Роспотребнадзор и СЭС

Почему называть Роспотребнадзор СЭС неправильно и даже вредно – объясняет эксперт компании «Чистовье», юрист и бывший сотрудник этого ведомства Дмитрий Петухов.

Днем создания санитарно-эпидемиологической службы считается 15 сентября 1922 года, то есть понятие СЭС существует еще с советских времен. Однако, не вдаваясь в исторические подробности, отметим коротко, что уже тогда функции контроля были выведены из-под ведения санитарно-эпидемиологических станций и существовала Государственная санитарная инспекция.

С 2004 года это ведомство называется Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, или Роспотребнадзор. Она объединяет не только функции надзора за санитарно-противоэпидемическим режимом, но и функции торговой инспекции.

Ведомство разделено на две структуры – это управления Роспотребнадзора (проверяющий орган, работают чиновники) и Центры гигиены и эпидемиологии (обеспечивающий орган, лаборатории, работают врачи и другие специалисты).

Центры гигиены и эпидемиологии более похоже на преемников СЭС из прошлого, но они не проводят проверки, а выполняют работы по договорным обязательствам: проводят консультации и выполняют измерения в рамках программы производственного контроля.

Увы, но сегодня «Санэпидемстанциями» и «СЭС» стали называться коммерческие организации, использующие это в корыстных целях. Обещая защиту и протекцию от проверяющих, они навязывают предпринимателям не всегда нужные услуги.

Сам Роспотребнадзор неоднократно заявлял, что никогда не сотрудничает с коммерческими организациями. Поэтому если некие проверяющие заявляют, что они «из-под СЭС», «совместно с Роспотребнадзором» и прикрываются «сертификатом СЭС» — знайте, что это мошенники.

В сентябре 2012 года государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации исполняется 90 лет, это одна из немногих структур, сохранившихся в системе органов государственной власти Российской Федерации после распада СССР, несмотря на происходящие последующие реформы и преобразования государственного обустройства России. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба с момента её создания обладает ярко выраженной особенностью: на всех этапах развития ей присуща исключительная организационно-методологическая и функциональная динамичность, что позволяет ей в течение 90 лет наиболее полно и органично отвечать потребностям общества и государства в эффективной охране и укреплении здоровья населения.

Историческими предпосылками создания службы в стране являлись, в первую очередь, многочисленные эпидемии инфекционных болезней, которые уносили тысячи жизней. Низкий уровень коммунального обустройства населенных пунктов, проблемы с питьевым водоснабжением, отсутствие гигиенически безопасных условий труда на предприятиях, низкая санитарная культура населения являлись основными неблагоприятными факторами, влияющими на состояние здоровья населения. Наиболее остро проблемы массовых инфекций и их широкое распространение возникли в начале XX века в период первой мировой войны, революции 1917 года, гражданской войны.

В числе важнейших Декретов, принятых в те годы, стал Декрет о создании народного комиссариата здравоохранения РСФСР от 11 июля 1918 года. С самого начала создания Наркомздрава в его составе была образована санитарно-эпидемиологическая секция, которая обеспечивала организационное и практическое единство санитарных и противоэпидемических мероприятий. Соответствующие подразделения стали появляться в губерниях и городах России.

Точкой отсчета образования санитарно-эпидемиологической службы как самостоятельного государственного органа в России является Декрет Совнаркома РСФСР от 15 сентября 1922 года «О санитарных органах Республики». С его принятием в стране начинается формирование государственных санитарных органов, основной задачей которых определялась борьба с эпидемиями, профилактика инфекционных болезней, формирование санитарного дела, внедрение санитарно – гигиенических принципов в жизнь населения.

К концу 30-х годов в России формируется сеть учреждений нового типа – санитарно-противоэпидемические станции.

Великая Отечественная война затормозила развитие здравоохранения и становление санэпидслужбы в стране, однако, с 1943 года, несмотря на продолжавшиеся военные действия, началось восстановление разрушенного здравоохранения.

Огромный вклад в дальнейшее развитие санэпидслужбы внесло принятое в 1963 году Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР», в результате восстановлена прежняя структура и функции государственной санитарной службы, создан скелет и фундамент, а также основа ее дальнейшего развития.

Вышедшее в дальнейшем в 1973 году Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» расширило и конкретизировало задачи, цели, функции и полномочия госсанэпидслужбы.

Началась новая эпоха развития службы, совершенствование качества и эффективности ее работы.

Наиболее значимой вехой в предании государственного статуса санитарно-эпидемиологическому надзору явились 90-годы прошлого века. В 1991 году принят первый закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который значительно поднял статус госсанэпидслужбы и ее роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом же году был образован Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации как самостоятельный орган федеральной исполнительной власти, была выстроена четкая вертикаль руководства. Учреждения санэпидслужбы в субъектах страны были выведены из ведомственного подчинения органам здравоохранения и переведены на централизованное управление и финансирование из федерального бюджета. Это позволило усилить надзорные функции, повысить требовательность к должностным лицам, предприятиям, организациям, гражданам.

В 1998 году Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации был реорганизован в Департамент Госсанэпиднадзора Российской Федерации, вошедший в структуру министерства здравоохранения Российской Федерации. В 1999 году принят второй федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепивший позиции госсанэпидслужбы.

Значительных изменений в структуре территориальных органов не произошло. В этот период проводилась большая работа по организации более эффективного финансирования службы с привлечением средств местных бюджетов, что позволяло в полном объеме проводить все мероприятия по контролю за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Совершенствовалась нормативно-правовая база по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 2004 году начался новый этап в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. В рамках проводимой Административной реформы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1024-р от 30 июня 2004 года проведена реорганизация государственной санитарно-эпидемиологической службы путем слияния с государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и созданием нового органа федерального контроля – Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), вошедшей в состав Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации создана структура отличная от ранее функционирующих органов госсанэпидслужбы и представлена органом, осуществляющим контроль за выполнением законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства по защите прав потребителей – Управление Роспотребнадзора и учреждения, обеспечивающее деятельность Управления – Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии». Новые органы на уровне субъектов Российской Федерации созданы в начале 2005 года.

В течение 2012г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012г. № 636 проводилось реформирование федеральных органов исполнительной власти. Роспотребнадзор перешёл в прямое подчинение Правительства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ за Федеральной службой оставлены функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. При этом, на Службу возложены новые полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей.

Простыми словами 31 марта 2016 Г. 12:21,

В последнее время Россельхознадзор и Роспотребнадзор наперегонки проверяют разную продукцию. Одновременно вокруг них регулярно возникают разного рода слухи об их слиянии или о передаче части функций одному из этих учреждений. На форумах фермеров и других предпринимателей, связанных с едой, этих двух организаций боятся больше всего и, как выяснилось, путают их функции. Поэтому мы решили рассказать об их целях и задачах, а также о том как отбиваться от незаконных проверок в нашей рубрике «Простыми словами».
Предыдущие статьи нашей регулярной рубрики «Простыми словами» Почему могут отнять землю, Совет рынка, Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС) и Кодекс добросовестных практик (КДП), интервенции на рынке молока, утилизационный сбор, электронную ветеринарную сертификацию, категории опасности, а также надзорные каникулы лежат в нашей Молочной энциклопедии.

Зачем нужен Россельхознадзор?

Россельхознадзор (полностью называется Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) проверяет необработанную сельскохозяйственную продукцию. То есть все, что не прошло термическую и другие возможные обработки относится к его сфере интересов. Иными словами, Россельхознадзор может проверять как фермы, так и магазины, потому что сырые овощи и фрукты продаются и там, и там.
Россельхознадзор подчиняется Минсельхозу.

Зачем нужен Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор проверяет уже конечную переработанную продукцию, но в целом ее деятельность касается такого широкого спектра (то есть он в целом занимается санитарно-эпидемиологическим надзором), как защита прав потребителей и благополучия человека, как и следует из ее полного названия — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Интересно, что Роспотребнадзор подчиняется напрямую правительству, а не какому-то министерству.

А теперь сухо и официально, со ссылками на документы

Роспотребнадзор в 2004 году указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 (редакция от 2010 года). При этом в своей деятельности он опирается на постановление правительства»Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154, а также на положение, утвержденное постановлением правительства от 30.06.2004 № 322 «Роспотребнадзор: его функции, полномочия, права и обязанности».
Россельхознадзор создан в 2004 году все тем указом президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
В этих документах прописаны и цели этих ведомств.

Что именно может проверить Россельхознадзор?

Попробуем обобщить, но сразу предупредим, что сфера ответственности этого ведомства очень широка.
Начнем с животноводства. Россельхознадзор, согласно документам о его деятельности, должен следить за продовольственным сырьем животного происхождения, которые не прошли какую-либо обработку. То есть это может быть мясо, субпродукты и кровь после убоя, сырое молоко и сливки, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты. Кроме того, это могут быть пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках.
В растениеводстве логика такая же. Все сырые овощи, фрукты, зерновые, бобовые и другая продукция растениеводства проверяется Россельхознадзором.
При этом не важно фермер ли вы или владелец магазинов и ресторанов – если используете какую-либо необработанную пищевую продукцию, Россельхознадзору есть что проверять.
Все документы на партии товаров, любую сырую продукцию у вас должны быть на руках. Подойдут и копии от поставщиков – специалисты Россельхознадзора это все проверят сами.

Что именно может проверить Роспотребнадзор?

Как и в случае с Россельхознадзором, объять необъятное мы не можем, поэтому перечислим самое основное и только то, что важно для аудитории Milknews.
Строго говоря, Роспотребнадзор может проверять всю пищевую продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора – то есть все, что прошло промышленную или тепловую обработку.
Казалось бы, все просто, но не упускайте из внимания, что Роспотребнадзор занимается санитарно-эпидемиологическим надзором в целом. То есть в ресторане могут проверить чистоту, вытяжку и все связанные с этим документы.
Все возможные документы на такие товары или их копии от поставщиков должны быть готовы к визиту специалистов ведомства.

Что делать, если одно из этих ведомств проверяет что-то не то?

Если вы подозреваете, что Роспотребнадзор проверяет что-то не то, то юристы рекомендуют сослаться на упомянутые выше документы. То есть на постановление правительства «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154, а также на положение, утвержденное постановлением правительства от 30.06.2004 № 322 «Роспотребнадзор: его функции, полномочия, права и обязанности». Оттуда можно зачитать отдельные пункты с перечислением обязанностей.
Если вам не нравится, что делает Россельхознадзор, то можно сослаться указ президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Там перечислены задачи этой структуры.
Однако, как нам сказали специалисты в области права, это может не помочь, потому что с тех пор вышло множество новых документов. В этом случае можно сослаться на постановление правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года No 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля». В этом случае надо сослаться на пункт 1 часть Б. Там как раз описано, кто чем должен заниматься.

Если и это не помогло, остается только обжаловать решение в территориальном органе этих ведомств. То есть у них же самих искать правды. Контакты для жалоб есть на сайтах региональных Россельхознадзоров и Роспотребнадзоров.

Когда они могут проверять?

Возможны два варианта: плановые и внеплановые проверки.
С плановыми все просто, потому что о них можно узнать заранее на сайтах: Роспотребнадзора иРоссельхознадзора. Но такие же списки есть и в местных управлениях. Вот пара примеров: http://www.rcxn.yaroslavl.ru/plan-proverok.html и http://www.38fsvps.ru/Nadzor. А вообще, имейте в закладках сайт «Единый реестр проверок».
Если вашему делу меньше трех лет, то плановых проверок не ждите – вам они не положены. Кроме того, почитайте наш текст про надзорные каникулы, где подробно расписано, как малый бизнес пытаются освободить от лишних проверок.
О внеплановых проверках вас должны предупредить не позднее чем за 24 часа до начала. Они проводятся, если на вас поступали жалобы, поэтому тут ваша задача работать аккуратно и всегда уметь доказать свою правоту (то есть, опять же, хранить как можно больше документов).

Как проходят проверки?

Сельхозпроизводители говорят, что многое специалисты записывают со слов предпринимателя, а потом уже проверяют где он прав, а где виноват. Однако документы на продукцию все равно должны быть все. Попытайтесь запросить хотя бы копии у поставщиков.
Если проверка у вас проходит в первый раз, придираться к вам, скорее всего, не будут. Более того, некоторые сотрудники даже дают советы как лучше работать и готовиться к дальнейшим проверкам.
Приведем пример. Очень многие начинающие аграрии при отсутствии документов на минеральные удобрения пытаются доказать, что работают без них. В этом случае специалисты (в данном случае фермеры говорили о Россельхознадзоре) могут взять на анализ почву с полей и проверять правы ли вы. Но иногда их удается убедить и на словах.
Вообще, аграрии часто советуют сильно не спорить с чиновниками и попытаться подробно рассказать, что вы делаете и почему. В этом случае вас могут понять и без дополнительных документов. Многие даже говорят, что важно «хорошо встретить гостя» — предложить чай и поесть.

Зачем в России для проверок две структуры?

Так сложилось исторически – решения правительства, о которых мы писали выше, привели к такой структуре. Однако за границей проверками безопасности продовольствия действительно занимается одна структура. Возможно, это удобнее. Но в России оба ведомства настаивают на своей самостоятельности и говорят, что им лучше работать раздельно.

Выходные сведения статьи:

УДК 338.2

Совершенствование деятельности Роспотребнадзора на основе зарубежного опыта

2016 Кирясова Елизавета Сергеевна1

E-mail: lkiryasova@yandex.ru.

Самарский государственный экономический университет

В данной статье подробно рассмотрены функции Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее деятельность в рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в современных условиях. Названы актуальные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность данной Федеральной службы, в рамках действующего российского законодательства. Представлена сравнительная характеристика в разрезе видов надзорной деятельности Федерального союза (на примере Федеративной Республики Германии) и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (на примере Российской Федерации). Обоснован механизм реализации предложений, учитывающий современные тенденции развития общества, по адаптации зарубежного опыта в отечественной практике.

Ключевые слова: защита прав потребителей; Роспотребнадзор в России и его функции; Федеральное объединение центров защиты прав потребителя в Германии. Сравнительный анализ. Направления совершенствования деятельности Роспотребнадзора в Российской Федерации.

Rospotrebnadzor activity improvement based on foreign experience 2016 Kiryasova Elizaveta Sergeevna

E-mail: lkiryasova@yandex.ru,

Samara state university of economics

1 Кирясова Елизавета Сергеевна — магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

В актуальной действительности мы сталкиваемся с большим разнообразием надзорных органов, осуществляющих проверки предприятий, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. В России с такой целью была создана Федеральная служба, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей — Роспотребнадзор.

Федеральная служба создана Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314. Деятельность службы регламентируется двумя основными Федеральными законами: от 07.02.1992 N 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей», от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Деятельность Федеральной службы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 .

Осуществляется деятельность Федеральной службы непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Надзорная деятельность Роспотребнадзора разнообразна, и имеет ряд направлений (рис.1).

Эпидемиологический надзор

Защита прав потребителей Международное сотрудничество

Г-ч

Деятельность в рамках Всемирной Торговой Организации

ч_у

Санитарный надзор

Государственная служба и кадры

На\:чное обеспечение

Организация деятельности

Деятельность в рамках Таможенного союза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Деятельность Роспотребнадзора

Остановимся более подробно на деятельности Роспотребнадзора (табл.1).

Таблица 1 — Деятельность Роспотребнадзора в рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

№ Направление деятельности Роспотребнадзора Характеристика деятельности Роспотребнадзора

1 Эпидемиологический надзор Важное место занимает деятельность, связанная с разработкой системы эпидемиологического надзора. Данная система позволяет своевременно оценивать эпидемиологическую ситуацию, а так же прогнозировать и научно обосновывать меры, принятые для борьбы и профилактики. Эпидемиологический надзор включает в себя следующие процедуры: учет, регистрация заболеваний, расшифровка этиологической структуры, изучение циркуляции патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, проведение профилактических мероприятий (Всемирный день борьбы с туберкулезом, Всемирный день чистых рук, вакцинация и иммунизация населения и пр.) и т.д.

2 Защита прав потребителей • Контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка. • Предупреждение нарушений в области защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка. • Постоянная модернизация форм и методов контроля в сфере защиты прав потребителей, повышение его эффективности. • Развитие системы информирования и консультирования потребителей.

3 Международное сотрудничество Международная деятельность Роспотребнадзора направлена на: • профилактику инфекционных болезней и борьба с ними; • участие в всемирных программах в области здравоохранения; • содействие процессам интеграции на евразийском пространстве; • контроль за безопасностью пищевой продукции, совместная разработка международных нормативов безопасности продуктов питания; • участие в международной борьбе с вирусом Эбола, в странах Западной Африки, научная и практическая работа по разработке вакцины.

4 Деятельность в рамках Всемирной Торговой Организации • улучшение условий для отечественных товаров и услуг на международных рынках; • возможность разрешения торговых споров с помощью международных механизмов; • улучшение инвестиционного климата в стране и привлечение тем самым зарубежных инвесторов; • увеличение числа отечественных инвесторов на международной арене, в частности в банковской сфере; • создание благоприятных условий для конкурентной среды и повышения качества российских товаров и услуг в результате роста импорта; • участие в формировании международных правил торговли, учитывая интересы страны; • создание позитивного имиджа страны на международном рынке.

5 Санитарный надзор Функции государственного санитарного надзора определяются Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». основное направление деятельности санитарного надзора направлено на предупреждение и ликвидацию загрязнений окружающей природы: водоемов, почвы, атмосферного воздуха; а так же на улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, предупреждение и снижение заболеваемости, формирование и пропаганду здорового образа жизни. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в 2-х основных формах: предупредительный и текущий санитарный надзор. Перед санитарным надзором стоят следующие задачи: • контроль за состоянием окружающей среды; • санитарный надзор за условиями труда и быта; • гигиенический контроль за радиационной обстановкой; • гигиенический контроль за безопасностью и рациональностью питания населения; • улучшение условий развития и воспитания детей и подростков; • проведение противоэпидемических мероприятий.

6 Научное обеспечение Представляет собой комплекс научных, научно-технических, организационных мероприятий, которые направлены на получение и успешное внедрение усовершенствованных знаний, модернизированной техники и технологий для решения проблем служебно-боевой деятельности ПС РФ.

7 Деятельность в рамках Таможенного союза Основная задача создания данного союза состоит в снижении таможенных барьеров и увеличении взаимной выгоды в процессе торговли между странам-участниками.

Как видно из таблицы деятельность Роспотребнадзора свидетельствует о том, что его приоритетной задачей является обеспечение благополучие граждан.

Координирование работы своих территориальных подразделений, анализ отчетов и статистических данных, контроль над соблюдением прав потребителей, проведение соци-

ально-гигиенического мониторинга, подготовка заключений (санитарно-эпидемиологических) — все это помогает улучшить состояние здоровья и благополучие граждан как потребителей товаров и услуг.

Создание подобных органов, занимающихся урегулированием прав потребителей, осуществляется во многих зарубежных странах. По нашему мнению, заслуживает внимания опыт Германии, где достаточно активно проводится данная работа. Сравнительный анализ российского и германского опыта в данной сфере представлен в таблице №2.

В Германии права потребителей представляет и защищает Verbraucherzentrale Bundesverband, сокр. VZBV (нем.) — Федеральное объединение центров защиты прав потребителя (далее — Федеральный союз, VZBV). Федеральный союз — это важная составная часть гражданского общества, «голос потребителей», который выражает их интересы в политике и экономике . В его состав входят центры защиты прав потребителей на земельном уровне -подобная структура есть в каждой федеральной земле Германии. Также стоит отметить, в Федеральный союз входит еще 25 отраслевых организаций, такие как: Pro Bahn (выражает мнение и интересы участников немецкой железной дороги), Mieterbund (защищает права квартиросъемщиков) и пр. Федеральный союз продвигает интересы потребителей на законодательном уровне (так, были проведены реформы законодательства в области пищевой продукции, туризма, лекарственных средств, страхования). Причем данная деятельность Федерального союза не ограничивается Германией, но и выходит на уровень ЕС. Федеральный союз является членом Consumer International (CI) и Европейского союза потребителей (BEUC).

Стоит учесть, что Федеральный союз не предоставляет консультации потребителям. Исходя из этого, своей главной задачей Федеральный союз считает сотрудничество с прессой и общественностью, с экономическими и политическими кругами. Непосредственно с потребителями же работают Союз потребителей земель и консультационные центры.

Таблица 2 — Сравнительная _потребителей в

характеристика защиты прав «ермании и России_

Германия Федеральный союз

Россия Ростпотребнадзор

1. Полномочия между федеральными, региональными и местными правительственными органами разграничены следующим образом:

• федеральные органы осуществляют подготовку законодательной базы по проведению контрольной деятельности, однако сами не занимаются рассмотрением обращений потребителей;

• на региональном уровне решаются задачи координации и надзора;

• на местном уровне осуществляется непосредственно контроль и надзор за участниками потребительских отношений;

2. Внутренняя структура Федерального союза охватывает 16 земельных союзов потребителей Германии и 25 других организаций в области политики защиты прав по-

1. Полномочия между федеральными, региональными и местными правительственными органами разграничены по такому же принципу, как и в Германии. тем не менее, существуют следующие различия: Законодательной деятельностью в этой сфере могут заниматься не только федеральные органы власти, но также органы регионального и местного самоуправления. Так же, существенным отличием является то, что Служба Российского потребительского надзора принимает обращения потребителей (как лично, так и через свой официальный сайт).

2. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, являющийся главным государственным сани-

требителей, которые можно разделить на три основные группы:

• Союзы женщин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Благотворительные организации

• Организации, специализирующиеся на определенных потребительских темах.

3.Основной источник финансирования Федерального союза Германии — Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии, оно покрывает 2 /3 его бюджета. Оставшаяся 1/3 складывается из оплаты различных видов информационных материалов, предоставляемых Федеральным союзом. В земельных центрах доля государственного финансирования варьируется, но остается существенной.

4. Информирование потребителей — одно из главных направлений деятельности Федерального союза Германии. На официальном сайте У2БУ освещено большое разнообразие вопросов и тем: строительство и покупка жилья, здоровье и питание, финансы, страхование, энергетика и торговля. Так же на сайте есть платный ресурс, где можно найти более подробную информацию о конкретном продукте или услуге. Помимо этого, в Германии действует обширная система СМИ, специализирующихся на освещении вопросов защиты прав потребителей.

5. В Германии ведет работу независимый Институт тестирования товаров и услуг (StiftungWarentest www.test.de), который проводит тестирование товаров и услуг. Результаты испытаний, проведенные независимыми экспертами StiftungWarentest публикуются в собственных печатных издани-

тарным врачом РФ. Структура Федеральной службы:

• Центральный аппарат;

• Управление Роспотребнадзора по субъектам РФ;

• центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ;

• НИИ;

• Противочумные организации;

• Санэпидслужбы министерств и ведомств. Так, основное направление Роспотребнадзора — это сохранение здоровья потребителей, тогда как интересы в других сферах представлены крайне слабо.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Основной источник финансирования — федеральный бюджет Российской Федерации.

4. Информированием потребителей официально занимается «Информационно-методический центр» Федеральной службы (ИМЦ). Данная организация предоставляет следующие платные услуги: консультации экспертов в области благополучия населения и защиты прав потребителей, проведение экспертиз и оценок, подготовка и оформление документов, необходимых для санитарно-эпидемиологической экспертизы.

При этом в РФ наблюдается существенная нехватка бесплатных консультаций, а так же образовательных учебных программ и потребительского просвещения через СМИ и в образовательных учреждениях;

5. В России существует негосударственный и независимый исследовательский проект в области контроля качества и безопасности товаров и услуг — Росконтроль. Он объединяет в себя ведущие исследовательские лаборатории и НИИ России, общества и объединения защиты прав потребителей. Его

ях, например в журнале «Test», а так же на веб-сайте. Публикации не содержат рекламы.

6. Потребитель Германии освобождается от риска судебного процесса. Федеральные или земельные объединения выступают посредниками или консультантами потребителя в разрешении конфликтной ситуации. После передачи дела в суд Федеральный союз или центр защиты прав потребителя в федеральных землях становится истцом. Обеспечение подобной правовой защиты является важным аспектом поддержки прав потребителей._

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующий вывод: в практике Германии и России есть общие принципы и задачи в области защиты прав потребителя, но существуют и значительные отличия. Так, ключевым моментом в Германии является принцип приоритетности интересов потребителей над интересами политических и бизнес структур. Такой принцип необходим для развития рынка, так как именно потребитель выступает инвестором всех остальных участников рынка и, чем более защищенным и уверенным он чувствует себя, тем большие инвестиции вложит в рынок. И хотя российская практика защиты потребителей основывается на тех же принципах, данная система на сегодняшний день представляется не вполне целостной и нуждается в определенной модернизации. Нами обоснован ряд предложений по совершенствованию отечественной системы защиты прав потребителей с учетом адаптации зарубежного опыта:

1. Поддержание условий для здоровой конкуренции на основе развития концепции качества и безопасности.

Для этого нужна эффективная работа антимонопольных органов и актуальная и своевременная потребительская информация. Добиться оперативной работы антимонопольных органов в борьбе с незаконной рекламой и недобросовестной конкуренцией, а так же повысить уровень безопасности потребителя можно, например, с помощью создания информационной системы оперативного обмена данными, где информация о недобросовестных продавцах, незаконной или мошеннической рекламе, об опасном товаре и услуге появлялась бы сразу же после подтвердившегося обращения от пострадавшего потребителя. Так же в данной системе можно создать раздел с положительно зарекомендовавшими себя организациями, заинтересовывая тем самым предпринимателей поддерживать свой позитивный имидж.

2. Разработка и реализация программ потребительского просвещения в образовательных учреждениях и с использованием средств массовой информации.

С этой целью можно предложить следующие мероприятия:

• Необходимо разработать и ввести в учебных заведениях специальный курс «Потребительское право», в рамках которого бы учащиеся изучали основы законодательства, свои права и обязанности, а так же процедуру обращения в соответствующие органы при необходимости;

основная цель — продовольственная безопасность граждан, улучшение качества товаров и услуг, защита прав потребителей и поддержка добросовестных бизнесменов.

6. Потребитель России не освобождается от риска судебного процесса и лично участвует в нем или передает право представлять его своему адвокату.

• Активнее использовать социальную рекламу, путем размещения ее в крупных торго-во-развлекательных центрах содержащую основные положения «Правил продажи отдельных видов товаров» или транслируя сюжеты, где показано, как реагировать и куда обращаться в самых распространенных случаях нарушения прав потребителя;

• Развитие сотрудничества и взаимодействия органов власти (федеральный антимонопольный орган и его территориальные представительства, Госстандарта России, Госсанэпиднадзор, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы) с общественными организациями на всех уровнях;

• Обеспечение необходимой судебной защитой прав потребителей и освобождение их от судебных рисков, как это сделано в Германии.

• Создание и развитие на основе опыта Германия, общественных объединений потребителей по важнейшим направлениям потребительских отношений таких как: продовольственная безопасность, ЖКХ, финансовые услуги и др. Это позволит защищать интересы потребителя во всех сферах его жизнедеятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация данных мероприятий будет способствовать просвещению общества, а так же насыщению рынка более качественными товарами и услугами, что позволит в итоге повысить уровень жизни граждан Российской федерации.

Список литературы

1. Ростпотребнадзор. Электронный ресурс. Код доступа: http://xn--80aafkatpetleclg.xn--p 1 ai/address/rospotrebnadzor

2. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Опубликовано в Федеральном выпуске газеты «Российская газета» № 3451 от 09.04.2004 г.

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Опубликовано в Федеральном выпуске газеты «Российская газета» № 3521 от 08.07.2004 г.

4. Федеральный союз. Электронный ресурс. Код доступа: http://69.rospotrebnadzor.ru/documents/ros/8323/

6. Бажуткина Л.П. Методология формирования и развития региональных систем в Российской экономики: Монография. — Самара: Самарская гуманитарная академия. 2012 г. -С.24-29.

1. Rostpotrebnadzor. Jelektronnyj resurs. Kod dostupa: http://xn--80aafkatpetleclg.xn--p1ai/address/rospotrebnadzor

4. Federal’nyj sojuz. Jelektronnyj resurs. Kod dostupa: http://69.rospotrebnadzor.ru/documents/ros/8323/

СЭС

Санитарно-эпидемиологическая служба является одним из важных государственных органов. Главной задачей органа является планирование и ведение учета по статистике и динамике паразитарных и инфекционных заболеваний. Также организация старается проводить эффективные исследования в своей области, чтобы уменьшить количество инфекционных и паразитарных болезней среди населения. Деятельность службы проходит с соблюдением всех правил и нормативов, которые были созданы в государстве. СЭС подчиняется Министерству национальной экономики страны.

На сегодняшний день служба планирует изменить решение некоторых задач, что сделает ее более эффективной. Главными целями организации являются:

  • эпидемиологический надзор;
  • локализация очагов инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • защита прав потребителей;
  • нераспространение болезней инфекционного характера.

Также служба принимает участие в государственной разработке программ, которые помогут обеспечить санитарное и эпидемиологическое благополучие населения Казахстана. Ею утверждаются нормы и санитарные правила, а также важные нормативы гигиены населения. Научно-исследовательские институты службы занимаются изучением эпидемиологической ситуации в Республике.

admin