Регистрация ИП как работодателя

Порядок регистрации ИП в Фонде социального страхования

Итак, если вы заключили первый трудовой или гражданско-правовой договор с сотрудником или исполнителем, то надо подать в соцстрах заявление о регистрации в качестве работодателя. Срок подачи документов – не позднее 30 календарных дней с даты заключения договора.

В соответствии с Приказом Минтруда от 29.04.2016 N 202н в обязательный список документов для регистрации ИП-работодателя входят:

  • заявление по установленной форме;
  • копия документа, удостоверяющего личность страхователя (паспорта индивидуального предпринимателя);
  • копии трудовой книжки работника или заключённого трудового договора;
  • копии гражданско-правового договора или договора авторского заказа, если условия предусматривают уплату страховых взносов на травматизм.

Копии документов заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью (при подаче через интернет) или работниками ФСС при сверке с оригиналами.

В зависимости от вида заключённого договора, заявление о регистрации страхователя в ФСС подают по разным формам.

Для трудового договора:

  • образец заполнения;
  • форма заявления (утв. Приказом Минтруда от 25.10.2013 N 574н).

Для гражданско-правового договора:

  • образец заполнения;
  • форма заявления (утв. Приказом Минтруда от 25.10.2013 N 575н).

Подавать документы надо в отделение соцстраха по месту прописки индивидуального предпринимателя. Если у вас есть доступ к порталу Госуслуг, то можете пройти регистрацию, подав документы .

Регистрация ИП в качестве работодателя пошаговая инструкция и особенности

Регистрируясь как ИП, многие бизнесмены рассчитывают на то, что работать будут самостоятельно. По прошествии какого-то времени появляется понимание, что легче будет нанять пару сотрудников для исполнения определенных обязанностей, а самому заниматься дальнейшим развитием бизнеса. Иногда без работников нельзя обойтись с самого начала. Это могут быть продавцы на торговых точках, водители, производственные рабочие – все те, кто обеспечивает функционирование вашего бизнеса.

Документально оформить эту важную часть в жизни предпринимателя поможет автоматический онлайн-сервис.

Когда вы принимаете решение о привлечении наемных сотрудников, важно понимать его последствия – вы переходите в новый для себя статус ИП-работодателя. Это влечет за собой кучу обязанностей и не очень приятных последствий: заключение трудовых договоров, обеспечение кадрового учета, выплата заработной платы, перечисление НДФЛ и страховых взносов за сотрудников, а еще штрафы за несоблюдение трудового законодательства и дополнительное общение с государственными органами.

Что будет, если не оформлять сотрудников официально

В жизни очень часто бывает, что сотрудники у ИП есть, они выполняют порученную им работу, но официально не оформлены, потому что это выгодно работодателю. Ему не надо «париться» о перечислении НДФЛ с их зарплат, платить страховые взносы, заводить кучу бумажек по кадрам. Иногда работники сами соглашаются на такие условия, потому что бояться потерять свой доход и вовсе остаться без заработка. Но последнее время тенденция все-таки меняется в другую сторону.

В официальном приеме сотрудников на работу заинтересованы сами работники и государство. Работник в этом случае будет защищен трудовым договором и действующим законодательством: за него будут платить взносы на пенсионное и медицинское страхование, он может уйти на больничный или в декрет, или в полагающийся отпуск. Для государства выгода заключается в сборе НДФЛ – оформление «белой» зарплаты означает, что ИП (или ООО) как налоговые агенты будут перечислять налог с доходов сотрудника в бюджет плюс пополнять казну социальных фондов.
Борьба с неофициальным трудоустройством ведется довольно активно. Ранее неоднократно заходила речь о повышении штрафов за несоблюдение положений трудового законодательства, на 2019 год для ИП картина следующая:

  • нарушение федерального законодательства в части требований, касающихся охраны труда, грозит штрафом в сумме от 2-5 тыс. руб.;
  • нарушение порядка спецоценки или отсутствие факта ее проведения вообще влечет за собой штраф в 5-10 тыс. руб.;
  • за допуск сотрудника к работе без организации предварительного обучения и проверки знаний, касающихся охраны труда, придется заплатить от 15-25 тыс. руб.;
  • необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты влечет за собой санкции в размере 20-30 тыс. руб.;
  • совершение правонарушения, если ранее за аналогичное уже накладывался штраф, обеспечит вам штраф в виде 30-40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • ИП-работодателю важно помнить, что неоформление работника может быть рассмотрено как нарушение сразу четырех кодексов – Трудового, Налогового, КоАП и Уголовного. При серьезных нарушениях и ответственность будет довольна серьезна.

Еще одна тенденция – наказание самого работника как соучастника правонарушения, ведь он согласился на «черную» зарплату и скрывает свои доходы от государства. В действие идут как штрафы (до 5 тыс. руб.), так и социальная реклама – думаю, многие заметили рекламные ролики и баннеры на улицах, рассказывающие о том, что «черная» зарплата – это плохо.

В итоге получается, что официальные трудовые отношения полезны всем сторонам. Работник получает гарантии трудового законодательства, а работодатель исключает проблемы с государственными органами. Официальный трудовой договор, по сути, становится одним из конкурентных преимуществ ИП перед другими работодателями.

Итак, вы решили нанять сотрудников и официально оформить их? Перечислим основные моменты начала работы ИП в качестве работодателя.

Продумываем стратегию

Какую стратегию нужно обдумать? Вы должны сформулировать для себя и, соответственно, для своих будущих сотрудников некие «правила игры» — назовем их так. Что сюда относится? Пунктов довольно много:

  • Как будет осуществляться подбор и прием сотрудников (собеседование, оформление, испытательный срок и т.д.);
  • На какой срок будет заключаться трудовой договор (хорошо сделать образец договора, продумав его положения);
  • Какие обязанности будет исполнять каждый сотрудник;
  • Какой установить режим работы (строгий график, гибкий график, полный день и т.д.);
  • Как будет сформирована система оплаты труда (оклады, премии и пр.);
  • Как будет сформирована система мотивации сотрудников;
  • Как будет выплачиваться зарплата (банковские карточки, наличными; в какие сроки);
  • Как будет организована работа с персональными данными.

На самом деле, на начальном этапе это нужнее всего самому ИП, чтобы понять, как будут организованы ваши будущие отношения с сотрудниками. Итогом этой работы должны стать несколько внутренних нормативных актов: трудовой распорядок, регламент о защите персональных данных, стандарт о премировании (если требуется), должностные инструкции. Составлять их «как попало» не рекомендуется, подойдите к этому вопросу серьезно. Все положения этих актов должны быть важны для вашего бизнеса (или компании).

Особенности государственной регистрации индивидуальных предпринимателей



В данной статье рассматриваются вопросы государственной регистрации субъектов индивидуального предпринимательства. Анализируются основания регистрации, выявляются сроки и порядок регистрации индивидуальных предпринимателей. Изучаются причины отказа в регистрации. На основе подробного анализа выявляются пробелы в действующем законодательстве.

Ключевые слова: предпринимательство, индивидуальные предприниматели, субъекты малого и среднего бизнеса, государственная регистрация, единый государственный реестр

Роль индивидуального предпринимательства с каждым днем приобретает все большее значение. Экономическая ситуация в стране способствует образованию и регистрации субъектов того или иного вида предпринимательской деятельности. В данной статье рассматриваются особенности регистрации индивидуальных предпринимателей, анализируется порядок образования данной коммерческой деятельности и выявляются недостатки регулирования законодательства в области малого и среднего бизнеса.

Предпринимательская деятельность представляет собой вид экономической деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

В настоящее время предпринимательская деятельность в Российской Федерации регулируется различными законами и нормативными актами. Среди них большее значение имеют Конституция РФ, которая в ч.1 ст. 34 закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) дополняет это право в ч. 1 ст. 23, уточняя, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя .

Следовательно, для занятия индивидуальной предпринимательской деятельности необходимы различные условия и требования. А они, в свою очередь, и нашли свое отражение в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — ФЗ № 129-ФЗ) .

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

На сегодняшний день в Российской Федерации регистрация большинства субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется в заявительном порядке. Это имеет огромное значение, поскольку позволяет заниматься предпринимательской деятельностью только с особого разрешения. Такая регистрация производится специально уполномоченным на тот государственным органом. В настоящее время в России таким органом выступает Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее — ФНС РФ) и ее территориальные органы .

Особенностью осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности выступает обязательное требование об уплате государственной пошлины. Величина такого регистрационного сбора устанавливается п. 6 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Оплата государственной пошлины осуществляется через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные такими полномочиями .

Следующим этапом уже регистрационного периода является направление перечня документов в ФНС РФ, перечень которых определен в ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

1. квитанция об оплате регистрационного сбора;

2. заявление о государственной регистрации;

3. копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве ИП (например, паспорт, загранпаспорт);

4. копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

5. копия документа, признаваемого в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

6. копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

7. копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в России;

8. подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации;

9. нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя;

10. справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования;

11. решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Важной особенностью государственной регистрации индивидуальных предпринимателей является явочный характер . Это означает, что государственная регистрация должна осуществляться по месту жительства индивидуального предпринимателя. То есть закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Причем местом жительства в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Причем постоянно гражданин может проживать не только в качестве собственника, но и в качестве члена семьи, по договору найма, ренты или по иным основаниям, предусмотренным настоящим законодательством . Однако сам по себе факт фактического или преимущественного проживания гражданина в определенном месте не позволяет определить его место жительства для государственной регистрации индивидуального предпринимателя. То есть, к примеру, если гражданин зарегистрирован в квартире, находящейся в городе, а фактически проживает в сельской местности, то регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя будет производится по месту регистрации. Таким образом, в настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя, является формальный признак — регистрация гражданина по месту жительства, хотя законно не были внесены уточнения относительно зарегистрированного или фактического места жительства физического лица.

Проблемой, на наш взгляд, в данной процедуре регистрации является недостаточная проверка налоговыми органами формы представленных документов на предмет соответствия федеральных законов. Данная недоработка уполномоченных органов имеет существенное значение, поскольку очень часто порождает правовую недействительность такой регистрации, что накладывает существенный отпечаток на самих индивидуальных предпринимателей.

Кроме порядка регистрации ФЗ № 129-ФЗ регулирует и порядок отказа в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, который допускается в следующих случаях: непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона и ряд других случаев, предусмотренных законом.

При банкротстве индивидуального предпринимателя следует учитывать утрату им статуса индивидуального предпринимателя, т. е. фактическое исключение его из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, т. к. такое последствие является одной из особенностей банкротства индивидуального предпринимателя (п. 1. ст. 216 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») . Утрата статуса предпринимателя влечет определенные последствия: аннулируется действие лицензии на осуществление определенных видов деятельности, утрачивает силу определенный режим налогообложения, прекращаются иные права, которые мог иметь гражданин как субъект предпринимательской деятельности .

Таким образом, законодатель детально урегулировал порядок и основания предоставления отказа в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Наличие государственной регистрации позволяет гражданам правомерно обрести статус индивидуального предпринимателя, а государственным органам вести учет, следить и контролировать их деятельность без каких-либо проблем.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СЗ РФ. 28.10.2002. № 43. Ст. 4190.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301
  3. Федеральный закон 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // CЗ РФ. 23.08.2001.№ 33.Ст.3431.
  4. Гладкова С. Г. Индивидуальный предприниматель: учет и налогообложение разных видов деятельности: практическое пособие. Изд.: Омега-Л. — 3-е изд., М., 2012. С. 194.
  5. Гусева Т. А. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности: учебник. Изд.: Юстицинформ. — М., 2010. С. 292.
  6. Касьянова Г. Ю. Индивидуальный предприниматель: налогообложение и учёт. Изд.: АБАК.- 6-е изд., М., 2006. С. 356.
  7. Малькова К. Г., Масленникова Л. В. Основные проблемы заключения мирового соглашения при признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя // Молодой ученый. № 1 (135), 2017, С. 341.

Особенности регистрации индивидуального предпринимателя

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать любые правоспособные физические лица, являющиеся как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями Алексеев, С. С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования/С. С. Алексеев. — М: 1999. — с. 76.. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Для того чтобы начать индивидуальную предпринимательскую деятельность необходимо:

  • — пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
  • — встать на учет в налоговой инспекции;
  • — встать на учет в государственных внебюджетных фондах;
  • — открыть расчетный счет в банке;
  • — получить лицензию на выбранный вид деятельности, если это необходимо;
  • — получить сертификаты соответствия качества услуг или товаров, если это необходимо; соответствия качества услуг или товаров, если это необходимо;
  • — получить гигиенический сертификат на производство, товары или услуги, если это необходимо;
  • — получить экологический сертификат на производственные мощности, если это необходимо;
  • — подготовить экологическое обоснование техники, технологии и материалов для сертификации производства, если это необходимо.

В целях упорядочения регистрации индивидуальных предпринимателей и создания единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей изданы следующие документы Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). — М: 2002. — с. 94-98.:

  • 1) Федеральный закон от 23 июня 2003г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (опубликован в «Российской газете» от 25.06.2003 г., далее — Закон №76-ФЗ). Данный закон вступает в силу с 1 января 2004 г.
  • 2) Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 (в редакции Постановления Правительства России от 16.09.2003 г. № 577), в соответствии с которым Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, начиная с 01.01.2004г., государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • 3) Постановление Правительства России от 16 октября 2003г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передача их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439».

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в МРП и ее филиалах. Порядок осуществления государственной регистрации индивидуального предпринимателя определен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности,. утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482, и Законом РФ «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 г. № 2000-1.

Для регистрации предприниматель представляет в регистрирующий орган заявление, составленное в установленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора. Размер сбора не должен превышать установленного законодательством на момент регистрации размера минимальной месячной оплаты труда Григоренко, С. М. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предприни мателя // Хозяйство и право. -1999. -№ 5. — с. 23-29.. В заявлении следует перечислить все виды деятельности, которые намерен осуществлять индивидуальный предприниматель, так как. они будут указаны в свидетельстве о регистрации и только ими он будет вправе заниматься Нестерова, Н. И. Актуальные вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности. -Хабаровск: 2001. — с. 231..

Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в 15-дневный срок с момента получения документов. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах: один выдается предпринимателю, второй остается в регистрационной палате, третий направляется налоговой инспекции по месту регистрации.

Требование других документов или совершение других действий, кроме предусмотренных законодательством при регистрации предпринимателя не допускается.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в тех же налоговых (регистрирующих) инспекциях, которые с 1 июля 2002 года занимались государственной регистрацией юридических лиц.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей следующих записей:

  • А) о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • Б) о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
  • В) о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • Г) о внесении в государственной реестр записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации или уклонения от осуществления регистрации действия регистрирующего органа могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд (ст. 22, 23, 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ) в соответствии с правилами о подведомственности дел этим системам судебной власти. В случае признания отказа в государственной регистрации незаконным суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию (ч. 2 ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Арбитражный суд рассматривает споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). -М: 2002. — с. 65..

Однако необходимо отметить, что арбитражный суд, рассматривая споры, связанные с государственной регистрацией, не подменяет собой государственные органы, на которые возложена обязанность регистрации. Так, если ранее суд в резолютивной части решения указывал дату, с которой предприятие или предпринимательская деятельность граждан считаются зарегистрированными, то в настоящее время подход к указанной проблематике базируется на принципе, что суд не должен осуществлять административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти. Суд является органом по осуществлению правосудия, и на него не могут быть возложены иные функции.

Процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей носит заявительный характер. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Отличительные особенности от других организационно-правовых форм собственности:

  • — относительная простая и короткая процедура регистрации;
  • — отсутствие Уставного Капитала;
  • — не требуется юридический адрес (государственная регистрация ИП осуществляется по месту постоянного жительства);
  • — не обязаны (но имеют право) открывать расчетные счета в банках;
  • — упрощенная форма учета хозяйственных операций и освобождение от ряда налогов, которыми облагаются юридические лица.

Несмотря на внешнюю простоту организации и оформления предпринимательской деятельности без образования юридического лица, индивидуальный предприниматель является полномочным субъектом хозяйствования Григоренко, С. М. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя //Хозяйство и право. -1999. -№ 5. — с.43.. Он праве заключать с другими юридическими и физическими лицами договоры гражданско-правового характера, т.е. выступать в качестве не только исполнителя, но и заказчика работ и услуг.

В отличии от физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, ответственность индивидуальных предпринимателей по принятым обязательствам наступает независимо от их вины. Как и юридические лица, они освобождаются от ответственности только в том случае, если неисполнение обязательств имело место под воздействием непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), к которым не относятся нарушения обязательств другими субъектами хозяйствования, недостаток финансовых или материальных ресурсов.

В этом смысле учредители ЗАО или ООО находятся в гораздо более благоприятных условиях. Учредители несут имущественную ответственность по обязательствам общества только в пределах взносов в уставной капитал, тогда как предприниматель без образования юридического лица отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что регистрация ИП (индивидуального предпринимателя) целесообразна в том случае, если физическое лицо, планирующее регулярно осуществлять деятельность, связанную с получением прибыли, полагается исключительно на собственные силы и не предполагает привлекать к своему бизнесу деловых партнеров и инвестиции (за исключением банковских кредитов и займов от третьих лиц). При регистрации ИП необходимо знать, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по обязательствам тем объемом имущества, которое ему принадлежит (за исключением небольшого перечня имущества, на которое не может быть возложено взыскание по долгам).

При регистрации ИП необходимо знать, что при возникновении необходимости продажи собственного дела, предприниматель может продавать исключительно свои собственные активы, то есть, личное имущество. Индивидуального предпринимателя нельзя заменить, как, например, в случае с хозяйственными обществами — просто назначив нового генерального директора. Индивидуальный предприниматель будет нести ответственность за допущенные нарушения законодательства о налогах и сборах до момента прекращения у лица статуса индивидуального предпринимателя.

admin