Реорганизация и ликвидация

Основания реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Эти основания изложены в ст. 51 и 57 закона «Об ООО», а также в ст. 57 и 61 ГК. Их можно разделить на добровольные и принудительные.

Основания реорганизации

Добровольные основания реорганизации обусловлены случаями, когда общество с ограниченной ответственностью, в лице общего собрания участников, сочтет это необходимым.

Другое — когда эта процедура осуществляется в принудительном порядке. Ст. 38 закона «О конкуренции» предполагает процедуры разделения и выделения в отношении компаний, занимающих доминирующее положение на определенном рынке и злоупотребляющих им.

Другим примером служит реорганизация ООО, осуществляющего банковскую деятельность по требованию ЦБ, в рамках процедуры банкротства.

Общество с ограниченной ответственностью обязано выполнить предписания суда или другого органа в определенный срок. В случае их игнорирования, необходимые действия совершаются принудительно, с привлечением арбитражного управляющего.

Перечень принудительных оснований ликвидации общества открыт и может дополняться положениями специальных законов.

Основания ликвидации

По аналогии со случаями реорганизации, добровольная ликвидация ООО инициируется общим собранием участников.

Причины принудительной процедуры установлены в ст. 61 ГК. К ним относятся следующие судебные решения:

  • Связанные с существенными и неустранимыми нарушениями, которые имели место в ходе создания общества.
  • Обусловленные деятельностью организации, которую та осуществляла без необходимой лицензии, допуска СРО или членства в ней.
  • По искам, поданным в связи с систематическими и грубыми нарушениями обществом действующего законодательства.
  • В связи с банкротством.

Принудительная ликвидация общества осуществляется им самостоятельно, в срок, определенный судебным актом. В случаях саботажа, официальная процедура подлежит выполнению сторонним лицом.

Если судебный срок не соблюден, все полномочия будут делегированы арбитражному управляющему, действующему за счет организации.

Особенности процедуры реорганизации ООО

Общество с ограниченной ответственностью реорганизуется в порядке, предусмотренном ГК, с учетом требований закона «Об ООО». Ее основные этапы предваряет принятие соответствующего решения каждого из юрлиц, участвующего в процедуре.

Набор дополнительно решаемых вопросов зависит от формы, в которой происходит реорганизация:

  • При слиянии, необходимо утвердить договор о слиянии и устав будущей организации. Формирование структуры ее управления осуществляется на совместном общем собрании всех участвующих в процедуре обществ. Оно проводится в срок, определенный условиями договора.
  • В случае присоединения, общими собраниями участников утверждается договор о присоединении.
  • Разделение ООО и выделение предполагают необходимость определиться с его порядком и условиями. Если единственным участником нового юрлица становится исходное общество, то оно решает все необходимые вопросы, аналогичные тем, которые имеют место при создании ООО,
  • При преобразовании должны решаться вопросы утверждения устава новой организации, трансформации долей в акции или паи, уставного капитала в складочный, в зависимости от того, какое юрлицо появится в результате реорганизации.

В случае, если создание нового экономического субъекта в ходе слияния или присоединения будет соответствовать критериям, установленным антимонопольным законодательством, потребуется официальная процедура одобрения реорганизации со стороны ФАС.

Особенности ликвидации ООО

Добровольная ликвидация ООО начинается с принятия этого решения общим собранием участников. Оно созывается по инициативе любого участника, совета директоров, либо исполнительного органа. Решение должно содержать положения о формировании ликвидационной комиссии. С этого момента она осуществляет все управленческие функции.

В 3-дневный срок с даты принятия решения, общество с ограниченной ответственностью должно подать соответствующее уведомление в регистрирующий налоговый орган.

Взаимодействие с кредиторами

Решение о ликвидации становится основанием для наступления срока исполнения по всем обязательствам ООО.

Согласно закону, ликвидационная комиссия принимает необходимые меры для максимально точного учета всех требований кредиторов. Помимо связи по обычным каналам, она должна опубликовать в «Вестнике государственной регистрации» сообщение, содержащее данные о месте и сроках предъявления требований. Последние не могут быть менее 2-х месяцев.

Все обращения кредиторов и результат их рассмотрения отражаются в промежуточном ликвидационном балансе.

Удовлетворение требований происходит поочередно, в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК.

По итогам осуществленных расчетов составляется ликвидационный баланс.

Распределение оставшегося имущества

Все оставшееся имущество подлежит распределению между участниками в следующей очередности.

  • Выплаты распределенной ранее прибыли.
  • Выплаты соразмерно долям участников в уставном капитале.

При недостаточности имущества для участников 1-й очереди, их требования не удовлетворяются, а имущество передается по правилам 2-й очереди.

Процесс считается завершенным с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, в сроки, установленные законом.

§4. Понятие юридического лица. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица.

Юридические лица, в отличие от граждан, являются искусственно созданными субъектами права. Они существуют юридически — с момента внесения в государственный реестр записи о регистрации нового субъекта права и до момента внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Создание юридического лица как самостоятельного субъекта права преследует различные цели, которые в основном заключаются в объединении капиталов и профессиональном управлении имуществом юридического лица, а также в ограничении имущественной ответственности учредителей.

Законодательное определение юридического лица дано в статье 48 ГК РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, юридическому лицу присущи следующие признаки.

Признак организационного единстваозначает наличие определенной внутренней структуры организации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в ряде случаев — структурных подразделений.

Правовую основу деятельности юридических лиц образуют не только нормативные акты, но также его учредительные документы, в которых должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Большинство юридических лиц имеют один учредительный документ — устав. Единственным учредительным документом хозяйственного товарищества является учредительный договор.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Признак имущественной обособленностиюридического лица означает наличие у него имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Первоначальным, стартовым имуществом юридического лица является уставный капитал (складочный капитал, паевой фонд или уставный фонд), который формируется за счет вкладов учредителей. В дальнейшем имущество увеличивается за счет занятия предпринимательской деятельностью и других источников. Внешним выражением имущественной самостоятельности юридического лица является то, что оно должно иметь самостоятельный баланс, а учреждение — смету.

Признак самостоятельной имущественной ответственностизаключается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ).

Поскольку юридическое лицо является самостоятельным, имущественно обособленным субъектом права, постольку, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, с другой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся к установлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей или собственника по долгам юридического лица.

Определенной гарантией удовлетворения интересов кредиторов является уставный капитал, размер которого должен быть не ниже установленного законом. По общему правилу, если по окончании очередного финансового года стоимость чистых активов юридического лица окажется меньше уставного капитала, юридическое лицо обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала. Если же стоимость чистых активов окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, оно подлежит ликвидации.

Завершающий признак юридического лица — это выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования и места нахождения (ст. 54 ГК РФ).

Наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (например, общество с ограниченной ответственностью). Наименования юридических лиц, обладающих по закону целевой правоспособностью, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (например, научно-производственное объединение и т. д.). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, на которое с момента его государственной регистрации она имеет исключительное право.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Юридическое лицо, будучи искусственно созданным субъектом, как таковое не может приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. По общему правилу оно действует через свои органы, в состав которых входят физические лица (граждане), способные к волеизъявлению. Органы юридического лица являются его частью, поэтому их действия считаются действиями самого юридического лица. Органы юридического лица могут быть коллегиальными (общее собрание, правление и т. п.) и единоличными, т. е. состоять из одного лица (директор, президент и т. п.). Единоличный исполнительный орган действует от имени юридического лица без доверенности.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через своих участников (например, в товариществах органы управления не создаются, поэтому от имени товарищества действуют его участники).

Кроме того, юридическое лицо, как и другие субъекты гражданского права, может выступать в гражданском обороте через представителей, действующих на основании доверенности. Например, для расширения сферы своей деятельности юридические лица создают филиалы и представительства — обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения.

Руководители филиалов или представительств действуют на основании доверенности, выдаваемой юридическим лицом. Филиалы и представительства отличаются друг от друга по характеру и объему выполняемых функций. Сущность представительства отражена в его названии — оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, т. е. совершает для юридического лица определенные юридические действия. Филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, т. е. занимается основной деятельностью юридического лица (например, производственной) и в то же время может осуществлять функции его представительства.

Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица.

Юридическое лицо может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица. В соответствии с пунктом 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Действующее законодательство предусматривает в качестве общего правила нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым для образования юридического лица не требуется получения предварительного разрешения государственных органов. Разрешение гражданам и юридическим лицам учреждать новые юридические лица дается государством в правовых нормах, и регистрация юридического лица осуществляется при представлении его учредителями необходимых документов в регистрирующий орган. Поэтому способ и называется нормативно-явочным.

Разрешительный способ создания юридического лица установлен в качестве исключения из общего правила. Он предполагает получение учредителями разрешения (согласия) компетентного государственного органа на образование юридического лица.

Например, в статье 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) определяются случаи, когда на создание коммерческой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Принцип общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивает возможность для участников гражданского оборота получить информацию об этом юридическом лице, его учредителях, размере уставного капитала, полученных им лицензиях и т. д.

Основания отказа в государственной регистрации юридического лица носят формальный характер: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Для отдельных юридических лиц (кредитных организаций, некоммерческих организаций) устанавливается специальный порядок их регистрации, при котором осуществляется предварительная проверка компетентным органом соответствия учредительных документов юридического лица требованиям закона, а также соблюдения иных требований законодательства. Например, Центральный банк РФ принимает решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.

С момента государственной регистрации юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права. Различают общую (универсальную) и специальную (целевую) правоспособность юридических лиц.

В качестве общего правила в пункте 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т. е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Специальной правоспособностью обладают:

1) некоммерческие организации;

2) коммерческие организации, указанные в законе (например, унитарные предприятия, кредитные организации);

3) коммерческие организации, обладающие по закону общей правоспособностью, но цели деятельности которых определенно ограничены в учредительных документах.

Общая (универсальная) правоспособность юридического лица — это способность приобретать любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением тех, которые наделяются специальной правоспособностью.

Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Реорганизация юридического лица- способ прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального право преемства.

Существует пять способов реорганизации: слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение (ст. 57 ГК РФ).

Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних.

Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу.

Разделением юридического лица признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.

Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего.

Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида понимается изменение его организационно-правовой формы.

Необходимым условием реорганизации юридического лица является составление передаточного акта (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительного баланса (при разделении и выделении). Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Как правило, специальные законы относят решение вопроса о реорганизации и ликвидации к компетенции общего собрания участников.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, в целях недопущения ограничения конкуренции в случаях, указанных в статье 27 Закона о защите конкуренции, необходимо согласие антимонопольного органа).

В соответствии с пунктом 2 ст. 57 ГК РФ допускается принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа может принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет необходимые документы (разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц) и передает их на рассмотрение суда. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Гражданский кодекс в статье 60 закрепляет гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, которые обеспечиваются различными способами (например, обязанностью реорганизуемого юридического лица в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации; размещением в СМИ уведомления о реорганизации юридического лица (эта информация размещается реорганизуемым юридическим лицом дважды с периодичностью один раз в месяц сразу после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации); наделением кредитора юридического лица правом требования досрочного погашения обязательств).

Ликвидация юридического лица- это способ прекращения юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников) либо органа юридического лица). Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда:

1) в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции России, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

3) в случае систематического осуществления некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

4) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

Требование о принудительной ликвидации юридического лица при наличии указанных оснований может быть предъявлено в суд компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

После принятия решения о ликвидации юридического лица необходимо письменно уведомить об этом регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор, к которым переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия помещает в Вестнике государственной регистрации объявление о ликвидации, в котором обязательно указываются сведения о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации. В течение указанного срока ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о ликвидации в письменном виде. Она также предпринимает необходимые меры к выявлению должников юридического лица и взысканию с них долгов. Проводится инвентаризация имущества юридического лица.

Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, то председатель комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (актив), перечне предъявленных кредиторами требований (пассив), а также о результатах их рассмотрения.

Удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме частных и бюджетных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам). Исключение составляют случаи, когда учредители (участники) в отношении юридического лица не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и др.).

Имущество, оставшееся после ликвидации таких организаций, направляется на достижение целей, в интересах которых они были созданы, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица.

Ликвидация компании

Ликвидация подразумевает полное прекращение деятельности компании.Ликвидацию компании можно разделить на следующие виды: принудительную и добровольную.

Принудительная ликвидация может потребоваться при возникновении противоречий у компании с законом, а также в случае оказания пагубного влияния на здоровье и жизнь граждан. В этом случае судом или иными уполномоченными органами может быть принято решение о прекращении деятельности компании, либо смене вида деятельности. Также возможно и простое требование о приостановлении деятельности на определенный срок.

Добровольная ликвидация имеет место при самостоятельном принятии решения о прекращении деятельности учредителем компании или предпринимателем. При этом решение принимается путем проведения голосования.

Независимо от того, какого вида проводится ликвидация, необходимо назначение ответственного лица, который будет заниматься данной процедурой. Этим лицом является ликвидатор. В качестве ликвидатора не обязательно может выступать опытный юрист, им может быть и простое доверенное лицо или представитель организации. Для проведения ликвидации достаточно будет ознакомиться с порядком ее проведения и подготовить необходимый пакет документов.

При проведении ликвидации возникают обязательства по окончательному расчету по задолженностям компании, кредитам в банке, проведению расчетов с работниками компании, а также оплате взносов в государственные и иные социальные фонды (Читайте также статью ⇒ Ликвидация ИП с работниками в 2019).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Реорганизация компании

Если компания приняла решение провести реорганизацию, то процедура будет несколько сложнее, чем при ликвидации. Поэтому в данном случае следует позаботиться о наличии опытного юрист. Кроме того, специалист поможет выбрать, каким именно способом провести реорганизацию. Выделают несколько способов ее проведения:

  1. Преобразование, на которое имеет право любая компания.
  2. Присоединение, при которой одна компания (несколько) свою деятельность прекращают при присоединении к другой.
  3. Слияние. Такая процедура в общем схожа со слиянием, но в данном случае происходит не присоединение к какой-либо компании, а создание новой.
  4. Разделение, при которой участники одной компании решают разделиться. В этом случае из одной компании может быть создано две и более новых фирмы.
  5. Выделение, когда из одной фирмы выделяется новая компания. При этом одна часть компании остается с банкротством, а вторая будет иметь определенные активы и имущество.

Наиболее популярным видом реорганизации среди бизнесменов является присоединение. Такая процедура является альтернативным вариантом ликвидации организации.

В качестве первого отличия реорганизации от ликвидации можно выделить наличие альтернативных вариантов. Если при реорганизации способов решения вопросов довольно много, то при ликвидации способ только один, благодаря которому существует возможность прекращения деятельности в добровольном порядке. При этом лучшим способом при принятии решения о закрытии компании будет именно ликвидация.

Еще одним отличием будет являться то, что в первом случае происходит полное прекращение деятельности организации, тогда как в другом – только смена вида деятельности и перерождение компании.

Важно! Отличием реорганизации от ликвидации также будет являться длительность процедуры. В первом случае ликвидация является довольно длительным процессом, который занимает от 6 до 18 месяцев. При этом длительность реорганизации будет зависеть от того, какой способ выбран юридическим лицом. Если это реорганизация в качестве присоединения, то весь процесс может занять до 5 месяцев. При проведении разделения на процедуру потребуется около 1 месяца. Преобразование может занять около 4 недель. На выделение потребуется не более 1 месяца.

Различия также будут и документах, которые потребуются для проведения ликвидации или реорганизации. Например, в случае присоединения потребуется составление передаточного акта, который является довольно специфичным документом, необходимым для реорганизации. Определенной формы заполнения этот документ не потребует, как и подписи от всех участников. Юридически передаточный акт и разделительный баланс имеют определенное значение. Оно заключается в том, что эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам юрлица в отношении все должников и кредиторов, в том числе и такие обязательства, которые оспариваются сторонами. Передаточный акт подлежит утверждению учредителями (участниками) юрлица, либо органом, который принял решение о проведении реорганизации. такой документ предоставляется вместе с учредительными бумагами для госрегистрации новых юрлиц или внесения изменений в учредительные документы уже существующих компаний.

Передача документов при реорганизации и ликвидации

При передаче документов при таких процессах как ликвидация и реорганизация можно также выделить некоторые отличия.

Передача документов При ликвидации При реорганизации
На хранение в государственный архив Передаются Не передаются
Правопреемнику Передаются Передаются
На хранение и обработку с выдачей справок социальной направленности Передаются Не передаются
Государственный контроль за сохранностью передаваемых документов Осуществляется Не осуществляется

Таким образом, при сравнении реорганизации и ликвидации можно сделать вывод, что в первом случае права и обязанности компании остаются и просто приобретают иную форму, тогда как во втором случае они ликвидируются вместе с компанией. Это происходит потому, что новой фирмы, которой можно было бы передать обязанности не возникает, то иной компании взамен ликвидируемой не образуется.

Также отличием являются и причины, по которым проводят реорганизацию и ликвидацию. Если целью реорганизации является получение новой экономической выгоды, то для ликвидации причины могут быть следующими:

  • принятие решения учредителями юрлица, включая и истечение срока, на который оно создано для достижения определенной цели;
  • решение суда при допущении грубых нарушений закона, если устранить их не представляется возможным;
  • банкротство компании.

>Реорганизация и ликвидация юридических лиц в 2019 году

Реорганизация − это ликвидация или нет?

Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие варианты прекращения деятельности юридического лица:

  • официальная ликвидация (добровольная или принудительная), а также через банкротство;
  • реорганизация.

Между этими процессами существуют общие цели, несмотря на то, что понятия имеют разные процедуры и конечный результат. Главным сходством этих мероприятий является прекращение деятельности компании.

Под процедурой ликвидации юрлица понимают процесс полного прекращения хозяйственной деятельности компании, когда обязанности и права не переходят к иным лицам в порядке универсального правопреемства (статья 61 ГК РФ). Закрытие предприятия происходит:

  • добровольно (по решению учредителей);
  • принудительно (решение принимает суд).

При реорганизации деятельность компании прекращается, вследствие чего возникают отношения правопреемства юрлиц, и одновременно создается новое лицо или несколько новых лиц, и/или прекращает существование одна организациях либо несколько прежних фирм (статьи 57-60 ГК РФ).

Реорганизация Ликвидация
Правопреемники есть в зависимости от способов. Правопреемники отсутствуют. После закрытия Общества предъявить требования будет некому.
Составляется передаточный акт или договор. Составляется ликвидационный баланс.
Нет органа, который будет вести хозяйственную деятельность реорганизованного и/или новосозданного юрлица. После принятия решения о прекращении деятельности директор передает свои функции ликвидатору (ликвидационной комиссии).
Работодатель не имеет права увольнять сотрудников. Работодатель имеет право расторгнуть трудовые соглашения с персоналом.
Не нужно передавать документацию в архив. В архив документы передаются.

Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица в 2019 году

Последовательность действий при добровольной ликвидации:

  • принять решение общим собранием участников ООО или единственным учредителем, посл чего назначить ликвидатора (сформировать ликвидационную комиссию);
  • уведомить инспекцию о принятом решении в течение 3 дней (по форме Р15001), а также о назначении ликвидатора (формировании ликвидационной комиссии);
  • опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» информацию о закрытии Общества, а также о сроках подачи требований со стороны контрагентов;
  • выявить кредиторов. Так, не менее чем 2 мес. с даты публикации сообщения в СМИ дается контрагентам на то, чтобы предъявить требования к ликвидируемой фирме;
  • составить промежуточный ликвидационный баланс и уведомить регистрирующий орган;
  • подготовить документацию: заявление по форме Р16001, ликвидационный баланс (окончательный), квитанция об уплате пошлины, справка с ПФР;
  • подать документы. Можно воспользоваться электронной цифровой подписью для подачи бумаг в электронной форме, вследствие чего оплачивать госпошлину не нужно;
  • получить документы, которые будут подтверждением государственной регистрации ликвидации юрлица.

Процедура добровольной реорганизации выглядит следующим образом:

  • выбрать один из 5 способов;
  • принять решение на общем собрании. Если в Обществе единый учредитель, то решение принимается и составляется единолично;
  • на протяжении 3 дней после согласования формы реорганизации (за исключением преобразования) известить регистрирующий орган в письменном виде в произвольной форме. А также нужно приложить решение, принятое единолично;
  • известить кредиторов в письменном виде;
  • после внесения сведений в ЕГРЮЛ о начале процедуры необходимо 2 раза, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации» о реорганизации;
  • подготовить документы в зависимости от способов реорганизации. К примеру, при присоединении нужно подготовить заявление (форма Р16003) о закрытии присоединенной компании, договор присоединения. При других формах − заявление (форма Р12001) о госрегистрации фирмы, которая создается через реорганизацию, учредительная документация, договор о слиянии, передаточный акт, квитанция об уплате пошлины, справка с ПФР;
  • подать документы. Если подавать бумаги в электронной форме, то можно госпошлину не оплачивать;
  • получить документы о регистрации ликвидации компании.

Ликвидация организации

Окончательное и полное прекращение деятельности предприятия подразумевает его ликвидацию. Ликвидация предприятия может быть как добровольная, так и в принудительном порядке. Принудительная ликвидация компании происходит в случае выявления контролирующими органами грубых нарушений законодательства в период хозяйствования предприятия. При добровольной ликвидации предприятие подает заявление в контролирующие органы, проводит окончательные финансовые расчеты с поставщиками и заказчиками, сводит бухгалтерский баланс к нулю.
В процессе ликвидации возникают обязательства окончательного расчета по своим задолженностям, банковским кредитам, выдаче денежных вознаграждений работникам предприятия, оплате обязательных платежей в госбюджет и взносов в другие социальные фонды.
Ликвидацию юридического лица проводит специальная ликвидационная комиссия согласно установленному законодательству.

Процесс реорганизации в итоге тоже является ликвидацией предприятия, но в данном случае все права и обязательства передаются другой организации. Разделяют несколько методов реорганизации юридических лиц.
При слиянии организаций юридическое лицо, подлежащее реорганизации, передает другому все свои права и обязанности. Эта разновидность реорганизации подразумевает сокращение управленческих расходов, соединение капиталов, экономическую эффективность от увеличения масштабов производства. Слияние дает возможность увеличить конкурентоспособность вновь созданного предприятия.
Присоединение предприятия как способ реорганизации подразумевает передачу обязательств и прав от организации, которая прекращает свою деятельность, другой хозяйствующей организации, занимающейся хозяйственной деятельностью. В этом случае всю налоговую нагрузку берет на себя действующая организация. При этом способе реорганизации другое юридическое лицо не регистрируется.
Выделение в процессе реорганизации применяется в случае прекращения деятельности хозяйственной организации и образования на его базе нескольких новых юридических единиц.
Процедура преобразования предполагает изменение правовой и юридической формы организации, подлежащей реорганизации. Это преобразование одного коммерческого предприятия в другое с изменением формы собственности или статуса. В этом случае образовавшемуся новому юридическому лицу передаются все обязательства и права от прежней организации.>Реорганизация юридических лиц

    1. Понятие и формы реорганизации юридических лиц

Реорганизация — специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве. То есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.

Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст.57 ГК РФ1). От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.

1. Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает2.

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества — с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

2. Выделение.Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение. Решение о выделении могут принять либо учредители (участники), либо орган, уполномоченный на то учредительными документами. На это указывает пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

При выделении из состава организации одного или нескольких юридических лиц к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При этом реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность.

В отношении акционерных обществ реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего3, аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью4.

В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:

а) создается одно или несколько новых обществ;

б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;

в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.

Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.

Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона5.

Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.

Решение о принудительной реорганизации в форме выделения из коммерческой организации принимается при наличии определенных условий:

а) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

б) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

в) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном выделении подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (ст.57. п.2 ГК РФ).

3. Разделение. Такая форма реорганизации предполагает прекращение существования юридического лица и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Другими словами, при разделении реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование и передает все свои активы и пассивы новым юридическим лицам, возникшим по решению учредителей (участников) и на основе материальной базы старого предприятия. Разделительный баланс реорганизуемого предприятия является важным документом, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящих к вновь образованным предприятиям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей.6

Важным вопросом реорганизации юридических лиц в форме разделения является вопрос о возможности создания в результате разделения юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Так, например, в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» разделение акционерного общества предполагает возникновение на базе одного — реорганизуемого нескольких акционерных обществ. Другими словами, при разделении юридического лица вновь образованные субъекты наделяются той же организационно-правовой формой, что и реорганизуемое лицо. Данное положение прямо не закреплено в действующем законодательстве, однако косвенное подтверждение сказанному можно найти в существующей нормативной базе.

Таким образом, буквальное толкование акционерного законодательства приводит к выводу о невозможности разделения акционерного общества, приводящего к возникновению юридических лиц иной организационно-правовой формы.

4. Присоединение. В этом случае одно или несколько юридических лиц прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другому юридическому лицу. Согласно Гражданскому кодексу при реорганизации в форме присоединения присоединяющая организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, права и обязанности которой переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющей организации. При этом, как установлено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит запретов на присоединение различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Для реализации своего права они должны совершить действия в определенном порядке.

5. Слияние. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние характеризуется тем, что несколько предприятий образуют одно новое юридическое лицо, а ранее существовавшие субъекты права прекращают свою деятельность. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает число юридических лиц, которые могут выступить субъектами реорганизации в форме слияния. В соответствии со ст. 16 Закона об АО слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Подобное определение содержит и ст. 52 Закона об ООО, согласно которой слиянием обществ признается создание общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.

admin