Реклама без разрешения

Штраф за незаконную рекламу

Ранее в разделе «Советы адвоката» мы уже разместили две статьи на тему незаконной рекламы в которой рассмотрели, какие штрафы за наружную рекламу, размещенную без разрешения, могут быть наложены на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Несмотря на это, к нам регулярно приходит большое количество электронных писем с вопросами какие еще нарушения в сфере незаконной рекламы наиболее часто допускаются предпринимателями, и какой штраф за рекламу противоречащую требованиям законодательства может грозить.

В этой статье мы кратко рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы и дадим на них ответ.

Вопрос 1.Какие бывают штрафы за размещение рекламы на авто?

Штраф за рекламу на авто может быть наложен в следующих случаях:

-если ваш автомобиль был переоборудован для распространения рекламы и полностью или частично утратил свое функциональное предназначение

-если кузов вашего автомобиля подвергся переоборудованию и придан вид определенного товара.

Указанные действия образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.38 КоАП РФ. За совершения данного правонарушения на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей.

-если на автомобиле помещена реклама, которая затрудняет обзор лицу управляющему автомобилем и другим участникам дорожного движения

-если на автомобиле помещена реклам, помещена реклама создающая угрозу безопасности дорожного движения.

Указанные действия образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.14.38 КоАП РФ. За совершения данного правонарушения на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей.

-если автомобиль используется в целях распространения звуковой рекламы.

Указанные действия образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч.5 ст.14.38 КоАП РФ. За совершения данного правонарушения на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 4 000 до 7 000 рублей, на юридических лиц от 40 000 до 100 000 рублей.

Вопрос 2.Какой может быть наложен штраф за размещение наружной рекламы без разрешения (штраф за несогласованную рекламу, штраф за несанкционированную рекламу)?

Каждый из указанных вопросов подразумевает под собой один и тот же состав административного правонарушения, предусмотренный ст.14.37 КоАП РФ — установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без разрешения предусмотренного законом, а так же установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента.

За совершения данного правонарушения на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как соблюсти требования законодательства о рекламе при установке рекламной конструкции и не быть оштрафованным вы можете узнать из наших статей «Порядок получения разрешения на установку рекламной конструкции» (https://proverky.net/poluchenie-razresheniya-na-ustanovku-re), «Ответственность за незаконное размещение рекламных конструкций» (https://proverky.net/otvetstvennost-za-nezakonnoe-razmeshhenie-reklamnyih-konstruktsiy).

Вопрос 3. Может ли быть наложен штраф за рекламу на фасаде здания?

Наружная реклама, размещенная на стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий подпадает под определение рекламной конструкции. Правовое регулирование порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций осуществляется ФЗ «О рекламе». Данный закон допускает размещение и эксплуатацию рекламных конструкций только при наличии соответствующего разрешения. Неисполнение этого требования влечет ответственность предусмотренную ст.14.37 КоАП РФ. (см. вопрос №2).

Вопрос 4. Что такое недобросовестная реклама? Какой штраф за недобросовестную рекламу предусмотрен действующим законодательством?

Критерии по которым реклама может быть признана недобросовестной содержатся в ст.5 ФЗ «О рекламе». Так реклама является недобросовестной, если:

-в рекламе содержатся сравнения являющиеся некорректными по отношению к другим товарам находящимся в обороте, произведенным другими изготовителями, либо реализуемыми другими продавцами.

-реклама содержит в себе сведения порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента или иных лиц;

-реклама товара запрещена данным способом, в данное время, в данном месте, либо осуществляется под видом рекламы иного товара, реклама которого ограничена законом, а знак обслуживания или товарный знак тождественен или сходен до степени смешения с рекламируемым товаром;

-реклама, согласно антимонопольному законодательству является актом недобросовестной конкуренции.

Штраф за недобросовестную рекламу накладывается по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, как за нарушение законодательства законодательства о рекламе. Привлечению к ответственности за данное административное правонарушение могут подлежать: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.

Штраф за недобросовестную рекламу накладывается на индивидуального предпринимателя в размере — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридическое лицо — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Вопрос 5. По какой статье Кодекса об административных правонарушений РФ накладывается штраф за рекламу пива?

Пиво, а так же напитки, изготавливаемые на основе пива отнесены действующим законодательством к алкогольной продукции (см. ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Реклама любой алкогольной продукции должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями ст.21 ФЗ «О рекламе». Данной статьей закона установлены требования к содержанию данного вида рекламы, местам, способам и условиям ее размещения.

Штраф за рекламу алкоголя противоречащую требованиям ФЗ «О рекламе» накладывается по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, как за нарушение законодательства законодательства о рекламе.

Таким образом штраф за рекламу пива, произведенную с нарушением законодательства о рекламе на индивидуального предпринимателя в размере — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридическое лицо — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Вопрос 6. Может ли быть наложен штраф за рекламу на столбах?

При ответе на данный вопрос необходимо исходить из конкретной ситуации.

Если реклама размещена на знаке дорожного движения, его опоре или ином приспособлении, которое предназначено для регулирования дорожного движения, в таких действиях имеет место состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.14.38 КоАП РФ.

Штраф за рекламу на столбе в таком случае накладывается на индивидуального предпринимателя в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридическое лицо — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В иных случаях, штраф накладывается, если реклама подпадает под определение рекламной конструкции и размещена или эксплуатируется без предусмотренных законом разрешений.

В таком случае штраф за рекламу на столбе будет наложен в соответствии с ч.1 ст.14.37 КоАП РФ. (см. вопрос №2).

Вопрос 7. Правда ли, что штрафы за рекламу на асфальте не предусмотрены законом?

Федеральным законом «О рекламе» в настоящий момент не предусмотрено каких-либо требований к размещению рекламы на асфальте или же запрета на ее размещение.

Кодексом об административных правонарушениях РФ, так же не предусмотрена ответственность за размещение рекламы на асфальте.

Таким образом на федеральном уровне штраф за незаконное размещение рекламы на асфальте , равно как и запрет на данный вид рекламы не предусмотрен.

Вместе с тем, в настоящий момент в регионах РФ предпринимаются попытки устранить данный пробел законодательства на местном уровне. В связи с чем, рекомендуем Вам перед размещением рекламы на асфальте убедиться, что административная ответственность за данное административное правонарушение не предусмотрена законом вашего субъекта РФ.

Вопрос 8. Какие могут быть наложены штрафы ФАС за рекламу противоречащую требованиям законодательства?

Согласно ст.23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляю производство по следующим делам об административных правонарушениях в сфере рекламы:

— ст.14.3 КоАП РФ (см. вопрос №4)

— ч.1, 3 — 5 ст.14.38 КоАП рФ (см. вопрос №1)

— ст.19.31 КоАП РФ. Составом административного правонарушения по данной статье является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, которые установлены законодательством о рекламе.

За совершение данного правонарушении на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Некоммерческое партнерство «Законный бизнес» готово оказать защиту по любому делу об административном правонарушении в сфере рекламы. Позвоните нам на по номеру 98-332-98 и получите консультацию.

Небольшая информационная табличка с названием компании, прикрепленная возле входа, может стать поводом для прихода сотрудника УВД из отдела по исполнению административного законодательства (ОИАЗ). Составленный им протокол об административном нарушении по статье 14.37 направляется в арбитражный суд, который довольно быстро, максимум за два заседания, выносит решение по той или иной ситуации. Единообразия практики нет, поэтому суды выносят решение о том, что это реклама по своему внутреннему убеждению, и обязывают предпринимателя заплатить внушительный штраф.

Раньше денежное наказание за подобное правонарушение составляло 50 тыс. рублей. Однако 2,5 года назад оно было увеличено в десять раз – до 500 тысяч рублей. Для тех собственников бизнеса, кто ранее уже привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение (а таких немало), суды, как правило, увеличивают штрафные санкции до 1 млн рублей.

Такое ужесточение денежного наказания коснулось лишь юридических лиц. Если закон нарушает индивидуальный предприниматель, то штраф для него составит всего 3 тысячи рублей. Примечательно, что если у бизнесмена зарегистрировано и ИП, и ООО, а на вывеске указано наименование юридического лица, то штраф составит 500 тысяч. Если же на информационной табличке написано название, которое никак не защищено на правовом уровне, то штраф будет небольшим. Например, если на вывеске аптеки может быть написано «Доктор Айболит», но юридического лица с таким названием не существует и в данном помещении находится индивидуальный предприниматель, то в этом случае штраф будет минимальным. Чем объясняется такой огромный разброс в суммах штрафов, непонятно.

Проблема в том, что многие представители краснодарского малого бизнеса, чей ежемесячный доход составляет 50-100 тысяч рублей, не в состоянии заплатить полумиллионный штраф. Надо ли говорить о том, что услышав подобную цифру, некоторые шокированные предприниматели предлагают решить вопрос «на месте»?

Впрочем, можно пойти и другим, законным путем и попытаться доказать в суде, что данная сумма является непосильной. Для этого нужно собрать бухгалтерские документы, налоговую отчетность и показать размер получаемых доходов. Иногда суды, учитывая предоставленные организацией документы, снижают штраф до 100 тысяч. Однако практика показывает, что подобные ситуации – скорее исключение, чем правило.

Если бизнесмен действительно установил рекламную конструкцию без разрешения, штраф придется заплатить. Однако нередко в качестве рекламной конструкции власти квалифицируют вывеску, которая содержит лишь фирменное наименование компании либо краткую информации о ней. Если у предпринимателя есть понимание, что идет нарушение его прав и он не согласен с решением суда о выплате полумиллионного штрафа, то нужно его обжаловать.

В судебной практике нашей страны есть прецеденты, когда в подобных ситуациях суд принимал сторону бизнеса и не квалифицировал подобные информационные таблички в качестве рекламной конструкции.

Например, есть позиция президиума Высшего арбитражного суда. Она изложена в п.18 информационного письма № 37 от 1998 года. Это обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе. В нем указано, что размещение юридическим лицом фирменного наименования в месте своего нахождения не является рекламой.

Более того, размещение уличной вывески с наименованием своего юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Данная позиция содержится в Постановлении ФАС Западно-сибирского округа от 19 сентября 2012 г. по делу N А45-9662/2012.

Нельзя признать рекламой и указание наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации адресованной непосредственно потребителю товаров и услуг в месте их реализации, (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей привлечения новых клиентов, а адресована уже имеющимся. Такая позиция закреплена в постановлении пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58.

Согласно закону о защите прав потребителей (ст. 9 и 10), предприниматель обязан довести до клиента свое фирменное наименование, место нахождения, режим работы, вид деятельности. Указанную информацию продавец (исполнитель) должен размещать на вывеске (п. 1). Даже если она не содержит всей этой информации (например, есть наименование юрлица и вид деятельности, а режима работы нет), то это не повод признавать ее рекламой, уточняется в указанном выше постановлении пленума ВАС РФ. Однако пока суды Краснодарского края почему-то игнорируют мнение суда высшей инстанции и упрямо квалифицируют вывески в качестве рекламных конструкций.

Сложность ситуации еще и в том, что региональные власти повально отказывают бизнесу в разрешениях на установку рекламных конструкций. Оспорить отказ практически нереально, потому что мотивом часто служит фраза «несоответствие внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Краснодара». Это определяется на глаз, никакой экспертизы не проводится. Какими критериями руководствуется местный Департамент архитектуры, не ясно. Что интересно, зачастую этот самый «сложившийся облик» представляет собой частный сектор внутри кубика новостроек. Там нет никаких памятников и культурных ценностей.

Вывеска делается для информирования потребителей, а не для привлечения потока клиентов. Если ее не сделать, как потребитель узнает о месте нахождения компании? И как вести бизнес в Краснодаре, если на рекламу разрешение получить почти невозможно, а за вывеску приходится платить огромный штраф? Пока эти вопросы остаются без ответа.

Павлюк Владимир Александрович

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

admin