Религиозная группа

Создание религиозной группы

Инна Загребина Адвокат, главный редактор журнала «Юридическое религиоведение»

10 марта 2010 г. вступило в силу Постановление Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) по делу «Кимля и другие против России». Данным Постановлением было установлено, что требование части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», о необходимости подтверждения существования религиозной группы не имеющей подтверждения о вхождении ее в централизованную религиозную организацию на протяжении не менее 15 лет, не соответствует положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По мнению ЕСПЧ данная норма не отвечала критерию необходимости в демократическом обществе, который является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека.

Поскольку в соответствии с часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17 Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с международными договорами Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы, то они должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений.

На этом основании норма о 15-летнем «стаже» для религиозных групп должна была быть отменена, что и было сделано. Однако правовое регулирование деятельности религиозных групп, на наш взгляд, только ужесточилось.

Начнем по порядку. Право на создание и деятельность религиозных групп является одной из форм реализации конституционных прав граждан. В соответствии со статьи 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статьей 30 Конституции РФ предусмотрено право граждан на объединения без какой-либо государственной регистрации, разрешения или уведомления.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться как в форме религиозных групп, так и форме религиозных организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной группой признается добровольное объединении граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации. Право граждан исповедовать и распространять свою веры без государственной регистрации является существенным признаком, отличающим религиозную группу от религиозной организации. Государственная регистрация является правом, а не обязанностью религиозного объединения.

Государственная регистрация связанна исключительно с приобретением правоспособности юридического лица и ее никак нельзя рассматривать как разрешение на деятельность. Иначе это бы вступало в противоречие с 28 статьей Конституции РФ. Поскольку гарантированное статьей 28

Конституции право на совместное вероисповедание является непосредственно действующим, и не связано с какой-либо регистрацией.

Уведомление о создании и продолжении деятельности

В силу все того пункта 2 статьи 7 вышеуказанного закона в новой редакции, все без исключения религиозные группы обязаны подавать уведомления в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы о начале и продолжении своей деятельности. Следует отметить, данная норма подразумевает не право, а обязанность религиозных групп. Обязанность в свою очередь должна поддерживаться мерой государственного принуждения. Что уже само по себе нарушает конституционный принцип свободы совести.

Уведомления вправе подавать руководители (представители) религиозной группы, а также, в случае вхождения религиозной группы в структуру централизованной религиозной организации, руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации.

Из вышеуказанной нормы следует, что религиозные группы могут входить в структуру централизованных религиозных организаций. Следовательно, могут являться делегатами ее общего собрания.

Следует обратить внимание, что Уведомление имеет определенную форму, утвержденную органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации. Но в обязательно порядке, в силу закона должно содержать в себе следующие сведения:

  • об основах вероисповедания;
  • о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • о руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.

После введения обязательности уведомления логично задуматься, что будет тем, кто не уведомил и как обезопасить себя «домашним» группам, да и просто домашним посиделкам верующих за чаем, которые не являются по своей сути религиозными группами. К сожалению, в связи с нововведениями имеющееся в законе определение термина «религиозная группа» перестает нести в себе правильную правовую нагрузку в связи с широким толкованием. Под имеющееся толкование на сегодняшний день попадают все без исключения собрания верующих вне культовых сооружений.

Например, собрались единоверцы дома у кого-то вечером среди недели помолиться – это религиозная группа. Собрались несколько верующих семей для совместного общения, также религиозная группа и.т.п. Между тем, если граждан при реализации ими своих прав в вышеописанных ситуациях представители органов государственной власти будут пытаться привлечь к ответственности по факту не подачи уведомления, следует иметь в виду, что создание религиозной группы не может происходить иначе, как при наличии субъективного намерения участников образовать религиозную группу.

Только лишь факт осуществления несколькими лицами совместных религиозных действий не может рассматриваться как создание религиозной группы. Фактическое участие физического лица в совместном исповедании и распространении веры с другими лицами не может отождествляться с выражением сознательного намерения выступить создателем объединения. Таким образом, верующие имеют право, как осуществлять совместную религиозную деятельность по исповеданию и распространению веры без образования религиозной группы, так и учредить религиозную группу. Иное толкование, согласно которому религиозная группа признается возникшей при наличии объективных признаков, определенных в вышеуказанной ст. 6 Закона, в том числе формально выраженного волеизъявления участников образовать религиозное объединение противоречило бы ч. 2 ст. 30 Конституции. Между тем, в случае спора с представителями органов государственной власти данную истину придется доказывать не исключено, что путем обращения в судебные органы.

Не совсем понятно, как при обнаружении подобной группы граждан поведут себя органы государственной власти. Но, в случае привлечения к ответственности граждан за подобные «правонарушения», на наш взгляд, необходимо обращаться в суд за защитой своих прав, чтобы судебная практика в вопросах частной жизни граждан оставалась положительной.

В случае если религиозная группа будет действовать без уведомления, ее действия (бездействие) будут квалифицироваться по статье 19. 7 КоАП РФ, согласно которой ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей;
  • на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Между тем, в целях избежания недоразумений и путаницы между религиозными группами действующими без статуса юридического лица и домашними группами, являющимися служением религиозной организации при нынешней действительности будет целесообразно религиозным организациям рассмотреть в протоколах одним из пунктов проведение богослужений по определенным дням по конкретным адресам. А также выдать служителю домашней группы пакет документов, включающий в себя копию свидетельства о регистрации религиозной организации, копию устава, выписку из вышеуказанного протокола, а также документ подтверждающий принадлежность священнослужителя к религиозной организации. В противном случай данный факт придется доказывать в суде.

Следует обратить внимание, что законом установлены сроки подачи уведомления. Религиозная группа обязана представлять уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.

Также следует обратить внимание на еще один казус. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Вышеуказанная норма делает сложно выполнимым требование об указании в уведомлении всех мест проведения богослужений, обрядов и ритуалов. По сути, если строго следовать букве закона, получается необходимо перечислить все адреса места жительства участников религиозной группы, а также, имеющееся у них недвижимое имущество, включая дачи, где тоже в летний период могут проводиться богослужения.

Невольно возникает вопрос, а что делать, если вдруг группа сменила место встречи, а адрес не указан в регистрации? А как быть с ритуалами, неужели, на всякий случай, необходимо будет прописать в уведомлении все кладбища и крематории того или иного города, где тоже могут проводится ритуалы погребения. И в случае если все же эти места не будут указаны за это тоже будет предусмотрена юридическая ответственность?

Следует отметить, что законом не предусмотрено ни наличие в религиозной группе каких-либо учредительных документов, ни требований о формировании у религиозной группы каких-либо органов управления.

Основное требование законодательства к религиозным группам — это соответствие религиозной группы целям и признакам религиозного объединения установленных ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, целями религиозной группы являются исповедание и распространение веры. Признаками: наличие вероисповедания, проведение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозной воспитание своих последователей.

Участники религиозной группы

В религиозную группу могут входить как граждане Российской Федерации, так и иные лица (иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации, что прямо закреплено в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». При этом Закон не содержит в себе какие-либо количественные критерии, он не устанавливает и не ограничивает численность участников группы. Это могут быть как 2 человека, так и 2000 человек.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная группа в письменной форме уведомляет о начале своей деятельности соответствующий территориальный орган Минюста России по месту осуществления деятельности религиозной группы.

Заявителем при предоставлении уведомления о начале деятельности религиозной группы (далее – уведомление) может быть как руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру.

Уведомление представляют как вновь созданные религиозные группы, так и те группы, которые ранее уведомили о создании и начале своей деятельности органы местного самоуправления.

Форма уведомления (№ РГ0001) утверждена приказом Минюста России от 05.10.2015 № 234. В уведомлении указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.

В последующем религиозная группа представляет уведомление о продолжении деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления территориального органа Минюста России. Уведомление о продолжении деятельности составляется в простой письменной форме.

Уведомление о начале деятельности религиозной группы представляется по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Желябова, 6.

Получить информацию по вопросам предоставления религиозными группами уведомлений о начале своей деятельности можно по телефону

Об этом расска­зывает помощник прокурора Тольятти Ксения Елисеева.

В надзорный орган обратился молодой человек, который заявил о своем намерении создать религи­озную группу. Его интере­совало, что для этого необходимо сделать, что бы все было по закону.

— Закон «О свободе совести и о религи­озных объеди­нениях” признает религи­озной группой добро­вольное объеди­нение граждан, образо­ванное в целях совместного испове­дания и распро­стра­нения веры, осуществ­ляющее деятель­ность без государ­ственной регистрации и приоб­ре­тения право­спо­соб­ности юриди­че­ского лица, — пояснила гражданину помощник прокурора Тольятти Ксения Елисеева. .

Такие группы могут совершать богослу­жения, проводить религи­озные обряды и церемонии. Им также позволено обучение религии и религи­озное воспи­тание своих после­до­ва­телей.

Однако радикальные религи­озные органи­зации остаются одним из источ­ников угроз нацио­нальной безопас­ности РФ. Националистический и религи­озный экстремизм наиболее опасны, поскольку прояв­ляются в возбуж­дении ненависти либо вражды по признакам пола, нацио­нальной, религи­озной принад­леж­ности.

Поэтому закон регла­мен­тирует порядок и деятель­ность религи­озных органи­заций.

— Я знаю, что религи­озная группа и религи­озная органи­зация отличаются друг от друга. Чем именно?

— Учредителями религи­озной органи­зации могут быть не менее 10 граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет и постоянно прожи­вающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

А к созданию группы таких требо­ваний не установлено. В нее также входят граждане РФ и иные лица, постоянно и на законных основаниях прожи­вающие на терри­тории РФ.

Помещения и необхо­димое для деятель­ности религи­озной группы имущество предо­став­ляются в пользо­вание группы ее участ­никами.

— Отличается ли порядок регистрации группы и органи­зации?

— Да. Организация подлежит регистрации как юриди­ческое лицо, она должна иметь свой Устав. О начале деятель­ности религи­озной группы доста­точно в письменной форме уведомить орган, уполно­мо­ченный принимать решение о государ­ственной регистрации религи­озной органи­зации, по месту осуществ­ления деятель­ности религи­озной группы. На терри­тории Самарской области этим органом является Министерство юстиции Самарской области.

Уведомление направ­ляется руково­ди­телем религи­озной группы или руково­дящим органом центра­ли­зо­ванной религи­озной органи­зации в случае, если религи­озная группа входит в ее структуру.

В уведом­лении указы­ваются сведения об основах вероис­по­ве­дания, о местах совер­шения богослу­жений, других религи­озных обрядов и церемоний, руково­ди­телей (предста­ви­телей), гражданах, входящих в религи­озную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.

Религиозная группа не реже одного раза в три года со дня последнего уведом­ления органа, уполно­мо­ченного принимать решение о государ­ственной регистрации религи­озной органи­зации, представляет уведом­ление о продол­жении своей деятель­ности.

— Если члены религи­озной группы нарушают эти условия, им грозит какое-то наказание?

— Да, в случае непред­став­ления или несвое­вре­менного представ­ления в государ­ственный орган, органи­зацию, уполно­мо­ченную в соответ­ствии с федеральными законами на осуществ­ление государ­ственного надзора (должностному лицу), сведений (инфор­мации), представ­ление которых преду­смотрено законом и необходимо для осуществ­ления этим органом его законной деятель­ности преду­смотрена ответ­ствен­ность в виде преду­пре­ждения или наложения админи­стра­тивного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юриди­ческих лиц — от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Федеральный закон № 261), вступившим в силу 24.07.2015, внесены изменения в Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», касающиеся совершенствования правового регулирования порядка создания, государственной регистрации и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации.

Федеральный закон № 261 разработан по итогам мониторинга применения нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных объединений, а также норм международного права в сфере соблюдения прав на свободу совести и свободу вероисповедания.

Основными целями принятия Федерального закона № 261 отмечается следующее:

1) отмена противоречащего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Протокол № 9 к Конвенции ратифицирован Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней») требования о необходимости подтверждения пятнадцатилетнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации в качестве религиозной организации;

2) совершенствование правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций;

3) отмена обязанности религиозных организаций ежегодно помимо отчета по установленной форме предоставлять дублирующую информацию о продолжении своей деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с международными договорами Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15,п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 №2-П, не только Конвенция о защите прав человека и основных свобод, но и решения Европейского Суда по правам человека — в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, — являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений.

В связи с изложенным Федеральным законом №261 отменена обязанность представлять для государственной регистрации создания местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию, документ, подтверждающий ее существование в качестве религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет (ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Также Федеральный закон № 261 изменяет порядок уведомления о создании религиозной группы: такое уведомление будет представляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций.

Это позволит при государственной регистрации местной религиозной организации, не входящей в структуру централизованной религиозной организации, не представлять специального подтверждения, выданного органом местного самоуправления, а также позволит религиозной группе воспользоваться правом беспрепятственно без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях, помещениях и иных местах, специально предоставленных участниками религиозной группы для этих целей.

Указанным законом также отменена обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять информацию о продолжении своей деятельности ( ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации.

Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками (физическими лицами).

Религиозная группа в большинстве случаев относится к структуре какой-либо централизованной религиозной организации, имеющей многочисленное число последователей данной религии. В данном случае руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы. В случае, если религиозная группа к централизованной религиозной организации не относится, уведомление представляется руководителем (представителем) религиозной группы.

В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.

Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

24.10.2015 вступил в силу Приказ Минюста России от 05.10.2015 № 234 «Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы», которым утверждена форма уведомления РГ0001 «Уведомление о начале деятельности религиозной группы». Уведомление по указанной форме в соответствии с п.2 ст. 7 Федерального закона от «О свободе совести и о религиозных объединениях» представляется в территориальный органа Министерства юстиции Российской Федерации
по месту осуществления деятельности религиозной группы.

В Саратовской области представители религиозных групп могут направлять вышеуказанное уведомление по адресу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области по адресу: 410056, г. Саратов, ул. Мичурина, 31.

Необходимые консультации граждане могут получить по телефону отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (8452) 43-40-33 или на приеме по адресу: г. Саратов, ул. Кутякова, д. 5, к. 510, в понедельник, среду — с 14.00 до 17.00 час., во вторник, четверг — с 09.00 до 12.00 час., в пятницу с 14.00 до 16.00 час.

Форма уведомления (скачать).

И.А. Нечаева, начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области

admin