в пользу приобретения собственного автомобиля».

Подробнее читайте в ближайшем номере «Российской газеты».

admin