Реторсии

Библиографическое описание:



Реторсии являются одним из способов защиты государством своих интересов (как политических, так и экономических). В настоящее время реторсия стала одним из наиболее применяемых в современной дипломатии. В статье предлагается теоретическая составляющая понятия «реторсия», а также примеры реторсий 21 века.

Ключевые слова: дипломатические отношения, ограничение, ответные меры

Реторсии являются одним из способов защиты государством своих интересов (как политических, так и экономических). Понятие реторсии, как меры воздействия государства, ведет свой генезис от позднелатинского выражения retorsio — ответное действие. Реторсии являются одной из мер политической ответственности государства за совершение недружественных действий.

Таким образом, реторсии представляют собой специфические ограничительные меры, которые использует государства в ответ на противоправные или недружественные действия со стороны другого государства. Как отмечает У. Палванкар, реторсией называют недружественный и даже наносящий ущерб государству акт, однако, по существу законный, совершаемый в ответ на предшествующее действие, которое также могло быть недружественным, но законным или незаконным в соответствии с международным правом .

Как отмечает Л. Ю. Шлюндт, реторсии следует рассматривать как некое противодействие далеко недружественным поступкам другого государства, имеющее целью предупреждение причинения возможного вреда, нарушение признанных в международном праве общепризнанных принципов, выраженных как признание властью иностранного государства .

Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки реторсий:

  1. Реторсии устанавливаются волевым решением государства и не требуют каких-либо согласований с другими субъектами международного права. Данный признак происходит от принципа суверенного равенства государств.
  2. Реторсии всегда являются ответными мерами на недружественные поступки другого государства. Безусловно, во многих случаях, бывает сложно определить, какой именно поступок другого государства является недружественным. Учитывая ранее проанализированный признак субъекта реторсии, само государство устанавливает, какое именно действие другого государства она считает недружественным. В этом состоит принципиальное отличие реторсий от санкций: международно-правовые санкции являются мерой ответственности государства за определенные действия и не связаны с недружественными поступками такого государства по отношению к тому, государству, которое вводит санкции.
  3. Реторсии вводятся вследствие применения норм внутригосударственного права. Данный признак происходит от принципа уважения к внутригосударственному праву, при признании примата международного права. Так как международное право не запрещает введение реторсий, каждое государство имеет право применить внутреннее законодательство для регулирования данного вопроса.
  4. Реторсии хоть и применяются по отношению к гражданам или юридическим лицам, своей целью имеют именно ухудшение положения государства.

Реторсии широко применяются многими государствами, а возможность их применения нашла свое отображение в законодательстве целого ряда государств. Возможность применения реторсий прописана в законодательствах (а конкретно — в гражданских кодексах или специфических законах о международном частном праве) таких государств, как Украина, Грузия, Белоруссия, Казахстан, Монголия.

Предусмотрены реторсии и российским правом. Так, статьей 1194 ГК РФ установлено, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Реторсии также могут быть введены изменениями в законодательство .

Помимо общегосударственных реторсий, могут применяться и частноправовые реторсии, ярким примером которых является запрет на въезд лицам, пребывание которых на территории РФ нежелательно, что является ответной мерой аналогичного запрета со стороны недружественного государства.

Применение различных видов реторсий за последнее время можно проиллюстрировать Таблицей 1.

Таблица 1

Мировые примеры реторсий

Вид реторсии

Государства (либо лица), против которых вводится реторсия

Причина введения реторсии

Нормативно-правовой акт, которым введены реторсии

«Закон Димы Яковлева» — изменения в законодательство РФ относительно невозможности иностранного усыновления российских детей гражданами США

Публичная

Соединенные Штаты Америки

Так называемый «список Магнитского» — санкции, введенные по отношению к отдельным гражданам РФ Соединенными Штатами Америки, что было расценено РФ как недружественный жест

Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»

Запрет на поставку вооружений в Исламскую Республику Иран

Публичная

Исламская Республика Иран

резолюции Совета Безопасности ООН 1970 (от 26 февраля 2011 г., 1929 от 9 июня 2010 г., 1907 от 23 декабря 2009 г., 1844 от 20 ноября 2008 г.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г».

Специальные экономические меры против ряда государств (в т. ч. — относительно запрета на поставку продуктов)

Публичная

Соединенные Штаты Америка, Украина, страны Евросоюза, Япония и другие

Наложение на Россию санкций в связи с событиями 2014 года относительно смены государственной принадлежности Крыма и конфликта на Восточной Украине

Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Специальные экономические меры против Турции

Публичная

Турецкая Республика

Сбитый турецким истребителем российский самолет на турецко-сирийской границе в 2015 году

Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции»

Хотя реторсии затрагивают частно-правовые интересы, природа реторсий публично-правовая, что лишний раз подтверждают ссылки на нормативно-правовые акты, которыми Президент РФ мотивировал свое решение о введении реторсий. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции», Президент мотивировал введение реторсий нормами ФЗ «О специальных экономических мерах» и ФЗ «О безопасности» .

Хотя Президент РФ прямо не обозначает, какие нормы вышеизложенных законов он использует, статья 4 ФЗ «О специальных экономических мерах» прямо дает Президенту РФ возможность ввести реторсии на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении. Кроме того, в соответствии с п. «а» ч. 6 ст. 8 ФЗ «О безопасности», именно Президент РФ принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

В целом же, как справедливо отмечает Н. Ю. Шлюндт, практика применения реторсии незначительна. Исследуемый институт нуждается в преобразовании в соответствии с государственными и частными интересами субъектов права. При этом следует учитывать, что это не регрессная мера, применение которой основано на принципе талиона, преследующая цель спровоцировать вседозволенность иностранного государства по отношению к гражданам другого государства, а соразмерная, пропорциональная по степени тяжести одна из мер справедливости. Таким образом, реторсии являются крайней, но важной мерой восстановления справедливости, введение которой принуждает государство к переговорам и поискам компромиссов в сложных вопросах .

Литература:

  1. Палванкар, У. Меры, с помощью которых государства могут выполнить свое обязательство обеспечить соблюдение международного гуманитарного права / У. Палванкар // Имплементация международного гуманитарного права: сб. ст. и док. Международный комитет Красного Креста. — М., 1998.
  2. Шлюндт Н. Ю. Понятие реторсий в современном международном праве // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–4 С.876–879
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027
  4. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
  5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г». режим доступа: https://rg.ru/2011/03/11/livia-site-dok.html
  6. Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/46404
  7. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции» режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50805
  8. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» режим доступа: https://rg.ru/2007/01/10/specmeri-dok.html
  9. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
  10. Шлюндт Надежда Юрьевна К вопросу о частноправовых реторсиях // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32) С.183–191.

Основные термины (генерируются автоматически): реторсия, Российская Федерация, государство, мера, Президент РФ, введение реторсий, иностранное государство, исламская Республика, национальная безопасность России, Федеральное Собрание.

В комментируемой статье говорится о реторсии, которую можно определить как ответные ограничения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Таким образом, Правительство РФ вправе принимать акты, ограничивающие права иностранных физических и юридических лиц, если такого рода ограничения носят ответный характер.

Цель реторсии заключается в том, чтобы достичь такого уровня защиты государством — сувереном интересов своих субъектов, который не был бы ниже степени защищенности интересов субъектов другого государства.

Из комментируемой статьи следует, что реторсии в области гражданско-правовых отношений:

1) устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти — Правительством РФ, а не судебными или иными правоприменительными органами;

2) являются ответными действиями на ограничения имущественных и личных неимущественных прав, дискриминирующие российских субъектов права, и, следовательно, не могут носить упреждающий, превентивный характер.

О реторсии также говорится в некоторых российских федеральных законах. Так, российское законодательство допускает возможность принятия ответных мер в области внешнеторговой деятельности согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ). В ст. 40 «Ответные меры» этого Закона предусмотрено, что Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство, во-первых, не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации; во-вторых, принимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц; в-третьих, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц; в-четвертых, не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

УДК 342.24(470+571):341.9

Н. Ю. Шлюндт

К вопросу о частноправовых реторсиях

В статье анализируются реторсии как специальные средства охраны права, признанные международным частным правом в качестве принудительных мер, приводятся сравнение и системный анализ юридических правил, регулирующих основания применения ответных мер, определяются особенности правового регулирования частноправовых реторсий.

Ключевые слова: реторсии, частноправовые, публично-правовые, экономические меры, иностранные государства, дискриминационные действия, специальные ограничения, ответные меры.

Возникновение права детерминировано социальной природой человека. «Живя» в определенных формах человеческого общежития, право как социальная реальность меняет свою оболочку, наполняя содержание, совершенствуется, сообразно воле той или иной конкретной формы совместного общежития, из которых самой распространенной, но не единственной является государство. Именно оно санкционирует право как объективную (положительную) систему правовых установок, в свою очередь, последняя связывает это государство национальной правовой системой.

Но наиболее важной и сложной формой общежития является международная, имеющая в своем основании юридическую формализацию государственных волеизъявлений в единое высшее целое, с учетом согласования как частных, так и публичных интересов. Однако идея права

— сохранение добропорядочного межгосударственного союза, при котором

© Шлюндт Н. Ю., 2013

каждое государство, самостоятельно развиваясь с учетом своих индивидуальных национальных потребностей, способствует укреплению преобладающего значения международно-правовых начал, не всегда состоятельна.

Так, в силу субъективной антропогенности как между отдельными лицами, так и между государствами возникают противоречия, либо искусственно создаваемые либо осложненные воздействием каких-либо обстоятельств. При этом каждое государство самостоятельно определяет, что оно считает своим правом и какие средства и способы использовать при реализации защиты этих прав. Надо отметить положительную тенденцию укрепления гуманистических начал, усиления общественного мнения в политической деятельности современных цивилизованных государств. Но особенности этим не исчерпываются.

Дело в том, что в международной сфере сторонами выступают волеобразующие и волеизъявляющие субъекты, заинтересованные в преобразовании права, при этом сами эти субъекты-государства «…при решении своих споров не связываются.существующими нормами положительного права. в основание своих суждений они вольны класть те производящие право нравственные и социальные идеи, которые делают их решения справедливыми и верными.»1, следовательно, наличие данных норм и их последовательное применение призвано способствовать развитию позитивного права в рамках разрешенного конкретного случая.

Способами, используемыми в области охраны права, являются, и небезосновательно, самые легкие принудительные меры (наряду с непризнанием, репрессалиями, эмбарго, блокадой, разрывом дипломатических и консульских отношений и т. д.) — реторсии. В своем обосновании они применяют не только принцип «возмездия равным за равное» как следствие нарушение международной справедливости, не сопряженное с нарушением права, но и «когда … государство. сурово и односторонне пользуется своим неоспоримым правом в случаях, когда свобода его действий не ограничена какими то ни было условиями трактатов, так, что оно не нарушает формального права, но становится в противоречие с материальною правдою»2.

Предусмотренные меры могут быть как публично-правовыми, так и частноправовыми, однако, несмотря на различную сферу правового регу-

2 Там же.

лирования, цель одна — восстановление адекватной, нормальной практики международного общения.

Наиболее распространенными в практике их применения являются публично-правовые реторсии, применяемые «в качестве инструмента внешнеэкономической политики государства»3. Так, в соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»4, Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство не выполняет принятые международноправовые обязательства, либо предпринимает меры, нарушающие экономические интересы публично-правовых образований, либо не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, либо не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации. Подобные ограничения вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц.

Применение специальных экономических мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан, предусмотрено ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее — Закон о специальных экономических мерах)5, при условии, если они нарушаются или подвергаются угрозе в результате международно-противоправных деяний либо недружественных действий со стороны иностранных государств. Подобное решение принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности РФ с обязательным незамедлительным информированием палат Федерального Собрания РФ (ст. 4 Закона о специальных экономических мерах).

4 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

5 СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 44.

Примером являются меры, предпринятые в отношении Ливии, Исламской Республики Иран, Эритреи, Сомали и др., касающиеся запрета на совершение действий и (или) возложение обязанности совершения указанных действий в отношении иностранного государства6 и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства7 (п. 2 ст. 3 Закона о специальных экономических мерах)8.

6 Например, указами Президента РФ, на основании резолюций Совета Безопасности ООН 1970 (от 26 февраля 2011 г., 1929 от 9 июня 2010 г., 1907 от 23 декабря 2009 г., 1844 от 20 ноября 2008 г.), предусматривающих применение ряда ограничений в отношении этих стран, регламентируется запрет всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, банкам, организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, на вывоз с территории Российской Федерации в соответствующие страны, а также продажа, поставка и передача вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под Государственным флагом Российской Федерации всех видов вооружений и связанных с ними материальных средств, включая оружие и боеприпасы, боевые машины и военную технику, военное снаряжение и относящиеся к нему материалы, запасные части; на оказание услуг по обучению и предоставление технической, финансовой и иной помощи (включая предоставление наемного персонала), которые связаны с военной деятельностью либо с предоставлением, изготовлением, техническим обслуживанием или использованием соответствующей продукции, независимо от того, происходят ли они с территории Российской Федерации; приобретение в этих странах (в том числе перевозка с использованием морских и воздушных судов под Государственным флагом Российской Федерации) продукции, всех видов услуг и получение помощи, независимо от того, происходят ли они с данных территорий, на осуществление финансовых операций с денежными средствами, финансовыми активами и экономическими ресурсами, имеющимися на территории Российской Федерации и т. д.

7 Например, запрещается въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее следующих лиц: Каддаф ад-Дам Сайид Мухаммед — двоюродный брат Муамара Каддафи, Каддафи Аиша Муамар — дочь Муамара Каддафи; Каддафи Ханнибал Муамар — сын Муамара Каддафи; Каддафи Хамис Муамар — сын Муамара Каддафи; Каддафи Мухаммед Муамар — сын Муамара Каддафи; Каддафи Муамар Мухаммед Абу Минь-яр — руководитель ливийской революции, верховный главнокомандующий вооруженными силами; Каддафи Мутассим — советник по вопросам национальной безопасности. Сын Муамара Каддафи; Каддафи Саади — командующий специальными силами. Сын Муамара Каддафи; Каддафи Сейф аль-Араб — сын Муамара Каддафи.

8 См.: Указ Президента РФ от 09.03.2011 № 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.» // СЗ РФ. 2011. № 11. Ст. 1515; Указ Президента РФ от 09.03.2011 № 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.» // СЗ РФ. 2011. № 11. Ст. 1515; Указ Президента РФ от 05.05.2008 № 682(ред. от 21.02.2011) «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1803 от 3 марта 2008 г.» // СЗ рФ. 2008. № 19. Ст. 2114.; Указ Президента РФ от 22.07.2010 № 933 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1907 от 23 декабря 2009 г.» // СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 4074; Указ Президента РФ от 24.04.2010 № 516 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1844 от

20 ноября 2008 г.» // СЗ РФ. 2010. № 17. Ст. 2058.

Данные реторсии применяются чаще, чем предусмотренные ст. 1194 ГК РФ — частноправовые, состоящие в специальном ограничении, в области гражданско-правовых отношений, имущественных и личных неимущественных прав, право- и дееспособности граждан и юридических лиц государств, дискриминирующих российских субъектов права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответные ограничения, являясь способом разрешения межгосударственных «несогласий», представляют собой исправительные меры политического, специального характера. Проявляется это в следующем.

В соответствии с нормой Конституции РФ (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами, что обеспечивается реализацией основных задач и функций посольствами. Детализирует данные основные задачи и функции Положение о Посольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497, в частности, п. 6 закрепляет защиту в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания9. Аналогичные правила содержит п. 8 Положения о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. №133010.

Также в качестве основания применения реторсии, могут служит дискриминационные действия в отношении наших соотечественников. Статья 15 Федерального закона от 24 мая 1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»11 раскрывает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в области основных прав и свобод человека и гражданина. Тем самым законодательно определено, что прежде всего политика Российская Федерация направлена на сотрудничество с иностранными государствами с учетом соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, составляющих основу конституционного права всех правовых государств. В этой связи дискриминация российских граждан, проживающих за рубежом, может являться основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении государства, в котором такая дискриминация имела место. В ретроспективе можно встретить подобные примеры. Например, Заявление Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. № 3326/1-1

9 СЗ РФ .1996. № 45. Ст. 5090.

10 СЗ РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.

11 СЗ РФ.1999. № 22. Ст. 2670.

«О правах человека в государствах Балтии»12, в котором решительно отвергается закрепление в законодательных актах государств Балтии положений, которые делают нормой дискриминацию по национальному признаку и приведут к росту социально-политической напряженности, негативно повлияют на региональную стабильность, также Постановление Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 № 3326-1 «О правах человека в Эстонии»13, согласно которому Правительству Российской Федерации предписано подготовиться к введению временных экономических санкций в отношении Эстонской Республики в случае продолжения властями Эстонии дискриминации этнических россиян. В крайних случаях для защиты прав соотечественников за рубежом могут применяться и Вооруженные силы Российской Федерации.

Как видно, поводом к применению подобных ответных мер являются специальные ограничения. При этом неважно, проявляется ли это в действиях соответствующего государства, направленных на дискриминацию частных лиц в их гражданском положении по сравнению со своими гражданами или подданными (формальные ограничения), либо государство ставит их в более худшее положение по сравнению с другими иностранными лицами (материальные ограничения), речь не ведется о неких общих ограничениях, установленных в данном государстве в отношении всех иностранных граждан или всех юридических лиц (например, установление полного запрета на приобретение земельных участков и частичного запрета на приобретение иной недвижимости в конкретном государстве).

Положения Жилищного кодекса РФ закрепляют применение норм жилищного законодательства к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено ЖК или другим федеральным законом. Подобная «словесная оболочка», не меняющая сути соответствующей конституционной нормы (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 7), могла бы допустить применение легитимных мер, запрещающих гражданам какого-либо иностранного государства приобретать жилые помещения на территории Российской Федерации, если это государство запретило приобретение жилых помещений на своей территории нашим соотечественникам.

12 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1807.

13 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1806.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 2 декабря 1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»14 Банк России вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности, что вполне отражает существующую норму о применении частноправовой реторсии.

Аналогично действие ограничений возможно в отношении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение в силу осуществляемой ими деятельности. Так, в частности, применительно к совершению сделок в отношении долей в уставном капитале обществ, имеющих стратегическое значение, где покупатель — иностранный гражданин или юридическое лицо, необходимо получение решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации о ее предварительном со-гласовании15.

Следовательно, частноправовые реторсии следует рассматривать как некое противодействие далеко недружественным поступкам другого государства, имеющее целью предупреждение причинения возможного вреда, нарушение признанных в международном праве общепризнанных принципов, выраженных как признание федеральной исполнительной властью иностранного государства. Среди общепризнанных принципов, на которых в том числе основана реторсная практика, можно назвать следующие:

— принцип суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2 Устава ООН), означающий полное уважение юридического равенства различных государств;

— принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого (п. 7 ст. 2 Устава ООН), означающий невозможность вмешательства во внутреннюю компетенцию самостоятельного суверенного государства;

— принцип взаимности (закрепляется в двусторонних договорах и регулируется международными обычаями), означающий, что страна пребывания предоставляет определенный правовой режим (определенный объем

14 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

15 См.: ст. 8-12 Федерального закона от 29 апреля 2008 № 57-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1940.

прав, обязанностей и преимуществ) иностранным гражданам только при условии, что аккредитующее государство предоставит на своей территории тот же правовой режим лицам государства пребывания;

— принцип недискриминации, предусматривающий установление на территории государства пребывания для лиц одного государства точно таких же прав, преимуществ и привилегий, как для лиц любого третьего государства16.

Реторсное право государства опирается на эти принципы, признавая, уважая нормы национального законодательства, не противоречащего международному, в условиях главенства последнего. При этом возможность применения реторсии обусловлено внутригосударственными законодательными средствами. Подобные средства специального характера содержатся в законодательных актах многих современных государств. Например, ст. 430 ГК Монголии, ст. 1261 ГК Армении 1998 г., ст. 1102 ГК Республики Беларусь 1998 г., ст. 21 Закона Грузии о международном частном праве 1998 г., п. 2 ст. 608 ГК Литовской Республики 1964 г. и т. д. содержат правило применения ответного ограничения правительством право-и дееспособности иностранных лиц, в случаях особого ограничения иностранным государством гражданской право- и дееспособности граждан и юридических лиц данных суверенных государств17.

Закон Чехии о международном частном праве от 25 января 2012г.18, воспринявший подобные правила о реторсиях Закона 1964 г., определяет, что иностранцы и иностранные юридические лица имеют равные личные и имущественные наравне с гражданами и юридическими лицами Чехии, однако данное правило может не применятся в качестве реторсии на дискриминационные действия иностранного государства19.

Анализ приведенных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что право на установление подобных ограничений принадлежит федеральным органам исполнительной власти, суд в данном случае не обладает полномочиями на установление реторсии как следствия первостепенной причины — выявление факта необоснованного ограничения пра-

17 URL: http://www.legal-way.ru/iss09.php (дата обр. 20 нояб. 2012 г.)

18 URL: http://www.ruinfo.cz/poleznaya-informacziya/zakony-chexii (дата обр.: 20 ноября 2012 г.)

во- и дееспособности граждан конкретного суверенного государства. Однако в некоторых случаях и судебные органы могут прибегнуть к реторсии при решении вопросов «обратной взаимности». Под взаимностью, как правило, понимается либо взаимное предоставление государствами национального правового режима — jus cogens (в широком смысле), либо конкретных прав и обязанностей граждан и юридических лиц иностранных государств на аналогичные права в данном иностранном государстве (в узком смысле). Так, в соответствии с п. 2 ст. 5 ГПК КНР, если иностранные суды вводят ограничения в отношении гражданских процессуальных прав граждан, юридических лиц и иных организаций КНР, народные суды КНР применяют ответные ограничения в отношении гражданских процессуальных прав граждан, предприятий и организаций данных государств20. Поэтому наличие взаимности в международных отношениях презюмируется, и соблюдение данного принципа основывается на доброй воле каждого государства. Отступление или нарушение кем-либо влечет ответные меры, т. е. реторсии как «меры возмездия против иностранного государства, его подданных и юридических приемников этих последних»21, имеющие целью побудить нарушителя восстановить статус-кво22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, правомерность частноправовых реторсий предопределена вынужденным ответом государства в рамках своей самостоятельной деятельности, главенствующими принципами реализации которой являются справедливость и гуманность. Исследуемые правовые отношения связаны как минимум с двумя государствами и от прочности данной взаимосвязи будет зависеть, будут ли применены в рамках конкретного правоотношения ответные ограничительные меры или нет.

Практика применения реторсии незначительна. Исследуемый институт нуждается в преобразовании в соответствии с государственными и частными интересами субъектов права. При этом следует учитывать, что это не регрессная мера, применение которой основано на принципе талиона, преследующая цель спровоцировать вседозволенность иностранного государства по отношению к гражданам другого государства, а соразмерная, пропорциональная по степени тяжести одна из мер справедливости.

20 URL: http://www.legal-way.ru/iss09.php (дата обр.: 20 ноября 2012 г.)

admin