Регистрация договора доверительного управления

Среди большого числа прав, сделок, ограничений на недвижимое имущество, обязательность государственной регистрации которых предусмотрена гражданским законодательством, отдельной разновидностью государственной регистрации является доверительное управление недвижимым имуществом.

Обязательство, возникающее из договора доверительного управления имуществом, представляет собой чрезвычайно интересную цивилистическую конструкцию. Несмотря на то, что положения о доверительном управлении имуществом, закрепленные в главе 53 ГК РФ, применяются уже более десять лет, внимание ученых и практиков к этому институту не ослабевает.

В последнее время при заключении договоров доверительного управления стороны все чаще избирают объектом управления недвижимое имущество. Как правило, это нежилые здания или сооружения, реже — земельные участки или доли в праве собственности на землю.

Для договора доверительного управления недвижимым имуществом характерны специальные требования к форме. В соответствии с (п. 2 ст. 1017 ГК РФ) договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Следовательно, необходимо составление одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Кроме того, передача недвижимости в доверительное управление, как и переход права собственности при продаже недвижимости, подлежит государственной регистрации. В силу прямого указания (ст. 1017 ГК РФ), несоблюдение формы договора, как и требования о государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление, влечет недействительность договора.

Одним из немаловажных вопросов, который отнюдь не носит формального характера, является вопрос о том, какие регистрационные действия должны производиться в соответствии со (ст. 1017 ГК РФ) при заключении договора доверительного управления недвижимым имуществом.

На основании (п. 2 ст. 1017 ГК РФ), государственной регистрации подлежит не сам договор, а производится государственная регистрация ограничения права собственности на объект недвижимости, который передается в доверительное управление. Связано это с тем, что в указанной выше норме Гражданского кодекса содержится положение о регистрации именно факта передачи, что по существу является обременением прав собственника недвижимого имущества правами третьего лица (доверительного управляющего).

Между тем, согласно ст. 30 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации прав), которая носит название «Доверительное управление и опека, связанные с недвижимым имуществом», в сущности, не определяет порядка совершения соответствующего регистрационного действия. Более того, в ней содержится весьма неопределенная формулировка: «Любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда». Указанная норма может создать впечатление, что договор доверительного управления порождает у управляющего некое право, подлежащее государственной регистрации.

Тем не менее, такое представление об отношениях по доверительному управлению имуществом было бы неверным. В современной науке гражданского права сложилось и закрепилось убеждение в том, что доверительный управляющий не приобретает в связи с заключением договора доверительного управления каких-либо вещных прав.

Отсутствие в доверительном управлении вещно-правового эффекта отразилось не на (ст. 30 Закона о регистрации прав), а на других нормах указанного закона. Так в соответствии со (ст.ст. 1 и 4 Закон о регистрации прав), доверительное управление подлежит государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) права собственности или иного вещного права. Согласно (ст. 12 Закона о регистрации прав), доверительное управление регистрируется как запись об ограничении (обременении) права собственности и других прав на недвижимое имущество и вносится в подраздел III Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).

В соответствии со (ст. 1017 ГК РФ) сам договор доверительного управления недвижимостью государственной регистрации не требует, поэтому проставлять штамп регистрационной надписи на оригинале документа, выражающего содержание сделки, строго говоря, оснований нет.

В связи с указанным обстоятельством в практике доверительного управления недвижимым имуществом выявился интересный вопрос, каким документом может быть удостоверен факт государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление .

Прежде всего, факт государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление отражается в ЕГРП, о чем государственный регистратор вносит запись в подраздел III-6. Таким образом, факт государственной регистрации ограничении (обременении) права собственности по общему правилу можно подтвердить выпиской из ЕГРП. Однако принимая во внимание то обстоятельство, что выписка из ЕГРП актуальна только на момент ее выдачи, некоторые специалисты в области государственной регистрации предлагают возможность подтверждать проведение государственной регистрации договора доверительного управления по аналогии с государственной регистрацией договора аренды, а именно, проставлять штамп о проведенной государственной регистрации ограничении (обременении) права собственности.

Таким образом, после предоставления заявителем на государственную регистрацию документов предусмотренных Законом о регистрации, государственный регистратор проводит правовую экспертизу.

В процессе проведения государственной регистрации могут быть истребованы дополнительные документы, в случаях, установленных законодательством.

С заявлением о государственной регистрации данного ограничения может обратиться либо собственник объекта недвижимости, либо лицо, в пользу которого будет зарегистрировано это ограничение (в данном случае это — доверительный управляющий).

При представлении документов с целью государственной регистрации ограничения — передачи в доверительное управление, необходимо учитывать и общие положения Закона о регистрации, а именно (ст. 13 Закона о регистрации), в соответствии с которой государственная регистрация ограничения возможна при наличии государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в ЕГРП.

После проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов, государственный регистратор принимает одно из решений предусмотренных Законом о регистрации, а именно:

-решение о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) прав (в этом случае осуществляется запись в лист подраздела III-6 согласно Правилам ведения ЕГРП);

-решение о приостановлении государственной регистрации ограничения (обременения) прав (ст. 19 Закона о регистрации);

— решение об отказе в проведении государственной регистрации ограничения (обременения) прав (ст. 20 Закона о регистрации).

Договор Доверительного Управления Недвижимым Имуществом

Несоблюдение требований о регистрации передачи имущества влечет за собой недействительность самого договора доверительного управления.

Напомним, что из себя представляет договор доверительного управления имуществом. Одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление. Другая же сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. При этом передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (п. 2 ст. 1017 ГК РФ).

В то же время в порядке исполнения договора продажи недвижимости существует одна особенность. Его исполнение до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения отношений сторон с третьими лицами (п. 2 ст. 551 ГК РФ). Таким образом, стороны договора доверительного управления могут предусмотреть в нем, например, что договор вступит в силу со дня его подписания. Они могут даже сразу передать имущество. Однако для третьих лиц – арендаторов или организаций, оказывающих коммунальные услуги, – дело обстоит немного иначе. Для них договор вступит в силу только с даты государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление. Это положение обязательно необходимо учитывать. До регистрации передачи имущества все права и обязанности перед третьими лицами несет сам собственник, а не доверительный управляющий.

Несоблюдение требований о регистрации передачи имущества влечет за собой недействительность самого договора доверительного управления.

Как не обидеть управляющего

Принимая недвижимое имущество в доверительного управления, многие доверительные управляющие ставят перед собственником следующий вопрос. Они просят выделить им под офис часть помещений в передаваемом здании для реализации функций по договору доверительного управления. Здесь необходимо учитывать, что управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом (п. 3 ст. 1015 ГК РФ). В связи с этим очень важно правильно оформить такие отношения. Можно предложить несколько способов решения этой проблемы. Наиболее простой – это исключить из состава передаваемого в доверительное управление имущества помещения, которые управляющий собирается использовать под офис. Вместо этого следует сдать их ему в аренду по отдельному договору. Например, в доверительное управление может быть передано здание за исключением комнат № 1-15 на первом его этаже.

Согласно статье 1023 Гражданского кодекса, доверительное управление управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления. Также ему необходимо возместить обоснованные расходы, произведенные при доверительное управление имуществом. Делать это следует за счет доходов от использования этого имущества. В связи с этим, в договоре доверительного управления можно предусмотреть следующее. Право пользования помещением в здании, переданном в доверительное управление можно рассматривать как одну из составных частей такого вознаграждения. Также в договоре можно установить, что право пользования частью помещения в здании, переданном в доверительное управление, является компенсацией расходов управляющего. При этом такая часть помещения должна учитываться доверительным управляющим отдельно от имущества, переданного ему в доверительное управление.

Библиографическое описание:



В данной статье представлен обзор правовых норм, регулирующих порядок заключения договора доверительного управления недвижимым имуществом. Даны рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего положения о доверительном управлении недвижимым имуществом, с учетом особенностей данного договора и запросов практики.

Ключевые слова: доверительное управление, договор доверительного управления недвижимым имуществом, доверительный управляющий, договор аренды, государственная регистрация, Единый государственный реестр недвижимости

Возможность заключения договора доверительного управления имуществом предусмотрена в части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) .

ГК РФ предусматривает особый порядок заключения договора доверительного управления имуществом. Согласно ст. 1017 ГК РФ договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме. В силу п.2 ст. 433 ГК РФ и п. 3 ст. 1012 ГК РФ договор доверительного управления недвижимым имуществом считается заключенным не со дня его подписания сторонами, а после передачи имущества доверительному управляющему (подписания акта приема-передачи объекта). Следовательно, договор доверительного управления является реальным, так как для его заключения необходим факт передачи имущества. Отсутствие же факта реального исполнения данной сделки может рассматриваться как основание для признания ее недействительной .

В этой связи, целесообразно дополнить гл. 53 ГК РФ положениями, устанавливающими, что передача недвижимого имущества от собственника к доверительному управляющему осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Пунктом 2 ст. 1017 ГК РФ установлено, что передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации. Следует отметить, что государственной регистрации подлежит не сам договор доверительно управления недвижимостью, а именно передача имущества в доверительное управление. Что касается процедуры государственной регистрации передачи имущества в доверительное управление, то она аналогична процедуре государственной регистрации перехода права собственности на данное имущество. Процедура государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество регулируется ст. 551 ГК РФ . В связи с этим мнение Е. А. Суханова о том, что государственной регистрации подлежит сам договор доверительно управления недвижимостью, следует считать ошибочным .

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» доверительное управление подлежит государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) права собственности или иного вещного права .

В соответствии с п. 2 ст. 1012 ГК РФ, доверительный управляющий, осуществляя доверительное управление имуществом, вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. В силу ст. 608 ГК РФ доверительный управляющий является лицом, управомоченным собственником сдавать имущество в аренду. В настоящее время в судебной практике спорным является вопрос о возможности заключения доверительным управляющим договоров аренды на срок, превышающий период времени, отведенный на доверительное управление имуществом. В соответствии с п. 2 ст. 1016 ГК РФ срок действия договора доверительного управления имуществом не может превышать пяти лет, если нет иных установленных законом предельных сроков.

Анализ судебной практики по данному вопросу показал, что большинство судов различных инстанций придерживаются позиции, согласно которой заключение договора аренды на срок, превышающий период времени, отведенный на доверительное управление, не является незаконным распоряжением имуществом, поскольку осуществлено в период действия договора доверительного управления и не связано с отчуждением данного имущества .

Однако при рассмотрении данной категории споров суды учитывают следующее: во-первых, содержится ли в договоре доверительного управления имуществом условие, запрещающее доверительному управляющему заключать договоры аренды на срок, превышающий срок действия договора доверительного управления. Во-вторых, указано ли в договоре условие о необходимости получения согласия учредителя управления на передачу имущества во временное владение и (или) пользование третьим лицам на более длительный срок.

Аналогичная позиция была отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 апреля 2009 г. № 4379/09 по делу № А28–3145/2008–115/17. По данному делу доверительный управляющий, уполномоченный на заключение договоров аренды имущества, находящегося в доверительном управлении, заключил спорный договор аренды в период срока действия договора доверительного управления. В договоре содержались условия, предусматривающие возможность передачи имущества во владение и (или) пользование третьим лицам только на срок, не превышающий срок действия договора доверительного управления, а также условия о том, что передача имущества на более длительный срок возможна лишь с согласия учредителя управления. Однако учредитель управления посредством принятия платежей по договору аренды одобрил данную сделку. В связи с чем у суда на основании ст. 174 ГК РФ отсутствовало основание для признания договора аренды недействительным .

С нашей точки зрения, если регистрация передачи недвижимого имущества в доверительное управление была зарегистрирована в установленном законом порядке, то доверительный управляющий, в силу положений ст. 1012, 1020 ГК РФ имеет право распоряжения имуществом, в том числе, путем передачи его в аренду. Однако, возможность заключения договора аренды имущества на срок, превышающий срок действия договора доверительного управления может представлять для учредителя управления неудобства. Поэтому в договоре доверительного управления недвижимым имуществом необходимо предусмотерть условие, согласно которому передача имущества во временное владение и (или) пользование третьим лицам без письменного согласия учредителя допустима только на срок, дата окончания которого совпадает с днем истечения срока. Передача же имущества на более длительный срок возможна лишь с согласия учредителя управления.

Доверительный управляющий совершает сделки с переданным в доверительное управление имуществом от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Для этого в договоре аренды после имени или наименования доверительного управляющего должна быть поставлена отметка «Д.У». (п. 3 ст. 1012 ГК РФ).

Отсутствие в тексте оформляемой сделки указания о действии доверительного управляющего в названном качестве может повлечь приостановку либо отказ в государственной регистрации. При этом при отсутствии в тексте документов отметки «Д.У»., доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними принадлежащим ему имуществом.

Доверительный управляющий может распорядиться имуществом только в случаях прямо предусмотренных в договоре. Следовательно, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрена возможность сдать в аренду, продать, передать в залог недвижимое имущество учредителя, в государственной регистрации сделки может быть отказано. Поэтому в договоре доверительного управления должны быть определены все пункты, касающееся управления имуществом, по которым стороны пришли к соглашению.

Что касается прекращения отношений по доверительному управлению, то перечень оснований для такого прекращения установлен статьей 1024 ГК РФ. Кроме того прекращение данных отношений возможно и по соглашению сторон. В случае отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок, какие были предусмотрены договором.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994, N 32, Cт. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.01.1996, N 5, Ст. 410.
  3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости // Собрание законодательства Российской Федерации. 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344.
  4. Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. по делу № 4379/09.
  5. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 января 2008 г. по делу NА49–2407/06–84/24.
  6. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2008 г. по делу № А43–7040/07–21–163.
  7. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2008 г. № Ф09–2829/08-С6.
  8. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 декабря 2008 г. по делу № А28–5391/2008–200/31.
  9. Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право: Учебник (том 4) / Под ред. Е. А. Суханова. М: Волтерс Клувер, 2008. — 816 с.

Основные термины (генерируются автоматически): доверительное управление, ГК РФ, недвижимое имущество, имущество, государственная регистрация, договор, договор аренды, передача имущества, управляющий, длительный срок.

Порядок выполнения административной процедуры (АП)

Орган, уполномоченный на осуществление административной процедуры

территориальная организация по государственной регистрации

Перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры

заявление, содержащее идентификационные сведения, а при государственной регистрации договора или соглашения – также сведения о наличии полномочий на подписание договора или соглашения в случае, если указанные сведения отсутствуют в договоре, соглашении, и документа, выражающего решение полномочного органа юридического лица на передачу капитального строения, незавершенного законсервированного капитального строения или изолированного помещения, машино-места в доверительное управление, если в договоре или соглашении предусматривается такая передача, а при государственной регистрации возникновения или прекращения права доверительного управления – сведения о наличии полномочий на подписание передаточного акта или иного документа, подтверждающего передачу капитального строения, незавершенного законсервированного капитального строения или изолированного помещения, машино-места в доверительное управление или от доверительного управляющего вверителю
документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя14
выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее происхождения, датированные не ранее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации14, – в случае, если кандидатом в правообладатели является организация-нерезидент
документы, удостоверяющие личность гражданина – индивидуального предпринимателя, представителей и должностных лиц
документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления (доверенность, приказ, решение, договор простого товарищества, комиссии, иной документ)
договор доверительного управления капитальным строением, незавершенным законсервированным капитальным строением или изолированным помещением, машино-местом или соглашение о его изменении – в случае государственной регистрации договора или соглашения
документ, подтверждающий согласие супруга (супруги) на заключение договора доверительного управления или соглашения о его изменении, на основании которого возникает право доверительного управления, если этим договором или соглашением предусмотрено право доверительного управляющего отчуждать или иным образом распоряжаться предметом доверительного управления, – в случае государственной регистрации договора доверительного управления капитальным строением, незавершенным законсервированным капитальным строением или изолированным помещением, машино-местом, находящимся в общей совместной собственности супругов, или соглашения о его изменении (не представляется, если договор или соглашение удостоверены нотариально)
передаточный акт или иной документ, подтверждающий передачу объектов недвижимого имущества в доверительное управление, – в случае государственной регистрации возникновения права доверительного управления капитальным строением, незавершенным законсервированным капитальным строением или изолированным помещением, машино-местом
передаточный акт или иной документ, подтверждающий передачу объектов недвижимого имущества от доверительного управляющего вверителю, – в случае государственной регистрации прекращения права доверительного управления капитальным строением, незавершенным законсервированным капитальным строением или изолированным помещением, машино-местом
документ, подтверждающий внесение платы15

Срок осуществления административной процедуры

5 рабочих дней, в случае совершения регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа, – 7 рабочих дней, в случае совершения регистрационных действий в ускоренном порядке – 2 рабочих дня, в случае совершения регистрационных действий в срочном порядке, если заявление о государственной регистрации подано не менее чем за два часа до окончания установленного в организации рабочего времени, – 1 рабочий день (не применяется в случае совершения регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа), в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц40

Срок действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административной процедуры

бессрочно

Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры

3 базовые величины — за государственную регистрацию договора13
2,5 базовой величины — за государственную регистрацию одного объекта государственной регистрации, за исключением договора13
1,5 базовой величины — дополнительно за государственную регистрацию объектов государственной регистрации в ускоренном порядке независимо от их количества в соответствии с заявлением о государственной регистрации
3 базовые величины — дополнительно за государственную регистрацию объектов государственной регистрации в срочном порядке независимо от их количества в соответствии с заявлением о государственной регистрации

1Оригиналы документов, а в случаях представления нотариально засвидетельствованных копий документов — нотариально засвидетельствованные копии документов после их сверки с копиями подлежат возврату.
13При осуществлении государственной регистрации и внесении исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним дополнительно взимается плата:
0,2 базовой величины — за государственную регистрацию каждого последующего объекта государственной регистрации, за исключением возникновения, перехода, прекращения ограничения права на земельный участок, в соответствии с заявлением о государственной регистрации независимо от количества процедур, применяемых согласно настоящему перечню;
0,6 базовой величины — за государственную регистрацию одновременно не более 5 последующих объектов государственной регистрации (возникновения, перехода, прекращения ограничений прав на земельный участок);
1,6 базовой величины — за государственную регистрацию одновременно более 5 последующих объектов государственной регистрации (возникновения, перехода, прекращения ограничений прав на земельный участок);
0,2 базовой величины — за каждые последующие двадцать точек каталога координат — при государственной регистрации создания земельного участка (за исключением случаев, когда в территориальной организации по государственной регистрации имеется каталог координат на машинном носителе в необходимом формате);

0,5 базовой величины — за составление и выдачу земельно-кадастрового плана земельного участка (при наличии сведений о геодезических координатах поворотных точек границы земельного участка) в случае государственной регистрации создания, изменения земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, а также сервитута;
0,2 базовой величины — за подготовку по ходатайству заявителя второго и каждого последующего экземпляра свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации;
0,4 базовой величины — за каждый объект недвижимого имущества, включаемый в состав предприятия или исключаемый из его состава, — при государственной регистрации создания, изменения или прекращения существования предприятия;
0,2 базовой величины — за государственную регистрацию возникновения, или перехода, или прекращения прав, ограничений (обременений) прав на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав зарегистрированного предприятия, — при государственной регистрации возникновения, или перехода, или прекращения прав, ограничений (обременений) прав на предприятие;
0,4 базовой величины — за помещение необходимых документов во второе и каждое последующее регистрационное дело — при внесении исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в отношении объектов недвижимого имущества (за исключением предприятия).
14Документы представляются в оригиналах или засвидетельствованных в установленном порядке копиях без представления ксерокопий.
Не представляются:
в отношении государственных органов, иностранных государств, лиц, являющихся стороной по сделке с недвижимым имуществом, которая не влечет возникновения у них прав на недвижимое имущество, и лиц, права у которых прекращаются или от которых переходят права на недвижимое имущество в результате государственной регистрации, а также при государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом и прекращения существования недвижимого имущества;
если эти документы представлялись в соответствующую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения объекта недвижимого имущества ранее (после 8 мая 2003 г.).
15Если оригинал документа, подтверждающего внесение платы за совершение административной процедуры и (или) уплату государственной пошлины, существует только в виде электронного документа, заявителем может быть представлена на бумажном носителе форма внешнего представления этого документа, оформленная в соответствии с требованиями законодательства (данное требование не распространяется на случаи внесения платы и (или) уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства).
В случае внесения платы за совершение административной процедуры и (или) уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и наличия сведений об этом в заявлении заинтересованного лица о совершении соответствующей административной процедуры с указанием номера платежа, представления документа, подтверждающего внесение платы за совершение административной процедуры и (или) уплату государственной пошлины, не требуется.
Факт внесения платы за совершение административной процедуры и (или) уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства подтверждается наличием в автоматизированной информационной системе единого расчетного и информационного пространства информации, подтверждающей внесение платы, зачисление государственной пошлины.
40 Государственная регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним не осуществляется в ускоренном или срочном порядке в случае, если в регистрационной книге содержится актуальная отметка о поступившем в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним заявлении заинтересованного лица о юридических фактах, в результате которых могут произойти возникновение, переход или прекращение прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

admin