Салическая правда общая характеристика

Занятие №10. Салическая правда

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика Салической правды.

2. Правовое положение основных групп населения.

3. Гражданско-правовые нормы Салической правды.

4. Преступления и наказания по Салической правде.

5. Суд и судебный процесс по Салической правде.

Источники.

Салическая правда. М., 1950.

Хрестоматии, указанные в общем списке.

Литература.

Гуревич А.Л. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

Дряхлов В.Н. Языческие реликты в судебных обычаях франков по Салической правде //Труды Кировского филиала МГЮА. Киров. 1999. №3.

Золотарёв А.Ю. Судебная система у салических франков в V-V11 вв. //Новик. Вып. 3. Воронеж. 2000.

Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины V1 в.). М., 1984.

Лебек С. Происхождение франков V-1Х вв. М., 1993.

Малов В.Н. Меровинги //Вопросы истории. 2000. №6.

Сутыгина О.А. К проблеме эволюции собственности и представлений о ней в варварских обществах (на основе сравнительного анализа данных Салической и Рипуарской правд) //Вестник Удмуртского университета. Ижевск. 1995. №2.

Турский Г. История франков. М., 1987.

Первый вопрос связан с общей характеристикой Салической правды. По мере завоевания Западной Римской империи германскими племенами происходила запись их обычаев, в результате чего появились так называемые «варварские правды», среди которых наиболее важной является Салическая правда (оригинальное название Lex Salica, Салический закон), созданная в конце V века, во времена правления короля Хлодвига. Салическая правда – не самая древняя из «варварских правд» (раньше появились Вестготская и Бургундская правды), но она по сравнению с другими представляет собой самый обширный сборник варварских законов, дошедший до нас в многочисленных списках и редакциях, что позволяет проследить эволюцию раннефеодального права на протяжении V – 1Х веков. После своего создания Салическая правда дополнялась новыми нормами, став основным источником раннего германского права, мало затронутым влиянием римского права. Это влияние проявилось в основном в варваризированной латыни, на которой она составлена, а также в исчислениях штрафов в римских денежных единицах: солидах и денариях. По структуре Салическая правда разделяется на титулы с названиями (в древнейшем списке 62, в самом последнем по времени 70), а титулы, в свою очередь, разделяются на параграфы. Некоторые из них имеют дополнения, сделанные при помощи королевских указов. Изложение норм в Салической правде в основном является казуистическим: они регулируют конкретные жизненные ситуации.

При ответе на второйвопрос необходимо прежде всего показать на конкретных примерах различия в правовом статусе свободных и рабов (сервов), а также неравноправных членов франкского общества – литов и др. Особым правовым статусом отличались галло-римляне, особым было положение ближайшего окружения франкского короля (см. §5-7 титула ХL1).

Отвечая на третий вопрос, следует принять во внимание, что нормы гражданского права занимают в Салической правде второстепенное место, что является следствием более примитивного, по сравнению с римским периодом, уровня экономического развития. Пахотная земля находилась в собственности общины, но землепользование было индивидуальным. Обязательственное право было неразвитым. Упоминались сделки купли-продажи, займа, мены, дарения. Немного большее внимание уделялось порядку взыскания долга и осуждения неплатёжеспособного должника. Найдите соответствующие нормы в тексте документа.

Основное внимание Салическая правда уделяет преступлениям и наказаниям, чему посвящён четвёртыйвопрос семинара. Все упомянутые в тексте преступления можно распределить по четырём группам: преступления против личности, имущественные преступления, преступления против порядка правосудия, нарушение постановлений королевской власти. Выясните, какие именно преступления относятся к этим группам.

Основная цель наказания – возмещение убытков и денежный штраф в пользу короля за нарушение королевского мира. Приведите примеры различных штрафов, установите, была ли по Салической правде такая мера наказания, как смертная казнь.

Большая часть норм Салической правды посвящена также процессуальному праву, что является предметом пятоговопроса занятия. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Деятельность судьи относительно пассивна. Активную роль играют стороны, прежде всего истец, который разыскивает ответчика, доставляет его в суд и пытается доказать его виновность. Судебные дела рассматривались на собраниях свободных людей под председательством выборного судьи. Приговор выносили присяжные. Стороны имели равные права. Процесс отличался строгим формализмом. Например. присягу надо было выговаривать точно слово в слово, иначе сторона проигрывала дело. Найдите в тексте виды судебных доказательств.

Салическая правда стала выдающимся правовым документом, отдельные нормы которого действовали даже тогда, когда государство франков давно прекратило существование. Самый знаменитый случай произошёл в 1328 году, когда во Франции пресеклась мужская линия династии Капетингов, и пэры нашли аргумент против женщины на троне, сославшись на §5 титула L1Х «Об аллодах», по которому земельное наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине.

Самостоятельная работа (формируются ОК №3.4-3.8)

Решите ситуации, руководствуясь нормами Салической правды

1. Вителлий, раб Лотаря, украл жеребца из королевской конюшни. Какое наказание ожидает вора?

2. Королю сообщили, что Адальберт, раб саце-барона Хлодвига, украл корорлевского жеребца. Позднее это сообщение не подтвердилось. Будет ли наказан тот, кто дал ложное сообщение?

3. Людвиг украл 25 свиней. Какое наказание его ожидает?

4. Хильдеберт похитил Брунгильду с её согласия и вступил с ней в сожительство (оба относятся к числу свободных франков). Имеет ли место правонарушение? Если да, то какова санкция за него?

5. Хильдебрант поссорился со своими соседями по вилле, причём соседа назвал зайцем, а соседку – блудницей. Имеет ли место правонарушение? Одно или два? Если два, то В чём разница между ними? Каковы санкции за них?

6. У Хильперика сбежал раб. Путём расспроса остальных рабов Хильперик выяснил, что Лотарь из соседней виллы несколько раз беседовал с рабом и, вполне возмоно, помог ему бежать. Действительно, раб был обнаружен у Лотаря.

§ 1. Салическая правда

Определите меру ответственности Лотаря.

7. Гундобад взломал замок в доме Хлотаря и похитил оружие и одежду общей стоимостью 2 солида. Определите меру наказания Гундобада: а) если он – свободный; б) если он – раб

8. Раб Адальберт, принадлежавший саце-барону Хильденбранту, похитил бочонок вина из подвала Пипина. Последний потребовал от Хильдебранта выдать вора. Однако саце-барон отказался это сделать. Правомерны ли его действия?

9. Один из франков был схвачен с поличным при краже на мельнице 10 мешков муки и предстал перед судом. Какое наказание он понесёт?

10. В один из летних дней Солегаст решил проверить, как растёт пшеница на его наделе. Придя на поле, он обнаружил там трёх пасущихся коров соседа. Выгоняя животных, Солегаст в сердцах с силой ударил одну из коров несколько раз палкой и повредил ей ногу. Сосед потребовал компенсацию. Как будет решён вопрос?

11. К графу поступила жалоба на некоего собственника виллы, который был присуждён судом к выплате долга, но длительное время уклонялся от исполнения судебного решения. Граф назначил на следующий понедельник поездку на указанную виллу для разбирательства дела. Однако накануне к графу неожиданно приехали гости. Граф устроил богатый пир и решил отложить поездку на другое время. Являются ли действия графа правонарушением? Если да, то какую ответственность он должен понести?

12. Обвиняемый в краже годовалого бычка был вызван к испытанию посредством котелка с кипящей водой. Напуганный предстоящим испытанием обвиняемый предложил графу 200 денариев, чтобы откупиться от испытания. Правомерны ли действия обвиняемого?

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 242 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Тема № 3. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

1. Общая характеристика «Салической правды».

2. Преступление и наказание по «Салической правде».

3. Судебный процесс по «Салической правде».

ИСТОЧНИКИ

Документы по истории зарубежного права. Под ред. Н.А. Крашенинниковой. Изд. МГУ, 1987.

Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / В.Н. Садиков. М., 1973.

Салическая правда. Под ред. Семенова В.Ф. М., 1958.

Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. Под ред. В.М.Корецкого. М., 1961.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и нрава Т. 1 Сост. Батыр К.И., Поликарпова Е.В., М.-Л. 1996.

Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. М: Юристъ, 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. Сост. Томсинов В.А. М., 1999.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.

2. Гражданско-правовые нормы Салической правды:

Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984.

Хрестоматия по истории средних веков. В 3-х томах. Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д. Сказкина. М., 1950-1953.

Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1-2. Под ред. С.Д. Сказкина. М, 1961-1963.

ЛИТЕРАТУРА

Грацианский, Н.П. О материальных взысканиях в Варварских правдах. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья / Н.П. Грацианский. М., 1960.

Гуревич, А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе / А.Я. Гуревич. М., 1970.

Колесницкий, Н.Ф. Феодальное государство (VI — XV вв.) / Н.Ф. Колесницкий. М., 1967.

Корсунский, А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе / А.Р. Корсунский. М, 1963.

Корсунский, А.Р., Гюнтер, Р. Упадок и гибель Западной Римской империи, и возникновение германских королевств / А.Р. Корсунский, Р. Гюнтер. М., 1984.

Неусыхин, А.И. Проблемы европейского феодализма / А.И. Неусыхин. М., 1994.

Соколова, A.M. Варварские правды / А.М. Соколова. Чита, 1969.

Чельцов-Бебутов, М.А. Курс советского уголовно-процессуального права. Т. 1. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах / М.А. Чельцов-Бебутов. М., 1957.

Энгельс Ф. Марка.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Энгельс Ф. Франкский период.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.

Приступая к изучению темы, следует иметь в виду, что «Салическая правда» является правовым памятником переломного периода в истории франкского общества. Это была эпоха перехода от родового строя к феодальному, период трансформации социальных норм родового общества германцев в нормы нрава раннефеодального государства. По форме «Салическая правда» представляет собой несистематизированный казуистический сборник архаических (сравнительно с другими варварскими правдами) норм, которые не подверглись значительному влияния римского права, и посвящены, в основном, определению преступности и наказуемости различных деяний.

Освещая второй вопрос, студент должен дать общее определение понятия преступления и наказания по «Салической правде», выделить отдельные группы преступлений в зависимости от их объекта, классифицировать наказания по степени их тяжести, на конкретном материале оценить уровень развития законодательной техники. Необходимо путём анализа положений закона показать классовую природу как объявления того или иного деяния преступным, так и установленного за него наказания.

При ответе на третий вопрос необходимо уяснить суть обвинительной (состязательной) формы судопроизводства, путём ссылки на соответствующие положения «Салической правды» показать, как регламентировалось судебное разбирательство, применявшиеся при этом виды доказательств (присяга, ордалии и т. д.), показать характерное для этого периода переплетение родоплеменных институтов с институтами нарождавшейся государственности.

Тема № 4. КАРОЛИНА

1. Общая характеристика документа.

2. Преступление и наказание по «Каролине».

3. Суд и процесс по «Каролине».

ИСТОЧНИКИ

Каролина. Алма-Ата. Наука, 1967.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Т.2. Сост. Батыр К.И., Поликарпова Е.В., М., 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. Сост. Томсинов В.А. М., 1999.

ЛИТЕРАТУРА

Аннерс, Э. История европейского права / Э. Аннерс. М., 1994.

Лютер Мартин. О светской власти // Антология мировой правовой мысли. Т.2. М., 1999.

Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права T.I. / О.А. Омельченко. M., 1998.

Утевский, Б.С. История уголовного права буржуазных государств / Б.С. Утевский. М., 1950.

Чельцов-Бебутов, М.А. Курс советского уголовно-процессуального права. Т. 1. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах / М.А. Чельцов-Бебутов. М., 1957.

При ответе на 1-й вопрос студенту необходимо охарактеризовать обстановку в Германии в период принятия Каролины, а также обратить внимание на те обстоятельства, которые способствовали принятию этого документа, место и роль этого закона в германском праве. Целесообразно дать оценку Каролине как уникального памятника феодального права.

В рамках ответа на 1-й вопрос необходимо осветить положения «общей части» уголовного права (о формах вины, об основаниях ответственности, об обстоятельствах, освобождающих от наказания, о соучастии и др.).

Ответ на 2-й вопрос предполагает проведение классификации всех преступлений, указанных в Каролине по следующей схеме:

  • государственные преступления и преступления против религии;
  • преступления против личности;
  • преступления против собственности;
  • преступления против нравственности и др.

После этого необходимо провести анализ каждого отдельно взятого вида преступлений.

Систему наказаний целесообразно сгруппировать по видам, начиная с более тяжких.

Отвечая на 3-й вопрос необходимо показать, в чем состоит характерная черта так называемого инквизиционного процесса. Особое внимание следует обратить на стадии уголовного процесса, а так же оценить роль системы формальных доказательств.

Страница 1 из 2

ТЕМА VI. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

§ 6.1.

Занятие №10. Салическая правда

Общая характеристика Салической правды
§ 6.2. Преступления, наказания и судебный процесс по Салической правде
Список рекомендуемой литературы

§ 6.1. Общая характеристика Салической правды

Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V — начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник.
По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.
Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.
Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.
Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков.
В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.
К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.
Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».
По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.
Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди.
Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.
О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.
Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.
В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.
О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.
Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.
Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

<< Первая < Предыдущая12Следующая > Последняя >>

Хозяйство и социальная структура франкского общества по данным «Салической правды».

Подробно экономический строй франкского королевства на рубеже V-VIвв. прекрасно показывает«Салическая правда», которая имеет значение необычайно ценного исторического документа,показывающего хозяйственную жизнь эпохи.

Она свидетельствует,что франки в то время были земледельцами. франки занимались и охотой, причем у них имелись охотничьи собаки, за кражу которых платился штраф в 15 солидов.2Так же у них процветало экстенсивное скотоводство,особенно свиноводство.Стада свиней оставались круглый год в лесах на подножном корму. Часто дичали, и за поросятами приходилось охотиться как за обыкновенными кабанами. Их часто воровали,и потому уже начальные статьи «Салической правды» давали классификацию поросят всех возрастов и категорий,определяя штрафы за их хищения.3Охрана таких стад была делом первостепенной важности, и для этого пастухи использовали особых собак.Существовало и стойловое содержание свиней, причем за похищение поросенка из хлева взимался в три раза более значительный штраф (45 солидов),чем за похищение из стада.

Гражданско-правовые нормы Салической правды

Если же кто-либо поджигал хлев с находящимися в нем поросятами,то штраф увеличивался до 63 солидов.

«Салическая правда» охраняет крупный рогатый скот, угрожая за хищение теленка-сосунка штрафом в 3 солида,упряжной лошади– в 45 солидов,жеребой кобылы– 30 солидов.4«Даже в тех статьях, которые говорят о потравах,прежде всего защищаются интересы скотоводства,именно запрещается«бить до изувечения»животных, зашедших на чужие нивы.Разрешается лишь загнать этих животных и взять штраф за потраву»5.Франки держали также в большом количестве и мелкий рогатый скот (овец, коз)и разные виды домашней птицы(куриц, журавлей,домашних лебедей,гусей, голубей).Пастбищное хозяйство основывалось на использовании лесных пастбищ.В ряде королевских доменов, например в Трире, Туре,в области Леман и Бордо занимались коневодством.

Судебник охраняет луга от потравы(штраф 15 солидов)и таким же штрафом наказывает хищение чужого урожая. Это свидетельствует о том, что обычное земледельческое хозяйство в эту пору имело для франков важное значение.Население было оседлым и земледельческим,как отмечает Полянский Ф.Я.,существовала двухпольная,переложная и огневая системы использования земли. с распространением культуры ржи входит в обиход плуг. В сельском хозяйстве использовались различные виды рабочего скота:быки, мулы, ослы.Обычными стали двух- ил трехкратная вспашка, бороньба,прополка посевов,вместо ручных начали применятся водяные мельницы.Во времена«Салической правды» сеялись обычные для Западной Европы злаки (полба,пшеница, ячмень)и такие ценные растения, как бобы, горох,лен. Урожаи хлеба были богатыми. Существовали специальные амбары для хранения хлеба,и их поджог карался крупным штрафом в 63солида, а кражу хлеба с мельницы также был установлен штраф в 15 солидов.

Предписания«Салической правды», карающие порчу яблонь,свидетельствуют о развитии садоводства;при этом порча яблони в саду наказывалась в три раза более значительным штрафом, чем уничтожение плодового дерева во дворе или вне его.Выращивали также груши.Помимо этого,у франков имелись виноградники,охраняемые предписаниями«Салической правды».1Из нее мы также узнаем о существовании пчеловодства.2Активно возделывались огороды.

Солическая правда свидетельствует о том, что ремесленники в ту пору были большой редкостью и высоко ценились.Так, согласно10 статье, за похищение рабыни взимался штраф в 35 солидов,но штраф достигал85 солидов, если кто-либо похищал кузнеца, плотника.Следовательно,рабы-ремесленники,равно как и специалисты-виноградари,считались более ценным имуществом.Чем обыкновенные рабы, и охранялись законом более строго. В деревне господствовало натуральное хозяйство,ремесло не отделилось от сельского хозяйства.

«Салическая правда» сообщает нам, что агрикультура франков стояла на довольно высоком уровне.Появляются такие отрасли хозяйства, как садоводство и огородничество,виноградничество и пчеловодство.Животноводство также поднялось на более высокий уровень. При обработке земли начинают использоваться такие сельскохозяйственные орудия как плуг с железным лемехом, различные виды рабочего скота.

«Салическая правда» дает вполне определенные показания и об общинном строе франкского королевства.Она свидетельствует о том, что у франков на рубеже V-VIвека еще сохранились пережитки родового строя.В случае убийства свободного франка его сородичи делили между собою половину вергельда(штраф за убийство).Сородичи выступали соприсяжниками,когда нужно было давать очистительную клятву в оправдание кого-либо из рода. Более того, франкам приходилось расплачиваться за преступления своих сородичей,и если преступник не мог сам уплатить вергельда, то выставлял 12соприсяжников в подтверждение своей бедности,а затем созывал своих родственников(трех по матери и трех по отцу).Проделав позорную процедуру бросания горсти земли через свое плечо и перепрыгивания через изгородь(босым, в одной рубашке, сколом в руке), он тем самым обязывал собравшихся сородичей внести по крайней мере половину подлежащего уплате вергельда.Поэтому обязанности сородича иногда оказывались весьма обременительными,и многие стремились от них освободиться.Процедура выхода из рода состояла в том,что франк должен был в суде перед лицом тунгина(старосты) сломать над головой три палки и разбросать их обломки в четыре стороны.После этого его считали отрекшимся от своих сородичей.Он уже не участвовал в наследовании их имущества и в получении вергельда за убийство кого-либо из них, а его собственное имущество после его смерти поступало в казну.1

Особенно важными являются прямые свидетельства о существовании у франков той поры общинного землевладения,причем свободный человек являлся членом формирующейся общины-марки и эта община была еще свободная.Знаменитый45 параграф ее гласит: «Если кто-нибудь захочет переселиться в виллу к другому,и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хотя бы один,который воспротивится переселению,он не будет иметь права там поселиться».1При нежелании покинуть занятую землю поселенец теряет результаты своего труда и сверх того присуждается к уплате штрафа.Даже за простое приглашение переселенцев в деревню, без предварительного согласия ее жителей, грозил крупный штраф.Но также прямо сказано, что если хоть один член общины будет против,то чужак не сможет в общине поселиться,что говорит о наличии свободной общины. Только получив специальную грамоту от короля и предъявив эту грамоту в публичном собрании, переселенец мог поселиться на общинной земле вопреки требованиям общинников об его удалении.

согласно предписаниям46 статьи «Салической правды» передача имущества должна была производиться публичным порядком, в судебном собрании,в присутствии представителя местной власти(тунгина), при участии трех свидетелей и с выполнением специальных процедур.

О существовании общинных пастбищ«Салическая правда» также говорит вполне определенно,угрожая штрафом в 45 солидов за кражу быка,являющегося вожаком стада,причем, если«бык этот одновременно обслуживал коров двух деревень, вор уплачивал трижды 45 солидов».Значит, нераздельные пастбища могли оставаться в пользовании нескольких деревень, что исключало,конечно, частную собственность на них.

«Салическая правда» допускает выпас скота большими стадами,до 40 голов (овец)и даже 60 голов(свиней). Характерно,что за кражу всего стада из 25 свиней она угрожала таким же штрафом в63 солида, как и за похищение части более крупного стада,если при этом в руках владельцев еще останутся некоторые животные.1Значит, все стадо как целое защищалось энергичнее,чем его часть,даже если эта часть была больше похищенного стада.

Многочисленные статьи «Салической правды» противопоставляют свободным франкам различные группы неполноправного населения, а именно рабов,литов, колонов и так называемых«римлян».

Обычное право франков рассматривало рабов как имущество,как вещь. Поэтому за кражу раба устанавливался такой же штраф(30 солидов), как за похищение коня или вола.Если раб убивал другого раба,то сам он передавался в распоряжение потерпевшего ущерб господина.За похищение рабыни, а также мальчика или девочки из господской челяди виновный,помимо штрафа в 35 солидов, обязан был столько же уплатить хозяину рабыни в возмещение ущерба.1

«Салическая правда» устанавливала четкую грань между свободными и рабами, запрещала брачные связи рабов и свободных.Если свободная девушка по своему желанию выходила замуж за раба, она теряла свободу,сама становилась рабыней. Такое же наказание ожидало свободного франка. Если бы он осмелился жениться на чужой рабыне.Сожительство с чужой рабыней каралось штрафом в 15 солидов, причем штраф поступал в распоряжение ее господина.Избиение чужого раба почти не наказывалось:за это взимался штраф всего лишь в размере11/3 солида, хотя речь шла о таких случаях, когда раб в результате побоев должен был слечь на40 дней. Если раб убивал свободного франка, то штраф(половину вергельда)уплачивал господин раба,а сам убийца предавался родичам убитого в возмещение второй половины вергельда.2

Судя по тем пунктам законов «Салической правды», которые касаются рабов,в корне меняется принцип использования рабской силы в обществе.Пункты о рабах констатируют их использование главным образом в большом землевладельческом хозяйстве у отдельных землевладельцев,

В «Салической правде» упоминаются такие специальности рабов: виноградарь,кузнец, тележник,конюх (I«семья» списков);свиной пастух,мельник, охотник и уже указанные специальности(II«семья»). Отметим,что среди специальностей,которые перечисляет Правда, ничего не сказано о рабе-пахаре,косце, жнеце и т.д. Раб занят в сельском хозяйстве, но роль его в этом хозяйстве не основная. Коренными земледельцами являются те,кого «Салическая правда» называет свободными.1

Рабы не были основной производящей силой, т.к. основная производящая сила в этом новом, феодализирующемся обществе –непосредственные производители материальных благ – были земледельцы-общинники.Рабы, обслуживающие растущее хозяйство земледельца-собственника,не представляли собой класса– ни по месту своему в производстве,ни по численности.2

Кроме рабов «Салическая правда» противопоставляет свободному населению(франкам) также зависимых крестьян –литов, крепостных,занимавших промежуточное положение между свободными и рабами. Полусвобода франкского лита, в том ее виде, в каком она выступает в документе,- с трудом поддается конкретному определению.Единственным способом приближения к таковому является по возможности точное разграничение признаков несвободы и свободы в социальном статусе лита.

Изучая документ,мы можем наметить такие данные о социальном статусе лита,признаки его несвободы и свободы.

А. Признаки несвободы.1. лит находился в личной и (частично)материальной зависимости от свободного,который обозначается как его господин(dominus),причем к литу прилагается эпитет «чужой».2. Лит может быть отпущен на волю.3. В некоторых случаях (в случае убийства литом свободного)лит подвергается той же каре,что и раб, при этом характер кары – передача преступного лита в распоряжение родственников убитого –подчеркивает материальную и личную зависимость лита.4. Браки между свободными и литами караются штрафом в 30 солидов,а похищение литом свободной женщине карается смертной казнью.

Б. Признаки свободы.1. Наличие у лита известной правоспособности,в силу которой он выступает в качестве юридического лица и которая выражается:а) в наличии у него вергельда и б) в присущем ему праве выступать в mallus’e,давать обязательства и предъявлять иски.2. Участие лита в походе,которое, впрочем,может быть истолковано двояко.

Родовой строй разлагался,и место объединений по родовому принципу заняла сельская община с присущим ей дуализмом, с социальным и правовым неравенством.У франков замечалось уже расслоение:на одной стороне стояли свободные,из которых выделялась верхушка в лице королевских антрустионов(дружинников),живших за счет эксплуатации низших слоев населения и за счет военной добычи, а на другой стороне– рабы и литы;большая часть свободного франкского населения еще не превратилась в эксплуататоров и эксплуатируемых,но уже подвергалась в своей массе эксплуатации со стороны государства и стоявшей за ним служилой знати



Основные хозяйственные положения Салической правды

Салическая правдакодекс законов обычного права, составленный при короле Хлодвике в н. VI в. н.

Салическая правда древних франков: нормы гражданского права

э.

Основная идея: регулирование проблем земледелия и характеристика общественного строя.

Характеристика Салической Правды:

  • представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;
  • отражает пережитки первобытнообщинного строя;
  • раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;
  • защищает интересы имущих и их частную собственность;
  • тесно связана с религиозными обычаями.

Основные отрасли хозяйства:

земледелие, т.к. земля – основа независимости общества, его благосостояния; земля задавала специфику ведения хозяйства.

животноводство – символ благосостояния, обеспечивало семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчётов. Покушения на собственность налагаются большими штрафами.

Общественный строй:

наличие у франков общины (жители выступают как члены общины, регулирующие поземельные отношения в своей деревне, есть титул "О переселенцах", говоривший о возможности переселения чужих при условии согласия всей общины).

— переход от большесемейной "земледельческой" общины (где сохранялась коллективная собственность рода на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской общине, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении об­щинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр.

— возможность добровольного выхода из родового союза (выгодно богатым и могущественным людям, находившимся под покровительством короля, избегание общественной ответственности, замужество с рабом)

-расслоение свободных франков на бедных и богатых: 1 слой — свободные франки (общинники), 2 слой – появление служилой знати, 3 слой – полусвободные литы, вольноотпущенные – бывшие рабы, отпущенные на волю.

Собственность:

земля,нераспаханные пустоши, леса и выгоны находятся в общинной собственности.

— частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии — земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев. Бенифициарии — условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. Существовали феоды — условные земельные держания, передаваемые по наследству.

Наследование имущества:

— земля передавалась по мужской линии, при отсутствии наследников, земля отдавалась в общину;

— для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу;

движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле.

— имело место аффатомия — передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения. Свидетельствует о том, что хотели сохранить земельную собственность в данном роде.

Уголовное право: В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства).

Капитулярий о поместьях и вопросы земельной собственности(н.9 века).

Основная идея: выражение идей о правильном ведении хозяйства в поместьях феодалов-вотчинников.

Основные положения:

— владелец поместья — монопольный собственник земли;

— главная задача всякого поместья было удовлетворение собственных потребностей;

— утверждалась феодальная вотчина – сеньория – организация зависимого крестьянства, для присвоения землевладельцами феодальной ренты. На землях вотчины имелись свободные держании – прекарии и бенефиции, которой пользовались как платой за службу.

— община перестает существовать как форма землевладения;

— идеалом хозяйствования является натуральное хозяйство;

— население вотчины делится на: свободных и крепостных:

  • колоны – находились в поземельной зависимости от вотчинника.
  • рабы — сервы: дворовые рабы (не имели надела) — свободно покупались и продавались.
  • литы – находились под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца.

Крестьяне несли повинности в пользу сеньора – выполняли барщину, платили оброк.

— усиление мер надзора королев. управляющих за исполнением многообразных повинностей крестьян и за сохранностью королев. владений и доходов от расхищения;

— феодальное поместье делилось на две части: барскую усадьбу с барской землёй и деревню с наделами зависимых крестьян. При этом барская часть – называется доменом, крестьян. земля (держатели земли владельца)разбита на наделы (мансы).

— распространение трехпольного оборота земли (позволяло увеличивать площади для засева, менять с/х культуры, тем самым позволяло бороться с неурожаями);

— использование нового оборудования для обработки земель (плуг с отвалами, железные орудия труда). Это приводит к улучшению глубокой вспашки, площади обрабатываемых земель;

— торговля не играла существенной роли в хоз. жизни вотчины и деревни. Продавались излишки, покупалось то, что нельзя было произвести в вотчине: соль, оружие, вино и т.д.

Вывод: Все строится вокруг земли, количество площади земли в собственности определяет соц. статус, землю продавали редко, продажа ее означала лишение основного источника дохода.

12. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ («РУССКАЯ ПРАВДА», «ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА», «НЕСТЯЖАТЕЛИ», «ИОСИФЛЯНЕ»)

Русская правда (11-15 вв.) — была первым дошедшим до нас русским письменным источником обычного права.

Основная идея: сборник законов обычного права, который содержит нормы имущественных отношений, принципы возмездия за утраты и преступления.

Феодальная собственность на землю становится дифференцированной, поскольку она принадлежит нескольким феодалам, стоящим на разных ступенях феодальной лестницы. Полученные за службу князю земли закрепились за боярами и слугами и превратились в наследственные. И эти земли стали называться вотчинами.

Земли, которые давались в условное владение за службу и под условие службы, получили название поместий. Крупными земельными собственниками стали князья. Рост эксплуатации зависимого населения стал причиной первых классовых выступлений против феодалов.

Земля была коллективной собственностью общины. Русскую общину составляли жители селений или деревни, владеющие сообща принадлежащей селению землей.

Обязательственное право. Гражданские обязательства допускались только между свободными лицами и возникали или из договора, или из деликта (правонарушения).

Из договорных обязательств упоминаются купля-продажа, заем и наем.

Для законной купли требовалось приобрести вещь за деньги от ее собственника, а договор совершить в присутствии 2 свободных свидетелей.

Постановления о займах различают заем с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышающий 3 гривны, требовал свидетелей, удостоверяющих договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Процент назывался резой, а кредитора — резаимцем.

Наследство, называемое в Русской Правде остатком, открывалось в момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или по закону. Отец имел право разделить свое имение между детьми и выделить из него часть своей жене по его усмотрению. Мать могла передать свое имущество любому из своих сыновей, которого признавала наиболее достойным.

Суд и процесс. По Русской Правде суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь вершил правосудие лично или поручал это дело наместнику.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 326 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Важнейшие сведения об общественном строе франков сообщает так называемая «Салическая правда» — запись старинных судебных обычаев франков, произведённая, как полагают, при Хлодвиге.

В этом судебнике подробно рассматриваются различные случаи из жизни франков и перечисляются штрафы за самые разнообразные преступления, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека.

Поэтому по «Салической правде» можно восстановить подлинную картину жизни салических франков.

Такие судебники — «Правды» имелись также у франков рипуарских, у бургундов, у англо-саксов и у других германских племён.

Время записи и редактирования этого обычного(от слова обычай) народного права— VI—IX вв., т. е. время, когда родовой строй у германских племён совсем уже разложился, появилась частная собственность на землю и возникли классы и государство.

Для охраны частной собственности требовалось твёрдо зафиксировать те судебные наказания, которые должны были применяться по отношению к лицам, нарушавшим право этой собственности.

Требовали твёрдой фиксации и такие новые общественные отношения, возникшие из родовых, как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, возможность для человека отказаться от родства, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам и т. д.

style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

«Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул в свою очередь на параграфы.

Большое количество титулов было посвящено определению штрафов, которые должны были уплачиваться за всевозможные кражи.

Но «Салическая правда» учитывала самые различные стороны жизни франков, поэтому в ней встречались и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдёт чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. д.

В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду.

В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62  ½ солидов»; «Если оторвёт нос, присуждается к уплате…

45 солидов»; «Если оторвёт ухо, присуждается к уплате 15 солидов» и т. д. (Солид был римской монетной единицей. По данным VI в. считалось, что 3 солида равнялись стоимости коровы «здоровой, зрячей и рогатой».)

Особенный интерес в «Салической правде» представляют, конечно, титулы, на основании которых можно судить о хозяйственном строе франков и о существовавших у них социальных и политических отношениях.

admin