Родительское собрание, что делать?

Родители — тоже люди

Обычные дела: в классе снизилась успеваемость, начались проблемы с поведением, нужно донести информацию по ЕГЭ, началась новая четверть… И мы пишем в дневнике сухое «Родительское собрание 23 октября 2013 года в 17-00. Явка строго обязательна». Что почувствует родитель, прочитав эту запись в дневнике? К нему относятся обезличенно, учитель не считает нужным сообщить даже тему и цель встречи. И с таким настроением, и таким же отношением к учителю родители, как волы, пойдут в школу. И каким бы интересным и нужным не было собрание, отношение к нему (и педагогу) будет испорчено этим… «17-00. Явка обязательна».

Повернитесь к родителям лицом

Каждый родитель хочет внимания к его ребенку, к его проблеме, и это нормально. Если вы хотите найти в лице родителей помощников или хотя бы слушателей, то нужно повернуться к ним лицом: предложить им что-то персональное, что может им помочь в их проблеме. Подробнее об этом в статьях «Как подготовить хорошее родительское собрание», а также Почему родители не хотят идти на собрание, а сейчас давайте договоримся: родительское собрание начинается не в классе, а именно с приглашения на собрание. Какой настрой вы зададите в приглашении, в таком ключе и пройдет ваше собрание.

Как составить приглашение на родительское собрание?

  • Скорее всего, вы не сможете на собрании уделить достаточное время каждому родителю персонально, но родители должны почувствовать, что вы работаете для них, для каждого в отдельности и для всех вместе. Поэтому начните свое приглашение с приветствия по имени и отчеству родителей: «Уважаемые Виктор Геннадьевич и Алена Степановна!», «Уважаемая Наталья Юрьевна» и т.д. Можно также написать и «Уважаемые родители Алеши Молокова», но нам это кажется менее предпочтительным вариантом. Обращаясь к родителям по имени, вы показываете им свое уважение и приглашаете к сотрудничеству, избегая схемы «обязан-обязан» (учитель обязан провести собрание, родитель – присутствовать).

«Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи».
Дейл Карнеги

  • Сообщите, что вы приглашаете на родительское собрание (классное, общешкольное).
  • Сообщите цель родительского собрания, повестку дня с точки зрения пользы для родителей. Например, можно написать «Тема собрания: проблемы переходного возраста», а лучше добавить «Вы узнаете, как сохранить доверие ребенка, как разговаривать на «взрослые» темы» и т.д. Родителям важно знать, какую именно пользу они могут получить на вашем собрании, это заинтересует их и они будут ждать встречи с вами. Описывайте то, что родители «получат» на собрании в положительном ключе: не «как не потерять доверие ребенка», а «как сохранить доверие ребенка».
  • Сообщите дату, время и место проведения родительского собрания. Многие родители очень занятые люди и могут забыть о собрании.
  • Сообщите свои контакты и время, когда с вами можно связаться. Дайте родителям возможность связаться с вами перед собранием и обсудить детали. Оставьте свою электронную почту, номер мобильного телефона или другой способ связи, а также время, в которое вы сможете ответить.
  • Объясните «Домашнее задание». Если формат вашего родительского собрания предполагает предварительную работу, сообщите, что нужно сделать, например, подготовить вопросы по теме, заполнить анкету и т.п.
  • Поставьте подпись. Под текстом приглашения можете указать свои ФИО, должность, подпись, также можно оставить место для подписи родителей, по которой вы сможете проверить, получили ли они ваше приглашение или нет.

Как оформить приглашение на родительское собрание?

Здесь все зависит от вас. Мы рекомендуем придерживаться классических, официальных форматов приглашений – на листах формата А4, А5, избегать большого числа изображений, особенно юмористичных. Приглашение можно сделать в рамке. Если вам кажется, что какие-то элементы дизайна лишние, «не жадничайте», уберите их.

Чеклист проверки приглашения на родительское собрание

  • Указаны имя и отчество родителя(ей)
  • Сообщено время и место проведения собрания
  • Сообщена цель собрания, а также «выгода» родителей от присутствия на нем
  • Сообщена контактная информация организующей стороны
  • Весь текст приглашения дан в спокойном тоне, без излишней сухости и панибратства
  • Проверены ошибки и опечатки в тексте

Примеры текстов приглашений на родительское собрание

  • Приглашение на собрание в 5 классе:

Ваш ребёнок стал учеником 5 класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше, – на эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча. Наше собрание «Давайте познакомимся», состоится 5 сентября 2008 года в 17-00 в каб. № 302.
Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы, и мамы (по возможности).
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель Ирина Викторовна.

  • Приглашение на родительское собрание о здоровье детей

Мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился, поступил в престижный университет, выбрал наилучшую профессию и обязательно добился успехов в будущей жизни, потому, что мы знаем цену успеха. Для того, чтобы стать успешным человеком, мало одних только выдающихся личных качеств, нужны еще знания, хорошо развитые способности и … крепкое здоровье.
Приглашаю Вас на родительское собрание «Координация усилий семьи и школы в формировании здорового образа жизни», которое состоится 10 сентября 2009 года в 17-00 в каб. № 302.
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель Ирина Викторовна. Скачать образцы приглашений на собрания полностью можно здесь:

  • Приглашения на родительские собрания 1
  • Образцы и примеры приглашений на родительские собрания 2

Итог

Если вы воспользуетесь нашими советами и используете тот или иной шаблон приглашения на родительское собрание, родители обязательно оценят ваше отношение, старание, ту ответственность, с которой вы готовились к проведению собрания.
По теме: готовые сценарии родительских собраний.

Безусловно, главная роль в проведении родительского собрания отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).
Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести анкетирование среди учащихся и родителей. Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.

Темы родительских собраний в школе

Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.
Примерные темы родительских собраний: «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», «Трудности и любовь подросткового возраста», «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».
Примерные темы родительских собраний в начальной школе:
«Телевидение: за и против»
«Физическое здоровье младшего школьника»
«Ребенок из зазеркалья: приемы обучения письму леворуких детей»

Как привлечь внимание родителей?

Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем. Непроизвольное внимание слушательской аудитории (и взрослой в том числе), как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу.
Редкий человек воспринимает информацию на слух. Поэтому при подготовке к родительскому собранию необходимо предусмотреть средства визуализации выступления. Практически каждый учитель современной школы применяет на уроках технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив энное количество времени на создание грамотной презентации с включением в неё результатов тестирования (желательно с применением схем, графиков и диаграмм), фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания слушательской аудитории.
Речь учителя – ещё один ключевой момент проведения родительского собрания. Начинающему педагогу неплохо бы иметь под рукой подробный конспект выступления. Если предполагается диалог с родителями, то необходимо продумать ответы на вопросы, возникшие в ходе встречи. Опытному педагогу, много лет проработавшему в школе, такая шпаргалка, как правило, не нужна. Хотя бывает и так: учитель имеет большой педагогический стаж, но робеет и теряется перед чужой аудиторией. В этом случае, конечно, докладчик будет чувствовать себя комфортнее, если в руках будет текст выступления.
Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую учителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал необходимо заранее, чтобы не зависеть от сети, в которой иногда случаются перебои и технические погрешности.
Родительские собрания с участием специалистов, профилирующихся в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом. Поэтому 1-2 раза в учебном году необходимо предусматривать приглашение таких специалистов на родительские собрания.

Современные формы проведения родительского собрания

Формы встреч с родителями также необходимо варьировать, включать интерактивные формы родительских собраний:

  • лекторий
  • тематическое родительское собрание
  • собрание родителей совместно с обучающимися
  • конференции
  • нестандартные родительские собрания (деловая игра, показательные выступления, семейное научное общество, тренинг и др.)

Вопросы организации родительского собрания

Общее время родительского собрания не должно превышать 40-50 минут и должно включать в себя пункт «Разное», где классный руководитель может решить с родителями возникшие проблемы и вопросы. Любая встреча с родителями должна заканчиваться рефлексией: что осталось за рамками беседы, лекции, презентации, какие вопросы необходимо охватить в следующий раз. По окончании встречи можно заполнить протокол родительского собрания.
Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. Почему родители не ходят на родительские собрания — отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.
Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы

Отвечает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Надежда Шайденко:

Вопрос-ответ Сколько стоит собрать ребёнка в школу. Инфографика

— На законодательном уровне обязательное хождение родителей на родительские собрания отдельно нигде не прописано. Однако в конституции РФ чётко указано, что родители несут ответственность за образование и воспитание своих детей. Новый закон «Об образовании в РФ» также имеет целый раздел о роли родителей, но главное, что в этом документе даётся перечень не только их обязанностей, но и прав. Так, они имеют право знать всю информацию об образовании своего ребёнка, по каким учебникам он занимается, какие методы используются. А как иначе узнать об этом, как не на собрании в школе? Именно там родитель сможет реализовать своё законное право. И даже если у вас нет возможности прийти на встречу — можно позвонить учителю и узнать всё, что необходимо. Ведь если вовремя не получить информацию, в дальнейшем могут возникнуть серьёзные проблемы с воспитанием, развитием и, главное, с отношениями между вами и ребёнком… Поэтому важно понимать, что, если вы хотите видеть своё чадо благополучным, посещать собрания в школе и поддерживать контакт с учителями просто необходимо.

Речь идёт от ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Он заменил два базовых закона —»Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год).

Кому идти?

Итак, решено: идем. Только вот кто пойдет-то? Мама? Папа? А может быть, лучше бабушку отправить — все равно ведь без дела мается старушка… Или вот свекровь — женщина без сердца — отличный кандидат для лекции на тему «карандаш без ластика»… Стоп. Если речь идет о первом родительском собрании, то лучше всего отправляться туда составом мама + папа. Не важно, что маме «не очень-то и хочется», а у папы «футбол, пятница и передовица». Важно, что факт наличия обоих родителей однозначно укажет учителю или воспитателю на то, что семье Ивановых (Петровых, Сидоровых) интересно, кто, когда, как и чему учит их чудесного ребенка. То есть — внимание! — семья Ивановых (Петровых, Сидоровых) заинтересована в диалоге с педагогом и открыта к сотрудничеству. Как показывает практика, такие активные и коммуникабельные родители ценятся преподавателями очень высоко, а соответственно, и отпрыски этих родителей будут на хорошем счету. В том случае, если у вас уже не первое собрание, следует решать по ситуации.

Что надеть

Человека встречают по одежке. Часто случается, что молодые родители впадают в крайности. Так, науке известны случаи, когда мамы приходили в класс в меховых манто (пусть Марья Петровна знает, что у семьи есть деньги и, если что, мы за Васеньку горой) или, напротив, пытались втиснуться в утлый костюм времен прабабушки (пусть Марья Петровна не подумает, что у нас денег куры не клюют, и не посмеет стрясти с нас лишнюю копейку на карандаши без ластиков). Но на самом деле ценные меха или рваное рубище вызовут у Марьи Петровны вполне обычное человеческое недоумение. Костюма вида пиджак-рубашка-брюки (юбка) будет вполне достаточно, чтобы представления Марьи Петровны о прекрасном не рухнули и были крепки, как Великая Китайская стена.

Родительский комитет

Родительское собрание без просьбы записаться в родительский же комитет не может являться полноценным. Не сомневайтесь: предложат. Лучше сомневаться перед тем, как сказать «да». Логический вывод «я записалась в родительский комитет — значит, к моему ребенку будут относиться лучше» неверен, так как «отношение к ребенку» зависит главным образом от поведения этого самого ребенка, а вовсе не от активности его матери. «У меня есть некоторое количество свободного времени, так почему бы мне не помочь классу (садику)» — вот единственная разумная причина для работы на общественных началах. И наградой за эту работу будет вовсе не «особое отношение», а, например, хорошие тетрадки, качественный пластилин или интересная экскурсия, на которую отправится ваше чадо вместе с классом (как вы понимаете, покупка тетрадок, пластилина и заказ экскурсий — и есть то, чем занимается родком).

Если ребенка критикуют

Страшный сон: ряд родительских голов, под потолком реет муха… и вдруг глас с небес: «А от Пети Иванова кто-нибудь есть?» Не успеваете вы проблеять: «Папа Пети Иванова — я», — как глас тут же сообщает, что «Петя от рук отбился и учится хуже всех». И вот уже ряд родительских голов повернут к вам. Стоп! Панику отставить! Ситуация самая что ни на есть штатная. Во‑пер­вых, вспоминаем что вы не Петя, а папа Пети — большое взрослое состоявшееся человечище с громовым голосом и определенными перспективами на жизнь. Во‑вторых, этим самым громовым своим голосом сообщаем учительнице, что проблемы своего сына (дочери) вы с большим удовольствием обсудите ­ПОСЛЕ собрания, в условиях «с глазу на глаз». Только так и никак иначе. Потому что «быть недовольным вашим ребенком» — одно, а «быть недовольным вашим ребенком прилюдно» — совсем другое. Как правильно общаться с учителем, .

После собрания

Чтобы приход папы с родительского собрания не был страшным сном ребенка, необходимо помнить следующее: все, что вам сказал учитель, не является прямым руководством к действию. Просто на прошлой неделе ребенок себя плохо вел — и точка. Ваша задача — выяснить, в чем заключалась причина плохого поведения, и по возможности ее устранить. Как правило, если речь идет о дошкольнике или младшем школьнике — никаких «страшных» и особенно «глубинных» причин тут не бывает: не высыпался, был перевозбужден, поссорился со своим приятелем и т. д.

Если по какой-то причине вы не согласны с проводимой Марьей Петровной (учителем, завучем, директором) воспитательной линией, то имеете полное право обратиться за поддержкой и помощью к компетентным лицам. Например, в электронную приемную департамента образования г. Москвы по адресу www.educom.ru/ru/dialog

Цель: коррекция деструктивных детско-родительских отношений; показать родителям эффективность последовательности требований во взаимодействии с ребенком.

1. Психологический настрой

Для создания психологического настроя в начале занятия родителям предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки. Затем психолог предлагает родителям поиграть в детскую игру-кричалку. Если родители согласны с высказыванием, то им необходимо крикнуть «да», в противном случае – «нет».

Крикните громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу у вас я

Активными все будем? (да)

2. Сказка о капризной принцессе (С.А. Черняева)

Эта сказка о том, что пустяки, глупости и капризы иногда приводят к совершенно ужасным последствиям, если…

Жила-была капризная принцесса. Очень капризная. Она была единственной дочкой короля Бамдинии, и он ни в чем и никогда не мог ей отказать. И вот однажды принцессу поцарапал ее любимый котенок. Принцесса ужасно возмутилась. Ну и что, что она пыталась засунуть котенка в кукольную коляску! Он не имеет права царапаться! Девочка прибежала к папе-королю: «Я хочу, чтобы в нашей Бамдинии кошек вообще не было! Папа пытался урезонить принцессу, но она начала капризничать. А это… Вам очень повезло, если вы никогда не видели и не слышали, как капризничает принцесса! В общем, король достал из стола зеркало отрицания, подаренное знакомым чародеем, направил его на ближайшую кошку – и во всей Бамдинии в тот же миг не осталось ни одной кошки. Принцессе это необычайно понравилось, ведь она опять настояла на своем! Нечего и говорить, что после этого наша принцесса всегда начинала капризничать, когда хотела избавиться от чего бы то ни было. А избавиться она пыталась: от комаров – чтобы не зудели над ухом, от колючих кустов – чтобы не цеплялись за платье, от высокой травы, мешавшей играть, от лягушек – противные(!), от мошек и пауков – просто так, от волков, львов и тигров – на всякий случай(!), от больших злых собак, от маленьких нервных собачек, от слишком высоких деревьев, заслоняющих вид из окна, от тополиного пуха, опавших листьев, громко каркающих ворон и многое от чего еще.

Король, серьезно занятый своими делами, давал своей милой капризуле зеркало отрицания по первому требованию. А дел у него становилось все больше. Несмотря на то, что королевство все более напоминало парк, дела шли неважно. Коровы не давали молока, яблони не давали плодов, на полях в королевстве росло все меньше и меньше зерна и овощей. Голодные люди стали покидать королевство. Не зная, что делать, король Бамдинии позвал знакомого чародея.

– Умоляю тебя, сделай что-нибудь для моей страны, у нас все идет плохо, скоро королевство погибнет!

– А ты не знаешь в чем дело?

– Нет, не пойму!

– Я не люблю брать назад свои подарки, но это зеркало отрицания портит вам жизнь.

– Но ведь оно помогло избавиться от некоторых бесполезных вещей – ничего больше! Помогло навести порядок в королевстве.

– Ты хочешь помощи?

– Да, для этого я тебя и позвал.

– Прекрати пользоваться зеркалом отрицания.

– И все будет хорошо?

– Нет, теперь долго не будет хорошо. То, что уничтожено, восстанавливается медленно. Но тогда у вас, по крайней мере, будет надежда.

– Помоги нам своими чарами!

– Одни чары не сильнее других. То, что вы отрицали, я не смогу вернуть. Прощай.

– Погоди! Подскажи, что мне делать с принцессой?! Ну почему она такая капризная!

– Вот хорошо, что спросил! Я ведь не отвечаю на вопросы, которых не задают. Так вот, принцесса своими капризами проверяет твою любовь.

– Но ведь я ее люблю!

– А ты часто говоришь ей об этом? Часто гладишь ее по голове?

– В общем-то, нет, я ведь очень занят. И…

– В следующий раз скажи, что любишь ее, прижми к себе, а капризам не потакай.

– Удачи, король!

Пришлось королю вытерпеть много-много капризов (кстати, если их вытерпеть, они не так уж страшны). И прошло много-много лет. Капризная принцесса стала уже бабушкой. А жизнь в королевстве очень медленно приходила в норму. Но когда принцессу-внучку поцарапал котенок, бабушка велела не засовывать его в коляску. Зеркалом отрицания в королевстве не пользовались. И другим не советовали.

Психолог.

Почему принцесса капризничает?

Кто в первую очередь отвечает за беспорядки в королевстве?

Как лучше поступать с капризными детьми?

Психологический комментарий: в этой сказке два основных мотива: 1) взаимное непонимание отца и дочери (принцесса «капризничает», пытаясь добиться внимания отца, а тот отделывается очередной игрушкой);2) уважение к природе, к предметному миру, к реальности вообще.

3. Игра-Анкета «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку»

Цель: осознание и групповое осмысление ценностей, интересов, потребностей участников, создание настроя.

Материал: ленточки, цифры от 1 до 8.

Участникам предлагается оценить свой стиль взаимоотношения с ребенком. Родители выстраиваются в линейку. Перед ними выкладывается 8 ленточек в 8 рядов. На каждое положительное утверждение родители делают шаг к ленточке, на отрицательное- остаются на месте. С правой стороны, напротив ленточек лежат цифры от 1 до 8.

1. Мне нравятся все особенности характера моего ребенка.

2. Я всегда внимательно слушаю, что ребенок говорит.

3. Я часто хвалю своего ребенка.

4. Мы часто смеемся вместе с ребенком.

5. Я часто играю вместе с ребенком.

6. Я знаю любимую сказку, книгу, фильм своего ребенка.

7. Я поправляю речь малыша, делаю замечания в ходе беседы.

8. Часто говорю ребенку, что его люблю.

Результат

На уровне 7-8 ленточки – Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. Легко общаетесь с ним, доверяете ему.

На уровне 5-6 ленточки – проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас других забот немало.

Менее 5-6 ленточки – постарайтесь больше уделять внимания своему ребенку. Ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Информационная часть (презентация с практической работой родителей)

Непоследовательность в обращении с детьми – существенный фактор их невротизации. Непоследовательность проявляется в бесконечных обещаниях или угрозах, недоведении начатого дела до конца, непредсказуемой перемене отношения, несоответствии требований и контроля, переходах из одной крайности в другую, что может привести сначала к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к возбуждению и утомлению. Для гармоничного развития дошкольника необходимо соблюдение следующих правил:

Правило 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Они необходимы для того, чтобы не идти на поводу у собственного ребенка.

Правило 2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Данное правило предостерегает от другой крайности – воспитание в духе «закручивания гаек». Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителей в решении вопросов, что «можно», «следует» и «нельзя». Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер полагает, что найти золотую середину родителям поможет образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

К зеленой зоне относится все, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, с кем дружить, кого пригласить на свой день рождения.

Психолог. Составьте примерный список правил зеленой зоны.

Психологический комментарий: данная зона очень важна, и ее нельзя упускать, так она учит ребенка самостоятельности и ответственности за свои поступки.

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно гулять в своем дворе, но дальше уходить нельзя. Родитель формулирует требования в рамках желтой зоны словами: «Можно, но если».

Психолог. Составьте примерный список правил желтой зоны.

Психологический комментарий: эта зона важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному нам механизму извне-внутрь. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения.

Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попадают в следующую, оранжевую зону. Итак, в оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые не приветствуются родителями, но ввиду особых обстоятельств в конкретной ситуации допускаются. Например, после долгого отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребенку разрешается не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти в сад. Или: малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Родитель формулирует требования в рамках оранжевой зоны словами: «Нельзя, но если…».

Психолог. Составьте примерный список правил оранжевой зоны.

Психологический комментарий: исключения только подтверждают правила; не стоит их бояться, если они действительно редки и оправданы. Зато дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их особенной просьбе.

Наконец, в последней, красной зоне, находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых не делается исключений. Например, нельзя бить, щипать, кусаться, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких…

Психолог. Составьте примерный список правил красной зоны.

Психологический комментарий: список этот взрослеет вместе с ребенком и формирует у него моральные нормы и понимание социальных запретов.

Правило 3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, родителям часто досаждает чрезмерная активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть. Ответ прост: все это и многое другое – проявление естественных и очень важных для развития ребенка потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, играть в мяч можно, но не в помещении и подальше от окон.

Правило 4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом без ребенка обсудить разногласия и попытаться прийти к общему мнению.

Правило 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Упражнение «Ребенок-статуя»

Что значит принимать ребенка безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали.

Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, я ему предлагаю выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

Затем я раздаю присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по моей команде.

Ты — моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

— Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты.

— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! — я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама. (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

— Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что…

— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

(Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

(Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

(И в этот раз я завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!

(На этих словах я очень сильно перевязываю живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.

Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.

Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.

И, когда все уже развязано, я спрашиваю ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей? Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы. Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.

«Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»

Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

Презентацию мне хотелось бы закончить следующими строками из стихотворения «17 раз обнять, поцеловать раз 10»

17 раз обнять, поцеловать раз 10

Лишь так счастливей стать сумеют наши дети.

Целуйте их всегда, ласкайте, купайте,

Коль в доме нищета, игрушки покупайте.

Пусть он растет не так, о будущем мечтайте.

Любви хоть на пятак ребенку отпускайте.

Досаде вопреки ребенка обнимайте,

И в нежность как в силки его вы заключайте.

Иначе дьявол злой его уловит в сети,

Любовь, добро, покой – о них мечтают дети.

А нам все недосуг, и гонит нас забота,

Чтоб все как у подруг- наряды и работа.

Чтоб все как у друзей-и интерьер, и дача.

Не видим слез детей, когда ночами плачут.

Пока мы свой карман для них же набиваем,

Их гладит наркоман, а мы о том не знаем.

Целует их маньяк, любви им не хватает.

Они не просто так, как птицы улетают,

И нам их не догнать, они парят в нирване.

Ах, если б это знать смогли мы все заранее

17 раз обнять, поцеловать раз 10,

Лишь так счастливей стать сумеют наши дети!

Завершение родительского собрания. Вручение «Памяток для родителей».

Уважаемые родители, наша встреча подошла к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!

Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!

admin