Регистрация кусп

С существованием в российском уголовном судопроизводстве стадии доследственной проверки связано наличие целого ряда проблем, с которыми сталкиваются простые граждане и представляющие их интересы адвокаты при обращении с заявлениями о совершении преступлений.

В 90-е годы основной трудностью являлась сама подача заявления в органы внутренних дел – сотрудники дежурных частей территориальных отделов зачастую отказывали в принятии заявлений по надуманным предлогам. Принятые государством меры по борьбе с сокрытием информации о преступлениях помогли исправить эту ситуацию. В настоящее время, особенно в крупных городах, областных центрах и районах, такой проблемы нет. Однако возникли иные препятствия в реализации потерпевшими своего права на получение защиты от преступлений путем обращения в правоохранительные органы, особенно при проведении проверок территориальными органами полиции.

Напомню, что основными нормативными актами, регламентирующими порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении в органах внутренних дел, являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Административный регламент, утвержденный Приказом МВД РФ от 1 марта 2012 г. № 140.

При адекватном толковании указанных нормативных актов существующий порядок рассмотрения сообщений о преступлении представляется весьма понятным и логичным. Однако на практике заявители и практикующие адвокаты сталкиваются с весьма вольной их трактовкой сотрудниками правоохранительных органов, что создает серьезные и подчас неразрешимые препятствия в реализации одного из основных назначений уголовного судопроизводства, закрепленных в ст. 6 УПК РФ, – осуществления защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ установлен общий 3-дневный срок для проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Согласно ч. 3 указанной статьи, по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя этот срок может быть продлен до 10 суток соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а при необходимости производства проверок, ревизий, экспертиз, исследований, проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток соответственно руководителем следственного органа или прокурором. Таким образом, максимальный срок, установленный действующим законодательством для проведения проверки сообщения о преступлении, составляет 30 суток.

Данный срок исчисляется со дня получения сообщения о преступлении, а именно с даты регистрации рапорта или заявления о преступлении в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) сотрудником дежурной части территориального органа полиции.

Между тем на практике органами полиции данный срок соблюдается далеко не всегда. Так, сотрудники органов внутренних дел для формального соблюдения сроков и получения дополнительного сверх 30 суток времени для проведения проверки прибегают к различным способам толкования действующих норм в своих интересах, не соответствующих как букве, так и духу закона. Рассмотрим основные из них.

1. Повторная регистрация в КУСП. При необходимости в получении дополнительного времени для проведения проверки органами внутренних дел, в особенности по делам в сфере экономики, используется способ повторной регистрации материала по КУСП. В этом случае сроки исчисляют с даты новой регистрации. Данная практика используется достаточно давно и дает сотрудникам ОВД возможность фактически растянуть проверку на 2-3 месяца.

К сожалению, прокуратура не реагирует достаточно жестко на данный творческий и не соответствующий закону подход органов внутренних дел при толковании действующих процессуальных норм. Может быть, поэтому в последние два года сотрудники таких органов пошли еще дальше в этом направлении. Так, при рассмотрении заявлений о преступлении сотрудниками ОЭБиПК окружных управлений внутренних дел г. Москвы все чаще 30-дневный срок проведения проверки сообщения о преступлении исчисляется не с регистрации заявления в КУСП, а с даты поступления материала проверки в соответствующее подразделение УВД.

К примеру, 12 марта 2017 г. в ОЭБиПК УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве было подано заявление о совершении преступления в сфере экономики, подписанное генеральным директором ЗАО «С». После истечения продленного прокурором максимального 30-дневного срока для проведения проверки материал проверки в последний день срока был отправлен в следственное управление того же окружного управления. В следственном управлении материал находился в производстве в течение еще 30 дней, а в последний день проверки материал был отправлен обратно в ОЭБиПК УВД для проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий. Впоследствии он перенаправлялся между следственным и оперативным подразделениями УВД подобным образом еще несколько раз. При этом каждый раз 30-дневный срок проверки исчислялся с даты регистрации материала в секретариате следственного или оперативного подразделения без изменения номера и повторной регистрации в КУСП, а решение о возбуждении уголовного дела было принято лишь в декабре 2017 г., то есть по истечении 7 месяцев с даты регистрации заявления о преступлении в КУСП.

Таким образом, фактически проверка сообщения о преступлении была проведена с превышением установленного законом максимального 30-суточного срока проверки в несколько раз.

2. Незаконный и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела. Весьма распространенным способом, используемым в целях получения дополнительного, не предусмотренного законом времени для проведения проверки, применяемым как сотрудниками органов внутренних дел, так и подразделений Следственного комитета РФ, является вынесение по истечении 30-дневного срока проверки необоснованного решения об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. В этом случае постановление об отказе отменяется как незаконное и необоснованное прокурором или руководителем следственного органа, а исполнитель получает дополнительный 30-дневный срок для проведения проверки. Данная процедура незаконного отказа в возбуждении уголовного дела может применяться по одному и тому же заявлению несколько раз, что позволяет при внешнем соблюдении закона значительно продлить сроки проверки свыше фактических 30 суток.

Так, 14 марта 2017 г. в УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве поступило заявление от г-на А. После того, как прошел 30-дневный срок, 14 апреля 2017 г. сотрудником ОВД, проводившим проверку, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, при этом в постановлении было указано, что доводы заявителя подтвердились, но для принятия решения необходимо проведение дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, для чего требуется время. 23 апреля 2017 г. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено прокуратурой ЦАО г. Москвы как незаконное и необоснованное, а сотрудник полиции, проводивший проверку, получил таким образом дополнительные 30 суток для проведения проверки.

3. Необоснованное направление материала по подследственности. Еще один способ, нередко используемый органами внутренних дел для получения дополнительного времени для проведения проверки, – необоснованное направление материала проверки по подследственности в другой территориальный орган внутренних дел или в подразделения Следственного комитета РФ. В подобных случаях материал гарантированно возвращается обратно, при этом срок на практике исчисляется с даты возвращения материала.

Так, по уже упоминавшемуся выше заявлению о совершении преступления, поданному А. в УВД по ЦАО г. Москвы, материал проверки после истечения дополнительных 30 суток был необоснованно направлен якобы по подследственности в ОМВД по городскому округу Химки, откуда был возвращен через полтора месяца. В результате этой манипуляции оперативный сотрудник вновь получил дополнительные 30 суток для проведения проверки, которые начали исчислять со дня возвращения материала в УВД по ЦАО г. Москвы.

Я перечислил три основных способа. На практике при проведении проверки по одному и тому же материалу все указанные способы зачастую комбинируются, в результате чего по отдельным заявлениям, особенно по преступлениям в сфере экономики, проверка фактически затягивается на год и более. Между тем нарушение процессуальных сроков при проведении проверки сообщения о преступлении не только нарушает права и законные интересы потерпевших от преступлений лиц и подрывает доверие к государству и его правоохранительным органам, но также препятствует в дальнейшем производству по уголовному делу. Дело в том, что зачастую за упущенное время уничтожаются или скрываются доказательства; лица, совершившие преступление, принимают меры к сокрытию имущества, добытого преступным путем, могут оказать давление на участников процесса или скрыться.

Следует также отметить, что действующее уголовно-процессуальное законодательство, устанавливающее срок проведения проверок сообщений о преступлении, является понятным и логичным, в существенном изменении в этой части не нуждается. Нарушение сроков при рассмотрении заявлений о преступлениях является проблемой именно правоприменительной практики, а для того, чтобы заставить сотрудников органов внутренних дел соблюдать закон в этой части, необходима жесткая позиция надзорного органа в лице прокуратуры, а также руководителей органов внутренних дел, особенно со стороны руководителей следственных подразделений. Однако при сложившемся лояльном отношении указанных должностных лиц к применению их подчиненными этих незаконных методов ждать изменения ситуации в ближайшее время не приходится.

При таких обстоятельствах заявителям и адвокатам необходимо при каждом случае нарушения сроков проверки незамедлительно обращаться с жалобами к прокурору и руководителю следственного органа, органа дознания, а также активно использовать процедуру судебного обжалования нарушений закона в порядке ст. 125 УПК РФ.

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествия устанавливается Инструкцией, утвержденной приказом Министерства внутренних дел России от 29 августа 2014 г. № 736.

В территориальных органах МВД России осуществляется прием, регистрация и разрешение следующих заявлений:

О преступлении — письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

Об административном правонарушении — письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

О происшествии — письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

Прием, регистрация и разрешение следующих сообщений:

О преступлении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

Об административном правонарушении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

О происшествии — изложенное в устной форме заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом постом (постами) полиции подразделения вневедомственной охраны полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Прядок приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях не распространяется на:

Сообщения о ДТП, поступившие в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, не требующие проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, единственным последствием которых являются механические повреждения транспортных средств. Их регистрация производится в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими учет ДТП в органах внутренних дел.

Анонимные заявления (сообщения), содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем.

Кроме сведений о совершенном или готовящемся террористическом акте.

Обращения о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью, а также потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в связи с их участием в уголовном судопроизводстве, подлежащие рассмотрению в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях – это получение заявлений и сообщений сотрудником органов внутренних дел, на которого организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия.

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

Для приема заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях – это присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).

Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, направленного посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученного в ходе личного приема, либо от сотрудника органов внутренних дел, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии по телефону талон-уведомление о приеме и регистрации заявления не оформляется.

Разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии – это проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника отдела, отделения полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа, либо его заместителя.

Сотрудник органов внутренних дел, осуществляющий проверку, обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.

Если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным.

Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

В случае принятия по заявлению (сообщению) о преступлении решения об отказе в возбуждении уголовного дела копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП РФ.

Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

— о возбуждении дела об административном правонарушении;

— об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

— о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;

— о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

Заявления и сообщения о происшествиях рассматриваются в срок, определенный руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:

— о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;

— о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности;

— о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела;

— о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу;

— о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Форма заявления о совершении преступления, административного правонарушения, происшествии (скачать)

III. Регистрация сообщений о происшествиях 15. Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания. В отделах (отделениях, пунктах) милиции, входящих в состав горрайорганов внутренних дел, регистрация сообщений о происшествиях в КУСП осуществляется самостоятельно, при этом порядок нумерации указанных подразделений определяется информационным центром вышестоящего органа. В подразделениях вневедомственной охраны ГИБДД самостоятельное ведение КУСП не осуществляется. 16. В КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении (приложение N 2) <*>; протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; заявление о безвестном исчезновении человека; рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; сообщение и письменное заявление, в том числе Интернет-сообщения о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, ДТП <**>, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; иная информация о происшествии, а также письменные обращения (предложения, жалобы, заявления), представленные в дежурную часть органа внутренних дел непосредственно автором (или лицом, представляющим его интересы). ——————————— <*> Письменное заявление о преступлении может быть составлено заявителем в произвольной форме. В заявлении о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности по статье 306 Уголовного кодекса Российской Федерации за заведомо ложный донос. <**> Сообщения о ДТП, поступившие в орган внутренних дел лично от заявителя, по почте, телефону «02», телефону доверия, а также переданные из подразделений Госавтоинспекции. Не подлежат регистрации в КУСП сообщения о ДТП, поступившие (выявленные) в подразделения ГИБДД, не требующие проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, единственным последствием которых являются механические повреждения транспортных средств. Их регистрация производится в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими учет ДТП в органах внутренних дел. 17. При регистрации в дежурной части органов внутренних дел сообщений о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел, или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником. Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью. 18. Информация о преступлении, выявленном сотрудником органа внутренних дел в процессе предварительного расследования иного преступления, оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией. 19. Если происшествие не относится к компетенции органов внутренних дел или происшествие произошло на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются по подследственности, в суд (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения, а равно по сохранению следов правонарушения. При передаче по территориальности в другой орган внутренних дел материалы направляются с приложением талона-уведомления о передаче сообщения о происшествии по территориальности (приложение N 3), о чем делается соответствующая отметка в КУСП, с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления остается в дежурной части. Возвращенный в орган внутренних дел талон-уведомление о передаче сообщения по территориальности подшивается в специальное дело секретариата с указанием номера ранее направленного материала по журналу исходящей корреспонденции. Если по результатам проверки усматриваются признаки состава преступления частного обвинения, то в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации заявление и материалы проверки с сопроводительным письмом направляются мировому судье (за исключением случаев выявления признаков состава преступления, предусмотренного статьей 115 или статьей 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, когда лицо, подлежащее привлечению к ответственности, потерпевшему не известно). Заявитель письменно информируется о передаче его сообщения о происшествии по подследственности или в суд (по делам частного обвинения) в течение суток с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования. Заявления граждан специального характера (по направлениям деятельности), связанные с утратой или выдачей удостоверений, разрешений, лицензий, справок, заключений, государственных регистрационных знаков, талонов, паспортов, актов, документов, предоставляющих или восстанавливающих какое-либо право, направляются в соответствующие подразделения, где учитываются в отдельных учетных формах. Порядок работы с такого рода обращениями регламентируется законодательными и иными нормативными правовыми актами. 20. Сообщение о происшествии, поступившее в орган внутренних дел по подследственности, регистрируется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, о чем отправитель уведомляется письменно (в случае поступления материалов из другого органа внутренних дел — заполненным талоном-уведомлением о передаче сообщения по территориальности). Срок разрешения поступившего сообщения о происшествии исчисляется с момента его поступления в орган внутренних дел по подследственности. 21. При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации (приложение N 4). В оттиск штампа оперативный дежурный <*> вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью. ——————————— <*> Под оперативным дежурным в настоящей Инструкции понимаются: начальник дежурной части, начальник дежурной смены, помощник начальника отдела (отделения) — оперативный дежурный, помощник начальника дежурной части — оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного. 22. Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление (приложение N 5) и выдает его заявителю <*>. ——————————— <*> Часть 4 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. 23. Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел. 24. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание сообщения о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника, принявшего сообщение, дата приема. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного. 25. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления. 26. Талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел и используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел.

admin