РЖД пенсия

08 августа 2017 09:28

Каждый год в первое воскресенье месяца августа наша страна отмечает День железнодорожника. В этом году праздник выпал на 6 августа.

Специалисты Пенсионного фонда напоминают, что работники железнодорожного транспорта могут уйти на заслуженный отдых досрочно.

В Еврейской автономной области город Облучье по праву считается городом железнодорожников. На его территории располагаются организации, чья деятельность связана с железной дорогой. Локомотивное депо, дистанция пути, дистанция связи, дистанция электроснабжения, железнодорожный вокзал и станция, вагонное депо. Более трети работающего населения города связано с железнодорожным транспортом, эти люди сохраняют и передают из поколения в поколение славные традиции работников стальной магистрали для того, чтобы железная дорога работала слаженно и бесперебойно.

Практически еженедельно в Управление Пенсионного фонда в Облученском муниципальном районе обращаются граждане по вопросам пенсионного обеспечения, именно как работники железной дороги. Работники железнодорожного транспорта отнесены к категории тех трудящихся, которым предоставляются льготы по пенсионному обеспечению. Досрочный выход на пенсию — есть не что иное, как компенсация за тяжелые условия труда. Учитывая особый характер труда, железнодорожникам, занятым непосредственно на перевозках грузов и пассажиров, обеспечивающих безопасность перевозок, пенсия назначается на пять лет раньше общеустановленного возраста и выплачивается пожизненно.

Основные условия для установления досрочной трудовой пенсии:

  1. Для мужчин — при достижении возраста 55 лет, при условии, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев, для женщин — по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
  2. Страховой стаж не менее 25, или 20 лет для мужчин и женщин, соответственно.
  3. Льготный стаж не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин, т.е. при неполном льготном стаже нет снижения пенсионного возраста как по Списку № 1 и № 2 и права на данный вид пенсионного обеспечения отсутствует.

Конкретный перечень таких работников содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене…», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 (далее – Список от 24.04.1992).

К работникам железнодорожного транспорта законодатель относит не только работников магистральных железных дорог, но и работников железнодорожных веток на промышленных предприятиях. Так, имеющиеся в списке профессии «машинист и помощник машиниста тепловоза» и «машинист и помощник машиниста электровоза» приведены без дополнительных условий и уточнений, т.е. работник может работать машинистом тепловоза на железнодорожной ветке предприятия или организации.

Для некоторых видов профессий предусмотрены дополнительные условия. Например: работник по профессии «дежурный по сортировочным горкам» или «диспетчер маневровый» будут иметь право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии работы на станциях внеклассных и первого класса. Монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений, приобретают право на досрочную пенсию, при условии работы только на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Электромонтеры контактной сети — на магистральных железных дорогах. Периоды трудовой деятельности, осуществлявшейся в профессиях и должностях, не предусмотренных в Списке, не дают право на включение их в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии.

В каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны и должны подтверждаться соответствующими документами: приказами, платежными ведомостями, штатным расписанием и другими документами, из которых можно определить, что работник был постоянно занят именно на тех работах, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Для установления досрочной трудовой пенсии немаловажное значение имеет уточняющая справка, выданная администрацией предприятия.

В справке должны быть отражены периоды отвлечений (периоды отпусков без содержания, простоев, прогулов, курсов повышения квалификации и др.), поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготный стаж засчитывается только работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня.

Чем вызваны изменения в отраслевой пенсионной системе?

В связи с переменами, которые произошли в отрасли за годы существования отраслевой пенсионной системы, оптимизацией расходов на отраслевое пенсионное обеспечение компанией «Российские железные дороги», замечаниями и предложениями работников дорог, действующее Положение «О негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД» потребовало корректировки. В итоге было утверждено новое Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД» (Положение НПО), которое вступило в силу 1 января 2007 года.

Кто, по новому Положению, имеет право на отраслевую пенсию?

Право участника-вкладчика на отраслевую пенсию определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за назначением корпоративной пенсии.

Необходимо наличие трех условий: прекращение работы, наличие определенного стажа и пенсионного основания. Для назначения отраслевой пенсии должно быть не менее 5 лет страхового стажа (независимо от года рождения работника) или для участников-вкладчиков до 1967 года рождения, вступивших в корпоративную систему НПО до 01.01.2005 или в течение 12 месяцев с даты приема на работу в ОАО «РЖД», но не позднее 30.06.2007, и если он не выходил из корпоративной системы НПО – стаж работы не менее 15 лет, в том числе 24 месяца непрерывной работы в системе железнодорожного транспорта перед увольнением.

Пенсионные основания для получения корпоративной пенсии во многом схожи с общими основаниями для получения трудовой пенсии (по старости, по выслуге лет и т. д. Подробнее в п.15 Положения НПО).

С 01.07.2007 пенсия по новому Положению НПО будет назначаться только тем работникам, которые уплачивали пенсионные взносы. При этом право на отраслевую пенсию при определенных условиях сохраняется у уволенных или сокращенных участников-вкладчиков согласно п. 19 Положения НПО.

Право на корпоративную пенсию по инвалидности участник-вкладчик приобретает при увольнении из ОАО «РЖД» в случае установления первой или второй группы инвалидности в период работы в ОАО «РЖД».

Если работник не присоединился к договору и не уплачивал взносы, пенсия ему будет назначена в минимальном размере, то есть 200300 рублей в зависимости от стажа, если он выйдет на заслуженный отдых до 01.07.2007. Это своего рода подарок от компании.

Однако если работник не присоединился к корпоративной пенсионной системе до 01.07.2007 и выходит на заслуженный отдых после этой даты, минимальная корпоративная пенсия ему выплачиваться не будет.

Каков минимальный стаж уплаты страховых взносов?

Решением руководства ОАО «РЖД» минимальный стаж уплаты взносов сократился до пяти лет (60 месяцев).

Имеет ли значение, в какой организации работал человек до выхода на заслуженный отдых?

Это имеет значение для исчисления общего стажа работы на железнодорожном транспорте и страхового стажа уплаты взносов. Список организаций, стаж работы (учебы) в которых учитывается для целей негосударственного пенсионного обеспечения, включает в себя:

ОАО «РЖД»;

МПС РФ и МПС СССР;

организации железнодорожного транспорта, входившие в системы МПС России и МПС СССР;

освобожденные выборные и штатные должности в органах Роспрофжела в ОАО «РЖД», МПС РФ и МПС СССР, в организациях железнодорожного транспорта, а также освобожденные выборные должности в партийных и комсомольских организациях железнодорожного транспорта МПС СССР;

дочерние общества, образованные в процессе структурной реформы (по Постановлению Правительства от 18.05.2005) на базе имущества филиалов и/или иных структурных подразделений ОАО «РЖД» (периоды работы в других дочерних обществах ОАО «РЖД» включаются в стаж работы или в страховой стаж для целей НПО, если такое условие предусмотрено Положениями НПО этих дочерних обществ);

негосударственные учреждения здравоохранения и образования ОАО «РЖД»;

НПФ «Благосостояние», благотворительный фонд «Почет», ЗАО «Желдорипотека», фонд «Жилсоципотека»;

дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ;

федеральные органы исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта;

обучение участника-вкладчика с отрывом от производства в технических школах, учебных центрах и на курсах подготовки и повышения квалификации кадров по направлению кадровой службы соответствующего структурного подразделения ОАО «РЖД», МПС России и МПС СССР.

Если работник переходит из ОАО «РЖД» в дочернее общество, не утрачивает ли он права на отраслевую пенсию?

Если участник-вкладчик работал в ОАО «РЖД», а потом перешел на работу в дочернее общество (в котором имеется Положение НПО и при этом соответствующим образом был оформлен переход), то общий стаж работы и страховой стаж в ОАО «РЖД» будут учтены при определении права на получение впоследствии отраслевой пенсии в соответствии с действующим Положением НПО дочернего общества.

За кем сохраняется право на начисление отраслевой пенсии по таблице?

Если работник дороги стал участником-вкладчиком до 01.01.2005 или в течение 12 месяцев с момента поступления на работу в ОАО «РЖД», но не позднее 01.01.2007 – размер его пенсии будет определен по таблице (при соблюдении всех прочих условий).

Необходимо отметить, что не будет приостанавливаться выплата корпоративной пенсии при трудоустройстве на должности преподавателей и мастеров в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов для железнодорожного транспорта в учебных центрах и дорожно-технических школах железных дорог, а также начальников и инструкторов детских железных дорог.

Чем привлекателен для вклад чиков НПФ «Благосостояние»?

На рынке негосударственного пенсионного обеспечения с 1996 года. НПФ «Благосостояние» – уполномоченный негосударственный фонд ОАО «РЖД». Отраслевая система негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников действует с 2000 года на основании решения коллегии МПС РФ и Положения «О негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД».

В состав фонда входит 18 филиалов и 43 отделения, охватывающие деятельностью 80 регионов России. НПФ «Благосостояние» имеет более 45 млрд. пенсионных активов и 120 тыс. клиентов, получающих негосударственные пенсии. Рейтинговым агентством «Эксперт РА» фонду «Благосостояние» присвоен наивысший рейтинг надежности и успешности А++. Таким образом, он вошел в первую тройку среди 300 НПФ, работающих на российском рынке.

admin