Регистрация в минюсте

Содержание

О подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009
«Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» далее – (Правила)

— Нормативные правовые акты (далее — акты), издаваемые федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ):

  • Постановления
  • Приказы
  • Распоряжения (Издание нормативных правовых актов в виде писем
  • Правила и телеграмм не допускается)
  • Инструкции
  • Положения

— Нормативный правовой акт может быть издан:

  • совместно несколькими ФОИВ;

· одним из ФОИВ по согласованию с другими.

— Проект акта подлежит согласованию с заинтересованными ФОИВ, если:

· такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • проект акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

— Проект акта, оказывающий влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов → направляется в Министерство финансов РФ на заключение (срок подготовки заключения – 30 дней).

— Согласование (осуществляется ФОИВ):

  • срок – 30 дней с даты поступления;
  • если ФОИВ не направляет документ, подтверждающий согласование проекта акта, либо замечания к нему по истечении указанного срока → проект считается согласованным.

— Согласование оформляется ВИЗАМИ (проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника акта):

включают в себя наименование должности руководителя; наименование должности замести заместителя; личная подпись визирующего; расшифровка подписи; дата.

— При наличии возражений → проект н.п. акта визируется с замечаниями, которые:

· оформляются на бланке ФОИВ,

· подписываются соответствующим руководителем (его заместителем),

  • прилагаются к указанному проекту (его копии).

— При наличии разногласий → обсуждение указанного проекта с заинтересованными ФОИВ с целью поиска взаимоприемлемого решения.

— При недостижении согласия → ФОИВ оформляют протоколы согласительных совещаний.

— При наличии неурегулированных по результатам проведенных согласительных совещаний разногласий:

1) Проект акта может быть подписан (утвержден) руководителем соответствующего ФОИВ и направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

2) проект акта может быть направлен Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации вместе
с протоколами согласительных совещаний для рассмотрения с участием руководителей ФОИВ, имеющих разногласия.

→ принимается соответствующее решение:

А)

— проект направляется на доработку;
— проект подлежит согласованию с ФОИВ

Б)

— проект акта не нуждается в повторном согласовании с ФОИВ;
— акт подписывается (утверждается) и направляется на государственную регистрацию в Минюст России

Подготовка проекта акта

— Возлагается на одно или несколько структурных подразделений ФОИВ с учетом их функций и компетенции.

— В подготовке проекта акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.

— Для подготовки проектов наиболее важных и сложных актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

— Должны быть изучены:

· относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· практика применения соответствующих нормативных правовых актов;

· научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу;

  • данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

В целях недопущения включения в проект акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, при подготовке проекта акта используется Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г.
№ 196.

Независимая экспертиза на коррупциогенность

— Осуществляется в соответствии с Правилами проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 195.

— Проекты актов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти — разработчика проекта нормативного правового акта в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу этого федерального органа исполнительной власти.

— Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти при размещении проектов актов в сети Интернет, составляет не менее 7 дней.

— Подготовленный проект акта до его подписания (утверждения) должен быть:

  • проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка;
  • завизирован руководителем юридической службы ФОИВ.

— Акты подписываются (утверждаются) руководителем ФОИВ или лицом, исполняющим его обязанности.

— Подписанный (утвержденный) акт должен иметь следующие реквизиты:

  • наименование органа (органов), издавшего акт;
  • наименование вида акта и его название;
  • дата подписания (утверждения) акта и его номер;
  • наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Структура акта

— Преамбула (если требуется разъяснение целей и мотивов принятия акта);

— Главы (имеются в значительных по объему актах; нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки);

— Пункты (нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют);

— Подпункты (могут иметь буквенную или цифровую нумерацию);

— Таблицы, графики, карты, схемы (оформляются в виде приложений).

Государственная регистрация актов ФОИВ

— Государственной регистрации подлежат:

· акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· акты, устанавливающие правовой статус организаций;

· акты, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия;

  • акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

— Минюст России: осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов; ведет Государственный реестр актов ФОИВ.

— Государственная регистрация акта включает в себя:

  • юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, включая проверку на наличие в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
  • принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
  • присвоение регистрационного номера;
  • занесение в Государственный реестр н.п. актов ФОИВ.

Процедура регистрации

1) Акты после подписания (утверждения) направляются в Минюст России:
— в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе);

— в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия / для актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Срок предоставления – 10 дней.

К акту, представляемому на регистрацию, прилагается справка, подписанная руководителем юридической службы ФОИВ, издающего акт, содержащая:

  1. основания издания нормативного правового акта с указанием источников его официального опубликования;
  2. сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом (внесение изменений либо признании утратившим силу (отмены);
  3. сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование требуется в соответствии с пунктом 3 Правил;
  4. сведения о проведении независимой экспертизы на коррупциогенность (указывается дата размещения проекта акта на официальном сайте в сети Интернет). В случае поступления экспертных заключений их копий прилагаются к справке;
  5. информация об ответственных исполнителей ФОИВ, издающего акт (фамилия, инициалы, должность, номера контактных телефонов)

Представленный на государственную регистрацию акт должен быть подписан (утвержден) руководителем ФОИВ (лицом, исполняющим обязанности руководителя).

2) 15 дней с даты получения акта – производится государственная регистрация нормативных правовых актов Минюстом России;

— срок регистрации может быть продлен Минюстом России, но не более чем на 10 рабочих дней, до одного месяца (в исключительных случаях)

В регистрации акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации или (и) наличие в этом акте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

2.1)
Если имеет место отказ в регистрации:
— Акт возвращается Минюстом России издавшему его органу с указанием причин отказа;
— В течение 10 дней со дня получения отказа руководитель ФОИВ или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст России.

2.2)
Если в регистрации не отказано:

— В течение суток после государственной регистрации подлинник акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Минюстом России в ФОИВ, представивший акт на государственную регистрацию.

— Акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

— Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение 1 дня после государственной регистрации направляются Минюстом России:
-в «Российскую газету»;
-в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации;
-в научно-технический центр правовой информации «Система»;
-в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

3) Изменения и дополнения, вносимые в акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

  • а) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);
  • б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Минюсте России (например, Центральный банк Рос- с и й с кой Ф едераци и).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые

акты:

  • а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
    • — гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
    • — гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
    • — механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
  • б) устанавливающие правовой статус организаций — типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции;
  • в) имеющие межведомственный характер, т.е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и/или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Федеральные органы исполнительной власти, иные органы и организации направляют на государственную регистрацию названные ни. 12 настоящих Разъяснений подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты.

В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечисленным в и. 12 Разъяснений, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Минюст России. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Минюст России после проведения юридической экспертизы.

Направлению на государственную регистрацию подлежат:

  • — нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 г.;
  • — нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 г.

Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переиодписанию (переутверж- дению).

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

  • а) индивидуальные правовые акты:
    • — персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.н.);
    • — действие которых исчерпывается однократным применением;
    • — срок действия которых истек;
    • — оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
  • б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
  • в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
  • г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.н.), если они не содержат правовых норм;
  • д) акты рекомендательного характера.

Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения).

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается па федеральный орган исполнительной власти, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

В случае, если нормативный правовой акт утвержден совместно федеральными органами исполнительной власти и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации в Минюсте России, и данные органы (организации) указаны первыми, нормативный правовой акт представляется на государственную регистрацию федеральным органом исполнительной власти, следующим за указанными органами (организациями).

Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Минюсте России руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти в б экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).

В случае, если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.

Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке, а также четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти.

К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), представляющего нормативный правовой акт на регистрацию.

Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), подписывается руководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).

В справке отражаются:

  • а) основания издания нормативного правового акта:
    • — сведения об актах законодательства РФ (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми федеральному органу исполнительной власти (федеральным органам) поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента РФ или Правительства РФ (копия поручения прилагается к справке);
    • — сведения об актах законодательства РФ (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации) в случае издания нормативного правового акта но инициативе федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации);
  • б) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, изданных федеральным органом исполнительной власти (федеральными органами исполнительной власти), иным органом (организацией) но данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты информация об этом также должна быть отражена в справке;
  • в) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), если такое согласование является обязательным;
  • г) перечень актов законодательства РФ, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов).

При наличии в нормативном правовом акте ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

В сопроводительном письме либо в справке необходимо указать телефон и фамилию специалиста и руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Минюсте России.

В случае, если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Минюстом России в срок до 15 дней с даты получения акта. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, то срок государственной регистрации продлевается до первого следующего за ним рабочего дня.

В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Минюстом России, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях — до одного месяца.

Подлинники нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, после проставления на них соответствующего штампа возвращаются Минюстом России издавшему их федеральному органу исполнительной власти, иному органу (организации) с письменным указанием причин отказа.

В течение 10 дней с момента получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст России. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.

В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Минюстом России без регистрации федеральному органу исполнительной власти, представившему этот акт на государственную регистрацию, но его просьбе. В этом случае федеральный орган исполнительной власти направляет в Минюст России соответствующее письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.

Нормативный правовой акт может быть также возвращен Минюстом России федеральному органу исполнительной власти без регистрации, если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009. В этом случае Минюст России возвращает нормативный правовой акт с указанием письменно конкретных причин.

В случае возвращения нормативного правового акта без регистрации одна его копия остается в Минюсте России.

Нормативный правовой акт должен быть повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Минюст России должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.

В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Минюста России о возвращении без государственной регистрации.

В случае, если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием (в письменной форме) оснований для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта.

При этом одна копия акта остается в Министерстве юстиции Российской Федерации. Если в такой акт будут внесены изменения, он подлежит представлению в Минюст России для проведения юридической экспертизы.

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

Подлинник нормативного правового акта выдается сотруднику федерального органа исполнительной власти под расписку после присвоения ему регистрационного номера, занесения в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и проставления соответствующего штампа. Если в течение суток после государственной регистрации акт не будет получен, он может быть направлен Минюстом России по почте в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Минюстом России в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

В исключительных случаях приложения к нормативным правовым актам, содержащие таблицы, графики, карты, схемы (носящие вспомогательный или дополнительный характер), по согласованию федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации) с Минюстом России могут не публиковаться, но с обязательным указанием в печати, какое приложение не приводится.

Акт, признанный не нуждающимся и государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

После опубликования акта, признанного не нуждающимся в государственной регистрации, федеральный орган исполнительной власти информирует Минюст России об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). Один экземпляр издания направляется в Минюст России.

Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (отмене) подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами.

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»1 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и расноряжениям Правительства РФ Минюст России представляет в Правительство РФ предложение об отмене такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»1 Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Ранее были установлены следующие организаторы работ, создающие:

  • — Правила по безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) — разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России;
  • — Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил но проектированию и строительству (СП) — разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстроем России;
  • — Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) — разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравом России;
  • — Государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) — разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстандартом России;
  • — Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ) — разрабатываются Минтрудом России;
  • — Отраслевые правила но охране труда — разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти но согласованию с Минтрудом России.

Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 06.10.2016 № 568.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила государственной регистрации нормативных правовых актов.

2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению.

3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр
Республики Казахстан

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 17 августа 2006 года № 778

Правила государственной регистрациинормативных правовых актов

Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 30.12.2014 № 1401 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

1. Общие положения

1. Настоящие Правила государственной регистрации нормативных правовых актов (далее – Правила) определяют:

1) сроки государственной регистрации, порядок представления нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии, нормативных правовых решений маслихатов, а также нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов (далее – нормативные правовые акты) на государственную регистрацию;

2) требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, представляемым на государственную регистрацию;

3) ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов;

4) порядок отказа в государственной регистрации нормативных правовых актов;

5) введение в действие зарегистрированных нормативных правовых актов;

6) порядок приостановления, прекращения действия зарегистрированных нормативных правовых актов.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов

2. Нормативные правовые акты государственных органов, указанные в подпункте 1) пункта 1 настоящих Правил, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и актов, содержащих государственные секреты, подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

3. Запросы Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальных органов о представлении того или иного акта для решения вопроса о необходимости государственной регистрации исполняются центральными органами, их ведомствами и местными органами в течение двух недель с момента поступления такого запроса.

4. Государственная регистрация нормативных правовых актов центральных органов и их ведомств осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, местных органов – территориальными органами юстиции в течение 30 календарных дней со дня представления документов.

5. Государственная регистрация нормативных правовых актов местных органов, регулирующих вопросы утверждения и уточнения местных бюджетов, оказания социальной помощи, осуществляется территориальными органами юстиции в течение 15 рабочих дней со дня представления документов.

6. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

1) юридическую экспертизу на:

предмет наличия норм права и необходимости государственной регистрации;

соответствие акта законодательству Республики Казахстан;

2) утверждение заключения о государственной регистрации нормативного правового акта центрального органа и его ведомства – Министром юстиции Республики Казахстан или его заместителем, местного органа – руководителем территориального органа юстиции;

3) внесение нормативного правового акта в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов с присвоением ему номера государственной регистрации;

4) проставление штампа о государственной регистрации нормативного правового акта в правом верхнем углу первого листа основного нормативного правового акта, а также гербовой печати Министерства юстиции Республики Казахстан или его территориального органа в правом верхнем углу первого листа заключения о государственной регистрации нормативного правового акта. Типовые формы заключения и штампа о государственной регистрации нормативного правового акта утверждаются Министром юстиции Республики Казахстан;

5) направление зарегистрированных нормативных правовых актов:

один экземпляр (подлинник) направляется органу, представившему нормативный правовой акт;

второй экземпляр направляется в Республиканский центр правовой информации (данный порядок не распространяется на нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты);

третий экземпляр нормативного правового акта остается в Министерстве юстиции Республики Казахстан или его территориальных органах.

К каждому направляемому экземпляру нормативного правового акта прилагается заключение о государственной регистрации нормативного правового акта (если нормативный правовой акт касается прав, свобод и обязанностей граждан в заключении указывается необходимость его официального опубликования).

Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.03.2015 № 157.

7. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.

3. Порядок представления нормативных правовых актов нагосударственную регистрацию

8. Нормативные правовые акты центральных органов, их ведомств и местных органов представляются в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы в течение четырнадцати календарных дней со дня их утверждения, за исключением нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан, которые представляются в течение двадцати календарных дней со дня заседания правления этого органа, на котором приняты данные акты, в печатном и электронном видах, в трех экземплярах, включая подлинники (оригинальные тексты) на государственном и русском языках.

В случае, если нормативный правовой акт принят двумя и более государственными органами совместным актом, то государственным органом–разработчиком дополнительно представляются подлинники (оригинальные тексты) нормативных правовых актов на государственном и русском языках по количеству государственных органов, принявших нормативный правовой акт.

В случае согласования (утверждения) нормативного правового акта заинтересованными государственными органами, на государственную регистрацию нормативный правовой акт представляется в течение двух недель со дня согласования (утверждения) последним из заинтересованных государственных органов.

Центральный орган, его ведомство или местный орган, представивший нормативный правовой акт, утвержденный лицом, исполняющим обязанности в случае отсутствия первого руководителя данного органа, должен также представить копию документа о возложении на него соответствующих обязанностей.

В случае повторного представления нормативного правового акта на государственную регистрацию, в регистрации которого было отказано, он подлежит переутверждению соответствующим центральным органом, его ведомством или местным органом и представляется в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом.

При этом к нормативному правовому акту, затрагивающему интересы субъектов частного предпринимательства, прилагаются копии повторного экспертного заключения.

Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.03.2015 № 157.

9. К нормативному правовому акту прилагается справка-обоснование на государственном и русском языках по форме, установленной Министром юстиции Республики Казахстан, которая должна содержать следующее:

1) наименование государственного органа, представившего нормативный правовой акт;

2) основание принятия нормативного правового акта (компетенция органа) со ссылкой на соответствующую норму нормативного правового акта;

3) обоснование необходимости принятия нормативного правового акта (конкретные цели, мотивы и в связи с чем принят акт);

4) сведения о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта;

5) сведения о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу, в государственной регистрации которых было отказано, с указанием реквизитов актов об их отмене с учетом требований пункта 17 настоящих Правил;

6) наличие копии положительного решения Республиканской бюджетной комиссии в отношении нормативного правового акта, предусматривающего сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан;

7) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами;

8) сведения об опубликовании (распространении) в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства;

8-1) информация о результатах проведения анализа регуляторного воздействия (при наличии);

9) список аккредитованных объединений предпринимателей, не представивших экспертные заключения (для актов, касающихся интересов субъектов частного предпринимательства).

Прилагаемая справка-обоснование подписывается руководителем юридической службы органа, издавшего данный акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности, либо лицом, замещающим руководителя юридической службы органа, издавшего данный акт.

В случае представления совместного нормативного правового акта, прилагаемая справка-обоснование подписывается руководителем юридической службы органа, представившего его на государственную регистрацию, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности либо замещающим руководителя юридической службы органа, издавшего данный акт.

В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, справка-обоснование подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения, разработавшего данный нормативный правовой акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.

В случае отсутствия в местном органе юридической службы, справка-обоснование подписывается лицом, выполняющим функции юриста в органе, представившем данный акт на государственную регистрацию, либо первым руководителем местного органа, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.

Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 24.04.2015 № 288 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2015 № 1088 .

4. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам,представляемым на государственную регистрацию

10. Нормативный правовой акт, представляемый на государственную регистрацию, должен соответствовать следующим требованиям:

1) соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта:

для коллегиального (выборного) органа – в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;

для центрального органа, его ведомства и местного органа – наличие подписи первого руководителя либо, в случае его отсутствия, лица, исполняющего его обязанности;

2) соответствие действующему законодательству:

Конституции Республики Казахстан;

законам, вносящим изменения и дополнения в Конституцию;

конституционным законам Республики Казахстан и указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона;

кодексам Республики Казахстан, законам, а также указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона;

нормативным постановлениям Парламента Республики Казахстан;

нормативным указам Президента Республики Казахстан;

нормативным постановлениям Правительства Республики Казахстан;

нормативным правовым актам центральных органов, их ведомств и местных органов;

3) наличие согласования нормативного правового акта, если согласование необходимо;

4) наличие реквизитов нормативного правового акта;

5) наличие в основном нормативном правовом акте нормы, содержащей срок введения его в действие;

6) соблюдение требований к структуре нормативного правового акта;

7) соблюдение требований к стилю изложения текста нормативного правового акта;

8) наличие приложений, если в тексте нормативного правового акта есть на них ссылки;

9) соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках, в том числе и в приложениях;

10) на всех листах нормативного правового акта производится полистное парафирование руководителем юридической службы, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности либо замещающим руководителя юридической службы органа, принявшего (согласовавшего) данный акт.

В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, полистное парафирование производится руководителем соответствующего структурного подразделения, разработавшего данный нормативный правовой акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.

В случае отсутствия в местном органе юридической службы, полистное парафирование производится лицом, выполняющим функции юриста в данном органе, либо первым руководителем государственного органа, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности;

11) наличие копии экспертного заключения к нормативному правовому акту, затрагивающему интересы субъектов частного предпринимательства;

11-1) наличие копии положительного решения Республиканской бюджетной комиссии в отношении нормативного правового акта, предусматривающего сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан;

11-2) в случае, если по нормативному правовому акту проводился анализ регуляторного воздействия, к нему прилагаются протокольное решение Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан и заключение уполномоченного органа по предпринимательству о соблюдении регулирующими государственными органами установленных процедур, а также результаты анализа регуляторного воздействия;

12) наличие копий соответствующих экспертных заключений, проведение которых предусмотрено действующим законодательством Республики Казахстан.

Орган, принявший нормативный правовой акт, в случае несогласия с экспертным заключением приводит в сопроводительном письме аргументированные обоснования причин несогласия с экспертным заключением.

Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 24.04.2015 № 288 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2015 № 1088 .

11. Соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках обеспечивается центральным органом, его ведомством и местным органом, представившим на государственную регистрацию нормативный правовой акт.

5. Ведение Реестра государственной регистрации нормативныхправовых актов

12. Ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан и его территориальными органами.

13. В реестре указываются дата государственной регистрации, присвоенный номер государственной регистрации, наименование органа, представившего на государственную регистрацию нормативный правовой акт, дата, номер и наименование нормативного правового акта, сведения об официальном опубликовании нормативного правового акта, вносимых изменениях и дополнениях в нормативный правовой акт, приостановлении, прекращении действия нормативного правового акта.

Порядок ведения Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов устанавливается Министром юстиции Республики Казахстан.

6. Порядок отказа в государственной регистрации нормативныхправовых актов

14. В государственной регистрации нормативных правовых актов отказывается, если такой акт:

1) ущемляет установленные законом права и свободы граждан;

2) нарушает законные интересы юридических лиц;

3) противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня;

4) выходит за пределы компетенции органа, издавшего нормативный правовой акт;

5) не согласован с заинтересованными органами;

6) затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства и не имеет приложений в виде экспертных заключений, представленных Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства;

7) принят с нарушением порядка, установленного Правилами государственной регистрации, а также оформления и согласования нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации.

Об отказе письменно сообщается органу, представившему нормативный правовой aкт на государственную регистрацию, с указанием оснований отказа.

В случае отказа в государственной регистрации, один экземпляр (копия) нормативного правового акта остается в Министерстве юстиции Республики Казахстан или его территориальном органе.

Отказ в регистрации нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, может быть обжалован заинтересованным государственным органом в судебном порядке.

Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.03.2015 № 157.

15. Нормативный правовой акт возвращается без рассмотрения государственному органу-разработчику в течение одного рабочего дня в случае несоблюдения следующих требований:

1) нормативный правовой акт не имеет один из реквизитов, указанных в статье 17 Закона;

2) непредставление нормативного правового акта в печатном и электронном видах, заверенных гербовой печатью или удостоверенных посредством электронной цифровой подписи, в трех экземплярах, включая подлинники (оригинальные тексты) на государственном и русском языках;

3) к нормативному правовому акту не приложена справка-обоснование на государственном и русском языках;

4) прилагаемая справка-обоснование не соответствует требованиям пункта 9 настоящих Правил;

5) на всех листах нормативного правового акта не произведено полистное парафирование;

6) отсутствие копий документа о возложении соответствующих обязанностей на лицо, исполняющее обязанности первого руководителя, в случае его отсутствия.

В этом случае центральный орган, его ведомство или местный орган устраняют выявленные нарушения и представляют его повторно на государственную регистрацию без переутверждения при соблюдении ими срока, указанного в пункте 8 настоящих Правил.

Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.03.2015 № 157.

16. В течение пятнадцати календарных дней со дня получения отказа в государственной регистрации нормативного правового акта руководитель центрального органа, его ведомства или местного органа либо, в случае его отсутствия лицо, исполняющее его обязанности, издают соответствующий акт об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого было отказано, и направляют его копию в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы.

Данный порядок не распространяется на центральные органы, принимающие решения коллегиально, и маслихат, который представляет акт об отмене нормативного правового акта в течение пяти рабочих дней со дня утверждения на очередном (внеочередном) заседании или сессии.

Если нормативный правовой акт принят совместным актом и в регистрации было отказано, то руководителями государственных органов, совместно принявшими нормативный правовой акт либо, в случае их отсутствия лицами, исполняющими их обязанности, издается совместный акт об отмене нормативного правового акта.

17. В целях доработки, по инициативе самого государственного органа-разработчика представленный на государственную регистрацию в порядке, указанном в пункте 8 настоящих Правил, нормативный правовой акт может быть отозван с государственной регистрации.

Отзыв нормативного правового акта с государственной регистрации производится на основании письма государственного органа-разработчика.

После поступления в органы юстиции письма государственного органа-разработчика, отзывающего представленный им на государственную регистрацию нормативный правовой акт, данный нормативный правовой акт в течение двух рабочих дней со дня поступления письма возвращается соответствующим письмом органу-разработчику.

В течение пятнадцати календарных дней со дня получения письма руководитель центрального органа, его ведомства или местного органа либо, в случае его отсутствия лицо, исполняющее его обязанности, издают соответствующий акт об отмене нормативного правового акта, который был отозван с государственной регистрации, и направляют его копию в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы.

7. Введение в действие нормативных правовых актов

18. Государственная регистрация является необходимым условием для вступления в силу нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его территориальных органах.

Незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы.

19. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его территориальных органах, вводятся в действие в соответствии со статьей 36 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах».

Сроки введения в действие нормативного правового акта, затрагивающего интересы частного предпринимательства, должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъекту частного предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с требованиями, устанавливаемыми законами Республики Казахстан.

Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам частного предпринимательства.

20. Обязательным условием введения в действие нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является их официальное опубликование.

21. При официальном опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных органов, его ведомств и местных органов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

8. Порядок приостановления и прекращения действиязарегистрированных нормативных правовых актов

22. При признании нормативного правового акта утратившим силу либо приостановлении его действия на определенный срок органом, принявшим этот акт, или уполномоченным на это органом, в недельный срок сообщается в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы и источники официального опубликования с приложением копии подтверждающего акта.

Совместные нормативные правовые акты признаются утратившими силу либо приостанавливаются центральными органами, их ведомствами или местными органами, принявшими их совместно.

Данный порядок распространяется также на акты, принятые по согласованию с иными государственными органами.

Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы производят соответствующие записи в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов, Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Приостановление действия нормативного правового акта или его отдельных норм осуществляется отдельным нормативным правовым актом.

23. В случае реорганизации государственного органа, наделенного правом принимать нормативные правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать нормативные правовые акты переходят полномочия по изменению, прекращению и приостановлению действия нормативных правовых актов.

Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан от
17 августа 2006 года
N 778

Перечень

утративших силу некоторых решений

Правительства Республики Казахстан

1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278 «Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и актов местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 1998 г., N 48, ст. 427);

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 июня 1999 года N 733 «О внесении дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278 и от 11 марта 1999 года N 223»;

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 января 2000 года N 122 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278» (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 3, ст. 46);

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2001 года N 341 «О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278» (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 10, ст. 113);

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 октября 2002 года N 1082 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2002 г., N 33, ст. 355);

6. Пункт 2 Изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 ноября 2003 года N 1184 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2003 г., N 44, ст. 484);

7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 октября 2004 года N 1017 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278», (САПП Республики Казахстан, 2004 г., N 37, ст. 485);

8. Пункт 3 Изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 5, ст. 46).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 17.04.2009 г. N 4376
О государственной регистрации нормативно-правовых актов Государственной налоговой администрации Украины

В связи с обращениями, поступающими в Госкомпредпринимательства, с запросами относительно государственной регистрации приказов Государственной налоговой администрации Украины Госкомпредпринимательства сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Украины от 21.05.98 г. N 493/98 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» (далее — Указ) с 1 января 1993 года нормативно-правовые акты, издающиеся министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.
Согласно пункту 2 Указа государственную регистрацию осуществляют:
нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля — Министерство юстиции Украины;
нормативно-правовых актов министерств и республиканских комитетов Автономной Республики Крым — Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым;
нормативно-правовых актов областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, их управлений, отделов, других подразделений, а также местных органов хозяйственного управления и контроля — областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции;
нормативно-правовых актов районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, их управлений, отделов, других подразделений — районные, районные в городах Киеве и Севастополе управления юстиции.
Государственная регистрация производится в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Министерство юстиции Украины и управление юстиции составляют государственные реестры зарегистрированных ими нормативно-правовых актов.
Согласно пунктам 2 — 4 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.92 г. N 731, государственной регистрации подлежат нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер.
На государственную регистрацию представляются нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными на это субъектами нормотворчества в определенной законодательством форме и по установленной законодательством процедуре, содержащие нормы права, имеющие неперсонифицированный характер и рассчитанные на неоднократное применение, независимо от срока их действия (постоянные или ограниченные определенным временем) и характера сведений, которые в них содержатся, в том числе с грифами «Для служебного пользования», «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно» и другими, а также принятые в порядке эксперимента.
Государственной регистрации подлежат нормативно-правовые акты любого вида (постановления, приказы, инструкции и т. п.), если в них имеется одна или больше норм, которые:
а) затрагивают социально-экономические, политические, личные и другие права, свободы и законные интересы граждан, провозглашенные и гарантированные Конституцией и законами Украины, Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года и протоколами к ней, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, и acquis communautaire, а также с учетом практики Европейского суда по правам человека, устанавливают новый или изменяют, дополняют или отменяют организационно-правовой механизм их реализации;
б) имеют межведомственный характер, то есть являются обязательными для других министерств, органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, не входящих в сферу управления органа, издавшего нормативно-правовой акт.
С учетом указанного приказы Государственной налоговой администрации Украины, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.
Приказы, подпадающие под изложенные признаки и не зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины, не имеют обязательного характера относительно их исполнения субъектами хозяйственной деятельности.
Согласно подпунктам «г» — «д» пункта 4.4.2 налоговое разъяснение является обнародованием официального понимания отдельных положений налогового законодательства контролирующими органами в пределах их компетенции, которое используется при обосновании их решений во время проведения апелляционных процедур.
Налоговыми разъяснениями считаются любые ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения. Налоговое разъяснение, предоставленное контролирующим органом более высокого уровня, имеет приоритет над налоговыми разъяснениями подчиненных ему контролирующих органов. Налоговое разъяснение центрального налогового органа имеет приоритет над налоговыми разъяснениями, изданными другими контролирующими органами. Налоговое разъяснение не имеет силы нормативно-правового акта. Не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, действовавший в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением (при отсутствии налоговых разъяснений по данному вопросу, имеющих приоритет) или обобщающим налоговым разъяснением, только на основании того, что в дальнейшем такое налоговое разъяснение или обобщающее налоговое разъяснение было изменено или отменено либо предоставлено новое налоговое разъяснение такому плательщику налогов или обобщающее налоговое разъяснение, противоречащее предыдущему, которое не было отменено (отозвано). При этом при оценке доказательств судом, предоставленных органом взыскания, налоговые разъяснения не имеют приоритета над другими доказательствами или другими экспертными оценками.
Поскольку налоговые разъяснения не являются нормативно-правовыми актами, кроме случаев, когда они утверждены приказом и зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины, то такие разъяснения не имеют обязательного характера.

Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 24 февраля 2009 года N 91
Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности

1. Утвердить:
форму декларации пожарной безопасности (приложение N 1);
порядок регистрации декларации пожарной безопасности (приложение N 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2009 года.

Министр
С.К.Шойгу

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 марта 2009 года,
регистрационный N 13577

Приложение N 1. Декларация пожарной безопасности

Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 24 февраля 2009 года N 91
(в редакции приказа МЧС России
от 26 марта 2010 года N 135 —
см. предыдущую редакцию)

ФОРМА

Зарегистрирована

(наименование органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)

«

«

г.

Регистрационный N

Декларация пожарной безопасности

Настоящая декларация составлена в отношении

(Указывается организационно-правовая форма юридического лица или фамилия,

имя, отчество физического лица, которому принадлежит объект защиты;

функциональное назначение; полное и сокращенное наименование (в случае,

если имеется), в том числе фирменное наименование объекта защиты)

Основной государственный регистрационный номер записи о государственной

регистрации юридического лица

Идентификационный номер налогоплательщика

Место нахождения объекта защиты

(Указывается адрес

фактического места нахождения объекта защиты)

Почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического (физического)

лица, которому принадлежит объект защиты

N
п/п

Наименование раздела

Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты

(Заполняется, если проводился расчет риска. В разделе указываются

расчетные значения уровня пожарного риска и допустимые значения

уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-

технических и организационных мероприятий для обеспечения

допустимого значения уровня пожарного риска)

Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара

(Заполняется самостоятельно, исходя из собственной оценки

возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся

реквизиты документов страхования)

Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты

(В разделе указывается перечень статей (частей, пунктов)

федеральных законов о технических регламентах и нормативных

документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты)

Настоящую декларацию разработал

(Должность, фамилия, инициалы)

(Подпись)

«

«

г.

М.П.

________________
Наименование структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; структурного подразделения специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытом административно-территориальном образовании, особо важной и режимной организации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска. На действовавшие до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

К декларации прилагается копия страхового полиса.

Приложение N 2. Порядок регистрации декларации пожарной безопасности

Приложение N 2
к приказу МЧС России
от 24 февраля 2009 года N 91

(с изменениями на 21 июня 2012 года)

1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:
отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.

1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).

1.4. Больниц.

1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

2. Декларация пожарной безопасности (далее — декларация) может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (пункт в редакции приказа МЧС России от 26 марта 2010 года N 135.

3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее — декларант).

4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.

7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.

9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Декларация составляется в соответствии с установленной формой и представляется (направляется) декларантом на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (по выбору декларанта) непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) её заполнения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2012 года приказом МЧС России от 21 июня 2012 года N 350.
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более федеральных округов, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН специальных и воинских подразделений), — в структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН МЧС России);
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, — в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН регионального центра МЧС России);
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, — в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования — в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);
при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций — в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения.
(Пункт в редакции приказа МЧС России от 26 марта 2010 года N 135.

11. Орган ГПН МЧС России, орган ГПН регионального центра МЧС России, орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, орган ГПН специального и воинского подразделения (далее — орган МЧС России) ведут перечни деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносят в них необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера.
В перечне ведется сквозная нумерация.
Допускается ведение перечня в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет) и ежемесячной архивации на бумажном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение одного года).
(Пункт в редакции приказа МЧС России от 26 марта 2010 года N 135.

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю (абзац дополнительно включен приказом МЧС России от 26 марта 2010 года N 135).

13. При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации (пункт в редакции приказа МЧС России от 26 марта 2010 года N 135.

14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один её экземпляр представляется (направляется) органом МЧС России декларанту непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет. Второй экземпляр хранится в органе МЧС России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2012 года приказом МЧС России от 21 июня 2012 года N 350.

15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.
Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.
Первая часть номера декларации состоит из кода(ов) населенного(ых) пункта(ов) и кода(ов) субъекта(ов) Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.
При расположении объекта защиты на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, или на территории двух и более субъектов Российской Федерации первая часть номера декларации содержит перечень кодов населенных пунктов и субъекта (субъектов) Российской Федерации, располагаемых в номере в колонку, где расположен объект защиты.
Вторая часть номера декларации является буквенным индексом органа МЧС России, в котором зарегистрирована декларация.
Третья часть номера является порядковым номером в перечне деклараций органа МЧС России.
Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоят из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.

XX XXX XXX

**************

порядковый номер в перечне деклараций органа МЧС России,

XX XXX XXX

регистрирующего декларацию

буквенный индекс органа МЧС России, регистрирующего декларацию: ЦА — орган ГПН МЧС России; РЦ — орган ГПН регионального центра МЧС России; ГУ — орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; ТО — территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; ОС — орган ГПН специального и воинского подразделения

код(ы) населенного(ых) пункта(ов) и код(ы) субъекта(ов) Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.

(Пункт в редакции приказа МЧС России от 26 марта 2010 года N 135.

16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:
представления декларантом недостоверной информации;
изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;
изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.

17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:
регистрационный номер декларации и дата его присвоения;
полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;
функциональное назначение объекта защиты;
фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;
полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;
наличие дополнений к декларации;
информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).

18. Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности, по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

admin