Режимный объект

а) пункт 22 изложить в следующей редакции:

«

Сведения об объектах инженерной инфраструктуры, о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, не подпадающие под обязательства Российской Федерации по международным договорам, о выборе, предоставлении земельных участков, недр, акваторий или воздушного пространства для строительства или эксплуатации режимных объектов, о планируемых или проводимых изыскательских, проектных, строительно-монтажных и иных работах по созданию режимных объектов государственные органы и организации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне

«;

б) пункт 61 изложить в следующей редакции:

«

Геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты деятельности по дистанционному зондированию Земли (кроме данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с зарубежных космических аппаратов или российских космических аппаратов гражданского назначения), имеющие важное оборонное или экономическое значение Минобороны России Минэкономразвития России Госкорпорация «Роскосмос»;

«;

в) примечания изложить в следующей редакции:

«Примечания:

1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, и наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

2. Каждый государственный орган и каждая организация, указанные в настоящем перечне, наделены полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в пределах их компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

3. В настоящем перечне используются следующие понятия:

военная техника — технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;

военные объекты — боевые позиции войск, воинские части, стационарные пункты управления, военные научно-исследовательские организации, полигоны, узлы связи, базы, склады, комплексы или отдельные здания и другие сооружения военного назначения;

войска — Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», а также подразделения связи специального назначения;

вооружение — средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;

дислокация объекта — совокупность сведений о местоположении на земной поверхности или в ее недрах объекта, в том числе географические, геоцентрические или прямоугольные координаты, линейные и угловые величины, привязка к ориентирам на местности;

инфраструктура экономики Российской Федерации — отрасли экономики Российской Федерации, функционирующие в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

объекты административного управления — создаваемые заблаговременно по решению руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций объекты мобилизационного назначения, предназначенные для размещения и обеспечения деятельности соответствующего органа управления в период мобилизации и в военное время;

объекты инженерной инфраструктуры — элементы систем водо-, тепло-, энерго-, газоснабжения, водоотведения, телефонизации, связи или иных систем, обеспечивающих функционирование режимных объектов;

объекты ядерного комплекса — сооружения с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства или сооружения с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

режимные объекты — объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.

4. В пунктах 32 — 35, 37 и 44 настоящего перечня указаны государственные органы и организации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

5. В пунктах 38-40 настоящего перечня указаны стратегические виды сырья, материалов и топлива, списки (перечни) которых формируют в пределах своей компетенции и по взаимному согласованию государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.

6. В настоящем перечне:

при перечислении сведений через союз «и» либо через запятую с союзом «и» перед последней категорией сведений к государственной тайне относятся все сведения в совокупности;

при перечислении сведений через запятую или союз «или» к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности;

сведения, перечисленные после союза «а также», являются новыми, отличными от предыдущих сведениями, которые в отдельности относятся к государственной тайне.».

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
1 января 2018 года
№ 5

Несмотря на то что тема исчерпания прав на торговую марку в последнее время стала все более активно освещаться в правовых СМИ, позиция юридического сообщества в этом вопросе является крайне разрозненной.

Вкратце определим понятие и режимы исчерпания прав, в том числе на торговую марку. В частности, права владельца прав интеллектуальной собственности исчерпываются, если товар с использованием прав интеллектуальной собственности введен в оборот самим владельцем этих прав либо третьими лицами, действовавшими с его согласия.

Территория исчерпания

Общепринятыми считаются три режима исчерпания: национальный, региональный и международный.

Под национальным режимом подразумевается, что права на товарный знак считаются исчерпанными, когда товар, маркированный таким знаком, вводится в гражданский оборот владельцем знака либо лицом с его согласия внутри страны. Поэтому когда товар введен в оборот вне страны, а после этого ввезен на ее территорию, считается, что права на использование товарного знака не являются исчерпанными, пока владелец знака или лицо с его разрешения не введет товар в гражданский оборот на территории страны ввоза.

При международном режиме исчерпание прав происходит в момент первичного введения товара в оборот на территории любой из стран. И, к примеру, при импорте таких товаров, маркированных знаком, его владелец уже не имеет законных оснований препятствовать введению в гражданский оборот товара под этим знаком третьими лицами на территории страны ввоза.

Региональное исчерпание означает исчерпание прав на торговую марку в пределах стран какого-либо региона, к примеру, в странах Европейского Союза.

Выбор режима исчерпания прав интеллектуальной собственности имеет определенные последствия. С одной стороны, это касается возможности третьих лиц (назовем их «серыми» дилерами) легально приобретать товары на территории любой из стран, импортировать их на территорию страны ввоза и реализовывать. При этом они не опасаются того, что такому «серому» дилеру будет предъявлен иск от правообладателя либо, как правило, официального дистрибьютора в отношении того, что на данной территории право импорта/реализации товаров правообладателем ему не предоставлялось. С другой стороны, необходимо принимать во внимание и права потребителей, поскольку возникающая конкуренция между «серыми» дилерами и официальными в отношении одного товара приводит к формированию рыночной цены. С точки зрения потребителя нельзя не отметить, что правообладатель зачастую намеренно производит товары под разные рынки и хочет организовать качественный сервис, который усложнен в случае реализации товаров «серыми» дилерами.

Указанные выше проблемы являются предметом серьезного обсуждения специалистами разных стран не только в сфере интеллектуальной собственности, но и экономической конкуренции.

Режим неопределенности

Что касается того, какой режим исчерпания прав установлен на Украине, следует отметить, что законодатель своим неопределенным изложением пункта 3 части 6 статьи 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (Закон) сам положил начало этой продолжительной дискуссии. В частности, в данной части статьи 16 Закона указано, что исключительное право собственника свидетельства запрещать иным лицам использовать без его согласия зарегистрированный знак не распространяется на использование знака для товара, введенного под этим знаком в гражданский оборот собственником свидетельства либо по его согласию.

Защитники национального режима исчерпания говорят о том, что в данной норме прямо не указано о том, где именно происходит введение товара под знаком в гражданский оборот. Поэтому в комплексе с наличием у собственника знака имущественного права разрешать и запрещать импорт товаров, маркированных знаком, это дает основания для признания на Украине национального режима исчерпания.

Приверженцы международного режима исчерпания используют другие подходы для защиты своей позиции.

Во-первых, в Законе не указано о том, что права исчерпываются после введения товара в оборот именно на территории Украины. Кроме того, для сравнения, аналогичное положение Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (часть 7 статьи 15) четко говорит о том, что первая продажа экземпляра произведения должна осуществиться на территории Украины. Говоря же о Российской Федерации, где действует режим национального исчерпания, то в статье 1487 Гражданского кодекса РФ также устанавливается, что не является нарушением использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации правообладателем или с его согласия. Таким образом, когда у законодателя есть намерение установить режим национального исчерпания прав, он указывает об этом в законе без возможности разночтений.

Во-вторых, что касается права запрещать импорт товаров, то нельзя не заметить, что такая правомочность предоставляется правообладателю прежде всего для возможности защиты от ввоза товаров на таможенную территорию Украины с нарушением прав интеллектуальной собственности (так называемый контрафакт).

В целом в последнее время все чаще мировая общественность, в том числе под воздействием антимонопольных органов, делает шаг навстречу международному режиму исчерпания прав. Интересно, что и в Российской Федерации с ее национальным режимом исчерпания прав, подтвержденным солидной судебной практикой, довольно-таки серьезно задумались о том, чтобы узаконить параллельный импорт.

Оборотная реакция

Проанализировав судебную практику на Украине, следует отметить, что и суды не готовы вносить определенность в спорный вопрос. Да, бывают исключения, и суды принимают обеспечительные меры и выносят решения о запрете параллельного импорта, но это происходит скорее не «благодаря», а «вопреки». «Серый» импортер, выстояв в борьбе с правообладателем до последнего и доказав несостоятельность действия режима национального исчерпания на Украине, рано или поздно ввезет свой правомерно приобретенный товар. Другое дело, что немногие «серые» импортеры готовы ждать, и они соглашаются на то, чтобы вывезти товар, так и не импортировав его.

В то же время довольно редко используется в правоприменительной практике положение того же пункта 3 части 6 статьи 16 Закона, в котором говорится о том, что у правообладателя есть право запретить использование знака и после исчерпания права на него, если у проданного под этим знаком товара изменилось либо ухудшилось состояние после введения в гражданский оборот. Полагаем, что здесь стоит обратить внимание на то, как существенно изменяется товар, находящийся в распоряжении «серого» импортера, начиная от внешнего вида упаковки и заканчивая маркировкой. Исходя из анализа реестра судебных решений, на сегодня судебных актов, в которых логика выстроена с учетом именно этого положения Закона, — единицы.

Все это говорит о том, что пришло время внести определенность в вопрос того, какой режим исчерпания прав интеллектуальной собственности на торговые марки действует на Украине. И сделать это совсем не сложно. Достаточно указать в Законе о том, что право собственника свидетельства запрещать иным лицам использовать без его согласия зарегистрированный знак не распространяется на использование знака для товара, введенного под этим знаком в гражданский оборот собственником свидетельства не вообще, а в «любой стране мира» либо «на Украине».

Полагаем, что любая определенность в данном вопросе помогла бы бизнесу эффективнее планировать организацию своих товарных потоков, а юристам — оказывать правовую помощь, исходя не из общепринятой позиции, а на основе действующего закона.

РЕШЕНИЕ № 12-10-39/2017

апреля 2017 г. г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;

Заместитель председателя Комиссии: Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

Член Комиссии: Степина А.К., старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <…>, рассмотрев жалобу ООО «Технические системы безопасности» на положения документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию комплекса технических средств охранной и пожарной сигнализации (извещение № 0841100000217000047), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федерального закона N 44-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

Согласно представленным материалам 11.04.2017 г. на официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию комплекса технических средств охранной и пожарной сигнализации (извещение № 0841100000217000047) (далее – Документация об аукционе).

18.04.2017 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки — ООО «Технические системы безопасности» (далее – Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной закупке.

Заявитель в своей жалобе обжалует действия Заказчика, который, по его мнению, утвердил Документацию об электронном аукционе с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Пунктом 3 Раздела 1 «Информационная карта аукциона» Документации об аукционе установлено, наряду с другими, следующее требование:

«Исполнитель должен иметь действующую лицензию на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Указ Президента РФ от 24.01.98 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:

«Согласно наименованию объекта закупки: Выполнение работ по техническому обслуживанию комплекса технических средств охранной и пожарной сигнализации (далее — ТСО) (Приложение №1) Заказчик требует наличие действующей лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 «О государственной тайне» №5485-1, Указ Президента РФ от 24.01.98г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» №61), объясняя это тем, согласно ответу на запрос от 17.04.2017 года (Приложение №2), что «На данный запрос разъясняю следующее: ввиду того что на некоторых объектах имеется охранно- пожарная сигнализация выведенная на пульт ФГКУ «ОБО ВНГ РФ по Костромской области» и система электронного доступа в здания, то для обслуживания данных объектов, требование лицензии по гостайне обязательно, что бы исключить случаи несанкционированного доступа на режимные объекты и сохранение режима секретности».

Мы считаем, что установленное требование о наличии лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну ставится под сомнение о его необходимости и ограничивает конкуренцию. Исполнение контракта не подразумевает непосредственного допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а также использование этих сведений. Работы по техническому обслуживанию инженерных систем в ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Костромской области» не могут быть охарактеризованы, как непосредственно связанные с защитой государственной тайны, поскольку ее защиту обеспечивают сотрудники УМВД. которые, работая на режимных объектах, должны иметь допуск по Форме номер один, два или три. Таким образом, требование к участнику размещения заказа о наличии у него лицензии на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны не является необходимым для производства указанных работ.

Также просим заметить, что в техническом задании (Приложение № 3) заказчик не указал, какие именно объекты или помещения являются секретными или для доступа в какие объекты требуется наличие лицензии ФСБ по работе со сведениями, содержащими государственную тайну. Эта информация была запрошена в запросе от 17.04.2017 года (Приложение №2). Известно, что позиция ФАС по этому вопросу следующая (Приложение №4): «Кроме того, Комиссия Управления приходит к выводу, что ввиду отсутствия в Техническом задании информации о работах, требуемых наличие лицензии ФСБ России, а также иной информации, свидетельствующей о том, что работы, предусмотренные Техническим заданием могут быть выполнены только лицом, имеющим лицензию ФСБ России приходит к выводу, что требование, установленное в Подразделе 3.1. о наличии у участника закупки лицензии ФСБ России установлено в нарушение ч.6 cт. 31 Закона о контрактной системе».

Доводы: Лицензирование отнесено к компетенции ФСБ РФ по делам отнесения сведений к государственной тайне, их засекречиванию или рассекречиванию и интересах обеспечения безопасности Российской Федерации: Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне». Объект закупки: выполнение работ по техническому обслуживанию комплекса технических средств охранной и пожарной сигнализации (далее — ТСО), должен быть обозначен, на основании какого документа требуется данная лицензия ФСБ РФ при выполнении вышеперечисленных работ, а также какие именно объекты являются режимными.

Согласно определению понятия «режимный объект», указанному в актуальном документе на этот счет — Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90, в пункте 3 Примечания, это «объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования, которых установлены специальные меры безопасности».

Что такое специальные меры безопасности: это оформления допуска к государственной тайне по первой, второй или третьей формам ВСЕМ лицам, находящимся на объекте, а также подписка о неразглашении гостайны также ВСЕХ лиц, находящихся в данном здании или помещении, что прописано в соответствующих нормативных документах (Постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010 г).

Просим УФАС разграничить понятия использований сведений (для этого нужна лицензия ФСБ) и обеспечение секретности доступа (для этого нужны специальные допуски для производственного персонала и специалистов).

Мы считаем, что при выполнении работ по техническому обслуживанию, предусмотренного ТЗ заказчиком, не предусматривает использование сведений, составляющих гостайну, но предусматривает обеспечение конфиденциальности информации, которая априори не разглашается поставщиком. Также мы считаем, что для выполнения работ по техническому обслуживанию, предусмотренного ТЗ заказчиком, достаточно проверки сотрудников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010г. Лица, не прошедшие проверку, на объект могут не допускаться. Заказчик сам допускает на режимные объекты лица и сам дает право доступа по результатам проверки ФСБ, если есть необходимость.

Просим УФАС проконтролировать корректное изменение документации в соответствии с нормами 44-ФЗ, проконтролировать законность требования лицензии ФСБ в соответствии с нормами:

1) ФЗ от 08.08.2001 № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

2) Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»

3) Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

4) Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне»

А также просим УФАС сделать запрос в ФСБ о правомерности использования требования лицензии ФСБ, т.к. еще раз повторяемся, такие требования ограничивают конкуренцию участникам закупок».

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика доводы жалобы не признали, представили письменные возражения ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Костромской области» следующего содержания:

«Считаем жалобу ООО «Технические системы безопасности» необоснованной по следующим основаниям:

Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон), документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Закона, одним из единых требований в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы являющихся объектом закупки.

То есть речь идет о случаях, когда в соответствии с законодательством РФ установлено, что для выполнения определенной работы у лица должны иметься соответствующие документы, подтверждающие его право на выполнение таких работ.

Так, виды деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяются законом.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов.

Учреждениям и организациям для выполнения работ на режимных объектах, необходима лицензия ФСБ, разрешающая осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну.

Действующее законодательство предусматривает обязательное получение лицензии ФСБ учреждениям и организациям, осуществляющим деятельность с использованием информации, составляющей государственную тайну.

Лицензия ФСБ необходима учреждениям и организациям, независимо от их организационно-правовых форм, для осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, таких как:

— защита сведений, составляющих государственную тайну;

— подряд на выполнение строительных и прочих работ (на режимных объектах заказчика);

— деятельность производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и др.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока.

На основании Указа Президента от 24.01.1998 № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» режимными объектами признаются предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Поскольку здания, закрепленные на праве оперативного управления за УМВД России по Костромской области, в помещениях которого предполагается выполнение работ по техническому обслуживанию комплекса технических средств охранной и пожарной сигнализации (далее — ТСО) являются объектами, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности, поэтому организация, осуществляющая выполнение работ по техническому обслуживанию комплекса технических средств охранной и пожарной сигнализации должная иметь лицензию, выданную органами ФСБ России на осуществление данных работ.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.

Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении данных работ возлагается на заказчика. Заказчик вправе потребовать у подрядчика (исполнителя) лицензию ФСБ на выполнение работ по техническому обслуживанию комплекса технических средств охранной и пожарной сигнализации в здании (помещении) режимно-секретного органа, либо иных помещений, в которых производится обработка секретных сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 27 закона Российской Федерации от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Абзацем 4 пункта 2 статьи 4 указанного Закона установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента от 30.11.1995 года №1203. Согласно пункту 22 данного перечня, сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, не подпадающие под обязательства Российской Федерации по международным договорам, о выборе, отводе земельных участков, недр, акваторий или воздушного пространства для строительства или эксплуатации указанных объектов, о планируемых или проводимых изыскательских, проектных, строительно-монтажных и иных работах по их созданию. В соответствии с данным пунктом МВД наделено полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.

Приказом МВД России от 31 декабря 2014 года № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» утверждается Инструкция по обеспечению инженерно-технической укрепленности и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств (далее — Инструкция).

В соответствии с Разделом I Инструкции:

— п. 3.4 — инженерно-техническая укрепленность объекта — совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;

— п.3.14 — система охранной сигнализации — совокупность совместно действующих технических средств обнаружения признаков проникновения нарушителя на объект, сбора, обработки, передачи и представления в заданном виде информации о проникновении (попытке проникновения) и другой служебной информации;

— п.3.15 — Система тревожной сигнализации — совокупность совместно действующих технических средств охраны, позволяющих автоматически или вручную выдавать сигналы тревоги на ПЦО и в дежурную часть органов внутренних дел Российской Федерации при нападении на объект или на персонал и посетителей.

В соответствии с Разделом II Инструкции все объекты в зависимости о степени потенциальной угрозы подразделяются на четыре категории (I, II, III, IV-низшая). Решение о принадлежности объекта к определенной категории оформляется приказом (распоряжением) и принимается начальником территориального органа на межрегиональном уровне в отношении объектов, занимаемых подчиненными подразделениями (в данном случае — начальником УМВД России по Костромской области).

Пунктом 22 Раздела II Инструкции инженерно-техническая укрепленность и оснащенность ТСО специальных помещений органа, организации, подразделения системы МВД России (помещения дежурных частей, комнаты хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и специальных средств, помещения для хранения средств защиты, связи, специальной, оперативной и криминалистической техники, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, архивы, хранилища, кассы) должна соответствовать требованиям действующих ведомственных нормативных документов, регламентирующих их защищенность.

Пунктом 26.1 Раздела II Инструкции техническими средствами охраны (далее — ТСО) должны оборудоваться все помещения с постоянным или временным хранением материальных ценностей, а также все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и другие проемы), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.

Устанавливаемые в зданиях ТСО должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто.

В помещениях, где круглосуточно должны находиться сотрудники полиции, охранной сигнализацией должны оборудоваться отдельные участки периметра помещения, а также сейфы и металлические шкафы для хранения ценностей и документов.

Пунктом 27.2 Раздела II Инструкции устройства ТС на объекте должны устанавливаться: в специальных помещениях органа, организации, подразделения системы МВД России (помещения дежурных частей, комнаты хранения оружия, боеприпасов и специальных средств, помещения для хранения средств защиты, связи, специальной, оперативной и криминалистической техники, изоляторы временного содержания, архивы, хранилища и кассы и другие.).

Пунктом 27.2 Раздела II Инструкции Аттестованные помещения, а также помещения, предназначенные для обработки сведений, составляющих государственную тайну, оборудуются техническими средствами охранной сигнализации, прошедшими сертификацию по стандартам ФСТЭК России и ФСБ России.

29 Раздела II Инструкции Производство проектных, монтажных работ и обслуживание технических средств охраны и безопасности на объектах органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с лицензией, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995г. №333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

Таким образом, при выполнении работ по техническому обслуживанию комплекса технических средств охранной и пожарной сигнализации раскрывается инженерно-антитеррористическая защищенность объекта (помещения).

Учитывая, что здания УМВД России по Костромской области относятся к зданиям органов исполнительной власти и имеют помещения, в которых производится обработка, хранение секретных сведений, а при оказании услуг по данному контракту на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охранной и пожарной сигнализации лица, работающие в организации поставщика услуг будут иметь доступ к режимным помещениям, в том числе к помещениям, где располагаются подразделения УМВД России по Костромской области, ведущие оперативно-розыскную деятельность, специальные помещения, где хранятся вещественные доказательства, боевое стрелковое оружие, наркотические и психотропные вещества и другое.

На основании п. 69 постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» если гражданин при выполнении задания неизбежно будет иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, руководитель организации заказчика вправе требовать документы подтверждающие допуск для работы со сведениями составляющими государственную тайну по соответствующей форме.

Лица, работающие в организации поставщика услуг смогут представлять схему расположения данных помещений, имея специальные навыки и умения, знания принципов охраны объектов (помещений) с использованием технических средств охраны, организацию инженерной защищенности помещений специального назначения, и как следствие, обеспечение технической укрепленности объектов, систем охранной сигнализации, систем управления и контроля доступа.

Таким образом, отмена требования о наличии у организации оказывающей услуги по обслуживанию технических средств охранной сигнализации делает возможным огласку сведений, составляющих государственную тайну, достоянием посторонних лиц. Под посторонним лицом признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не должно иметь доступа к данным сведениям. Разглашение может быть совершено как действием так и бездействием. Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21.07.1993 «О государственной тайне», Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4.09.1995г. №870, и являющимися обязательными для исполнения органами государственной власти и подпадает под действие статьи 283 УК РФ о разглашении государственной тайны.

Нарушения закона о конкуренции не нашло своего подтверждения, так как, при размещении конкурсной документации на проведение открытого аукциона в электронном виде своевременно были поданы 4 заявки

На основании изложенного, просим жалобу ООО «Технические системы безопасности» на действия заказчика признать необоснованной и оставить без удовлетворения».

В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России был объявлен перерыв для представления сторонами документов и материалов, подтверждающих доводы жалобы и возражения на эти доводы.

Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, исследовав представленные сторонами документы и материалы, изучив соответствующие нормативные правовые акты, заслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

— требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

— документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Также, в соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает такое требование к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, урегулированы Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

В соответствии с частью 1 статьи 27 данного закона допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 4 указанного закона установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает Президент Российской Федерации.

Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1955 г. № 1203.

Согласно пункту 22 данного перечня сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, не подпадающие под обязательства Российской Федерации по международным договорам, о выборе, отводе земельных участков, недр, акваторий или воздушного пространства для строительства или эксплуатации указанных объектов, о планируемых или проводимых изыскательных, проектных, строительно-монтажных и иных работах по их созданию.

В соответствии с указанным пунктом МВД России наделено полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.

Требование о наличии у участника электронного аукциона лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено Заказчиком в связи с тем, что выполнение работ, являющихся объектом закупки, предполагает ознакомление подрядчика с информацией, которая подпадает под пункт 22 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 г. № 1203, и пункты 62, 64 приказа МВД России от 26.03.2013 г. № 480дсп «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства внутренних дел Российской Федерации»: сведения о местонахождении объектов предприятий, учреждений, организаций, на которых хранится боевое стрелковое оружие, а также о количестве хранящегося в них оружия, а также сведения об организации охраны указанных объектов.

Согласно представленным Заказчиком документам помещения и здания ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Костромской области», в отношении которых будут выполняться работы, являющиеся объектом закупки, расположены единым комплексом по одному адресу, имеют единый вход через пропускной пункт и дежурную часть УМВД, в которых находятся объекты, сведения о которых подлежат засекречиванию.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу о законности установления Заказчиком в Документации об аукционе требования о наличии у участников закупки лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «НПФ «Технические системы безопасности» необоснованной.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии

О.В. Ревельцев

Заместитель председателя Комиссии

Д.Ю. Белов

Член Комиссии

А.К. Степина

В нашу компанию поступают запросы от предприятий и лиц, желающих осуществлять охрану режимных объектов. Как правило, их интересуют следующие вопросы:

  • Чем регулируется подобная деятельность?
  • Какие разрешительные документы необходимо получить?
  • Может ли такую ​​охрану осуществлять частная охранная компания?

Сегодня мы попробуем ответить на все эти вопросы и дать разъяснения относительно возможности осуществления такой деятельности.

Статья на тему: Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы: особенности создания

Что такое «режимный объект»?

Законодательство не определяет понятие «режимный объект». Режимными объектами принято называть любые объекты, имеющие особое стратегическое значение для государства или на которых хранится то, что является источником повышенной опасности.

Согласно ст. 15 ЗУ «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц», на объектах поддерживается соответствующий режим прохода, проезда, переноса и перевозки вещей. Очевидно, именно из-за необходимости соблюдать определенный режим и прижилось название «режимный объект».

Виды режимных объектов. Кабмином установлен перечень категорий объектов, которые должны охранять органы полиции охраны. Именно их можно назвать типичными режимными объектами. Всего в настоящее время насчитывается восемнадцать категорий, к которым относятся:

  • объекты стратегического значения для экономики и безопасности государства;
  • особо важные объекты электроэнергетики;
  • объекты, на которых осуществляется хранение ведомственного оружия;
  • объекты, в которых размещены госорганы (по предложениям/обращениям их руководителей);
  • и другие.

Статья на тему: Будут внесены изменения в лицензионные условия охранной деятельности

Охрана режимных объектов

В целом, режимные объекты должны охраняться органами полиции охраны — специальной структурой Нацполиции Украины. В предусмотренных законодательством случаях, те или иные объекты должны охраняться Управлением госохраны, Службой безопасности Украины, уполномоченным органом по делам охраны госграницы и т.д.

Но в последнее время увеличиваются запросы на охрану объектов особого назначения частными охранными службами. Поэтому рассмотрим, насколько это возможно и что для этого нужно.

Режимные объекты и их охрана частными охранными службами

Если объект не относится к перечню тех, что должны обязательно охраняться Нацполицией, Управлением госохраны или другими военизированными государственными структурами, руководство данного объекта может заключить договор с частными охранными службами.

Но предварительно для этого нужно провести тендер, по условиям которого частные охранные структуры, что хотят охранять такие объекты, должны соответствовать требованиям, заявленным в тендерной документации.

Важно! Охрана каждого конкретного объекта может иметь различные требования к службе охраны. В частности, относительно:

  • численности персонала охраны;
  • их опыта работы в данной сфере;
  • спецсредств охраны;
  • транспортных средств для быстрого реагирования и т.д.

Статья на тему: Получили лицензии на охранную деятельность для 5 фирм с одним и тем же специалистом по охране

Иногда требуется справка об опыте в выполнении похожего договора. Форма справки прилагается сразу в тендерной документации, где нужно также указать адрес объекта охраны (что именно охранялось).

Поскольку объекты значительно отличаются друг от друга, то и единого набора требований для желающих выиграть тендер — нет. Например, 17.09.2019 начнется аукцион по охране Мемориала жертвам тоталитаризма и политических репрессий в Харькове. Данный тендер проводит КП «Ритуал» Харьковского городского совета и среди требований указаны только требования к персоналу и опыту работы охранной службы по аналогичным проектам.

Единственным неизменным условием предоставления охранных услуг как для физ. лиц, так и для объектов, является наличие лицензии на осуществление охранной деятельности, поскольку такая деятельность в Украине лицензируется.

Без наличия данной лицензии не стоит и надеяться о допуске к охране каких-либо объектов вообще. О процессе получения данной лицензии и его этапах, Вы можете узнать на нашем сайте, на странице услуг или в разделе «Полезная информация».

Если Вам нужно больше информации по данному вопросу, или помощь в получении лицензии и прохождении тендера, Вы можете обратиться к специалистам нашей компании.

admin